Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 31.07.2009

Ницше - блоггер

 Недавно у автора «Бесконечного тупика», философа Дмитрия Галковского, вышел новый сборник статей и интервью под названием «Два идиота». В отличие от двух предыдущих аналогичных изданий – «Пропаганда» (2003) и «Магнит» (2004), – данный сборник Галковский выпустил самостоятельно, в основанном им издательстве. Начиная нашу беседу, мы попросили рассказать философа о проблемах, связанных с его издательской деятельностью.

 

Дмитрий ГАЛКОВСКИЙ
Дмитрий ГАЛКОВСКИЙ

– Дми­т­рий Ев­ге­нь­е­вич, ес­ли не се­к­рет, кто рас­про­ст­ра­ня­ет ва­ши кни­ги?

– Я из­даю кни­ги с 1982 го­да. Моё офи­ци­аль­ное из­да­ние от­кры­лось в 2004 го­ду. Ког­да я кни­ги про­даю сам, всё бы­с­т­ро про­да­ёт­ся, ког­да воз­ни­ка­ют по­сред­ни­ки – де­ло идёт сред­не. Я мно­го лет по прин­ци­пи­аль­ным со­об­ра­же­ни­ям сам кни­ги не про­да­вал, но, по­хо­же, при­дёт­ся этим сно­ва за­нять­ся.

«Бес­ко­неч­ный ту­пик» рас­про­ст­ра­нял­ся че­рез оп­то­ви­ка «36,6». Ку­пить эту кни­гу мож­но бы­ло, да и сей­час мож­но во мно­гих ма­га­зи­нах Моск­вы, Пе­тер­бур­га и дру­гих го­ро­дов. Но осо­бо­го рве­ния у «36,6» я не за­ме­тил. Что, в об­щем, неуди­ви­тель­но, так как им вы­год­но ра­бо­тать с круп­ны­ми из­да­тель­ст­ва­ми. Кни­гу «Два иди­о­та» я рас­про­ст­ра­няю сам, и вот здесь на­ко­пи­лись на­блю­де­ния для от­ве­та на ваш сле­ду­ю­щий во­прос.

– Ва­ши впе­чат­ле­ния о со­вре­мен­ном книж­ном биз­не­се. Есть ли в нём ме­с­то не­боль­шим из­да­тель­ст­вам?

– У не­боль­ших из­да­тельств есть мно­го пре­иму­ществ, во всех стра­нах это биз­нес нор­маль­ный. Не­до­ста­ток средств ком­пен­си­ру­ет­ся опе­ра­тив­но­с­тью, но­ва­тор­ст­вом, от­сут­ст­ви­ем про­ме­жу­точ­ных зве­нь­ев. У нас же это де­прес­сив­ный сек­тор эко­но­ми­ки. Лю­ди от­ту­да ста­ли ухо­дить ещё до кри­зи­са. Как я по­ни­маю, глав­ная про­бле­ма в сре­до­с­те­нии меж­ду книж­ны­ми ма­га­зи­на­ми и из­да­тель­ст­ва­ми. Из­да­тель­ст­ва вы­нуж­де­ны рас­про­ст­ра­нять кни­ги толь­ко че­рез оп­то­вых рас­про­ст­ра­ни­те­лей, а для мел­ких из­да­тельств это не­вы­год­но. Оп­то­ви­ки пло­хо ра­бо­та­ют с ма­лень­ки­ми пар­ти­я­ми то­ва­ра, а ма­га­зи­ны от­ка­зы­ва­ют­ся иметь де­ло с неоп­то­ви­ка­ми.

В ре­зуль­та­те скла­ды­ва­ет­ся аб­сурд­ная си­ту­а­ция. Я из­даю бест­сел­ле­ры. Все кни­ги, ко­то­рые я пе­ча­таю, ав­то­ма­ти­че­с­ки хо­ро­шо про­да­ют­ся. Ко­неч­но, в рам­ках сво­ей ка­те­го­рии. «Бес­ко­неч­ный ту­пик» – это сек­тор фи­ло­со­фии и ин­тел­лек­ту­аль­ной про­зы, «Два иди­о­та» или «Маг­нит» – по­ли­ти­че­с­кая жур­на­ли­с­ти­ка, «Ан­то­ло­гия со­вет­ской по­эзии» – по­нят­но что. Но все эти кни­ги глад­ко про­да­ва­лись толь­ко с рук. При рас­про­ст­ра­не­нии че­рез тор­го­вую сеть на­чи­на­лись труд­но­с­ти. По­ка­за­тель­ная си­ту­а­ция про­изо­ш­ла не­дав­но с круп­ным ма­га­зи­ном «Моск­ва». Они от­ка­за­лись брать «Два иди­о­та», ска­зав, что не хо­тят иметь де­ло с мел­ки­ми из­да­те­ля­ми. На­ко­нец, их уда­лось уго­во­рить. Взя­тые на про­бу кни­ги бы­ли тут же про­да­ны. Тог­да взя­ли пар­тию книг. Её то­же сра­зу про­да­ли. Кни­га за­ня­ла вто­рое ме­с­то в рей­тин­ге са­мой про­да­ва­е­мой пуб­ли­ци­с­ти­ки. Под это де­ло уго­во­ри­ли взять ос­тат­ки сбор­ни­ка «Маг­нит». Его не хо­те­ли брать, так как кни­га из­да­на уже дав­но. С «Маг­ни­том» про­изо­ш­ла та же ис­то­рия. Он то­же во­шёл в топ-спи­сок про­даж. По­том пред­ло­жи­ли не­сколь­ко эк­земп­ля­ров «Бес­ко­неч­но­го ту­пи­ка», ко­то­рый по­че­му-то в «Моск­ве» не про­да­вал­ся. Кни­га тут же уш­ла. А, на­при­мер, «Биб­лио-гло­бус» до сих пор на­хо­дит­ся на пер­вой ста­дии уго­во­ров, ему толь­ко пред­сто­ит прой­ти «скорб­ный путь» с «Дву­мя иди­о­та­ми».

С мел­ки­ми ма­га­зи­на­ми дру­гая пес­ня. Они долж­ны са­ми ме­ня ис­кать. Ведь для спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ла­вок я на­ход­ка. Но не об­ра­тил­ся ни ра­зу ни­кто. Мои кни­ги они про­да­ют, но куп­лен­ные с пе­ре­пла­той у по­сред­ни­ков. А ведь по­зво­нить в из­да­тель­ст­во лег­ко.

Что тут де­лать, я не знаю. То есть знаю, но жал­ко тра­тить на ду­рач­ков вре­мя. Его ос­та­лось у ме­ня не так мно­го. На­пи­сал кни­ги для рус­ских ду­ра­ков – ду­ра­ки об­ра­до­ва­лись, ста­ли чи­тать. А пе­ча­тать от­ка­за­лись. Сде­лал для ду­ра­ков из­да­тель­ст­во – ду­ра­ки не мо­гут гра­мот­но про­дать кни­гу и за­ра­бо­тать на мне день­ги.

Рус­ские – су­ще­ст­ва край­не бес­тол­ко­вые. Им су­ёшь пач­ки де­нег, а они уво­ра­чи­ва­ют­ся. Ло­вишь, пи­ха­ешь в рот – они день­ги от­ры­ги­ва­ют. При этом по жиз­ни лю­ди за­ни­ма­ют­ся биз­не­сом и всё вре­мя свя­зы­ва­ют­ся с ка­кой-то дря­нью.

– Вы сле­ди­те за книж­ны­ми но­вин­ка­ми в об­ла­с­ти фи­ло­со­фии? На ваш взгляд, книж­ный ры­нок пол­но­стью от­ра­жа­ет до­сти­же­ния со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии или есть ка­кие-то ла­ку­ны?

– Я дав­но пе­ре­стал чи­тать.

– Ка­кие име­на и кни­ги ста­ли для вас от­кры­ти­ем за по­след­ние 15 лет?

– Не чи­таю.

– Что пе­ре­жи­ва­ет сей­час фи­ло­соф­ская мысль в ми­ре: рас­цвет или упа­док?

– Мне ка­жет­ся, мир всё бли­же под­хо­дит к мыс­ли, что ни­ка­кой фи­ло­со­фии нет. Это го­су­дар­ст­вен­ный ло­хо­трон для обы­ва­те­лей. Мол, Дже­не­рал Мо­торз ум­ная, там не ду­ра­ки си­дят. Ду­ма­е­те, ав­то­мо­би­ли вы­пу­с­ка­ют. Не-ет. Не так всё про­сто. Тут Идея, не­ви­ди­мые ми­ру слё­зы. По­ка бы­ло се­ми-вось­ми­класс­ное об­ра­зо­ва­ние, вро­де си­с­те­ма обол­ва­ни­ва­ния ра­бо­та­ла. При мас­со­вом выс­шем об­ра­зо­ва­нии – ста­ла да­вать сбои. То есть стоп-ма­ши­на. Рань­ше фи­ло­со­фы бы­ли – а те­перь не­ту. А в эпо­ху ги­пер­ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва по­сте­пен­но на­чи­на­ют до­га­ды­вать­ся, что и в про­шлом… Ес­ли уб­рать фи­ло­соф­скую эс­се­и­с­ти­ку, то есть род изящ­ной сло­вес­но­с­ти да ка­кие-то «про­то­со­ци­о­ло­ги­че­с­кие» по­ту­ги, что ос­та­нет­ся? На­пы­щен­ный кан­це­ляр­ский бред го­су­дар­ст­вен­ных шар­ла­та­нов.

– Ка­кая фи­ло­соф­ская шко­ла гла­вен­ст­ву­ет се­го­дня в Ев­ро­пе – не­мец­кая, фран­цуз­ская или ан­г­лий­ская?

– Смо­т­ри­те вы­ше.

– Ка­кие про­бле­мы, сто­я­щие пе­ред фи­ло­со­фом, се­го­дня на­и­бо­лее ак­ту­аль­ны? Есть ли ка­кой-то «фи­ло­соф­ский» вы­ход из ны­неш­не­го эко­ло­ги­че­с­ко­го и по­тре­би­тель­ско­го ту­пи­ка?

– Не пить, не ку­рить, за­ни­мать­ся физ­куль­ту­рой.

– Су­дя по ва­шим вы­ска­зы­ва­ни­ям в по­след­ней кни­ге «Два иди­о­та», центр уп­рав­ле­ния Рос­си­ей на­хо­дит­ся в Лон­до­не. От­ку­да у вас та­кие дан­ные?

– А что та­кое «центр уп­рав­ле­ния»? Да и Рос­сия, то есть «го­су­дар­ст­во» как та­ко­вое? Вон толь­ко что в «The Financial Times» Уи­ль­ям Бра­у­дер – гла­ва фон­да Hermitage Capital Management – за­явил, что Рос­сия не яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­вом в обыч­ном смыс­ле это­го сло­ва, а пред­став­ля­ет со­бой соб­ст­вен­ность ря­да лиц.

– По ва­ше­му мне­нию, рус­ская фи­ло­со­фия от­ли­ча­ет­ся «пол­ной ба­наль­но­с­тью». Ин­те­рес­но, а вы са­ми пред­ста­ви­те­лем ка­кой фи­ло­со­фии се­бя счи­та­е­те?

– Да я, соб­ст­вен­но, Дми­т­рий Гал­ков­ский. Пред­став­ляю сам се­бя, как и про­чие нор­маль­ные лю­ди.

– Су­ще­ст­ву­ет ли се­го­дня в Рос­сии ро­за­нов­ская ли­ния фи­ло­соф­ст­во­ва­ния, про­дол­жен­ная в со­вет­ское вре­мя ду­ры­лин­ским «В сво­ём уг­лу» или при­швин­ски­ми днев­ни­ка­ми?

– Ес­ли вы име­е­те в ви­ду фи­ло­соф­скую эс­се­и­с­ти­ку, то вро­де она долж­на быть очень ха­рак­тер­на для рус­ской куль­ту­ры, но та­ко­го рас­цве­та, как во Фран­ции или Ан­г­лии, в Рос­сии и рань­ше не бы­ло, а уж сей­час… Ду­маю, это­му пре­пят­ст­ву­ет ор­га­ни­че­с­кая не­при­язнь рус­ских к лю­бым фор­мам п…боль­ст­ва.

– Вы бы­ли зна­ко­мы с Ва­ди­мом Ко­жи­но­вым. Что зна­чит это имя в ва­шей жиз­ни?

– Ко­жа­нов лич­но про­из­вёл сна­ча­ла хо­ро­шее впе­чат­ле­ние, а по­сле его смер­ти я убе­дил­ся, что это был не про­сто хо­ро­ший, а очень хо­ро­ший че­ло­век. Я ведь был ма­ло зна­ком с нра­ва­ми со­вет­ских ли­те­ра­то­ров. Ко­жи­нов был од­ним из пер­вых, с кем я по­зна­ко­мил­ся. А мо­жет, и пер­вый. Срав­ни­вать его мне бы­ло не с кем. По­это­му я не ра­зо­брал­ся сра­зу, что вну­т­рен­няя по­ря­доч­ность, на­ив­ность (в хо­ро­шем смыс­ле это­го сло­ва), же­ла­ние по­мочь, ис­крен­няя ра­дость за чу­жие ус­пе­хи (РЕД­ЧАЙ­ШЕЕ ка­че­ст­во) – это всё в Ко­жи­но­ве бы­ло от Ко­жи­но­ва, а не от его сре­ды и ро­да за­ня­тий.

– Ка­кие ко­жи­нов­ские мыс­ли вам до­ро­ги и, мо­жет быть, по­вли­я­ли на ва­ше ми­ро­воз­зре­ние?

– Ни­че­го не по­вли­я­ло. Я его не чи­тал. Рас­сказ­чик он был хо­ро­ший, я мель­ком по­смо­т­рел его кни­гу о по­зд­нем ста­ли­низ­ме и, ког­да на­до бу­дет, про­чту. Там есть вер­ные и точ­ные на­блю­де­ния оче­вид­ца и ис­то­ри­ка.

– Кто бли­же вам по ду­ху – гар­мо­ни­че­с­кий Кант, ми­зан­т­роп Шо­пен­га­у­эр или бун­тарь Ниц­ше?

– Кант без­да­рен, Шо­пен­га­у­эр за­гу­бил свой афо­ри­с­ти­че­с­кий дар «клас­си­че­с­кой не­мец­кой фи­ло­со­фи­ей», Ниц­ше – блог­гер.

– Об­раз жиз­ни ка­ко­го фи­ло­со­фа вам на­и­бо­лее бли­зок?

– Аник­са из «Эде­ма» Ле­ма.


Вопросы задавал
Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования