Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 17.07.2009

Экранное отражение эпохи

 Есть филь­мы, ко­то­рые мож­но смо­т­реть мно­го раз, каж­дый раз пе­ре­жи­вая од­ни и те же эмо­ции. К чис­лу та­ких ки­но­про­из­ве­де­ний, не­со­мнен­но, от­но­сит­ся эпи­че­с­кая лен­та Сер­гея Бон­дар­чу­ка «Судь­ба че­ло­ве­ка». Вы­шед­ший на эк­ра­ны стра­ны ров­но пол­ве­ка на­зад и увен­чан­ный мно­го­чис­лен­ны­ми на­гра­да­ми пре­стиж­ных ки­но­фе­с­ти­ва­лей, фильм сни­с­кал, по­жа­луй, глав­ную на­гра­ду – лю­бовь и при­зна­ние зри­те­лей. Сам ав­тор рас­ска­за Ми­ха­ил Шо­ло­хов во вре­мя пер­во­го про­смо­т­ра не смог сдер­жать слёз, по­доб­ные чув­ст­ва ис­пы­ты­ва­ли и мно­го­чис­лен­ные зри­те­ли в лю­бой ча­с­ти ми­ра. А куль­ми­на­ци­он­ный мо­мент, ког­да чу­ма­зый си­рот­ка Ва­нюш­ка с кри­ком: «Па­па! Род­нень­кий! Я знал, что ты най­дёшь ме­ня!» – бро­са­ет­ся к глав­но­му ге­рою, по пра­ву счи­та­ет­ся од­ной из вер­шин ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа.

Да­же сей­час, в эпо­ху по­валь­но­го без­ве­рия и ци­низ­ма, этот фильм не мо­жет ос­та­вить рав­но­душ­ным ни­ко­го. В судь­бе Ива­на Со­ко­ло­ва ото­б­ра­же­на ве­ли­кая и тра­ги­че­с­кая эпо­ха, му­же­ст­во и стой­кость на­ше­го на­ро­да, по­бе­див­ше­го фа­шизм.

Ны­не всё это пре­да­ёт­ся заб­ве­нию, а преж­ние чи­с­тые и до­б­рые иде­а­лы вы­сме­и­ва­ют­ся, под­ме­ня­ют­ся куль­том стя­жа­тель­ст­ва, на­си­лия и зло­бы. Оче­ред­ной об­раз­чик по­доб­ной мо­ра­ли рас­тле­ния и упад­ка про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ло на днях рос­сий­ское те­ле­ви­де­ние.

Ши­ро­ко раз­рек­ла­ми­ро­ван­ный фильм «Жизнь взай­мы», не име­ю­щий ни­че­го об­ще­го с од­но­имён­ным ро­ма­ном Ре­мар­ка, мож­но сме­ло на­звать при­го­во­ром ны­неш­ней эпо­хе зла и раз­ло­же­ния. Сю­жет, вкрат­це, та­ков. Обес­пе­чен­ное мос­ков­ское се­мей­ст­во из трёх че­ло­век – ма­ма, па­па и сын – едут на до­ро­гом ав­то­мо­би­ле по рос­сий­ским до­ро­гам в не­кое за­по­вед­ное ме­с­то, где «охо­тит­ся сам пре­зи­дент». Как поз­же вы­яс­ня­ет­ся, этой по­езд­кой ро­ди­те­ли ре­ши­ли от­влечь ве­ли­ко­воз­ра­ст­но­го обол­ту­са от со­мни­тель­ных утех. Он толь­ко не­дав­но про­шёл курс ле­че­ния от нар­ко­за­ви­си­мо­с­ти в од­ной из до­ро­гих кли­ник. На ле­че­ние, по сло­вам от­ца, бы­ли вбу­ха­ны ог­ром­ные день­ги, но ре­зуль­тат ока­зал­ся ну­ле­вым, что по­ка­жут даль­ней­шие со­бы­тия.

Но по­ка ре­с­пек­та­бель­ная се­мей­ка, не­злоб­но пе­ре­ру­ги­ва­ясь, едет к ме­с­ту от­ды­ха. Отец, ув­лёк­шись оче­ред­ным вы­яс­не­ни­ем от­но­ше­ний, ос­та­вил ру­ле­вое уп­рав­ле­ние, и ав­то­мо­биль на­ехал на пе­ре­хо­дя­ще­го до­ро­гу юно­шу. Па­рень, к сча­с­тью, се­рь­ёз­но не по­ст­ра­дал. От пред­ло­жен­ных де­нег он от­ка­зы­ва­ет­ся, и тог­да ро­ди­те­ли, по­со­ве­щав­шись, пред­ла­га­ют под­вез­ти его. Но ими дви­жет во­все не че­ло­ве­ко­лю­бие, а шкур­ное же­ла­ние най­ти ком­па­нь­о­на для сво­е­го сы­ноч­ка. Па­рень при­ни­ма­ет пред­ло­же­ние, а вот сы­нок встре­ча­ет его в шты­ки. Но не­о­жи­дан­но ме­ня­ет своё от­но­ше­ние и да­же на­чи­на­ет об­щать­ся с этим дет­до­мов­ским, как вы­яс­ня­ет­ся, пар­нем, ко­то­рый к то­му же и его тёз­ка. И ког­да ма­ма (эту роль иг­ра­ет Н.Ан­д­рей­чен­ко) об­ра­ща­ет­ся к сы­ну «Де­нис!», то не­о­жи­дан­но от­кли­ка­ют­ся оба пар­ня. По­на­ча­лу это об­сто­я­тель­ст­во за­бав­ля­ет ро­ди­те­лей. Дет­до­мов­ский Де­нис, не в при­мер их на­гло­му ди­тя­те, со­бран, под­тя­нут, веж­лив. Из-за этих сво­их ка­че­ст­в он ста­но­вит­ся объ­ек­том по­сто­ян­ных на­сме­шек со сто­ро­ны Де­ни­са-нар­ко­ма­на. Но ему ну­жен этот по­пут­чик хо­тя бы для то­го, что­бы спря­тать у не­го в кар­ма­не со­то­вый те­ле­фон, по ко­то­ро­му он ве­дёт тай­ные бе­се­ды с мос­ков­ски­ми друж­ка­ми.

Ни­че­го не по­до­зре­ва­ю­щие ро­ди­те­ли де­ла­ют ос­та­нов­ку в ка­ком-то пан­си­о­на­те, из ко­то­ро­го оба юно­ши ве­че­ром убе­га­ют, что­бы встре­тить­ся с при­яте­ля­ми Де­ни­са, при­ехав­ши­ми на встре­чу с ним из сто­ли­цы. На бе­ре­гу ре­ки про­ис­хо­дит ди­кая ор­гия с вы­ку­ри­ва­ни­ем «ко­ся­ков», рас­пи­ти­ем пи­ва и бо­лее креп­ких на­пит­ков, по­валь­ным жи­вот­ным сек­сом. Ав­то­ры филь­ма по­дроб­но сма­ку­ют это ди­кое гуль­би­ще «зо­ло­той мо­ло­дё­жи», ко­то­рое вне­зап­но пре­ры­ва­ет­ся по­яв­ле­ни­ем двух сол­дат сроч­ной служ­бы, про­ся­щих у этих ору­щих и виз­жа­щих по­дон­ков ми­ло­с­ты­ню. И тут уб­люд­ков точ­но про­рва­ло – они на­бра­сы­ва­ют­ся на сол­дат с ди­кой яро­с­тью, на­чи­на­ют орать им в ли­цо, что «ес­ли они на­де­ли фор­му – это их вы­бор!». «А я свой вы­бор сде­лал, я в ва­шу ар­мию не по­шёл!» – во­пит в ли­цо сол­да­ту об­наг­лев­ший по­до­нок. Свои ти­ра­ды он со­про­вож­да­ет из­де­ва­тель­ски­ми же­с­та­ми, крив­ля­ни­ем. Вто­рой сол­дат пы­та­ет­ся всту­пить­ся за то­ва­ри­ща: «У не­го дом в де­рев­не сго­рел, мать с се­с­т­рён­ка­ми без жи­лья ос­та­лись!». Но эти сло­ва буд­то под­ли­ва­ют мас­ла в огонь, тол­па на­чи­на­ет ещё боль­ше бе­зум­ст­во­вать, с ги­ка­нь­ем на­бра­сы­ва­ет­ся на ре­бят в ар­мей­ской фор­ме (при­знать­ся, в ка­кой-то мо­мент я ед­ва сдер­жа­ла же­ла­ние вы­клю­чить те­ле­ви­зор, что­бы не ви­деть боль­ше это­го ди­ко­го глум­ле­ния).

Един­ст­вен­ным, кто на­сы­пал в ла­дош­ку про­ся­ще­му ми­ло­с­ты­ню ря­до­во­му горсть мел­ких мо­нет, был дет­до­мо­вец Де­нис. Но тут же, слов­но ус­ты­див­шись сво­е­го бла­го­род­но­го по­ступ­ка, он из­де­ва­тель­ски орёт: «За ще­ло­бан!» – и от­ве­ши­ва­ет рас­те­ряв­ше­му­ся сол­да­ту смач­ный щел­чок. Его при­ме­ру сле­ду­ет и вся ту­сов­ка, сол­да­ты вы­нуж­де­ны спа­сать­ся бег­ст­вом от об­ку­рен­ной и оз­ве­рев­шей тол­пы. А ша­баш у ре­ки про­дол­жил­ся как ни в чём не бы­ва­ло.

На­ут­ро Де­нис по­кры­ва­ет сво­е­го тёз­ку, со­врав его ро­ди­те­лям, что они «про­сто гу­ля­ли и бы­ли на тан­цах». Об­на­ру­жен­ные в его кар­ма­не во вре­мя обы­с­ка пре­зер­ва­ти­вы толь­ко по­ра­до­ва­ли «пред­ков» – «уж луч­ше пусть сын с дев­ка­ми, чем при­мет­ся за ста­рое».

На вто­рой день ор­гия на бе­ре­гу по­вто­ря­ет­ся. Толь­ко на сей раз она за­кан­чи­ва­ет­ся тра­ги­че­с­ки. Ком­па­ния зо­вёт Де­ни­са ехать с ни­ми, что­бы про­дол­жить нар­ко­ти­че­с­кую ту­сов­ку, а его тёз­ка-дет­до­мо­вец пы­та­ет­ся его ос­та­но­вить. И тог­да об­ку­рен­ный юнец вы­кри­ки­ва­ет ему в ли­цо страш­ные сло­ва, что он всем «на­до­ел», что его «ни­кто не лю­бит» и что его тер­пят лишь по­то­му, что он ну­жен. Не вы­дер­жав это­го ва­ла об­ви­не­ний со сто­ро­ны обе­зу­мев­ше­го по­дон­ка, па­рень хва­та­ет же­лез­ный прут и за­би­ва­ет на­смерть сво­е­го обид­чи­ка. По­сле че­го, об­ни­мая уби­то­го, на­чи­на­ет прон­зи­тель­но при­чи­тать: «Бра­тик, род­ной, про­сти, я не хо­тел!» (До че­го же кон­тра­с­ти­ру­ет эта сце­на с ис­крен­ним, чи­с­тым кри­ком Ва­нюш­ки из «Судь­бы че­ло­ве­ка». Две эпо­хи – два фи­на­ла.)

По­сле че­го Де­нис-дет­до­мо­вец по­гру­жа­ет те­ло в лод­ку и пу­с­ка­ет его в пла­ва­ние по бур­ным реч­ным вол­нам. На­ут­ро он со­об­ща­ет ро­ди­те­лям, что их сын уе­хал с друж­ка­ми, и те бро­са­ют­ся на его по­ис­ки. Но в до­ро­ге Де­нис-вто­рой по­че­му-то ог­рел га­еч­ным клю­чом па­па­шу, свя­зал его и за­ста­вил ма­ма­шу сесть за руль. Та, уви­дев на за­пя­с­тье пар­ня брас­лет с ли­ст­ком ко­ноп­ли, при­над­ле­жа­щий их сы­ну, пы­та­ет­ся вы­яс­нить, что он сде­лал с их сы­ном. И дет­до­мо­вец Де­нис, ко­то­ро­го буд­то под­ме­ни­ли, при­зна­ёт­ся в со­де­ян­ном и за­яв­ля­ет опо­ло­умев­шим ро­ди­те­лям, что те­перь он – их сын Де­нис. Но от­цу уда­ёт­ся из­влечь из кар­ма­на брюк нож и пе­ре­ре­зать ве­рёв­ки на ру­ках. Он на­ки­ды­ва­ет на шею пар­ня удав­ку и ве­лит же­не вы­прыг­нуть из ма­ши­ны, сам тут же по­сле­до­вав её при­ме­ру. По­ка па­рень пы­та­ет­ся из­ба­вить­ся от удав­ки, ма­ши­на пе­ре­во­ра­чи­ва­ет­ся и за­го­ра­ет­ся. Но па­рень ещё жив. Он кри­чит: «Ма­ма, по­мо­ги! Ма­моч­ка, мне страш­но». Но ге­ро­и­ня Н.Ан­д­рей­чен­ко лишь за­ты­ка­ет уши ру­ка­ми, что­бы не слы­шать этих пред­смерт­ных кри­ков до то­го мо­мен­та, по­ка ав­то­мо­биль не взры­ва­ет­ся на их гла­зах. Фи­наль­ные ка­д­ры филь­ма со­про­вож­да­ет пе­сен­ка из мульт­филь­ма о ма­мон­тён­ке: «Пусть ма­ма ус­лы­шит, пусть ма­ма при­дёт! Пусть ма­ма ме­ня не­пре­мен­но най­дёт!» – как до­пол­ни­тель­ное из­де­ва­тель­ст­во над зри­те­ля­ми, ко­то­рые и так пе­ре­жи­ли шок от уви­ден­но­го. Кста­ти, эта пе­сен­ка со­про­вож­да­ет ру­б­ри­ку в из­ве­ст­ной вос­крес­ной пе­ре­да­че, где при­зы­ва­ют усы­но­вить де­тей из дет­до­ма. По­сле про­смо­т­ра филь­ма «Жиз­ни взай­мы» по­тен­ци­аль­ные ро­ди­те­ли мо­гут за­ду­мать­ся, а нуж­но ли брать де­тей из дет­до­ма. Мо­жет, ав­то­ры на это и рас­счи­ты­ва­ли?

При­знать­ся, по­сле про­смо­т­ра это­го «ки­но­ше­де­в­ра хо­те­лось по­мыть ру­ки, как от при­кос­но­ве­ния к че­му-то мерз­ко­му и зло­вон­но­му.

А те­ле­ви­де­ние спе­шит по­ра­до­вать нас но­вы­ми «изы­с­ка­ми», на сей раз о жиз­ни ны­неш­ней Моск­вы – од­но­вре­мен­но на двух цен­т­раль­ных те­ле­ка­на­лах идут се­ри­а­лы о том, как на­ив­ные про­вин­ци­а­лы, по­па­дая в сто­ли­цу, по­пол­ня­ют со­бой ря­ды про­сти­ту­ток и кил­ле­ров. В этих ки­но­по­дел­ках нет ни­че­го до­б­ро­го и свет­ло­го – сплош­ной мор­до­бой, на­си­лие, зло­ба и не­на­висть. Да­же анонс зву­чит жут­ко: «По­ко­рить Моск­ву или уме­реть!» Та­кая вот аль­тер­на­ти­ва. В оче­ред­ной раз сы­тую и внеш­не бла­го­по­луч­ную Моск­ву хо­тят про­ти­во­по­с­та­вить Рос­сии, из­ны­ва­ю­щей под гнё­том ры­ноч­ных ре­форм.

Моск­ва, ото­рвав­шись и фи­нан­со­во, и нрав­ст­вен­но от стра­ны, всё боль­ше на­по­ми­на­ет го­ло­ву про­фес­со­ра До­у­э­ля, под ко­то­рой нет те­ла, а лишь ме­ди­цин­ские труб­ки, по ко­то­рым в го­ло­ву по­сту­па­ет фи­зи­о­ло­ги­че­с­кий рас­твор. Но ес­ли про­фес­сор стра­дал от та­ко­го по­ло­же­ния и пы­тал­ся пре­кра­тить же­с­то­кий экс­пе­ри­мент над со­бой, то мно­гие моск­ви­чи, как и ге­рои «Жиз­ни взай­мы», уве­ре­ны в сво­ей ис­клю­чи­тель­но­с­ти и пра­ве на осо­бые при­ви­ле­гии. За это им при­хо­дит­ся за­пла­тить страш­ную це­ну. Но да­же это, по­хо­же, не за­ста­вит их за­ду­мать­ся над при­чи­на­ми про­изо­шед­ше­го. Ведь это они, во всём по­та­кая сво­е­му сы­ноч­ку, впих­нув­шие его по бла­ту в пре­стиж­ный вуз, от­прав­ляв­шие его на до­ро­гие за­гра­нич­ные ку­рор­ты и да­вав­шие не­ма­лые день­ги на кар­ман­ные рас­хо­ды, ко­то­рые он ис­поль­зо­вал на по­куп­ку нар­ко­ти­ков и от ув­ле­че­ния ко­то­ры­ми его по­том при­шлось дол­го и за­до­ро­го ле­чить, пре­вра­ти­ли пар­ня в на­сто­я­ще­го мон­ст­ра, за­кон­чен­но­го не­го­дяя и эго­ис­та. А не­сча­ст­ный Де­нис из дет­до­ма, так и не дож­дав­ший­ся ма­те­рин­ской ла­с­ки и теп­ло­ты, в ко­то­рых он так нуж­дал­ся, по­не­во­ле стал пре­ступ­ни­ком. И имен­но он ис­тин­ная жерт­ва это­го страш­но­го ки­но­по­ве­ст­во­ва­ния.

Но, са­ми то­го не же­лая, со­зда­те­ли филь­ма вы­нес­ли при­го­вор ре­жи­му, уби­ва­ю­ще­му соб­ст­вен­ную мо­ло­дёжь, раз­ру­ша­ю­ще­му се­мьи и ка­ле­ча­ще­му ду­ши люд­ские.

И на фо­не этой оче­ред­ной ки­но­по­дел­ки «Судь­ба че­ло­ве­ка», сня­тая пол­ве­ка на­зад, си­я­ет ещё яр­че, не­ся зри­те­лям за­ряд нрав­ст­вен­ной чи­с­то­ты и бла­го­род­ст­ва. Этот фильм – как на­по­ми­на­ние о том ве­ли­ком вре­ме­ни, ко­то­рое мы не долж­ны за­бы­вать и о ко­то­ром долж­ны рас­ска­зать мо­ло­дым, что­бы спа­с­ти их от рас­тле­ния и по­ги­бе­ли.

Хо­чет­ся ве­рить, что филь­мы о «за­ём­ной жиз­ни» за­бу­дут­ся, как дур­ной сон, ос­тав­шись лишь на­по­ми­на­ни­ем о без­вре­ме­ньи, в ко­то­ром мы ожи­вём. Но эта страш­ная эпо­ха долж­на за­кон­чить­ся, и лю­ди вновь вспом­нят об ис­тин­ных цен­но­с­тях, о ко­то­рых вновь и вновь рас­ска­зы­ва­ет фильм «Судь­ба че­ло­ве­ка», фильм-ис­по­ведь о ве­ли­ком про­шлом стра­ны, ко­то­рое мы не име­ем пра­ва пре­дать! 


Елена БАДЯКИНА,
г. МОЗДОК,
Республика Северная Осетия – Алания




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования