Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 26.06.2009

Резервация

 Воз­рож­дён­ный наф­та­лин

 

В мар­те 2007 го­да не­кий Со­вет об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции куль­ту­ры «Ав­ро­ра» на­зна­чил но­вым глав­ным ре­дак­то­ром жур­на­ла «Ав­ро­ра» Ни­ко­лая Ко­ня­е­ва. Этот жур­нал, со­ро­ка­ле­тие ко­то­ро­го мы вско­ре бу­дем от­ме­чать, преж­де поль­зо­вал­ся боль­шой и за­слу­жен­ной по­пу­ляр­но­с­тью, что, не­со­мнен­но, бы­ло свя­за­но с по­движ­ни­че­с­ки­ми уси­ли­я­ми Гле­ба Го­ры­ши­на. По­сле его смер­ти жур­нал как-то «увял». Но смог ли Ко­ня­ев воз­ро­дить «Ав­ро­ру»? Со­мне­ва­юсь. Впро­чем, обо всём по по­ряд­ку.

По­эти­че­с­кие стра­ни­цы, сам свет­лый дух по­эзии – вот что ове­ва­ет, по­доб­но лёг­ко­му кры­лу Му­зы, стро­гий идей­ный па­фос и мо­гу­чую по­ступь ав­то­ров жур­на­ла:

 

Не­мыс­ли­мо её спа­сать (то есть Рос­сию. – Г.М.).

Раз­лад. Рас­пад. Ни­что не свя­то.

И горь­кий стыд. И слад­кий смрад.

Но брат по­всю­ду ищет бра­та (ви­ди­мо, брат во Хри­с­те. – Г.М.).

 

И ещё:

 

Пре­да­тель­ст­во пах­нёт мо­чой

От сла­бо­с­ти ду­ха и пло­ти.

Его при­кры­ва­ют пар­чой

И пря­чут в де­шё­вом по­чё­те.

(Ири­на Мо­и­се­е­ва. «Ав­ро­ра», 2007, № 2)

 

Граж­дан­ский па­фос на­шей из­ве­ст­ной по­этес­сы пол­но­стью раз­де­ля­ет и по­эт, при­над­ле­жа­щий к бо­лее мо­ло­до­му по­ко­ле­нию ав­то­ров «Ав­ро­ры» (он, кста­ти, и член ред­кол­ле­гии, о дру­гих долж­но­с­тях мы не бу­дем упо­ми­нать), – Бо­рис Ор­лов:

 

Звез­ды крем­лёв­ской крас­ный цвет

Уже серд­ца лю­дей не гре­ет.

Есть тер­ри­то­рия, но нет

Объ­е­ди­ня­ю­щей идеи.

 

В своё вре­мя, ещё в про­шлом, ХХ ве­ке один из из­ве­ст­ней­ших со­вре­мен­ных пи­са­те­лей, сто­яв­ших у ис­то­ков пост­мо­дер­низ­ма, – Ми­лан Кун­де­ра – на­пе­ча­тал ро­ман «Не­вы­но­си­мая лёг­кость бы­тия», сра­зу сде­лав­ший его ав­то­ра зна­ме­ни­то­с­тью. Под этой «не­вы­но­си­мой лёг­ко­с­тью» ав­тор по­ни­мал жизнь без опо­ры на опыт про­шло­го, на тра­ди­ции, на силь­ное чув­ст­во – «бы­тие» пы­ли, ко­то­рую не­сёт не­ве­до­мо ку­да при­до­рож­ный ве­тер. Ал­ле­го­ри­че­с­ки – бы­тие че­ло­ве­ка вре­мён пе­ре­ст­рой­ки и ре­форм, при­ме­ни­тель­но к чеш­ско­му опы­ту, но и к на­ше­му то­же, ото­рван­но­му от лю­бых ос­нов и «уко­ре­нён­но­му», су­дя по сти­хам Бо­ри­са Ор­ло­ва, раз­ве что на клад­би­ще. А зна­чит – тра­ге­дия то­таль­ной са­мо­изо­ли­ро­ван­но­с­ти, вер­нее, от­сут­ст­вие её по­ни­ма­ния имен­но как тра­ге­дии. Так, де­с­кать, пусть всё бу­дет, как есть, – авось ку­да-ни­будь при­дём. Это од­на из важ­ней­ших тем, про­блем – и пси­хо­ло­ги­че­с­ких, и фи­ло­соф­ских – в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре.

Но в «Ав­ро­ре» всё не так. Жур­нал со­зда­ёт своё по­ни­ма­ние на­шей дей­ст­ви­тель­но­с­ти: по­ни­ма­ние в чём-то сво­е­об­раз­ное, но в чём-то очень и очень тра­ди­ци­он­ное. Во вся­ком слу­чае ни о ка­кой «лёг­ко­с­ти» её вос­при­я­тия, то есть дей­ст­ви­тель­но­с­ти, а тем бо­лее «не­вы­но­си­мой», го­во­рить не при­хо­дит­ся. Здесь каж­дое сло­во, как гвоздь, за­би­тый до упо­ра в креп­чай­шие ос­но­вы это­го са­мо­го «бы­тия»:

 

Яс­нее па­мять. Яр­че пред­ков ли­ца.

Свет­лее храм. Пыш­нее ка­ра­вай.

Рос­сия ку­по­ла­ми ко­ло­сит­ся –

Хра­нит Гос­подь ду­хов­ный уро­жай.

(Б.Ор­лов. «Ав­ро­ра», 2008, № 6)

 

По­ис­ти­не пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кий тем­пе­ра­мент здесь ру­шит са­ми ос­но­вы сти­ха – по­эт го­во­рит «шер­ша­вым язы­ком пла­ка­та» или пе­ре­до­ви­цы, или сло­га­на. Прав­да, не сов­сем по­нят­но, как это стра­на, где «всхо­дят зо­ло­том кре­с­ты» (из то­го же сти­хо­тво­ре­ния), яв­ля­ет­ся «тер­ри­то­ри­ей», где нет еди­но­го на­ро­да. Но это уже к во­про­су о да­ро­ва­нии ав­то­ра. О вку­сах, как из­ве­ст­но, не спо­рят.

Про­за жур­на­ла но­сит тот же двой­ст­вен­ный от­пе­ча­ток стран­но­го со­че­та­ния бе­зот­рад­но­с­ти изо­б­ра­жа­е­мо­го пост­пе­ре­с­т­ро­еч­но­го бы­та (И.Бой­ков. «Смерть ка­пи­та­на Ле­бе­де­ва», «За­ко­ван­ные в це­пи» – со­от­вет­ст­вен­но №№ 3 и 5) с вдох­но­вен­ной про­по­ве­дью «на­род­ной сме­кал­ки», буд­то бы воз­рож­да­ю­щих­ся иде­а­лов «пра­во­сла­вия, са­мо­дер­жа­вия и на­род­но­с­ти» (А.Грун­тов­ский. «Жу­рав­ли», «Ека­те­ри­на»; А.Коз­лов. «Кро­ве­ля». – «Ав­ро­ра», 2007, № 5). Ес­ли пер­вый пласт про­из­ве­де­ний – в луч­ших тра­ди­ци­ях Ф.Ре­шет­ни­ко­ва, Н.Ус­пен­ско­го, В.Слеп­цо­ва, то по­след­ний – это уже слег­ка осо­вре­ме­нен­ные Н.Зла­то­в­рат­ский или С.Ба­ба­ев­ский и Н.Вир­та. По­след­ние два но­си­те­ля клас­си­че­с­ких тра­ди­ций – это ес­ли толь­ко мы за­ме­ним «со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кий ре­а­лизм» на иде­о­ло­гию «зо­ло­тых ку­по­лов» и «пыш­ных ка­ра­ва­ев». Но, увы, есть не­что объ­е­ди­ня­ю­щее оба этих на­ча­ла в про­зе, на­пе­ча­тан­ной в жур­на­ле, – это гор­де­ли­вый ап­ломб са­мо­учек, пред­ста­ю­щий то как горь­кие сте­на­ния о за­губ­лен­ной до­ле рус­ско­го му­жи­ка, то как вос­хи­ще­ние его не­о­бы­чай­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми, всё ещё жду­щи­ми сво­ей во­пло­щён­но­с­ти. Осо­бен­но за­по­ми­на­ют­ся в этом от­но­ше­нии рас­ска­зы А.Грун­тов­ско­го, во­шед­шие по­зд­нее в его кни­гу «Плот­ниц­кое де­ло». Ав­тор так уме­ло ору­ду­ет ру­бан­ком и то­по­ром сво­е­го ма­с­тер­ст­ва, что мы впра­ве с удов­ле­тво­ре­ни­ем ска­зать – «то­пор­ная ра­бо­та»!

Но, ко­неч­но, на­и­бо­лее глу­бо­ко смысл «по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния» «Ав­ро­ры» в со­вре­мен­ной рос­сий­ской ли­те­ра­ту­ре мы мо­жем по­нять из про­из­ве­де­ний Ни­ко­лая Ко­ня­е­ва: его би­о­гра­фи­че­с­ких очер­ков – «Про­кла­ды­вая курс», «Ис­то­рия Ва­лен­ти­на Пи­ку­ля» и по­сто­ян­ных вы­ступ­ле­ний в Ко­лон­ке ре­дак­то­ра.

У Пи­ку­ля ис­то­ри­че­с­кие пер­со­на­жи пред­ста­ют пе­ред на­ми как бы «без гал­сту­ков». Су­дя по все­му, и свои ра­бо­ты на ис­то­ри­че­с­кие те­мы Ко­ня­ев пи­шет, ру­ко­вод­ст­ву­ясь та­ким же пра­ви­лом. Это ска­зы­ва­ет­ся преж­де все­го в тща­тель­ной ра­бо­те с до­ку­мен­та­ми. Ду­маю, и со­вре­мен­но­го чи­та­те­ля за­ин­те­ре­су­ет, на­при­мер, та­кая вот «ре­ко­мен­да­ция», дан­ная 5 ию­ня 1955 го­да, для вступ­ле­ния в Со­юз пи­са­те­лей СССР Пи­ку­лю Д.А. Гра­ни­ным, который пи­шет пря­мо, что его «…ро­ман «Оке­ан­ский па­т­руль» – идей­но на­прав­лен­ное про­из­ве­де­ние». А сму­ща­ет Д.А. Гра­ни­на – «склон­ность Пи­ку­ля к вы­пив­кам». «И всё же, – пи­шет ре­ко­мен­ду­ю­щий, – н а б л ю д а я (раз­ряд­ка на­ша. – Г.М.) в по­след­нее вре­мя за его по­ве­де­ни­ем, я на­де­юсь, что се­го­дня это об­сто­я­тель­ст­во уже не мо­жет пре­пят­ст­во­вать его при­ёму в Со­юз». Это уже яв­но не про­сто ре­ко­мен­да­ция, это, по­жа­луй, кое-что иное… Ин­те­рес­но, а при­нял ли бы в «Со­юз» Д.А. Гра­нин Апол­ло­на Гри­го­рь­е­ва, уже упо­мя­ну­то­го Н.Ус­пен­ско­го или, ска­жем, стар­ше­го кол­ле­гу-ре­ко­мен­да­те­ля А.Фа­де­е­ва? Тут есть над чем по­ду­мать.

Не толь­ко пре­сло­ву­тые «ор­га­ны» за­ни­ма­лись столь важ­ным де­лом, как под­бор ка­д­ров, ко­то­рые, как из­ве­ст­но, ре­ша­ют всё!

Од­на­ко, как мы зна­ем из школь­ной про­грам­мы (мо­жет быть, на­ши мо­ло­дые со­вре­мен­ни­ки это­го и не зна­ют), Лев Тол­стой в сво­их идей­ных раз­ра­бот­ках пе­ре­шёл на по­зи­ции «па­т­ри­ар­халь­но­го кре­с­ть­ян­ст­ва», как тон­ко и пра­виль­но за­ме­тил В.И. Ле­нин, по­это­му и на На­по­ле­о­на смо­т­рел с этих же по­зи­ций. О том, что В.Пи­куль пе­ре­шёл на ана­ло­гич­ные по­зи­ции, мы ни­че­го не зна­ем, да и, до­пу­с­тим, А.С. Пуш­кин то­же вро­де бы ни­ку­да не пе­ре­хо­дил, но смо­т­рел на лич­ность На­по­ле­о­на не­сколь­ко ина­че.

Ра­зу­ме­ет­ся, для про­ни­ца­тель­но­го чи­та­те­ля не яв­ля­ет­ся се­к­ре­том, что би­о­гра­фия В.Пи­ку­ля, изо­б­ра­жа­е­мая Н.Ко­ня­е­вым, – это ино­ска­за­тель­ное изо­б­ра­же­ние соб­ст­вен­но­го жиз­не­опи­са­ния ав­то­ра, взя­то­го в его, так ска­зать, иде­аль­ном ас­пек­те. В ши­ро­ком смыс­ле – это во­об­ще ав­то­био­гра­фия че­ло­ве­ка «из при­го­ро­да», стре­мя­ще­го­ся в «го­род» и уве­рен­но­го, что имен­но там он най­дёт се­бя. «При­го­род» – это, на­вер­ное, один из луч­ших ро­ма­нов Н.Ко­ня­е­ва. Он, преж­де все­го, кон­цеп­ту­а­лен. Это не бо­бо­ры­кин­ское пе­ре­чис­ле­ние фак­тов, си­ту­а­ций, по­ло­же­ний, кли­ше, на­бор штам­пов (как в ны­неш­нее вре­мя), а до­ста­точ­но чёт­кое и яс­ное из­ло­же­ние ми­ро­по­ни­ма­ния че­ло­ве­ка, ко­то­рый сде­лал сам се­бя – self-made man’a. Кто бы уз­нал ве­сё­ло­го и ком­па­ней­ско­го Ко­лю Ко­ня­е­ва в се­го­дняш­нем убе­лён­ном се­ди­на­ми с ар­хи­ерей­ской бо­ро­дой «ми­т­ро­по­ли­те» санкт-пе­тер­бург­ской сло­вес­но­с­ти? Да-с…Temporа mutantur… Но ду­ша-то ос­та­лась! Та­кая же! Преж­няя!

Мо­жет быть, по­это­му «при­го­род­ни­ки» и не за­ме­ти­ли то­го очень важ­но­го мо­мен­та пе­ре­ст­рой­ки, ко­то­рый, впол­не ве­ро­ят­но, ис­ку­па­ет мно­же­ст­во её от­ри­ца­тель­ных сто­рон. Мы име­ем в ви­ду ин­фор­ма­ци­он­ную ре­во­лю­цию, до­ступ к мно­го­чис­лен­ным ис­точ­ни­кам, преж­де тща­тель­но ма­с­ки­ру­е­мым и скры­ва­е­мым, об­на­ру­же­ние за схо­ла­с­ти­че­с­ки­ми дог­ма­та­ми на­ци­о­нал-боль­ше­виз­ма ши­ро­чай­ше­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­сто­ра, преж­де ма­ло­из­ве­ст­но­го или не­из­ве­ст­но­го сов­сем. Рас­кры­лись шлю­зы – а мо­жет, про­сто про­рва­лась пло­ти­на, и затх­лое бо­ло­то пре­вра­ти­лось в ши­ро­кую пол­но­вод­ную ре­ку.

По на­шим при­бли­зи­тель­ным под­счё­там, сред­ний воз­раст ав­то­ров, пуб­ли­ку­ю­щих­ся в жур­на­ле, а так­же их ге­ро­ев со­став­ля­ет 62,5 го­да. А ведь «Ав­ро­ра» со­зда­ва­лась как мо­ло­дёж­ный жур­нал. Это на­по­ми­на­ет вы­ступ­ле­ние «мо­ло­дёж­ных» ан­сам­б­лей Beatles и Rolling stones на раз­ных сце­нах в 2007–2009 го­дах. О по­след­нем не­пло­хо пи­шет и Н.Ко­ня­ев, спра­вед­ли­во удив­ля­ясь, по­че­му па­тро­ны пе­тер­бург­ской куль­ту­ры вы­бра­ли для их вы­ступ­ле­ния во вре­мя га­с­т­ро­лей Двор­цо­вую пло­щадь. При этом он ци­ти­ру­ет, как один из при­ме­ров, – по­ле­ми­ку в ин­тер­не­те: «Тош­нит про­сто – не­уже­ли нет дру­го­го ме­с­та для кон­цер­тов ста­ри­ка­шек»? И от­вет: «“Ста­ри­каш­ки” ру­лят уже пол­ве­ка…». Са­мо со­бой прак­ти­че­с­ки то же са­мое мож­но ска­зать и о Beatles, и о «Ма­ши­не вре­ме­ни» во гла­ве с её бес­смен­ным ли­де­ром, с та­ким ма­с­тер­ст­вом под­ви­за­ю­щим­ся в ку­ли­нар­ной сфе­ре, и об Ио­си­фе Коб­зо­не, и об Ал­ле Пу­га­чё­вой, и о… мно­гих ав­то­рах «Ав­ро­ры». Вре­мя идёт, а они ос­та­ют­ся всё в тех же гра­ни­цах, ко­то­рые очер­ти­ли се­бе с са­мо­го на­ча­ла. В ре­зер­ва­ци­ях!

Не­ког­да О.Ман­дель­ш­там пи­сал, что ли­те­ра­тур­ные те­че­ния оп­ре­де­ля­ют­ся не столь­ко «иде­я­ми», сколь­ко «вку­са­ми», то есть осо­бен­но­с­тя­ми ми­ро­ощу­ще­ния. Че­ло­век, на­хо­дя­щий­ся в ре­зер­ва­ции, ви­дит мир со­вер­шен­но по-дру­го­му, че­рез приз­му уязв­лён­но­с­ти и оби­ды. По­это­му и ка­жет­ся, как пел наш из­ве­ст­ный бард: «Эх, ре­бя­та, всё не так! Всё не так, ре­бя­та!». Вы­ше уже го­во­ри­лось о том, что но­вые ин­фор­ма­ци­он­ные го­ри­зон­ты ос­та­лись для «ав­ро­ров­цев» прак­ти­че­с­ки не­за­мет­ны­ми. С го­ре­чью кон­ста­ти­ру­ет один из ав­то­ров – Ни­ко­лай Зи­но­вь­ев:

 

А что я сде­лал для Рос­сии?

Бо­юсь от­ве­та сво­е­го.

Ведь я не сде­лал ни­че­го…

(«Ав­ро­ра», 2008, № 6)

 

Про­бле­мы раз­ви­тия на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­зна­ния, со­вер­шен­ст­во­ва­ния ду­хов­но­го опы­та за­ме­ни­лись во мно­гом про­из­воль­но скон­ст­ру­и­ро­ван­ны­ми (во вре­ме­на оные) иде­о­ло­ги­че­с­ки­ми схе­ма­ми, а ре­ли­ги­оз­ный опыт Пра­во­слав­ной церк­ви не­из­мен­но пред­ста­ёт как де­я­тель­ность Мос­ков­ско­го Па­т­ри­ар­ха­та РПЦ. При­чём вы­ступ­ле­ние на стра­ни­цах жур­на­ла раз­лич­ных слу­жи­те­лей РПЦ под­час вы­зы­ва­ет не­до­уме­ние. Вот, ска­жем, свя­щен­ник Алек­сий Мо­роз од­но­вре­мен­но член ред­кол­ле­гии и Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии, в од­ной из сво­их про­грамм­ных ста­тей «Вна­ча­ле бы­ло сло­во» («Ав­ро­ра», 2007, № 5), про­те­с­туя про­тив за­со­ре­ния рус­ско­го язы­ка не­нор­ма­тив­ной лек­си­кой и не­о­прав­дан­ны­ми за­им­ст­во­ва­ни­я­ми, не­о­жи­дан­но пи­шет: «Ес­ли че­ло­век не вни­ма­ет сло­вам Твор­ца и про­дол­жа­ет гре­шить, то вклю­ча­ет­ся ме­ха­низм са­мо­раз­ру­ше­ния. Че­ло­век на­чи­на­ет унич­то­жать се­бя, но не толь­ко се­бя… Ус­во­ен­ные и за­креп­лён­ные стра­с­ти па­губ­но от­ра­жа­ют­ся и на всём гря­ду­щем ро­де греш­ни­ков». Как же тут не вспом­нить жар­гон­ное «СЧЁТ­ЧИК ВКЛЮ­ЧЁН».

Это ещё не всё. Ав­тор убеж­дён, что «до сих пор в де­рев­нях по­мнят на­став­ле­ния ста­ри­ков не ру­гать­ся ма­том, так как от это­го “Бо­го­ро­ди­ца па­да­ет ли­цом в грязь”». Лю­бо­пыт­но, как это пред­став­ля­ет се­бе о. А.Мо­роз? Пол­но, пра­во­сла­вие ли это?! Не ме­нее по­ка­за­тель­ны и та­кие ра­зы­с­ка­ния ав­то­ра ста­тьи:

«…Мат сти­му­ли­ру­ет вы­ра­бот­ку муж­ских по­ло­вых гор­мо­нов» у жен­щин, да так, что «…ко­с­ме­то­ло­ги за­ме­ти­ли, что те их кли­ент­ки, ко­то­рые не мо­гут жить без ма­та, боль­ше ос­таль­ных стра­да­ют от по­вы­шен­ной во­ло­са­то­с­ти ко­неч­но­с­тей. У них бо­лее низ­кий го­лос». Ис­сле­до­ва­ние не за­вер­ше­но: не бы­ва­ет ли пе­ре­бо­ев мен­ст­ру­аль­но­го цик­ла? Мо­жем спро­сить мы у ав­то­ра.

Вы­вод о. А.Мо­ро­за за­ко­но­ме­рен, он по­вто­ря­ет­ся дваж­ды (на с. 170 и 171): «Без­воль­но от­дать­ся по­то­ку зла – зна­чит сво­и­ми ру­ка­ми при­бли­жать ко­нец све­та». Мы не ре­ша­ем­ся ос­па­ри­вать столь ком­пе­тент­ные суж­де­ния ду­хов­но­го ли­ца, ог­ра­ни­чим­ся лишь во­про­са­ми.

От­ку­да это из­ве­ст­но ав­то­ру ста­тьи? На­сколь­ко нам из­ве­ст­но, в Св. Пи­са­нии ни­че­го по­доб­но­го не го­во­рит­ся. Но пред­по­ло­жим, что на ав­то­ра ста­тьи сни­зо­ш­ло не­кое от­кро­ве­ние свы­ше. Тог­да по­че­му он по­ла­га­ет, что ко­нец све­та, а зна­чит, и Страш­ный суд, Вто­рое при­ше­ст­вие Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­с­та долж­ны быть «от­да­ле­ны»? Не­уж­то во вла­с­ти нас, греш­ных, из­ме­нить оз­на­чен­ные свы­ше пре­де­лы и сро­ки?

Не но­вая ли ересь пе­ред на­ми?


Геннадий МУРИКОВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования