Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 31.07.2009

Наша извечная беда

 

Этой весной мои друзья предложили поучаствовать в перегоне автомобиля из Мытищ в Красноярск. Естественно, я не мог отказаться даже несмотря на то, что уже вторую неделю моя левая рука была в гипсе. Полжизни я провёл в Красноярском крае, а путешествия – моя неутолимая страсть. Тем более что стоял май, когда дорога в Сибирь уже не связана с холодами, метелями, бездорожьем. Итак, поехали!

 

Зем­ля го­рит

 

Прак­ти­че­с­ки все че­ты­ре ты­ся­чи ки­ло­ме­т­ров с га­ком, ко­то­рые мы про­еха­ли, нас со­про­вож­дал за­пах га­ри, пе­ре­хо­дя­щий в ед­кий дым. Го­ре­ла про­шло­год­няя тра­ва, стер­ня от сжа­то­го хле­ба, а не­ред­ко и свал­ки, как ста­ци­о­нар­ные, так и воз­ни­ка­ю­щие сти­хий­но. Что за страсть у на­ро­да под­жи­гать всё, что го­рит? Вче­ра из ок­на сво­ей квар­ти­ры в Ко­ро­лё­ве я на­блю­дал, как ме­люз­га до­школь­но­го воз­ра­с­та со­би­ра­ла вся­кую спо­соб­ную го­реть ме­лочь и та­ки раз­ве­ла ко­с­те­рок в рай­о­не дет­ской пло­щад­ки. И ни­кто из взрос­лых не на­до­умил их пре­кра­тить иг­ру с ог­нём.

А вот ог­нен­ный пал, ко­то­рый сте­лет­ся по зем­ле, унич­то­жая по­сад­ки, де­ре­вья, а ино­гда за­хва­ты­ва­ет до­ма и це­лые се­ле­ния (те­ле­ви­де­ние не раз по­ка­зы­ва­ло нам ны­неш­ней вес­ной по­жа­ры, ко­то­рые на­ча­лись с па­лов), уже не иг­ра.

От­ку­да взя­лось это сло­во – «пал»? Мо­жет быть, от рус­ско­го «па­лать», то есть пы­лать, пы­хать, яр­ко пла­ме­неть.

А как он воз­ни­ка­ет, пал? Не­ред­ко по не­о­сто­рож­но­с­ти, но ча­с­то и по зло­му умыс­лу: ур­вать у при­ро­ды удоб­ное ме­с­то для паш­ни (хо­тя сколь­ко пу­с­ту­ет рас­па­хан­ных зе­мель!), с по­мо­щью ог­нен­но­го рей­дер­ст­ва ото­брать у лю­дей ста­рин­ные, но об­вет­шав­шие зда­ния (на­ци­о­наль­ное бо­гат­ст­во!), что­бы на их ме­с­те по­ст­ро­ить со­ору­же­ния, при­но­ся­щие мгно­вен­ную при­быль (тор­го­вые точ­ки, иг­ро­вые за­ве­де­ния, а то и про­сто особ­няк для се­бя лю­би­мо­го).

Про­ез­жая ми­мо по­жа­рищ, боль­ших и не очень за­мет­ных, но тле­ю­щих не­ис­тре­би­мо, я по­чув­ст­во­вал, что вся Рос­сия в этом ог­не. И от то­го, что он по­рою не так уже за­ме­тен и на­до­ед­лив, ме­нее опас­ным не ста­но­вит­ся...

 

ГАИ

 

Ес­те­ст­вен­но, ког­да все эти чет­ве­ро су­ток с рас­све­та до по­зд­не­го ве­че­ра пе­ред гла­за­ми до­ро­га, глав­ным пер­со­на­жем на ней для во­ди­те­ля (да и для пас­са­жи­ра) ста­но­вит­ся ра­бот­ник ГАИ. Что бро­си­лось в гла­за? В ос­нов­ном это мо­ло­дые лей­те­нан­ты, не то что­бы за­го­ре­лые, но об­ве­т­рен­ные круг­ло­су­точ­ным пре­бы­ва­ни­ем на «от­кры­том» воз­ду­хе. С удов­ле­тво­ре­ни­ем от­ме­чу: как пра­ви­ло, без тра­ди­ци­он­ных «ми­ли­цей­ских жи­во­тов». До­ста­точ­но до­б­ро­же­ла­тель­ные лю­ди. До­ку­мен­ты изу­ча­ют тща­тель­но. А по­сколь­ку эта про­це­ду­ра про­ис­хо­ди­ла не­сколь­ко раз в сут­ки и все­гда за­вер­ша­лась бла­го­по­луч­но, мой то­ва­рищ сде­лал фи­ло­соф­ское умо­за­клю­че­ние: «Ре­бя­та, а до­ку­мен­ты на­ши, ка­жет­ся, дей­ст­ви­тель­но в по­ряд­ке».

Прав­да, на Юж­ном Ура­ле пра­ва у нас всё-та­ки ото­б­ра­ли, вы­дав вза­мен со­от­вет­ст­ву­ю­щий до­ку­мент. Но это уже дру­гая ис­то­рия…

 

Тор­го­вый ряд

 

Чем тор­гу­ют у до­ро­ги? По ме­ре дви­же­ния от Под­мо­с­ко­вья до Си­би­ри на са­мо­дель­ных при­лав­ках кар­то­фель, гри­бы, яб­ло­ки, гру­ши, мёд, са­ло, вя­ле­ная ры­ба, на­столь­ные иг­ры – нар­ды и шах­ма­ты, опять мёд, че­рем­ша...

Всё это – на­род­ный при­ра­бо­ток. Чем бо­га­ты, тем и ра­ды. Хо­ро­шо, что лю­дям есть чем тор­го­вать, что­бы по­ло­жить лиш­нюю ко­пе­еч­ку в свой ко­ше­лёк. Но по­рой то­вар уж боль­но ко­пе­еч­ный. И тем не ме­нее вы­хо­дят на до­ро­гу с на­деж­дой. Дай им Бог всем уда­чи! Не­уже­ли и в са­мом де­ле рус­ским лю­дям в глу­бин­ке без это­го не про­жить?..

 

Над веч­ным по­ко­ем

 

Про­ез­жа­ли мы и ми­мо боль­ших го­ро­дов, и ста­рин­ных по­се­ле­ний, и не по­ки­ну­тых по­ка сёл. И ко­неч­но, воз­ле каж­до­го ме­с­та че­ло­ве­че­с­ко­го – клад­би­ще.

Красноярский край
Красноярский край

Де­ре­вен­ские по­го­с­ты на от­но­си­тель­ной воз­вы­шен­но­с­ти, ино­гда над ти­хой реч­кой вы­зы­ва­ют чув­ст­во уми­ро­тво­рён­но­с­ти и ти­хой пе­ча­ли. Там есть ме­с­то и для де­ре­вь­ев, чья мо­ло­дая май­ская зе­лень скра­ши­ва­ет пе­чаль это­го не са­мо­го ве­сё­ло­го ме­с­та, а пе­ние птиц – де­ли­кат­ное и при­род­ное – на­пол­ня­ет бла­го­стью уви­ден­ную кар­ти­ну.

Иное де­ло – ок­ра­и­на круп­но­го го­ро­да. Клад­би­ща ог­ром­ные, что, ес­те­ст­вен­но, объ­яс­ни­мо. Но ком­му­наль­ная тес­но­та за­хо­ро­не­ний, не­о­боз­ри­мые пло­ща­ди, на ко­то­рых ютят­ся при­жав­ши­е­ся друг к дру­гу скром­ные па­мят­ни­ки, над ни­ми гро­бо­вая ти­ши­на не­ба, не за­се­лён­но­го пти­ца­ми (что им де­лать над це­мент­ны­ми и ред­ки­ми ка­мен­ны­ми над­гро­бь­я­ми, ко­то­рые вы­тес­ни­ли де­ре­вья, не­ког­да про­из­ра­с­тав­шие здесь?). Здесь сво­бод­ной зем­ли ма­ло, она – уже день­ги. А там, где день­ги, да­же на ме­с­те мёрт­вых не­у­ют­но, горь­ко, страш­но...

Я дол­го на­хо­жусь под этим впе­чат­ле­ни­ем. Ино­гда мне чу­дят­ся клад­би­ща да­же там, где их вро­де бы и нет...

 

Шесть со­ток

 

Не яв­ля­ясь об­ла­да­те­лем дач­но­го уча­ст­ка, я не очень хо­ро­шо пред­став­лял (да и сей­час не пред­став­ляю) пре­ле­с­ти об­ла­да­ния ше­с­тью сот­ка­ми, скром­ным стро­е­ни­ем на них для ук­ры­тия от не­по­го­ды, бо­лее-ме­нее бла­го­ус­т­ро­ен­ным бы­том и воз­мож­но­с­тью удов­ле­тво­рить свои зем­ле­дель­че­с­кие при­ст­ра­с­тия.

Од­на­ко, край­не ред­ко бы­вая на дач­ных уча­ст­ках у сво­их дру­зей в Под­мо­с­ко­вье, осо­бен­но у тех, кто име­ет «зем­лю» дав­но и да­же не без поль­зы для се­мей­но­го бю­д­же­та со­би­ра­ет уро­жай с де­ре­вь­ев, ког­да-то са­ми­ми по­са­жен­ных, – по­ни­маю, что та­кая фор­ма от­ды­ха име­ет смысл.

Но дач­ные по­сёл­ки в ок­ре­ст­но­с­тях боль­ших го­ро­дов, осо­бен­но бли­же к Си­би­ри, по­вер­г­ли ме­ня в ужас. На ог­ром­ных пло­ща­дях, упи­ра­ясь друг в дру­га до­ща­ты­ми бо­ка­ми, по­чер­нев­ши­ми от вре­ме­ни, сто­я­ли не­ка­зи­с­тые до­миш­ки. В обя­за­тель­ном по­ряд­ке в каж­дой ог­ра­де сто­я­ли «скво­реш­ни­ки». А по­то­му как де­ло бы­ло вес­ной и зе­лень ещё не по­ка­за­лась, бро­са­лись в гла­за имен­но на­двор­ные ту­а­ле­ты, и чу­ди­лось, что им нет чис­ла. По­че­му-то по­ра­зи­ла та­кой убо­го­с­тью Кур­ган­ская об­ласть. Сто­и­ло пред­ста­вить се­бе, как в кон­це ра­бо­чей не­де­ли на двух­днев­ный от­дых сю­да съез­жа­ют­ся об­ла­да­те­ли этих «двор­цов», – и мне ста­но­ви­лось не­лов­ко и за них, и за се­бя, и за стра­ну, в ко­то­рой счи­та­ет­ся нор­мой та­кое со­ци­аль­ное бла­го. Оно осо­бен­но кон­тра­ст­но за­мет­но на фо­не «цар­ских па­лат» со­вре­мен­ных ну­во­ри­шей, бес­стыд­но впи­сав­ших­ся в жи­во­пис­ный пей­заж сто­лич­ных ок­ре­ст­но­с­тей...

 

До­рож­ный сер­вис

 

Чет­ве­ро су­ток мно­го­ча­со­вой до­ро­ги – де­ло в об­щем-то не страш­ное, но и не про­стое. Ко­неч­но, сей­час ус­ло­вия пре­бы­ва­ния в пу­ти зна­чи­тель­но об­лег­чи­лись. По­ст­ро­е­но мно­го до­ста­точ­но уют­ных и обо­ру­до­ван­ных для от­ды­ха мо­те­лей, где есть са­мое глав­ное – го­ря­чая во­да и ту­а­ле­ты.

Ту­а­ле­ты – это, как мне ка­жет­ся, на­ци­о­наль­ная бе­да. По­доб­ный страх и ужас я ви­дел лет 20 на­зад в Ки­тае. Уве­рен, что се­го­дня этой про­бле­мы у них нет. Но на всём про­тя­же­нии до Крас­но­яр­ска нам по­пал­ся все­го один (!) ту­а­лет, ка­ким он дол­жен быть. И да­же на со­вре­мен­ных за­прав­ках с хо­ро­ши­ми ми­ни-мар­ке­та­ми к ус­лу­гам пу­те­ше­ст­вен­ни­ков бы­ли те же «скво­реш­ни­ки», раз­ве что не из де­ре­ва, а для на­дёж­но­с­ти от­ли­тые из бе­то­на. Как обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния.

А са­ми за­прав­ки, ре­с­то­ран­чи­ки при них – как на За­па­де, – ви­дел, знаю.

Ну и, ко­неч­но, все­гда ря­дом ба­буш­ки с бе­ля­ша­ми, пи­рож­ка­ми, со­си­с­ка­ми за­пе­чён­ны­ми. Это, ду­маю, на лю­би­те­ля и от­важ­но­го че­ло­ве­ка...

 

Ли­цо Мос­ков­ско­го трак­та – фу­ры

 

Как вы ду­ма­е­те, ка­ких ма­шин боль­ше все­го мы встре­ча­ли в обо­их на­прав­ле­ни­ях на Мос­ков­ском трак­те? Это – фу­ры, ог­ром­ные, с же­лез­но­до­рож­ный ва­гон при­це­пы у мощ­ных ав­то­мо­би­лей. Су­дя по но­ме­рам, здесь бы­ли пред­став­ле­ны не толь­ко мно­гие ре­ги­о­ны Рос­сии, но и транс­порт из ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бе­жья.

Встре­чи с этим транс­пор­том на­ст­ро­и­ли на оп­ти­ми­с­ти­че­с­кий лад – зна­чит, ещё что-то про­из­во­дит­ся во глу­би­не Рос­сии, что-то тре­бу­ет­ся её пред­при­я­ти­ям, ес­ли идут к даль­ним го­ро­дам гру­жё­ные ав­то­мо­би­ли. Мо­жет быть, же­лез­ной до­ро­ге от это­го не слад­ко (кон­ку­рен­ты!), но бу­дем ду­мать об об­щей поль­зе и об­щей на­деж­де...

 

Ку­да ис­че­за­ют ре­ки

 

Ко­неч­но, ког­да про­ез­жа­ешь ве­ли­кие ре­ки – Оку, Вол­гу, Ир­тыш, Обь, Ишим, – за­по­ми­на­ешь и мос­ты, сво­и­ми мощ­ны­ми про­лё­та­ми со­еди­ня­ю­щие бе­ре­га.

Мы про­еха­ли не ме­нее сот­ни мос­тов, пе­ред ко­то­ры­ми на таб­лич­ках бы­ли обо­зна­че­ны на­зва­ния рек, до­воль­но эк­зо­ти­че­с­кие и не­при­выч­ные для слу­ха. Но не­при­выч­ным для гла­за (и для ума) ока­за­лось то, что под мос­том не ока­за­лось... рек. В ред­ких слу­ча­ях мер­ца­ла сто­я­чая бо­лот­ная во­да, а ча­ще да­же при­зна­ка ре­ки не об­на­ру­жи­ва­лось.

А ведь бы­ли ре­ки, ес­ли да­же таб­лич­ки ещё ос­та­лись и их про­чи­тать мож­но. Ку­да же они по­де­ва­лись?

Уби­ли мы свои ре­ки. Соб­ст­вен­но­руч­но. За­га­ди­ли ис­то­ки, за­на­во­зи­ли бе­ре­га, за­хла­ми­ли сам ход ре­ки...

 

Ах, Рос­сия, Рос­сия! Где же твоя хо­зяй­ская ра­чи­тель­ность, кре­с­ть­ян­ская хват­ка, ра­бо­чая спло­чён­ность? Где же твоя ду­ма о за­в­т­раш­нем дне? Где ж, на­ко­нец, лю­бовь к са­мой се­бе?.. 


Валерий КРАВЕЦ,
МЫТИЩИ – КРАСНОЯРСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования