Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 31.07.2009

Мужские слёзы – не водица

Ва­ле­рий Шам­шу­рин. Муж­ские слё­зы. Сти­хи раз­ных лет. – Ниж­ний Нов­го­род: из­да­тель­ст­во «Дят­ло­вы го­ры», 2007.

 

«Муж­ские слё­зы». Так на­зы­ва­ет­ся кни­га из­бран­ных сти­хо­тво­ре­ний Ва­ле­рия Шам­шу­ри­на, из­дан­ная не­дав­но в Ниж­нем Нов­го­ро­де. По­че­му та­кое «плак­си­вое» на­зва­ние? Пе­ре­ли­с­ты­ваю стра­ни­цу за стра­ни­цей... По­па­да­ют­ся зна­ко­мые сти­хи, да­же пе­ре­ве­дён­ные мною на та­тар­ский язык и опуб­ли­ко­ван­ные в Ка­за­ни... Что-то жгу­чее, со­ло­но­ва­тое по­ти­хонь­ку про­са­чи­ва­ет­ся в ме­ня и вновь по­па­да­ет в кровь, под­пи­ты­вая мир ду­ши но­вой ин­фор­ма­ци­ей. Да, у каж­до­го че­ло­ве­ка свой мир или ми­рок, а у по­эта… Об этом шесть со­тен лет то­му на­зад здо­ро­во ска­зал азер­бай­д­жан­ский по­эт На­си­ми: «В ме­ня вме­с­тят­ся оба ми­ра, но в этот мир я не вме­щусь….

И по­че­му-то мне за­хо­те­лось ещё раз вой­ти и «вме­с­тить­ся» в по­эти­че­с­кий мир Ва­ле­рия Шам­шу­ри­на, во­ро­та­ми в ко­то­рый на сей раз ста­ла эта со­лид­ная кни­га. По­хо­дить, по­зна­ко­мить­ся с ра­до­с­тя­ми и го­ре­с­тя­ми, тре­во­га­ми и на­деж­да­ми, лю­бо­вью и не­на­ви­с­тью по­эта, «на ста­рой ал­лее мыс­ли свои без кон­ца во­ро­шить» и при­слу­шать­ся к от­зы­ву сво­ей ду­ши… И как она от­зо­вёт­ся…

Вос­при­я­тию сти­хов спо­соб­ст­во­ва­ла удач­ная ар­хи­тек­то­ни­ка кни­ги, «по ал­ле­ям» чёт­ко рас­по­ло­жив­шая поч­ти пять де­ся­ти­ле­тий сти­хо­твор­че­с­кой ра­бо­ты пи­са­те­ля: «Ми­нув­ший век. 60-е го­ды», «Ми­нув­ший век. 70-е го­ды» и т.д. до се­го­дняш­них дней. А я за­дер­жал­ся в ос­нов­ном в раз­де­ле «Но­вое вре­мя. Пер­вые го­ды», вы­зы­ва­ю­щий осо­бый ин­те­рес тем, что он пред­став­ля­ет со­бой очень уж опе­ра­тив­ное по­эти­че­с­кое ис­сле­до­ва­ние на­ча­ла но­во­го ве­ка оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии.

Чи­тал я кни­гу не под­ряд с на­ча­ла до кон­ца, а как по­па­ло и в не­сколь­ко при­ёмов. И на мою па­мять сра­зу же «при­лип­ло» сти­хо­тво­ре­ние о без­го­ло­сом со­ло­вье, ко­то­ро­му «От за­ри и до за­ри гор­ло сво­дит не­мо­тою. А кру­гом зем­ли кра­са, Жизнь воль­гот­ная, бла­гая, Где со­бра­ть­ев го­ло­са Во­ро­жат не умол­кая…». Это сти­хо­тво­ре­ние, эти строч­ки ста­ли на­вяз­чи­вы­ми: чи­таю дру­гие сти­хи, а они тут как тут.

На до­лю на­ше­го по­ко­ле­ния вы­па­ло не­ма­ло го­ря и ра­до­с­ти, про­ры­вов и от­ступ­ле­ний, про­воз­гла­ше­ний ис­ти­ны и со­мне­ний, со­жа­ле­ний и на­дежд, ко­то­рые рас­та­с­ки­ва­ли на­ши чув­ст­ва по край­но­с­тям. Но мы, к ве­ли­ко­му сча­с­тью, не ра­зо­рва­лись-обо­рва­лись, об­ре­тая кре­пость в са­мых тон­ких уча­ст­ках рас­тя­же­ний. И по­это­му ино­гда, гля­дя на кое-ка­кие яв­ле­ния на­шей се­го­дняш­ней рас­пу­щен­ной, рас­хри­с­тан­ной, от­хо­дя­щей от сво­их кор­не­вых до­сто­инств жиз­ни, сов­сем не хо­чет­ся быть «ди­фи­рам­бо­пев­чим» со­ло­вь­ём, а «со­бра­ть­ев го­ло­са», во­ро­жа­щих не умол­кая, вы­зы­ва­ют раз­дра­же­ние, да­же про­тест. Од­на­ко ду­ша под­пе­ва­ет мно­гим кол­ле­гам, ко­то­рые по-до­б­ро­му тро­га­ют серд­це, ис­крен­не объ­яс­ня­ют­ся в люб­ви к че­ло­ве­ку, а не к ка­ко­му-то бе­зы­мян­но­му на­ро­ду, ибо в этом че­ло­ве­ке ты ви­дишь, уз­на­ёшь се­бя. Се­бя вче­раш­не­го, се­бя се­го­дняш­не­го. Се­бя со все­ми тре­во­га­ми и на­деж­да­ми, се­бя со всей па­ли­т­рой пе­ре­жи­ва­ний: и со­ци­аль­ных, и на­ци­о­наль­ных, и по­ли­ти­че­с­ких, и эко­но­ми­че­с­ких… Ко­ро­че го­во­ря, «Без­го­ло­сый со­ло­вей» мне по­ка­зал­ся на­сто­я­щей по­эмой. По­эмой об ин­те­рес­ней­шем со­сто­я­нии ду­ши.

Я, ко­неч­но, сра­зу же за­ме­тил сти­хо­тво­ре­ние, оче­вид­но, дав­шее на­зва­ние этой кни­ге. Да, «не вся­кий путь ши­рок и све­тел, И в труд­ных стран­ст­ви­ях не раз Муж­ские слё­зы вы­бьет ве­тер…». А раз­ве бы­ва­ют муж­ские слё­зы? Чем они от­ли­ча­ют­ся от слёз муж­чи­ны или от жен­ских слёз? И у ме­ня есть сти­хо­тво­ре­ние на этот счёт, где го­во­рит­ся: «муж­ские слё­зы льют­ся внутрь ду­ши», и по­это­му они не­за­мет­ны рав­но­душ­но­му че­ло­ве­ку. У Шам­шу­ри­на я встре­тил не­о­жи­дан­ное объ­яс­не­ние это­го по­ня­тия:

Муж­ские слё­зы – не во­ди­ца

В су­ро­вой жиз­ни го­ре­вой,

Где чёр­ный во­рон лю­бит вить­ся

Над бес­ша­баш­ной го­ло­вой.

 

А по­то­му не спать но­ча­ми,

Ку­рить бес­слёз­но на крыль­це,

Чтоб не за­вя­зы­вать в на­ча­ле

То, что раз­вя­жет­ся в кон­це.

 

В этом сти­хо­тво­ре­нии сло­вом «ку­рить» яв­но за­ме­не­но сло­во «пла­кать». Пла­кать бес­слёз­но, то есть не на­по­каз вы­ве­с­ти на­ру­жу скры­тые, со­кро­вен­ные тре­во­ги, со­мне­ния, свя­зан­ные с со­де­ян­ным, и от­ва­жить­ся по­смо­т­реть на них от­кры­ты­ми гла­за­ми. Муж­ская сле­за – это лин­за из спла­ва сме­ло­с­ти и про­ни­ца­тель­но­с­ти, при по­мо­щи ко­то­рой че­ло­век стре­мит­ся ви­деть боль­ше, даль­ше и чёт­че. В муж­ских слё­зах боль­ше ума, чем чувств. А мысль «не за­вя­зы­вать в на­ча­ле то, что раз­вя­жет­ся в кон­це» – это уни­вер­саль­ная фор­му­ла, при­ме­ни­мая при ре­ше­нии мно­гих жиз­нен­ных за­дач и про­блем. То есть пред­ви­деть, а не на­де­ять­ся на на­ше род­ное авось!

Те­ма за­быв­чи­во­с­ти, си­дя­щая за­но­зой в серд­це Шам­шу­ри­на, при­сут­ст­ву­ю­щая во мно­гих сти­хах и бал­ла­дах, вклю­чён­ных в его кни­гу «Муж­ские слё­зы», хва­та­ет за гор­ло. Лю­ди, ис­кус­ст­вен­но за­ра­жён­ные этим не­ду­гом, не име­ю­щим ни на­ци­о­наль­ной, ни кон­фес­си­о­наль­ной ок­ра­с­ки, в ро­ма­не Чин­ги­за Айт­ма­то­ва «Бу­ран­ный по­лу­ста­нок» на­зва­ны ман­кур­та­ми. Ман­кур­ты – это не про­сто Ива­ны не по­мня­щие род­ст­ва, а лю­ди, за­быв­шие. Но страш­но, ког­да за­бы­ва­ет се­бя на­род, стра­на. 


Ренат ХАРИС,
народный поэт Татарстана,
лауреат Государственной премии
Российской Федерации,
г. КАЗАНЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования