Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 31.07.2009

Пишу без озлобления

 У   НАС   БЫ­ЛА   ВЕ­ЛИ­КАЯ   ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РА

 

Сколь­ко уже лет по­ка­зы­ва­ют по на­ше­му те­ле­ви­де­нию фильм «Три то­по­ля на Плю­щи­хе». Ис­то­рия люб­ви в ис­пол­не­нии Оле­га Еф­ре­мо­ва и Та­ть­я­ны До­ро­ни­ной по-преж­не­му вол­ну­ет мил­ли­о­ны лю­дей. И ма­ло кто зна­ет, что эту тро­га­тель­ную кар­ти­ну Та­ть­я­на Ли­оз­но­ва сня­ла в 1968 го­ду по рас­ска­зу Алек­сан­д­ра Бор­ща­гов­ско­го «Три то­по­ля на Ша­бо­лов­ке».

Александр БОРЩАГОВСКИЙ
Александр БОРЩАГОВСКИЙ

Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Бор­ща­гов­ский ро­дил­ся 1 (по но­во­му сти­лю 14) ок­тя­б­ря 1913 го­да на Ук­ра­и­не в го­ро­де Бе­лая Цер­ковь. Его отец был ад­во­ка­том, мать – аку­шер­кой. Окон­чив не­пол­ную сред­нюю шко­лу, Бор­ща­гов­ский уе­хал в За­по­ро­жье, где по­сту­пил в ФЗУ Алек­сан­д­ров­ско­го па­ро­во­зо­ре­монт­но­го за­во­да. Но за­вод его по­том так и не дож­дал­ся. Па­ре­нёк по уши влю­бил­ся в те­атр. Ему уда­лось экс­тер­ном сдать эк­за­ме­ны в Ки­ев­ском те­а­т­раль­ном ин­сти­ту­те и стать ас­пи­ран­том. Свою дис­сер­та­цию он по­свя­тил дра­ма­тур­гии Ива­на То­би­ле­ви­ча.

Ког­да на­ча­лась вой­на, Бор­ща­гов­ский ушёл на фронт. Во­ин­ское зва­ние у не­го бы­ло не са­мое боль­шое – все­го лишь сер­жант. Но во­е­вал он че­ст­но, за что его по­том на­гра­ди­ли ме­да­лью «За обо­ро­ну Ста­лин­гра­да».

Сра­зу по­сле По­бе­ды Бор­ща­гов­ский вы­пу­с­тил од­ну за дру­гой три кни­ги на ук­ра­ин­ском язы­ке: «Дра­ма­ти­че­с­кие про­из­ве­де­ния Ива­на Фран­ко», «А.М. Бу­ч­ма» и «Дра­ма­тур­гия То­би­ле­ви­ча».

Ещё в 1946 го­ду Бор­ща­гов­ский ре­шил­ся на пе­ре­езд в Моск­ву. Кон­стан­тин Си­мо­нов пред­ло­жил ему вой­ти в ред­кол­ле­гию жур­на­ла «Но­вый мир». Кро­ме тог­о, ге­не­ра­ли­тет со­гла­сил­ся с тем, что­бы он воз­гла­вил лит­часть в Цен­т­раль­ном те­а­т­ре Крас­ной Ар­мии.

Но вско­ре в стра­не на­ча­лась борь­ба с ко­с­мо­по­ли­та­ми. 28 ян­ва­ря 1949 го­да в «Прав­де» по­яви­лась ре­дак­ци­он­ная ста­тья «Об од­ной ан­ти­пар­тий­ной груп­пе те­а­т­раль­ных кри­ти­ков». Глав­ная га­зе­та стра­ны об­ви­ни­ла в не­бла­го­на­дёж­но­с­ти сра­зу семь че­ло­век. Спи­сок не­угод­ных от­кры­вал Бор­ща­гов­ский. Как ут­верж­да­ли «прав­ди­с­ты», он, «умал­чи­вая о про­из­ве­де­ни­ях, из­вра­ща­ю­щих со­вет­скую дей­ст­ви­тель­ность и об­ра­зы со­вет­ских лю­дей, весь пыл сво­ей ан­ти­па­т­ри­о­ти­че­с­кой кри­ти­ки на­пра­вил на пье­су А.Со­фро­но­ва «Мос­ков­ский те­атр» и на Ма­лый те­атр, по­ста­вив­ший эту пье­су. Тот же А.Бор­ща­гов­ский, ко­то­рый в своё вре­мя пы­тал­ся опо­ро­чить пье­су «В сте­пях Ук­ра­и­ны» А.Кор­ней­чу­ка, воз­на­ме­рил­ся и ны­не ошель­мо­вать та­кие про­из­ве­де­ния, как «Хлеб наш на­сущ­ный» Н.Вир­ты, «Боль­шая судь­ба» А.Су­ро­ва и др.». Кро­ме Бор­ща­гов­ско­го, в «прав­дин­ский» спи­сок не­угод­ных те­а­т­раль­ных кри­ти­ков по­па­ли так­же Яков Вар­шав­ский, Аб­рам Гу­ре­вич, Ефим Хо­ло­дов, Ио­сиф Юзов­ский, Гри­го­рий Бо­я­д­жи­ев и Ле­о­нид Ма­лю­гин.

Пе­ре­до­ви­ца в «Прав­де» ста­ла сиг­на­лом к трав­ле. «Дву­руш­ник Бор­ща­гов­ский, – пи­са­ла «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та», – по­ста­вил сво­ей це­лью за­го­ро­дить до­ро­гу все­му но­во­му, все­му пар­тий­но­му в со­вет­ской дра­ма­тур­гии». Но бо­лее всех не­ис­тов­ст­во­вал Ана­то­лий Со­фро­нов, ко­то­рый не мог про­стить кри­ти­ку рез­ко от­ри­ца­тель­ной оцен­ки его пье­сы «Мос­ков­ский те­атр». «Ди­вер­сант от те­а­т­раль­ной кри­ти­ки, ли­те­ра­тур­ный по­до­нок Бор­ща­гов­ский, – кри­чал он на пи­са­тель­ском со­бра­нии в Цен­т­раль­ном до­ме ли­те­ра­то­ров 18 фе­в­ра­ля 1949 го­да, – дол­гое вре­мя на­но­сил вред со­вет­ско­му ис­кус­ст­ву и дра­ма­тур­гии. Раз­бой­ник пе­ра, под­ви­зав­ший­ся во мно­гих ли­те­ра­тур­ных, те­а­т­раль­ных ор­га­ни­за­ци­ях, был чле­ном ред­кол­ле­гии жур­на­ла «Но­вый мир», за­ве­до­вал ли­те­ра­тур­ной ча­с­тью Цен­т­раль­но­го те­а­т­ра Крас­ной Ар­мии».

Трав­ля вско­ре при­ве­ла к вы­се­ле­нию пи­са­те­ля из слу­жеб­но­го жи­лья на ули­це Ду­ро­ва. Со­хра­нил­ся до­ку­мент, в ко­то­ром на­чаль­ст­во «санк­ци­о­ни­ро­ва­ло вы­се­ле­ние в ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ном по­ряд­ке гр-на Бор­ща­гов­ско­го А.М. с про­жи­ва­ю­щи­ми с ним ли­ца­ми из квар­ти­ры № 13». Про­жи­ва­ю­щи­ми ли­ца­ми бы­ла ста­рень­кая ма­ма, же­на и двое ма­лень­ких до­чу­рок. Спа­си­бо ав­то­ру пес­ни «Моск­ва – Пе­кин» Ми­ха­и­лу Вер­ши­ни­ну, он пред­ло­жил го­ни­мой се­мье труд­ное вре­мя пе­ре­ждать у не­го в по­лу­под­ва­ле.

Ког­да пе­ред Бор­ща­гов­ским за­кры­лись две­ри всех те­а­т­ров и из­да­тельств, пи­са­тель в от­ча­я­нии об­ра­тил­ся в ЦК пар­тии, по­про­сив, что­бы ему раз­ре­ши­ли ус­т­ро­ить­ся хо­тя бы учи­те­лем ис­то­рии в лю­бую сель­скую шко­лу. Но пар­тий­ные функ­ци­о­не­ры бы­ли не­умо­ли­мы. Ин­ст­рук­тор ЦК Го­ло­вчен­ко, со­став­ляя от­каз­ное пись­мо, воз­му­щал­ся: «Этот Бор­ща­гов­ский хо­чет, что­бы мы ему до­ве­ри­ли вос­пи­та­ние со­вет­ской де­тво­ры! Да у нас скот па­сут Ге­рои Со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го Тру­да!» От де­прес­сии Бор­ща­гов­ско­го спас­ла Ле­нин­ка, где ему уда­лось най­ти ред­кие ис­точ­ни­ки об ис­то­рии Крым­ской вой­ны. Он об­ра­тил­ся к фи­гу­ре по­лу­за­бы­то­го ад­ми­ра­ла За­вой­ко, за один­над­цать ме­ся­цев на­пи­сав о нём ро­ман «Рус­ский флаг». Ру­ко­пись очень по­нра­ви­лась ака­де­ми­ку Тар­ле, а так­же Си­мо­но­ву и Твар­дов­ско­му. Но на­чаль­ст­во ро­ман раз­ре­ши­ло опуб­ли­ко­вать лишь по­сле смер­ти Ста­ли­на.

Поз­же не­до­б­ро­же­ла­те­ли ча­с­то об­ви­ня­ли Бор­ща­гов­ско­го в хо­ро­шо про­ду­ман­ном рас­чё­те: мол, пи­са­тель знал, что в ли­те­ра­ту­ру ес­ли ему и доз­во­лят вер­нуть­ся, то толь­ко с ка­кой-ни­будь ура-па­т­ри­о­ти­че­с­кой ве­щью. Но Бор­ща­гов­ский эти уп­рё­ки ни­ког­да не при­ни­мал. «Сов­сем не рас­чё­том, – пи­сал он в ян­ва­ре 1988 го­да, – не уси­ли­ем во­ли вы­брал я се­бе судь­бу от­кры­ва­те­ля (зву­чит не­скром­но, тут ва­жен смысл) мно­гих рус­ских су­деб, су­деб мо­их пред­ков – ад­ми­ра­ла За­вой­ко и ка­пи­та­на Изыл­ме­ть­е­ва, Аги­на и По­ле­жа­е­ва, Тур­ча­ни­но­ва и дру­гих. Мас­штаб да­ро­ва­ния, та­лан­та – сиё де­ло слож­ное, та­ин­ст­вен­ное, не от же­ла­ний на­ших за­ви­сит. Но при ма­ло­сти да­ро­ва­ния мой взгляд со­хра­ня­ет ту чи­с­то­ту и стрем­ле­ние к прав­де, ко­то­рые не поз­во­ля­ют втис­нуть меж­ду мной и рус­ско­с­тью да­же и тон­чай­ший ли­с­ток па­пи­рос­ной бу­ма­ги».

В 1956 го­ду Бор­ща­гов­ский на­пи­сал по­весть «Тре­вож­ные об­ла­ка», рас­ска­зав о фут­бо­ле в ок­ку­пи­ро­ван­ном Ки­е­ве. По ней по­том бы­ло сня­то три филь­ма. Од­ну кар­ти­ну сде­ла­ли вен­г­ры. За­тем на­ши вы­пу­с­ти­ли лен­ту «Тре­тий тайм». И уже в кон­це 1970-х го­дов по­весть по­про­бо­ва­ли эк­ра­ни­зи­ро­вать аме­ри­кан­цы, на­звав свою ра­бо­ту «По­бег в сво­бо­ду». Од­на­ко спу­с­тя чет­верть ве­ка Бор­ща­гов­ский, ког­да по­про­бо­вал пе­ре­чи­тать свою по­весть, впал в глу­бо­кое уны­ние. «Пер­вое ду­шев­ное дви­же­ние бы­ло, – пи­сал он в 1982 го­ду Ва­лен­ти­ну Кур­ба­то­ву, – от­ка­зать­ся [от пред­ло­же­ния из­да­тель­ст­ва «Физ­куль­ту­ра и спорт» кни­гу пе­ре­из­дать. – В.О.], за­быть, по­хо­ро­нить. При­бли­зи­тель­ность сло­ва, сте­рео­ти­пы, уп­ро­ще­ние пси­хо­ло­ги­че­с­кое – ка­кой толь­ко па­ко­с­ти не на­хо­дил я в каж­дом аб­за­це. Но всё же втя­нул­ся в ре­дак­ту­ру, при­нял­ся за каж­дую стро­ку так ре­ши­тель­но, как ни один ли­хой со­чи­ни­тель ли­те­ра­тур­но­го пе­ре­во­да не по­сту­пит да­же и с са­мым при­ми­тив­ным под­ст­роч­ни­ком».

Ещё слож­нее ока­за­лось с те­а­т­ром. По­сле той трав­ли, ко­то­рую власть ус­т­ро­и­ла ему в 1949 го­ду, дру­зья счи­та­ли, что Бор­ща­гов­ский дол­жен был о те­а­т­ре за­быть раз и на­всег­да. Но для не­го это оз­на­ча­ло бы пре­да­тель­ст­во пер­вой люб­ви. Сов­сем от­ка­зать­ся от те­а­т­ра он не мог. Хо­тя и по­ни­мал, что на вза­им­ность на­де­ять­ся прак­ти­че­с­ки нель­зя. Тем не ме­нее в 1980 го­ду Бор­ща­гов­ский на­пи­сал о тра­ге­дии Ба­бь­е­го Яра пье­су «Дам­ский порт­ной». Как он и пред­по­ла­гал, чи­нов­ни­ки от куль­ту­ры на по­ста­нов­ку этой ве­щи сра­зу же по­ло­жи­ли за­прет. Тог­да за спек­такль взя­лись аме­ри­кан­цы. Пре­мье­ра со­сто­я­лась в 1985 го­ду в Нью-Йор­ке. У нас же де­ло сдви­ну­лось на­мно­го поз­же. За­то по­том, в 1991 го­ду на­ши сня­ли по пье­се «Дам­ский порт­ной» фильм, до­ве­рив роль ста­ро­го ев­рея Ин­но­кен­тию Смок­ту­нов­ско­му.

В на­ча­ле гор­ба­чёв­ской пе­ре­ст­рой­ки Бор­ща­гов­ский, на­ко­нец, за­кон­чил ро­ман о По­ле­жа­е­ве. Но в ре­дак­ции жур­на­ла «Ок­тябрь» от не­го по­тре­бо­ва­ли рез­ких со­кра­ще­ний. По­ка пи­са­тель вы­щи­пы­вал на каж­дой стра­ни­це по пять-шесть строк, си­ту­а­ция в стра­не рез­ко из­ме­ни­лась. В об­ще­ст­ве на­зрел но­вый рас­кол, толь­ко те­перь не на крас­ных и бе­лых, а на ле­вых и пра­вых. И ро­ма­нист вдруг осо­знал, что в гря­ду­щей бит­ве кон­сер­ва­то­ров с ли­бе­ра­ла­ми его ге­рой вряд ли ко­го за­ин­те­ре­су­ет. «Ко­му он [По­ле­жа­ев. – В.О.] ну­жен се­го­дня, ча­хо­точ­ный, гнев­ный, уда­лой, не­сча­ст­ный?» – во­про­шал Бор­ща­гов­ский.

Пи­са­те­лю по­ка­за­лось, что бо­лее вос­тре­бо­ван­ным в но­вой си­ту­а­ции бу­дет его рас­сказ о тра­ги­че­с­ких со­бы­ти­ях 1949 го­да. Что-то он тог­да ис­пы­тал на соб­ст­вен­ной шку­ре. О чём-то ус­пел ему по­ве­дать Кон­стан­тин Си­мо­нов. Глав­ное, счи­тал ро­ма­нист, не ска­тить­ся к ме­с­ти. В пись­ме Кур­ба­то­ву Бор­ща­гов­ский в ап­ре­ле 1987 го­да со­об­щал: «Пи­шу без оз­лоб­ле­ния, мсти­тель­но­с­ти – это ис­клю­чи­ло бы воз­мож­ность ра­бо­ты, – а с го­ре­чью, раз­мы­ш­ле­ни­я­ми о судь­бах и му­ках Мыс­ли в ав­то­ри­тар­ной ат­мо­сфе­ре о нрав­ст­вен­ном рас­па­де лич­но­с­тей и о – Вы по­сме­ё­тесь на­до мной – че­ло­ве­че­с­кой до­б­ро­те, ко­то­рой несть кон­ца».

За две не­де­ли Бор­ща­гов­ский на­пи­сал бо­лее двух­сот стра­ниц о том, как в 1949 го­ду гро­ми­ли те­а­т­раль­ных кри­ти­ков. Ког­да он на­шёл нуж­ную то­наль­ность, то по­нял: не на­до на­гне­тать стра­с­ти, ведь в 1949 го­ду лю­ди, не­смо­т­ря на страх, про­дол­жа­ли лю­бить и меч­тать. И тут же в его моз­гу про­нес­лось един­ст­вен­но вер­ное на­зва­ние для бу­ду­щей кни­ги: «За­пи­с­ки сча­ст­ли­во­го че­ло­ве­ка», ко­то­рое по­том транс­фор­ми­ро­ва­лось в «За­пи­с­ки ба­лов­ня судь­бы».

Уже в 1989 го­ду Бор­ща­гов­ско­го до­пу­с­ти­ли в ар­хи­вы Лу­бян­ки к де­лу Мар­те­мь­я­на Рю­ти­на. Пи­са­тель счи­тал, что он на­шёл но­во­го ге­роя. Но тут та­кое в стра­не на­ча­лось, что ни­ка­кой ро­ман в го­ло­ву не лез. И Бор­ща­гов­ский вновь вер­нул­ся к до­ку­мен­та­ли­с­ти­ке. Он взял­ся пи­сать свою са­мую страш­ную кни­гу – «Об­ви­ня­ет­ся кровь», по­свя­щён­ную раз­гро­му и ги­бе­ли Ев­рей­ско­го ан­ти­фа­шист­ско­го ко­ми­те­та. В мар­те 1996 го­да пи­са­тель при­знал­ся Кур­ба­то­ву: «Вы пра­вы, пи­сать, а до то­го ра­бо­тать с ма­те­ри­а­лом кни­ги «Об­ви­ня­ет­ся кровь» бы­ло тя­же­ло до слёз, до от­ча­я­ния. Толь­ко мысль о том, что не­воз­мож­но до­пу­с­тить вы­па­де­ния в «ста­ти­с­ти­ку», в ка­зён­ное пе­ре­чис­ле­ние имён лю­дей, ко­то­рые бы­ли пре­крас­ны, та­лант­ли­вы, – бы­ли, но ухо­дят в пу­с­то­ту, в без­раз­ли­чье, – толь­ко эта мысль за­го­ня­ла ме­ня вновь и вновь в под­валь­ные ком­на­ты Лу­бян­ки, к ста­рым ар­хив­ным то­мам, к кро­ви и стра­да­нию. Пер­вый ме­сяц был ис­тре­би­тель­но стра­шен. По­ра, ког­да чи­та­лись лжи­вые то­ма со сло­ва­ми вы­би­тых у рас­тер­зан­ных лю­дей «при­зна­ний», не­из­беж­ные вза­им­ные до­но­сы, весь этот ужас, – дол­го я до­би­рал­ся до тех то­мов, где не­сча­ст­ные сбро­си­ли с се­бя страх, ко­ле­ба­ния, са­мо­об­ма­ны. Те­перь я сча­ст­лив, что сде­лал эту ра­бо­ту, не ду­маю о ней, как о чём-то при­над­ле­жа­щем ли­те­ра­ту­ре ху­до­же­ст­вен­ной, – но ос­та­вить прав­ди­вые по­ка­за­ния бы­ло не­об­хо­ди­мо».

До­бав­лю, что к то­му вре­ме­ни, к вес­не 1996 го­да Бор­ща­гов­ский за­кон­чил ещё од­ну кни­гу – «Пу­с­то­те­лый мо­но­лит» о та­кой ду­той ли­те­ра­тур­ной фи­гу­ре, как Ана­то­лий Су­ров. Вме­с­те с «За­пи­с­ка­ми ба­лов­ня судь­бы» и «Об­ви­не­ни­ем кро­ви» эта вещь долж­на бы­ла со­ста­вить не­кую три­ло­гию, точ­нее – ис­по­ведь. Но как же пи­са­те­лю бы­ло обид­но, что «Пу­с­то­те­лый мо­но­лит» очень дол­го ни­кто не брал­ся пе­ча­тать. Взял эту кни­гу в 2001 го­ду толь­ко «Но­вый мир», да и там ре­дак­ция по­тре­бо­ва­ла весь­ма су­ще­ст­вен­ных со­кра­ще­ний.

Во­об­ще с пуб­ли­ка­ци­я­ми и по­ста­нов­ка­ми Бор­ща­гов­ско­му в пост­со­вет­ское вре­мя ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки не вез­ло. В го­ду 1994-м он за­кон­чил пье­су «Ко­роль и шут», но её дол­го ста­вить ни­кто не брал­ся. То ли ре­жис­сё­ры по-преж­не­му опа­са­лись при­ка­сать­ся к об­ра­зу Ми­хо­эл­са, то ли они при­шли к вы­во­ду, что по­сле всех по­тря­се­ний Ми­хо­элс уже ус­та­рел. «Мы дав­но за­бы­ли, – со­кру­шал­ся уже в 1999 го­ду по­сле про­чте­ния пье­сы Кур­ба­тов, – что на­ше ис­кус­ст­во долж­но бы, как Ваш Ми­хо­элс, вы­хо­дить не на го­ло­са лжи и про­кля­тий, а на зов люб­ви и рас­ка­я­ния».

В те ли­хие 1990-е Бор­ща­гов­ский не раз пы­тал­ся вер­нуть­ся к ра­бо­те над ро­ма­ном о Рю­ти­не «Еди­нож­ды со­лгав». На­сколь­ко я знаю, в 1992 го­ду ру­ко­пись со­став­ля­ла уже 35 ли­с­тов. Но пи­са­тель не стал её да­же пе­ре­пе­ча­ты­вать. «Для кни­ги об этом ге­нии из При­ан­гар­ска, об этом по­ра­зи­тель­ном че­ло­ве­ке и тяж­ком вре­ме­ни сей­час нет ни из­да­те­лей, ни да­же – ду­ма­ет­ся мне – нет и чи­та­те­лей. По­до­жду сколь­ко смо­гу. По­тя­ну. Спу­с­тя год лег­че бу­дет бе­зо вся­кой по­ща­ды кром­сать и со­кра­щать, пе­ре­пи­сы­вать, до­во­дить до ума».

Уже в ап­ре­ле 1998 го­да Бор­ща­гов­ский пи­сал: «Я по­слал к чёр­ту ре­ши­тель­но всё, кро­ме ро­ма­на о Рю­ти­не. Тру­жусь, пе­ре­пе­ча­ты­ваю, со­кра­щаю, ки­да­юсь от на­деж­ды к пол­ней­ше­му не­ве­рию, но, ка­жет­ся, пе­ре­упрям­лю се­бя и всё до­ве­ду до кон­ца».

По­след­ней кни­гой пи­са­те­ля стал том его пе­ре­пи­с­ки с Ва­лен­ти­ном Кур­ба­то­вым. Под на­зва­ни­ем «Ухо­дя­щие ос­т­ро­ва» он вы­шел в 2005 го­ду в Ир­кут­ске.

Умер Бор­ща­гов­ский 5 мая 2006 го­да в Моск­ве. Не­за­дол­го до смер­ти он на­пи­сал: «Я с опу­с­то­ша­ю­щей си­лой чув­ст­вую и на­блю­даю своё вы­па­де­нье из вре­ме­ни (не из ве­ка ли?), ес­ли угод­но – ис­чер­пан­ность, по са­мо­му хо­ду жиз­ни, по её, так ска­зать, са­мо­дви­же­нию».


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования