Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 24.07.2009

Стихи.хо или Стихи.ху

 Там, на не­ве­до­мых до­рож­ках,

Сле­ды не­ви­дан­ных зве­рей…

А.С. Пуш­кин

 

По­мни­те шут­ку: «Как де­ла?» – «На бук­ву «ха», не по­ду­май­те, что хо­ро­шо…». Па­рал­лель­но бу­маж­ной ли­те­ра­ту­ре раз­ви­ва­ет­ся ли­те­ра­ту­ра се­те­вая, так на­зы­ва­е­мый Ру­Ли­нет. И нра­вит­ся это «бу­маж­ным» ли­те­ра­то­рам или не нра­вит­ся, но мы­ш­ле­ние и прак­ти­ка уже це­ло­го по­ко­ле­ния по­этов и пи­са­те­лей на­пря­мую свя­за­на с Ин­тер­не­том, т.е. ис­то­рию ли­те­ра­ту­ры фор­ми­ру­ют уже с двух сто­рон – пе­чат­ные из­да­ния и инет.

И ес­ли от­но­ше­ние чле­нов со­ю­зов пи­са­те­лей (поль­зу­ясь спор­тив­ным тер­ми­ном – «ко­ню­шен») к се­те­вым ре­сур­сам под­ра­зу­ме­ва­ет, что это от­стой­ник для гра­фо­ма­нов, то уме­ст­но за­дать­ся во­про­сом: а су­дьи кто? По­сколь­ку мно­гие се­те­ви­ки вос­при­ни­ма­ют про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну как ту­сов­щи­ков, при­со­сав­ших­ся к оп­ре­де­лён­ным из­да­ни­ям, ку­да чу­жих не пу­с­ка­ют. Сколь­ко чле­нов со­ю­зов пи­са­те­лей или пи­са­тель­ских со­ю­зов в каж­дом субъ­ек­те Фе­де­ра­ции – де­сят­ки, сот­ни? И кто их зна­ет, кро­ме сво­их до­маш­них или кро­ме осо­бо рас­кру­чен­ных?

А меж­ду тем на не­ко­то­рых ли­те­ра­тур­ных сай­тах рас­цве­та­ют та­кие та­лан­ты, что в по­ру за­дать­ся во­про­сом: а не ошиб­лись ли мно­гие «бу­маж­ные» твор­цы в вы­бо­ре за­ня­тия?

Из всех из­ве­ст­ных на сию по­ру ин­тер­не­т-­ре­сур­сов са­мый де­мо­кра­тич­ный, на мой взгляд, на дан­ный мо­мент – Сти­хи.ру. На дру­гих, на­при­мер По­эзия.ру, су­ще­ст­ву­ют ка­кие-то са­мо­зва­ные «ре­дак­ции», ко­то­рые, по­доб­но «бу­маж­ным» со­бра­ть­ям, ру­ко­вод­ст­ву­ют­ся ис­клю­чи­тель­но лич­ны­ми вку­са­ми и при­ст­ра­с­ти­я­ми, то есть на­ли­цо вку­сов­щи­на и груп­пов­щи­на. На Сти­хи.ру (в про­сто­на­ро­дье – сти­хи­ре) нет по­ка ни­ка­ких ог­ра­ни­че­ний, ис­клю­чая мо­де­ра­то­ров, про­ще го­во­ря, над­зи­ра­те­лей, чья цель – сле­дить за за­кон­но­с­тью пуб­ли­ка­ции на этом сай­те. То есть ста­ра­ют­ся не до­пу­с­кать по­яв­ле­ния про­из­ве­де­ний, раз­жи­га­ю­щих меж­на­ци­о­наль­ную рознь и т.д. И всё.

Что по­ра­жа­ет на Сти­хи.ру сра­зу, так это псев­до­ни­мы (ни­ки) ав­то­ров. Слож­но скрыть удив­ле­ние, ког­да ви­дишь на сай­те ка­кую-ни­будь «Ши­пу­неч­ку из же­лез­ки» или, на­при­мер, «Аф­ро­ди­ту Тму­та­ра­кан­скую», или «Фарг Ге­н­рих фон Гро­цест», или «Ев­рей Есе­нин» (ока­зав­ший­ся в ито­ге де­вуш­кой, гор­до за­явив­шей на ав­тор­ской стра­ни­це, что она при­над­ле­жит «к на­ро­ду Кни­ги». «А мы-то ду­ма­ли – к на­ро­ду че­ко­вой книж­ки», – съяз­вит иной чи­та­тель, столк­нув­шись с этим яв­ле­ни­ем на сти­хи­ре).

Что ка­са­ет­ся ка­че­ст­ва са­мих сти­хов, то во мно­гом сайт на­по­ми­на­ет свал­ку, на ко­то­ром мож­но най­ти пер­лы вро­де «Серд­ца прон­зи­ла стра­ст­ная кар­течь!..» (ник «Фа­и­на Со­ко­ло­ва»). Или «Лю­бовь бы­ва­ет ко­вар­на, как орёл…» (ник «Ефи­мов Па­вел»). Но ес­ли у вас вос­пи­тан ли­те­ра­тур­ный вкус, а для это­го до­ста­точ­но ино­гда про­сто знать школь­ную про­грам­му по ли­те­ра­ту­ре, то вы лег­ко от­де­ли­те од­но от дру­го­го. Прав­да, это свя­за­но с за­тра­та­ми вре­ме­ни, но из­ве­ст­но, что охо­та – пу­ще не­во­ли.

Зна­е­те ли вы Лен­ку Во­ро­бья? «Ба, зна­ко­мые всё ли­ца!» – вос­клик­нет иной зна­ток. – «Бе­ло­рус­ская ди­ва из не­из­быв­но­го пле­ме­ни «одес­ских» юмо­ри­с­тов…» И оши­бёт­ся. Хо­тя на­до при­знать, что ес­ли это и пи­а­ров­ский ход, то весь­ма удач­ный, так как во­лей-не­во­лей хо­тя бы за­гля­нешь на стра­ни­цу ав­то­ра с та­ким име­нем: не­уже­ли и Во­ро­бей пи­шет?

Еле­на Аве­ри­на – чи­с­то­сер­деч­но при­зна­ёт­ся ав­тор в сво­ём ре­зю­ме, Харь­ков. То есть ук­ра­ин­ский ав­тор? Для ме­ня нет во­про­сов: ес­ли по­эт пи­шет на рус­ском язы­ке, зна­чит, это рус­ский по­эт, жи­ви он хоть на Мар­се.

А что Лен­ка Во­ро­бей (Еле­на Аве­ри­на) – по­эт, со­мне­ния ис­че­за­ют сра­зу, как толь­ко зна­ко­мишь­ся с пер­вым же сти­хо­тво­ре­ни­ем ав­то­ра. А на­пи­са­ла Еле­на за не­сколь­ко лет (и вы­ло­жи­ла на Сти­хи.ру) 277 сти­хо­тво­ре­ний. У неё цен­ное ка­че­ст­во, как у чук­чи: что ви­жу, то и пою. И ещё, у неё нет сла­бых сти­хов. Прав­да, ес­ли на­чи­нать с «ран­не­го», мно­гое на­по­ми­на­ет ис­те­ри­ку в ду­хе «а-ля Ма­ри­на Цве­та­е­ва №…». Мно­гие сти­хи Еле­ны мож­но ну­ме­ро­вать и со­став­лять их как стро­фы не­скон­ча­е­мой по­эмы ка­ко­го-то чёр­но­го по­то­ка по­эти­че­с­ко­го со­зна­ния под на­зва­ни­ем «Ах ты, жизнь, что ж ты де­ла­ешь, под­лая?!.». Из­ве­ст­но, од­на­ко, что, что­бы че­ло­век вы­гля­дел кра­си­вым, в его ли­це долж­на быть ка­кая-то асим­ме­т­рия, не­пра­виль­ность. А так не­ко­то­рое ин­то­на­ци­он­ное од­но­об­ра­зие про­сту­па­ет в сти­хах по­пу­ляр­ной се­те­вой по­этес­сы (хо­тя по­че­му толь­ко се­те­вой? У Еле­ны Аве­ри­ной и кни­га из­да­на в 2006 го­ду – сбор­ник «kinA ne budet»). Б.Ры­жий, на­при­мер, скра­ши­вал своё от­ча­я­ние юмо­ром. Прав­да, от­ча­я­ние у не­го пе­ре­ве­си­ло всё-та­ки…

Но че­ло­ве­ку свой­ст­вен­но пе­ре­хо­дить из од­но­го воз­ра­ст­но­го со­сто­я­ния в дру­гое, взрос­леть. Ме­ня­ют­ся и сти­хи Лен­ки Во­ро­бья. Там, где она жи­во­пи­су­ет не толь­ко свои пе­ре­жи­ва­ния на фо­не вре­ме­ни, а и са­мо вре­мя в об­раз­ных по­эти­че­с­ких за­ри­сов­ках, ви­дишь, что пе­ред то­бой мощ­ный по­эт, чи­тать ко­то­ро­го труд­но (в си­лу ри­су­е­мо­го от­ча­я­ния, а не по­то­му, что сти­хи на­пи­са­ны ко­ря­во; с вер­си­фи­ка­тор­ст­вом у Е.Аве­ри­ной всё в по­ряд­ке), но и не­об­хо­ди­мо для про­хож­де­ния то­го са­мо­го ка­тар­си­са. И для по­ни­ма­ния, что та­кое по­эзия (сто­ит ли по­ми­нать са­к­ра­мен­таль­ное ах­ма­тов­ское «ког­да б вы зна­ли, из ка­ко­го со­ра рас­тут сти­хи, не ве­дая сты­да…»?).

Это та­кие, на­при­мер, про­из­ве­де­ния, как «Бе­зы­мян­ной звез­де» (2007 г.): «Мне дед на­врал про сме­лость и раз­вед­ку… / Ну, не у всех ге­рой­ские де­ды…»; «КПП ос­то­рож­но, змеи!» (2005 г.): «Вста­ва­ла ра­но. Не морг­нув на свист, / ло­жи­лась сра­зу, ис­клю­чая «по­зд­но». / И до ут­ра сту­дент-на­ту­ра­лист / её имел и за­ли­вал про звёз­ды. / Да ел ва­ре­нье ма­мы, кон­фор­мист…».

И мно­гие дру­гие («Та­лант – во­прос ко­ли­че­ст­ва», – ска­зал кто-то).

Не от­ка­жу се­бе в удо­воль­ст­вии при­ве­с­ти пол­но­стью её «Эс­киз коз­ло­дром» (2005 г.):

 

Июль. Срав­ни­тель­ное «ти­хо»,

пе­ре­лом­люсь че­рез ок­но…

Вон му­жи­ки вби­ва­ют ли­хо

в щер­ба­тый сто­лик до­ми­но.

Друг дру­га ты­чут, как ди­тят­ки:

– Да­вай тро­я­ку!

– Гринь, ты чё?!

И пах­нет пы­лью от «де­вят­ки»

да не­до­ва­рен­ным хар­чо…

Бор­мо­чет пья­ни­ца бес­связ­но

и пла­чет, ис­крен­не, за всех –

двум жен­щи­нам бла­го­об­раз­ным,

«мес­си­ям» из ка­ких-то сект.

У края, на гни­лом под­ру­бе

(дво­ра му­д­рё­ный мо­но­лит),

си­дит ста­ру­ха в тёп­лой шу­бе

и сле­по в про­шлое гля­дит.

А в на­сто­я­щем – то­пи­нам­бур

(не­ве­ст­ка с да­чи при­вез­ла)

и жиз­ни тес­но­ва­тый там­бур,

под за­би­ва­ние коз­ла…

 

Прав­да, сто­ит от­ме­тить, что Е.Аве­ри­на очень ча­с­то (ес­ли не по­сто­ян­но) ис­поль­зу­ет два при­ёма, ко­то­рые ста­ли поч­ти её фир­мен­ным зна­ком, ес­ли не ска­зать шаб­ло­ном. Это – вну­т­рен­ний мо­но­лог (ре­же – ди­а­лог с дру­гим пер­со­на­жем) и ими­та­ция раз­го­вор­ной ре­чи с до­ста­точ­но ча­с­тым об­ры­вом сло­ва, воз­мож­но, для удоб­ст­ва риф­мов­ки, но без по­те­ри смыс­ла, на­при­мер: «…плюю от­цу в ста­кан во­дя… / бес­плат­но, су­ка… мо­жет, слиш­ком / всё это… ус­мех­нись, бра­тиш­ка, / над ха­той в не­бе про­хо­дя…» («За­дар­ма», сти­хо­тво­ре­ние 2006 г.).

Силь­ная сто­ро­на Еле­ны Аве­ри­ной – де­таль, об­раз­но ос­мыс­лен­ная и по­дан­ная. Прак­ти­че­с­ки в каж­дом её сти­хо­тво­ре­нии есть по­эти­че­с­кие на­ход­ки (при­во­жу лишь не­ко­то­рые при­ме­ры): «…И снеж­ных туч рас­по­ро­тое вы­мя / ро­ня­ет снег на блек­лых го­ро­жан…» («Всё на по­том за­це­ни»); «…Как сви­де­те­ли смо­т­рят за­дро­чен­но, / где на встреч­ной ма­ши­ны две встре­ти­лись – / ка­ма­су­т­ро­во­с­ко­со­бо­чен­но…» («По­те­ря не­вин­но­с­ти»); «…Га­си­те свет, раз­бу­жен­ный Ам­пер… / …У ро­ка в паль­цах сты­нет ре­воль­вер, / и край его це­лу­ет мне ло­беш­ник… / …Да что мне нуж­но, Гос­по­ди?!. так ма­ло: / не тра­хать­ся под лам­пой Иль­и­ча… / …вы­ку­ри­ваю бло­ка­ми за­ка­ты…(«Ки­на не бу­дет»);

«…Душ­но ду­ше в тем­но­те, по­то­му не на­прас­но / Я ак­ку­рат­но про­ве­т­ре­на вы­ст­ре­лом в грудь…» («Экс­пром­ты с кон­кур­сов бли­цев»); «…каж­дый день здесь поч­ти вир­ту­оз­но вла­де­ет но­жом, / раз­ре­зая на лом­ти­ки рифм про­зрач­ные но­чи… / …За едой и суб­бо­той та­кие не мо­гут полз­ти, / по­бо­ров по пу­ти не­о­жи­дан­ный ос­т­ров по­сте­ли…» («Для по­след­них сво­бод­ных»).

И кто по­сле это­го ска­жет, что Сти­хи.ру – «коз­ло­дром» для гра­фо­ма­нов?

Стро­ят здесь свой мир оби­жен­ные или не­при­знан­ные при Со­ве­тах по­эты. В ча­ст­но­с­ти, Юрий Вло­дов (ав­тор, по его сло­вам, зна­ме­ни­тых строк: «При­шла зи­ма, на­ста­ло ле­то, спа­си­бо пар­тии за это!»). А так­же ука­тив­шие за даль­ние го­ри­зон­ты в по­ис­ках ми­фи­че­с­кой луч­шей до­ли на зем­ле обе­то­ван­ной (где бы эта зем­ля ни на­хо­ди­лась) лю­ди, ко­то­рые тем не ме­нее не хо­тят вы­па­дать из ка­ко­го-то ли­те­ра­тур­но­го, пусть и вир­ту­аль­но­го, про­цес­са. А так­же мас­са про­дви­ну­тых в ИКТ-тех­но­ло­ги­ях и не об­де­лён­ных ли­те­ра­тур­ны­ми спо­соб­но­с­тя­ми.

А вот из­ве­ст­ные име­на, что они де­ла­ют на Сти­хи.ру? Нос по ве­т­ру, как все­гда, на­при­мер, у Е.Ев­ту­шен­ко. Ак­тив­но ра­бо­та­ет на сай­те Кон­стан­тин Ке­д­ров, на­по­ми­ная ино­гда – про­сти, Гос­по­ди! – Фи­га­ро, ко­то­рый то тут, то там, ус­пе­ва­ет вез­де от­ме­тить­ся. И мно­гие дру­гие не за­бы­ва­ют за­явить о се­бе… Где ещё они возь­мут та­кую ог­ром­ную ау­ди­то­рию, воз­мож­ность до­ве­с­ти до све­де­ния чи­та­те­лей и по­чи­та­те­лей, а так­же не­до­б­ро­же­ла­те­лей свои но­вые сти­хи – бы­с­т­ро и с мо­мен­таль­ным от­кли­ком?

Но… од­на­ко, ви­ди­мо, не всё так про­сто и здесь. Вот от­ры­вок из пись­ма мо­е­го дру­га И. По­сколь­ку пись­мо ча­ст­ное, я ши­ф­рую имя ав­то­ра и тех по­этов, по ко­то­рым он «про­шёл­ся конь­ком». Спра­вед­ли­во или нет, мо­же­те ра­зо­брать­ся са­ми.

«На­счёт тво­е­го хоб­би – «Сти­хи.ху». То что там оби­та­ют не толь­ко ав­то­ры рай­он­ных га­зет и аби­ту­ри­ен­ты ли­те­ра­тур­ных фа­куль­те­тов, но и впол­не про­фес­си­о­наль­ные и до­ста­точ­но из­ве­ст­ные ав­то­ры (ты пи­шешь – К.К., К.К. и проч.), впол­не объ­яс­ни­мо: по­след­ние ищут под­пит­ки у «са­мо­род­ков» – стра­хо­рос­сов, квар­та­рос­сов и про­чих ми­ни-­кар­та­са­ров. В од­ном из ве­сен­них но­ме­ров лю­би­мой на­ми «Лит. Рос­сии» был ма­те­ри­ал К.К. о ка­ком-то по­эти­че­с­ком пра­зд­ни­ке за ру­бе­жом Рос­фе­дии с при­ло­же­ни­ем его же сти­хо-рас­те­ния об этом со­бы­тии. Так вот, там у не­го бы­ла стро­ка – точ­но не по­мню, неохо­та лезть в Сеть для свер­ки ци­та­ты – про то, что снег бле­с­тел как мех гор­но­стая. Не знаю, как дру­гие чи­та­те­ли, но я-то сра­зу по­нял, от­ку­да слям­зил он это срав­не­ние – из сбор­ни­ка Фи­лип­па Жа­ко­те. Это та­кой зна­ко­вый, как они лю­бят го­во­рить, ев­ро­пей­ский по­эт-ла­у­ре­ат. И его сбор­ник К.К. и дру­гие по­доб­ные ре­бя­та, уве­рен, хо­ро­шо «про­ра­бо­та­ли», и не один раз…»

Так что су­ди­те са­ми: Сти­хи.ру – это Сти­хи.ху или Сти­хи.хо? Но что не Сти­хи.ску – это точ­но. 


Юрий ИВАНОВ,
д. БАРДОВО,
Псковская область




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования