Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35. 04.09.2009

Вечный сверстник преддвадцатилетних

Ирина МЕДВЕДЕВА, президент Фонда памяти Ильи Тюрина
Ирина МЕДВЕДЕВА, президент
Фонда памяти Ильи Тюрина

– До­ро­гая Ири­на, ког­да вы по­ня­ли, что с ухо­дом че­ло­ве­ка мы не те­ря­ем его, ес­ли очень это­го хо­тим? Ког­да по­яви­лась идея со­здать Фонд па­мя­ти Ильи Тю­ри­на, аль­ма­нах «Илья»? Мож­но ли ска­зать, что это был мощ­ный за­щит­ный ме­ха­низм для ва­шей жиз­ни?

– Да, ко­неч­но. Поч­ти сра­зу по­сле из­ве­с­тия об Илю­ши­ной ги­бе­ли в го­ло­ве за­сту­ча­ла мысль: на­до де­лать кни­гу Ильи, на­до де­лать… К это­му бы­ли не толь­ко эмо­ци­о­наль­ные, но и впол­не ма­те­ри­аль­ные пред­по­сыл­ки. Мы оба с Иль­ёй «со­вы», ра­бо­та­ли по но­чам: я пи­са­ла ста­тьи, он – сти­хи… И бы­ла у нас та­кая иг­ра: он на­пи­шет сти­хо­тво­ре­ние, при­дёт ко мне в ком­на­ту, про­чи­та­ет (кста­ти, у не­го и сти­хо­тво­ре­ние об этом есть: «Не вста­вай – я при­шёл со сти­ха­ми…»), я са­ма про­чи­таю его с ли­с­та, а по­том бе­ру этот лист, ну­ме­рую его и кла­ду в па­поч­ку – крас­ную та­кую па­поч­ку. Я по зна­ку зо­ди­а­ка Де­ва – мы всё си­с­те­ма­ти­зи­ру­ем, вот и Илю­шу втя­ну­ла… Сло­вом, па­поч­ка эта очень бы­с­т­ро по­пол­ня­лась: по­сле смер­ти Ио­си­фа Брод­ско­го у Ильи слу­чил­ся мощ­ный вы­брос сти­хов – он мог пи­сать по два-три сти­хо­тво­ре­ния в сут­ки. И я ста­ла по­ду­мы­вать, что на­до бы из­дать книж­ку. А тут эта бе­да! И бук­валь­но на сле­ду­ю­щий день я уже си­де­ла за ком­пью­те­ром и на­би­ра­ла Илю­ши­ны сти­хи – он то пи­сал их от ру­ки, то на ма­шин­ке… Вот по­че­му в ре­корд­ные сро­ки, ров­но че­рез 9 ме­ся­цев (столь­ко же, сколь­ко нуж­но на вы­на­ши­ва­ние ре­бён­ка) Илю­ши­на кни­га уви­де­ла свет.

Мы на­зва­ли её «Пись­мо» – по од­но­му из сти­хо­тво­ре­ний Ильи. Да это и бы­ло пись­мо – всем нам, ос­тав­шим­ся… Кни­га по­па­ла к по­эту и пуб­ли­ци­с­ту Ма­ри­не Ку­ди­мо­вой, ко­то­рая на­зва­ла её «со­бы­ти­ем мил­ле­ни­у­ма» – де­ло бы­ло в 2000 го­ду… Мы встре­ти­лись, по­го­во­ри­ли; Ма­ри­на на­зва­ла на­сле­дие 19-лет­не­го маль­чи­ка по­сла­ни­ем, ко­то­рое не мо­жет не быть ус­лы­ша­но дру­ги­ми. Что луч­ше, чем пре­мия па­мя­ти, мог­ло бы стать по­во­ро­том в по­смерт­ной судь­бе Ильи? Я пред­ло­жи­ла Ма­ри­не воз­гла­вить жю­ри Илья-пре­мии – она со­гла­си­лась. Тог­да же при со­дей­ст­вии близ­ких и дру­зей Ильи был со­здан Фонд па­мя­ти Ильи Тю­ри­на. Ос­та­но­вив­ше­е­ся для ме­ня вре­мя вновь рас­прав­ля­ло кры­лья. Толь­ко вме­с­то ожи­да­ния Ильи по ве­че­рам, я ста­ла ожи­дать ру­ко­пи­си на Илья-пре­мию…

Ну а за­ко­но­мер­ным ито­гом Илья-пре­мии ста­ла книж­ная се­рия ла­у­ре­а­тов кон­кур­са и еже­год­ный аль­ма­нах «Илья», где пуб­ли­ку­ют­ся ра­бо­ты его фи­на­ли­с­тов.

– Ири­на, аль­ма­нах «Илья» сов­сем не хо­чет­ся на­зы­вать «тол­стым», во мно­гом он су­ще­ст­ву­ет оп­по­зи­ци­он­но та­ким при­знан­ным жур­на­лам, как «Зна­мя», «Ок­тябрь», «Но­вый мир»…

– Но он тол­стый – очень тол­стый! 208 стра­ниц, а в 2004 го­ду – к 5-ле­тию Илья-пре­мии – да­же 320. Ох, как я чув­ст­вую уве­си­с­тость на­ше­го из­да­ния, ког­да ве­зу его на встре­чу с чи­та­те­ля­ми…

Но оп­по­зи­ции жур­на­лам, ко­то­рые у нас тра­ди­ци­он­но при­ня­то на­зы­вать «тол­сты­ми», наш аль­ма­нах не со­став­ля­ет. У нас раз­ные за­да­чи. «Тол­стя­ки» су­ще­ст­ву­ют в ли­те­ра­тур­ном про­цес­се, фор­ми­руя его – рань­ше, пы­та­ясь не от­стать – сей­час… А мы пред­став­ля­ем срез мо­ло­дой по­эзии и эс­се­и­с­ти­ки – по вы­бран­ным на­ми но­ми­на­ци­ям (прав­да, уже три го­да в Илья-пре­мии су­ще­ст­ву­ет так­же и но­ми­на­ция «про­за», но за­мет­ных ус­пе­хов здесь нет). И я да­же не мо­гу ска­зать, что этот срез иде­аль­ный, по­сколь­ку ни­ка­кой кон­курс не мо­жет быть все­о­хват­ным и объ­ек­тив­ным, хо­тя из го­да в год все кон­кур­сы к это­му при­зы­ва­ют­ся. Де­ло в том, что лю­бое жю­ри вы­би­ра­ет из то­го, что при­шло на кон­курс, а где га­ран­тия, что в этом по­то­ке и ока­за­лась са­мая та­лант­ли­вая ру­ко­пись, а не ос­та­лась ле­жать в сто­ле… Илья, к при­ме­ру, ни­ког­да не по­сы­лал свои сти­хи ни на ка­кой кон­курс. У не­го да­же есть весь­ма иро­нич­ное эс­се по это­му по­во­ду – «О пре­ми­ях»…

Но уро­вень оцен­ки по­сту­пив­ших ру­ко­пи­сей Илья-пре­мия га­ран­ти­ру­ет – и план­ка эта вы­со­ка! Я мог­ла бы по­хва­с­тать, что на­ши ла­у­ре­а­ты и фи­на­ли­с­ты ста­но­вят­ся по­том ла­у­ре­а­та­ми и фи­на­ли­с­та­ми дру­гих ли­те­ра­тур­ных кон­кур­сов, но де­ло не в этом. Мо­ло­дым, очень мо­ло­дым лю­дям, при­шед­шим в ли­те­ра­ту­ру, очень нуж­на под­держ­ка на пер­вых по­рах. Что­бы уз­нать о том, что они есть, их про­сто нуж­но пе­ча­тать! А вот это­го не де­ла­ет прак­ти­че­с­ки ни один тол­стый жур­нал с очень уз­ким кру­гом «сво­их» – в хо­ро­шем смыс­ле – ав­то­ров. А на стра­ни­цах аль­ма­на­ха «Илья» за де­сять лет су­ще­ст­во­ва­ния кон­кур­са за­яви­ли о се­бе не ме­нее трёх­сот по­этов, про­за­и­ков, эс­се­и­с­тов, сред­ний воз­раст ко­то­рых 25 лет! Как сло­жит­ся их даль­ней­шая ли­те­ра­тур­ная судь­ба – не нам су­дить, но они ска­за­ли свое пер­вое сло­во, а мы по­мог­ли его ус­лы­шать.

– За­ме­ча­тель­ный по­эт Ана­то­лий Ко­бен­ков, мно­го сде­лав­ший для Илья-пре­мии, то­же ра­но ушёл. Ана­то­лий Ива­но­вич и Илья встре­ча­лись при жиз­ни?

– Нет, не встре­ча­лись. В при­жиз­нен­ном ок­ру­же­нии Ильи толь­ко по­эты Та­ть­я­на Бек и Алек­сандр До­рин чи­та­ли его сти­хи, ког­да он, по вы­ра­же­нию Бек, был 15-лет­ним ка­пи­та­ном… Так слу­чи­лось, что Илья был по­этом, но стал им уже по­сле ги­бе­ли. И по­мог­ли ему в этом лю­ди, ни­ког­да Илью не знав­шие, но уз­нав­шие его че­рез сти­хи. Все они мно­гое сде­ла­ли для Ильи-пре­мии, они её со­зда­ли: Ма­ри­на Ку­ди­мо­ва, Юрий Куб­ла­нов­ский, Ва­лен­тин Кур­ба­тов, Юрий Бе­ли­ков, Оль­га Та­та­ри­но­ва, Га­ли­на Во­ро­па­е­ва, Алек­сей Фи­ли­мо­нов, Алек­сандр Мос­ка­лен­ко, Ефим Бер­шин, Вла­ди­мир Мо­же­гов… Я мо­гу про­дол­жать и про­дол­жать этот ряд. И ко­неч­но, Ана­то­лий Ко­бен­ков, с ко­то­рым мы од­наж­ды пе­ре­сек­лись на пу­ти в Лип­ки, где про­хо­дил оче­ред­ной фо­рум мо­ло­дых пи­са­те­лей, и не рас­ста­лись до са­мой его ско­ро­по­с­тиж­ной и не­по­сти­жи­мой смер­ти – че­рез не­сколь­ко дней по­сле за­ме­ча­тель­но пре­крас­ной по­езд­ки в Пуш­кин­ские Го­ры…

В тот год Ана­то­лий Ива­но­вич, слов­но пред­чув­ст­вуя ско­рое рас­ста­ва­ние, го­ря­чо взял­ся за обу­с­т­рой­ст­во Илья-пре­мии. Он при­вёл на кон­курс це­лую пле­я­ду та­лант­ли­вей­ших юных ир­ку­тян – мно­гие из них, став ла­у­ре­а­та­ми кон­кур­са, пе­ре­бра­лись в Моск­ву. Впро­чем, для на­шей пре­мии это ря­до­вое яв­ле­ние… Он на­пи­сал ста­тью, в ко­то­рой на­звал Илью «веч­ным свер­ст­ни­ком ны­неш­них и бу­ду­щих пред­двад­ца­ти­лет­них; он «при­го­во­рён» к мис­сии их веч­но­го ли­де­ра…». И уже об­ду­мы­вал но­вый фор­мат аль­ма­на­ха, ко­то­рый бы рас­ши­рил его ди­а­па­зон вза­и­мо­дей­ст­вия с чи­та­те­лем, по­сколь­ку дол­жен был вы­хо­дить 3–4 ра­за в год…

– Рус­лан Ки­ре­ев в ин­тер­вью «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те» го­во­рил, что уро­вень по­эзии сей­час в Рос­сии вы­ше, чем про­за­и­че­с­кий. Вы мо­же­те это про­ком­мен­ти­ро­вать?

– Я с ним со­глас­на. И ви­ди­мо, не толь­ко я. Это под­тверж­да­ет тот факт, что в но­ми­на­ции «про­за» Илья-пре­мии за 2009 год ни­кто не по­пал в фи­нал. Ви­ди­мо, про­за всё-та­ки удел бо­лее зре­лой воз­ра­ст­ной ка­те­го­рии. Хо­тя и тут есть ис­клю­че­ния: к при­ме­ру, Ан­на Пав­лов­ская, Гран-при Илья-пре­мии 2002 го­да в но­ми­на­ции «по­эзия», де­бю­ти­ро­ва­ла в Илья-пре­мии как эс­се­ист. И про­за­ик она очень ин­те­рес­ный и сре­ди на­ших фи­на­ли­с­тов не­пре­взой­дён­ный. Хо­тя я уже от­ме­чаю тя­гу к «су­ро­вой про­зе» у сов­сем ещё мо­ло­дых Ан­то­на Чёр­но­го, Эд­вар­да Чес­но­ко­ва…

– С 2004 – в Моск­ве и Пуш­кин­ских Го­рах про­хо­дит еже­год­ный фе­с­ти­валь по­эзии па­мя­ти Ильи Тю­ри­на «Ав­густ». Кто при­ез­жа­ет ту­да?

– При­ез­жа­ют фи­на­ли­с­ты Илья-пре­мии. Из раз­ных го­ро­дов и да­же стран. В пер­вые го­ды мы име­ли воз­мож­ность оп­ла­чи­вать про­езд до Моск­вы и об­рат­но, пре­до­став­лять гос­ти­ни­цу на­шим гос­тям. Сей­час с этим ху­же, но всё-та­ки мы ста­ра­ем­ся дер­жать мар­ку и на­сы­ща­ем про­грам­му фе­с­ти­ва­ля раз­но­об­раз­ны­ми со­бы­ти­я­ми, глав­ным из ко­то­рых по­ми­мо соб­ст­вен­но ито­гов оче­ред­но­го ту­ра Илья-пре­мии яв­ля­ет­ся по­езд­ка в Пуш­кин­ские Го­ры – по­езд­ка к Пуш­ки­ну. Нас при­ни­ма­ет ад­ми­ни­с­т­ра­ции Го­су­дар­ст­вен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка А.С. Пуш­ки­на «Ми­хай­лов­ское» и его ди­рек­тор, то­же ста­рин­ный друг Илья-пре­мии Ге­ор­гий Ни­ко­ла­е­вич Ва­си­ле­вич.

Это по­ис­ти­не сча­ст­ли­вая не­де­ля! Я ез­жу ту­да с ре­бя­та­ми уже в ше­с­той раз и не ус­таю по­ра­жать­ся, как это див­ное ме­с­то рас­кры­ва­ет в каж­дом твор­че­с­кий по­тен­ци­ал. Ма­ло то­го – ду­шу! Мы про­шли по всем тро­пам за­по­вед­ни­ка, ку­па­лись в Со­ро­ти, встре­ча­ли рас­све­ты и за­ка­ты в Ми­хай­лов­ском, Пе­т­ров­ском, Три­гор­ском, на Сав­ки­ной го­ре… Бы­ли на ли­тур­гии по Алек­сан­д­ру Сер­ге­е­ви­чу в Свя­то­гор­ском мо­на­с­ты­ре, на по­го­с­те на Во­ро­ни­че… И ко­неч­но, встре­ча­лись с лю­би­те­ля­ми по­эзии в зна­ме­ни­том На­уч­но-куль­тур­ном цен­т­ре, по­ст­ро­ен­ном ещё при пер­вом ди­рек­то­ре за­по­вед­ни­ка Се­мё­не Гей­чен­ко… Эхо ав­гу­с­та в Пуш­ки­но­го­рье не пре­кра­ща­ет­ся все эти го­ды: прак­ти­че­с­ки ни один аль­ма­нах не вы­шел без под­бор­ки сти­хов и ста­тей, на­пи­сан­ных под впе­чат­ле­нием этих по­след­них дней ле­та. Во­шли они и в сбор­ник «Ав­густ», где так же прон­зи­тель­но, как и не­сколь­ко лет на­зад, зву­чат стро­ки Ан­ны Пав­лов­ской:

 

Да­вай не воз­вра­щать­ся

В боль­шие го­ро­да,

Здесь бы­ло на­ше брат­ст­во

И мо­жет быть все­гда.

 

– Вла­ди­мир Ган­дель­сман го­во­рит, что на­сто­я­щий по­эт дол­жен быть ог­лу­ши­тель­но не­из­ве­с­тен. Как бы Илья от­нёс­ся к та­кой мыс­ли?

– Я по­ла­гаю, Илью то­же по­се­ща­ли по­доб­ные мыс­ли. Но, воз­мож­но, он не был рав­но­ду­шен к сла­ве. Во вся­ком слу­чае в его за­пис­ных книж­ках я на­шла та­кую за­пись:

 

Я, ав­гу­с­тей­ший.

Это – ско­рее бе­да, чем ок­рик

Ла­в­ра с вер­ши­ны че­ла, не­до­ступ­но­го да­же

Соб­ст­вен­ным мыс­лям; с той бла­го­род­ной ох­ры,

Что ос­леп­ля­ет хру­с­та­лик зер­ка­ла, де­лая влаж­ным

Глаз...

 

Или – та­кую: «В Его Пол­ном Со­бра­нии Со­чи­не­ний упо­мя­нут ме­ня».

Или – вот ещё «При­зна­ние – это ког­да твоё имя на­би­ра­ет­ся бо­лее круп­ным шриф­том, чем на­зва­ние тво­ей кни­ги…»

Но на судь­бе мо­е­го сы­на Гос­подь по­ста­вил экс­пе­ри­мент. В 16 лет Он дал ему та­лант, а в 19 за­брал к Се­бе.

И всё-та­ки я счи­таю, что Илья пе­ре­иг­рал Гос­по­да. По­то­му что сти­хи он пе­ре­стал пи­сать ещё в 17 лет. Он буд­то ска­зал се­бе: «Из­ве­ст­ность та­ко­го ро­да, как её по­ни­ма­ют мно­гие, мне не нуж­на!» Он по­хо­дил по мос­ков­ским сту­ди­ям, са­ло­нам, ве­че­рам. Вез­де один и тот же на­бор – де­ся­ток че­ло­век – не боль­ше. Илья ска­зал: «Это по­пса! Я пи­сать сти­хи не бу­ду. Я пой­ду в ме­ди­ци­ну!» И по­шёл: год про­ра­бо­тал са­ни­та­ром в НИИ ско­рой по­мо­щи им. Скли­фо­сов­ско­го, за­тем по­сту­пил на пе­ди­а­т­ри­че­с­кий фа­куль­тет Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го ме­ди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та… Но три го­да спу­с­тя мы, ра­зо­брав его ар­хив и опуб­ли­ко­вав кни­гу сти­хов «Пись­мо», на­зва­ли Илью по­этом.

Что это?! Он ни еди­ной ми­ну­ты не знал из­ве­ст­но­с­ти. Но, ви­ди­мо, на­ли­чие та­лан­та (в по­след­ние де­сять дней сво­ей жиз­ни Илья на­пи­сал сти­хо­тво­ре­ние «Рож­де­ние кре­с­ть­я­ни­на» – и, воз­мож­но, это был но­вый ви­ток его по­эти­че­с­ко­го твор­че­ст­ва) го­во­рит о том, что че­ло­ве­ку из­ве­ст­ность нуж­на. А вот По­этом он мо­жет быть и без при­зна­ния.


Беседовала Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования