Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 31.07.2009

Падший ангел, отбывший свой срок

 1

 

Мы по­зна­ко­ми­лись в сен­тя­б­ре 1987 го­да в его мос­ков­ской квар­ти­ре око­ло ме­т­ро «Крас­но­сель­ская». Мне не­сколь­ко дней на­зад ис­пол­ни­лось 24 го­да. Я стал сту­ден­том пер­во­го кур­са Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та име­ни Горь­ко­го СП СССР вме­с­те с его сы­ном Фё­до­ром. Фё­дор, как и отец (и же­на по­эта – На­деж­да Кон­да­ко­ва), пи­сал сти­хи. И все они очень тре­пет­но, с ин­те­ре­сом от­но­си­лись к чу­жо­му твор­че­ст­ву. А не­за­дол­го до это­го Фё­дор, взяв мои вир­ши, от­нёс их от­цу. И вот я при­гла­шён в гос­ти к По­эту…

Борис ПРИМЕРОВ
Борис ПРИМЕРОВ

Дверь мне от­кры­ла На­деж­да Кон­да­ко­ва, про­хо­дим в гос­ти­ную, где на­крыт стол… И пер­вое, что бро­са­ет­ся в гла­за и как-то при­дав­ли­ва­ет те­бя к по­лу, это кни­ги. Ты­ся­чи книг. Они вез­де. Их нет раз­ве что на по­тол­ке… Кни­ги по ис­то­рии, фи­ло­со­фии, куль­ту­ре, по­эти­че­с­кие сбор­ни­ки, кни­ги про­зы, эн­цик­ло­пе­дии, спра­воч­ни­ки. Ста­рые кни­ги в ко­жа­ных пе­ре­плё­тах и но­вые. Мас­сив­ные со­бра­ния со­чи­не­ний и де­шё­вые сбор­ни­ки в мяг­ких об­лож­ках… Как я уз­нал по­том, поч­ти все свои день­ги от го­но­ра­ров Бо­рис При­ме­ров тра­тил на кни­ги, сре­ди ко­то­рых встре­ча­лись и очень ред­кие, был зав­сег­да­та­ем бу­ки­ни­с­ти­че­с­ких ма­га­зи­нов и книж­ных ла­вок. Этот за­ме­ча­тель­ный по­эт был ещё и эн­цик­ло­пе­ди­че­с­ки об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком, был ве­ли­ким книж­ни­ком, лю­би­те­лем и зна­то­ком оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии и фи­ло­со­фии. На пол­ках сто­я­ли тру­ды по ис­то­рии Ка­рам­зи­на, Та­ти­ще­ва, Ко­с­то­ма­ро­ва, Клю­чев­ско­го, За­бе­ли­на. У не­го бы­ли поч­ти все ав­то­ры и фи­ло­со­фы, из­дан­ные в «Ли­те­ра­тур­ных па­мят­ни­ках»…

Из смеж­ной ком­на­ты вы­хо­дит, при­хра­мы­вая, ве­сё­лый, очень не­о­быч­но­го ви­да че­ло­век в бе­лой на­вы­пуск ру­ба­хе, лох­ма­тый, с чёр­ной бо­ро­дой. Внеш­не что-то сред­нее меж­ду Ве­ли­ми­ром Хлеб­ни­ко­вым (как он пред­став­лял­ся мне бла­го­да­ря его сти­хам) и Еме­ль­я­ном Пу­га­чё­вым, толь­ко с очень до­б­ры­ми, пе­чаль­ны­ми гла­за­ми. Прак­ти­че­с­ки та­кой, ка­ким изо­б­ра­зил его на кар­ти­не в об­ра­зе «Рус­ско­го Ика­ра» Илья Гла­зу­нов… Вы­шел. В ру­ках ка­кие-то кни­ги…

– Ну здо­ро­во, Се­рё­жень­ка до­ро­гой! А ты это чи­тал?.. А это?.. А это?..

Я, быв­ший про­вин­ци­ал-сверд­лов­ча­нин, ни­че­го это­го, ко­неч­но, не чи­тал. И Бо­рис Те­рен­ть­е­вич, всё по­ни­мая, на­чи­на­ет очень лег­ко и ве­се­ло рас­ска­зы­вать мне и Федь­ке (как он его на­зы­вал) о Ле­он­ть­е­ве, Тру­бец­ком, Фё­до­ро­ве. И по­том, уже за сто­лом, про­дол­жая го­во­рить о ве­ли­ких рус­ских мыс­ли­те­лях, пе­ре­клю­ча­ет­ся на ве­ли­ких дер­жав­ни­ков, – го­во­рит о ве­ли­чии Алек­сан­д­ра Тре­ть­е­го, о ге­нии Пе­т­ра Пер­во­го, о му­д­ро­с­ти Ста­ли­на. И во­об­ще, под­во­дит он итог сво­им мыс­лям, Рос­сии, рус­ско­му на­ро­ду нуж­на мо­нар­хия, ну­жен че­ло­век, ко­то­рый бы знал и, глав­ное, ис­крен­не лю­бил свою Ро­ди­ну, её тра­ди­ции и ве­рил в её пред­наз­на­че­ние. И обя­за­тель­но ве­рил бы в свой на­род. На мой на­ив­ный во­прос, а как быть с Ле­ни­ным, взял с пол­ки один из то­мов про­ле­тар­ско­го вож­дя и по­ка­зал мне те­ле­грам­мы и рас­по­ря­же­ния по­след­не­го о «ме­шоч­ни­ках», ок­ку­пи­ро­вав­ших же­лез­но­до­рож­ный со­став, ко­то­рый в дан­ный мо­мент по­тре­бо­вал­ся боль­ше­вист­ско­му пра­ви­тель­ст­ву (не ру­ча­юсь за точ­ность пе­ре­ска­за. – С.С.). «Ве­ли­кий гу­ма­нист» при­ка­зы­вал их всех рас­ст­ре­лять…

Но ни­ког­да При­ме­ров не был ан­ти­со­вет­чи­ком в том смыс­ле, в ка­ком это сло­во упо­треб­ля­ют уез­жа­ю­щие «за кор­дон» гос­по­да-эми­г­ран­ты. Он по­ни­мал раз­ни­цу меж­ду Ле­ни­ным и Ста­ли­ным, меж­ду Со­ве­та­ми Ле­ни­на и по­зд­ни­ми Со­ве­та­ми бреж­нев­ско­го вре­ме­ни. И уж точ­но, ни­ког­да бы он не ос­та­вил Ро­ди­ну. Да­же ду­мать об этом смеш­но.

 

И на­пи­шут де­ре­вья

Ноч­ные сти­хи.

 

Как на­пи­шут не знаю,

Но на­пи­шут про грусть,

Что во­шла на­всег­да

В моё серд­це, как Русь.

 

Без неё нет по­эта,

Пес­ни соб­ст­вен­ной нет,

Вот и всё,

Уми­раю…

Раз­бу­ди­те рас­свет.

Или та­кое…

 

Я Русь люб­лю! А кто не лю­бит?!

Но я по-сво­е­му, и так,

Что слы­шат всю Рос­сию лю­ди

На пе­сен­ных мо­их ус­тах.

Я к До­ну вы­шел,

И от­ны­не

В не­под­ра­жа­е­мом чис­ле

Не­об­хо­дим я, как свя­ты­ня,

Од­ной-един­ст­вен­ной зем­ле!

И я не жаж­ду по­це­луя,

Я сам, как по­це­луй, го­рю.

И не­це­ло­ван­ным ум­ру я,

А мо­жет, во­все не ум­ру.

 

И он был прав. Ни­ког­да он не ум­рёт ни в ли­те­ра­ту­ре, ни в на­ших рус­ских ду­шах. По­эт и ста­рин­ный друг При­ме­ро­ва, Вла­ди­мир Цы­бин, пи­сал, что «При­ме­ров был один из тех ред­ких лю­дей, ко­го Бог по­це­ло­вал на твор­че­ст­во». У не­го нет ни од­ной скон­ст­ру­и­ро­ван­ной, негар­мо­нич­ной, вы­дав­лен­ной из се­бя строч­ки. Сло­ва то па­рят в воз­ду­хе, как ор­лы, то пор­ха­ют, как ба­боч­ки, пе­ре­ли­ва­ясь и со­зда­вая яр­кие об­ра­зы. Он ни­ког­да не был ли­те­ра­ту­рен, он все­гда был по­этом от зем­ли, он чер­пал вдох­но­ве­ние в род­ном воз­ду­хе, в род­ной сте­пи…

 

Кто ню­хал степь, вды­хал по­ля,

По­дош­ва­ми пы­ля,

Тот без тру­да най­дет шме­ля,

И да­же след шме­ля.

 

2

 

Та­кой по­эт мог по­явить­ся толь­ко в зо­ло­тую по­ру «за­стоя», ког­да пе­ре­ста­ла бе­ше­ны­ми тем­па­ми раз­ви­вать­ся про­мы­ш­лен­ность, тор­моз­ну­лась, по­крыв­шись жир­ком, на­уч­ная мысль (во­пло­ща­е­мая, в луч­шем слу­чае, на За­па­де…), но за­то буй­ным цве­том, как кра­пи­ва и ле­бе­да, ста­ла раз­ра­с­тать­ся на­род­ная ли­те­ра­ту­ра. Имен­но толь­ко тог­да мог по­явить­ся по­эт-пе­вец, сво­бод­ный от вос­пе­ва­ния «Ка­зан­ско­го уни­вер­си­те­та» и «Лон­жю­мо», «Сек­войи Ле­ни­на» и «Брат­ской ГЭС». По­эт вос­пе­вал то, чем жил, в чём жил, чем ды­шал. Он гар­мо­ни­ро­вал с при­ро­дой, лю­бил её, и она от­да­ва­ла ему, как лю­би­мая жен­щи­на, своё теп­ло, свои за­па­хи, свою тай­ну. Имен­но толь­ко тог­да, пол­но­стью до­ве­ряя и до­ве­ря­ясь сво­е­му вре­ме­ни, че­ло­век мог быть на­столь­ко гар­мо­ни­чен с при­ро­дой и эпо­хой. Ду­маю, что в бли­жай­шее сто­ле­тие та­кое, к со­жа­ле­нию, не по­вто­рит­ся. Ведь «по­коя на рус­ской зем­ле, – как пи­сал При­ме­ров про моё твор­че­ст­во, – уже ни­ког­да не бу­дет. И тре­бо­вать от ху­дож­ни­ка, рож­дён­но­го в гро­хо­те же­лез­но­го ча­са, то­го, че­го нет во­круг, не­воз­мож­но».

 

3

 

Бо­рис Те­рен­ть­е­вич При­ме­ров ро­дил­ся 1 ию­ля 1938 го­да в Рос­тов­ской об­ла­с­ти, в ста­ни­це Мат­ве­е­во-Кур­ган­ской, чуть се­вер­нее Азов­ско­го мо­ря, в се­мье ка­за­ков. Мать его – ук­ра­ин­ка, бы­ла из ро­да ка­за­чь­ей зна­ти, из-за че­го поч­ти вся се­мья по­гиб­ла в го­ды граж­дан­ской вой­ны. Отец его учил­ся в ка­дет­ском кор­пу­се, а по­сле ре­во­лю­ции стал бо­е­вым офи­це­ром Крас­ной ар­мии. Но «его, как сы­на рас­ку­ла­чен­ных ро­ди­те­лей, к то­му же же­на­то­го на пред­ста­ви­тель­ни­це «быв­ших», ис­клю­чат из пар­тии и уво­лят из ар­мии», пи­сал в сво­ей ав­то­био­гра­фии При­ме­ров. В се­мье, кро­ме не­го, бы­ли ещё двое бра­ть­ев и стар­шая се­с­т­ра.

Дет­ст­во по­эт про­вёл на До­ну в ста­ни­це Ме­че­тин­ской сре­ди сте­пей, не­бы­лиц, фан­та­зий и пре­да­ний, сре­ди «ещё жив­ше­го в бы­ту ук­ра­ин­ско­го и юж­но­рус­ско­го фоль­к­ло­ра». Мать по­эта пре­крас­но пе­ла. «До сих пор чув­ст­вую, как во вре­мя пе­ния, прав­ди­во­го и по­лы­ха­ю­ще­го све­же­с­тью го­ло­со­вых кра­сок, у ме­ня пе­ре­хва­ты­ва­ло ды­ха­ние», – вспо­ми­нал Бо­рис Те­рен­ть­е­вич. И ко­неч­но, уже тог­да, в дет­ст­ве, в его жизнь во­шли кни­ги и вос­пи­та­ли в нём «фи­ло­ло­га по ду­ше и при­зва­нию».

Имен­но там, в Ме­чет­ке, При­ме­ров был оча­ро­ван сво­им зем­ля­ком Ми­ха­и­лом Шо­ло­хо­вым. За­по­ем чи­тал и пе­ре­чи­ты­вал «Ти­хий Дон», всю жизнь лю­бя это про­из­ве­де­ние и не ус­та­вая вос­хи­щать­ся им и его ав­то­ром. Он ча­с­то ци­ти­ро­вал на­и­зусть ку­с­ки из ро­ма­на, вос­тор­га­ясь ме­та­фо­рич­но­с­тью и об­раз­но­с­тью про­из­ве­де­ния.

И ко­неч­но же, лю­би­мым по­этом При­ме­ро­ва был ве­ли­кий рус­ский «пе­сель­ник» Сер­гей Есе­нин. Они оба вы­рос­ли в на­род­ной сре­де, в сель­ской ме­ст­но­с­ти – сре­ди ле­сов и трав, ба­бо­чек и шме­лей, пе­сен и на­род­ных пре­да­ний. Оба по­чи­та­ли при­ро­ду как «жи­вую и ра­зум­но дей­ст­ву­ю­щую». Оба бы­ли му­д­ры дей­ст­ви­тель­ной на­род­ной му­д­ро­с­тью, об­ле­кая её в жи­вые ху­до­же­ст­вен­ные фор­мы. Ведь на­сто­я­ще­му ху­дож­ни­ку свой­ст­вен­но об­раз­ное вос­при­я­тие ми­ра, оче­ло­ве­чи­ва­ние, обо­же­ств­ле­ние его.

 

Степь, спо­кой­ная, как ле­бедь,

Мой из­бы­ток си­не­вы,

За­це­ло­ван­ная не­бом,

Про­шу­ми в гу­с­той кро­ви.

Ах, не я ли был той бы­лью

В бес­по­кой­ной сла­ве гроз,

Где се­дую грусть ко­вы­лью

На ла­до­нях к серд­цу нёс…

 

И впос­лед­ст­вии кри­ти­ки не­од­но­крат­но ста­ви­ли При­ме­ро­ва в ряд по­этов «есе­нин­ско­го ти­па», да­же пред­ска­зы­вая ему сла­ву «кня­зя рус­ской пес­ни». Сре­ди дру­гих лю­би­мых по­этов Бо­рис При­ме­ров все­гда от­ме­чал М.Цве­та­е­ву, Н.Гу­ми­лё­ва, Б.Па­с­тер­на­ка и П.Ва­си­ль­е­ва. Пи­сал, что «меж­ду эти­ми си­ло­вы­ми точ­ка­ми ле­жит моё маг­не­ти­че­с­кое по­ле по­эзии». Ну и, ко­неч­но, он бо­го­тво­рил Пуш­ки­на. По­мню, как все­гда вос­хи­щал­ся Не­кра­со­вым, ци­ти­руя, на­при­мер, та­кую строч­ку – «Са­в­ра­с­ка увяз в по­ло­ви­не су­г­ро­ба». Все­гда го­во­рил, что про­сто ли­те­ра­тор на­пи­сал бы – «увяз в су­г­ро­бе», а в «по­ло­ви­не су­г­ро­ба» мог на­пи­сать толь­ко на­сто­я­щий по­эт с на­сто­я­щим объ­ём­ным зре­ни­ем.

Он ведь и сам был та­ким по­этом. Его сти­хи объ­ём­ны, шер­ша­вы, они бла­го­уха­ют сте­пью и ве­т­ром, они род­ные.

 

Мож­но там ще­кою по­те­реть­ся

О дож­ди, иду­щие от туч,

Вы­те­реть­ся, как о по­ло­тен­це,

О мох­на­тый пред­рас­свет­ный луч.

 

Так не на­пи­шет при­шлец, так мож­но пи­сать толь­ко о род­ном, о сво­ём. Это та са­мая не при­ду­ман­ная на­род­ная по­эзия, то, что на­зы­ва­ет­ся куль­тур­ной са­мо­быт­но­с­тью, са­мо­стий­но­с­тью, то, что рас­тёт из на­род­ных глу­бин, что пе­ре­да­ёт­ся с мо­ло­ком ма­те­ри, что нель­зя най­ти, сде­лав ре­во­лю­цию или за­во­е­вав, по­ко­рив чу­жую стра­ну. Та­кой взгляд, та­кое ощу­ще­ние вы­ра­щи­ва­ют­ся ве­ка­ми и бе­реж­но пе­ре­да­ют­ся по на­след­ст­ву.

 

Я не стес­ня­юсь, я – му­жик,

Му­жиц­кий у ме­ня язык…

…………………………..

Он мудр, как бо­га­тыр­ский сон, –

Что с ним в срав­не­нье – Со­ло­мон?!

Жи­вая эта речь как миф, –

Что с ней в срав­не­нье – Су­ла­мифь?!

………………………………………

И па­да­ла, как кап­ля с крыш,

Его про­ро­че­с­кая тишь.

 

Да, это пе­ре­да­ёт­ся толь­ко по на­след­ст­ву. Но не ко­му по­па­ло, а из­бран­ным, луч­шим, ве­ли­ким…

По­че­му все­гда так рев­ни­во, на­ме­рен­но при­ни­жая та­лант При­ме­ро­ва, смо­т­ре­ли на не­го эс­тет­ст­ву­ю­щие ли­бе­раль­ные да и па­т­ри­о­ти­че­с­кие ли­те­ра­то­ры? Он был ес­те­ст­вен на этой зем­ле, а они нет, он был ну­жен этой зем­ле, а они нет.

 

Се­го­дня всё не­о­бы­чай­но звон­ко,

Не­удер­жи­мо в серд­це, в го­ло­ве,

За­глав­ных букв степ­ные жа­во­рон­ки

Сто­ят вы­со­ко в та­лой си­не­ве.

 

На ста ве­т­рах сто­ят, на мир гла­зея

Так, что с вет­вей сры­ва­ет­ся ли­ст­ва, –

Они мои. Я тай­ной их вла­дею,

Я на по­лёт им вы­даю пра­ва…

 

Вот так! Ка­кая мощь! Сколь­ко воз­ду­ха, си­лы и ни од­но­го лиш­не­го сло­ва! Он волхв, он ку­дес­ник, он вы­да­ёт пра­ва! А они вы­учен­ные ре­мес­лен­ни­ки. Он пер­ви­чен, пер­во­ро­ден, а они… Че­рез де­сять лет их во­об­ще ни­кто не вспом­нит. Прав­да, на­пло­дят, по­на­раз­ду­ва­ют дру­гих ре­зи­но­во-пласт­мас­со­вых ли­те­ра­то­ров с та­ки­ми же штам­по­ван­ны­ми по­ли­эти­ле­но­вы­ми ду­ша­ми. По­то­му что ко­му-то очень не хо­чет­ся что­бы рус­ский ге­ний, рус­ский огонь грел, ос­ве­щал и ос­вя­щал рус­ский ко­с­мос, рус­ское бы­тие. А он ро­дил­ся для это­го, он жил с этим и этим. И толь­ко для это­го. Ро­ди­на бы­ла и его Пу­тём и его Це­лью. А ин­ст­ру­мен­том – Сло­во и Пес­ня. Без Ро­ди­ны он по­те­ря­ет Пес­ню, а без Пес­ни – Жизнь. Так и слу­чит­ся по­том, а по­ка…

 

Ис­сох­шие ус­та – и толь­ко,

Гла­за то­с­ки – не­вмо­го­ту…

И сте­пи, се­рые, как вол­ки,

Кра­дут­ся к мёрт­во­му пру­ду,

Где на краю, в краю без­ве­ст­ном,

В ре­пь­ях, во рву,

На са­мом дне,

Все­го на рас­сто­я­ньи пес­ни

Ле­жу от жиз­ни в сто­ро­не.

 

4

 

Бо­рис Те­рен­ть­е­вич очень лю­бил рас­ска­зы­вать о сво­ей жиз­ни, об ушед­ших дру­зь­ях – о Н.Руб­цо­ве, о А.Вам­пи­ло­ве, о А.Пе­ре­дре­е­ве, В.Со­ко­ло­ве.

С Ни­ко­ла­ем Руб­цо­вым он по­сту­пал вме­с­те в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут, вме­с­те учил­ся, жил в од­ной ком­на­те, да­же опе­кал его, веч­но без­дом­но­го и без­де­неж­но­го. По по­во­ду сти­ха «В гор­ни­це мо­ей свет­ло. Это от ноч­ной звез­ды. Ма­туш­ка возь­мёт ве­д­ро, Мол­ча при­не­сёт во­ды…» го­во­рил: « Ну что это та­кое, это же на­ду­ман­но, за­чем же он ма­туш­ку по но­чам за во­дой по­сы­ла­ет, луч­ше бы сам схо­дил, к то­му же ут­ром удоб­ней». Хо­тя, ко­неч­но же, лю­бил и это сти­хо­тво­ре­ние Руб­цо­ва, и дру­гие. Ещё, сме­ясь, рас­ска­зы­вал, что они с Руб­цо­вым об­ме­ня­ли его пи­са­тель­ский би­лет на не­сколь­ко бу­ты­лок вод­ки, ког­да не бы­ло де­нег… Он очень лю­бил Руб­цо­ва и по пра­ву дру­га один из не­мно­гих по­ехал в Во­лог­ду на по­хо­ро­ны ра­но ушед­ше­го по­эта.

А ведь в то же вре­мя по тем же ли­тин­сти­ту­тов­ским ко­ри­до­рам хо­дил ещё один оте­че­ст­вен­ный бо­га­тырь, са­мо­влюб­лён­ней­ший рус­ский ге­ний Юрий Куз­не­цов. Пред­став­ляю, на­сколь­ко был спрес­со­ван там воз­дух, как, стал­ки­ва­ясь, вы­се­ка­ли ис­кры-мол­нии си­ло­вые по­ля этих ти­та­нов. Кста­ти, с Куз­не­цо­вым от­но­ше­ния у Бо­ри­са При­ме­ро­ва бы­ли очень не­про­сты­ми. Они яв­но рев­но­ва­ли друг к дру­гу. Куз­не­цов стал из­ве­ст­ным зна­чи­тель­но поз­же При­ме­ро­ва и все­гда ис­крен­не удив­лял­ся это­му. При­ме­ро­ва же за­де­ва­ли веч­ные раз­го­во­ры по­этов и кри­ти­ков по­след­не­го вре­ме­ни о Куз­не­цо­ве. Не мог он при­нять и Куз­не­цов­скую жё­ст­кость и за­но­с­чи­вость ти­па «Звать ме­ня Куз­не­цов. Я один, Ос­таль­ные – об­ман и под­дел­ка» или «Я пил из че­ре­па от­ца».

Од­наж­ды, уви­дев у ме­ня в ру­ках толь­ко что по­да­рен­ную мне Ни­ко­ла­ем Ива­но­ви­чем Тряп­ки­ным кни­гу, лу­ка­во улы­ба­ясь, за­явил: «Раз­ве у на­сто­я­ще­го по­эта мо­жет быть фа­ми­лия Тряп­кин?! То ли де­ло – Воз­не­сен­ский, Рож­де­ст­вен­ский… – но уви­дев мой не­до­умён­ный взгляд, рас­сме­ял­ся: – Фа­ми­лии-то у них есть, а глав­но­го нет. А Тряп­кин – глы­ба!».

А Алек­сандр Вам­пи­лов да­же был ша­фе­ром на их с На­деж­дой Кон­да­ко­вой свадь­бе.

Очень це­нил Бо­рис Те­рен­ть­е­вич про­из­ве­де­ния В.Цы­би­на и А.Пе­ре­дре­е­ва, А.Пра­со­ло­ва и П.Ме­ле­хи­на, А.Еран­це­ва и А.За­ури­ха, счи­тая, что ос­нов­ная за­слу­га его по­ко­ле­ния в том, что оно пер­вым (ещё до «де­ре­вен­ской про­зы») «обо­зна­чи­ло бо­ле­вые точ­ки вре­ме­ни, ут­ра­чи­ва­ю­ще­го, раз­ры­ва­ю­ще­го кор­не­вую связь с зем­лёй, с за­ло­жен­ны­ми в ней нрав­ст­вен­ны­ми на­ча­ла­ми, с ве­ко­вы­ми тра­ди­ци­я­ми рус­ской жиз­ни».

 

Око­ли­ца, род­ная, что слу­чи­лось?

Ок­ра­и­на, ку­да нас за­нес­ло?

И го­ро­да из нас не по­лу­чи­лось,

И на­всег­да ут­ра­че­но се­ло.

                              (А.Пе­ре­дре­ев)

 

Ме­ня всё тер­за­ют гра­ни

Меж го­ро­дом и се­лом.

                                    (Н.Руб­цов)

 

В та­кую же без­лун­ность

У по­ля без сле­да

Всю мо­ло­дость, всю юность

Ук­ра­ли го­ро­да.

Я сам ум­чал­ся в го­род

За сла­вой. И с тех пор

Во мне уби­ла ско­рость

Про­ст­ран­ст­во и про­стор.

Ни ав­гу­с­та, ни мая,

Где не­бо? Где зем­ля?

Ах, что-то я те­ряю,

Не са­мо­го ль се­бя?

                               (Б. При­ме­ров)

 

Но при этом по­эт пе­ча­лил­ся, что «мы сво­и­ми ис­крен­ни­ми по­ры­ва­ми не су­ме­ли спа­с­ти кра­со­ту… Ше­с­ти­де­ся­тые го­ды, на греб­не ко­то­рых мы вы­ле­те­ли из гнез­да, бы­с­т­ро кон­чи­лись. На­ча­лось по­все­ме­ст­ное бур­ное вос­хва­ле­ние не­ви­ди­мых, но тем яро­ст­нее дек­ла­ри­ру­е­мых ус­пе­хов. И на этом фо­не кто-то из нас за­мол­чал, кто-то с го­ло­вой бро­сил­ся в пе­ре­во­ды, кто-то за­пил, сло­мал­ся, сов­сем ушёл из жиз­ни…».

Вот тут, по­жа­луй, и на­чи­на­ет­ся ре­аль­ная тра­ге­дия стра­ны и ре­аль­ная тра­ге­дия по­эта, пред­ска­зан­ная им ещё в юно­ше­с­ких сти­хах.

 

Не по­это­му ли я в за­па­ле

Но­вом, как бе­зум­ный бу­бе­нец?!

У ме­ня ве­сё­лое на­ча­ло

И поч­ти тра­ги­че­с­кий ко­нец.

 

5

 

Уже со вре­ме­ни на­ча­ла пе­ре­ст­рой­ки При­ме­ров, ко­то­рый вро­де как дол­жен был бы ра­до­вать­ся пе­ре­ме­нам, про­ис­хо­дя­щим в стра­не, не на­хо­дил се­бе ме­с­та. Он чув­ст­во­вал, что про­ис­хо­дит что-то не­по­пра­ви­мое. Он по­ни­мал, что в СССР, не­смо­т­ря на все иде­о­ло­ги­че­с­кие дог­мы, жи­ла ещё его кре­с­ть­ян­ская на­род­ная Рос­сия, был жив ук­лад его пред­ков, его рус­ский язык. А с пе­ре­ст­рой­кой на­ча­лось не воз­рож­де­ние его Ро­ди­ны, а про­дол­жи­лось ин­тер­на­ци­о­наль­ное убий­ст­во Рос­сии, сти­ра­ние её осо­бых, не­по­вто­ри­мых черт. С эк­ра­нов те­ле­ви­зо­ров хлы­ну­ли чу­же­бе­сие, ду­хов­ная и плот­ская по­ш­лость. На­чал­ся раз­вал ар­мии. А раз­ва­ли­вая СССР, раз­ва­ли­ва­ли не ком­му­низм, а Ве­ли­кую Рос­сий­скую Им­пе­рию.

Надежда Борисова. На крылечке
Надежда Борисова. На крылечке

И ли­ния раз­ло­ма про­шла че­рез серд­це по­эта. По­сле 1991 го­да, по­сле раз­ва­ла СССР, раз­ва­ла-раз­де­ла-раз­во­да Со­ю­за пи­са­те­лей на враж­ду­ю­щие ла­ге­ря (по­эт, ви­но­ва­то улы­ба­ясь, с го­ре­чью го­во­рил, что, мол, у ме­ня в до­ме три Со­ю­за пи­са­те­лей, я – в од­ном, же­на – в дру­гом, Федь­ка бу­дет в тре­ть­ем, ког­да ин­сти­тут за­кон­чит…), При­ме­ров на вре­мя по­те­рял­ся, за­мол­чал. И да­же, как буд­то оп­рав­ды­ва­ясь, как-то ска­зал мне, что ни­че­го, у ме­ня уже бы­ва­ло та­кое, я не­сколь­ко лет не пи­сал, но, на­де­юсь, что сло­ва при­дут ко мне, вдох­но­ве­ние вер­нёт­ся…

И оно вер­ну­лось. Это сов­па­ло с по­яв­ле­ни­ем Про­ха­нов­ской га­зе­ты «День», где При­ме­ров стал по­сто­ян­ным, са­мым же­лан­ным ав­то­ром.

Ко­нец вес­ны 1992 го­да. Ме­ня, по­сле окон­ча­ния Ли­тин­сти­ту­та, бе­рут (по при­гла­ше­нию Вла­ди­ми­ра Бон­да­рен­ко) за­ве­до­вать от­де­лом кри­ти­ки и куль­ту­ры, а по­том уже и по­эзии – га­зе­ты «День». И мы уже на­чи­на­ем встре­чать­ся с При­ме­ро­вым в ре­дак­ции «Дня» и «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», ку­да он при­но­сит свои сти­хи или про­сто так за­хо­дит по­го­во­рить, по­де­лить­ся сво­и­ми мыс­ля­ми, оби­да­ми, го­ре­с­тя­ми.

Бо­рис Те­рен­ть­е­вич на­чи­на­ет по­се­щать сбо­ры оп­по­зи­ции, па­т­ри­о­ти­че­с­кие ми­тин­ги и ше­ст­вия. Он – по­эт кре­с­ть­ян­ской кор­не­вой Рос­сии вы­сту­па­ет про­тив раз­ва­ла ин­тер­на­ци­о­наль­но­го ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го го­су­дар­ст­ва, по­то­му что ви­дел в этом не на­нос­ное, по­верх­но­ст­ное (борь­бу с КПСС, КГБ, с бю­ро­кра­та­ми), а глав­ное – ви­дел в этом по­пыт­ку меж­ду­на­род­ных сил до­бить его Ве­ли­кую Дер­жа­ву, Рос­сий­скую Им­пе­рию, ко­то­рую не смог­ли до­бить боль­ше­ви­ки-ин­тер­на­ци­о­на­ли­с­ты пер­во­го со­зы­ва, ос­та­нов­лен­ные Ста­ли­ным и 1937 го­дом, прак­ти­че­с­ки сов­пав­шим с го­дом рож­де­ния са­мо­го по­эта. И он уже не об­ра­щал вни­ма­ния на де­та­ли, на ве­щи, ко­то­рые рань­ше осуж­дал или не при­ни­мал, он всем боль­шим и прон­зи­тель­ным серд­цем по­эта встал на сто­ро­ну го­ни­мых и обез­до­лен­ных, на сто­ро­ну со­ци­аль­но­го ра­вен­ст­ва и на­ци­о­наль­ной гор­до­с­ти, в от­ли­чие от «гим­но­пис­ца» С.В. Ми­хал­ко­ва, вся­че­с­ких Ге­ро­ев, ла­у­ре­а­тов Ле­нин­ских и Го­су­дар­ст­вен­ных пре­мий, ав­то­ров «Брат­ских ГЭС» и «Пи­сем в трид­ца­тый век», «Лон­жю­мо» и «Ка­зан­ских уни­вер­си­те­тов», при­зы­вов «Ком­му­ни­с­ты, впе­рёд!» и «Го­во­ри­те по-со­вет­ски». Он встал пле­чом к пле­чу с Ни­ко­ла­ем Тряп­ки­ным, Юри­ем Куз­не­цо­вым, Ва­лен­ти­ном Со­ро­ки­ным и Ва­лен­ти­ном Рас­пу­ти­ным. Он, не­смо­т­ря на воз­ник­шую к не­му не­при­язнь не­ко­то­рых ли­бе­раль­ных пи­са­те­лей, стал пуб­ли­ко­вать свои прон­зи­тель­ные рус­ские сти­хи в им­пер­ской га­зе­те «День», да­же как-то по-дет­ски бра­ви­руя сво­им вы­бо­ром, сво­ей дер­зо­с­тью и сво­ей хра­б­ро­с­тью. Бы­ло та­кое впе­чат­ле­ние, что ат­мо­сфе­ра га­зе­ты, её мен­та­ли­тет, её го­су­дар­ст­вен­ный дух ча­с­тич­но воз­ме­ща­ли ему от­сут­ст­вие воз­ду­ха Ро­ди­ны в Моск­ве, воз­ме­ща­ли от­сут­ст­вие ря­дом дон­ских про­сто­ров, креп­ко­го ка­за­чь­е­го лок­тя, так не­об­хо­ди­мых ему в то тя­жё­лое (и в пря­мом и в пе­ре­нос­ном смыс­ле) вре­мя.

В страш­ные смут­ные ок­тябрь­ские дни 1993 го­да, ког­да на­род под­нял­ся про­тив ан­ти­на­род­ной ель­цин­ской кли­ки (а не за Ха­с­бу­ла­то­ваРуц­ко­го, как это хо­те­ли пред­ста­вить не­ко­то­рые за­пад­ные СМИ и по­бор­ни­ки ре­жи­ма), мы, жур­на­ли­с­ты «Дня», бы­ли в Бе­лом до­ме, опи­сы­вая про­ис­хо­дя­щее, на­ив­но на­де­ясь на по­бе­ду оп­по­зи­ции и, ко­неч­но, в глу­би­не ду­ши не ве­ря мрач­ным про­гно­зам ана­ли­ти­ков… Как мы же­с­то­ко оши­ба­лись! И все эти дни мы встре­ча­ли на бар­ри­ка­дах вбли­зи Бе­ло­го до­ма хро­ма­ю­ще­го бо­ро­да­то­го ан­ге­ла с глу­бо­ки­ми пе­чаль­ны­ми гла­за­ми – ве­ли­ко­го по­эта Бо­ри­са При­ме­ро­ва.

Он все­гда под­хо­дил, улы­бал­ся и го­во­рил: «Здрав­ст­вуй, Се­рё­жень­ка! На­ше де­ло пра­вое, по­бе­да бу­дет за на­ми!». И ведь он был прав. Не­смо­т­ря ни на что, мы по­бе­ди­ли. По­бе­ди­ли се­бя, свой страх, своё ма­ло­ду­шие. А он, он на­пи­сал та­кие сти­хи, бла­го­да­ря ко­то­рым пе­ред ним умол­ка­ют мно­гие пре­ды­ду­щие де­ся­ти­ле­тия и рас­сту­па­ют­ся гря­ду­щие ве­ка.

 

6

 

Он очень силь­но пе­ре­жи­вал по­ра­же­ние оп­по­зи­ции, фи­зи­че­с­ки ос­лаб, да­же по­ста­рел.

Но сти­хи пи­сать не пе­ре­стал. К то­му же 5 фе­в­ра­ля 1993 го­да у не­го ро­ди­лась внуч­ка Ва­си­ли­са, ко­то­рую он бе­зум­но лю­бил, ле­ле­ял, хо­дил с ней гу­лять. Меч­тал на­учить её (как и её ма­му Ле­ну) пи­сать сти­хи и со­здать твор­че­с­кую ди­на­с­тию При­ме­ро­вых. Он го­во­рил: «То, что не по­лу­чи­лось у ме­ня, по­лу­чит­ся у неё».

Он про­дол­жал при­хо­дить к нам в ре­дак­цию га­зе­ты, прав­да, те­перь она, по­сле раз­го­на Пар­ла­мен­та и раз­гро­ма «Дня», на­зы­ва­лась уже ре­дак­ци­ей га­зе­ты «За­в­т­ра», хо­тя смысл и суть её аб­со­лют­но не из­ме­ни­лись. Про­дол­жал пуб­ли­ко­вать сти­хи, ос­та­ва­ясь та­ким же до­б­рым и от­зыв­чи­вым че­ло­ве­ком. Ког­да мне в 1994 го­ду по­тре­бо­ва­лась ре­ко­мен­да­ция в Со­юз пи­са­те­лей, с ра­до­с­тью со­гла­сил­ся на­пи­сать её, и ещё дваж­ды от­клик­нул­ся на вы­ход мо­их книг ста­ть­я­ми в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» и «За­в­т­ра», а про­чи­тав мои сти­хи о Свя­то­го­ре, тут же по­свя­тил мне сти­хо­тво­ре­ние «Ми­ку­ла». А по­том и ещё од­но – «Мы за­бы­ва­ем неж­ные сло­ва». И очень ра­до­вал­ся, ви­дя, что мне это при­ят­но.

Я ча­с­то бы­вал в их с На­деж­дой Кон­да­ко­вой квар­ти­ре и на да­че в Пе­ре­дел­ки­но. При­ме­ров, как и моя Ро­ди­на – Рос­сия, не пе­ре­ста­вал ме­ня по­сто­ян­но удив­лять сво­им мо­гу­чим, бы­лин­ным вну­т­рен­ним ми­ром, не­смо­т­ря на свою внеш­нюю бес­хоз­ность и не­при­бран­ность. Он ведь с юно­с­ти на­по­ми­нал лю­дям бла­жен­но­го, мно­гие чу­ра­лись его, ми­ли­ци­о­не­ры на ули­це ча­с­то ос­та­нав­ли­ва­ли, при­ни­мая за пья­но­го или бом­жа.

А он и был «бла­жен­ным», бла­жен­ным в ре­ли­ги­оз­ном смыс­ле это­го сло­ва, вы­ска­зы­ва­ю­щим прав­ду пря­мо в гла­за ца­рям и ти­ра­нам – яр­ко, об­раз­но, гром­ко. Да так, что за­по­ми­на­лась она на­дол­го.

 

7

 

Как-то в на­ча­ле вес­ны 1994 го­да он при­шёл ко мне до­мой с не­боль­шой пап­кой, ска­зав, что там у не­го чер­но­ви­ки но­вых сти­хов, и он хо­чет опуб­ли­ко­вать их (сти­хи) в на­шей га­зе­те, но от­пе­ча­тать их сам не смог (то ли ма­шин­ка сло­ма­лась, то ли слу­чи­лось ещё что-то, уже не по­мню). По­про­сил, что­бы я ему по­мог. Я стал раз­би­рать­ся в его ка­ра­ку­лях (на­до ска­зать, что по­черк Бо­ри­са Те­рен­ть­е­ви­ча на­по­ми­нал его са­мо­го), а он мне по­мо­гал. Так мы и си­де­ли, чер­ка­ли пря­мо по­верх чер­но­ви­ков, что­бы мне по­том бы­ло удоб­но пе­ча­тать. А ка­кие бы­ли сти­хи! Ше­де­в­ры, луч­шие сти­хи по­зд­не­го твор­че­ст­ва При­ме­ро­ва – «Мо­лит­ва», «Про­щаль­ный дип­тих», «Вес­на тём­ная», «Ког­да па­ду я ко­ст­ным тру­пом», «Ещё не­мно­го слов» и дру­гие, од­но­знач­но став­шие впос­лед­ст­вии клас­си­кой рус­ской по­эзии, од­ним из сим­во­лов со­про­тив­ле­ния ель­ци­низ­му.

 

Бо­же, ко­то­рый Со­вет­ской дер­жа­ве

Дал про­цве­с­ти в див­ной си­ле

и сла­ве,

Бо­же, спа­сав­ший Со­ве­ты от бед,

Бо­же, вен­чав­ший их гро­мом по­бед.

Бо­же, по­ми­луй нас в смут­ные дни,

Бо­же, Со­вет­скую власть нам вер­ни!

Вла­с­тью ти­ра­нов, То­бою вен­чан­ных,

Русь воз­ве­ли­чи­лась в по­дви­гах

бра­нных,

 

Ста­ла мо­гу­чею в мир­ных де­лах –

На­шим на сла­ву, вра­гам же на страх.

Бо­же, по­ми­луй нас в горь­кие дни,

Бо­же, Со­вет­ский Со­юз нам вер­ни!

………………………………………

Сто­нет из­му­чен­ный греш­ный на­род,

Гиб­нет под гнё­том сты­да и не­вз­год.

Бо­же, лу­ка­во­го власть из­же­ни,

Бо­же, им­пе­рию нам со­хра­ни!

                        («Мо­лит­ва», 1994)

 

По­том бы­ла ещё од­на круп­ная пуб­ли­ка­ция его сти­хов. Но Бог мол­чал, а по­эт му­чил­ся, стра­дал, бо­рол­ся. И ду­ша рус­ско­го по­эта не вы­дер­жа­ла.

5 мая 1995 го­да в 6 ча­сов ут­ра у ме­ня до­ма раз­дал­ся те­ле­фон­ный зво­нок, и го­лос Фё­до­ра При­ме­ро­ва, сы­на по­эта, мрач­но от­че­ка­нил в труб­ку: «Сер­гей, слу­чи­лось не­по­пра­ви­мое, Бо­рис Те­рен­ть­е­вич по­кон­чил с со­бой!».

По­эт по­ве­сил­ся на сво­ей да­че в Пе­ре­дел­ки­но, ос­та­вив пред­смерт­ную за­пи­с­ку: «Три до­ро­ги на Ру­си: я вы­би­раю смерть. Ме­ня поз­ва­ла Юлия Вла­ди­ми­ров­на Дру­ни­на… Не­о­хо­та жить с по­дон­ка­ми <…>. Опо­мнись, на­род, и сверг­ни кли­ку… та­ко­го не бы­ло и не бу­дет на бе­лом све­те».

«Страш­но про­кля­тье по­эта, ибо он, хо­тя и блуд­ное, но ди­тя Бо­га», – ска­зал на про­ща­нии с При­ме­ро­вым Вла­ди­мир Цы­бин. «Что­бы убить на­род, на­до убить его по­этов», – лю­бил по­вто­рять сам Бо­рис При­ме­ров.

Чи­та­те­лю су­дить, сбы­лось ли про­кля­тье по­эта вла­с­ти­те­лям Рос­сии, ус­лы­ша­ли ли они его, и, глав­ное – ус­лы­ша­ла ли его Рос­сия, сде­ла­ла ли ка­кие-ни­будь вы­во­ды…

Он ушёл ти­хо и гор­до, не жа­лу­ясь и не пла­ча, ска­зав сво­е­му ста­ро­му дру­гу Ар­ша­ку Тер-Мар­ка­рь­я­ну: «Ты ещё уви­дишь, что я бес­ст­раш­ный».

За­ме­ча­тель­ный рус­ский пи­са­тель Вла­ди­мир Со­ло­ухин, пер­вый Пред­се­да­тель Фон­да Хра­ма Хри­с­та Спа­си­те­ля, пер­вый впос­лед­ст­вии от­пе­тый Па­т­ри­ар­хом в вос­ста­нов­лен­ном хра­ме, ког­да я го­то­вил стра­ни­цу в га­зе­те «За­в­т­ра», по­свя­щён­ную Бо­ри­су При­ме­ро­ву, ска­зал мне на дик­то­фон: «То­му, кто в пол­ной ме­ре осо­знал, при­нял близ­ко к серд­цу то, что про­изо­ш­ло со стра­ной, с на­ро­дом, то­му жить прак­ти­че­с­ки не­воз­мож­но… Уш­ла Ма­ри­на Цве­та­е­ва, уш­ла Юлия Дру­ни­на, ушёл Вя­че­слав Кон­дра­ть­ев, ушёл ка­зак – по­эт Бо­рис При­ме­ров. По-мо­е­му, их нель­зя ни ви­нить, ни осуж­дать. Я бы да­же не счи­тал их са­мо­убий­ца­ми. Их уби­ла на­ша дей­ст­ви­тель­ность. Веч­ная им па­мять!».

А я поз­во­лю се­бе при­ве­с­ти свои сло­ва, свою «врез­ку» к сти­хам При­ме­ро­ва и вы­ска­зы­ва­ния о нём рус­ских пи­са­те­лей в га­зе­те «За­в­т­ра» в де­ка­б­ре 1995 го­да: «Вот и про­шло уже бо­лее по­лу­го­да со дня тра­ги­че­с­ки-осо­знан­ной ги­бе­ли, «точ­ки пу­ли в сво­ём кон­це» на­ше­го до­б­ро­го, неж­но­го дру­га, од­но­го из луч­ших рус­ских по­этов – Бо­ри­са Те­рен­ть­е­ви­ча При­ме­ро­ва. Те­перь, ког­да улег­лись стра­с­ти и вы­сох­ли слё­зы, ос­ты­ли го­ло­вы и яр­че, про­ник­но­вен­нее ста­ло зре­ние, при­шло яс­ное по­ни­ма­ние то­го, что с на­ми ря­дом жил и тво­рил рус­ский клас­сик, плоть от пло­ти ве­ли­кой Рус­ской Ли­те­ра­ту­ры. Те­перь Их Име­на свя­за­ны на­веч­но!».

Он ушёл до­б­ро­воль­но, не сми­рив­шись с дей­ст­ви­тель­но­с­тью, как один из лю­би­мей­ших его по­этов – Ма­ри­на Цве­та­е­ва. Мы по­хо­ро­ни­ли его на Пе­ре­дел­кин­ском клад­би­ще ря­дом с мо­ги­лой дру­го­го лю­би­мо­го им по­эта – Бо­ри­са Па­с­тер­на­ка. Мо­ги­лы дру­гих раз­бро­са­ны по всей Ру­си не­о­боз­ри­мой.


Сергей СОКОЛКИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования