Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 10.07.2009

Оправдание квадрата

 

Пи­шу это в под­держ­ку ста­тьи Кон­стан­ти­на Ке­д­ри­на «Тре­у­голь­ник Ма­ле­ви­ча» («ЛР», 2009, № 25). Как буд­то из­ве­ст­ный по­эт нуж­да­ет­ся в мо­ей под­держ­ке. Нет, ко­неч­но. Как и сам чёр­ный ква­д­рат, ко­то­рый слов­но про­ви­нив­ший­ся школь­ник оп­рав­ды­ва­ет­ся пе­ред на­ми вот уже це­лый век. Мне этот чёр­ный ква­д­рат на­по­ми­на­ет Бил­ла Гейт­са – учил­ся пло­хо, а по­том стал са­мым не­об­хо­ди­мым ми­ру.

Не­сколь­ко лет на­зад, ког­да вы­шло Пя­ти­кни­жие Ма­ле­ви­ча, Га­в­ри­ил За­по­лян­ский в га­зе­те «Куль­ту­ра» пи­сал о за­поз­дав­шем при­зна­нии тру­да Ма­ле­ви­ча – фи­ло­со­фа, по­эта, ху­дож­ни­ка – в Рос­сии, хо­тя За­пад при­знал его ещё тог­да.

Ху­дож­ник Игорь Сне­гур в сво­ей кни­ге «Тран­зи­ты. Ди­а­го­на­ли» пи­шет о «солн­це при­ро­ды» и «солн­це куль­ту­ры». Мне ка­жет­ся, что ква­д­рат Ма­ле­ви­ча при­над­ле­жит «солн­цу куль­ту­ры», умо­зри­тель­но­с­ти, ло­ги­ке, а мо­жет, и аб­сур­ду, ко­то­рый про­яс­ня­ет ло­ги­ку. Хо­се Ор­те­га-и-Гас­сет в зна­ме­ни­той ста­тье «Де­гу­ма­ни­за­ция ис­кус­ст­ва» до­воль­но жё­ст­ко раз­во­дит ста­рое и но­вое ис­кус­ст­во – «ис­кус­ст­во для жиз­ни» и «ис­кус­ст­во для ис­кус­ст­ва». Бе­зус­лов­но, мно­гие ве­щи в ми­ре за­став­ля­ют нас дей­ст­во­вать ра­ди­каль­но, но по­че­му шту­дии, ко­пи­ро­ва­ние при­ро­ды и «за­ум­ные кар­ти­ны» (тер­мин этот упо­треб­лял­ся в от­но­ше­нии не­ко­то­рых кар­тин Ка­зи­ми­ра Се­ве­ри­но­вича) долж­ны всё вре­мя бо­роть­ся? До­ка­зы­вать друг дру­гу, кто пра­вее? Не­ко­то­рые склон­ны рас­сма­т­ри­вать аван­гард как впе­рёд­смо­т­ря­ще­го, клас­си­ку раз­во­ра­чи­вать, как буд­то это два па­ро­во­за, не­су­щих­ся то ли в раз­ные пунк­ты, то ли во­об­ще по па­рал­лель­ным пря­мым. Тут на по­мощь при­хо­дят ум­ные лю­ди и объ­яс­ня­ют, что шар, на ко­то­ром сто­я­ла де­воч­ка Пи­кас­со, тот же са­мый, что сим­во­ли­зи­ро­вал ко­с­мос у древ­них.

 По­че­му, го­во­ря ус­лов­но, нель­зя лю­бить и по­ни­мать оди­на­ко­во хо­ро­шо ге­о­ме­т­рию и при­ро­до­ве­де­ние? Сам Ма­ле­вич при­зы­вал за­кры­вать гла­за, что­бы ок­ру­жа­ю­щий мир нас не со­блаз­нял. Тут есть не­ко­то­рая на­тяж­ка: всё же су­пре­ма­тизм от­ли­ча­ет­ся от твор­че­ст­ва сле­по­рож­дён­но­го.

Ор­те­га го­во­рит: тот, кто ко­пи­ру­ет дей­ст­ви­тель­ность, чуть ли не по­дель­ник, ре­мес­лен­ник. Вот Де­бюс­си, весь та­кой эфе­мер­ный, воз­душ­ный, ало­гич­ный, его нель­зя пе­ре­ска­зать – это хо­ро­шо, а Бет­хо­вен на по­ря­док ху­же. На­вер­ное, по­то­му что его мож­но на­петь. По­че­му во­об­ще воз­ни­ка­ет раз­го­вор, ко­то­рый вёл уже дав­ным-дав­но Шил­лер, про­ти­во­по­с­та­вив ан­тич­ный иде­ал (при­ро­да не спо­ри­ла с ду­хом че­ло­ве­ка) и смя­те­ние «фа­у­с­тов­ской ду­ши»? Ведь он тог­да ещё меч­тал о син­те­зе, о рож­де­нии че­ло­ве­ка тре­ть­е­го ти­па, где мысль и чув­ст­во не бу­дут раз­ва­ли­вать­ся на два по­лю­са, об­ра­зуя ни­шу, а ста­нут не­кой еди­ной суб­стан­ци­ей.

Игорь Сне­гур мне рас­ска­зы­вал, что как-то раз его ма­лень­кий сын на­ри­со­вал чёр­ный ква­д­рат, спро­сив, по­че­му он ху­же, чем у Ма­ле­ви­ча. Вспо­ми­ная это, Игорь Гри­го­рь­е­вич ци­ти­ру­ет ма­ни­фест Ре-Цеп­ту­а­лиз­ма, «центр-иру­ю­щем своё мы­ш­ле­ние и де­я­тель­ность на ху­до­же­ст­вен­ном про­цес­се, а не на ху­до­же­ст­вен­ном про­из­ве­де­нии». Для ре-цеп­ту­а­ли­с­та важ­но, как со­тво­ре­но, ка­кая мо­ти­ва­ция, а не что мы ви­дим на кар­ти­не. Сам Сне­гур все­гда под­чёр­ки­ва­ет, что мы не вче­ра ро­ди­лись, под но­га­ми – ог­ром­ной тол­щи­ны куль­тур­ный слой. Ква­д­ра­ты свои он, кста­ти, чуть по­до­грел на сла­бом ог­не, уг­лы их под­та­я­ли.

Ко­неч­но, со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во – это сме­на си­с­те­мы ко­ор­ди­нат. Но эле­мен­ты-то те же, ан­тич­ность вы­ка­ти­ла нам свой шар, са­мую со­вер­шен­ную фи­гу­ру, став­шую мо­де­лью ко­с­мо­са, и шар этот в тар­та­ра­рах не про­пал. Вто­рой фи­гу­рой по­ряд­ка, как спра­вед­ли­во за­ме­ча­ет ук­ра­ин­ский ис­сле­до­ва­тель фу­ту­риз­ма Дми­т­рий Гор­ба­чёв, стал тре­у­голь­ник, он на­зы­ва­ет его на­сто­я­щим уп­рё­ком «рас­трё­пан­ной» при­ро­де. Бу­дет­ля­нин Хлеб­ни­ков под­дер­жал Пи­фа­го­ра: «…ведь в тре­у­голь­ни­ках – су­м­рак ду­ши»…Сне­гур и тут яв­ля­ет­ся со сво­ей от­мыч­кой. Он раз­ры­ва­ет тре­у­голь­ные и ку­би­че­с­кие клет­ки и вы­пу­с­ка­ет на сво­бо­ду «аморф­ные» су­ще­ст­ва. Во все вре­ме­на ху­дож­ни­ки уме­ли урав­но­ве­ши­вать муж­ское и жен­ское, пря­мо­ли­ней­ное и из­ви­ли­с­тое, но Игорь Сне­гур смяг­ча­ет жё­ст­кие струк­ту­ры не во имя иде­аль­ной про­пор­ции, тут чув­ст­ву­ет­ся же­ла­ние сре­зать уг­лы соб­ст­вен­ной ду­ши.

То­ва­рищ Иго­ря Гри­го­рь­е­ви­ча мо­ло­дой аван­гар­дист Алек­сандр Три­фо­нов, от­крыв­ший не­дав­но боль­шую вы­став­ку в га­ле­рее «На Со­лян­ке», ис­поль­зо­вал чёр­ный ква­д­рат в сво­их ра­бо­тах мно­го раз. Для не­го «Чёр­ный ква­д­рат» – не об­ман и не глу­пость: Ма­ле­вич по­ста­вил точ­ку в ре­а­ли­с­ти­че­с­ком ис­кус­ст­ве. Как пи­шет Три­фо­нов в сво­ём эс­се «Я и Ма­ле­вич»: «ко­пи­ро­вать уже мо­жет фо­то­ап­па­рат, ху­дож­ни­ку не на­до тра­тить на это вре­мя». Кар­ти­на ху­дож­ни­ка «Ква­д­рат­ный порт­вейн Ка­зи­ми­ра Ма­ле­ви­ча», на ней на моль­бер­те сто­ит знак-ма­ни­фест на­ча­ла про­шло­го ве­ка, а ря­дом с ним на сто­ле ок­руг­лая бу­тыл­ка с эти­кет­кой порт­вей­на «Алу­ш­та». И мне это нра­вит­ся, но пнуть ре­нес­санс­ных ма­донн, «пе­ре­движ­ни­ков», бар­би­зон­цев но­га не под­ни­мет­ся. 


Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования