Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 19.06.2009

Искусство переговоров

 Бог рез­ни. Яс­мин Ре­за. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Сер­гей Пу­с­ке­па­лис. Ху­дож­ник Эду­ард Ги­за­тул­лин. Ху­дож­ник по све­ту Ай­вар Са­ли­хов.

 

На этом пред­став­ле­нии я ощу­щал не­лов­кость: весь зал то и де­ло взры­вал­ся хо­хо­том, по­рой ле­жал от сме­ха, а мне не бы­ло смеш­но – ни кап­ли, ни в один мо­мент. Воз­мож­но, у ме­ня что-то не так с чув­ст­вом юмо­ра и спек­такль, ве­ро­ят­но, об­ре­чён на ус­пех. Жанр про­из­ве­де­ния оп­ре­де­лён те­а­т­ром как тра­ги­ко­ме­дия. Од­на­ко раз­ви­тие кон­флик­та за­став­ля­ет преж­де все­го вспом­нить гне­ту­щую дра­му в ду­хе чуть ли не Иб­се­на или Стринд­бер­га, а сю­жет поч­ти па­ро­дий­но по­вто­ря­ет сю­жет зна­ме­ни­той пье­сы Эд­вар­да Ол­би «Кто бо­ит­ся Вир­д­жи­нии Вулф».

Здесь то­же в кон­флик­те уча­ст­ву­ют две се­мей­ные па­ры, от­прыск од­ной из ко­то­рых, один­над­ца­ти­лет­ний Фер­ди­нанд Рей, в ссо­ре вы­бил пал­кой два зу­ба сво­е­му ро­вес­ни­ку, сы­ну дру­гой па­ры – Брю­но Вал­ло­ну. По ини­ци­а­ти­ве по­ст­ра­дав­шей сто­ро­ны две се­мьи встре­ча­ют­ся в квар­ти­ре Вал­ло­нов, что­бы об­су­дить пу­ти раз­ре­ше­ния кон­флик­та, свя­зан­ные, в ча­ст­но­с­ти, с ле­че­ни­ем и стра­хов­кой.

Ис­точ­ник ко­миз­ма, за­ду­ман­ный ав­то­ром, за­клю­ча­ет­ся, по­жа­луй, в са­ти­ри­че­с­ком кон­тра­с­те меж­ду эти­ми се­мь­я­ми. Ро­ди­те­ли Фер­ди­нан­да – «хо­зя­е­ва жиз­ни»: Ален (Вла­ди­слав Ве­т­ров) – юрист круп­ной фар­ма­цев­ти­че­с­кой кор­по­ра­ции, по­пав­шей в скан­даль­ную ис­то­рию из-за вре­до­нос­но­с­ти вы­пу­щен­но­го ею «чу­до-ле­кар­ст­ва», его же­на Анетт (Але­на Ба­бен­ко) пред­став­ля­ет­ся как «ме­не­д­жер по ин­ве­с­ти­ци­ям», при­чём ин­ве­с­тор – её муж. Па­ра же Вал­ло­нов во­об­ще вы­гля­дит ме­за­ль­ян­сом: Ми­шель – скром­ный тор­го­вец «ка­с­т­ру­ля­ми» и слив­ны­ми бач­ка­ми, а вот его су­пру­га Ве­ро­ни­ка – ли­те­ра­тор и ис­кус­ст­во­вед, ав­тор гу­ма­ни­с­ти­че­с­ких книг о ге­но­ци­де в Дар­фу­ре и кол­лек­ци­о­нер гра­фи­ки ав­ст­рий­ско­го экс­прес­си­о­ни­с­та (не толь­ко ху­дож­ни­ка, но и дра­ма­тур­га, меж­ду про­чим) Ос­ка­ра Ко­кош­ки.

Ещё до на­ча­ла дей­ст­вия мель­ка­ют ка­д­ры раз­лич­ных ка­та­ст­роф и кру­ше­ний, ко­то­рые хо­зя­ин до­ма Ми­шель (в до­маш­них брю­ках и та­поч­ках) смо­т­рит по те­ле­ви­зо­ру. Этим пред­во­с­хи­ща­ет­ся бур­ное раз­ви­тие со­бы­тий в даль­ней­шем.

А по­ка – раз­го­вор на­чи­на­ет­ся со впол­не ре­с­пек­та­бель­ных по­пы­ток Ве­ро­ни­ки вы­ра­бо­тать прин­ци­пы раз­ре­ше­ния кон­флик­та и хо­тя бы до­бить­ся от ро­ди­те­лей обид­чи­ка из­ви­не­ний за про­сту­пок сы­на. Од­на­ко Ален, по­сто­ян­но пре­ры­ва­е­мый те­ле­фон­ны­ми звон­ка­ми и ув­ле­чён­ный вы­ра­бот­кой со­ве­тов сво­ей фир­ме для из­бе­жа­ния су­да («ухо­ди­те в пол­ную не­со­знан­ку!»), ци­нич­но за­яв­ля­ет, что го­тов всё оп­ла­тить день­га­ми и не рас­по­ла­га­ет вре­ме­нем, что­бы вни­кать в раз­бор­ки де­тей. Но не ус­пе­ва­ет по­ки­нуть ком­па­нию: не­о­жи­дан­но вы­хо­дит из се­бя его же­на Анетт – по­сле уго­ще­ния ис­пе­чён­ным Ве­ро­ни­кой пи­ро­гом её тош­нит и вы­во­ра­чи­ва­ет на­из­нан­ку бук­валь­но на ко­с­тюм му­жа и на кол­лек­ци­он­ные кни­ги и ре­про­дук­ции хо­зяй­ки до­ма.

Сло­во за сло­во – и, как су­хие дро­ва, раз­во­ра­чи­ва­ет­ся гран­ди­оз­ная ссо­ра не толь­ко меж­ду па­ра­ми, но и су­пру­гов меж­ду со­бой. Хо­ро­шо при­няв на грудь (из рук в ру­ки пе­ре­хо­дит вод­ка в ог­ром­ной бу­ты­ли в ви­де ав­то­ма­та Ка­лаш­ни­ко­ва), ге­рои сры­ва­ют с се­бя ма­с­ка­рад при­ли­чий и вы­во­ра­чи­ва­ют на­из­нан­ку своё ну­т­ро, вы­сы­пая «ске­ле­ты из шка­фов». Ле­тит в ва­зу из-под цве­тов мо­биль­ник кор­по­ра­тив­но­го ад­во­ка­та, и он не мо­жет боль­ше да­вать кон­суль­та­ции мо­шен­ни­кам-фар­ма­цев­там. Вы­яс­ня­ет­ся, что мать Ми­ше­ля тя­же­ло боль­на. И вра­чи ре­ко­мен­ду­ют ей имен­но зло­по­луч­ный пре­па­рат, ядо­ви­тость ко­то­ро­го об­на­ру­жи­лась. Ве­ро­ни­ка клей­мит му­жа за то, что он вы­нес на ули­цу доч­ки­но­го хо­мя­ка, и бед­ное жи­вот­ное мо­жет не вы­жить в «джун­г­лях боль­шо­го го­ро­да», и т.д. и т.п.

Сю­жет до­воль­но изо­б­ре­та­те­лен – со­блю­де­но един­ст­во ме­с­та и вре­ме­ни, дей­ст­вие не пре­ры­ва­ет­ся, ди­а­лог ме­с­та­ми ис­кро­ме­тен и да­же афо­ри­с­ти­чен – есть не­сколь­ко глу­бо­ко­мыс­лен­ных ос­т­рот об от­но­ше­ни­ях по­лов. Уда­чен пе­ре­вод Дми­т­рия Бы­ко­ва – не­ко­то­рые ве­щи адап­ти­ро­ва­ны к на­шей дей­ст­ви­тель­но­с­ти (вод­ка) и мен­та­ли­те­ту (упо­ми­на­ют­ся То­тош­ка и Ур­фин Джюс – ге­рои про­из­ве­де­ний ска­зоч­ни­ка Алек­сан­д­ра Вол­ко­ва по аме­ри­кан­ским мо­ти­вам).

Ка­са­ясь ак­тёр­ской иг­ры, от­ме­тим, что В.Ве­т­ров и А.Ба­бен­ко во­пло­ти­ли край­не не­сим­па­тич­ных и весь­ма со­вре­мен­ных пер­со­на­жей, ко­то­рые не ве­рят ни в бо­га, ни в чёр­та, не зна­ют со­мне­ний. Не­смо­т­ря на от­сут­ст­вие ха­рак­тер­ных и не­о­рди­нар­ных черт и не­до­ста­ток дра­ма­тиз­ма, осо­бен­но убе­ди­те­лен в сво­ей обоб­щен­ной са­ти­ри­че­с­кой ти­пич­но­с­ти ге­рой В.Ве­т­ро­ва. Бо­лее оду­шев­лён­ны­ми по­лу­чи­лись стра­да­ю­щие Ми­шель и Ве­ро­ни­ка.

За­кан­чи­ва­ет­ся спек­такль тем, что дет­ская дра­ка пе­ре­рас­та­ет в не­при­ми­ри­мую враж­ду двух се­мей, над ко­то­ры­ми до­вле­ет «бог рез­ни». Не­мно­го смяг­ча­ют кон­цов­ку по­след­ние ка­д­ры мир­но гу­ля­ю­ще­го в ле­су хо­мяч­ка, ко­то­рый, по­хо­же, всё же вы­жил на сво­бо­де и во­про­ша­ет уча­ст­ни­ков спек­так­ля и зри­те­лей: «А что это вы здесь де­ла­е­те? Ки­но-то уже кон­чи­лось…»


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования