Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 10.07.2009

Последний вольтерьянец

 В понедельник пришла печальная весть: скончался известный русский писатель Василий Аксёнов. С именем этого художника во многом связано зарождение в конце 50-х – начале 60-х годов молодёжно-исповедальной прозы. В своё время шестидесятники зачитывались его «Звёздным билетом» и «Затоваренной бочкотарой». После выхода в 1979 году неподцензурного альманаха «Метрополь» Аксёнов вынужден был остаться в Америке. В эмиграции он написал «Остров Крым», «Ожог» и другие свои произведения. В последнее время писатель жил на два дома: во Франции и в России. За эти годы им созданы романы «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква» и «Редкие земли».

У Аксёнова осталось много друзей. Мы попросили ответить на несколько вопросов его близкого товарища Юлия ЭДЛИСА.

 

– Юлий Фи­лип­по­вич, рас­ска­жи­те, по­жа­луй­ста, как вы по­зна­ко­ми­лись с Ак­сё­но­вым.

– По­зна­ко­ми­лись мы в кон­це 1959 го­да, ког­да я пе­ре­ехал из про­вин­ции в Моск­ву. С это­го вре­ме­ни на про­тя­же­нии двад­ца­ти лет, до отъ­ез­да Ва­си в Аме­ри­ку, мы ви­де­лись еже­днев­но. Де­ло в том, что и я, и он жи­ли в од­ном и том же ко­о­пе­ра­тив­ном до­ме на Крас­но­ар­мей­ской ули­це, в од­ном и том же подъ­ез­де. Бо­лее то­го, на­ши де­ти хо­ди­ли в один и тот же дет­ский сад, а по­том учи­лись в шко­ле в од­ном клас­се.

Мы бы­ли боль­ше чем дру­зья. Ска­жу да­же так: бо­лее близ­ко­го че­ло­ве­ка у ме­ня не бы­ло. Мы чи­та­ли друг дру­гу свои ру­ко­пи­си и очень до­ро­жи­ли мне­ни­я­ми, суж­де­ни­я­ми друг дру­га по по­во­ду про­чи­тан­но­го. Вме­с­те жи­ли, вме­с­те от­ды­ха­ли в Кок­те­бе­ле, Ду­бул­ты, Пи­цун­де. По­мню, в ав­гу­с­те 1968 го­да мы всю ночь пра­зд­но­ва­ли день рож­де­ния Ак­сё­но­ва на кок­те­бель­ском пля­же. А ут­ром при­шёл Юрий Три­фо­нов и стран­ным го­ло­сом ска­зал: «Всё. Ко­нец». Мы: «Что всё, Юра?» Он: «В Пра­ге». – «Что в Пра­ге?» – «На­ши вой­ска во­шли в Пра­гу». И мы тог­да по­ня­ли, что всё кон­чи­лось. Кон­чи­лась хру­щёв­ская от­те­пель, кон­чи­лась воз­мож­ность по­ст­ро­е­ния со­ци­а­лиз­ма с че­ло­ве­че­с­ким ли­цом.

Хо­тя мы не бы­ли людь­ми силь­но пью­щи­ми, но лю­би­ли по­си­деть за дру­же­с­ким сто­лом в ре­с­то­ра­не ЦДЛ или До­ма ак­тё­ра. Ва­ся был ве­сё­лый, оба­я­тель­ный, с по­ра­зи­тель­ным чув­ст­вом юмо­ра ком­па­ней­ский че­ло­век, вы­зы­вав­ший у всех сим­па­тию и лю­бовь, что, со­гла­си­тесь, да­но не каж­до­му из пи­шу­щей бра­тии. Кро­ме то­го, он был об­ра­зо­ван­ный, мно­го чи­тал, пре­крас­но знал оте­че­ст­вен­ную и за­ру­беж­ную ли­те­ра­ту­ру. С ним бы­ло все­гда ин­те­рес­но по­го­во­рить. Вспо­ми­наю, как Ак­сё­нов, Бо­рис Мес­се­рер, Вик­тор Слав­кин и я от­ме­ча­ли ак­сё­нов­ский день рож­де­ния в ре­с­то­ра­не «Кон­ти­нен­таль» и за­си­де­лись за ув­ле­ка­тель­ной бе­се­дой да­ле­ко за пол­ночь.

По­сле отъ­ез­да Ак­сё­но­ва за гра­ни­цу я встре­тил­ся с ним толь­ко в 1989 го­ду в Па­ри­же. Фран­цуз­ский ПЕН-клуб при­гла­сил ме­ня тог­да на пра­зд­но­ва­ние 200-ле­тия Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции (а до это­го вре­ме­ни я с 1968 по 1986 год был не­вы­езд­ным). При­зна­юсь, что пер­вое вре­мя мы да­же не зна­ли, о чём го­во­рить, на­столь­ко от­ли­ча­лась его жизнь от мо­ей.

– А ка­кую ак­сё­нов­скую кни­гу вы боль­ше все­го лю­би­те?

– Их мно­го. Я вы­со­ко це­ню по­ве­с­ти «Звё­зд­ный би­лет», «Ожог» (осо­бен­но те гла­вы, где он рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей по­езд­ке к ма­те­ри в Ма­га­дан), «За­то­ва­рен­ная боч­ко­та­ра». Очень люб­лю его но­во­ми­ров­ские рас­ска­зы. В ро­ма­не «Ос­т­ров Крым» Ак­сё­нов вы­сту­пил в не­о­жи­дан­ном для не­го ис­то­ри­ко-по­зна­ва­тель­ном клю­че. Мо­жет быть, это бы­ла его са­мая луч­шая при­дум­ка, вер­ши­на его мы­ш­ле­ния.

Во­об­ще Ак­сё­нов был раз­ный пи­са­тель. Не всё в его твор­че­ст­ве рав­но­знач­но, бы­ли и сла­бые ве­щи, но это ни­ко­им об­ра­зом не ума­ля­ет его до­сто­инств как круп­но­го, яр­ко­го пи­са­те­ля, – как, ска­жем, ро­ман «Вос­кре­се­ние» Тол­сто­го не ума­ля­ет зна­че­ния «Вой­ны и ми­ра».

– Что во взгля­дах Ак­сё­но­ва вам осо­бен­но им­по­ни­ро­ва­ло?

– Его аб­со­лют­ная ве­ра – и как пи­са­те­ля, и как че­ло­ве­ка – в жиз­нен­ную не­об­хо­ди­мость сво­бо­ды.

– А в твор­че­ст­ве?

– Гиб­кость, лёг­кость, с ко­то­рой он ис­кал и на­хо­дил слог, ритм, ин­то­на­цию для каж­дой сво­ей ве­щи. Он ино­гда ухо­дил в та­кие под­зе­ме­лья, в та­кие об­ла­с­ти язы­ка, ком­по­зи­ции, в ко­то­рые до не­го ещё ни­кто не за­хо­дил. Он по­сто­ян­но ме­нял­ся. Что об­ще­го, ска­жем, меж­ду его мо­ло­дёж­но-ком­со­моль­ской по­ве­с­тью «Кол­ле­ги» и по­сле­до­вав­шим тут же «Звё­зд­ным би­ле­том»?

Мно­гие счи­та­ют, что Ак­сё­нов на­чал­ся с «Ме­т­ро­по­ля». Но это не так. К это­му вре­ме­ни он уже был сло­жив­шим­ся пи­са­те­лем. Меж­ду про­чим, «Ме­т­ро­поль» при­ду­мал Еро­фе­ев, а Ак­сё­нов был той круп­ной фи­гу­рой, ко­то­рая за­щи­ща­ла со­бой этот аль­ма­нах. Соб­ст­вен­но «Ме­т­ро­поль» яв­лял­ся не столь­ко ли­те­ра­тур­ным, сколь­ко об­ще­ст­вен­ным ак­том. Ак­сё­нов иг­рал со­би­ра­тель­ную роль. Во­круг не­го все­гда тол­пи­лась мо­ло­дёжь, из ко­то­рой вы­шло мно­го та­лант­ли­вых пи­са­те­лей. Ну, к при­ме­ру, Алек­сандр Ка­ба­ков.

– Ва­си­лия Ак­сё­но­ва мно­го эк­ра­ни­зи­ро­ва­ли. Ка­кая эк­ра­ни­за­ция, на ваш взгляд, са­мая удач­ная?

Все не­удач­ны. Осо­бен­но огор­чил те­ле­се­ри­ал «Мос­ков­ская са­га». Этот Бар­щев­ский, по-мо­е­му, без­дар­ный ре­жис­сёр. Дру­гой его фильм, сня­тый по ро­ма­ну «Тя­жё­лый пе­сок» Ана­то­лия Ры­ба­ко­ва, ещё ху­же. Во­об­ще, как мне ка­жет­ся, хо­ро­шую про­зу, осо­бен­но иро­ни­че­с­кую, труд­но эк­ра­ни­зи­ро­вать.

– А что вы мо­же­те ска­зать о те­а­т­раль­ных по­ста­нов­ках по ак­сё­нов­ским про­из­ве­де­ни­ям?

– На мой взгляд, был удач­ный спек­такль по пье­се «Всегда в про­да­же». Он шёл в ше­с­ти­де­ся­тые го­ды в «Со­вре­мен­ни­ке». А вот дру­гой ви­ден­ный мною спек­такль – «Цап­ля», ко­то­рый по­ста­вил Ан­ту­ан Ви­тез в Па­ри­же, мне не по­нра­вил­ся. Тут я дол­жен ска­зать, что, на мой взгляд, вся си­ла и блеск ак­сё­нов­ско­го та­лан­та про­яви­лась в про­зе, а дра­ма­тур­гия у Ак­сё­но­ва бы­ла всё-та­ки на вто­ром пла­не.

– Ког­да вы в по­след­ний раз раз­го­ва­ри­ва­ли с Ва­си­ли­ем Ак­сё­но­вым?

– В по­след­нее вре­мя встре­ча­лись и пе­ре­зва­ни­ва­лись ред­ко. Воз­раст брал своё. В один из сво­их по­след­них звон­ков он по­се­то­вал: «Слу­шай, тут кто-то ска­зал, что ты на ме­ня оби­жа­ешь­ся за то, что я буд­то те­бя за­был. Но ты же зна­ешь, что мы с то­бой все­гда бы­ли вме­с­те, все­гда шли в од­ной уп­ряж­ке». Я, ко­неч­но, ус­по­ко­ил его, что ни­ког­да на не­го не оби­жал­ся.

Для ме­ня это ужас­ная по­те­ря. Это та­кое лич­ное, ин­тим­ное, что об этом не­лов­ко го­во­рить. Я знаю, что та­кое те­рять близ­ких лю­дей. Уш­ли Бу­лат Оку­д­жа­ва (с ко­то­рым я был зна­ком с 1943 го­да), Вла­ди­мир Мак­си­мов, Юрий Три­фо­нов, Юрий Ле­ви­тан­ский, Ана­то­лий Ры­ба­ков, Ана­то­лий Эф­рос. Те­перь вот Ва­си­лий Ак­сё­нов. Мы, ше­с­ти­де­сят­ни­ки, те­перь как в осен­нем по­ре­дев­шем ле­су…


Записал Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования