Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 24.07.2009

Жизнь или обман

Труд­но рас­ска­зать о рож­де­нии кни­ги. Поч­ти не­воз­мож­но, по­сколь­ку каж­дая кни­га по­яв­ля­ет­ся на свет по-сво­е­му. Но ме­ня спра­ши­ва­ли об этом не раз, по­это­му по­ста­ра­юсь объ­яс­нить, как это про­ис­хо­дит у ме­ня.

Не сю­жет ле­жит в ос­но­ве все­го, не ис­то­рия, не стро­го вы­ст­ро­ен­ный план. По­на­ча­лу по­яв­ля­ет­ся бес­по­кой­ст­во, оно схо­же с со­сто­я­ни­ем, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ешь, ког­да что-то ме­ша­ет в те­ле и ни­как не поз­во­ля­ет при­нять удоб­ное по­ло­же­ние – ни при­сесть, ни при­лечь, хо­чет­ся при­нять дру­гую по­зу, но ни­что не по­мо­га­ет, по­сто­ян­но при­сут­ст­ву­ет ка­кая-то не­у­ют­ность. Это про­дол­жа­ет­ся не один день, ино­гда не­де­ли. За­тем вдруг про­яв­ля­ет­ся не­что от­но­си­тель­но внят­ное по срав­не­нию с преж­ним со­сто­я­ни­ем, буд­то при­ём­ник вы­ло­вил из ха­о­са шу­мов зву­ко­вую и ви­зу­аль­ную вол­ну, в ко­то­рой, прав­да, всё вы­вер­ну­то на­из­нан­ку и не под­да­ёт­ся опи­са­нию, а изо­б­ра­же­ние вид­но как сквозь силь­но за­по­тев­шее стек­ло. Это не об­раз, а ско­рее ды­ра в про­ст­ран­ст­ве, ко­то­рое тя­нет к се­бе, хо­чет за­гло­тить, уто­пить в се­бе. На­чи­ная вслу­ши­вать­ся и всма­т­ри­вать­ся в это не­что, я пы­та­юсь сфо­ку­си­ро­вать­ся и офор­мить в сло­ва мои пе­ре­жи­ва­ния, вы­леп­ли­вая из не­по­нят­но­го то, что бу­дет под­да­вать­ся хоть ка­ко­му-то ос­мыс­ле­нию. Хо­тя в дей­ст­ви­тель­но­с­ти ос­мыс­ле­ние не так важ­но; го­раз­до цен­нее эмо­ци­о­наль­ное со­сто­я­ние, ко­то­рое са­мо, в кон­це кон­цов, толк­нёт мысль в ту или иную сто­ро­ну.

Художник Леонид МЕЛЬНИК
Художник Леонид МЕЛЬНИК

Раз­ми­на­е­мая гли­на мыс­ле­форм по­нем­но­гу ста­но­вит­ся бо­лее ося­за­е­мой, при­об­ре­та­ет плот­ность, очер­та­ния, в ней про­дав­ли­ва­ют­ся про­ст­ран­ст­ва улиц и по­ме­ще­ний, уп­лот­ня­ют­ся сгу­ст­ки че­ло­ве­че­с­ких фи­гур, но всё по­ка от­дель­но, са­мо по се­бе – как сва­лен­ные в ог­ром­ную ку­чу иг­руш­ки. Но это уже иг­руш­ки, а не сор. Это уже су­ще­ст­ва и пред­ме­ты, ко­то­рые вско­ре мо­гут ожить и дви­нуть­ся ку­да-то по ко­ри­до­рам мо­е­го во­об­ра­же­ния. При­хо­дит­ся за­пи­сы­вать стра­ни­цу за стра­ни­цей в чер­но­вик, зная, что это, воз­мож­но, ни­ког­да не най­дёт сво­е­го окон­ча­тель­но­го во­пло­ще­ния, а ос­та­нет­ся толь­ко сгу­ст­ка­ми от­дель­ных сцен, при­шед­ших ко мне из­вне. Опыт по­ка­зы­ва­ет, что боль­шин­ст­во из раз­вер­нув­ших­ся пе­ре­до мной кар­тин по­слу­жит толь­ко топ­ли­вом для даль­ней­шей иг­ры во­об­ра­же­ния, но не ма­те­ри­а­лом, из ко­то­ро­го бу­дет стро­ить­ся кни­га. Но мне нуж­но и то и дру­гое, по­это­му я су­до­рож­но за­пи­сы­ваю. Кар­ти­ны на­столь­ко впе­чат­ля­ют, а от пе­ре­пол­ня­ю­щих ме­ня чувств пе­ре­хва­ты­ва­ет ды­ха­ние, и мне хо­чет­ся из каж­дой уви­ден­ной пе­с­чин­ки со­здать свою ис­то­рию. Впро­чем, это не­воз­мож­но, по­то­му что каж­дая из этих пе­с­чи­нок во мно­го раз на­сы­щен­нее всей мо­ей жиз­ни, не­объ­ят­нее, ув­ле­ка­тель­нее. Пе­ред рас­пах­нув­ши­ми­ся две­ря­ми во­об­ра­же­ния я чув­ст­вую се­бя бес­по­мощ­ным. Ве­ли­чие и мощь про­ст­ран­ст­ва, ку­да ме­ня впу­с­ка­ют, что­бы я ску­по пе­ре­ска­зал мои пе­ре­жи­ва­ния, по­дав­ля­ет. Но, по­дав­ляя и под­чи­няя, это про­ст­ран­ст­во на­пол­ня­ет ме­ня жаж­дой по­де­лить­ся пе­ре­жи­тым с дру­ги­ми. Эта жаж­да – един­ст­вен­ное, что за­став­ля­ет ме­ня вклю­чить­ся в про­цесс твор­че­ст­ва.

А по­том вдруг я слов­но про­ва­ли­ва­юсь в вяз­кую ма­те­рию уви­ден­но­го ми­ра, пре­кра­щаю смо­т­реть на не­го со сто­ро­ны и де­ла­юсь его ча­с­тью. Он по­гло­ща­ет ме­ня. При­сут­ст­вия вну­т­ри ка­кой-то сце­ны ста­но­вит­ся до­ста­точ­но, что­бы я на­чал рас­пу­ты­вать из неё клу­бок кон­крет­ной ис­то­рии.

По­нем­но­гу, шаг за ша­гом, вздох за вздо­хом, ино­гда по­дол­гу топ­чась на ме­с­те (ког­да ни­точ­ка под­сказ­ки на­тя­ги­ва­ет­ся пре­дель­но, ес­ли я от­кло­ня­юсь в не­нуж­ную сто­ро­ну), или на­обо­рот, ед­ва ус­пе­вая за ка­ким-то пер­со­на­жем… Бы­ва­ет, что я дол­го ва­рюсь в ат­мо­сфе­ре од­ной из сцен, час за ча­сом вды­хаю за­па­хи то­го ми­ра, сан­ти­метр за сан­ти­ме­т­ром ис­сле­дую рас­ки­нув­ши­е­ся во­круг ме­ня те­ни, впи­ты­ваю в се­бя зву­ки, что­бы точ­ней­шим об­ра­зом за­сви­де­тель­ст­во­вать то, что я ис­пы­тал. И ка­жет­ся, что про­жи­тое в эти ча­сы вы­льет­ся в не­скон­ча­е­мые стра­ни­цы, а на де­ле по­лу­ча­ет­ся все­го не­сколь­ко строк, не­боль­шой аб­зац. Вся­кий раз удив­ля­юсь: а где же всё то, что я ви­дел и чув­ст­во­вал?

Вы­хо­дит, что про­цесс про­жи­ва­ния все­гда зна­чи­тель­нее про­цес­са во­пло­ще­ния. По­ток со­тво­ре­ния в го­раз­до боль­шей сте­пе­ни поз­во­ля­ет жить в ка­ком-то ином ми­ре, бо­леть там, стра­дать, ра­до­вать­ся, стре­мить­ся к че­му-то – го­раз­до боль­ше, чем рас­сказ об этом. Дру­гая жизнь… Что же важ­нее? Во­об­ра­же­ние или его пре­вра­ще­ние в про­из­ве­де­ние? По­че­му мно­гое из то­го, что бы­ло пе­ре­жи­то в ми­ре во­об­ра­же­ния, от­бра­сы­ва­ет­ся, хо­тя этот мир все­гда «смон­ти­ро­ван» толь­ко из нуж­ных сцен, в нём нет ни­че­го лиш­не­го, он да­ёт толь­ко не­об­хо­ди­мое. Но да­же это, хо­ро­шо ото­б­ран­ное кем-то свы­ше, да­же эта по­ка­зан­ная мне «ки­но­лен­та» чувств, ощу­ще­ний и со­бы­тий нуж­на, ока­зы­ва­ет­ся, для про­жи­ва­ния этих плот­но укомп­лек­то­ван­ных сцен, а не для пе­ре­ска­зы­ва­ния их. Пе­ре­ска­зы­ва­ет­ся в луч­шем слу­чае со­тая часть уви­ден­но­го и ус­лы­шан­но­го.

Сце­ны в ос­нов­ном пи­шут­ся под­ряд. Из­ред­ка ка­кая-то гла­ва или эпи­зод рож­да­ет­ся «не по по­ряд­ку», за­пры­ги­вая впе­рёд, что­бы ука­зать мне на­прав­ле­ние, в ко­то­ром я дол­жен дви­гать­ся. Ис­поль­зуя их в ка­че­ст­ве ма­я­ка, я иду ту­да, ку­да мне по­ло­же­но ид­ти за мо­и­ми пер­со­на­жа­ми.

Лишь где-то на се­ре­ди­не сю­жет­ной ли­нии ко мне при­хо­дит по­ни­ма­ние идеи, ра­ди ко­то­рой со­ору­жа­ет­ся всё зда­ние кни­ги. И тог­да на­сту­па­ет этап вжив­ле­ния в уже на­пи­сан­ный текст до­пол­ни­тель­ных сцен, под­дер­жи­ва­ю­щих ос­нов­ную идею.

Сло­вом, кни­га уп­рав­ля­ет мной.

Ес­ли же про­из­ве­де­ние пи­шет­ся на за­каз, то здесь всё об­сто­ит про­ще и од­но­вре­мен­но слож­нее. Идея и те­ма за­да­ны в са­мом на­ча­ле. Ос­та­ёт­ся толь­ко ма­те­ри­а­ли­зо­вать их. Но что­бы сде­лать это, нуж­но най­ти спо­соб вой­ти в мир этой идеи, на­щу­пать ка­кие-то свои ры­ча­ги, ко­то­рые за­ве­дут мо­тор, при­ве­дут в дви­же­ние все­воз­мож­ные ше­с­те­рён­ки ме­ха­низ­ма, с по­мо­щью ко­то­ро­го раз­дви­нут­ся вра­та мо­е­го во­об­ра­же­ния. Есть ли для это­го у ме­ня спе­ци­аль­ные на­ра­бо­тан­ные при­ёмы? Нет. Толь­ко про­жи­ва­ние чу­жой жиз­ни. Им­план­ти­ро­ва­ние се­бя в чу­жую, по­рой про­тив­ную мо­ей при­ро­де си­с­те­му ко­ор­ди­нат. При­хо­дит­ся отож­де­ств­лять се­бя с те­ми, о ком ни­ког­да да­же не ду­мал. При­хо­дит­ся мыс­лить, как мыс­лят они. И стран­ное де­ло – я на­чи­наю по­ни­мать этих лю­дей, смо­т­ря на мир их гла­за­ми. Но всё же я не ста­нов­люсь ими. Свя­зу­ю­щая нить с их вну­т­рен­ним ми­ром рвёт­ся мгно­вен­но, ед­ва я став­лю за­клю­чи­тель­ную точ­ку.

Не­ред­ко слу­ча­ет­ся, что я не мо­гу вой­ти в нуж­ную дверь, и тог­да эпи­зод за­мет­но хро­ма­ет. Я ви­жу, как во­ло­ком та­щу се­бя че­рез за­пла­ни­ро­ван­ную сце­ну, лишь бы пре­одо­леть обя­за­тель­ное про­ст­ран­ст­во. В чём-то это по­хо­же на спор­тив­ное со­стя­за­ние, где я со­рев­ну­юсь сам с со­бой: ко­то­рый из ме­ня одо­ле­ет – упёр­тый и на­глый или слу­жи­тель вдох­но­ве­ния? Та­кие си­ту­а­ции бы­ва­ют не толь­ко в за­каз­ных ра­бо­тах, но и в мо­их, из­ну­т­ри рож­дён­ных кни­гах. В мо­их лю­би­мым ми­рах я не раз по­па­дал в си­ту­а­цию, где ог­ром­ные ку­с­ки сю­жет­ной ли­нии бы­ли на­столь­ко не­ин­те­рес­ны мне, что я то­ро­пил­ся пе­ре­прыг­нуть че­рез них, что­бы по­ско­рее оку­нуть­ся в сце­ну, обе­щав­шую мне бла­жен­ст­во ожи­да­е­мых пе­ре­жи­ва­ний. И я пе­ре­пры­ги­вал, лишь схе­ма­тич­но опи­сы­вая про­пу­щен­ные эпи­зо­ды. Но по­том всё рав­но воз­вра­щал­ся, что­бы ме­ха­ни­че­с­ки, с уси­ли­ем прой­ти этот эпи­зод, об­ра­бо­тать его про­фес­си­о­наль­но, без люб­ви, без тре­пе­та, без ожи­да­ния чу­да. Но чу­до ино­гда про­ис­хо­ди­ло, и я по­гру­жал­ся в то, что мне преж­де ка­за­лось не­ин­те­рес­ным. Ока­зы­ва­ет­ся, и это воз­мож­но. Не­ин­те­рес­но­го нет. Мёрт­во­го то­же нет. Всю­ду при­сут­ст­ву­ет жизнь, и ею мож­но на­слаж­дать­ся.

К про­фес­си­о­наль­ной сто­ро­не де­ла от­но­сит­ся и ос­во­е­ние до­ку­мен­таль­но­го ма­те­ри­а­ла. Он все­гда от­кры­ва­ет шлю­зы, че­рез ко­то­рые об­ру­ши­ва­ет­ся сме­та­ю­щий по­ток ин­фор­ма­ции. Ино­гда хва­та­юсь за го­ло­ву: всё ка­жет­ся нуж­ным, но нель­зя ис­поль­зо­вать всё. Не­об­хо­ди­мо на­учить­ся брать ми­ни­мум. Вре­ме­на­ми я гре­шу и вши­ваю в ткань про­из­ве­де­ния то, что там не­уме­ст­но. Но ког­да сверк­нув­шая пе­с­чин­ка ка­ко­го-то фак­та очень нра­вит­ся, я не в со­сто­я­нии от­ка­зать се­бе в её ис­поль­зо­ва­нии. До­ку­мен­таль­но­го ма­те­ри­а­ла все­гда так мно­го, что по­сле за­вер­ше­ния ра­бо­ты он про­дол­жа­ет вла­деть мною, и ме­ня дол­го не по­ки­да­ет же­ла­ние сде­лать ещё что-то на ту же те­му. Ос­во­ен­ный ма­те­ри­ал – как рас­ка­лён­ные уг­ли под бо­сы­ми но­га­ми. Хо­чет­ся дви­гать­ся в за­дан­ном на­прав­ле­нии даль­ше и даль­ше, ибо ве­ли­ка си­ла инер­ции. От этой инер­ции на­до из­ба­вить­ся сра­зу.

Не знаю, как ра­бо­та­ют дру­гие пи­са­те­ли, на­сколь­ко важ­но для них пред­ва­ри­тель­ное вы­ст­ра­и­ва­ние схе­мы, на­сколь­ко важ­но вдох­но­ве­ние. На­вер­ное, у всех есть свои се­к­ре­ты, свои про­фес­си­о­наль­ные при­ёмы, свой ритм. У ме­ня есть толь­ко жизнь вну­т­ри твор­че­с­ко­го по­то­ка. Этот по­ток не­ред­ко ли­ша­ет ме­ня «на­сто­я­щей» жиз­ни, дру­зей, зна­ко­мых, кол­лег, род­ст­вен­ни­ков, по­то­му что я те­ряю здеш­нее вре­мя, здеш­ние свя­зи. Всё, что на­хо­дит­ся «здесь», те­ря­ет свою зна­чи­мость по срав­не­нию с «там», по­то­му что «там» на­хо­дит­ся мир, где я – Со­зда­тель Все­го, а «здесь» – я все­го лишь че­ло­век, на­зы­ва­ю­щий­ся пи­са­те­лем. 


Андрей ВЕТЕР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования