Архив : №33-34. 21.08.2009
Складской скульптор
В столичном выставочном комплексе «Провиантские склады», что на Зубовском бульваре, открылась персональная выставка скульптора Леонида Баранова. Сей ваятель пока ещё не так известен, как к примеру Зураб Церетели, Александр Рукавишников и Александр Бурганов, уляпавшие всю Москву своими бессмертными творениями. Но очень может быть, что в скором времени он составит этой бессменной придворной тройке столичных скульпторов серьёзную конкуренцию: за последние два года в Москве установлены три барановские работы – разукрашенный памятник Казакову и Баженову в Царицыне, бюст Суворова в Екатерининском парке и скульптурная группа Пётр I и доктор Битлоо в главном военном госпитале имени Н.Н. Бурденко. Тем более что, судя по данной выставке, нахальства и апломба (вот главные качества, нужные сегодня для успеха в искусстве) ему не занимать. Назвав свою экспозицию «Диалоги с историей», почтенный 65-летний ваятель предстал в ней этаким распоясавшимся авангардистом, который с историей и её героями на ты и, более того, видимо, пил с ними на брудершафт. Достаточно сказать, что Баранов вытворяет с Пушкиным. Поэт изображён то сидящим на Пегасе с человеческими ногами, то в виде обнажённого античного атлета, то в виде громадного, в несколько метров, бюста. Тут уж и Хлестаков умолкнул бы в недоумении, особенно после того, как увидел бы своего создателя Николая Гоголя в виде готического храма.
А ведь в своё время Баранов был добротным, вполне традиционным советским скульптором. Знал своё – весьма скромное – место и не проказничал. Но тут в него словно бес вселился (эх, если бы только в него). Что и говорить, наше время – время искушений и соблазнов – выявляет в человеке самую его суть, которая в другое, «спокойное» время была бы скрыта от глаз. Вообще, на мой взгляд, символично, что работы Леонида Баранова представлены именно в «Провиантских складах». Самое им там место.
Фёдор ХМЕЛЕВСКИЙ