Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 07.08.2009

Мистик в юбке

Наталья МАКЕЕВА
Наталья МАКЕЕВА

 Пи­са­тель­ни­ца На­та­лья Ма­ке­е­ва со­би­ра­ет­ся сме­нить жанр. Не ус­пел ве­ли­кий и ужас­ный Юрий Мам­ле­ев от­ра­пор­то­вать рус­ско­языч­но­му чи­та­те­лю о по­яв­ле­нии на ли­те­ра­тур­ном не­бо­сво­де оче­ред­ной звез­ды, как она ре­ши­ла, что на­зы­ва­ет­ся, съе­хать с те­мы. Не сов­сем, ко­неч­но, но пев­цу ме­та­фи­зи­че­с­ких ма­нь­я­ков и «рус­ской идеи здесь и сей­час», по­хо­же, лов­кий вы­верт «уче­ни­цы» гро­зит до­ста­вить не­ма­ло не слиш­ком при­ят­ных ми­нут. И, ско­рее все­го, уже до­ста­вил, ибо ин­фор­ма­ция о гро­ма­дье пла­нов оче­ред­ной птич­ки из мам­ле­ев­ско­го гнёз­дыш­ка ис­хо­дит из всё то­го же раз­рос­ше­го­ся в по­след­нее вре­мя пи­са­тель­ско-чи­та­тель­ско­го кру­га. Пи­са­те­ли, осо­бен­но жен­ско­го по­ла, как из­ве­ст­но, лю­бят по­го­во­рить о том да сём. И о твор­че­ст­ве в том чис­ле.

На­до ска­зать, что это не пер­вый её стран­ный ви­раж. На­та­лья Ма­ке­е­ва, вы­шед­шая из се­те­вой (ком­пью­тер­ной се­ти) сре­ды и плав­но во­шед­шая в сре­ду по­ли­ти­че­с­кую, пря­ми­ком в ря­ды Ев­ра­зий­ско­го со­ю­за мо­ло­дё­жи, из­ве­ст­на как ав­тор тек­с­тов, по­пу­ляр­ных у впол­не оп­ре­де­лён­но­го кру­га лиц. Тех, кто чи­та­ет Кру­са­но­ва, Ма­со­до­ва, Па­ви­ча и иже с ни­ми, за­пи­вая эту горь­кую до­люш­ку боль­ши­ми до­за­ми аб­сен­та, тех, ко­го не сму­ща­ет, что мёрт­вый Бреж­нев пла­ва­ет по ре­ке на цве­точ­ном ло­же и на­слаж­да­ет­ся ме­ст­ны­ми пей­за­жа­ми, – од­ни на­зы­ва­ют про­из­ве­де­ния Ма­ке­е­вой «нар­ко­ти­че­с­ки­ми», дру­гие, как Мам­ле­ев, ищут глу­бо­кую ме­та­фи­зи­ку в кок­тей­ле с ми­с­ти­кой, тре­тьи да­ют ко­рот­кие от­зы­вы, об­щий смысл ко­то­рых сво­дит­ся к «са­ма-то хоть по­ня­ла, что на­пи­са­ла?». Не ред­ки и об­ви­не­ния в «че­рес­чур чер­на». От­гре­мев­шая не­дав­но в од­ном из мос­ков­ских ка­ба­ков па­фос­ная пре­зен­та­ция её кни­ги «Си­я­ю­щий бес» во­прос не про­яс­ни­ла, а ско­рее ещё боль­ше за­пу­та­ла. Мно­гим при­сут­ст­во­вав­шим там до сих пор не да­ёт по­коя ис­пол­нен­ная од­ним из уча­ст­ни­ков ве­че­ра пес­ня, пар­дон, про зад­ни­цу. К Ма­ке­е­вой, соб­ст­вен­но, пес­ня эта от­но­ше­ния не име­ет, но, как го­во­рит­ся, оса­док ос­тал­ся. «Зад­ни­ца-всад­ни­ца, зад­ни­ца-про­каз­ни­ца!» – пел пер­со­наж со внеш­но­с­тью ис­тин­но пра­во­слав­но­го ин­кви­зи­то­ра.

И вот те­перь, лег­ко от­бро­сив груз про­шлых лет, ито­гом ко­то­рых стал «Бес», Ма­ке­е­ва ре­ши­ла оку­нуть­ся в фан­та­с­ти­ку. Этим жа­н­ром, как из­ве­ст­но, в ран­ней юно­с­ти гре­ши­ли мно­гие се­рь­ёз­ные ав­то­ры, но свя­зать свою жизнь ре­ши­лись не­мно­гие. Эда­кая «дет­ская бо­лезнь» пи­шу­щей бра­тии. Мы, ко­неч­но, их лю­бим и ува­жа­ем. Нет ни­ка­ких со­мне­ний, что Али­са Се­лез­нё­ва, все­лен­ские от­ро­ки и Ан­тон Го­ро­дец­кий – на­ше всё, но как-то стран­но бы­ло бы вне­зап­но об­на­ру­жить на оче­ред­ном «кон­вен­те», слё­те фан­та­с­тов, ска­жем, Юрия По­ля­ко­ва. То есть не в бу­фе­те, за ча­шеч­кой вод­ки и раз­го­во­ром из се­рии «ку­да ка­тит­ся рус­ская ли­те­ра­ту­ра», а сре­ди ис­крен­них уча­ст­ни­ков. Это не­сколь­ко раз­ные ми­ры. Но…

Слож­но ска­зать, как Ма­ке­е­ва обос­но­вы­ва­ет са­ма для се­бя на­ча­ло ка­рь­е­ры фан­та­с­та, учи­ты­вая тот факт, что, по её же соб­ст­вен­ным сло­вам, на­пи­са­ни­ем фан­та­с­ти­че­с­ких тек­с­тов, в са­мом что ни на есть «клас­си­че­с­ком» по­ни­ма­нии дан­но­го жа­н­ра, она ув­ле­ка­лась в под­ро­ст­ко­вом воз­ра­с­те под вли­я­ни­ем твор­че­ст­ва Сай­ма­ка, Бред­бе­ри, Стру­гац­ких и так да­лее. Воз­мож­но, тут ей при­дёт на по­мощь её же ста­тья, опуб­ли­ко­ван­ная в своё вре­мя в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те». Суть идеи, из­ло­жен­ной в этом ма­те­ри­а­ле, в том, что на­уч­ная фан­та­с­ти­ка се­бя ис­чер­па­ла, а всё ос­таль­ное до­воль­но аморф­ной мас­сой рас­по­ло­жи­лось под вы­ве­с­кой «не­ре­а­ли­с­ти­че­с­кая про­за». Это уже по­том из­да­те­ли ле­пят ком­мер­че­с­ки ус­пеш­ные яр­лыч­ки «фэн­те­зи», «аль­тер­на­тив­ная ис­то­рия» и так да­лее. Воз­мож­но, кто-то ду­ма­ет, что речь идёт о не­ком эк­лек­тич­ном тек­с­те, эда­ком жа­н­ро­вом сим­би­о­зе. Как бы не так. Как рас­ска­зал один жур­на­лист, ра­бо­та­ю­щий на до­воль­но из­ве­ст­ный в Се­ти гла­мур­ный жен­ский пор­таль­чик, Ма­ке­е­ва, ра­зот­кро­вен­ни­чав­шись в ча­ст­ной бе­се­де, по­ве­да­ла ему, что на её но­вое про­из­ве­де­ние, ко­то­рое бу­дет за­кон­че­но бук­валь­но со дня на день, мож­но сме­ло ста­вить штамп «Фан­та­с­ти­ка-89». Ес­ли кто по­мнит, бы­ли рань­ше та­кие сбор­ни­ки, поль­зо­вав­ши­е­ся ди­кой по­пу­ляр­но­с­тью у по­клон­ни­ков жа­н­ра. И ни о ка­кой «не­ре­а­ли­с­ти­че­с­кой про­зе» там, на­до ска­зать, речь не шла. В луч­шем слу­чае – при­месь со­ци­аль­ной фан­та­с­ти­ки, как в «Дож­де над оке­а­ном» став­ше­го те­перь су­пер­по­пу­ляр­ным в ка­че­ст­ве ав­то­ра де­тек­ти­вов Алек­сан­д­ра Буш­ко­ва.

Что же это – но­с­таль­гия по тем го­дам? Сво­е­го ро­да эк­зо­ти­че­с­кая вер­сия «очень хо­чет­ся в Со­вет­ский Со­юз» – к Стру­гац­ким, Бе­ля­е­ву и Бу­лы­чё­ву, вер­нуть мо­ло­дость по­сред­ст­вом жа­н­ро­вой ре­ин­кар­на­ции? Или же при­зна­ние соб­ст­вен­ной твор­че­с­кой не­со­сто­я­тель­но­с­ти? Мол, за­мах­ну­лась на «ум­няк», но, од­на­ко ж, «ни­аси­ли­ла», как пи­шут не­ко­то­рые за­яд­лые ин­тер­нет­чи­ки? Или что-то ещё? Не «на­кро­ет» ли оте­че­ст­вен­ную фан­та­с­ти­ку вол­на «ме­та­фи­зи­ков»? Вот и Ник Пе­ру­мов на это не­дав­но на­ме­кал, объ­я­вив РИА «Но­во­стям», что ре­шил по­рвать с фэн­те­зи и что, мол, ско­ро ста­нет ак­ту­аль­ным «ми­с­ти­че­с­кий ре­а­лизм», под­ра­зу­ме­вая, ко­неч­но, не бе­зум­ных ла­ти­но­сов во гла­ве с Мар­ке­сом, а на­прав­ле­ние вну­т­ри фан­та­с­ти­ки.

Как из­ве­ст­но, про­гно­зы ну очень не лю­бят сбы­вать­ся. Как ска­зал в своё вре­мя один не са­мый глу­пый че­ло­век: «боль­ше все­го врут в про­гно­зах, в люб­ви и в ста­ти­с­ти­ке». По­нят­но, что не со­зна­тель­но врут, про­сто так скла­ды­ва­ют­ся об­сто­я­тель­ст­ва. Это зна­чит, что бу­дет всё вме­с­те или не бу­дет во­об­ще ни­че­го. Ли­те­ра­тур­ная жур­на­ли­ст­ка Ва­ле­рия, по­про­сив­шая ав­то­ра этих строк не на­зы­вать её име­ни, за­яви­ла, что Ма­ке­е­ва во­об­ще со­би­ра­ет­ся пи­сать в даль­ней­шем во­все не фан­та­с­ти­ку и не свои лю­би­мые «ме­та­фи­зи­че­с­кие опу­сы», а «сов­сем от­мо­ро­жен­ный» ре­а­лизм.

Но, ви­ди­мо, при­ро­да на­ша че­ло­ве­че­с­кая та­ко­ва, что хо­чет­ся уви­деть на бли­жай­шем кон­вен­те (кто пла­вал, тот зна­ет) но­вое жен­ское ли­цо.

Пусть и с на­лё­том ме­та­фи­зич­но­с­ти…


Евгений СТРАХОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования