Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35. 04.09.2009

Именины сердца на пороге осени

 «Вол­га»

Сдво­ен­ный (июль – ав­густ) но­мер «Вол­ги» са­ра­тов­ско­го раз­ли­ва пе­ре­пол­нен раз­но­ка­че­ст­вен­ной по­эзи­ей и про­зой (Алек­сей Ку­б­рик, На­та­лья Чер­ных, Ста­ни­слав Ли­вин­ский, Ва­дим Яр­мо­ли­нец, Игорь Бо­бы­рев, Та­ть­я­на Не­шу­мо­ва и др.). Бо­го­спа­са­е­мое это, ко­неч­но, де­ло – пре­до­став­лять пло­щад­ку для столь мас­со­во­го са­мо­вы­ра­же­ния про­вин­ци­аль­ным «са­мо­род­кам». Уфа, Са­ма­ра, Яро­славль, Пен­за, – вот при­бли­зи­тель­ная «чер­та осед­ло­с­ти» ав­то­ров лет­ней «Вол­ги». Всё бы ни­че­го, да вот толь­ко уро­вень не­ко­то­рых пуб­ли­ка­ций под­час ос­тав­ля­ет же­лать луч­ше­го, мно­го луч­ше­го… От­ча­с­ти имен­но по­это­му на фо­не жур­наль­но­го худ­ли­та так вы­год­но смо­т­рят­ся бе­се­ды (впро­чем, дей­ст­ви­тель­но ин­те­рес­ные) со сто­лич­ны­ми ли­те­ра­тур­т­рег­ге­ра­ми – Ан­ной Го­луб­ко­вой и Ан­д­ре­ем Ко­ро­ви­ным. Вот что го­во­рит по­след­ний, в ча­ст­но­с­ти, об из­мель­ча­нии у нас се­те­вой сло­вес­но­с­ти: «Ак­тив­но на­хо­ди­ли ав­то­ров че­рез Ин­тер­нет лет 5–8 на­зад. Че­рез Сеть я на­шёл поч­ти всех, с кем сей­час про­дол­жаю дру­жить и ра­бо­тать. Но бум ос­во­е­ния Ин­тер­не­та ли­те­ра­то­ра­ми в ос­нов­ном за­кон­чен. Те, кто счи­та­лись лет во­семь на­зад се­те­вы­ми по­эта­ми, дав­но пе­ре­шаг­ну­ли на сле­ду­ю­щую сту­пень­ку. Ин­тер­нет стал тем, чем и дол­жен был быть – про­сто ин­ст­ру­мен­том для хра­не­ния и рас­про­ст­ра­не­ния ин­фор­ма­ции, в том чис­ле и ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний».

Что ещё ра­ду­ет, так это на­це­лен­ность из­да­ния на ос­ве­ще­ние ме­ст­но­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са. Так, три из се­ми ре­цен­зий в ру­б­ри­ке «Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка» по­свя­ще­ны кни­гам во всех смыс­лах «волж­ским» – из Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Вол­го­гра­да и, ес­те­ст­вен­но, Са­ра­то­ва.

 

«Друж­ба на­ро­дов»

Сти­хи ав­гу­с­тов­ской «Друж­бы» раз­но­ка­ли­бер­ны – как, впро­чем, и все­гда в этом ува­жа­е­мом из­да­нии. Под­бор­ка Юлии По­кров­ской «По­та­ён­ный кар­ман» в це­лом со­дер­жит не­ма­ло удач­но по­до­б­ран­ных сбли­же­ний («Зна­ешь, не люб­лю я пе­ре­смеш­ни­ка: / всё-то лип­нет он к чу­жо­му сле­ду. / Хоть и нет в Оре­хо­ве ореш­ни­ка, / я к те­бе в Оре­хо­во при­еду»). Не обо­шлось, ко­неч­но, и без из­би­тых со­зву­чий: «Так при­зрач­но, зыб­ко и си­зо / гля­дит­ся весь го­род в ту­ман, / что не­ту ни вер­ха, ни ни­за – / один по­та­ён­ный кар­ман». А вот сти­хи Ва­лен­ти­на Рез­ни­ка впи­сы­ва­ют­ся ско­рее в те­ма­ти­ку и сти­ли­с­ти­ку «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты» (это­го ав­то­ра там, ка­жет­ся, хо­лят и ле­ле­ют, ибо пуб­ли­ку­ют с пу­га­ю­щей ча­с­то­той): «С ко­рот­ки­ми, как пе­ре­беж­ка, сти­ха­ми / И бы­том, бро­са­ю­щим в дрожь, / С за­пу­д­рен­ны­ми до пре­де­ла моз­га­ми, / Ты всё-та­ки как-то жи­вёшь. / Сквозь пыль но­во­ст­ро­ек / И дым, пе­ре­ст­ро­ек, / Сквозь лжи из­ну­ря­ю­щий бриз, / Су­гу­бо на со­ци­а­лиз­ме на­сто­ян, / Вка­тил­ся ты в ка­пи­та­лизм. / В тот са­мый, ко­то­рым те­бя так пу­га­ли / Всю жизнь огол­те­лые СМИ, / Ко­то­рый два со­ко­ла, Ле­нин и Ста­лин, / Ни­как рас­кле­вать не мог­ли». Что тут ска­жешь… Ви­ди­мо, ав­тор счи­та­ет се­бя вы­ше по­эзии и от­то­го так воль­но об­ра­ща­ет­ся с кон­це­вы­ми со­зву­чи­я­ми: «пу­га­ли – Ста­лин». В об­щем, но­во­ст­рой­ки-пе­ре­ст­рой­ки, лам-ца дрим-ца гоп ца-ца.

Пи­те­рец Алек­сандр Ме­ли­хов удо­с­то­ил­ся сра­зу аж трёх ре­цен­зий на свои све­же­из­дан­ные кни­ги, но в ос­нов­ном этот но­мер жур­на­ла от­дан бол­гар­ским ав­то­рам, ра­зу­ме­ет­ся, в «ли­це» их пе­ре­вод­чи­ков. Здесь, при всём ува­же­нии к за­слу­гам Алек­сан­д­ра Ре­ви­ча, я бы от­дал паль­му пер­вен­ст­ва… ему и толь­ко ему за пе­ре­вод сти­хо­тво­ре­ния «Ха­д­жи Ди­митр» Хри­с­то Бо­те­ва. Всё ос­таль­ное, увы, клас­сом по­ни­же, сло­гом по­жи­же.

Ав­тор­ская ру­б­ри­ка Льва Ан­нин­ско­го, пуб­ли­ка­ции в ко­то­рой, пред­по­ло­жи­тель­но, пред­став­ля­ют со­бой уже го­то­вые книж­ные пре­дис­ло­вия (на сей раз – к оче­ред­ной ва­ри­а­ции на веч­ную те­му об ан­ти­се­ми­тиз­ме), тра­ди­ци­он­но за­вер­ша­ет но­мер.

 

«Зна­мя»

А вот «зна­мен­ский» худ­лит на ис­хо­де ле­та не­о­жи­дан­но по­ра­до­вал. Сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние хо­тя бы на чу­дес­ные по­з­д­ра­ви­тель­ные сти­хи Бел­лы Ах­ма­ду­ли­ной к му­жу – Бо­ри­су Мес­се­ре­ру: «Рас­свет си­не­ет роб­ко-бо­д­рый. / Ок­но ждёт к за­в­т­ра­ку си­ниц. / По­ра вос­клик­нуть: «Happy Birthday!» — / но не по­ра ска­зать: «Про­снись!» / В сей день, пят­над­ца­то­го мар­та, / срав­ня­лась ще­д­рость с ни­ще­той, / и на ме­ня гля­дит из мра­ка / лишь глаз ко­ша­чий зо­ло­той. / Мой взор уны­лый тщет­но ша­рит / сре­ди язы­че­с­ких ве­щей. / Вот мой, для бе­лых ма­гий, ша­рик, / огар­ки двух мо­их све­чей. / Пред­ме­тов, в дар пре­под­но­си­мых, / моё усер­дье не на­шло. / Ле­жит, как ос­ку­де­нья сим­вол, / по­лу-ко­кос, по­лу-ни­что. / С упо­ми­на­ни­ем Мон­мар­т­ра / есть в ночь на­пи­сан­ный сти­шок. / Но в пра­зд­нич­ное ут­ро мар­та / сей вклад ник­чё­мен и сме­шон. / Под­вла­ст­на при­сталь­но­му взгля­ду / ко­та по­ро­ды British-Blue, Бо­ри­са крот­ко по­з­д­рав­ляю / сло­ва­ми: я те­бя люб­лю». Ах! Име­ни­ны серд­ца! Не­пло­хо смо­т­рят­ся и дру­гие по­эты (ис­клю­че­ние – ма­ло­вра­зу­ми­тель­ный Ар­ка­дий Дра­го­мо­щен­ко). А вот про­за­и­че­с­кая со­став­ля­ю­щая жур­на­ла вы­гля­де­ла бы, по­жа­луй, до­воль­но пред­ска­зу­е­мо (ро­ман «Ста­рый парк» Дми­т­рия Ра­го­зи­на), ес­ли бы не ми­ни­а­тюр­ные рас­ска­зы Сер­гея Го­во­ру­хи­на-млад­ше­го, со­бран­ные под за­гла­ви­ем «Ощу­ще­ние ро­ди­ны» и объ­е­ди­нён­ные об­щим, на­до по­ла­гать, у ав­то­ра с ре­дак­ци­ей «Зна­ме­ни» ощу­ще­ни­ем.

Боль­шое ко­ли­че­ст­во книж­ных ре­цен­зий при­ят­но раз­но­об­ра­зит дру­гую по­ло­ви­ну жур­на­ла. Уже упо­ми­нав­ший­ся вы­ше в свя­зи Алек­сандр Ме­ли­хов до не­ко­то­рой сте­пе­ни вос­ста­нав­ли­ва­ет спра­вед­ли­вость и рав­но­ве­сие ли­те­ра­ту­ры в пе­ри­о­ди­ке сво­и­ми рас­суж­де­ни­я­ми о двух за­ме­ча­тель­ных книж­ных но­вин­ках от Яко­ва Гор­ди­на. А вот Алек­сандр Вер­ге­лис ищет ре­аль­ность по сле­дам Алек­сея Ма­шев­ско­го (ре­цен­зия на кни­гу: А. Ма­шев­ский. «В по­ис­ках ре­аль­но­с­ти»).

Вик­тор Куз­не­цов пред­став­ля­ет на стра­ни­цах «Зна­ме­ни» дру­же­ст­вен­ное из­да­ние – «Оте­че­ст­вен­ные за­пи­с­ки», а его из­ве­ст­ная од­но­фа­ми­ли­ца Ан­на (то­же Куз­не­цо­ва – ес­ли кто-то не до­га­дал­ся) как все­гда не­мно­го­слов­но, но до­ход­чи­во ин­фор­ми­ру­ет чи­та­те­лей о по­след­них книж­ных но­вин­ках – в ру­б­ри­ке «Ни дня без книги».

 

«Литературная учёба»

Продолжаем о «Зна­ме­ни». Так уж вы­шло, что этот жур­нал по­пал в при­цел чёр­но-бе­ло-ил­лю­с­т­ри­ро­ван­ной све­жей (книж­ка за июль – ав­густ) «Ли­ту­чё­бы» (на стра­ни­це с со­от­вет­ст­ву­ю­щим ма­те­ри­а­лом изо­б­ра­жён пи­са­тель в кру­ге снай­пер­ской оп­ти­ки). Ав­тор ста­тьи «Гри­ма­сы но­вой граж­дан­ст­вен­но­с­ти», не­кто Ев­лам­пий Са­ло­пов, об­ру­ши­ва­ет гнев на про­шло­год­не­го «зна­ме­нос­ца» Еле­ну Фа­най­ло­ву. По его мне­нию, «нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го в том, что веч­но об­нов­ля­е­мая ре­фор­ма­то­ра­ми всех ма­с­тей Рос­сия не мо­жет вы­звать у ин­ди­ви­да ни­че­го, кро­ме рвот­но­го ре­флек­са. Ко­му это всё? Мы не то­го про­си­ли – в де­вя­но­с­то пер­вом и тре­ть­ем, ше­с­том, де­вя­том, вся­ком дру­гом – дру­го­го. Нам по­да­вай не­воз­мож­ное, а за­по­ве­да­на – зи­ма. То су­г­ро­бы, то сля­коть». В та­ком со­сед­ст­ве впол­не ес­те­ст­вен­ным про­дол­же­ни­ем вы­гля­дит ста­тья Ар­се­ния За­мо­с­ть­я­но­ва «Сер­гей Ми­хал­ков – от­ме­нен­ный и вос­ста­нов­лен­ный». Но вот бе­се­да с жур­на­ли­с­том и фи­ло­со­фом Ми­ха­и­лом Бой­ко «Ес­ли текст про­пи­тан бо­лью, он до­сто­ин вни­ма­ния…», как и сле­ду­ю­щая за этой бе­се­дой его ста­тья о ме­та­фи­зи­че­с­ком ре­а­лиз­ме, вос­ста­нав­ли­ва­ют рав­но­ве­сие. А из раз­го­во­ра с Иго­рем Шай­та­но­вым во­об­ще ста­но­вит­ся яс­но, что «клю­че­вая идея для ли­бе­ра­лиз­ма – сво­бо­да, но в Рос­сии есть дру­гой ана­лог сло­ва “сво­бо­да” – “во­ля”. Вот по­че­му ли­бе­ра­лизм у нас не при­ви­ва­ет­ся: сво­бо­да тре­бу­ет в па­ру к се­бе от­вет­ст­вен­ность, а во­ля – ни­че­го не тре­бу­ет и не до­пу­с­ка­ет». Боль­шин­ст­во пуб­ли­ка­ций в «Л.У.» но­сят, ра­зу­ме­ет­ся, не столь­ко про­во­ка­ци­он­ный, сколь­ко, ска­жем так, энер­гич­ный ха­рак­тер (на­при­мер, ста­тья из­ве­ст­но­го из­ра­иль­ско­го ра­ди­ка­ла Авиг­до­ра Эс­ки­на об Алек­сан­д­ре Со­лже­ни­цы­не или на­блю­де­ния пе­тер­бурж­ца Юрия Га­в­рю­чен­ко над буд­ня­ми «чер­нуш­ных» ком­мер­че­с­ких из­да­тельств).

Худ­ли­та в этом но­ме­ре прак­ти­че­с­ки нет. Ви­ди­мо, его на этот раз «съе­ли» мно­го­чис­лен­ные ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­кие и бол­гар­ские пе­ре­вод­ные ма­те­ри­а­лы.

«Но­вый мир»

Ав­гу­с­тов­ский «Но­вый мир» не со­дер­жит ни­че­го прин­ци­пи­аль­но но­во­го. Боль­шая под­бор­ка сти­хов Юрия Ря­шен­це­ва, оза­глав­ле­на очень точ­но: «Го­во­ря­щая ры­ба». По­доб­ная ли­ри­ка удов­ле­тво­рит вкус раз­ве толь­ко та­ких лю­би­те­лей, ко­то­рые ожи­да­ют от со­вре­мен­ной по­эзии лёг­ко­го раз­го­вор­ца, раз­ме­рен­но­го на­мур­лы­ки­ва­ния «на уш­ко» бла­го­уха­ю­щих бе­зо­бид­ных ба­наль­но­с­тей вро­де: «Что за ок­на на ран­нем за­ка­те: / эта ох­ра и су­рик и ко­бальт — по­том. / Эта рос­кошь нам не по зар­пла­те. / Да и май не из луч­ших. Но речь не о том. / Речь о том, что от лёг­ко­го гу­ла / от­да­лён­ной гро­зы лишь слыш­ней ти­ши­на. / Речь о том, что опять про­шмыг­ну­ла, / как все­гда, ми­мо нас эта сво­лочь вес­на». Под стать стар­ше­му кол­ле­ге по по­эти­че­с­ко­му це­ху и дру­гой по­эт в «лёг­ком ве­се» – Ва­дим Ме­сяц: «Улыб­ка ско­ра, слов­но тре­щи­на по стек­лу. / Лю­бовь, рас­сы­па­ясь, пе­ре­го­ра­ет в друж­бу. / Мол­чи, ес­ли труд­но в мо­ро­зе слу­жить теп­лу. / На юге ни­кто не оце­нит та­кую служ­бу». Да­лее сле­ду­ют ещё не­сколь­ко его се­рень­ких тек­с­тов, столь же скуч­но за­риф­мо­ван­ных. Для «НМ» по­след­них ме­ся­цев это уже сво­е­го ро­да тра­ди­ция. Не­сколь­ко луч­ше об­сто­ят де­ла с про­зой (с лю­бо­пыт­ным рас­ска­зом «Вик­тор За­го­с­кин бо­ит­ся ле­тать» вы­сту­пил Де­нис Гуц­ко, де­бю­ти­ру­ю­щий в жур­на­ле). А вот об­ра­зец ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния от За­ха­ра При­ле­пи­на, ре­шив­ше­го рас­тор­мо­шить па­мять о Ле­о­ни­де Ле­о­но­ве (вид­но, не да­ют по­коя гла­мур­но­му нац­бо­лу «па­с­тер­на­ков­ские» ла­в­ры Дми­т­рия Бы­ко­ва!), про­из­во­дит ско­рее от­тал­ки­ва­ю­щее впе­чат­ле­ние, об­ви­нять в ко­то­ром глав­ное дей­ст­ву­ю­щее ли­цо оче­ред­ной при­ле­пин­ской кни­ги «Ле­о­нид Ле­о­нов. «Иг­ра его бы­ла ог­ром­на», мы, ко­неч­но, не бу­дем.

Как все­гда си­лён но­во­ми­ров­ский от­дел ре­цен­зий и об­зо­ров. Прав­да, Ми­ха­ил Эдель­ш­тейн и Юрий Ор­лиц­кий ре­цен­зи­ру­ют про­шло­год­нее – со­от­вет­ст­вен­но, «Дми­т­рий Ме­реж­ков­ский. Жизнь и де­я­ния» Ю.Зло­би­на и «Что вдруг. Ста­тьи о рус­ской ли­те­ра­ту­ре про­шло­го ве­ка» Ро­ма­на Ти­мен­чи­ка. А вот «Книж­ная пол­ка» в ис­пол­не­нии Ма­ри­ны Крас­но­вой, где с тол­ком по­до­б­ра­на и вни­ма­тель­но про­ана­ли­зи­ро­ва­на ли­те­ра­ту­ра по­след­них лет о Вла­ди­ми­ре Ма­я­ков­ском, чи­та­ет­ся с ин­те­ре­сом.

Мно­го све­же­го чи­та­тель об­на­ру­жит и в «Пе­ри­о­ди­ке» (со­ста­ви­те­ли А.Ва­си­лев­ский и П.Крюч­ков). Во­об­ще этот раз­дел об­на­дё­жи­ва­ет нас в том смыс­ле, что ес­ли от все­го жур­на­ла ког­да-ни­будь ос­та­нет­ся толь­ко он один, то и тог­да «Но­вый мир» бу­дет лю­бо­пыт­но по­дер­жать в ру­ках.


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Михаил ГЕЦОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования