Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 17.07.2009

Люди со светящимися глазами

Финалист премии «Большая книга» Борис Евсеев

о почвенниках, книжном рынке, забытых российских гениях и чернильных душах

 

 

– Бо­рис Ти­мо­фе­е­вич, в не­ко­то­рых ли­те­ра­тур­ных кру­гах ва­ша пер­со­на вы­зы­ва­ет раз­дра­же­ние и не­при­ятие. С од­ной сто­ро­ны, вы поч­вен­ник. И по взгля­дам, и по про­ис­хож­де­нию, и по те­мам. А с дру­гой – про­за-то у вас мо­дер­нист­ская. Чем объ­яс­нить эту не­од­но­знач­ность и двой­ст­вен­ность?

– Миф о мо­ей двой­ст­вен­но­с­ти со­зда­ли пар­тий­ные ли­те­ра­то­ры и лит­кри­ти­ки, ко­то­рых у нас, к со­жа­ле­нию, не­ма­ло. Они при­мы­ка­ют к то­му или ино­му кла­ну, по­это­му при­вык­ли мыс­лить кла­но­во и пар­тий­но: этот наш, а этот не наш. Но ведь да­же у Шук­ши­на мож­но най­ти мо­дер­нист­ские ве­щи. Льва Ни­ко­ла­е­ви­ча, как мы по­мним, яро­ст­но кри­ти­ко­ва­ли и сле­ва, и спра­ва. Се­рь­ёз­ные пи­са­те­ли ни­ког­да не уме­ща­лись в пар­тий­ное про­кру­с­то­во ло­же. А вспом­ни­те, как ру­га­ли в своё вре­мя Пуш­ки­на. Вро­де рус­ский, а фран­цу­зит. Пра­во­слав­ный, а охаль­ные сти­хи пи­шет. Как это сов­ме­с­тить? Меж­ду тем ис­кус­ст­во сов­ме­ща­ет в се­бе мно­гое, ес­ли не всё. И чем силь­нее пи­са­тель от­ли­ча­ет­ся от об­щей мас­сы, тем луч­ше.

Что же ка­са­ет­ся мо­ей об­ще­ст­вен­ной по­зи­ции, мо­гу её про­яс­нить. Я все­гда был про­све­щён­ным поч­вен­ни­ком. Люб­лю пи­са­те­лей и ком­по­зи­то­ров всех на­ци­о­наль­но­с­тей. Без Ба­ха, Мо­цар­та, Ген­де­ля про­сто не мо­гу жить. Но од­на­ко же креп­ко стою на рос­сий­ской поч­ве. Моя по­зи­ция схо­жа с по­зи­ци­ей Сер­гея Аве­рин­це­ва, ко­то­ро­го не­ко­то­рые на­ши го­ре-па­т­ри­о­ты с иро­ни­ей на­зы­ва­ли «сре­ди­зем­но­мор­ским поч­вен­ни­ком». Это чушь. Он был на­сто­я­щим про­све­щён­ным поч­вен­ни­ком, а не «ла­пот­ни­ком», как мно­гие. Я то­же не же­лаю быть «ла­пот­ни­ком». Щи лап­тя­ми хле­бать? Иг­рать на ба­ла­лай­ке? Выть на за­ва­лин­ке? За­чем же. Рос­сия – про­све­щён­ная стра­на. В ней мно­го ин­те­рес­ней­ших мыс­ли­те­лей, ко­то­рых, прав­да, ино­гда из­го­ня­ли, по­то­му что они бы­ли не­по­хо­жи на об­щую мас­су. Но как раз не­по­хо­жесть я счи­таю луч­шим ка­че­ст­вом пи­са­те­ля. И тем не ме­нее я поч­вен­ник. Хо­тя бы по­то­му, что пи­са­тель. Му­зы­кан­ту всё рав­но, где иг­рать: в Сан-Фран­ци­с­ко или в Ка­и­ре. А пи­са­те­лю не всё рав­но, где пи­сать. Пи­са­тель – это язык в пер­вую оче­редь. И по­нят­но, что са­мый ка­че­ст­вен­ный рус­ский язык – в Рос­сии, ка­кие бы про­цес­сы здесь ни про­ис­хо­ди­ли.

– За­ви­дую ва­ше­му оп­ти­миз­му. А мне вот ино­гда ка­жет­ся, что не толь­ко язы­ка, на ко­то­ром я го­во­рил в дет­ст­ве, уже не су­ще­ст­ву­ет, но и стра­ны, в ко­то­рой жил, то­же нет. Не­да­ром же те­перь но­с­таль­ги­ру­ют не по ро­ди­не, как в на­бо­ков­ские вре­ме­на, а по про­шло­му. Стра­на, где мы с ва­ми ро­ди­лись, ра­зи­тель­но не­по­хо­жа на эту.

– Пе­ре­ход от про­шло­го к на­сто­я­ще­му и мне дал­ся труд­но, хоть я и был про­тив­ни­ком ком­му­низ­ма, а в се­ре­ди­не се­ми­де­ся­тых да­же при­мы­кал к дис­си­ден­там. Прав­да, по­том ра­зо­шёл­ся с ни­ми, ког­да по­нял, что ком­му­ни­с­ты и ан­ти­ком­му­ни­с­ты – это при­мер­но од­но и то же. Но­вая ложь ока­за­лась ещё ху­же ста­рой. Ведь кто у нас сей­час пра­вит бал? Быв­шие ком­со­моль­цы. Их спра­вед­ли­во на­зы­ва­ют пре­да­те­ля­ми ро­ди­ны. Они долж­ны бы­ли бо­роть­ся за стра­ну, а вме­с­то это­го схва­ти­ли пар­тий­ные день­ги и по­бе­жа­ли при­ва­ти­зи­ро­вать энер­го­но­си­те­ли. Они и под­го­то­ви­ли ту кри­ми­наль­ную ре­во­лю­цию, о ко­то­рой пи­сал Го­во­ру­хин. А мы ос­та­лись в ду­ра­ках, как и по­ло­же­но че­ст­ным лю­дям.

– Ва­ша по­след­няя по вре­ме­ни кни­га «Лав­ка ни­щих», ка­кую иде­о­ло­ги­че­с­кую ба­зу под неё ни под­во­ди – кни­га об обез­до­лен­ных. По-мо­е­му, вы их иде­а­ли­зи­ру­е­те. Не та­кие уж это бла­го­род­ные и чи­с­тые ха­рак­те­ры. Страш­но по­ду­мать, что сде­ла­ли бы эти от­мо­роз­ки из пред­ме­с­тий с вы­со­ко­ин­тел­лек­ту­аль­ным ге­ро­ем ва­ше­го же ро­ма­на «Ро­ман­чик». На­вер­ное, рас­тер­за­ли бы.

– А мо­жет, и нет. По­го­во­ри­ли бы по-муж­ски, по­дра­лись, вы­пи­ли, за­пла­ка­ли и ра­зо­шлись кто ку­да. Кто на клад­би­ще, кто иг­рать на скрип­ке в ка­бак. Но во­об­ще-то я с ва­ми со­гла­сен. Обез­до­лен­ность да­ле­ко не все­гда оз­на­ча­ет мо­раль­ную чи­с­то­ту. Про­пор­ция при­мер­но та­кая: на пять бла­го­род­ных ха­рак­те­ров – пят­над­цать омер­зи­тель­ных. И это от­ра­же­но в кни­ге. Она, пря­мо ска­жем, не очень бла­го­ст­ная. При­го­род­ный че­ло­век, че­ло­век ок­ра­и­ны – мар­ги­нал, за­ст­ряв­ший меж­ду го­ро­дом и де­рев­ней. Из де­рев­ни ушёл, до го­ро­да не до­ехал. Ко­неч­но, ок­ра­и­ны у нас страш­ные. Го­во­рю это с пол­ным зна­ни­ем де­ла, так как сам про­жил в при­го­ро­де двад­цать пять лет. При­го­род – ог­ром­ная ци­ви­ли­за­ци­он­ная про­бле­ма, и не толь­ко рос­сий­ская. Та­кие рай­о­ны есть во­круг всех ме­га­по­ли­сов. В Нью-Йор­ке, в Ме­хи­ко, где угод­но.

– При­го­род­ные лю­ди, за ред­ким ис­клю­че­ни­ем, се­рь­ёз­ных книг не чи­та­ют. Ин­тел­ли­ген­цию сей­час, по­хо­же, вол­ну­ют толь­ко соб­ст­вен­ные про­бле­мы. Кто же в та­ком слу­чае ваш чи­та­тель? На ко­го рас­счи­та­на ва­ша про­за?

– У нас на­рав­не с пья­нью, рва­нью и ше­лу­по­нью су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во лю­дей, ус­т­рем­лён­ных ввысь. Они есть, эти про­вин­ци­аль­ные биб­ли­о­те­кар­ши и ин­же­не­ры со све­тя­щи­ми­ся гла­за­ми. Ес­ли я ка­ко­го-то чи­та­те­ля и имею в ви­ду, то их. Их не вид­но и не слыш­но из-за оби­лия аг­рес­сив­ных уро­дов. Но ведь пло­хое во­об­ще за­мет­нее.

А ещё ме­ня чи­та­ют сту­ден­ты. Те, для ко­то­рых я в Ин­сти­ту­те жур­на­ли­с­ти­ки и ли­те­ра­тур­но­го твор­че­ст­ва ве­ду ма­с­тер-класс про­зы. И дру­гие, не­мо­с­ков­ские. Я ре­гу­ляр­но вы­сту­паю в уни­вер­си­те­тах, при­чём не толь­ко в рос­сий­ских, и ви­жу, ка­кой ин­те­рес вы­зы­ва­ют там мои кни­ги. По мо­ей про­зе на­пи­са­но не­сколь­ко дип­лом­ных и ис­сле­до­ва­тель­ских ра­бот. Ин­те­рес свя­зан преж­де все­го с ху­до­же­ст­вен­ны­ми осо­бен­но­с­тя­ми мо­их тек­с­тов. Для ис­сле­до­ва­те­ля это но­вый, не­о­быч­ный ма­те­ри­ал – мо­дер­низм, сме­шан­ный с ре­а­лиз­мом, с чем-то ещё за­га­доч­ным. Всё это, ко­неч­но, ра­ду­ет. Но ду­маю, что пи­са­тель не дол­жен слиш­ком се­рь­ёз­но раз­мы­ш­лять о том, кто его чи­та­ет. Это за­блуж­де­ние, что у каж­до­го пи­са­те­ля есть не­кая це­ле­вая ау­ди­то­рия. Ау­ди­то­рия вещь умо­зри­тель­ная. В этом по­ня­тии есть не­что до бо­ли кол­лек­тив­но-со­вет­ское. А на­сто­я­щий чи­та­тель – он все­гда шту­чен! Имя чи­та­те­лю – не ле­ги­он и не ста­ди­он, имя ему – еди­нич­ность!

– Ну что по­де­лать, ес­ли та­ко­вы ре­а­лии рын­ка. Нель­зя про­да­вать не­из­ве­ст­но ко­му свой про­дукт. Дол­жен быть ад­ре­сат, це­ле­вая груп­па.

– Ре­а­лии то­го ли­по­во­го жуль­ни­че­с­ко­го рын­ка, ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет в Рос­сии, ме­ня не убеж­да­ют. У нас книж­ный ры­нок фор­ми­ру­ют день­ги, а не пи­са­те­ли и чи­та­те­ли, как долж­но быть. Я пре­крас­но знаю, в ка­ких пи­са­те­лей сколь­ко вло­же­но де­нег и по­че­му у них та­кие боль­шие ти­ра­жи. При оп­ре­де­лён­ном де­неж­ном на­жи­ме чи­та­тель про­гло­тит всё. Кста­ти, то же са­мое бы­ло и в со­вет­ские вре­ме­на. Нас уве­ря­ли, что Бреж­не­ва чи­та­ют мил­ли­о­ны. Не чи­та­ли, ко­неч­но, но по­ку­па­ли. А по­че­му? По­то­му что да­ви­ли, за­став­ля­ли, на­вя­зы­ва­ли.

– Но это же вне­ры­ноч­ные ме­ха­низ­мы.

– А у нас сей­час – ры­ноч­ные? Не ры­нок за­став­ля­ет се­го­дня чи­та­те­ля по­ку­пать кни­ги, а прес­синг круп­ных из­да­тельств. А что имен­но они про­да­ют, не име­ет ни­ка­ко­го зна­че­ния. Кни­ги дру­гих из­да­тельств на при­лав­ки по­про­с­ту не до­пу­с­ка­ют­ся, во вся­ком слу­чае в про­вин­ции.

– Вы мно­го раз до­хо­ди­ли до фи­на­ла пре­стиж­ных ли­те­ра­тур­ных пре­мий. Вот и сей­час «Лав­ка ни­щих» в шорт-ли­с­те «Боль­шой кни­ги». Мо­жет быть, это по­мо­жет ва­шей про­зе вый­ти на мас­со­во­го чи­та­те­ля?

– Я не толь­ко до­хо­дил до фи­на­лов, но и по­лу­чил це­лый ряд пре­мий. Не слиш­ком круп­ных, но всё же. Од­на­ко у ме­ня нет та­кой оча­ро­ван­но­с­ти пре­ми­аль­ным про­цес­сом, как у не­ко­то­рых мо­их кол­лег. Пре­мии пре­ми­я­ми, а ли­те­ра­ту­ра ли­те­ра­ту­рой. Вот, ска­жем, Ва­си­лий Ак­сё­нов. Не по­лу­чал пре­мий до се­ми­де­ся­ти лет. Ни од­ной. Это что, умень­ша­ет его та­лант? Не пре­мия оп­ре­де­ля­ет пи­са­те­ля и его ме­с­то в куль­ту­ре. К то­му же се­го­дня в этих де­лах мно­го не­чи­с­то­плот­но­го. И лоб­би­ро­ва­ние, и от­ка­ты, и что угод­но. Ещё сов­сем не­дав­но мож­но бы­ло ус­лы­шать: я от­ка­тил то­му-то и по­лу­чил пре­мию. И ни­кто не стес­нял­ся, это бы­ло да­же мод­но. Та­кие нра­вы.

– Та­кие нра­вы бы­ли все­гда. Пре­мии да­ют и по­лу­ча­ют лю­ди, а лю­ди не иде­аль­ны. И это ещё мяг­ко ска­за­но. Ос­та­ёт­ся на­де­ять­ся, что вре­мя всех рас­су­дит и пра­виль­но рас­ста­вит при­ори­те­ты.

– Да­же на это не­ту боль­шой на­деж­ды. Я толь­ко что за­кон­чил ро­ман-вер­сию о ве­ли­ком ком­по­зи­то­ре во­сем­над­ца­то­го ве­ка Ев­стиг­нее Фо­ми­не. Ев­ро­пей­ские ис­сле­до­ва­те­ли на­зы­ва­ют его са­мым круп­ным рус­ским ком­по­зи­то­ром той эпо­хи, а в Рос­сии до сих пор о нём поч­ти ни­че­го не зна­ют. При­ня­то счи­тать, что в во­сем­над­ца­том ве­ке бы­ли толь­ко Борт­нян­ский и Бе­ре­зов­ский. Хо­ро­шие ком­по­зи­то­ры, мне они очень нра­вят­ся. Но по­че­му на­до из эпо­хи вы­би­рать два име­ни, су­жать куль­ту­ру до брен­дов? Это глу­пость, из-за неё мы са­ми се­бя об­кра­ды­ва­ем.

Со вре­мён Фо­ми­на си­ту­а­ция из­ме­ни­лась ма­ло. Есть власть, есть ни­че­го не зна­ча­щие для неё куль­тур­ные де­я­те­ли. Всё са­мое цен­ное слиш­ком уж ча­с­то про­па­да­ет и раз­ве­ще­ств­ля­ет­ся. По-преж­не­му ца­рит эн­т­ро­пия. Се­рость, круп­но-соб­ст­вен­ни­че­с­кая ти­ра­ния, скры­тый и от­кры­тый сар­казм чи­нов­ни­чь­е­го бес­пре­де­ла... И уба­ю­кан­ная но­вы­ми сказ­ка­ми Рос­сия всё это тер­пит!

– Не лю­би­те вы чи­нов­ни­ков…

– Не люб­лю. По­ра пре­кра­тить это вер­хо­вен­ст­во чи­нуш, не из­дав­ших ни од­ной при­лич­ной кни­ги, над на­сто­я­щи­ми пи­са­те­ля­ми! То есть по­ра по-на­сто­я­ще­му ре­фор­ми­ро­вать Со­ю­зы пи­са­те­лей (все)! На­до дать раз­вер­нуть­ся твор­че­ст­ву, а не под­ко­вёр­ным ин­три­гам, по­вы­сить ста­тус этих об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций, сде­лать их зна­чи­мей по­ли­ти­че­с­ких пар­тий! На­до на­чать за­ни­мать­ся в Со­ю­зах про­дук­тив­ной, по-на­сто­я­ще­му ры­ноч­ной де­я­тель­но­с­тью. И за­ни­мать­ся ею долж­ны про­фес­си­о­на­лы, по­ра­бо­тав­шие в СМИ, в из­да­тель­ст­вах, на ТВ. По­ра пра­виль­но вы­ст­ро­ить и вза­и­мо­от­но­ше­ния Со­ю­зов с лит­фон­да­ми, пре­кра­тить рас­со­вы­вать да­чи и са­до­вые до­ми­ки по без­дон­ным чи­но­дра­ль­им сум­кам, по­ра при­ос­та­но­вить вы­воз за ру­беж со­ста­ви­те­лей квар­таль­ных от­чё­тов и рас­пре­де­ли­те­лей благ (кста­ти, ни­щен­ских!) По­ра брать­ся за де­ло с тол­ком. Нуж­ны про­зор­ли­вые уп­рав­лен­цы, а не пач­ка­ю­щие ли­с­ты ка­ля­ка­ми чер­ниль­ные ду­ши!


Беседовал Ян ШЕНКМАН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования