Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 03.07.2009

Иван Грозный, или Что снял ВГТРК «Россия»

 Све­жо пре­да­ние, а ве­рит­ся с тру­дом.

А.С. Гри­бо­е­дов «Го­ре от ума»

 

С ин­те­ре­сом чи­таю кри­ти­че­с­кие от­зы­вы чи­та­те­лей о те­ле­се­ри­а­ле «Иван Гроз­ный», со­здан­ном (вер­нее, на­до при­знать, хал­тур­но сля­пан­ным) те­ле­ка­на­лом «Рос­сия». Осо­бен­но ме­ня за­де­ли от­кли­ки ир­кут­ско­го ис­то­ри­ка Ар­тё­ма Ер­ма­ко­ва («ЛР», 2009, 12 ию­ня) и пи­са­те­ля из Хан­ты-Ман­сий­ска Сер­гея Коз­ло­ва («ЛР», 2009, 19 ию­ня).

Что ска­зать до­пол­ни­тель­но о са­мом филь­ме? Бу­та­фо­рия – она и в Аф­ри­ке бу­та­фо­рия. Ес­ли рас­суж­дать о том, по­че­му та­кое по­лу­чи­лось, то лар­чик-то про­сто от­кры­ва­ет­ся… И де­ло не в сла­бо­с­ти ре­жис­су­ры А.Эш­пая, не в не­уме­нии ак­тё­ров (кста­ти, кто-ни­будь хоть од­но ак­тёр­ское имя за­пом­нил?) се­ри­а­ла иг­рать, а в об­щей ус­та­нов­ке и це­ли те­ле­ка­на­ла.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

По­след­ние го­ды ВГТРК «Рос­сия», так же как и лю­бое дру­гое го­су­дар­ст­вен­ное пред­при­я­тие, пы­та­ет­ся ак­тив­но тор­го­вать сво­ей про­дук­ци­ей на внеш­нем рын­ке, ну как, на­при­мер, Ро­с-о­бо­ро­нэк­с­порт «Ми­Га­ми» и «Су­хи­ми». Что мо­гут ку­пить у нас из те­ле­про­дук­ции? Вряд ли «мыль­ные» се­ри­а­лы о яко­бы на­шей се­го­дняш­ней жиз­ни («ли­пы» та­ко­го уров­ня хва­та­ет за­ру­беж­цам и сво­е­го, я ду­маю). Зна­чит, на­до рас­кру­чи­вать зна­ко­мые За­па­ду брен­ды, не­кую эк­зо­ти­ку, на ко­то­рую мо­гут клю­нуть. Для эк­зо­ти­ки ис­то­ри­че­с­кие фи­гу­ры под­хо­дят как нель­зя луч­ше. Ле­нин? Упа­си бо­же! Ка­пи­та­ли­с­ты, на­вер­но, до сих пор тай­ком кре­с­тят­ся, ког­да слы­шат это имя. Ста­лин? Сам он, к со­жа­ле­нию для про­дю­се­ров, ни­ко­го лич­но не за­ре­зал и не за­ст­ре­лил. А сни­мать, как вождь под­пи­сы­ва­ет рас­ст­рель­ные спи­с­ки… что тут ин­те­рес­но­го? Да я ду­маю, все уже и так объ­е­лись «Стра­с­тя­ми по Ио­си­фу» или, на­при­мер, «Стра­с­тя­ми по Ни­ко­лаю» (Вто­ро­му, ра­зу­ме­ет­ся). Ос­та­ют­ся Пётр I и Иван Гроз­ный. И здесь имя и де­я­ния Гроз­но­го, ви­ди­мо, бо­лее по­нят­ны и близ­ки за­ру­беж­но­му зри­те­лю, вос­пи­тан­но­му в пред­став­ле­нии об ис­то­ри­че­с­кой Рос­сии как о стра­не вод­ки, ба­ла­лай­ки и Крем­ля, по ко­то­рой с ги­ка­нь­ем разъ­ез­жа­ют ли­хие трой­ки с бо­я­ра­ми да бе­га­ют вез­де­су­щие мед­ве­ди…

 

По­это­му и се­ри­ал «Иван Гроз­ный» сни­мал­ся, ви­ди­мо, с рас­чё­том про­да­жи за гра­ни­цу, что­бы за­ру­беж­ный те­ле­зри­тель не та­ра­щил в изум­ле­нии гла­за, ес­ли бы ему по­ка­за­ли ум­но­го, та­лант­ли­во-не­од­но­знач­но­го ца­ря, слож­ную, пе­ре­лом­ную, тра­ги­че­с­кую эпо­ху.

 

А так всё сов­па­да­ет с его пред­став­ле­ни­я­ми о рус­ской ис­то­рии: ис­те­рич­ные, под­лые, кро­во­жад­ные, по­хот­ли­вые рус­ские, ко­то­рым что друг дру­га за­ре­зать, что друг дру­га пре­дать, что из­на­си­ло­вать де­ви­цу ка­кую ни по­па­дя – это как два паль­ца об ас­фальт… Ну и мо­нарх у это­го ста­да сви­ней со­от­вет­ст­вен­ный.

На этом мож­но бы­ло бы и за­кон­чить. Но… как ска­зал в своё вре­мя Жан Бе­ран­же: «Пусть луч­ше ме­ня по­ве­сят вра­ги, чем уто­пят дру­зья!». Это я о вы­ступ­ле­нии С.Коз­ло­ва в «Лит.Рос­сии» от 19 ию­ня с.г. «Иван Гроз­ный не как в ки­но». По­че­му так, – ес­ли че­ло­век по­зи­ци­о­ни­ру­ет се­бя как мо­нар­хист и пра­во­слав­ный (а я су­жу по преж­ним вы­ступ­ле­ни­ям в га­зе­те это­го ав­то­ра из Хан­ты-Ман­сий­ска), то на­чи­на­ет иг­рать с фак­та­ми ну пря­мо как ин­ст­рук­тор рай­ко­ма КПСС? И ве­ща­ет-то с та­ким ап­лом­бом!.. При том, ка­жет­ся, С.Коз­лов ещё и учи­тель ис­то­рии? При при­ем­ле­мом по­сы­ле: есть борь­ба вер­хов, есть сво­лоч­ная эли­та (ко­то­рая, по­че­му-то все­гда в боль­шин­ст­ве), есть па­т­ри­о­ти­че­с­кие лич­но­с­ти и сре­ди эли­ты есть не­од­но­знач­ная фи­гу­ра мо­нар­ха, – но при этом лич­ность по­ма­зан­ни­ка бо­жь­е­го не­при­кос­но­вен­на для тол­ко­ва­ний, он все­гда све­тел и свят. И фильм плох, и об­раз ца­ря ни­ка­кой, и С.Коз­лов пы­та­ет­ся вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость так, как он её по­ни­ма­ет. И при­во­дит мас­су со­мни­тель­ных тол­ко­ва­ний, ча­с­то вы­да­ёт, как мне ка­жет­ся, же­ла­е­мое за дей­ст­ви­тель­ное. Впро­чем, поз­воль­те по по­ряд­ку.

С.Коз­лов ут­верж­да­ет, что Гроз­ным ца­ря Ива­на про­зва­ли за взя­тие Ка­за­ни в ок­тя­б­ре 1552 го­да. А я, на­при­мер, встре­чал­ся с вер­си­ей, что про­зва­ли его так за ту страш­ную гро­зо­вую ночь, ког­да Иван по­явил­ся на свет бо­жий. От­сю­да, мол, и про­зви­ще в на­ро­де. А, на­при­мер, из­ве­ст­ный ис­то­рик Р.С. Скрын­ни­ков, на тру­ды ко­то­ро­го при­зы­ва­ет опи­рать­ся С.Коз­лов, го­во­рит, что «в ис­точ­ни­ках XVI века про­зви­ще «Гроз­ный» не встре­ча­лось. Ско­рее все­го, царь Иван по­лу­чил его, ког­да стал ге­ро­ем ис­то­ри­че­с­ких пе­сен». Вот те­бе, ба­буш­ка, и взя­тие Ка­за­ни!..

Ни в од­ном учеб­ни­ке ис­то­рии, да­же, я по­до­зре­ваю, ми­фи­че­с­ком (а мо­жет, С.Коз­ло­ву осо­бен­но по­вез­ло?), не трак­ту­ет­ся на­ча­ло Ли­вон­ской вой­ны как не­адек­ват­ное по­ве­де­ние Ива­на IV. Та­кая же оче­ред­ная об­ще­го­су­дар­ст­вен­ная за­да­ча, как и при­со­е­ди­не­ние По­вол­жья. И про­бле­мы у Рос­сии в этой вой­не по­яви­лись не по­то­му, что князь Курб­ский пе­ре­бе­жал на сто­ро­ну вра­гов, а по­то­му, что по­сле удач­но­го на­ча­ла царь Иван по­слу­шал сво­е­го то­ва­ри­ща по Из­бран­ной ра­де – А.Ада­ше­ва и за­клю­чил пе­ре­ми­рие с Ли­вон­ским ор­де­ном на пол­го­да, что­бы за­нять­ся юж­ным на­прав­ле­ни­ем – Кры­мом. А за это вре­мя ма­гистр Ли­вон­ско­го ор­де­на от­дал­ся под власть Ре­чи По­спо­ли­той. И ког­да Рос­сия во­зоб­но­ви­ла во­ен­ные дей­ст­вия в При­бал­ти­ке, то ей про­ти­во­сто­ял не сла­бый Ли­вон­ский ор­ден, а аж три со­пер­ни­ка: Речь По­спо­ли­тая, Шве­ция и Да­ния, ко­то­рые име­ли свои ин­те­ре­сы в этом ре­ги­о­не и не хо­те­ли уси­ле­ния Рос­сии за счёт вы­хо­да к Бал­ти­ке. А из­ме­на А.Курб­ско­го – это уже след­ст­вие, а не при­чи­на. Да и, поз­воль­те, раз­ве но­вые (ес­ли так поз­во­ли­тель­но го­во­рить о вы­со­ко­род­ном пе­ре­беж­чи­ке и его по­кро­ви­те­лях из Ре­чи По­спо­ли­той) хо­зя­е­ва Курб­ско­го – нем­цы? Опять не­точ­ность.

По­ми­нать при этом Ан­то­на Де­ни­ки­на как об­раз­ец че­с­ти, как это де­ла­ет С.Коз­лов («И кем бы се­бя ни ря­дил {А.Курб­ский. – Ю.И.}, некорректно. По­про­буй­те воз­ра­зить этой жё­ст­кой ло­ги­ке, а ес­ли вы это всё-та­ки сде­ла­ли, толь­ко {ви­ди­мо, ав­тор имел в ви­ду «тог­да». – Ю.И.} вам не по­нять Ан­то­на Де­ни­ки­на, ко­то­рый от­ка­зал­ся от лю­бых раз­го­во­ров с Гит­ле­ром. Тог­да вам не по­нять ге­не­ра­лов Кет­ле­ра и Де­те­рих­са, ко­то­рые так и не из­ме­ни­ли при­ся­ге, дан­ной го­су­да­рю»), – некор­рект­но, т.к. Кет­лер и Де­те­рихс не из­ме­ни­ли, а Де­ни­кин из­ме­нил. И хо­зя­е­ва у не­го бы­ли но­вые – ан­г­ли­ча­не и фран­цу­зы. А что Гит­ле­ру не от­дал­ся, то, на­вер­но, это был бы уже пе­ре­бор да­же для пред­ста­ви­те­ля «вы­корм­лен­ной и бли­с­та­тель­ной эли­ты».

Курб­ско­му же да­ли со­от­вет­ст­ву­ю­щее его ран­гу по­ме­с­тье и хо­ло­пов, в ко­то­ром он за­вёл та­кие же де­с­по­ти­че­с­кие по­ряд­ки, как и те, в ко­то­рых он уп­ре­кал Ива­на Гроз­но­го. А то, что спо­движ­ник юно­с­ти Гроз­но­го «умер бро­шен­ный все­ми в пол­ной без­ве­ст­но­с­ти», вы что, не зна­е­те при­ме­ров, ког­да так же уми­ра­ют и лю­ди очень и очень до­стой­ные?

Упа­си бог, я не оп­рав­ды­ваю пре­да­те­ля, но и ва­лить всё в од­ну ку­чу яв­но не сто­ит.

Те­перь о те­зи­се, что «на­род пол­но­стью под­дер­жи­вал ца­ря». Во-пер­вых, кто упол­но­мо­чил С.Коз­ло­ва го­во­рить от име­ни все­го на­ро­да? Тем бо­лее от име­ни пред­ков. Во-вто­рых, ска­жи­те, есть ли вам де­ло до то­го, что про­ис­хо­дит в пра­вя­щей вер­хуш­ке ны­неш­ней Рос­сии? Да, ка­кие-то фи­гу­ры нам чи­с­то ги­по­те­ти­че­с­ки не нра­вят­ся. А как вы ре­а­ги­ру­е­те на ре­ше­ния и де­ла Пу­ти­на с Мед­ве­де­вым? Я ду­маю, ни­как. А ес­ли уз­на­ё­те, что кто-то из эли­ты про­во­ро­вал­ся или дис­кре­ди­ти­ро­вал се­бя ка­ким-то дру­гим спо­со­бом? Мак­си­мум по­ду­ма­е­те: «Да уж!..». И ког­да на­ча­лись ре­фор­мы Из­бран­ной ра­ды, и ког­да Иван де­лил Русь на оп­рич­ни­ну и зем­щи­ну, и ког­да оп­рич­ни­ки ру­би­ли го­ло­вы из­мен­ни­кам-бо­я­рам, и ког­да царь вёл вой­ны, на­род без­молв­ст­во­вал. Но ког­да с ги­бе­лью бо­яр на­ру­ши­лась хо­зяй­ст­вен­ная жизнь, ког­да вой­ны (а осо­бен­но не­удач­ная Ли­вон­ская) при­ве­ли к не­бы­ва­ло­му рос­ту на­ло­гов, по­след­ст­вия не ос­та­лись «без ши­ро­кой под­держ­ки масс». На­род про­сто стал раз­бе­гать­ся кто ку­да. И при­шлось пре­ем­ни­кам Ива­на Гроз­но­го вво­дить «за­по­вед­ные ле­та» в не­ко­то­рых зем­лях Рос­сии, по­то­му что не­ко­му ста­ло кор­мить что «пре­да­тель­скую» ари­с­то­кра­тию, что «па­т­ри­о­ти­че­с­кое» дво­рян­ст­во. «Вот те­бе, ба­буш­ка, и Юрь­ев день!»

В оп­рав­да­ние Ива­на Гроз­но­го мож­но ска­зать, что оп­рич­ный тер­рор, ко­неч­но, не шёл ни в ка­кое срав­не­ние с тем, что тво­ри­лось в это же вре­мя в «ци­ви­ли­зо­ван­ной» Ев­ро­пе, где, на­при­мер, во Фран­ции в од­ну Вар­фо­ло­ме­ев­скую ночь бы­ло уби­то око­ло 30 ты­сяч гу­ге­но­тов. Про­тив это­го око­ло трёх с по­ло­ви­ной ты­сяч каз­нён­ных Гроз­ным за го­ды его прав­ле­ния смо­т­рят­ся невпе­чат­ля­ю­ще. Ес­ли, ко­неч­но, не за­бы­вать о хо­зяй­ст­вен­ном ра­зо­ре­нии, что влек­ло мас­со­вый го­лод – и ту же са­мую мас­со­вую смерт­ность.

Ни­че­го, кро­ме сме­ха, не вы­зы­ва­ет по­пыт­ка С.Коз­ло­ва обе­лить лю­би­мо­го им ца­ря в та­ком во­про­се, как мно­го­жён­ст­во Гроз­но­го. Ав­тор за­явил, что «все зна­ют, как он лю­бил от­рав­лен­ную бо­я­ра­ми Ана­с­та­сию». Что, до­ба­вим от се­бя и опи­ра­ясь на Р.Г.Скрын­ни­ко­ва, не ме­ша­ло ему ухо­дить «на­ле­во» и при лю­би­мой Ана­с­та­сии. Да пле­вать на мно­го­жён­ст­во Ива­на! «По мне хоть пей, да де­ло ра­зу­мей!..» (И.А. Кры­лов). Тот же ан­г­лий­ский Ге­н­рих VIII с его ше­с­тью жё­на­ми не­да­ле­ко от­стал. Но, ка­жет­ся, ан­г­ли­ча­не и не пы­та­ют­ся убе­дить ко­го бы то ни бы­ло в том, что при этом Ге­н­рих «лю­бил» толь­ко од­ну – ну, на­при­мер, ту же Ан­ну Бо­лейн.

Увы, не вы­дер­жи­ва­ет кри­ти­ки и те­зис С.Коз­ло­ва о том, что «ре­жис­сё­ры филь­мов пы­та­ют­ся по­ка­зать Ио­ан­на спи­ва­ю­щим­ся ис­те­рич­ным иди­о­том». На­счёт иди­о­та – это на со­ве­с­ти пуб­ли­ци­с­та. А что до ос­таль­но­го… Ан­т­ро­по­ло­ги, вра­чи, экс­пер­ты изу­чи­ли ос­тан­ки Ива­на Гроз­но­го и при­шли к вы­во­ду, что смерть его – это след­ст­вие хро­ни­че­с­ко­го ал­ко­го­лиз­ма и тя­же­лей­ше­го ос­тео­хон­д­ро­за (ре­зуль­тат ма­ло­по­движ­но­го об­ра­за жиз­ни).

Что до убий­ст­ва пра­во­слав­ным ца­рём сво­е­го стар­ше­го сы­на Ива­на, С.Коз­лов пы­та­ет­ся и здесь оп­рав­дать Гроз­но­го, мол, «боль­шин­ст­ву ис­то­ри­ков из­ве­ст­но, что Ио­анн, в от­ли­чие от Пе­т­ра I, не уби­вал сво­е­го сы­на. Мо­жет, в го­ряч­ке и уда­рил (мо­жет, и не раз), но умер он сов­сем не от это­го. От про­дол­жи­тель­ной (как пи­шут в не­кро­ло­гах) бо­лез­ни, вы­зван­ной опять же от­рав­ле­ни­ем! Чи­тай­те ле­то­пи­си!». Ос­та­ёт­ся по­за­ви­до­вать С.Коз­ло­ву, ви­ди­мо, он лег­ко чи­та­ет древ­не­рус­ские ле­то­пи­си… Толь­ко вряд ли пред­ме­ты «Древ­не­рус­ский язык» или «Цер­ков­но­сла­вян­ский язык» (на ко­то­ром пи­са­ли в те да­лё­кие вре­ме­на) бы­ли про­фи­ли­ру­ю­щи­ми на ист­фа­ке пед­ву­за… Я же со­шлюсь на мне­ние Р.Г. Скрын­ни­ко­ва, чей ав­то­ри­тет при­зна­ёт и сам С.Коз­лов: «По­бои и страш­ное нерв­ное по­тря­се­ние све­ли ца­ре­ви­ча в мо­ги­лу…». От се­бя до­бав­лю, что смыс­ла тра­вить ца­ре­ви­ча бо­я­рам не бы­ло, ло­гич­нее бы­ло бы им от­ра­вить са­мо­го ца­ря.

 

Что до кар­ти­ны И.Е. Ре­пи­на на из­ве­ст­ный сю­жет, на ко­то­рую опол­чил­ся ав­тор за­мет­ки «Иван Гроз­ный не как в ки­но», то сто­и­ло бы по­мнить, что это жи­во­пис­ное по­лот­но – ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние, а не ис­то­ри­че­с­кий ис­точ­ник.

 

Мож­но бы­ло бы, ко­неч­но, и даль­ше пи­нать не­о­сто­рож­но­го С.Коз­ло­ва, на­при­мер, за во­пи­ю­щую хро­но­ло­ги­че­с­кую не­су­ра­зи­цу от­но­си­тель­но ис­пол­не­ния ро­лей Ива­на Гроз­но­го и Алек­сан­д­ра Нев­ско­го ак­тё­ром Ни­ко­ла­ем Чер­ка­со­вым. Ува­жа­е­мый Сер­гей Коз­лов, «Алек­сандр Нев­ский» был снят С.Эй­зен­штей­ном в 1938 го­ду, а «Иван Гроз­ный» – в 1944 году, со­от­вет­ст­вен­но, не мог на­род­ный ар­тист СССР уце­леть в ав­то­ка­та­с­т­ро­фе (неваж­но – до, во вре­мя или по­сле съё­мок в ро­ли Ива­на) толь­ко для то­го, что­бы по­том пред­стать в об­ра­зе кня­зя-по­бе­ди­те­ля псов-ры­ца­рей… Ну и так да­лее.

За­чем я упо­мя­нул пра­во­слав­ность С.Коз­ло­ва (дай бог че­ло­ве­ку здо­ро­вья и уда­чи)? Я не же­лаю ни­ко­го оби­деть. Но с точ­ки зре­ния пра­во­сла­вия очень важ­но во­вре­мя по­ка­ять­ся. Будь ты хоть триж­ды ду­ше­гу­бом с ру­ка­ми по ло­коть в кро­ви, но по­кай­ся – и го­то­во де­ло: чи­с­тый ан­гел! Так же под­хо­дит к Ио­ан­ну и наш пуб­ли­цист. И за­ме­чу на­пос­ле­док: не Иван по­ст­риг­ся в день смер­ти и был на­ре­чён в мо­на­ше­ст­ве Ио­ною, как ут­верж­да­ет ав­тор из Хан­ты-Ман­сий­ска, а над ним, уже мёрт­вым, бы­ли про­де­ла­ны эти про­це­ду­ры. А это две боль­шие раз­ни­цы…

Фильм пло­хой, об­раз Ива­на Гроз­но­го пло­с­кий, ре­цен­зент Сер­гей Коз­лов из бла­гих по­буж­де­ний до­пу­с­ка­ет мас­су ис­то­ри­ко-куль­ту­ро­ло­ги­че­с­ких ля­пов и не­точ­но­с­тей. И до­ба­вить что-то ещё мож­но, но сто­ит ли? «Кто лю­бит бо­лее ме­ня, пусть пи­шет да­лее ме­ня…»


Юрий ИВАНОВ,
д. БАРДОВО, Псковская область




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования