Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 07.08.2009

Байки дедушки Олега

 Известный филолог Олег Николаевич Михайлов, приближаясь к 80-летию, опубликовал том воспоминаний. Исполнил это с надлежащей солидностью – четыре сотни убористых страниц с набором семейных фотографий. Буквально всю жизнь описал неспешно – родителей, раннее детство, школьные и студенческие годы. Вряд ли это очень интересно, ибо ничего примечательного с ним тогда не приключалось. Однако книжных страниц не берёг, затратами на издание не беспокоился, ибо заблаговременно нашёл благотворителя. Им оказался потомственный царский (и советский, и демократический, и всякий) боярин-постельничий Никита Михалков, ныне крупнейший в стране помещик.

Так как любимец Кремля и Голливуда известен более, чем воспоминатель, с него и начнём.

Повод есть, он написал краткое вступление к мемуарам.

Прямо скажем, неважно выражается по-русски наш кинодеятель. Главная особенность михайловского дарования, по его словам, это «фундаментальная подкорка энциклопедиста».

Так вот и обронил свысока, мол, разбирайтесь сами. Разбираться тут нечего, подтрунивать не станем, цитируем далее. Оказывается, в трудах филолога его «страницы несли в себе чёткое и строгое построение текста». Тут пришлось задержаться, пытаясь уразуметь смысл написанного. Смысла обнаружить не удалось, есть лишь самоуверенная игра слов человека, который занялся чуждым ему делом. Весь этот михалковский «текст» похож очень «чётко» на стилевую пародию Чехова «Письмо к учёному соседу».

 

Олег МИХАЙЛОВ
Олег МИХАЙЛОВ

Увы, дан­ное пре­дис­ло­вие в не­ко­то­рой сте­пе­ни со­от­вет­ст­ву­ет пись­му са­мо­го вос­по­ми­на­те­ля. Тут мно­го на­ро­чи­то­го стрем­ле­ния к ори­ги­наль­ни­ча­нию, по­рой да­же не­ко­то­ро­му ко­кет­ст­ву, но ма­ло до­сто­вер­ных сви­де­тельств, чем все­гда це­ни­лась ме­му­ар­ная ли­те­ра­ту­ра. За ли­с­точ­ка­ми не вид­но ство­лов, на ко­то­рых по­ко­ят­ся при­знан­ные тру­ды из­ве­ст­но­го мно­гие уже де­ся­ти­ле­тия ли­те­ра­то­ра и рус­ско­го об­ще­ст­вен­но­го де­я­те­ля.

За­слу­жен­ная сла­ва Оле­га Ми­хай­ло­ва по­ко­ит­ся, как в ста­рой сказ­ке, на трёх ки­тах, трёх его ос­нов­ных свер­ше­ни­ях. Хро­но­ло­ги­че­с­ки это вы­гля­дит так: из­да­ние ли­те­ра­тур­но­го на­сле­дия Ива­на Бу­ни­на и изу­че­ние его твор­че­ст­ва, до­с­ко­наль­ный раз­бор ли­те­ра­тур­но-об­ще­ст­вен­но­го яв­ле­ния, име­ну­е­мое «Одес­ской шко­лой», и на­пи­сан­ная им до­ку­мен­таль­ная би­о­гра­фия Алек­сан­д­ра Су­во­ро­ва. Об этих свер­ше­ни­ях вос­по­ми­на­тель рас­ска­зал бег­ло, ску­по и да­же не­ин­те­рес­но, хо­тя все три сю­же­та впе­чат­ля­ю­щи и дра­ма­тич­ны. При­дёт­ся тут крат­ко вы­ска­зать­ся за ав­то­ра.

«Бе­ло­гвар­де­ец» Бу­нин дол­го на­хо­дил­ся под стро­гим за­пре­том ком­му­ни­с­тов-ин­тер­на­ци­о­на­ли­с­тов. Лишь в 1965–1967 го­дах вы­шли де­вять то­мов его со­чи­не­ний. При­кры­вал для на­чаль­ст­ва это не­слы­хан­ное из­да­ние «ли­те­ра­тур­ный ге­не­рал» А.Твар­дов­ский (имя его тут упо­мя­ну­то с пол­ным ува­же­ни­ем), но ос­нов­ную ра­бо­ту вы­пол­нил мо­ло­дой Олег Ми­хай­лов. От­ме­тим, что им дви­га­ла ис­клю­чи­тель­но лю­бовь к рус­ской ли­те­ра­ту­ре, ибо ни ме­да­лей, ни пре­мий он за это не стя­жал. Из­да­ние это ста­ло, что не­со­мнен­но, со­бы­ти­ем в ли­те­ра­тур­но-идей­ной жиз­ни.

Как-то та­лант­ли­вый и очень об­ра­зо­ван­ный пи­са­тель Пётр Па­ла­мар­чук го­во­рил: «Вот Ми­хай­лов из­дал Бу­ни­на, но сколь­ко там со­кра­ще­ний, сколь­ко ого­во­рок в при­ме­ча­ни­ях!» На это я су­ро­во от­ве­тил ему при­мер­но так: «Ес­ли бы не Олег Ми­хай­лов, вы до сих пор тол­ком бы не зна­ли твор­че­ст­ва Бу­ни­на». Го­тов по­вто­рить это и се­го­дня. Тог­да уси­ли­я­ми та­ких, как Ми­хай­лов, рус­ские цве­ты про­би­ва­лись сквозь марк­сист­ский ас­фальт. Цве­ты при этом мя­лись, ко­неч­но, а всё же да­ва­ли се­ме­на.

В «Одес­ской шко­ле» Олег Ми­хай­лов тща­тель­но рас­смо­т­рел на­шу­мев­шее в своё вре­мя твор­че­ст­во И.Ба­бе­ля, Э.Ба­г­риц­ко­го, И.Иль­фа и Е.Пе­т­ро­ва, Ю.Оле­ши и дру­гих ли­те­ра­то­ров это­го сво­е­об­раз­но­го кла­на. Ра­бо­тать над этим ис­сле­до­ва­ни­ем Ми­хай­лов на­чал ещё с 1960-х, но из­дать со­чи­не­ние ока­за­лось очень слож­но, хо­тя всё бы­ло ис­пол­не­но на вы­со­ком фи­ло­ло­ги­че­с­ком уров­не и бе­зо вся­ких рез­ких оце­нок по от­но­ше­нию к тем яв­но не очень при­ят­ным ему ав­то­рам. По хо­ду де­ла ра­бо­та уго­ди­ла спер­ва в «са­миз­дат», а бы­ла с не­ко­то­ры­ми со­кра­ще­ни­я­ми из­да­на лишь в 1974 го­ду. Пуб­ли­ка­ция вы­зва­ла ог­ром­ный и раз­но­сто­рон­ний ин­те­рес, а че­рез три де­ся­ти­ле­тия пе­ре­из­да­на с но­вы­ми пре­дис­ло­ви­я­ми и при­ме­ча­ни­я­ми, слу­чай в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии не ча­с­тый.

Над би­о­гра­фи­ей Су­во­ро­ва Олег Ми­хай­лов ра­бо­тал тща­тель­но и с ув­ле­че­ни­ем. Имя ге­роя под за­пре­том, ко­неч­но, не на­хо­ди­лось, но де­я­тель­ность его бы­ла су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом уре­зе­на. Вме­ня­лось ему в ви­ну, что Поль­шу, мол, оби­жал и бун­тов­щи­ка Пу­га­чё­ва в клет­ку по­са­дил. Но глав­ным об­ра­зом не лю­би­ли не­ко­то­рые кня­зя Ита­лий­ско­го за креп­кую пра­во­слав­ную ве­ру и глу­бо­чай­шее по­чте­ние сво­е­му на­ро­ду («Мы рус­ские, ка­кой вос­торг!»). Это и те­перь-то не очень «то­ле­рант­но», а уж тог­да!..

В кни­ге «Су­во­ров», вы­шед­шей впер­вые в 1973 го­ду в се­рии «ЖЗЛ», ав­то­ру уда­лось глав­ное – со­здать впе­чат­ля­ю­щий об­раз ге­роя. Кни­га по­том пе­ре­из­да­ва­лась без счё­ту раз и не ут­ра­ти­ла ин­те­ре­са по сию по­ру. С той по­ры о пол­ко­вод­це опуб­ли­ко­ва­но мно­го но­вых до­ку­мен­тов, Ми­хай­ло­ву со­ве­то­ва­ли до­пол­нить кни­гу, а за­од­но уб­рать не­ко­то­рые цен­зур­ные «по­мар­ки», но он не стал (по­ле­нил­ся, ви­ди­мо). Мо­жет, и к луч­ше­му, об­раз ве­ли­ко­го Су­во­ро­ва ос­тал­ся в пол­ном бле­с­ке.

Все пе­ре­чис­лен­ные ли­те­ра­тур­ные со­бы­тия бы­ли не толь­ко фак­том би­о­гра­фии ав­то­ра, но и зна­чи­тель­ны­ми ду­хов­ны­ми со­бы­ти­я­ми в об­ще­ст­ве. Это бе­зо вся­ко­го пре­уве­ли­че­ния. Как же они от­ра­зи­лись в объ­ё­ми­с­тых вос­по­ми­на­ни­ях? Ко­рот­ко го­во­ря, поч­ти ни­как. Дру­гое ув­ле­ка­ло его.

Глав­ным ге­ро­ем ме­му­а­ров стал стран­но­ва­тый тип по име­ни Сер­гей Чу­да­ков, пред­став­лен­ный как «по­эт». При­ве­де­но мно­же­ст­во его, так ска­зать, «сти­хов», ко­то­рые пол­но­стью про­ти­во­ре­чат вос­тор­жен­ным оцен­кам док­то­ра фи­ло­ло­гии, це­ни­те­ля Бу­ни­на и Шме­лё­ва. Эти «сти­хи» из­да­ны со скру­пу­лёз­но­с­тью, пря­мо-та­ки па­ро­ди­ру­ю­щей на­уч­ную тек­с­то­ло­гию – со­хра­не­ны грам­ма­ти­че­с­кие ошиб­ки и не­бреж­но­с­ти, как пуб­ли­ку­ют чер­но­ви­ки клас­си­ков в ака­де­ми­че­с­ких из­да­ни­ях. Чу­да­ков, ко­неч­но, лич­ность в из­ве­ст­ной ме­ре лю­бо­пыт­ная, но в ка­че­ст­ве, весь­ма да­лё­ком от по­эти­че­с­ко­го твор­че­ст­ва. Он за­ни­мал­ся ред­ко­ст­ным тог­да де­лом – тор­го­вал «жи­вым то­ва­ром», то есть под­би­рал по­роч­ных дев­чо­нок, оти­рав­ших­ся у ки­но­сту­дий, и от­во­дил их бо­га­тым за­каз­чи­кам из сто­лич­ной бо­ге­мы. А Олег Ми­хай­лов по­сле «Су­во­ро­ва» и дру­гих ус­пе­хов стал бо­гат и то­же стре­мил­ся в бо­ге­му (тог­да же они и по­зна­ко­ми­лись с Ни­ки­той Ми­хал­ко­вым, сво­им бу­ду­щим бла­го­де­те­лем). Ми­хай­лов был ве­сё­лый че­ло­век и за­ме­ча­тель­ный рас­сказ­чик, его опи­са­ния чу­да­ков­ских ус­луг бы­ли умо­ри­тель­ны, над ни­ми хо­хо­та­ла «вся Моск­ва».

Эти кра­соч­ные кар­тин­ки в мно­го­ст­ра­нич­ном по­ве­ст­во­ва­нии о Чу­да­ко­ве опу­ще­ны, ме­му­а­рист пред­по­чёл пе­ре­сказ его твор­че­ст­ва по­эти­че­с­ко­го. Жаль, это ожи­ви­ло бы дол­гие рас­ска­зы о со­бы­ти­ях вто­ро­сте­пен­ных и пер­со­на­жах, не слиш­ком ин­те­рес­ных, че­го в кни­ге с из­быт­ком. Как бы то ни бы­ло, но зиг­заг от по­эта Бу­ни­на к по­эту Чу­да­ко­ву весь­ма впе­чат­ля­ет.

На­ря­ду с Чу­да­ко­вым теп­ло упо­мя­ну­ты в вос­по­ми­на­ни­ях и про­чие, го­раз­до бо­лее из­ве­ст­ные по­эты и про­за­и­ки – Е.Ев­ту­шен­ко, В.Ак­сё­нов, А.Гла­ди­лин и весь кру­жок дав­них ав­то­ров «Юно­с­ти», где в те да­лё­кие вре­ме­на ус­пеш­но и ве­се­ло со­труд­ни­чал сам О.Ми­хай­лов. Жаль, что опи­са­ния до­воль­но ску­пы и ли­ше­ны ха­рак­те­ри­с­тик и по­дроб­но­с­тей, как это де­ла­ет­ся в от­но­ше­нии мно­гих близ­ких и даль­них род­ст­вен­ни­ков, ни ма­лей­ше­го от­но­ше­ния к ис­кус­ст­вам не имев­ших. И не мо­жет не удив­лять в этой свя­зи из­би­ра­тель­ность па­мя­ти вос­по­ми­на­те­ля: в 1979 го­ду в га­зе­те «Мос­ков­ский ком­со­мо­лец» Ми­хай­лов опуб­ли­ко­вал ядо­ви­тый фе­ль­е­тон о 20-лет­нем юби­лее то­го са­мо­го жур­на­ла «Юность». За­быть о том ме­му­а­рист не мог, ибо как раз во вре­мя ра­бо­ты над ме­му­а­ра­ми этот фе­ль­е­тон был пе­ре­пе­ча­тан в со­лид­ном сбор­ни­ке с не­об­хо­ди­мы­ми по­яс­не­ни­я­ми.

Кри­ти­ка тех дав­них лет то­же не обой­де­на вни­ма­ни­ем: теп­ло вспо­ми­на­ет­ся А.Де­мен­ть­ев, су­ро­во клей­мив­ший «ру­со­пя­тов» в пе­ча­ти (Оле­га тог­да по­че­му-то не по­мя­нул), а осо­бен­но – З.Па­пер­ный («Зя­ма»), да­же его са­мо­де­я­тель­ные стиш­ки при­во­дят­ся по па­мя­ти (как вид­но, не толь­ко по­эзию Бу­ни­на, Чу­да­ко­ва и Ев­ту­шен­ко ав­тор вос­по­ми­на­ний це­нит).

Да, все­го не упом­нишь за дол­гую жизнь! Нет упо­ми­на­ния о зна­ме­ни­том «Рус­ском клу­бе», где О.Ми­хай­лов бли­с­тал, ни о тес­ной друж­бе с П.Па­ли­ев­ским, В.Ко­жи­но­вым и В.Бе­ло­вым, с кем ве­се­ло пу­те­ше­ст­во­вал по Кав­ка­зу и Бол­га­рии и где то­же слу­ча­лись вся­че­с­кие при­клю­че­ния, и за­бав­ные, и са­мые се­рь­ёз­ные (на­при­мер, бе­се­да 2 ию­ля 1969 го­да с М.Шо­ло­хо­вым в Рос­то­ве), и мно­гое, мно­гое иное в том же ду­хе.

Клю­че­вым для по­ни­ма­ния этой не­ко­то­рой раз­бро­сан­но­с­ти оце­нок слу­жит од­на лишь фра­за, от­ме­чен­ная, как и мно­гое иное, не­ко­то­рым ко­кет­ст­вом: «Ог­ля­ды­ва­ясь в про­шлое, я и сам ви­жу, что в обо­их ла­ге­рях не чув­ст­во­вал се­бя «сво­им». Ну, кем счи­та­ли Оле­га Ми­хай­ло­ва Ва­си­лий Ак­сё­нов, Ан­д­рей Де­мен­ть­ев и Зи­но­вий Па­пер­ный мы уже ни­ког­да не уз­на­ем, ме­му­а­ров они не ос­та­ви­ли, как и Бу­лат Оку­д­жа­ва, чьи тёп­лые сло­ва ци­ти­ру­ют­ся, а вот Е.Ев­ту­шен­ко в сво­их мно­го­том­ных вос­по­ми­на­тель­ных со­чи­не­ни­ях о на­шем ав­то­ре не упо­мя­нул. Ос­та­ёт­ся на­де­ят­ся толь­ко на Ана­то­лия Гла­ди­ли­на. Обя­зан лишь до­ба­вить тут из соб­ст­вен­ных нена­пи­сан­ных вос­по­ми­на­ний, что в дру­гом, рус­ском «ла­ге­ре» О.Ми­хай­ло­ва по­чи­та­ли до сих пор «сво­им».

Зна­чи­тель­ная часть «Ве­щей ме­ло­дии» от­да­на пись­мам быв­ших рус­ских эми­г­ран­тов. Лю­ди то бы­ли по­жи­лые, по боль­шей ча­с­ти уже да­лё­кие от те­ку­щих дел, эпи­сто­лии их не толь­ко мно­го­слов­ны, но и за­пол­не­ны в ос­нов­ном рас­ска­за­ми о жи­тье-бы­тье («Скре­щи­ва­ют­ся во­ды оке­а­на и впа­да­ю­щей ре­ки Жи­рон­ды – вол­ны, как бе­лые ко­ни, ка­тят и ка­тят вы­со­кие снеж­ные греб­ни – див­ная кра­со­та твор­ца все­лен­ной», два по­след­них сло­ва на­бра­ны с ма­лень­кой бук­вы). И это пе­ре­сы­па­но ста­ро­мод­ны­ми ком­пли­мен­та­ми ти­па «Честь и сла­ва Вам, от всей ду­ши по­з­д­рав­ляю за ве­ли­кое до­сти­же­ние Ва­ше, Ва­шей вер­но­с­ти на­ча­то­му де­лу, вы­хо­ду од­но­том­ни­ка. Как я ра­ду­юсь это­му на­ча­лу!». Кста­ти, уж ка­кой «од­но­том­ник», из тек­с­та пись­ма не яс­но, од­на­ко тут, как во всех про­чих слу­ча­ях, да­же ку­да бо­лее се­рь­ёз­ных, ни­ка­ких по­яс­не­ний ав­тор пуб­ли­ка­ции не сде­лал. А из­да­тель тра­тить­ся на ре­дак­то­ра-со­ста­ви­те­ля не за­хо­тел. Впро­чем, «од­но­том­ни­ков» («мно­го­том­ни­ков») у О.Ми­хай­ло­ва тог­да вро­де бы не вы­хо­ди­ло. Мо­жет быть, что-то иное име­лось в ви­ду?..

В эпи­сто­ляр­ном на­сле­дии О.Ми­хай­ло­ва зна­чи­тель­ное ме­с­то за­ни­ма­ет один вро­де бы ча­ст­ный сю­жет, ко­то­рый, од­на­ко, не­воз­мож­но обой­ти. Речь идёт о раз­во­де ме­му­а­ри­с­та с его пер­вой же­ной Ал­лой (эта ис­то­рия опи­са­на быв­шим су­пру­гом в ав­то­био­гра­фи­че­с­ком со­чи­не­нии «Час раз­лу­ки», но она, то есть се­мей­ная ис­то­рия эта, име­ла ши­ро­кий за­ру­беж­ный от­клик, да ещё ка­кой). Те­перь вы­яс­ни­лось, что тог­да в даль­нем за­ру­бе­жье Ал­ла бы­ла хо­ро­шо из­ве­ст­на как до­б­рая фея со­вет­ско­го пи­са­те­ля-мо­нар­хи­с­та Ми­хай­ло­ва, на­при­мер: «Спа­си­бо Ва­шей ми­лой мо­ло­душ­ке за при­вет, мне ка­жет­ся, что я чув­ст­вую её мо­ло­дую ду­шу в нём – рус­скую сер­деч­ность». Пер­вая же­на Ми­хай­ло­ва бы­ла дей­ст­ви­тель­но рус­ской, но вот че­го-че­го, но «сер­деч­но­с­ти» в ней бы­ло не очень-то, о чём мно­го­чис­лен­ные дру­зья су­пру­га хо­ро­шо зна­ли. Но раз­ве уга­да­ешь в точ­но­с­ти чу­жую ду­шу с даль­них бе­ре­гов Се­ны или Жи­рон­ды, не ста­нем при­ди­рать­ся. Од­на­ко ра­дуж­ная кар­ти­на сме­ни­лась го­ре­ст­ной.

На­чав­ший­ся раз­лад су­пру­гов бук­валь­но по­тряс кор­ре­с­пон­ден­тов Ми­хай­ло­ва. Вы­ска­зы­ва­лись раз­лич­ные суж­де­ния, по­да­ва­лись со­ве­ты: «Мне ка­жет­ся, что Ва­ша дра­ма с Ал­лой яви­лась ре­зуль­та­том её не­по­ни­ма­ния ли­те­ра­ту­ры и в ней она не ис­ка­ла от­ве­тов». Да уж, от­ве­ты на жиз­нен­ные во­про­сы Ал­ла ис­ка­ла сов­сем в иной сфе­ре, а из бес­край­не­го мо­ря ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры ей бы­ли до­ступ­ны толь­ко на­и­ме­но­ва­ния то­ва­ров в ма­га­зи­нах и цен­ни­ки. Но из Па­ри­жа та­ких по­дроб­но­с­тей не раз­гля­дишь. По­жи­лые эми­г­ран­ты все­гда очень чув­ст­ви­тель­ны к со­бы­ти­ям на быв­шей ро­ди­не и склон­ны к сен­ти­мен­та­лиз­му, а тут по­лу­чи­лось не­что не­воль­но по­хо­жее на жизнь ше­ва­лье де Грие.

Мно­го­чис­лен­ные пись­ма быв­ших эми­г­ран­тов на­пе­ча­та­ны пол­но­стью со все­ми бы­то­вы­ми ме­ло­ча­ми и по­дроб­но­с­тя­ми. Обыч­но та­кие ма­те­ри­а­лы пуб­ли­ку­ют­ся в по­смерт­ных со­бра­ни­ях со­чи­не­ний, при­чём со­бра­ни­ях пол­ных, ака­де­ми­че­с­ких. Но Олег Ми­хай­лов пред­по­чёл та­кое ре­ше­ние.

На­ши скром­ные за­мет­ки не­воль­но по­лу­чи­лись не­сколь­ко па­с­мур­ны­ми, а ведь Олег Ми­хай­лов – че­ло­век не толь­ко бле­с­тя­щий, но и очень ве­сё­лый и ос­т­ро­ум­ный. Бес­чис­лен­ные его шут­ки и ос­т­ро­ты уже ук­ра­си­ли мно­гие вос­по­ми­на­ния. Под­пи­си на кни­гах он ча­с­то де­лает сти­ха­ми, по­рой бла­го­душ­но под­тру­ни­вая, мне на од­ной кни­ге на­пи­сал це­лый сти­шок, ко­то­рый за­кан­чи­вал­ся так: «Пред пол­ки ле­тит Се­ма­нов, пра­во­слав­ный рус­ский гой».


Сергей СЕМАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования