Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №33-34. 21.08.2009

Латынину читать и опровергать всегда приятно

Алла ЛАТЫНИНА
Алла ЛАТЫНИНА

 Ал­ла Ла­ты­ни­на пи­шет вкрад­чи­во, буд­то ко­та че­шет.

Ос­нов­ная ри­то­ри­че­с­кая фи­гу­ра в ста­тье «Слу­чай Ели­за­ро­ва» («Но­вый мир», 2009, № 4) – ин­си­ну­а­ция. Ти­па «Я очень це­ню кри­ти­ка Льва Да­нил­ки­на… хо­тя по­рой…». Воз­мож­но­с­ти этой ри­то­ри­че­с­кой фи­гу­ры без­гра­нич­ны.

Это «в ого­ро­де бу­зи­на, а в Ки­е­ве дядь­ка» с ин­то­на­ци­ей. Ти­па – хо­тя в ого­ро­де бу­зи­на, но в Ки­е­ве дядь­ка. Или: всё-та­ки в ого­ро­де бу­зи­на, но так­же и в Ки­е­ве дядь­ка. Или: с од­ной сто­ро­ны – в ого­ро­де бу­зи­на, но с дру­гой-то – в Ки­е­ве дядь­ка и т.д.

Ал­ла Ла­ты­ни­на в на­ту­ре пи­шет: «Де­бют, на мой взгляд, был не ху­же и не луч­ше дру­гих». Это ри­то­ри­ка ре­чи Ста­ли­на: «Не­по­нят­но ка­кие лю­ди. Ни то ни сё. Ни в го­ро­де Бог­дан, ни в се­ле Се­ли­фан. Не­о­пре­де­лён­ные». «Не ху­же и не луч­ше». Как это пе­ре­во­дит­ся на про­стой рус­ский? Это пе­ре­во­дит­ся … (за­пол­нить са­мо­сто­я­тель­но). При­дёт ли по­лит­кор­рект­ное вре­меч­ко, ког­да кон­ст­рук­ция «это и не … и не …» бу­дет офи­ци­аль­но за­пре­ще­на мно­го­ст­ра­даль­ной рус­ской грам­ма­ти­кой?..

Куч­но Ла­ты­ни­на так­же под­тя­ги­ва­ет раз­ные по­лу­фа­б­ри­ка­ты. Ша­ри­ков там, Эл­лоч­ка-лю­до­ед­ка. В Харь­ко­ве Е.А. Щу­ки­ной по­ста­ви­ли па­мят­ник. Сек­са­пиль­ная, ока­зы­ва­ет­ся, бы­ла ба­ба! Я по­ла­гаю-та­ки, что её про­грам­ма язы­ко­во­го су­же­ния ра­зум­ней, чем язы­ко­вое рас­ши­ре­ние Иса­и­ча. Мень­ше слов – бы­с­т­рее ду­ма­ешь.

Для раз­груз­ки не­боль­шое уп­раж­не­ние. Пе­ре­ве­ди­те на мат сле­ду­ю­щие фра­зы и вы­ра­же­ния:

Я удив­лён. –

Я зря по­тра­тил день­ги. –

Я очень ус­тал на ра­бо­те. –

Это не­хо­ро­ший че­ло­век. –

В хо­ло­диль­ни­ке ни­че­го нет. –

Всё, что ты го­во­ришь, ахи­нея. –

Ты мне не ин­те­ре­сен. –

Мне всё рав­но. –

 

Ели­за­ров не по­нра­вил­ся Ал­ле Ла­ты­ни­ной так­же и внеш­не.

В на­ту­ре тут два мо­ти­ва. Кор­по­ра­тив­ный. Вро­де бы и всем хо­рош, да не наш.

И ага­фь­я­ти­хо­нов­ский. Хо­ро­ший ти­па маль­чик, толь­ко ещё ап­грей­дить здесь, здесь и здесь, да ис­под­нее (?) за­што­пать, пар­фюм по­до­брать, пе­ре­обуть и т.д. Этой фи­гу­рой ре­чи ли­бе­ра­лы одол­жи­лись у со­вет­ской вла­с­ти. Стро­ит­ся она про­сто. В це­лом всё хо­ро­шо, но мел­кие от­дель­ные не­до­стат­ки. И в та­ко-о-ом ко­ли­че­ст­ве!! «Ума не при­ло­жим, по­че­му же­ни­хи наш двор об­хо­дят? Дев­ка кра­си­вая, толь­ко что на один гла­зок сле­по­ва­та, да дру­гой-то це­лый. Да на ли­чи­ке чер­ти го­рох мо­ло­ти­ли, так ведь ли­чи­ко мож­но плат­ком при­крыть… Да нож­ку во­ло­чит, го­ло­вой тря­сёт и бок кри­во­ва­тый… А боль­ше нет ни­че­го…»

 

«Кто на ком сто­ял? – крик­нул Фи­лип Фи­лип­по­вич. – По­тру­ди­тесь из­ла­гать яс­нее».

 

Ал­ла Ла­ты­ни­на очень тон­ко ос­т­рит над под­тяж­ка­ми Ели­за­ро­ва, что нын­че не­сколь­ко смеш­но. Тер­мин «ис­под­нее» уже по­ра снаб­дить сно­с­кой/кар­тин­кой.

Раз­бе­рём­ся. Ла­ты­ни­на ти­па ду­ма­ет, что мно­го раз­ная от Ели­за­ро­ва. На са­мом де­ле это ско­ва­нные од­ной це­пью.

Воз­ня по сло­ва­рям очень по­ка­зы­ва­ет еди­но­сущ­ность Ла­ты­ни­ной и Ели­за­ро­ва. Ели­за­ров счи­та­ет удар­ной ча­с­тью ро­ма­на пам­ф­лет о не­гра­мот­но­с­ти Па­с­тер­на­ка. Ал­ла Ла­ты­ни­на в свою оче­редь яв­но счи­та­ет удар­ной ча­с­тью сво­ей ста­тьи про­све­ще­ние са­мо­го Ели­за­ро­ва. Это та­кая фи­ло­ло­ги­че­с­кая борь­ба ком­про­ма­тов.

Ели­за­ров до­ста­ёт сло­варь. Ла­ты­ни­на па­ри­ру­ет сло­ва­рём по­стар­ше. Мо­жет по­дой­ти тре­тий че­ло­век и под­тя­нуть ещё бо­лее древ­ний сло­варь. Да­лее под­хо­дит чет­вёр­тый: «А что это вы, гос­по­да, ло­по­че­те по-сла­вян­ски? Ва­ляй по-древ­не­гре­че­с­ки!» А на хи­т­ро­го гре­ка все­гда най­дёт­ся егип­тя­нин.

 

Эпи­гон – это зву­чит гор­до!

 

Ла­ты­ни­на куч­но ра­бо­та­ет по этой те­ме. «Жёл­тая коф­та вто­рой све­же­с­ти». «От­чёт­ли­вая вто­рич­ность тек­с­та тро­га­тель­но взы­ва­ла к сни­с­хож­де­нию». «Ко­мич­ная вто­рич­ность сол­дат­ских бо­ти­нок и под­тя­жек». Ла­ты­ни­на ду­ма­ет, что «эпи­гон» – это та­кое уни­вер­саль­ное ру­га­тель­ное сло­во ти­па «гра­фо­ман». Это ей так хо­чет­ся ду­мать.

Эпи­го­ны тем и хо­ро­ши, что пи­шут луч­ше пред­ше­ст­вен­ни­ков и ино­гда за­тме­ва­ют та­ко­вых. Го­мер, Шек­с­пир, Пуш­кин. Мам­ле­е­ва я чи­тал. Мам­ле­ев пи­сать не уме­ет. Ста­рый Со­ро­кин ску­чен, как При­гов, а но­вый пи­шет так же, как Ели­за­ров. Пе­ле­вин пи­шет слож­но о про­стом, при этом во­об­ра­жая, что пи­шет про­сто о слож­ном. Ве­ро­ят­но, ве­я­ние вре­ме­ни и ре­зо­ни­ру­ет с мен­та­ли­те­том или что-то в этом ро­де. На­при­мер, так пи­шут­ся мно­гие ум­ст­вен­ные ста­тьи.

Ал­ле Ла­ты­ни­ной, ви­ди­мо, ни­ког­да не при­хо­ди­ло в го­ло­ву, что «чув­ст­во ме­ры» – ок­сю­мо­рон. Да­вай­те ме­ры от­дель­но, чув­ст­ва от­дель­но. Ина­че ка­пи­та­лиз­ма не по­ст­ро­им. Эпи­го­ны, в от­ли­чие от сво­их не­за­дач­ли­вых па­паш, Фи­вы-та­ки взя­ли.

 

«На встре­чу со звёз­да­ми на­до при­хо­дить под­го­тов­лен­ны­ми!»
                                                                                                     Фи­липп Кир­ко­ров

 

Раз­вод­ка по-мос­ков­ски про­из­во­дит­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Ла­ты­ни­на пи­шет: «В сво­их ин­тер­вью Ели­за­ров лю­бит по­вто­рять, буд­то ли­бе­раль­ная ин­тел­ли­ген­ция воз­му­ти­лась тем, что он за­пят­нал свет­лый об­раз её ду­хов­но­го ли­де­ра – Па­с­тер­на­ка. Это ему так хо­чет­ся ду­мать. Па­с­тер­нак не свя­ты­ня, а ма­с­тер. Ма­с­тер­ст­во мож­но об­суж­дать, это не пред­мет ве­ры. У ма­с­те­ра мож­но най­ти изъ­я­ны и про­ва­лы. На­ко­нец, из­де­лие ма­с­те­ра мож­но про­сто не лю­бить: так не лю­би­ла Ах­ма­то­ва «Док­то­ра Жи­ва­го», так иро­ни­зи­ро­вал На­бо­ков над ме­ло­дра­ма­тиз­мом и шаб­лон­ны­ми си­ту­а­ци­я­ми ро­ма­на, со­жа­лея, что он не под­ни­ма­ет­ся до по­эзии Па­с­тер­на­ка».

Ла­ты­ни­на на­роч­но тя­нет. По­вто­ряю в по­нят­ной фор­ме. Ви­лы в сле­ду­щем: «ма­с­тер­ст­во мож­но об­суж­дать» или «на­ко­нец из­де­лие ма­с­те­ра мож­но про­сто не лю­бить». Ну так Ели­за­ров «про­сто не лю­бит», ву­а­ля ту! «Про­сто» Ах­ма­то­вой и На­бо­ко­ву мож­но «про­сто не лю­бить», а Ели­за­ро­ву нель­зя. Свер­чок – ше­с­ток.

Ин­то­на­ци­он­но «я» Ла­ты­ни­ной тя­го­те­ет к «мы». На­при­мер: «Сна­ча­ла я да­же хо­те­ла на­пи­сать ед­кую ста­тью и за­ве­рить Льва Да­нил­ки­на, что он мо­жет спо­кой­но про­дол­жать чи­тать «Се­с­т­ру мою жизнь» без сме­ха…». Ну и да­лее вез­де мож­но «я» по­ме­нять на «мы». По­про­буй­те. Это ин­те­рес­но.

 

«Он знал не­множ­ко по-ла­ты­ни…»

 

Вы­ше я го­во­рил про­тив Ла­ты­ни­ной. Те­перь я ска­жу за Ла­ты­ни­ну. Ста­тья Ал­лы Ла­ты­ни­ной на­пи­са­на эле­гант­но, внят­но и в об­щем спра­вед­ли­во. Чи­тать её при­ят­но. Оп­ро­вер­гать то­же. 


Василий ШИРЯЕВ,
п. ВОЛКАНЫЙ,
Камчатка




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования