Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 17.07.2009

Стриптиз на крови

 Похоже, последний роман Владимира Маканина «Асан», удостоенный первой премии на конкурсе «Большая книга», взбудоражил всю читающую Россию. Мы уже напечатали мнения критиков Андрея Рудалёва и Сергея Белякова и прозаика Александра Карасёва («ЛР», 2009, № 24), реплику Егора Молданова («ЛР», 2009, № 25), статьи Т.Лестевой («ЛР», 2009, № 26) и Геннадия Мурикова («ЛР», 2009, № 27). Но спор не утихает. Видать, роман Маканина всех зацепил. Кто же прав?

 

«Не сто­ит, – ска­зал мне один зна­ко­мый ли­те­ра­тор. – Не на­до та­ко­го шу­ма во­круг Ма­ка­ни­на. Вы ж его са­ми под­ни­ма­е­те. Се­го­дня вре­мя та­кое – чем боль­ше и ху­же, тем луч­ше. За­кон пи­а­ра».

Но я ни­че­го не мо­гу по­де­лать. Ма­ка­нин, его «Асан», как ка­му­шек в бо­тин­ке, как за­но­за, – на­до ос­та­но­вить­ся и вы­трях­нуть, вы­нуть.

Хо­тя вро­де бы всё уже ска­за­но. И хва­ла, ко­то­рой от­кро­вен­но ма­ло, и ху­ла, ко­то­рой мно­го и она про­дол­жа­ет на­ра­с­тать. Чем же так за­дел чи­та­те­лей, кри­ти­ков, пи­са­те­лей этот текст? Бук­валь­но за­дел, на­нёс чуть ли не фи­зи­че­с­кий ущерб. Ду­маю, ка­кой-ни­будь пост­трав­ма­ти­че­с­кий «че­че­нец» по­сле вто­рой бу­тыл­ки мог бы, не­смо­т­ря на ува­же­ние к ста­ро­сти, оби­деть ав­то­ра фи­зи­че­с­ки.

Да, как ска­зал один кри­тик, это трав­ма­ти­че­с­кий текст. Но в от­ли­чие от упо­мя­ну­тых кри­ти­ком «Док­то­ра Жи­ва­го» или «Про­гу­лок с Пуш­ки­ным», ко­то­рые бы­ли трав­ма­тич­ны иде­о­ло­ги­че­с­ки, «Асан» трав­ма­ти­чен ши­ро­ко и ще­д­ро, как взо­рвав­ший­ся сна­ряд, по­ра­жая по всем на­прав­ле­ни­ям, – от иде­о­ло­гии до язы­ка.

Нач­нём с иде­о­ло­гии.

Вот Ки­рилл Ан­ку­ди­нов пи­шет: «Асан» – ро­ман о том, как кор­руп­ция разъ­е­да­ет и унич­то­жа­ет вой­ну, о том, как она за­ме­ща­ет вой­ну на не­вой­ну».

Но это та­кая ба­наль­ность, кор­руп­ция на вой­не – это не­ге­ро­и­че­с­кая под­клад­ка поч­ти лю­бой во­ен­ной кам­па­нии. Имен­но кам­па­нии, – тут те­бе и афё­ры лю­бим­ца им­пе­ра­то­ра с гни­лым сук­ном для ар­мии, и Гриш­ки­ны за­ки­до­ны в Пер­вую ми­ро­вую, а уж про близ­кую аф­ган­скую и го­во­рить не­че­го, – там тор­го­ва­ли с ме­ст­ны­ми все – и сол­да­ты и офи­це­ры – и всем, от кон­фет и пе­че­нья до па­тро­нов, пусть и ва­рё­ных, что­бы не стре­ля­ли, – тор­го­ва­ли, зная, что сдан­ные в ду­кан шап­ки и бу­ш­ла­ты уй­дут в бан­ды, – и при этом во­е­ва­ли, объ­я­тые и про­ни­зан­ные кор­руп­ци­ей, как на­зы­ва­ет это Ан­ку­ди­нов, – а на вой­не все­го лишь при­корм. Кри­тик пред­став­ля­ет, что Ма­ка­нин от­крыл ка­кое-то но­вое яв­ле­ние и тем оше­ло­мил ка­кую-то об­ще­ст­вен­ность – мол, кор­руп­ция – это все мы. А то мы это­го не зна­ли и без Ма­ка­ни­на. Опи­сан­ный Ан­ку­ди­но­вым ка­тар­сис мог ис­пы­тать как раз шта­фир­ка, да ещё глу­бо­ко на­ив­ный, счи­та­ю­щий, что имен­но он впер­вые изо­б­рёл ве­ло­си­пед.

Прав­да, есть не­боль­шой ню­анс. Как пи­са­тель, обя­зан­ный ти­пи­зи­ро­вать, Ма­ка­нин обоб­ща­ет ши­ро­ко и воль­но. Он на­ме­ка­ет с лу­ка­вым ли­те­ра­тур­ным при­щу­ром, что в че­чен­ской вой­не сред­нее и выс­шее офи­цер­ст­во про­яв­ля­ет ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­кую не­раз­бор­чи­вость – снаб­жа­ет бо­е­ви­ков го­рю­чим. Тут уже сво­ра­чи­ва­ет­ся не ко­зья нож­ка, а во­ен­ный лист Ме­би­у­са – про­тив­ник ис­че­за­ет, или, на­обо­рот, про­ни­ка­ет в те­бя. Но тог­да ис­че­за­ют и во­ю­ю­щая ар­мия, и ци­нич­ные по­ли­ти­ки, ос­та­ёт­ся толь­ко са­мо­вос­про­из­во­дя­ща­я­ся вой­на как кро­ва­вый ры­нок, и те­ря­ет­ся смысл во­об­ще, и мо­раль сей прит­чи то­же те­ря­ет­ся.

Нет, мож­но о кор­руп­ции и вой­не, но... Ес­ли так че­шет­ся ра­зум воз­му­щён­ный, но ты сов­сем не зна­ешь вой­ны, её буд­ней и «пра­зд­ни­ков», то на­пи­ши о том, как не­кий по­хо­жий на опер­но­го Ме­фи­с­то­фе­ля по­ли­тик-биз­не­с­мен ор­га­ни­зо­вы­вал эти вой­ны, на­пи­ши о крем­лёв­ских ин­три­гах, о гро­мо­глас­ных ге­не­ра­лах, тор­гу­ю­щих ха­риз­мой и за­клю­ча­ю­щих ми­ро­вые на гра­ни по­бе­ды, – там нет во­ен­ной спе­ци­фи­ки. Там обыч­ная, зна­ко­мая нам по жиз­ни че­ло­ве­че­с­кая хи­т­рость, под­лость, жад­ность, – на это опи­са­ние хва­тит и сво­е­го опы­та. Раз­ве что хра­б­ро­с­ти до­ба­вить...

«Асан» трав­ма­ти­чен не опи­сан­ной в нём кор­руп­ци­ей, а спе­ку­ля­ци­ей, о чём уже не­од­но­крат­но го­во­ри­ли. И на са­мом де­ле тут всё про­сто с кри­те­ри­я­ми. Од­но де­ло, ког­да об этом го­во­рит уча­ст­ник вой­ны – пусть как угод­но об­ли­чи­тель­но, – и дру­гое де­ло, ког­да за это бе­рёт­ся че­ло­век, да­же не сто­яв­ший на обо­чи­не вой­ны. «Про­кля­ты и уби­ты» не мо­жет пи­сать не­уча­ст­ник – вот и всё. Ина­че это обо­ра­чи­ва­ет­ся фар­сом, да­же ес­ли ав­тор по на­ив­но­с­ти (на­де­юсь) ду­мал, что тво­рит ис­кус­ст­во.

За­чем пи­сать, о чём не зна­ешь, не име­ешь пред­став­ле­ния? – так во­прос не сто­ит, по­то­му что Ма­ка­нин знал и имел. В ар­хи­вах шу­ма во­круг тек­с­та фи­гу­ри­ру­ют рас­ска­зы мо­ло­до­го род­ст­вен­ни­ка, по­бы­вав­ше­го в Чеч­не. Мож­но пред­по­ло­жить, что име­ла ме­с­то все­го лишь пи­са­тель­ская жад­ность – не про­па­дать же та­ко­му ин­те­рес­но­му – а для чи­с­то штат­ско­го пи­са­те­ля и во­все эк­зо­ти­че­с­ко­му! – ма­те­ри­а­лу. Вот по­слу­шал-по­слу­шал пи­са­тель во­ен­но­го – и пе­ре­про­дал не им про­из­ве­дён­ный то­вар, на­кру­тив, как вся­кий по­сред­ник. Прав­да, то­ва­ра-то и нет, всё тот же по­лу­фа­б­ри­кат, сы­рец, слег­ка под­вя­лен­ный.

Во­прос по боль­шо­му счё­ту в том, что наш пи­са­тель не вла­де­ет ин­ст­ру­мен­та­ри­ем для ре­ше­ния по­став­лен­ной за­да­чи. Ска­жем по­нят­ным ма­те­ма­ти­ку язы­ком: да­же очень хо­ро­шо вла­дея ариф­ме­ти­кой, ты не ре­шишь диф­фе­рен­ци­аль­но­го урав­не­ния. Это я не о слож­но­с­ти за­да­чи, а о ме­то­дах, ко­то­рые ты при­ме­ня­ешь, пы­та­ясь пе­ре­ши­бить пле­тью обух.

Нет, на­до быть объ­ек­тив­нее. Ху­до­же­ст­вен­ные сред­ст­ва Ма­ка­ни­на про­тив взя­той им те­мы – да­же не плеть, а, из­ви­ни­те за гру­бость, соп­ля. Наш ав­тор лю­бит фи­зи­о­ло­гию, и хо­чет­ся быть бли­же к не­му не то что­бы по язы­ку, но по ощу­ще­нию...

Так мы плав­но пе­ре­хо­дим от иде­о­ло­гии ро­ма­на к иным его до­сто­ин­ст­вам.

Го­во­рят, что Ма­ка­нин, как ни кру­ти, – пи­са­тель-про­фес­си­о­нал. Мо­гу под­твер­дить – про­фес­си­о­нал. По­сколь­ку по­лу­ча­ет за свой труд день­ги. Вот и пре­мия «Боль­шая кни­га» не ма­лень­кая, – а тут ещё и Бу­кер на но­су, хо­тя, там в лон­ге и дру­гие за­слу­жен­ные в оче­ре­ди.

Го­во­рят о том, что не­смо­т­ря на все не­до­стат­ки, на не­прав­ду, Ма­ка­нин пе­ре­вёл раз­го­вор в вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ную пло­с­кость. Тут я мо­гу толь­ко ру­ка­ми раз­ве­с­ти – для ма­ка­нин­ской про­зы, во вся­ком слу­чае по­след­них лет, на­до изо­б­ре­с­ти осо­бую пло­с­кость, по­сколь­ку на об­щей вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ной он как-то не сто­ит, а в кор­зи­ну ки­нуть его не да­ют ка­кие-то стран­ные си­лы, дав­шие ему пре­мию, на­дув­шие это ма­лое об­ра­зо­ва­ние в боль­шой звон­кий шар, и он те­перь ска­чет пе­ред гла­за­ми, ме­шая и сби­вая с тол­ку. Впро­чем, вот и я до­бав­ляю ему звон­ко­с­ти, но та­ко­ва па­ра­док­саль­ная ло­ги­ка ны­неш­ней все­на­род­ной сла­вы.

В ро­ма­не «Асан» ху­до­же­ст­вен­но­с­ти нет сов­сем. Во­об­ще. Там её да­же не ноль, а ми­нус. Там да­же ав­то­ра нет, как ни стран­но. Ес­ли бы не фа­ми­лия, я да­же пол пи­шу­ще­го не оп­ре­де­лил бы. Взять са­мое на­ча­ло ро­ма­на:

«На опу­с­тев­ших рель­сах… На от­крыв­шем­ся про­ст­ран­ст­ве толь­ко и тол­пи­лись они, но­во­ис­пе­чён­ные сол­да­ты. Ни­ко­го боль­ше… Они вдруг ви­дят са­мих се­бя. Вот мы ка­кие! Нас мно­го!.. А по­езд (все­го-то два ва­го­на), на ко­то­ром они при­бы­ли, скром­ный та­кой, тот­час ку­да-то от­гро­хо­тал и ушёл. Здесь по­езд не за­дер­жи­ва­ет­ся, мо­гут взо­рвать… Вой­на!

По­езд им, ко­неч­но, ос­то­чер­тел, сколь­ко мож­но ехать. Жар­кие, про­тух­шие ва­го­ны, как не­кон­ча­ю­щий­ся дур­ной сон. За­то те­перь воз­дух пья­нит… ка­кой здесь воз­дух!.. И вот они уже бра­та­ют­ся под кав­каз­ским не­бом. Ура! Ура! В об­ним­ку…»

Так и хо­чет­ся взять за лац­ка­ны кри­ти­ков и пи­са­те­лей, встрях­нуть: оч­ни­тесь же! Вспом­ни­те, что та­кое ли­те­ра­ту­ра! Вчи­тай­тесь в эти стро­ки – что это во­об­ще? Кто это пи­шет? Кто так ду­ма­ет за сол­дат со­вре­мен­ной рос­сий­ской ар­мии? Ес­ли не знать, мож­но по­ду­мать, что по­жи­лая де­вуш­ка с пред­став­ле­ни­я­ми по­за­про­ш­ло­го ве­ка – о сол­да­ти­ках, о сол­да­туш­ках...

В ро­ма­не нет ли­те­ра­ту­ры во­об­ще. Нет пси­хо­ло­гии, нет раз­го­вор­ной ре­чи, нет об­ра­зов, но есть хрип и си­пе­ние че­ло­ве­ка, ко­то­рый ре­шил спеть, не имея ни слу­ха, ни го­ло­са.

Ли­те­ра­тур­ная бес­по­мощ­ность сра­зу вы­да­ёт се­бя от­сут­ст­ви­ем ху­до­же­ст­вен­ных де­та­лей, без ко­то­рых нет ху­до­же­ст­вен­ной прав­ды. Ви­ди­мо, вся ху­до­же­ст­вен­ность – опять при­бег­нем к язы­ку ма­те­ма­ти­ки – свёр­ну­та в тех бес­чис­лен­ных мно­го­то­чи­ях, уб­рав ко­то­рые ре­дак­тор мог бы впо­ло­ви­ну со­кра­тить объ­ём, а зна­чит, и го­но­рар, не го­во­ря уже о за­губ­лен­ном ле­се.

Но на­до же ав­то­ру чем-то за­це­пить чи­та­те­ля, кри­ти­ка. Но чем, ес­ли нет ни прав­ды, ни вы­мыс­ла в пуш­кин­ском смыс­ле?

В сво­ём ин­тер­вью на «Эхе Моск­вы» (http://www.echo.msk.ru/programs/kazino/569027-echo/) Вла­ди­мир Ма­ка­нин ска­зал: «...Ус­пех «Аса­на», шум­ный ус­пех был бы не­воз­мо­жен без сцен на гра­ни воз­мож­но­го... без этих зад­ниц сол­дат­ских, вы­став­лен­ных с гру­зо­ви­ка ... кри­ти­ки сра­зу по­чув­ст­во­ва­ли при­ман­ку…».

Кри­ти­ки сра­зу по­чув­ст­во­ва­ли, я ду­маю, не при­ман­ку, а за­пах. Сло­во «при­ман­ка» боль­ше по­хо­дит на ма­ка­нин­скую ого­вор­ку по Фрей­ду. Ес­ли со­брать по ро­ма­ну сви­де­тель­ст­ва ин­те­ре­са ав­то­ра к зад­ним мыс­лям, вспом­нить ещё и «Кав­каз­ско­го плен­но­го», то сол­дат­ские зад­ни­цы, так не­при­ят­но уди­вив­шие мно­гих, ока­жут­ся уже не та­ки­ми уди­ви­тель­ны­ми. Се­го­дня за ин­те­рес к раз­лич­ным де­ви­а­ци­ям в рам­ках де­мо­кра­ти­че­с­ких сво­бод ни­кто не осу­дит, но, впол­не воз­мож­но, эта те­ма так же чуж­да Ма­ка­ни­ну, как и вой­на, и он вре­ме­на­ми ис­поль­зу­ет её всё для той же спе­ку­ля­ции, ина­че за­чем по­том оп­рав­ды­вать­ся, что эти зад­ни­цы, ко­то­рые сол­да­ты по­ка­зы­ва­ют че­чен­цам, он ввёл как при­ман­ку? И по­том, это наш – ска­зал он, – «рав­нин­ный мен­та­ли­тет». Вот это­го не на­до бы­ло го­во­рить. Обоб­щать ши­ро­ко и воль­но. Я ви­дел го­лые жёл­тые зад­ни­цы ки­тай­ских ры­ба­ков на льду Аму­ра, ког­да слу­жил на гра­ни­це, я ви­дел зад­ни­цы со­вет­ских мо­ря­ков в ки­но, сня­том аме­ри­кан­ца­ми про на­ших под­вод­ни­ков (где Гар­ри­сон Форд наш ка­пи­тан). Я знаю, что это со­вер­шен­но не на­ша мен­таль­ность, у нас стыд­но по­ка­зы­вать свою го­лую зад­ни­цу, по­сколь­ку это вос­при­ни­ма­ет­ся как при­гла­ше­ние – вы­ра­зим­ся по­мяг­че – вой­ти в под­став­лён­ное. А всё по­то­му, что в на­шем тём­ном на­ро­де, в от­ли­чие от про­свет­лён­ной твор­че­с­кой ин­тел­ли­ген­ции, всё ещё не при­вет­ст­ву­ют­ся не­ко­то­рые де­мо­кра­ти­че­с­кие цен­но­с­ти. У нас, Вла­ди­мир Се­мё­но­вич, при­ня­то де­лать жест пе­ред ши­рин­кой, – сим­во­ли­че­с­ки по­ка­зы­вать «болт». Мне ка­жет­ся, что Вы при­пи­са­ли на­шим сол­да­ти­кам своё по­ни­ма­ние рав­нин­но­го мен­та­ли­те­та. И тут я дол­жен дать Вам от­пор и как жи­тель Уфы, в ко­то­рой Вы жи­ли и му­жа­ли (ес­ли не про­тив это­го сло­ва), – по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ст­во жи­те­лей на­ше­го го­ро­да име­ют мен­та­ли­тет, от­лич­ный от Ва­ше­го «рав­нин­но­го».

Од­на­ко зад­ние мыс­ли ав­то­ра не опас­ны нам, – по­сме­я­лись и за­бы­ли. За­де­ло та­кое его вы­ска­зы­ва­ние в том же ин­тер­вью на «Эхе»: «Мой ро­ман о лю­дях во вре­мя, ес­ли хо­ти­те, на фо­не вой­ны. И ког­да во­е­вав­шие на­ши ре­бя­та... та­лант­ли­во, ин­те­рес­но, вкус­но опи­сы­ва­ют ... у них нет лю­дей. По­это­му у них нет вой­ны. У них ба­таль­ные сце­ны. У них нет жиз­ни».

И это го­во­рит че­ло­век, в ро­ма­не ко­то­ро­го нет ни вой­ны, ни ар­мии, ни лю­дей на фо­не вой­ны (фо­на-то нет!), а есть толь­ко пред­став­ле­ния да­же не ма­те­ма­ти­ка, но «бо­та­ни­ка» о лю­дях во­об­ще и о вой­не в ча­ст­но­с­ти. Ма­ка­нин не мо­жет пи­сать о бы­тии муж­ско­го со­об­ще­ст­ва в экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях – будь это ар­мия или тюрь­ма – в си­лу сво­ей мен­таль­но­с­ти. Не го­во­ря уже о её рав­нин­но­с­ти, нуж­но до­ба­вить сю­да ин­фан­тиль­ность де­душ­ки-маль­чи­ка из «Сказ­ки о по­те­рян­ном вре­ме­ни» – об этом сви­де­тель­ст­ву­ют и язык ро­ма­на, и об­ра­зы и «мыс­ли». Ког­да мне мо­ло­дые пи­са­те­ли го­во­рят, что Ма­ка­нин мудр, про­сто в слу­чае с «Аса­ном» он пе­ре­му­д­рил, я ду­маю, что они за­блуж­да­ют­ся ис­клю­чи­тель­но из по­чте­ния к воз­ра­с­ту пи­са­те­ля.

Бы­ва­ют тек­с­ты пи­сан­ные кро­вью, бы­ва­ют – сле­за­ми, мо­ло­ком и мё­дом, спер­мой, чер­ни­ла­ми, в боль­шин­ст­ве сво­ём – во­дой. «Асан» же пи­сан… и да­же – о ве­ли­кий и мо­гу­чий! – не на­до уточ­нять чем. И по­ра пре­кра­щать го­во­рить о нём. Де­ло во­об­ще не в Ма­ка­ни­не. Ну, ре­шил пи­са­тель в от­став­ке на­пом­нить о се­бе, ну на­пи­сал один за од­ним не­сколь­ко ни­ку­дыш­ных тек­с­тов. Его де­ло. Но вот ка­кие си­лы уп­рав­ля­ют ли­те­ра­тур­ным про­цес­сом, вы­да­вая та­ким ли­те­ра­то­рам пре­мии, ти­ра­жи­руя та­кие ро­ма­ны, за­став­ляя чи­та­те­ля чи­тать и ду­мать – вот, мол, она, ли­те­ра­ту­ра, боль­шая, на­сто­я­щая! Ста­рые дру­зья – к вам об­ра­ща­юсь я: а нель­зя ли пла­тить друг дру­гу из сво­их бо­га­тых кар­ма­нов и хва­лить друг дру­га за бу­тыл­кой, це­лу­ясь в се­дые бо­ро­ды и вспо­ми­ная, как ру­би­лись на тай­ных фрон­тах за на­шу и ва­шу сво­бо­ду с той ужас­ной вла­с­тью, ко­то­рой слу­жи­ли при све­те дня, при ко­то­рой сде­ла­ли свои име­на? Или най­ди­те оли­гар­ха, что­бы со­здал вам пре­мию «По со­во­куп­но­с­ти» с вру­че­ни­ем ме­да­ли «За бы­лые за­слу­ги». Бы­ли же ког­да-то пи­са­те­ля­ми, так и ос­тань­тесь ими хоть в ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры. Не на­до сво­и­ми же ру­ка­ми се­бя из неё вы­чер­ки­вать. 


Игорь ФРОЛОВ,
г. УФА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования