Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 07.08.2009

Смерть ради любви и чести

 Са­мо­убий­ст­во влюб­лён­ных в Со­нэд­за­ки. Ти­ка­ма­цу Монд­за­э­мон.

На­ци­о­наль­ный Те­атр «Бу­н­ра­ку» (Оса­ка, Япо­ния). Га­с­т­роль­ный спек­такль в Моск­ве.

 

В Моск­ве про­шли га­с­т­ро­ли глав­но­го япон­ско­го те­а­т­ра, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­го­ся в од­ной из са­мых ин­те­рес­ных раз­но­вид­но­с­тей тра­ди­ци­он­но­го те­а­т­ра япон­ско­го на­ро­да – Бу­н­ра­ку. Ис­пол­ня­е­мые этим те­а­т­ром спек­так­ли на­зы­ва­ют­ся «дзё­ру­ри». Это ку­коль­ные спек­так­ли, где пер­со­на­жей пред­став­ля­ют до­воль­но круп­ные (дли­ной око­ло ме­т­ра) кук­лы с очень вы­ра­зи­тель­ны­ми ли­ца­ми, фи­гу­ра­ми, дви­же­ни­я­ми. Каж­дую кук­лу при­во­дят в дей­ст­вие по три кук­ло­во­да, скры­тые чёр­ны­ми одеж­да­ми. Лишь в за­клю­чи­тель­ной, тре­ть­ей ча­с­ти на­и­бо­лее опыт­ные кук­ло­во­ды, ру­ко­во­дя­щие дви­же­ни­я­ми го­лов глав­ных ге­ро­ев, иг­ра­ют с от­кры­ты­ми ли­ца­ми (об этом по­дроб­нее мы ска­жем ни­же). Жанр «дзё­ру­ри», по-ви­ди­мо­му, воз­ник из уст­ных ска­за­ний, дек­ла­ми­ру­е­мых ска­зи­те­ля­ми под му­зы­ку на­род­ных ин­ст­ру­мен­тов. Кук­лы по­на­ча­лу лишь ил­лю­с­т­ри­ро­ва­ли дей­ст­вие и с ве­ка­ми пре­вра­ти­лись в со­вер­шен­ные вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва. Клю­че­вое зна­че­ние в ис­пол­не­нии спек­так­ля при­над­ле­жит ска­зи­те­лю – «ги­даю». Он не толь­ко рас­ска­зы­ва­ет и ком­мен­ти­ру­ет со­дер­жа­ние, опи­сы­вая в де­та­лях мель­чай­шие фи­зи­че­с­кие и ду­шев­ные дви­же­ния ге­ро­ев, но и весь­ма эмо­ци­о­наль­но оз­ву­чи­ва­ет и реп­ли­ки пер­со­на­жей, ус­пе­вая под­ра­жать муж­ским и жен­ским го­ло­сам, ин­то­на­ци­ям и зло­де­ев, и бла­го­род­ных особ. Ги­даю си­дит на не­боль­шой до­пол­ни­тель­ной сце­не, вы­сту­па­ю­щей из ос­нов­ной сце­ны в зри­тель­ный зал, – та­ким об­ра­зом у ска­зи­те­ля воз­ни­ка­ет тес­ный кон­такт с ау­ди­то­ри­ей. Ря­дом с ги­даю си­дит му­зы­кант – иг­ра­ет на ро­де лют­ни (ся­ми­сэ­не), ак­цен­ти­руя эмо­ци­о­наль­ное со­дер­жа­ние рас­ска­за ги­даю и иг­ры ку­кол.

Ин­те­рес­но, что в тре­ть­ей, за­клю­чи­тель­ной ча­с­ти, ког­да, соб­ст­вен­но, и осу­ще­ств­ля­ет­ся двой­ное са­мо­убий­ст­во ос­кор­б­лён­ных влюб­лён­ных, дей­ст­вие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся па­те­ти­че­с­ки – по тер­ми­но­ло­гии ве­ли­ко­го ки­но­ре­жис­сё­ра Сер­гея Эй­зен­штей­на. Вме­с­то од­но­го ги­даю (рас­сказ­чи­ка) ста­но­вит­ся чет­ве­ро, вме­с­то од­но­го ся­ми­сэн­би­ки (му­зы­кан­та) – це­лых пять, не­боль­шой ор­кестр. Имен­но в этой ча­с­ти и глав­ные кук­ло­во­ды от­кры­ва­ют свои ли­ца.

Сер­гей Эй­зен­штейн од­ним из пер­вых рас­ши­ф­ро­вал ху­до­же­ст­вен­ную струк­ту­ру япон­ско­го те­а­т­ра (хо­тя он по­зна­ко­мил­ся в 1928 го­ду со спек­так­лем Ка­бу­ки, ко­то­рый, по мне­нию ис­сле­до­ва­те­лей, ге­не­ти­че­с­ки вос­хо­дит в чис­ле дру­гих ис­точ­ни­ков и к те­а­т­ру дзё­ру­ри): «Япо­нец рас­сма­т­ри­ва­ет каж­дый те­а­т­раль­ный эле­мент не как не­со­из­ме­ри­мую еди­ни­цу раз­ных ка­те­го­рий воз­дей­ст­вия (на раз­ные ор­га­ны чувств), а как еди­ную еди­ни­цу те­а­т­ра... Ад­ре­су­ясь к раз­лич­ным ор­га­нам чувств, он стро­ит свой рас­чёт (каж­до­го от­дель­но­го «ку­с­ка») на ко­неч­ную сум­му раз­дра­же­ний го­ло­вно­го моз­га, не счи­та­ясь с тем, по ко­то­ро­му из пу­тей оно идёт» («Жизнь ис­кус­ст­ва», № 34, 19 ав­гу­с­та 1928 г.).

По­это­му спек­так­ли япон­ско­го тра­ди­ци­он­но­го те­а­т­ра по-на­сто­я­ще­му син­те­ти­че­с­кие и пре­дель­но ус­лов­ные: на ау­ди­то­рию син­хрон­но воз­дей­ст­ву­ют од­но­вре­мен­но слож­ные, от­то­чен­ные дви­же­ния ку­кол, вы­ра­зи­тель­ная дек­ла­ма­ция ги­даю и жи­вая му­зы­ка ся­ми­сэ­на.

В га­с­т­роль­ном спек­так­ле в ка­че­ст­ве ос­нов­но­го ги­даю вы­сту­пил То­ё­та­ки Ха­на­фу­са-даю, а в по­след­нем дей­ст­вии к не­му при­со­е­ди­нил­ся оз­ву­чи­вав­ший глав­ную жен­скую роль О-Ха­цу рас­сказ­чик То­ё­та­ки Са­ки­ха-даю и ещё два ска­зи­те­ля. На ся­ми­сэ­не иг­ра­ли Цу­ру­са­ва Сэй­си­ро и Цу­ру­са­ва Сэй­су­кэ, а в тре­ть­ем дей­ст­вии к ним при­со­е­ди­ни­лись ещё три ис­пол­ни­те­ля на этом ин­ст­ру­мен­те, а так­же флей­тист Мотдзу­ки Та­мэ­ки­ти.

Глав­ные кук­ло­во­ды – Ёси­да Кад­зуо, от­ве­ча­ю­щий за юно­шу То­ку­бея, и Ки­ри­та­кэ Канд­зю­ро, от­ве­ча­ю­щий за де­вуш­ку – О-Ха­цу. За­ме­тим, что му­зы­кант Цу­ру­са­ва Сэй­су­кэ и кук­ло­вод Ки­ри­та­кэ Канд­зю­ро сни­ма­лись в из­ве­ст­ном филь­ме Та­ке­ши Ки­та­но «Кук­лы», по­став­лен­ном по мо­ти­вам сю­же­тов пьес дзё­ру­ри. Один из глав­ных мо­ти­вов – кон­фликт меж­ду лю­бо­вью, дол­гом и че­с­тью, не­воз­мож­ность из-за бед­но­с­ти со­еди­нить­ся с лю­би­мой – ле­жит в сю­же­те «Са­мо­убий­ст­ва влюб­лён­ных в Со­нэд­за­ки» – од­ной из са­мых по­пу­ляр­ных пьес дзё­ру­ри.

Мо­ло­дой при­каз­чик То­ку­бей, что­бы же­нить­ся на лю­би­мой де­вуш­ке О-Ха­цу, дол­жен вер­нуть хо­зя­и­ну лав­ки день­ги, ко­то­рые взя­ла ма­че­ха То­ку­бея, обе­щав, что юно­ша же­нит­ся на его пле­мян­ни­це. На бе­ду, за­брав день­ги у ма­че­хи, То­ку­бей ус­пел одол­жить их сво­е­му бес­пут­но­му при­яте­лю Ку­хэйд­зи. Од­на­ко ин­три­ган Ку­хэйд­зи не толь­ко не воз­вра­ща­ет То­ку­бею долг, но с по­мо­щью под­ло­га вы­став­ля­ет его мо­шен­ни­ком. Что­бы спа­с­ти свою честь и ос­тать­ся вер­ным люб­ви, То­ку­бею ос­та­ёт­ся толь­ко ид­ти на смерть, и к не­му в этом ре­ше­нии при­со­е­ди­ня­ет­ся его воз­люб­лен­ная. 


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования