Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 17.07.2009

За запретной дверью

 Иг­ра снов. Ав­густ Стринд­берг. Ко­ро­лев­ский те­атр «Дра­ма­тен» (Сток­гольм). Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик и хо­рео­граф Матс Эк.

 

Ав­густ Стринд­берг на­ря­ду с дру­ги­ми дра­ма­тур­га­ми-но­ва­то­ра­ми ру­бе­жа XIX–XX ве­ков – Че­хо­вым, Жар­ри, Фей­до, Га­упт­ма­ном – во мно­гом пре­до­пре­де­лил раз­ви­тие дра­мы на сто лет впе­рёд, и да­же в этой пя­тёр­ке был, ве­ро­ят­но, пер­вым по вли­я­нию на даль­ней­шее раз­ви­тие те­а­т­ра. Че­рез экс­прес­си­о­ни­с­тов он по­вли­ял на Брех­та и весь по­ли­ти­че­с­кий и до­ку­мен­таль­ный те­атр, че­рез сюр­ре­а­ли­с­тов и те­атр же­с­то­ко­с­ти – на аб­сур­ди­с­тов (а на Ио­не­с­ко – и не­по­сред­ст­вен­но, что вид­но хо­тя бы из со­по­с­тав­ле­ния уро­ков ариф­ме­ти­ки и ло­ги­че­с­ких сил­ло­гиз­мов в «Уро­ке» и «Но­со­ро­ге» со стринд­бер­гов­ской сце­ной уро­ка). Да­же на «Бо­га рез­ни» он по­вли­ял че­рез О’Ни­ла и Ол­би. Раз­ве что на «Конь­ка-гор­бун­ка» не по­вли­ял.

«Иг­ра снов», на­пи­сан­ная в 1902 го­ду, в по­ру ду­шев­но­го кри­зи­са ав­то­ра (по­сле пе­ре­лом­но­го для его твор­че­ст­ва ми­с­ти­че­с­ко­го ро­ма­на «Ад»), – лю­би­мое де­ти­ще ве­ли­ко­го шве­да. Пье­са, на­пи­сан­ная в фор­ме снов на­яву, грёз, пред­став­ля­ет со­бой, по сло­вам са­мо­го ав­то­ра, «смесь вос­по­ми­на­ний, опы­та, чи­с­той вы­дум­ки, аб­сур­да и им­про­ви­за­ций». Ха­рак­те­ры здесь «рас­щеп­ля­ют­ся, уд­ва­и­ва­ют­ся, ум­но­жа­ют­ся, плав­но пе­ре­хо­дят друг в дру­га, рас­те­ка­ют­ся, сли­ва­ют­ся в еди­ное це­лое, сгу­ща­ют­ся и ис­па­ря­ют­ся…»

Не­смо­т­ря на яв­ные труд­но­с­ти в во­пло­ще­нии этой пье­сы, пред­во­с­хи­тив­шей и экс­прес­си­о­низм, и сюр­ре­а­лизм, она ста­ла од­ной из са­мых вос­тре­бо­ван­ных спу­с­тя век, на ру­бе­же уже ты­ся­че­ле­тий, мно­го­крат­но иг­ра­лась в раз­ных те­а­т­рах не толь­ко Шве­ции, но и дру­гих стран, осо­бен­но в США, а в Ве­ли­ко­бри­та­нии её ста­ви­ли в адап­та­ции из­ве­ст­ной дра­ма­ти­че­с­кой пи­са­тель­ни­цы Кэ­рил Чер­чилл.

В по­след­них швед­ских по­ста­нов­ках – Ро­бер­та Уил­со­на (аме­ри­кан­ско­го, прав­да, ре­жис­сё­ра) в Го­род­ском те­а­т­ре Сток­голь­ма де­сять лет на­зад и в ны­неш­ней Мат­са Эка – для пе­ре­да­чи па­те­ти­че­с­ких мо­мен­тов, ко­то­рые са­мим А.Стринд­бер­гом бы­ли вы­де­ле­ны пе­ре­хо­дом на сти­хо­т­вор­ную фор­му, ис­поль­зу­ет­ся язык тан­ца. Это и не­уди­ви­тель­но – ре­жис­сё­ры из­ве­ст­ны так же, как про­фес­си­о­наль­ные хо­рео­гра­фы.

Матс Эк сти­ли­зо­вал тан­цы под кар­ти­ну нор­веж­ца Эд­вар­да Мун­ка «Та­нец жиз­ни», на­пи­сан­ную в 1899 го­ду, за два го­да до из­да­ния пье­сы П.Стринд­бер­га. Сре­ди тан­цу­ю­щих – и сча­ст­ли­вые в бо­гат­ст­ве и вза­им­ной люб­ви, и пе­чаль­ные, от­вер­жен­ные; на зад­нем пла­не – мо­ре, го­род­ские ог­ни. Та­кая сти­ли­за­ция как нель­зя луч­ше под­хо­дит к со­дер­жа­нию про­из­ве­де­ния, с его кон­тра­с­та­ми меж­ду сча­с­ть­ем и не­сча­с­ть­ем, лю­бо­вью и не­на­ви­с­тью, жиз­нью и смер­тью, пра­зд­но­с­тью и тяж­ким тру­дом.

В пье­се вы­ра­же­ны ди­а­лек­ти­че­с­кие пред­став­ле­ния древ­не­ин­дий­ской фи­ло­со­фии о том, что до­б­ро все­гда со­пря­же­но со злом, а сча­с­тье – с не­сча­с­ть­ем, что са­мый бла­жен­ный миг за­клю­ча­ет в се­бе пе­чаль, по­то­му что в бла­жен­ст­ве уже за­рож­да­ют­ся рост­ки ги­бе­ли… То и де­ло Аг­нес вос­кли­ца­ет: «Жаль лю­дей!».

Ещё один мо­тив в пье­се – бес­плод­ность по­ис­ков ис­ти­ны. Это ме­та­фо­ри­че­с­ки вы­ра­же­но в на­глу­хо за­пер­той две­ри, ко­то­рую от­пи­ра­ют по­сле гро­те­ск­ной дис­кус­сии уче­ных му­жей – рек­то­ра и де­ка­нов че­ты­рёх фа­куль­те­тов уни­вер­си­те­та, за­кон­чив­шей­ся дра­кой. Ока­зы­ва­ет­ся, за за­пер­той две­рью ни­че­го не бы­ло, – пу­с­то­та.

Ра­зу­ме­ет­ся, спек­такль мож­но бы­ло ещё улуч­шить – быть мо­жет, раз­но­об­ра­зить темп. Мож­но бы­ло от­чет­ли­вее по­ка­зать дрях­ле­ние Офи­це­ра, ос­т­рее обы­г­рать ре­во­лю­ци­он­ные ре­чи Но­силь­щи­ков уг­ля (Иван Ау­зе­ли и Стал­ле Аре­ман). Не сов­сем яс­но, по­че­му рек­тор и де­ка­ны уни­вер­си­те­та за­ме­не­ны ка­ким-то ген­се­ком и свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми трёх кон­фес­сий (епи­с­коп, глав­ный рав­вин, имам-ха­тыб и по­че­му-то врач).

Пуб­ли­ка па­че ча­я­ния при­ня­ла спек­такль хо­ро­шо: не так уж мно­го уш­ло в ан­т­рак­те, а в кон­це труп­пе ус­т­ро­и­ли ова­цию. И бы­ло за что: в этом го­ду на мос­ков­ской сце­не ещё не бы­ло спек­так­ля та­ко­го вы­со­ко­го клас­са. А на­род, раз­би­ра­ю­щий­ся и нуж­да­ю­щий­ся в со­вре­мен­ном и со­дер­жа­тель­ном те­а­т­ре, в Моск­ве всё-та­ки есть.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования