Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 26.06.2009

Будь реалистом – требуй невозможного!

 Про­дол­жая цикл сво­их бе­сед с со­вре­мен­ны­ми рос­сий­ски­ми ли­те­ра­то­ра­ми, За­хар При­ле­пин бе­се­ду­ет с из­ве­ст­ным кри­ти­ком Ка­пи­то­ли­ной Кок­ше­нё­вой о бу­ду­щем рус­ской ли­те­ра­ту­ры и пу­тях его раз­ви­тия.

 

– Рус­ская ли­те­ра­ту­ра на­ча­ла XXI ве­ка, что с ней про­ис­хо­дит: рас­цвет, упа­док, стаг­на­ция? Уди­ви­тель­ное де­ло, мне­ния раз­да­ют­ся са­мые раз­ные. Твоё мне­ние ка­ко­во?

– Опу­с­кая че­ло­ве­ка в адо­вы глу­би­ны, низ­вер­гая в без­дны, со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра за­ни­ма­ет­ся унич­то­же­ни­ем че­ло­ве­ка. И де­ла­ет это с раз­ма­хом и сма­ком. Борь­ба с че­ло­ве­ком в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре идёт дав­но и упор­но. Че­ло­ве­ка на­стой­чи­во пре­вра­ща­ют в нуль, в ни­что. Ес­ли по­смо­т­реть на ис­то­рию но­вей­шей ли­те­ра­ту­ры в це­лом (на­чи­ная с 80-х го­дов XX ве­ка), то это бу­дет ис­то­рия из­мен и стра­хов. Сна­ча­ла изоб­ли­ча­ли «сов­ка» (под­лей­шее сло­во), по­том бо­я­лись ве­ли­чия «им­пе­рии зла», даль­ше за­се­ля­ли ли­те­ра­тур­ное по­ле уро­да­ми, гов­но­е­да­ми, гнус­ня­ка­ми, слиз­ня­ка­ми, из­вра­щен­ца­ми и про­чи­ми га­да­ми. Но всё это мне ма­ло ин­те­рес­но.

Ме­ня ин­те­ре­су­ет судь­ба той ли­те­ра­ту­ры и тех пи­са­те­лей, ко­то­рые не хо­тят и не мо­гут по­ста­вить се­бя в не­за­ви­си­мое по­ло­же­ние от на­ци­о­наль­ных ин­те­ре­сов, от рус­ско­го че­ло­ве­ка (что очень ча­с­то де­ла­ла и де­ла­ет так на­зы­ва­е­мая «эли­та», ин­тим­ная сто­ро­на жиз­ни ко­то­рой со­сто­я­ла в по­след­ние го­ды пре­иму­ще­ст­вен­но в том, что она за­ни­ма­ла по­зи­ции эле­гант­но­го и по­сле­до­ва­тель­но­го – эта­ко­го «брех­тов­ско­го» – от­ст­ра­не­ния от «ме­ст­ных» тра­ди­ций и ин­те­ре­сов). А по­сколь­ку на­сто­я­щие пи­са­те­ли есть, и та­лант их в си­ле и зре­ло­с­ти, и пе­ро их спо­соб­но одо­леть те­мы са­мые труд­ные, твёр­дые по­ро­ды жиз­ни – то нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний пла­кать о судь­бе рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Судь­ба эта за­ме­ча­тель­на. Ве­ра Га­лак­ти­о­но­ва, Олег Пав­лов, Пётр Крас­нов, Ми­ха­ил Тар­ков­ский, Бо­рис Аге­ев, Ана­то­лий Бай­бо­ро­дин, Алек­сандр По­тём­кин, Ан­на и Кон­стан­тин Смо­ро­ди­ны, Вик­тор Ни­ко­ла­ев, Ли­дия Сы­чё­ва, Сер­гей Шар­гу­нов – та­лан­ты раз­но­об­раз­ные, яр­кие. Да, се­го­дня нет еди­но­го куль­тур­но­го язы­ка, нет об­ще­го по­ля цен­но­с­тей. Да, се­го­дня ис­ти­на во­ю­ет с кра­со­той, кра­со­та враж­ду­ет с до­б­ром, а до­б­ро от­би­ва­ет­ся от атак прав­ды.

Идёт се­рь­ёз­ная вой­на – вой­на цен­но­с­тей. И в ней при­ни­ма­ют ак­тив­ное уча­с­тие все, в том чис­ле и тот, кто за­яв­ля­ет, что он «про­сто де­ла­ет ли­те­ра­ту­ру». Тем не ме­нее я ду­маю, что ты со­гла­сишь­ся со мной (по­сколь­ку и те­бя я вклю­чаю в круг на­зван­ных и зва­ных), – со­гла­сишь­ся, что все на­зван­ные пи­са­те­ли пре­бы­ва­ют меж­ду со­бой в не­ко­то­ром род­ст­ве. Все вы го­то­вы за­щи­щать че­ло­ве­ка, спо­рить о цен­но­с­тях. Все вы ни­ког­да не от­ка­зы­ва­лись от эти­че­с­ко­го в дис­кур­се со­вре­мен­ной куль­ту­ры. Все вы не ис­пу­га­лись бре­ме­ни ис­то­ри­че­с­кой от­вет­ст­вен­но­с­ти и свя­зан­ной с ней жерт­вен­но­с­тью. И ка­ким бы силь­ным не был тер­рор ны­неш­ней сре­ды с её куль­тур­ным шир­по­тре­бом и глян­це­вым им­мо­ра­лиз­мом – куль­тур­ная до­ми­нан­та вре­ме­ни, серд­це вре­ме­ни сту­чит всё же в ва­шей на­сто­я­щей рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

– Ты на­зва­ла очень раз­ных по сти­лю пи­са­те­лей. Ска­жем, Бай­бо­ро­дин – сло­во кре­с­ть­ян­ское, рез­ное, а Шар­гу­нов – сло­во ак­тив­ное, рез­кое, го­род­ское… Ка­ким дол­жен быть пи­са­тель но­во­го вре­ме­ни? С ка­кой эс­те­ти­кой ты свя­зы­ва­ешь бу­ду­щее ли­те­ра­ту­ры?

Капитолина КОКШЕНЁВА
Капитолина КОКШЕНЁВА

– Я свя­зы­ваю бу­ду­щие по­бе­ды рус­ских пи­са­те­лей не столь­ко с эс­те­ти­кой, сколь­ко с ми­ро­воз­зре­ни­ем и но­вой иде­о­ло­ги­ей, в том чис­ле и куль­тур­ной. О том, что рух­нул Про­све­ти­тель­ский про­ект, мы зна­ем, мы это ви­дим и чув­ст­ву­ем, но нам в это труд­но по­ве­рить. А меж­ду тем это так. И нуж­но об­ла­дать оп­ре­де­лён­ным му­же­ст­вом, осо­бен­но гу­ма­ни­та­рию-пи­са­те­лю, что­бы с этим жить и что­бы это знать. По­ли­то­лог Ан­д­рей Фур­сов счи­та­ет, что рух­нул уже и Биб­лей­ский про­ект как об­ще­ст­вен­ная до­ми­нан­та. На уров­не лич­но­с­ти, ко­неч­но, это не обя­за­тель­но так. У нас в Рос­сии, на­про­тив, имен­но в по­след­ние го­ды мно­гие толь­ко и до­б­ре­ли до Хри­с­та. Но вот рас­счи­ты­вать, что так, без труд­ной ра­бо­ты, хри­с­ти­ан­ст­во вдруг ста­нет до­ми­нан­той куль­ту­ры – рас­счи­ты­вать на это по­ка ра­но, ес­ли, ко­неч­но, ты не хо­чешь те­шить се­бя при­ят­ны­ми ил­лю­зи­я­ми. Так вот, на на­ших гла­зах свер­ши­лась ре­во­лю­ция тех­но­ло­гий и ком­му­ни­ка­ций, пси­хо­ре­во­лю­ция, свя­зан­ная с но­вы­ми ме­то­да­ми уп­рав­ле­ния че­ло­ве­ком и об­ще­ст­вом. Кто от­сту­пил и что от­сту­пи­ло под этим на­ти­с­ком? От­сту­пи­ла, бы­ла вы­тес­не­на об­ласть иде­аль­но­го, ме­та­фи­зи­че­с­ко­го. Сра­зу ого­во­рюсь, что ели­за­ров­ская «ме­та­фи­зи­ка спаль­ных рай­о­нов» или «ме­та­фи­зи­ка кон­спи­ро­ло­гии» Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва – это всё как раз пря­мые во­пи­ю­щие до­ка­за­тель­ст­ва от­ступ­ле­ния под­лин­ной ме­та­фи­зи­ки (до­бавь­те сю­да ещё «ме­та­фи­зи­ку еды»). Это её со­вре­мен­ные эр­за­цы, её двой­ни­ки. Без по­ло­жи­тель­но­го по­ня­тия ду­ха не­воз­мож­на ни­ка­кая под­лин­ная рус­ская куль­ту­ра, под­лин­ная ме­та­фи­зи­ка. Бу­ду­щее за те­ми, кто спо­со­бен «к зло­ве­ще­му ин­тел­лек­ту­аль­но­му пре­вос­ход­ст­ву» (цит. по А.Фур­со­ву). Под «зло­ве­щим» я по­ни­маю, ко­неч­но же, ак­тив­ность, на­сту­па­тель­ность. Бу­ду­щее за те­ми, кто даст мощ­ный иде­аль­ный ба­зо­вый про­ект. А по­то­му за­да­ча пи­са­те­лей – пра­виль­но ви­деть ре­аль­ность, по­ка­зать то, что эту ре­аль­ность скры­ва­ет (речь идёт не толь­ко о вир­ту­аль­ном ми­ре, но и о по­ни­ма­нии уг­роз для че­ло­ве­ка, су­ще­ст­ву­ю­щих в об­ще­ст­ве и ма­с­ки­ру­ю­щих­ся под ду­хов­ную и под­лин­ную ре­аль­ность). Вот в этом про­цес­се но­вой иде­а­ли­за­ции (и но­вой иде­о­ло­ги­за­ции), без ко­то­рой ни­ког­да не жи­ло че­ло­ве­че­ст­во, а тем бо­лее рус­ский че­ло­век, мо­жет и дол­жен уча­ст­во­вать пи­са­тель. А эс­те­ти­ка – пусть бу­дет раз­ной, но не гряз­ной. По­это­му, по­вто­рю: «Будь ре­а­ли­с­том – тре­буй не­воз­мож­но­го!». И… нач­ни с се­бя.

– Вот смо­т­ри, как ни кру­ти, уже сло­жи­лась ли­те­ра­ту­ра (хо­тя это не ли­те­ра­ту­ра) но­во­го ти­па – ино­гда её на­зы­ва­ют «офис­ной», хо­тя это очень ус­лов­ное на­зва­ние; мож­но на­звать «ли­бе­раль­ной» – но это не ме­нее ус­лов­но. Од­на­ко ощу­ще­ние, что сло­жил­ся не­кий но­вый класс, ко­то­рый же­ла­ет дать свою ли­те­ра­ту­ру, – оно есть.

Мож­но ли в та­ком слу­чае го­во­рить о том, что воз­рож­да­ет­ся клас­со­вая ли­те­ра­ту­ра? Толь­ко у нас «ата­ку­ю­щий класс» не­сколь­ко дру­гой те­перь.

– Ещё де­сять лет на­зад я бы не ска­за­ла с пол­ной уве­рен­но­с­тью, что у нас вновь по­яви­лась клас­со­вая куль­ту­ра. Яс­но, что ни­кто ещё не на­учил­ся об этом го­во­рить но­вы­ми сло­ва­ми – ну не бу­дешь же брать на во­ору­же­ние кар­та­вых боль­ше­ви­ков! Но… есть со­вре­мен­ное бур­жу­аз­ное ки­но? Есть. А вот рус­ско­го по­ли­ти­че­с­ко­го ки­но, ес­те­ст­вен­но, нет. Со­зда­но куль­тур­ное гет­то для низ­ших и бед­ных сло­ев об­ще­ст­ва? Со­зда­но. Гос­под­ст­ву­ет у нас эс­те­ти­ка под над­зо­ром ме­не­д­же­ров? Гос­под­ст­ву­ет. Про­ект Сер­гей Ми­на­ев, на­при­мер, – яр­кое и ху­до­же­ст­вен­но без­дар­ное вы­ра­же­ние ме­не­д­жер­ской ли­те­ра­ту­ры. Су­ще­ст­ву­ет у нас кор­по­ра­тив­ная («элит­но­го» и сред­не­го клас­са) куль­ту­ра? Су­ще­ст­ву­ет. Эту куль­ту­ру точ­но и яз­ви­тель­но на­звал Алек­сандр По­тем­кин сло­вом «ши­ке­рия» в ро­ма­не «Из­гой». Смо­т­ри­те гля­нец и раз­мы­ш­ляй­те над «иде­о­ло­ги­ей ши­ке­рии-гла­му­ра», ес­ли у вас мно­го вре­ме­ни. Или по­чи­тай­те жур­нал «Рус­ский пи­о­нер», где был «в гос­тях» Вла­ди­слав Сур­ков, и ре­ши­те для се­бя, ка­кая это куль­ту­ра, ес­ли го­су­дар­ст­вен­ный слу­жа­щий мод­но «оча­ро­ван ма­ги­ей чи­сел 69 и 96», ес­ли он сде­лал (ужас­но же­ман­но!) от­кры­тие о том, что ро­ма­ны – «это та­кие боль­шие тя­же­лые кни­ги, в ко­то­рых очень мно­го букв и слов, кто не зна­ет», и впол­не с пост­мо­дер­нист­ской ус­меш­кой за­клю­чил, что ему «все­гда бы­ли ин­те­рес­ны при­клю­че­ния не лю­дей, а слов в кни­ге». Дей­ст­ви­тель­но, да кто та­кие эти лю­ди, что­бы ими ин­те­ре­со­вать­ся! По­ду­ма­ешь, ка­кие-то Ка­ра­ма­зо­вы… Впро­чем, пер­вый за­ме­с­ти­тель гла­вы ад­ми­ни­с­т­ра­ции пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­слав Сур­ков ещё рань­ше го­во­рил: «Ес­ли 80-е бы­ли вре­ме­нем ин­тел­ли­ген­ции, 90-е – де­ся­ти­ле­ти­ем оли­гар­хов, то ну­ле­вые мож­но счи­тать эпо­хой сред­не­го клас­са… Их де­я­тель­ный па­т­ри­о­тизм, по­ли­ти­че­с­кие, эс­те­ти­че­с­кие и цен­но­ст­ные пред­по­чте­ния имен­но этих лю­дей фор­ми­ру­ют со­вре­мен­ную куль­ту­ру Рос­сии, наш об­раз жиз­ни, на­шу де­мо­кра­тию». Впро­чем, не­яс­но, что, соб­ст­вен­но, поз­во­ля­ет за­пи­сать в один класс «сель­ских спе­ци­а­ли­с­тов», «го­су­дар­ст­вен­ных слу­жа­щих», «офис­ных ра­бот­ни­ков»? И чем та­ким осо­бен­ным от­ли­ча­ет­ся их па­т­ри­о­тизм? Но куль­ту­ра сред­не­го клас­са – это куль­ту­ра гла­му­ра. И чёрт бы с ним, с гла­му­ром, ес­ли бы он се­го­дня на­гло и экс­пан­сив­но не по­гла­щал бук­валь­но все: и дру­гие фор­мы мыс­ли, и да­же про­шлое, ка­за­лось бы, ан­ти­гла­мур­ное (Че Ге­ва­ра стал брен­дом). А на­зва­ние «Рус­ский пи­о­нер» – это как? Это то­же гла­мур. И тут мы ви­дим его (гла­му­ра) ав­то­ри­тар­ность, его жад­ное стрем­ле­ние пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать ос­нов­ное по­ле куль­тур­ной ак­тив­но­с­ти. А по­то­му уже по­ра со­зда­вать ан­ти­мо­но­поль­ный куль­тур­ный ко­ми­тет.

В об­щем, я долж­на кон­ста­ти­ро­вать, что в куль­ту­ре уже идёт се­рь­ёз­ная со­ци­аль­но-эти­че­с­кая борь­ба. Мы толь­ко что её на­блю­да­ли. Мож­но её, ко­неч­но, не за­ме­чать. Но «вы­клю­чить кноп­ку» не удаст­ся.

– По по­во­ду ан­ти­мо­но­поль­но­го куль­тур­но­го ко­ми­те­та со­ли­да­рен пол­но­стью. Дру­гой во­прос, что рос­сий­ская власть и при­бли­жён­ные к вла­с­ти эли­та­рии, от­лич­но уме­ют ми­ми­кри­ро­вать – они од­но­вре­мен­но мо­гут быть «за­пад­ни­ка­ми» и «сла­вя­но­фи­ла­ми», «ли­бе­ра­ла­ми» и «кон­сер­ва­то­ра­ми», притом что, по мо­е­му мне­нию, ни­ка­ко­го се­рь­ёз­но­го смыс­ла в эти по­ня­тия они не вкла­ды­ва­ют.

– Да, не­сколь­ко лет на­зад ста­ло яс­но, что «раз­да­вить га­ди­ну» па­т­ри­о­тиз­ма не уда­лось, а вот най­ти вну­т­ри че­ло­ве­ка за­вет­ные стру­ны, ко­то­рые бы ещё в нём зву­ча­ли, – ста­ло про­сто не­об­хо­ди­мо. Для всех – это па­т­ри­о­тизм. Для ин­тел­лек­ту­а­лов – это «кон­сер­ва­тизм». Но не очень-то хо­чет­ся, что­бы на­ша ны­неш­няя «де­мо­кра­тия» слиш­ком мно­го бол­та­ла о рус­ском ха­рак­те­ре, рус­ском па­т­ри­о­тиз­ме и т.п., что­бы всё это пре­вра­ти­ли в ло­зун­ги. Пусть го­во­рят об этом на­ши на­ци­о­наль­ные пи­са­те­ли и мыс­ли­те­ли, а не кто-то из по­литшоу бол­та­ет от их име­ни. И са­мое горь­кое го­ре на­ше бу­дет тог­да, ког­да на­род бу­дет спа­сён и, пе­ре­жи­вая кри­зис за кри­зи­сом, всё же вы­жи­вет, но рус­ский дух ис­чез­нет из на­ро­да. В об­щем, нуж­но слы­шать ды­ха­ние и рит­мы вре­ме­ни. И слы­шать их луч­ше все­го мо­гут пи­са­те­ли и мыс­ля­щие рус­ские ин­тел­ли­ген­ты. Об­нов­ле­ние ли­те­ра­ту­ры и жиз­ни – вот, мне ка­жет­ся, за­да­ча.

– Да, ос­та­лось толь­ко по­нять, как это об­нов­ле­ние бу­дет про­ис­хо­дить. Я это бе­зо вся­кой иро­нии го­во­рю. Ка­кие за­да­чи сей­час сто­ят пе­ред об­ще­ст­вом? Что лич­но те­бя вол­ну­ет и воз­му­ща­ет бо­лее все­го?

– Де­фи­цит лич­но­ст­но­с­ти – вот что вол­ну­ет ме­ня. Ска­жи, за­чем при­гла­шать кри­ти­ка на пе­ре­да­чи о ли­те­ра­ту­ре и за­пре­щать на­зы­вать име­на пи­са­те­лей? Лю­бой трёп во­об­ще с лю­бой сте­пе­нью иг­ры и по­зёр­ст­ва – это, по­жа­луй­ста. Но вот се­рь­ёз­но­го, не­иг­ро­во­го от­но­ше­ния они не вы­но­сят. И не толь­ко о ве­ду­щих ток-шоу речь (они про­сто на удив­ле­ние стан­дарт­ны), но лжи­вая эти­ка рас­про­ст­ра­не­на и в сре­де пи­са­те­лей. Поч­ти нет у нас твор­че­с­ких пло­ща­док в СМИ, где о куль­ту­ре, ли­те­ра­ту­ре, че­ло­ве­ке мож­но бы­ло бы го­во­рить без гри­мас, без ужи­мок и прыж­ков; где не вы­гля­дел бы «стран­ным» тот, кто го­ряч и пол­но­кро­вен в мыс­ли; где не смо­т­ре­ли бы как на «не­кор­рект­ную» лич­ную эмо­ци­о­наль­ность. Теп­ло­хлад­ная се­рость, ум­ст­вен­ная бе­зот­вет­ст­вен­ность и без­лич­но­ст­ность (ужас­ная бо­язнь оце­нок!) рас­те­ка­ет­ся по на­шим яко­бы твор­че­с­ким пе­ре­да­чам, ста­ть­ям, кни­гам. Я это­го не вы­но­шу, по­то­му что я точ­но знаю: «Вре­ме­ни нуж­ны не те, кто ему, вре­ме­ни, под­да­ки­ва­ет, а сов­сем иные со­бе­сед­ни­ки».

С де­фи­ци­том лич­но­ст­но­с­ти свя­зан и де­фи­цит куль­тур­ной иден­тич­но­с­ти. По­то­му и вы­зы­ва­ет ува­же­ние и вос­хи­ще­ние, что не­смо­т­ря ни на что у нас всё ещё су­ще­ст­ву­ет куль­тур­ное со­зна­ние выс­ше­го уров­ня – на­ци­о­наль­ное.

– Я с то­бой со­гла­сен, что на­ци­о­наль­ное со­зна­ние есть, и оно ещё уло­ви­мо. Ма­ло то­го, я не сов­сем по­ни­маю, как оно пе­ре­жи­ло, как ми­ни­мум, по­след­нюю чет­верть ве­ка. Са­мо­со­зна­ние на­ции, что­бы не ска­зать ба­наль­ность, мог­ло бы рас­сы­пать­ся от та­кой аг­рес­сив­ной об­ра­бот­ки.

Я, соб­ст­вен­но, вновь воз­вра­щаю раз­го­вор к ли­те­ра­тур­ным де­лам.

Ты ра­бо­та­ешь в «тол­стом» жур­на­ле «Моск­ва», у те­бя от­мен­ный стаж ра­бо­ты. Ри­ск­нёшь ли ты вслух го­во­рить о кол­ле­гах, в том чис­ле и от­ста­и­ва­ю­щих не­сколь­ко иные иде­а­лы? Что ду­ма­ешь по по­во­ду «Ок­тя­б­ря», «Зна­ме­ни»? «Но­во­го ми­ра»? Как ты оце­ни­ва­ешь бу­ду­щее «тол­стых» жур­на­лов?

– Судь­ба всех «тол­стых» ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов оди­на­ко­ва и за­ви­сит ис­клю­чи­тель­но от то­го, най­дёт­ся ли спон­сор, об­ла­да­ю­щий не­ком­мер­че­с­ким во­оду­шев­ле­ни­ем. «Тол­стые» жур­на­лы – на­ше куль­тур­ное до­сто­я­ние, пре­вра­тив­ши­е­ся de fakto в сво­е­об­раз­ную куль­тур­ную рос­кошь, куль­тур­ный за­по­вед­ник. De ure не­ко­то­рые жур­на­лы при­ва­ти­зи­ро­ва­ны, то есть, по су­ти, все име­ют од­но­го или не­сколь­ко хо­зя­ев. На мой взгляд, это до­ста­точ­но не­кра­си­во, ни­чуть не ме­нее бе­зо­б­раз­но, чем при­ва­ти­за­ция иной об­ще­на­род­ной соб­ст­вен­но­с­ти.

Я не хо­чу ска­зать, что «тол­стые» жур­на­лы сов­сем не ак­ту­аль­ны, на­про­тив, имен­но они и пред­став­ля­ют со­бой ин­тел­лек­ту­аль­ные пло­щад­ки (с той или иной сте­пе­нью вы­со­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной план­ки), где воз­мо­жен се­рь­ёз­ный раз­го­вор о ли­те­ра­ту­ре и об­ще­ст­ве. У каж­до­го жур­на­ла есть свой чи­та­тель. Но толь­ко узок, очень узок этот круг, а зна­чит, и вли­я­ние. «Наш со­вре­мен­ник» все­гда был ори­ен­ти­ро­ван на тех, кто свою луч­шую жизнь про­жил в со­вет­ской эпо­хе. А эти лю­ди при­вык­ли чи­тать, по­то­му не слу­чай­но и ти­ра­жи в «На­шем со­вре­мен­ни­ке» все­гда бы­ли боль­ше, чем у дру­гих. Жур­нал «Ок­тябрь» для ме­ня все­гда был тём­ным и не­внят­ным. Я там чи­та­ла толь­ко Оле­га Пав­ло­ва, ког­да он да­вал в нём свою про­зу. Жур­нал «Зна­мя» – ес­те­ст­вен­но, был оп­по­нен­том. Здесь я чи­та­ла кри­ти­ку. На про­зу, по­ме­щён­ную в «Зна­ме­ни», я то­же пи­са­ла свою кри­ти­ку (Буй­ду, А.Дми­т­ри­е­ва и др.). «Но­вый мир» за­ни­ма­ет свою ни­шу, хо­тя ни­ка­кой дер­зо­с­ти от не­го дав­но ни­кто не ждёт. «Тол­стые» жур­на­лы бо­лее-ме­нее ос­та­ют­ся вер­ны­ми сво­им «на­прав­ле­ни­ям». И это нор­маль­но.

Су­ще­ст­ву­ет ли не­об­хо­ди­мость у нас, ра­бо­та­ю­щих в раз­ных жур­на­лах, быть по­ня­ты­ми друг дру­гом? Уже нет. В той дис­кус­сии, что ве­лась меж­ду «тол­стя­ка­ми» в на­ча­ле «пе­ре­ст­рой­ки», ни­кто боль­ше не нуж­да­ет­ся: вро­де бы как ус­та­но­вил­ся не­кий «об­ще­ст­вен­ный до­го­вор» о сво­их куль­тур­ных тер­ри­то­ри­ях. А за дав­но­с­тью вре­ме­ни часть гра­ниц за­рос­ли мо­ло­дой по­рос­лью (по­яви­лись ав­то­ры, ко­то­рые пе­ча­та­ют­ся сра­зу в не­сколь­ких «тол­стя­ках»).

– И я по­мню, кто был пер­вым. Ро­ман Сен­чин. По­том уже Тар­ков­ский и Шар­гу­нов…

Но се­го­дня да­же са­мым ши­ро­ким спе­к­т­ром ав­то­ров чи­та­те­лей не уди­вить. Что де­лать?

– Ес­ли «тол­стые» жур­на­лы хо­тят жить, им не­об­хо­ди­мо, преж­де все­го, ак­тив­но ос­ва­и­вать но­вые фор­мы сво­е­го при­сут­ст­вия в ме­дий­ном про­ст­ран­ст­ве – со­зда­вать эле­к­трон­ные вер­сии жур­на­лов и со­пут­ст­ву­ю­щие им про­ек­ты. Пер­спек­ти­ва, на мой взгляд, та­кая: об­шир­ная и ин­те­рес­ная эле­к­трон­ная вер­сия (в том чис­ле глав­ные ста­тьи как бы до­кла­ды­ва­ют­ся ав­то­ром в фор­ма­те ви­зу­аль­ной лек­ции), да и во­об­ще мож­но мно­го че­го при­ду­мать весь­ма раз­но­об­раз­но­го по фор­ме, а вот пе­чат­ных жур­на­лов я бы из­да­ва­ла сто штук но­мер­ных, но рос­кош­ных и ад­ре­со­ва­ла глав­ным биб­ли­о­те­кам стра­ны, а так­же це­ни­те­лям и со­би­ра­те­лям кни­ги.

– Ско­ро нач­нёт ра­бо­ту Граж­дан­ский ли­те­ра­тур­ный фо­рум, ко­то­рый ты воз­глав­ля­ешь. У не­го ог­ром­ные пла­ны, мно­же­ст­во про­ек­тов по ра­бо­те с уни­вер­си­те­та­ми и биб­ли­о­те­ка­ми, и, глав­ное, к фо­ру­му бу­дут иметь от­но­ше­ние мно­же­ст­во раз­ных, но очень сим­па­тич­ных мне лю­дей – от Вла­ди­ми­ра Ли­чу­ти­на и Юрия Мам­ле­е­ва до Ми­ха­и­ла Тар­ков­ско­го и Сер­гея Шар­гу­но­ва, а так­же де­сят­ки ли­те­ра­то­ров с са­мых раз­ных кон­цов стра­ны.

Ты мо­жешь обос­но­вать зна­че­ние Граж­дан­ско­го ли­те­ра­тур­но­го фо­ру­ма не с точ­ки зре­ния прак­ти­че­с­кой, про­све­ти­тель­ской и со­ци­аль­ной (оно оче­вид­но!), а с точ­ки зре­ния, ска­жем… фи­ло­соф­ской?

– Су­ще­ст­ву­ет та­кое оп­ре­де­ле­ние на­ро­да: «На­род – это со­юз лю­дей, спо­соб­ных яс­но и глу­бо­ко по­ни­мать друг дру­га». Вот я и ду­маю, что мы и есть этот са­мый твор­че­с­кий рус­ский на­род, же­ла­ю­щий по­ни­мать се­бя и друг дру­га. Во­об­ще жизнь – это на­коп­ле­ние люб­ви.


Беседу вёл Захар ПРИЛЕПИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования