Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 31.07.2009

Критика – не служанка

 Критик Андрей Рудалёв и писатель Александр Карасёв

 рассуждают о литературе и современном литературном процессе

 

Ан­д­рей Ру­да­лёв. Наш ди­а­лог «Кто за­ка­зал Ма­ка­ни­на?» вы­шел в «ЛР» как нель­зя кста­ти. Я во­об­ще счи­таю, что лю­бой спор во­круг ро­ма­на Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на «Асан» идёт во бла­го, и да­же не толь­ко кни­ге, но ли­те­ра­ту­ре в це­лом. А вот про­иг­рал Ма­ка­нин или нет, ещё не факт, здесь всё ви­ла­ми на во­де пи­са­но…

В си­ту­а­ции с «Аса­ном» на­ме­ти­лись две ди­а­ме­т­раль­но про­ти­во­по­лож­ные точ­ки зре­ния, по­ми­мо это­го – ней­т­раль­ные по­зи­ции. В си­ту­а­ции, ког­да на ли­те­ра­тур­ном по­ле дав­но не бы­ло по­доб­ных гро­мов и мол­ний, Ма­ка­нин смог вско­лых­нуть за­водь. За­да­ча те­перь – не дать это­му вол­не­нию улечь­ся и даль­ше сти­му­ли­ро­вать бур­ле­ния и вол­ны, ведь имен­но в этом сти­хий­ном дви­же­нии, по­ры­ве мо­гут вы­кри­с­тал­ли­зо­вать­ся не­об­хо­ди­мые ори­ен­ти­ры, со­вер­шен­но не вы­во­ди­мые чи­с­то те­о­ре­ти­че­с­ким умо­зри­тель­ным пу­тём.

Алек­сандр Ка­ра­сёв. Ха­рак­тер­ная ошиб­ка – ты при­ни­ма­ешь за ли­те­ра­ту­ру лит­про­цесс. Сей­час эти яв­ле­ния не пе­ре­се­ка­ют­ся. Ес­ли пе­ре­се­ка­ют­ся в та­ких ред­ких точ­ках, как Дми­т­рий Бы­ков, то и здесь Бы­ков оце­ни­ва­ет­ся сов­сем по дру­гим кри­те­ри­ям, по кри­те­ри­ям мас­сли­та.

Лит­про­цесс за­хва­чен псев­до­ли­те­ра­ту­рой, это ат­трак­ци­он с жон­г­ли­ро­ва­ни­ем об­лег­чён­ны­ми для оту­пев­ше­го по­тре­би­те­ля лит­под­дел­ка­ми, штам­пу­е­мы­ми по ти­пу мод­ных шля­ге­ров, на один се­зон. «Асан» по­лу­чил за­мет­ное ме­с­то сре­ди этих се­зон­ных ша­ров. Ма­ка­нин вы­иг­рал. Это оче­вид­но. Толь­ко не на ли­те­ра­тур­ном по­ле, где он при­шёл к пол­но­му кра­ху. Ли­те­ра­ту­ра же сей­час об­ще­ст­вом не вос­тре­бо­ва­на… Вся так на­зы­ва­е­мая под­держ­ка ли­те­ра­ту­ры, пре­ми­аль­ный про­цесс... бла­го­по­луч­но пе­ре­шли на об­слу­жи­ва­ние по­треб­но­с­тей книж­но­го рын­ка.

Это не оз­на­ча­ет, что ли­те­ра­ту­ры нет. Она есть. В под­по­лье. Вне об­ще­ст­ва. Пи­са­тель сей­час – это мар­ги­нал, а не ли­цо из шоу-биз­не­са. Мар­ги­нал – по­то­му что про­фес­сия пи­са­те­ля от­ме­не­на, о чём ска­зал мо­ло­дой пи­са­тель Игорь Са­ве­ль­ев на при­ёме у пре­зи­ден­та стра­ны, но все по­ду­ма­ли, что он про­сил де­нег, а пре­зи­дент по­со­ве­то­вал ему или гнать ком­мер­че­с­кий про­дукт, или об­слу­жи­вать иде­о­ло­ги­че­с­кие ин­те­ре­сы го­су­дар­ст­ва.

Ли­те­ра­ту­ра не за­тра­ги­ва­ет­ся те­ми бур­ле­ни­я­ми, ко­то­рые по­че­му-то те­бя ра­ду­ют, и ты их же­ла­ешь сти­му­ли­ро­вать.

А.Р. Лит­про­цесс при всех ми­ну­сах не­об­хо­дим. Там идёт обыч­ная борь­ба на вы­жи­ва­ние. Ко­неч­но, сей­час вклю­чи­лась мас­са эко­но­ми­че­с­ких фак­то­ров, тот же книж­ный ры­нок, про­дви­же­ние из­да­тель­ст­ва­ми сво­е­го про­дук­та... Но ес­ли ка­кой-то текст сов­сем не бу­дет вос­тре­бо­ван, за­тро­нут лит­про­цес­сом, ста­нет ли он фак­том ли­те­ра­ту­ры?

А.К. Ты счи­та­ешь, что ес­ли про­из­ве­де­ние ли­те­ра­ту­ры из­дать, ус­т­ро­ить ему пи­ар, ав­то­ра по­ка­зать в те­ле­ви­зо­ре, про­из­ве­де­ние ли­те­ра­ту­ры ста­нет ли­те­ра­тур­нее?.. Или по­ка текст в ком­пью­те­ре ав­то­ра, на ма­ло­по­се­ща­е­мом сай­те... этот текст не есть про­из­ве­де­ние ли­те­ра­ту­ры и ста­нет та­ко­вым, толь­ко при воз­ник­но­ве­нии дис­кус­сии?

А.Р. Про­из­ве­де­ние ста­но­вит­ся фак­том ли­те­ра­ту­ры тог­да, ког­да оно на­чи­на­ет бы­то­вать как та­ко­вое, то есть с мо­мен­та об­ре­те­ния чи­та­те­ля. До это­го – в луч­шем слу­чае эм­б­ри­он, с ли­те­ра­ту­рой не име­ю­щий ни­че­го об­ще­го. В прин­ци­пе ав­тор со­вер­ша­ет аборт, ес­ли не вы­та­с­ки­ва­ет свой текст из сто­ла...

А.К. Нет. Это не так. Су­ще­ст­ву­ет объ­ек­тив­ная ре­аль­ность. На за­бро­шен­ном скла­де сто­ит стул. Ни­кто об этом не зна­ет, а стул всё рав­но ос­та­ёт­ся сту­лом, так как име­ет все свой­ст­ва сту­ла. Он мо­жет там сгнить, пой­ти на топ­ку, а мо­жет быть взят за­вхо­зом на его да­чу.

Про­из­ве­де­ние ли­те­ра­ту­ры рож­да­ет­ся в мо­мент на­пи­са­ния, а не в мо­мент пуб­ли­ка­ции… То, что об­ще­ст­во не ин­те­ре­су­ет­ся про­из­ве­де­ни­я­ми ли­те­ра­ту­ры, пред­по­чи­тая им под­дел­ки, про­бле­ма об­ще­ст­ва, а не ли­те­ра­ту­ры. Под­дел­ки от это­го так­же не ста­но­вят­ся про­из­ве­де­ни­я­ми ли­те­ра­ту­ры, как не ста­но­вят­ся об­лож­ки глян­це­вых жур­на­лов про­из­ве­де­ни­я­ми жи­во­пи­си.

Ес­ли я в ого­ро­де вы­ко­паю древ­не­рим­скую скульп­ту­ру и по­став­лю её у се­бя на бал­ко­не, ни­кто не бу­дет знать, древ­не­рим­ская скульп­ту­ра не пе­ре­ста­нет быть древ­не­рим­ской скульп­ту­рой.

Но ты оз­ву­чи­ва­ешь рас­про­ст­ра­нён­ное мне­ние. Со­глас­но это­му по­сы­лу, пи­са­те­ля мож­но на­зна­чить, сде­лать, «при­ве­с­ти в ли­те­ра­ту­ру за руч­ку».

Пи­са­те­ля мож­но во­влечь в лит­про­цесс… Да­же стран­но, что ты об этом го­во­ришь все­рьёз…

А.Р. Так ты мне и не про­ти­во­ре­чишь. Я и го­во­рю о том, что скульп­ту­ра ста­но­вит­ся фе­но­ме­ном древ­не­рим­ско­го ис­кус­ст­ва с мо­мен­та, ког­да её рас­ко­па­ют. До это­го мо­мен­та есть ги­по­те­за, пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­с­ти су­ще­ст­во­ва­ния её в прин­ци­пе, в не­ко­ем иде­а­ле, но оп­ре­де­лен­но ни­кто не мо­жет ут­верж­дать, есть она или нет.

Про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва – это не про­сто вещь в се­бе, но и яв­ле­ние, ак­тив­но вза­и­мо­дей­ст­ву­ю­щее с ми­ром. Пи­са­тель, ко­неч­но, мо­жет су­ще­ст­во­вать сам по се­бе в сво­ём са­мо­за­мк­ну­том мир­ке, но ра­но или по­зд­но он дол­жен явить­ся све­ту.

А.К. Про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва име­ет свой­ст­во вза­и­мо­дей­ст­во­вать с ми­ром че­рез чув­ст­вен­ное вос­при­я­тие че­ло­ве­ка. Это свой­ст­во мо­жет быть не за­дей­ст­во­ва­но. Зо­ло­тая та­ба­кер­ка ра­бо­ты Фа­бер­же мо­жет ока­зать­ся в па­ро­воз­ном де­по, где в неё бу­дут скла­ды­вать бол­ты и гай­ки. Она ос­та­нет­ся зо­ло­той та­ба­кер­кой ра­бо­ты Фа­бер­же, хо­тя ра­бо­чие де­по бу­дут по­ла­гать, что эта про­сто бле­с­тя­щая ко­роб­ка для мел­ких бол­тов. Зай­дёт в де­по куль­тур­ный ин­же­нер, вос­хи­тит­ся та­ба­кер­кой и пе­ре­даст её в му­зей, она по­па­дёт в ил­лю­с­т­ри­ро­ван­ные ка­та­ло­ги. На всех этих ста­ди­ях та­ба­кер­ка ос­та­ёт­ся та­ба­кер­кой.

Про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва из­на­чаль­но, с мо­мен­та его из­го­тов­ле­ния (рож­де­ния), на­де­ле­но все­ми свой­ст­ва­ми про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва. Ка­ких ещё свойств ему не­до­ста­ёт?.. По­тен­ци­аль­но оно спо­соб­но вза­и­мо­дей­ст­во­вать с ми­ром, но ес­ли лю­ди не пой­дут в му­зей, а пой­дут в пив­ную, не об­су­дят в пив­ной этот не уви­ден­ный ими ше­девр, а об­су­дят не­дав­ний фут­боль­ный матч, ше­девр не пе­ре­ста­нет быть ше­де­в­ром. Я об этом го­во­рю.

А.Р. Ну а ты как ду­ма­ешь, ка­ков про­цент не­ак­ту­а­ли­зи­ро­ван­ных ше­де­в­ров, ко­то­рые ни­ког­да и ни­ко­му не бу­дут из­ве­ст­ны?.. А сколь­ко ге­ни­ев та­ят­ся по уг­лам сво­их ка­мо­рок?.. Но рас­суж­дать обо всём этом то же са­мое, что га­дать – есть ли на бес­чис­лен­ных звёз­дах ка­кая-то жизнь. Ко­неч­но, ше­девр мо­жет быть дол­гое вре­мя не из­ве­с­тен, не за­ме­ча­ем, но по­том он пред­ста­ёт све­ту и по­лу­ча­ет име­но­ва­ние «ше­де­в­ра». Это та­кой ва­ри­ант «Мар­ти­на Иде­на» или Каф­ки. У тек­с­та долж­на быть энер­гия, дви­же­ние к све­ту, не­об­хо­ди­мость про­явить­ся во вне, ина­че он из­веч­но бу­дет ле­жать под тол­щей зем­ли...

А.К. У ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния все­гда есть энер­гия. Оно как рос­ток под ас­фаль­том. Но ас­фальт сей­час ут­рам­бо­ва­ли и ука­та­ли ос­но­ва­тель­но. До пре­де­ла. Кри­тик Лев Пи­ро­гов пред­ре­ка­ет это­му ма­ят­ни­ку ру­ти­ны, кач­нув­ше­му­ся уже в свою край­нюю точ­ку, ско­рое дви­же­ние на­зад. Не знаю. Од­на­ко сей­час дей­ст­ви­тель­но по­ве­я­ло ка­ким-то све­жим ве­тер­ком. Кри­ти­ка впер­вые за мно­гие го­ды на­чи­на­ет пи­сать прав­ду. Вар­ва­ра Ба­биц­кая, Али­са Га­ни­е­ва, На­та­лья Кур­ча­то­ва, Игорь Фро­лов... Раз­гро­ми­ли и «Асан» Ма­ка­ни­на – То­по­ров, Алек­сан­д­ров, Бе­ля­ков и др.

Бы­ло вре­мя, ког­да ли­те­ра­ту­ра и лит­про­цесс пе­ре­се­ка­лись. Бы­ли вос­тре­бо­ва­ны и Тол­стой, и Че­хов, и Ку­прин. Сей­час, в эпо­ху тор­же­ст­ва пи­а­ра, не нуж­ны ни­ка­кие Ку­при­ны. За­чем они, ес­ли сред­ст­ва­ми пи­а­ра из аб­со­лют­но лю­бо­го ав­то­ра мож­но сде­лать и Ку­при­на, и Го­го­ля, и од­но­вре­мен­но До­сто­ев­ско­го на один се­зон, а в дру­гом се­зо­не сде­лать но­во­го Пуш­ки­на и од­но­вре­мен­но Ма­я­ков­ско­го. Пи­са­ла об этом не­дав­но Оль­га Ле­бё­душ­ки­на в «Друж­бе на­ро­дов» («Вы по­ла­га­е­те, всё это бу­дет но­сить­ся? Ли­те­ра­тур­ный быт, массме­диа и мо­да» ДН. 2009. № 5; http://magazines.russ.ru/druzhba/2009/5/le12.html).

Суть не в том, чем вещь на­зы­ва­ет­ся, а в том, чем она яв­ля­ет­ся на са­мом де­ле. К ис­ти­не и долж­на быть ус­т­рем­ле­на ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка, а не быть слу­жан­кой книж­но­го рын­ка. В пе­ре­би­ра­нии яр­ких обёр­ток ра­до­с­ти ма­ло, по­ра уже нам всем по­вз­рос­леть.

 





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования