Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 24.07.2009

Писательство – не профессия

 Лев Борисович Усыскин родился в Ленинграде 2 февраля 1965 года. Окончил Московский физико-технический институт (по специальности «системы управления»), изучал историю искусств на историческом факультете МГУ. Автор многочисленных рассказов и повестей, а также двух неоконченных постмодернистских романов «Хрущёв» и «Хроники Фрунзе». С 1997 года печатался в литературных, общественно-политических и развлекательных журналах «Новый Мир», «Знамя», «Урал», «Нева», «Волга», «Огонёк», «Отечественные Записки», «Медведь» и др. Становился неоднократным победителем литературных конкурсов «Улов – весна 2001», «Улов – осень 2001», «Тенета-Ринет – 2002»,

VI Международного Волошинского конкурса. Финалист премий «Мой Петербург», «Премии им. Ю.Казакова – 2007» и др. В 2005 году московское изд-во «ОГИ» выпустило сборник рассказов Льва Усыскина «Медицинская сестра Анжела». В 2008 году нью-йоркское изд-во Franc-tireur/lulu publishers выпустило сборник исторической прозы Усыскина «Русские истории». Постоянный автор информационно-аналитического интернет-портала «Полит.ру», где ведёт колонку «Забытые даты русской истории», автор сборника исторических эссе «Расказы о Севере», вышедшего в рамках проекта «Ломоносовская библиотека».

Живёт в Санкт-Петербурге.

 

Лев УСЫСКИН
Лев УСЫСКИН

– Лев, впер­вые о те­бе я уз­нал из кри­ти­че­с­кой ста­тьи Иго­ря Фро­ло­ва «Гре­хи ма­лень­кой ли­те­ра­ту­ры» в жур­на­ле «Бель­ские про­сто­ры» (http://www.hrono.info/text/2008/frol02_08.html). Фро­лов гро­мил рас­ска­зы ко­рот­ко­го спи­с­ка пре­мии име­ни Ка­за­ко­ва за 2007 год, в том чис­ле и твой рас­сказ «Длин­ный день по­сле дет­ст­ва» (http://magazines.russ.ru/znamia/2007/5/us6.html).

– Да, и я от­ту­да же уз­нал о су­ще­ст­во­ва­нии Иго­ря Фро­ло­ва, с ка­ко­вым ны­не со­стою в дру­же­с­ком об­ще­нии. Та­лант­ли­вый, тон­кий и му­д­рый че­ло­век. Так вот у нас и за­вя­зы­ва­ют­ся зна­ком­ст­ва…

– Так вот… Как ты от­но­сишь­ся к ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке и пре­ми­аль­но­му про­цес­су?

– Что ка­са­ет­ся пре­ми­аль­но­го про­цес­са… Ну, по­сколь­ку сам я в круп­ных пре­ми­ях с хо­ро­ши­ми при­за­ми и от­кли­ка­ми в СМИ вы­ше шорт-ли­с­та пре­мии Ка­за­ко­ва не по­ды­мал­ся, то и по­ня­тия не имею, по ка­ко­му прин­ци­пу там что раз­да­ют… То есть мне при­хо­ди­лось вы­иг­ры­вать в не слиш­ком ре­зо­нанс­ных кон­кур­сах ти­па «Уло­ва» или «Те­не­ты-Ри­нет», но там ре­ше­ние при­ни­ма­ет­ся ав­то­ма­ти­че­с­ки по­сле сум­ми­ро­ва­ния бал­лов, по­лу­чен­ных от каж­до­го чле­на жю­ри. А в боль­шин­ст­ве дру­гих пре­мий – пу­тём ус­та­нов­ле­ния не­ко­го субъ­ек­тив­но­го кон­сен­су­са чле­нов жю­ри, по­рой силь­но ис­ка­жён­но­го мне­ни­ем ко­ор­ди­на­то­ра или ещё ка­ко­го-ни­будь не­пре­лож­но­го ав­то­ри­те­та. В та­ких пре­ми­ях мне ни­че­го не све­тит прин­ци­пи­аль­но – че­го-че­го, а кон­сен­су­са я во­круг сво­их ра­бот не со­здаю. Но знаю толь­ко од­но – ес­ли мне са­мо­му пред­ло­жат стать чле­ном жю­ри (а это хлеб­ное пред­ло­же­ние с точ­ки зре­ния фри­лан­се­ра), то от­ка­жусь точ­но: ни за ка­кие день­ги не взва­лю на се­бя обя­зан­ность чи­тать гра­фо­ма­нию.

– И про кри­ти­ку…

– А что – про кри­ти­ку? Осо­бо вы­да­ю­ще­го­ся я что-то во­круг не на­блю­даю – ну так ведь и про­зы осо­бо вы­да­ю­щей­ся весь­ма не­мно­го (ска­жу я ук­лон­чи­во). Так, есть ощу­ще­ние, что те, кто вы­сту­па­ет се­го­дня в ка­че­ст­ве кри­ти­ков, где-то в глу­би­не ду­ши уже ре­ши­ли не­от­вра­ти­мо, что ма­те­ри­ал, с ко­то­рым име­ют де­ло, в лю­бом слу­чае не за­слу­жи­ва­ет се­рь­ёз­но­го и глу­бо­ко­го ана­ли­за. То есть ко­ли при по­верх­но­ст­ном про­чте­нии что-то уло­ви­лось, то об этом мож­но рас­ска­зать. А ес­ли сра­зу не счи­та­лось, то и на­пря­гать­ся нет по­во­да. По се­му да­же до­б­ро­же­ла­тель­ные ре­цен­зии – да­же очень до­б­ро­же­ла­тель­ные, как пра­ви­ло, очень не­глу­бо­ки. Но и их ав­то­ров то­же мож­но по­нять – бы­ло бы ра­ди че­го на­пря­гать­ся. С дру­гой сто­ро­ны, мо­жет, так и бы­ва­ет все­гда… Хо­тя нет, не все­гда вро­де… Рань­ше бы­ли кри­ти­ки – пло­хие, хо­ро­шие – неваж­но, – но кри­ти­ки, ко­то­рые жи­ли ли­те­ра­ту­рой. Не в смыс­ле мас­ла на бу­тер­б­род, а в смыс­ле ощу­ще­ния, что ли­те­ра­ту­ра – это и есть жизнь, а по­то­му в ней мож­но рыть­ся и рыть­ся, не жа­лея о по­тра­чен­ных уси­ли­ях. Сей­час же все по­ни­ма­ют, что жизнь – она где-то в дру­гом ме­с­те, а ли­те­ра­ту­ра – это в луч­шем слу­чае од­но из её вто­ро­сте­пен­ных про­яв­ле­ний. И по­то­му за­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния лишь с ог­ляд­кой на аль­тер­на­тив­ные ви­ды де­я­тель­но­с­ти.

– Мы тут не­дав­но спо­ри­ли с кри­ти­ком Ан­д­ре­ем Ру­да­лё­вым… Как ты счи­та­ешь, на­сколь­ко пе­ре­се­ка­ют­ся по­ня­тия «ли­те­ра­ту­ра» и «ли­те­ра­тур­ный про­цесс»?

– Ах, да! Есть та­кие лю­ди, ко­то­рые всё-та­ки жи­вут «ли­те­ра­тур­ным про­цес­сом». Они его да­же лю­бят, про­цесс этот ли­те­ра­тур­ный. Они его зна­ют очень хо­ро­шо и убеж­де­ны, что этот про­цесс фор­ми­ру­ет­ся, так ска­зать, «твор­че­с­ким боль­шин­ст­вом», оп­ре­де­ля­ю­щим его ос­нов­ные тен­ден­ции (они обыч­но го­во­рят – «трен­ды») и т.п. Бе­да толь­ко, что это боль­шин­ст­во – как раз гра­фо­ма­ны и эпи­го­ны, а лю­бое на­сто­я­щее по оп­ре­де­ле­нию из это­го са­мо­го «ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са» всё вре­мя но­ро­вит вы­лез­ти, как жи­вая кры­са из школь­но­го шка­фа с чу­че­ла­ми. Со­от­вет­ст­вен­но, все эти до­мо­ро­щен­ные кон­цеп­ции «ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са» тут же на­чи­на­ют тре­щать по швам, но их ав­то­ры ни­как не мо­гут до­пу­с­тить по­доб­но­го, ведь это их смысл и их лю­бовь – «ли­те­ра­тур­ный про­цесс». Что они та­кое без «ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са»? По се­му они на­прочь не за­ме­ча­ют ни­че­го на­сто­я­ще­го, бу­де та­ко­вое и в са­мом де­ле по­яв­ля­ет­ся.

– Хо­ро­шо… Ты ра­бо­та­ешь пре­иму­ще­ст­вен­но в жа­н­ре рас­ска­за…

– Пре­иму­ще­ст­вен­но, ес­ли на­зы­вать рас­ска­за­ми ко­рот­кие по­ве­с­ти, ка­ко­вых у ме­ня до­ста­точ­но. Ещё есть два не­о­кон­чен­ных ро­ма­на – не­о­кон­чен­ных в смыс­ле как Вось­мая сим­фо­ния Шу­бер­та «Unvollendete», а не как «Ти­хий Дон» (пар­дон, за воз­вы­шен­ность срав­не­ний). То есть жанр та­кой: не-о-кон-чен-ный-ро-ман. Вот. Ещё есть па­ра не нуж­ных ни­ко­му ки­но­сце­на­ри­ев и тьма-тьму­щая раз­но­го ро­да эс­се. Это, как го­во­рят лю­би­те­ли «ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са», «ли­те­ра­тур­ная стра­те­гия, за­ве­до­мо об­ре­чён­ная на не­уда­чу», ибо из­да­тель­ст­ва на­ши ко­рот­кую про­зу из­да­ют толь­ко по соб­ст­вен­но­му ми­нут­но­му не­до­мыс­лию, по­сколь­ку убеж­де­ны, что её ни­кто чи­тать, си­речь по­ку­пать, не ста­нет. По­че­му они в этом убеж­де­ны – не знаю. Хо­тя есть один ры­ноч­ный фак­тор, прав­да…

– Ка­кой это фак­тор?

– Пре­мии да­ют­ся за ро­ма­ны. А пре­мии, что ни го­во­ри, вли­я­ют на про­да­жи. По фак­ту. Ну, и кри­ти­ки то­же про рас­ска­зы не осо­бо пи­шут, а ес­ли пи­шут, то их пи­са­ния по­том да­же тол­стые жур­на­лы не рвут­ся пуб­ли­ко­вать. Сам про­хо­дил. Де­ло бы­ло так: на­тк­нул­ся в «Друж­бе На­ро­дов» на фе­е­ри­че­с­кие со­вер­шен­но рас­ска­зы та­ко­го Алек­сея Тор­ка, ни­ко­му, кро­ме, оче­вид­но, ре­дак­ции «ДН», не ­из­ве­ст­но­го. Ну, и ре­шил своё впе­чат­ле­ние до­ве­рить бу­ма­ге, а бу­ма­гу – жур­на­лу «Ок­тябрь». Так це­лый про­цесс был вза­им­но­ э­пи­с­то­ляр­ный: «Да, нам нуж­ны та­кие ста­тьи, да, пи­са­тель ин­те­рес­ный, и на­пи­са­ли вы ин­те­рес­но, да, нам нра­вит­ся, но мы не мо­жем на­пе­ча­тать ста­тью про три рас­ска­за – да­вай­те обоб­щи­те, со­по­с­тавь­те с чем-то гло­баль­ным и тог­да...» В об­щем, при­шлось при­нять их тре­бо­ва­ния. При­чём я во­все не счи­таю, что они иди­о­ты – они так го­во­ри­ли, имея оп­ре­де­лён­ные ос­но­ва­ния или, ина­че, пред­став­ле­ния о том, че­го ждёт чи­та­тель от их жур­на­ла. Но вот са­ма си­ту­а­ция – что нель­зя про­сто на­пе­ча­тать за­мет­ку об од­ном хо­ро­шем рас­ска­зе как та­ко­вом, – са­ма си­ту­а­ция иди­от­ская, не прав­да ли? Как буд­то у нас хо­ро­шие рас­ска­зы сот­ня­ми по ре­дак­ци­ям рас­сы­ла­ют­ся…

– Пи­са­тель­ст­во для те­бя хоб­би, про­фес­сия, ос­нов­ная про­фес­сия, до­пол­ни­тель­ная?.. Есть ли во­об­ще сей­час та­кая про­фес­сия – пи­са­тель?

– Слож­ный во­прос. Во­об­ще, я про­дукт со­вет­ско­го дет­ст­ва, по­нят­но. Тог­да и за­хо­тел стать пи­са­те­лем. В то вре­мя я, ра­зу­ме­ет­ся, счи­тал, что это про­фес­сия та­кая, осо­бен­ная – да­ю­щая сво­бо­ду в ши­ро­ком смыс­ле. Ну и стал се­бя го­то­вить к ней в ме­ру по­ни­ма­ния – учить­ся раз­ным ве­щам, экс­пе­ри­мен­ты ста­вить, с людь­ми об­щать­ся раз­ны­ми. Хва­ти­ло ума не по­сту­пать ни в ка­кие ли­тин­сти­ту­ты, и во­об­ще у ме­ня из ли­те­ра­тур­ной сре­ды пер­вый зна­ко­мый по­явил­ся в 32-лет­нем воз­ра­с­те. За­то на­об­щал­ся до то­го с ге­о­ло­га­ми, ар­хе­о­ло­га­ми, стро­и­те­ля­ми, пред­при­ни­ма­те­ля­ми, ми­ли­цей­ски­ми пол­ков­ни­ка­ми, са­мар­канд­ски­ми бом­жа­ми, фо­то­гра­фа­ми и про­чи­ми. Это пло­до­твор­нее, чем об­ще­ние в та­бач­ном ды­му по­сле ли­те­ра­тур­ных ве­че­ров, – силь­нее рас­ши­ря­ет сло­вар­ный за­пас. Тем не ме­нее я чем даль­ше, тем боль­ше ста­нов­люсь уве­рен, что пи­са­тель­ст­во, во­об­ще го­во­ря, не про­фес­сия. То есть оно бы­ло про­фес­си­ей ко­рот­кое вре­мя – с лёг­кой ру­ки Пуш­ки­на до на­ча­ла двад­ца­то­го ве­ка. Со­вет­ская власть пре­вра­ти­ла это во­об­ще в фан­том – в Со­ю­зе со­вет­ских пи­са­те­лей бы­ло на на­ча­ло вось­ми­де­ся­тых 10 000 че­ло­век «про­фес­си­о­на­лов», 9750 из ко­то­рых не про­из­ве­ли ни­че­го, кро­ме ущер­ба эко­ло­гии. Вот. А на са­мом де­ле это не­нор­маль­но. Да это­го и нет по фак­ту: ес­ли ис­клю­чить про­из­вод­ст­во палп-фикшн с его ра­ба­ми, ро­бо­та­ми и про­чи­ми кра­со­та­ми, то из пи­шу­щих ху­до­же­ст­вен­ную про­зу в стра­не не на­бе­рёт­ся, я ду­маю, и пя­ти че­ло­век, жи­ву­щих с ти­ра­жей. Не­сколь­ко че­ло­век ещё жи­вут со ста­тус­ной рен­ты, за­ра­бо­тан­ной пи­са­тель­ст­вом, – как та же Та­ть­я­на Тол­стая. И всё. Но это не ме­ша­ет мно­же­ст­ву лю­би­те­лей «ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са» раз­гла­голь­ст­во­вать о про­фес­си­о­на­лиз­ме пи­са­те­ля… Во­об­ще, ког­да что-то очень ча­с­то по­ми­на­ют – это яв­ный при­знак не­хват­ки. Ни­ког­да сло­во «про­фес­си­о­на­лизм» не зву­ча­ло так ча­с­то, как в на­ча­ле де­вя­но­с­тых, ког­да ни­кто во­об­ще ни­че­го не умел. Но тог­да как бы­ло, – по­мни­те? – вклю­ча­ешь утюг, а от­ту­да: «но нам, на­сто­я­щим про­фес­си­о­на­лам фи­нан­со­во­го рын­ка, до­ступ­ны лю­бые про­бле­мы с ва­у­че­ра­ми..» Ага, мы по­том на­блю­да­ли жизнь этих про­фес­си­о­на­лов и их фи­нан­со­вых рын­ков… Так и ны­не в ли­те­ра­тур­ных кру­гах. По­сле­ди­те за ре­чью мно­гих из тех, кто на ви­ду, что на­зы­ва­ет­ся: че­рез сло­во – «про­фес­си­о­на­лизм», «про­ект», «пи­ар»… А ещё «текст» – они пи­шут тек­с­ты, а не сти­хи и ро­ма­ны. Что это та­кое, кро­ме то­го, что по­ш­лость? Это при­знак кри­зи­са иден­тич­но­с­ти – че­ло­век не хо­чет осо­зна­вать се­бя пи­са­те­лем, ему хо­чет­ся чув­ст­во­вать се­бя фи­ло­ло­гом, биз­не­с­ме­ном, ещё кем-то. По­сколь­ку он, во-пер­вых, по­ни­ма­ет, что в срав­не­нии не с Тол­стым да­же, а с Пи­сем­ским или Ла­в­ре­нё­вым – он не пи­са­тель, а фиг­ня. А во-вто­рых, на­звать­ся се­го­дня пи­са­те­лем – это, ко­неч­но, впол­не до­ста­точ­но, что­бы оп­рав­дать в сво­их же гла­зах соб­ст­вен­ную жи­тей­скую рас­пу­щен­ность, но аб­со­лют­но не­до­ста­точ­но, что­бы те­бя счи­та­ли до­стой­ным чле­ном об­ще­ст­ва. По се­му на­до за­ни­мать­ся тек­с­та­ми и вы­учить сло­во «дер­ри­да».

– Так всё-та­ки что для те­бя пи­са­тель­ст­во?

– Не знаю. Есть мно­го зна­чи­мых ве­щей, не яв­ля­ю­щих­ся про­фес­си­ей. Дон Жу­ан это про­фес­сия? Нет. А тре­бу­ет та­лан­та? Не­со­мнен­но, и да­же не­ко­то­ро­го на­вы­ка, а то и об­ра­зо­ва­ния. 


Беседовал Александр КАРАСЁВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования