Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 24.07.2009

Уход в андеграунд

 

1. Кан­ны ста­ли офи­ци­о­зом

 

В этом ме­ся­це мы по­смо­т­рим весь канн­ский фе­с­ти­валь, весь его пье­де­с­тал – про­дуб­ли­ро­ван­ный, раз­рек­ла­ми­ро­ван­ный, про­анон­си­ро­ван­ный. Это не мо­жет не ра­до­вать. Толь­ко не ра­ду­ют са­ми филь­мы.

Про «Ан­ти­хри­с­та» мы уже пи­са­ли. Ларс фон Три­ер яв­но не здо­ров, и луч­ше бы ему прой­ти курс те­ра­пии, чем сни­мать филь­мы.

«Бе­лая лен­та» Ми­ха­э­ля Ха­не­ке, по­лу­чив­шая «Паль­мо­вую ветвь», то­же ра­зо­ча­ро­вы­ва­ет. В не­мец­ком се­ле про­ис­хо­дит не­сколь­ко за­га­доч­ных со­бы­тий. Док­тор на ло­ша­ди на­ле­та­ет на на­тя­ну­тую кем-то про­во­ло­ку, сла­бо­ум­но­го ре­бён­ка кто-то без­жа­ло­ст­но вы­по­рол, кто-то под­жег са­рай и не­из­ве­ст­ный ис­пор­тил весь уро­жай граф­ской ка­пу­с­ты. Ме­ст­ный учи­тель, ис­пол­ня­ю­щий роль де­тек­ти­ва, рас­сле­ду­ет эти со­бы­тия и при­хо­дит к вы­во­ду, что всё это со­вер­ши­ли де­ти. Но до­под­лин­но мы так и не уз­на­ем, кто это сде­лал. Де­тек­тив ос­тал­ся не­раз­га­дан­ным, зло не­на­ка­зан­ным. Да в прин­ци­пе это и не­ин­те­рес­но. Не­сколь­ко оза­да­чи­ва­ет дру­гое. Док­тор, ока­зы­ва­ет­ся, спит с фельд­ше­ри­цей и раз­вра­ща­ет не­со­вер­шен­но­лет­нюю дочь, ко­то­рая по­ёт в цер­ков­ном хо­ре, граф ди­ко об­ра­ща­ет­ся с соб­ст­вен­ны­ми де­ть­ми, а же­на гра­фа из­ме­ня­ет ему. Всё это не­хо­ро­шо, но к че­му с та­кой скру­пу­лёз­но­с­тью рас­ска­за­но нам, так и ос­та­ёт­ся не­по­нят­но. По всей ви­ди­мо­с­ти, это к Пер­вой ми­ро­вой вой­не, ко­то­рая и раз­ра­зи­лась, и сде­ла­ла не­важ­ны­ми все эти ме­с­теч­ко­вые ме­ло­чи. С тру­дом ве­рит­ся, что это тот же ре­жис­сёр, ко­то­рый снял ког­да-то кло­ко­чу­щую стра­с­тя­ми «Пи­а­ни­ст­ку», – ни­че­го по­хо­же­го на «Бе­лую лен­ту».

Бе­лая лен­та в филь­ме – это сим­вол це­ло­му­д­рия, что очень важ­но на­пом­нить. Бе­лую лен­ту, за­вя­зан­ную в рос­кош­ные бан­ты, при­креп­ля­ли ро­ди­те­ли сво­им про­ви­нив­шим­ся де­тям, что­бы на­пом­нить им и всем ок­ру­жа­ю­щим о це­ло­му­д­рии. Хо­ро­ший обы­чай. Ведь смысл это­го за­бы­то­го сло­ва – це­ло­му­д­рие, – ко­то­рое на­по­ми­на­ет нам ре­жис­сёр, – хра­нить в це­ло­с­ти свою му­д­рость! «Будь­те му­д­ры­ми» – это еван­гель­ский при­зыв. На­вер­ное, тог­да и войн не бу­дет.

«Ра­зо­мк­ну­тые объ­я­тья» Пе­д­ро Аль­мо­до­ва­ра. Труд­но до­си­деть до кон­ца. Ни один кадр, ни од­на сю­жет­ная ли­ния не за­де­ва­ет. Как все­гда, Аль­мо­до­вар с удо­воль­ст­ви­ем сни­ма­ет Пе­не­ло­пу Крус. Это уже пя­тый плод их сов­ме­ст­но­го со­труд­ни­че­ст­ва. Мы ви­дим сот­ни раз­но­об­раз­ных её улы­бок, ко­то­рые сме­ня­ют­ся се­рь­ёз­ным вы­ра­же­ни­ем, ра­кур­сов, ви­дов со спи­ны спе­ре­ди, сбо­ку, на­и­с­ко­сок, сни­зу и свер­ху. Мы мо­жем до­ста­точ­но хо­ро­шо раз­гля­деть её со­ски и дру­гие ча­с­ти те­ла. Мо­жем по­на­блю­дать, как она тра­ха­ет­ся по­оче­рёд­но со все­ми пер­со­на­жа­ми филь­ма. Не­со­мнен­но, что ре­жис­сёр ув­ле­чён кра­со­той этой ак­т­ри­сы и мо­жет без ус­та­ли её сни­мать. Но мы-то тут при чём?

Сю­жет­ная ли­ния по сво­ей раз­дроб­лен­но­с­ти на­по­ми­на­ет фарш или са­лат. И ре­жис­сёр нам пред­ла­га­ет оп­ре­де­лить ин­гре­ди­ен­ты. По­про­буй раз­бе­рись. Сю­жет на­до скла­ды­вать как пазл. Он раз­руб­лен на мно­же­ст­во мел­ких ку­соч­ков. Слож­ная за­да­ча! Но глу­би­ны филь­му это сов­сем не при­бав­ля­ет.

 

2. Рус­ский ан­де­г­ра­унд

 

Да нет та­ких ми­ро­вых пре­мьер, ко­то­рые сра­зу же не ста­ли бы все­рос­сий­ским до­сто­я­ни­ем, а вот на­ши, оте­че­ст­вен­ные филь­мы нам по­смо­т­реть ско­рее все­го не да­дут.

По­про­буй­те, на­при­мер, хоть где-ни­будь, хоть в ка­ком-ни­будь ви­де по­смо­т­реть фильм На­та­льи Бон­дар­чук – став­ший ла­у­ре­а­том фе­с­ти­ва­ля «Ви­тязь» – «Го­голь. Бли­жай­ший». Вам это не удаст­ся. Так же в про­кат не пой­дут «Су­мас­шед­шая по­мощь» Оле­га Хлеб­ни­ко­ва, «Пас­са­жир­ка» Ста­ни­сла­ва Го­во­ру­хи­на, да и мно­гие дру­гие. А я бы ска­зал, что толь­ко это и сто­ит смо­т­реть. И боль­ше ска­жу: нель­зя не смо­т­реть эти филь­мы!

Кадр из фильма «Пассажирка»
Кадр из фильма «Пассажирка»

Кста­ти, ин­те­рес к рус­ско­му ав­тор­ско­му ки­но – ог­ро­мен. И это при от­сут­ст­вии вся­кой рек­ла­мы. Я был уве­рен, что та­ко­го не­ве­ро­ят­но­го ин­те­ре­са к ки­но, ка­кое бы­ло у нас к за­пре­щён­ным филь­мам в эпо­ху за­стоя, ни­ког­да не бу­дет. Я по­мню душ­ные за­лы 70-х, ког­да лю­ди про­сто ви­се­ли на лю­с­т­рах, что­бы кра­ем гла­за по­смо­т­реть Па­ра­джа­но­ва, Тар­ков­ско­го, Му­ра­то­ву…

Но про­смотр «Пас­са­жир­ки» ме­ня не про­сто вер­нул в про­шлое, омо­ло­дил на 30 лет, та­ко­го в До­ме ки­но я и 30 лет на­зад не ви­дел. Лю­ди си­де­ли не толь­ко на сту­пень­ках, в про­хо­дах, на по­лу… Си­де­ли да­же на сце­не, прак­ти­че­с­ки вплот­ную к эк­ра­ну. Я сам про­сто­ял в про­хо­де – в тол­пе та­ких же «без­ме­ст­ных» не­удач­ни­ков – все пол­то­ра ча­са. И был без­мер­но сча­ст­лив ви­деть кру­го­свет­ное пла­ва­нье рус­ско­го во­ен­но­го ко­раб­ля им­пе­ра­тор­ско­го фло­та с оча­ро­ва­тель­ной пас­са­жир­кой на бор­ту. Ни кап­ли кро­ви, раз­ле­та­ю­щих­ся моз­гов, ни­ка­ко­го на­си­лия, пор­ну­хи, а фильм смо­т­рит­ся на од­ном ды­ха­нии. Ока­зы­ва­ет­ся, мож­но и так сни­мать!

Это про­сто эта­лон­ный фильм и по ма­с­тер­ст­ву, и глав­ное – по вы­со­те че­ло­ве­че­с­ких от­но­ше­ний, бла­го­род­ст­ву чувств. Про­сто гло­ток чи­с­то­го мор­ско­го воз­ду­ха.

Фильм снят по од­но­имён­но­му рас­ска­зу Кон­стан­ти­на Ста­ню­ко­ви­ча, на­ше­го рус­ско­го клас­си­ка-ма­ри­ни­с­та. Рус­ская ли­те­ра­ту­ра во­ис­ти­ну без­гра­нич­на и без­дон­на. Я при­леж­но учил­ся в шко­ле, по­том в ин­сти­ту­те, и толь­ко по­том, спу­с­тя мно­го лет, от­крыл про­зу Ста­ню­ко­ви­ча. Рус­ская про­за как по­та­ён­ный кла­дезь, ко­то­рый мож­но от­крыть толь­ко по­сле то­го, как изу­чил как бы верх­ний слой. Нель­зя ска­зать, что это как бы «ма­лый клас­сик». Ста­ню­ко­вич уни­каль­ный пи­са­тель. В сво­их мор­ских про­из­ве­де­ни­ях он со­хра­нил до­под­лин­ную, нели­те­ра­тур­ную речь. Это ста­ло воз­мож­но бла­го­да­ря то­му, что его про­из­ве­де­ния но­сят боль­ше очер­ко­вый, а не ху­до­же­ст­вен­ный ха­рак­тер. В них всё до­ку­мен­таль­но. А по­это­му он сей­час, ког­да мы на­прочь за­бы­ли о сво­их кор­нях, о сво­ём язы­ке, пред­став­ля­ет ис­клю­чи­тель­ный ин­те­рес. Бук­валь­но как му­зей­ный экс­по­нат.

Не толь­ко я вос­хи­тил­ся этим филь­мом, фильм по­лу­чил приз «Боль­шая зо­ло­тая ла­дья» зри­тель­ско­го кон­кур­са «Вы­борг­ский счёт» ФРК «Ок­но в Ев­ро­пу» в Вы­бор­ге и приз фе­с­ти­ва­ля оте­че­ст­вен­но­го ки­но «Мос­ков­ская пре­мье­ра».

Од­на­ко ка­ко­го мон­ст­ра вы­ле­пил Го­во­ру­хин в об­ра­зе влюб­лён­но­го ми­ч­ма­на. Этот мо­ло­день­кий офи­цер мо­жет лоб под­ста­вить под пу­лю, со­вер­шить лю­бое бе­зум­ст­во ра­ди сво­ей воз­люб­лен­ной, но прой­дёт сов­сем не­мно­го вре­ме­ни и он обо всём за­бу­дет… слов­но и не бы­ло ни­ка­кой люб­ви. Ес­ли во­об­ра­жать мон­ст­ров или зом­би, то луч­ше­го не при­ду­ма­ешь. Та­кое дей­ст­ви­тель­но страш­но ви­деть.


Лев АЛАБИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования