Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №33-34. 21.08.2009

Вопрос в лоб

75 лет назад был создан Союз советских писателей. Насколько, на ваш взгляд, была необходимость

в этом Союзе и каковы сегодня перспективы творческих Союзов?

 


 

 

Па­вел КРУ­СА­НОВ

 

Павел КРУСАНОВ
Па­вел КРУ­СА­НОВ

В бю­ро­кра­ти­че­с­кой им­пе­рии в оп­ре­де­лён­ном смыс­ле все – чи­нов­ни­ки. В со­вет­ской им­пе­рии бы­ли та­ко­вы­ми и пи­са­те­ли: по­лу­ча­ли бла­га и не­сли служ­бу. Кто не нёс служ­бу, тот сни­мал­ся с до­воль­ст­вия. Сей­час го­су­дар­ст­вен­ный ор­га­низм ко­с­те­не­ет, тре­буя оп­ре­де­лён­но­с­ти, струк­тур­ной чёт­ко­с­ти, и, ве­ро­ят­но, опять по­зо­вёт пи­са­те­ля слу­жить. По­сколь­ку пи­са­тель спе­ци­а­лист по об­ра­зам, а ны­неш­ний мир во­ю­ет об­ра­за­ми – кто пред­ло­жит на­и­бо­лее со­блаз­ни­тель­ный, тот и по­бе­дит. Го­су­дар­ст­во не мо­жет это­го не по­ни­мать, или мы име­ем де­ло с фан­том­ным го­су­дар­ст­вом.

Что ка­са­ет­ся пре­сло­ву­той вну­т­рен­ней сво­бо­ды, то её мо­жет дать ли­бо фи­нан­со­вая не­за­ви­си­мость, ли­бо ас­ке­ти­че­с­кий путь не­стя­жа­ния. Од­на­ко в мас­се сво­ей рус­ский пи­са­тель фи­нан­со­во не­со­сто­я­те­лен и при этом не прочь от­ве­дать слад­ко­го. Так что пой­дёт слу­жить.

 

г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ

 

 

 

 

 


 

Кон­стан­тин ВАН­ШЕН­КИН, ла­у­ре­ат Го­су­дар­ст­вен­ной пре­мии Рос­сии

 

Константин ВАНШЕНКИН
Константин ВАНШЕНКИН

Че­ст­но го­во­ря, не хо­чет­ся на эту те­му го­во­рить, по­сколь­ку этот во­прос не­леп и бес­смыс­лен. Он из­жил се­бя. Это всё без­воз­врат­но уш­ло в про­шлое. По-мо­е­му, это ба­наль­но и оче­вид­но. Со­юз был фик­ци­ей, ис­кус­ст­вен­ным объ­е­ди­не­ни­ем. Поль­за от не­го бы­ла толь­ко вла­с­ти, ко­то­рая та­ким об­ра­зом ма­ни­пу­ли­ро­ва­ла пи­са­те­ля­ми, и лит­ге­не­ра­ла­м. Лит­фонд, со­здан­ный ещё в XIX ве­ке для не­иму­щих ли­те­ра­то­ров, ны­не раз­во­ро­ван и пре­вра­тил­ся в бес­смыс­ли­цу. По­это­му ни­ка­ких пер­спек­тив здесь я не ви­жу. Во­об­ще, на мой взгляд, на­сто­я­ще­му пи­са­те­лю в ус­ло­ви­ях де­мо­кра­ти­че­с­ко­го го­су­дар­ст­ва по­доб­ные ис­кус­ст­вен­ные со­ю­зы не нуж­ны.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Се­мён ШУР­ТА­КОВ, ла­у­ре­ат Го­су­дар­ст­вен­ной пре­мии Рос­сии

 

Семён ШУРТАКОВ
Семён ШУРТАКОВ

 Смеш­ной во­прос. Ко­неч­но, Со­юз пи­са­те­лей был не­об­хо­дим. Без не­го не бы­ло бы со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рая в сво­их луч­ших про­яв­ле­ни­ях яв­ля­лась про­дол­же­ни­ем ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры. До 1934 го­да на­шу ли­те­ра­ту­ру раз­ди­ра­ли враж­ду­ю­щие груп­пи­ров­ки, у неё бы­ло мно­го вра­гов, глав­ным из ко­то­рых яв­ля­лись кри­ти­ки, ста­рав­ши­е­ся вы­тра­вить из неё всё жи­вое. По­сле со­зда­ния Со­ю­за пи­са­те­лей эта ли­те­ра­тур­ная вой­на и вой­на с ли­те­ра­ту­рой, мож­но ска­зать, пре­кра­ти­лась. Со­юз – это со­юз, и он был со­ю­зом со­вет­ских пи­са­те­лей.

Се­го­дня твор­че­с­кие со­ю­зы нуж­ны как ни­ког­да. Куль­ту­ру за­тап­ты­ва­ют, ока­зы­ва­ют на неё дав­ле­ние. Со­ю­зы долж­ны её за­щи­щать. Ко­неч­но, чи­та­те­лям, в об­щем-то, всё рав­но, глав­ное, что­бы бы­ли хо­ро­шие кни­ги. Но без объ­е­ди­не­ния твор­че­с­ких лю­дей не бу­дет хо­ро­ших книг, не бу­дет и куль­ту­ры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ли­дия СЫ­ЧЁ­ВА

 

Лидия СЫЧЁВА
Ли­дия СЫ­ЧЁ­ВА

В 1930-е го­ды Со­вет­ский Со­юз – это го­су­дар­ст­во с но­вы­ми фор­ма­ми ор­га­ни­за­ции по­ли­ти­че­с­кой, эко­но­ми­че­с­кой и куль­тур­ной жиз­ни. В ос­но­ву раз­ви­тия стра­ны был по­ло­жен прин­цип вер­ти­каль­ной ин­те­г­ра­ции, что пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ло мо­би­ли­за­цию, в том чис­ле и ин­тел­лек­ту­аль­ных ре­сур­сов. Так что в по­яв­ле­нии Со­ю­за пи­са­те­лей нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го – вре­мя тре­бо­ва­ло, что­бы «пе­ро при­рав­ня­ли к шты­ку».

Пер­спек­ти­вы твор­че­с­ких со­ю­зов се­го­дня ту­ман­ны по­то­му, что Рос­сия, яв­ля­ясь сум­мой не­ких ку­с­ков «соб­ст­вен­но­с­ти», вяз­нет в «кон­флик­те ин­те­ре­сов» сво­их вла­дель­цев. До «вы­со­ко­го» ли тут?! Все твор­че­с­кие со­ю­зы мож­но за­ме­нить те­ле­ви­де­ни­ем или фон­дом «Рус­ский мир» – кста­ти, фор­маль­но об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ци­ей.

Впро­чем, пла­чев­ное со­сто­я­ние Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии свя­за­но не толь­ко с дер­жав­ным не­бре­же­ни­ем. Мно­гое за­ви­сит и от ру­ко­вод­ст­ва, от его стрем­ле­ния ре­шать про­бле­мы пи­са­те­лей (из­да­тель­ст­ва, ти­ра­жи, рас­про­ст­ра­не­ние из­да­ний, го­но­ра­ры, ста­тус твор­че­с­ко­го ра­бот­ни­ка и пр.). По­след­ний съезд СП Рос­сии, на мой взгляд, по­ка­зал опас­ную тен­ден­цию в раз­ви­тии Со­ю­за – стрем­ле­ние удер­жать власть лю­бой це­ной. А на­до ли?! И ра­ди че­го всё это?

 

 

 

 

 

 


 

Ев­ге­ний ЕР­МО­ЛИН

 

Евгений ЕРМОЛИН
Ев­ге­ний ЕР­МО­ЛИН

 Со­юз пи­са­те­лей был по­пыт­кой кол­лек­ти­ви­за­ции и ин­ду­с­т­ри­а­ли­за­ции в ли­те­ра­ту­ре. Не то кол­хоз «Ли­те­ра­тур­ное пле­мя», не то за­вод Лит­пром. Ма­ло есть сфер жиз­ни, в та­кой же сте­пе­ни не­при­год­ных для по­доб­но­го ро­да обоб­ще­ств­ле­ния и за­кре­по­ще­ния. Не­уди­ви­тель­но, что с ис­то­ри­че­с­кой дис­тан­ции жизнь со­ю­за вы­гля­дит од­ной то­таль­ной па­то­ло­ги­ей, те­а­т­ром каф­ки­ан­ско­го юмо­ра. В пост­ин­ду­с­т­ри­аль­ном и пре­дель­но ато­ми­зи­ро­ван­ном об­ще­ст­ве та­кой со­юз не­воз­мо­жен и не ну­жен. Воз­мож­ны и су­ще­ст­ву­ют твор­че­с­кие объ­е­ди­не­ния по ин­те­ре­сам и не­твор­че­с­кие ор­га­ни­за­ции-по­сред­ни­ки меж­ду пи­са­те­лем и об­ще­ст­вом (гран­то­да­те­ля­ми, из­да­те­ля­ми, прес­сой, меж­ду­на­род­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми и пр.); их пер­спек­ти­вы за­ви­сят от то­го, на­сколь­ко яс­но они осо­зна­ют своё пред­наз­на­че­ние и на­сколь­ко ус­пеш­но его ре­а­ли­зу­ют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Да­рья МАР­КО­ВА

 

Дарья МАРКОВА
Дарья МАРКОВА

Не­об­хо­ди­мость бы­ла, но, по­ла­гаю, в пер­вую оче­редь внеш­няя. Та­ким он был ну­жен преж­де все­го не пи­са­те­лям – го­су­дар­ст­ву. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет и са­ма цель его со­зда­ния: по­ста­вить пи­са­те­лей го­су­дар­ст­ву, вла­с­ти, на служ­бу. В на­ча­ле 1930-х мно­же­ст­во соб­ст­вен­но твор­че­с­ких со­ю­зов окон­ча­тель­но сме­ни­лось офи­ци­аль­ной мо­но­по­ли­ей на ли­те­ра­ту­ру.

Сей­час мно­го го­во­рят о том, что у твор­че­с­ких ра­бот­ни­ков нет ста­ту­са в об­ще­ст­ве. Нет, как и у на­уч­ных. А ССП его дей­ст­ви­тель­но да­вал вку­пе с «соц­па­ке­том», в на­груз­ку при этом шла за­ви­си­мость ху­дож­ни­ка от по­ли­ти­ка и чи­нов­ни­ка.

О пер­спек­ти­вах со­вре­мен­ных твор­че­с­ких Со­ю­зов мне ска­зать что-то труд­но, как че­ло­ве­ку в этом смыс­ле сов­сем по­сто­рон­не­му. Не ду­маю, впро­чем, что го­су­дар­ст­во долж­но со­дер­жать лю­дей твор­че­с­ких про­фес­сий и про­дви­гать в мас­сы их про­из­ве­де­ния; то­с­ка по ста­ту­су и соц­па­ке­ту мно­гих за­став­ля­ет за­бы­вать о на­груз­ке.

Су­ще­ст­во­ва­ние твор­че­с­ких Со­ю­зов мо­жет быть про­дук­тив­но, ес­ли при­чи­ны их воз­ник­но­ве­ния вну­т­рен­ние. Ес­ли у пи­са­те­лей и по­этов есть по­треб­ность за­явить о се­бе как о груп­пе, объ­е­ди­нить­ся, ска­жем, на не­кой идей­но-эс­те­ти­че­с­кой ос­но­ве или для то­го, что­бы со­об­ща от­ста­и­вать свои ин­те­ре­сы. В по­след­нем, в том чис­ле в са­мых не­твор­че­с­ких во­про­сах, по­мощь мо­жет ока­зы­вать ПЕН-клуб.

В 2004 го­ду бы­ла кон­фе­рен­ция, по­свя­щен­ная судь­бе твор­че­с­ких Со­ю­зов. По то­му, что чи­та­ла об этом, мож­но ска­зать, что од­на из не­ве­сё­лых пер­спек­тив для них – по­гряз­нуть в иму­ще­ст­вен­ных дряз­гах и по­пыт­ках, впол­не ри­то­ри­че­с­ких, до­ка­зать об­ще­ст­ву свою важ­ность.


 

Вла­ди­мир ЯРАН­ЦЕВ, обо­зре­ва­тель жур­на­ла «Си­бир­ские ог­ни»

 

Владимир ЯРАНЦЕВ
Владимир ЯРАНЦЕВ

Со­юз – яв­ле­ние ис­то­ри­че­с­кое, то есть факт ис­то­рии, не бо­лее то­го. Хо­тя и не­об­хо­ди­мо­с­ти в нём бы­ло всё же мень­ше, чем за­пла­ни­ро­ван­но­с­ти с по­да­чи не­ко­то­рых «ве­ли­чай­ших лю­дей» тех лет, как ска­зал Бо­рис Па­с­тер­нак на Пер­вом съез­де ССП. Дру­гих (Вик­то­ра Шклов­ско­го, Юрия Оле­шу, Иса­а­ка Ба­бе­ля) уча­с­тие в этом съез­де и ССП, су­дя по их пла­мен­ным ре­чам, из­ме­ни­ло ещё боль­ше. Но да­вать оцен­ки – ис­ка­зи­ло это ме­ро­при­я­тие и этот Со­юз твор­че­с­кие ли­ца пи­са­те­лей или, на­обо­рот, вы­яви­ло их под­лин­ную суть – де­ло тру­до­ём­кое. Всё за­ви­сит от по­ни­ма­ния ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рая в Рос­сии все­гда бы­ла боль­ше, чем ли­те­ра­ту­ра. Сей­час, на­обо­рот, она, мень­ше са­мой се­бя, и по­то­му твор­че­с­кие со­ю­зы име­ют хо­ро­шие пер­спек­ти­вы в пла­не вос­соз­да­ния ста­тус-кво ли­те­ра­ту­ры и её нор­маль­ных «объ­ё­мов». Но толь­ко с на­ли­чи­ем «ве­ли­чай­ших лю­дей» как в ли­те­ра­ту­ре, так и вне её. Без них нет ни твор­че­ст­ва, ни ис­то­рии.

 

г. НО­ВО­СИ­БИРСК

 

 

 

 

 

 

 


 

Сер­гей ШАР­ГУ­НОВ, ла­у­ре­ат пре­мии Мос­ков­ско­го пра­ви­тель­ст­ва

 

Сергей ШАРГУНОВ
Сергей ШАРГУНОВ

Я не со­стою ни в ка­ких Со­ю­зах. Для пи­са­те­ля сей­час это со­вер­шен­но не­важ­но. И всё же не­об­хо­ди­мость под­дер­жи­вать пи­са­те­лей бы­ла и бу­дет все­гда. Дру­гое де­ло, что при всех плю­сах от су­ще­ст­во­ва­ния Со­ю­за и уча­с­тия в нём за­ме­ча­тель­ных и раз­но­об­раз­ных ав­то­ров он был со­здан как иде­о­ло­ги­че­с­кая струк­ту­ра. Се­го­дня есть, на­при­мер, со­юз по­ко­лен­че­с­кий – но­вые, иду­щие врозь, сво­бо­до­лю­би­вые и при этом со­ци­аль­ные ли­те­ра­то­ры. Мож­но бы­ло бы по­про­бо­вать сшить по­рван­ное ли­те­ра­тур­ное про­ст­ран­ст­во, за­те­ять не­что еди­ное, но толь­ко ес­ли за­да­чи бу­дут тех­ни­че­с­ки­ми, а не про­па­ган­дист­ски­ми. Ес­ли пи­са­те­лям бу­дет лег­че жить, ды­шать, из­да­вать­ся – та­кая струк­ту­ра бу­дет по­лез­на. Но удаст­ся ли из­бе­жать склок и рас­прей? Мо­жет быть, долж­но ещё прой­ти не­множ­ко вре­ме­ни, преж­де чем воз­ник­нет объ­е­ди­ня­ю­щее боль­шин­ст­во пи­шу­щих – це­ло­ст­ное ви­де­ние ли­те­ра­тур­но­го ланд­шаф­та.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Юрий ПО­ЛЯ­КОВ, глав­ный ре­дак­тор «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты»

 

Юрий ПОЛЯКОВ
Юрий ПОЛЯКОВ

Счи­та­ет­ся, что это бы­ла ак­ция в рам­ках об­ще­го свёр­ты­ва­ния де­мо­кра­ти­че­с­ких сво­бод в стра­не. Но я с этим не со­гла­сен. Во мно­гом это бы­ло же­ла­ни­ем са­мих пи­са­те­лей, ус­тав­ших от бес­плод­ной борь­бы, дрязг, от груп­пов­щи­ны. Не на­до за­бы­вать, что по­ми­мо иде­о­ло­ги­че­с­ко­го мо­мен­та был ещё хо­зяй­ст­вен­ный мо­мент. Тог­да, как и сей­час, су­ще­ст­во­ва­ли вся­ко­го ро­да зло­упо­треб­ле­ния (са­ти­ри­че­с­ки опи­сан­ные в бул­га­ков­ском ро­ма­не «Ма­с­тер и Мар­га­ри­та») с вы­де­ле­ни­ем дач, пу­тё­вок. Во всём этом сле­до­ва­ло на­ве­с­ти по­ря­док. Кро­ме то­го, не­об­хо­ди­мо при­знать, что пи­са­тель­ский Со­юз сде­лал очень мно­го для раз­ви­тия оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры ХХ ве­ка. И во гла­ве Со­ю­за – это­го нель­зя от­ри­цать – сто­я­ли круп­ные из­ве­ст­ные пи­са­те­ли. Од­ним сло­вом, Со­юз пи­са­те­лей был не­об­хо­ди­мым и за­ко­но­мер­ным яв­ле­ни­ем.

Что ка­са­ет­ся пер­спек­тив, то здесь я ви­жу толь­ко один путь. А имен­но со­зда­ние еди­но­го про­фес­си­о­наль­но­го пи­са­тель­ско­го Со­ю­за. В ка­ком-то смыс­ле мы сей­час на­хо­дим­ся в си­ту­а­ции, ка­кая бы­ла у пи­са­те­лей 75 лет на­зад. У нас сей­час мно­го раз­лич­ных Со­ю­зов, не­ко­то­рые из них про­сто фик­тив­ные, не спо­соб­ные за­щи­щать пи­са­тель­ские ин­те­ре­сы. На­до по­ни­мать, что по­ка не бу­дет об­щей пи­са­тель­ской ас­со­ци­а­ции, не бу­дет и со­от­вет­ст­ву­ю­ще­го от­но­ше­ния со сто­ро­ны вла­с­ти. Вот есть Со­юз ки­не­ма­то­гра­фи­с­тов, Со­юз ху­дож­ни­ков, Со­юз ком­по­зи­то­ров. Го­су­дар­ст­во с ни­ми раз­го­ва­ри­ва­ет. А здесь с кем раз­го­ва­ри­вать?

 

 


 

Ки­рилл АН­КУ­ДИ­НОВ

 

Кирилл АНКУДИНОВ
Кирилл АНКУДИНОВ

По­яв­ле­ние Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей бы­ло со­вер­шен­но за­ко­но­мер­но в си­лу по­ли­ти­че­с­ких про­цес­сов, про­ис­хо­див­ших в Со­вет­ском Со­ю­зе 75 лет на­зад. Сей­час пи­са­тель­ские со­ю­зы су­ще­ст­ву­ют в Рос­сии как ата­визм со­вет­ской эпо­хи. Где-то они дей­ст­ву­ют бо­лее-ме­нее эф­фек­тив­но, где-то ме­нее, не­же­ли бо­лее эф­фек­тив­но, где-то – сов­сем не эф­фек­тив­но. Это за­ви­сит толь­ко от свойств лич­но­с­тей, ру­ко­во­дя­щих ими.

В Ады­гее, где я жи­ву, есть три Со­ю­за пи­са­те­лей – Со­юз пи­са­те­лей Рос­сии, Со­юз рос­сий­ских пи­са­те­лей и Со­юз про­фес­си­о­наль­ных ли­те­ра­то­ров. Я яв­ля­юсь чле­ном Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии, по­сколь­ку у нас имен­но этот Со­юз, по мо­е­му мне­нию, дей­ст­ву­ет эф­фек­тив­нее про­чих Со­ю­зов.

Но во­об­ще я счи­таю, что сам фор­мат «пи­са­тель­ско­го Со­ю­за со­вет­ско­го ти­па» в ны­неш­них ус­ло­ви­ях не­до­ста­точ­но эф­фек­ти­вен. На мой взгляд, бу­ду­щее – за фор­ма­том «про­фес­си­о­наль­но­го со­ю­за ли­те­ра­тур­ных ра­бот­ни­ков». То есть за клас­си­че­с­ко­го ти­па проф­со­ю­зом, за­щи­ща­ю­щим пра­ва всех ли­те­ра­то­ров (вне за­ви­си­мо­с­ти от ко­ли­че­ст­ва пуб­ли­ка­ций, ста­ту­са, жа­н­ра де­я­тель­но­с­ти, иде­о­ло­ги­че­с­ких воз­зре­ний и пр.).

Прав­да, я по­ни­маю, что сей­час в Рос­сии идея «ли­те­ра­тур­но­го проф­со­ю­за» вы­гля­дит как кра­си­вая уто­пия.

 

г. МАЙ­КОП

 

 


 

Ва­ле­рий ПО­ПОВ

 

Валерий ПОПОВ
Валерий ПОПОВ

Со­юз пи­са­те­лей был зо­ло­той клет­кой, и в ше­с­ти­де­ся­тые го­ды в ней мож­но бы­ло уже впол­не сво­бод­но ле­тать, а бить­ся о пру­тья, ра­дуя пра­во­о­хра­ни­тель­ные ор­га­ны, бы­ло уже не ин­те­рес­но.

По­езд­ки по стра­не, вы­ступ­ле­ния в го­ро­де, де­шё­вые ту­рист­ские по­езд­ки, хо­ро­шие из­да­тель­ст­ва, До­ма пи­са­те­лей и твор­че­ст­ва – всё это ка­за­лось ес­те­ст­вен­ным и не от­вле­ка­ло мыс­лей от твор­че­ст­ва, а на­обо­рот –спо­соб­ст­во­ва­ло их воз­ник­но­ве­нию. Я все­гда пи­сал, что хо­тел и умел, и так же ра­бо­та­ло боль­шин­ст­во. Парт­ко­мы ме­ня, бес­пар­тий­но­го, не му­чи­ли.

Го­су­дар­ст­во под­дер­жи­ва­ло и Со­юз пи­са­те­лей, и из­да­тель­ст­ва, и тол­стые жур­на­лы. И кни­ги рас­ку­па­лись при сто­ты­сяч­ном ти­ра­же. И, ду­маю, лю­ди де­ла­ли это до­б­ро­воль­но – ли­те­ра­ту­ра бы­ла в хо­ро­шем со­сто­я­нии.

Сей­час Со­юз пи­са­те­лей Пе­тер­бур­га вклю­ча­ет в се­бя три­с­та во­семь­де­сят шесть ак­тив­но ра­бо­та­ю­щих пи­са­те­лей, по­этов, пе­ре­вод­чи­ков. Мы про­во­ди­ли Пе­тер­бург­ский ли­те­ра­тур­ный фе­с­ти­валь «Нев­ский про­спект», вру­ча­ли в рам­ках его пре­мии Го­го­ля, Ах­ма­то­вой, За­бо­лоц­ко­го, Мар­ша­ка. Но с про­шло­го го­да вла­с­ти со­гла­ша­ют­ся оп­ла­чи­вать ме­ро­при­я­тия лишь по­сле их окон­ча­ния. Труд­но жа­рить ры­бу, ко­то­рую не на что ку­пить. Нам ка­за­лось, что та­ко­му го­ро­ду, как Пе­тер­бург, ли­те­ра­тур­ная жизнь не­об­хо­ди­ма. Нам по­да­ри­ли но­вый Дом пи­са­те­ля, там да­же оп­ла­чи­ва­ют­ся долж­но­с­ти всех тех­ни­че­с­ких ра­бот­ни­ков, от ди­рек­то­ра до гар­де­роб­щи­ка, – но не пре­ду­с­мо­т­ре­но ни ко­пей­ки для ра­бо­ты Со­ю­за пи­са­те­лей. Это то же са­мое, как по­ст­ро­ить фи­лар­мо­нию из чи­с­то­го мра­мо­ра, оп­ла­чи­вать со­лид­ный штат, а ор­ке­с­т­ран­там ве­леть иг­рать бес­плат­но (или в долг): вы тут лю­ди по­след­ние! По­до­зри­тель­но дол­го не при­ни­ма­ет­ся на­вер­ху «За­кон о твор­че­с­ких Со­ю­зах», и оп­ла­чи­вать на­ше «не­за­кон­ное су­ще­ст­во­ва­ние» го­су­дар­ст­во не хо­чет. Ес­ли мы в та­ких ус­ло­ви­ях жи­вём и ра­бо­та­ем – это ещё од­но рус­ское чу­до.

 

г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ

 





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования