Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35. 04.09.2009

НЕ СМЕШНО!

Юмо­ри­с­ти­че­с­кая фан­та­с­ти­ка вче­ра и се­го­дня

 

Роман АРБИТМАН
Роман АРБИТМАН

 В ра­бо­те «Ос­т­ро­умие и его от­но­ше­ние к бес­соз­на­тель­но­му» Зиг­мунд Фрейд при­во­дил за­бав­ный анек­дот про двух ком­ми­во­я­жё­ров. Бо­лее по­лу­ве­ка спу­с­тя ту же ис­то­рию по­пы­тал­ся рас­ска­зать лю­дям – на свой, ра­зу­ме­ет­ся, ма­шин­ный ма­нер – ро­бот по име­ни Ро­би, ге­рой рас­ска­за со­вет­ско­го фан­та­с­та Ильи Вар­шав­ско­го. По­сколь­ку чув­ст­во юмо­ра кон­ст­рук­то­ра­ми не бы­ло за­ло­же­но, ре­зуль­тат ока­зал­ся ахо­вым. Пуб­ли­ка не оце­ни­ла ста­ра­ний Ро­би, вы­звав у ме­ха­ни­че­с­ко­го шут­ни­ка при­ступ гне­ва. «Я на­ста­и­ваю, что­бы вы сме­я­лись! – орал эле­к­трон­ный кре­тин. – Вы обя­за­ны сме­ять­ся! Я тре­бую, что­бы вы сме­я­лись, по­то­му что это смеш­но! Тре­бую, пред­ла­гаю, при­ка­зы­ваю не­мед­лен­но, бе­зот­ла­га­тель­но, мгно­вен­но сме­ять­ся! Ха-ха-ха-ха!»

Увы, ам­би­ци­оз­ной же­с­тян­ке не да­но бы­ло по­нять то, что че­ло­ве­ку уяс­нить бы сле­до­ва­ло. Ве­се­лить чи­та­те­ля есть ве­ли­кое ис­кус­ст­во, ко­то­рое ма­ло ко­му по пле­чу. Ибо юмор – тон­кая суб­стан­ция, не под­да­ю­ща­я­ся ка­ва­ле­рий­ско­му на­ско­ку и ре­дак­тор­ско­му за­ка­зу; за­ста­вить че­ло­ве­ка рас­пла­кать­ся го­раз­до лег­че, чем при­ну­дить его рас­сме­ять­ся. Ес­ли, ко­неч­но, не ще­ко­тать.

В 70-е го­ды про­шло­го ве­ка сре­ди лю­би­те­лей фан­та­с­ти­ки поль­зо­ва­лись осо­бой лю­бо­вью не­сколь­ко сбор­ни­ков «ми­ро­вской» се­рии «ЗФ»: «31 ию­ня», «Не­ждан­но-не­га­дан­но», «Звё­зд­ная ка­ру­сель» (Фре­де­рик Бра­ун плюс Уи­ль­ям Тенн), а так­же «Па­лом­ни­че­ст­во на Зем­лю» Ро­бер­та Шек­ли, «Тре­ни­ро­воч­ный по­лет» Гар­ри Гар­ри­со­на и не­ко­то­рые дру­гие. Со­ста­ви­те­лям уда­лось – с ми­ни­маль­ны­ми по­те­ря­ми – вклю­чить в сбор­ни­ки по-на­сто­я­ще­му ос­т­ро­ум­ные и па­ра­док­саль­ные про­из­ве­де­ния, чьи ав­то­ры об­ла­да­ли уме­ни­ем раз­ве­се­лить пуб­ли­ку, ос­та­ва­ясь при этом пи­са­те­ля­ми-фан­та­с­та­ми и не впа­дая в пло­с­ко-фе­ль­е­тон­ную крик­ли­вость, эс­т­рад­но-гла­мур­ную по­ш­лость или ге­ни­таль­ную же­ре­бя­ти­ну. Да, ми­с­тер О’Ге­н­ри, ро­ман­ти­че­с­кий скеп­тик и су­м­рач­ный шут аме­ри­кан­ской бел­ле­т­ри­с­ти­ки, пе­ре­но­че­вал в каж­дом тре­ть­ем из тех рас­ска­зов, од­на­ко это был до­стой­ный со­жи­тель. Не­на­зой­ли­вый и уме­ст­ный. С его ин­то­на­ци­я­ми че­ло­ве­че­ст­во, сме­ясь, пе­ре­пры­ги­ва­ло из про­шло­го в бу­ду­щее; иро­ния сдер­жи­ва­ла па­фос, а фарс на но­вом вит­ке ис­то­ри­че­с­кой спи­ра­ли смяг­чал бы­лые тра­ге­дии.

Ве­сё­лый свеч­ной за­во­дик за­бу­гор­ной НФ по ча­с­ти ре­лак­са­ции об­го­нял на­ших ко­ри­фе­ев раз­го­вор­но­го жа­н­ра (кро­ме Рай­ки­на – Жва­нец­ко­го) и, как ни смеш­но, вы­ра­ба­ты­вал не­на­мно­го мень­ше оп­ти­миз­ма, чем все про­из­вод­ст­вен­ные мощ­но­с­ти со­вет­ско­го Агит­про­па. Не­да­ром же ста­рень­кий Шек­ли, по­ки­нув­ший у се­бя на ро­ди­не пер­вую ли­гу, в стра­нах СНГ счи­тал­ся од­ним из луч­ших иг­ро­ков. Ин­ве­с­ти­ции в рус­скую фант-юмо­ри­с­ти­ку, не­воль­но сде­лан­ные ми­с­те­ром Шек­ли и его кол­ле­га­ми в 60-е, при­нес­ли пло­ды. Мно­гие про­из­ве­де­ния из сбор­ни­ков на­ших со­оте­че­ст­вен­ни­ков – Ки­ра Бу­лы­чё­ва («Чу­де­са в Гус­ля­ре»), Ильи Вар­шав­ско­го («Тре­вож­ных симп­то­мов нет»), Ва­ди­ма Шеф­не­ра («Скром­ный ге­ний»), Влад­ле­на Бах­но­ва («Вни­ма­ние: ахи!») – в се­рии «Биб­ли­о­те­ка со­вет­ской фан­та­с­ти­ки» и се­го­дня лег­ко вы­дер­жи­ва­ют кон­ку­рен­цию с ше­де­в­ра­ми ан­г­ло­языч­ных мэ­т­ров...

Те­перь про­из­ве­дём глу­бо­кий вы­дох и бы­с­т­рень­ко от­мо­та­ем впе­рёд ос­тат­ки за­стой­ных го­дов и две пе­ре­ст­ро­еч­ные пя­ти­лет­ки, к ис­хо­ду ко­то­рых се­рия «ЗФ» из­да­тель­ст­ва «Мир» ти­хо скон­ча­лась, а поч­ти все эко­ло­ги­че­с­кие ни­ши, преж­де за­ня­тые пе­ре­вод­ны­ми фан­та­с­та­ми (от ко­с­ми­че­с­ко­го бо­е­ви­ка до ан­ти­уто­пии и, ко­неч­но, fantasy), за­пол­ни­ли энер­гич­ные со­оте­че­ст­вен­ни­ки – в ос­нов­ном мо­ло­дые и бес­тре­пет­ные. Эти под за­каз мог­ли сба­цать хоть Бет­хо­ве­на на рас­чё­с­ке и обо­рвать уши не­до­воль­ным слу­ша­те­лям. С та­ки­ми вот ка­д­ра­ми из­да­тель­ст­во «ЭКС­МО» го­то­во бы­ло штур­мо­вать по­след­ний не­взя­тый ба­с­ти­он – ве­сё­лую НФ, что­бы на от­во­ё­ван­ных тер­ри­то­ри­ях вы­ра­щи­вать in vitro сво­их шек­ли-бра­у­нов-тен­нов-и-ком­па­нию.

Пер­вым при­ст­ре­лоч­ным зал­пом стал дуп­лет из кол­лек­тив­ных юмо­ро-фан­та­с­ти­че­с­ких ство­лов, один из ко­то­рых ба­бах­нул сбор­ни­ком с по­бед­ным на­и­ме­но­ва­ни­ем «На­ши в го­ро­де», а дру­гой с на­зва­ни­ем обес­ку­ра­жен­ным, – «На­ших бьют». Да­же на­и­бо­лее при­лич­ные из ав­то­ров шу­ти­ли слов­но бы из-под пал­ки, а уж ав­то­ры про­чие-раз­ные не на­шли для сбор­ни­ков ни од­но­го ма­ло-маль­ски за­по­ми­на­ю­ще­го­ся со­чи­не­ния. В ито­ге на­ши всу­хую про­ду­ли за­кор­дон­ным бур­жу­ям, а чи­та­те­ли обо­их на­зван­ных сбор­ни­ков мог­ли улыб­нуть­ся лишь в од­ном слу­чае – пред­ста­вив в де­та­лях, что здеш­них ав­то­ров дей­ст­ви­тель­но бьют. Тем не ме­нее «ЭКС­МО» со­чло старт удач­ным и на па­ру лет вы­го­ро­ди­ло жа­н­ру са­мо­сто­я­тель­ную се­рий­ную де­лян­ку, на­звав её «Юмо­ри­с­ти­че­с­кая фан­та­с­ти­ка».

Ав­тор этих строк по­пы­тал­ся одо­леть не­сколь­ко книг. Пер­вые два встре­чен­ных бли­на ока­за­лись ко­мом: у чи­та­те­ля сбор­ни­ка уны­лых рас­ска­зов Алек­сея Ка­лу­ги­на «Па­т­руль вы­зы­ва­ли?» смех мож­но бы­ло вы­звать толь­ко ще­кот­кой, а его тёз­ка Алек­сей Лю­тый (со­зда­тель три­ло­гии «Ра­бин Гут») был уве­рен, что рас­тя­ну­тый на три то­ма анек­дот про мен­тов – пре­крас­ный по­вод для ве­се­лья.

Ваш обо­зре­ва­тель, по­мнит­ся, на­пряг­ся и взял­ся за эпо­пею Сер­гея Ко­с­ти­на с пер­спек­тив­ным на­зва­ни­ем «Лы­сая го­ло­ва и трез­вый ум». На пер­вых же стра­ни­цах там воз­ник­ли ка­пи­тан Уг­ро­бов и Ма­рия Ба­о­ба­бо­ва, а уро­вень фан­та­с­ти­ки вме­с­те с глу­би­ной юмо­ра мож­но бы­ло из­ме­рить ци­та­той: «Там бы­ла ле­та­ю­щая та­рел­ка... И мас­са зе­лё­ных че­ло­веч­ков. При­шель­цев то есть. Но зе­лё­ных и на­сто­я­щих. Они на­ме­ре­ва­лись сверг­нуть су­ще­ст­ву­ю­щую власть, за­хва­тить Зем­лю и за­се­ять про­ст­ран­ст­во на­шей пла­не­ты зе­лё­ным го­рош­ком».

Стис­нув зу­бы, ав­тор этих строк от­кры­вал ро­ман Вя­че­сла­ва Ша­лы­ги­на «Огонь, вод­ка и мед­ные тру­пы» – и тут же по­гру­жал­ся в пу­чи­ну жур­на­ла «Кро­ко­дил» трид­ца­ти­лет­ней вы­держ­ки. К ос­т­ро­там про те­щу и пья­но­го сан­тех­ни­ка до­бав­ля­лись шут­ки из чис­ла за­бор­ных. Глав­но­го по­ло­жи­тель­но­го ге­роя зва­ли Зиг­фрид Без­но­гий (это фа­ми­лия у не­го та­кая), глав­но­го от­ри­ца­тель­но­го – Яков Злю­хин, а про­чую свою фан­та­зию ав­тор из­во­дил, изо­щ­ря­ясь в на­зва­ни­ях (сре­ди ко­то­рых бли­с­та­ли пла­не­ты Су­пер­трах­бах, Дрис­лан­дия и т.п.). В ре­зуль­та­те над всем по­ве­ст­во­ва­ни­ем плы­ло спе­ци­фи­че­с­кое ам­б­рэ – слов­но ме­те­о­рит уго­дил в сель­скую убор­ную и всё пе­ре­во­ро­шил...

О кни­гах упо­мя­ну­той се­рии (к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту дав­но за­кры­той), быть мо­жет, и вспо­ми­нать бы не сле­до­ва­ло, ес­ли бы их вы­ход не был столь симп­то­ма­ти­чен. Это бы­ла сво­е­об­раз­ная ве­ха: упа­док оте­че­ст­вен­ной фант-юмо­ри­с­ти­ки в на­ча­ле тре­ть­е­го ты­ся­че­ле­тия стал оче­ви­ден – при­чи­ны объ­ек­тив­ные спле­лись с объ­ек­тив­ны­ми.

Умер Бо­рис Штерн, ко­то­ро­го из­да­те­ли на­пос­ле­док за­гна­ли в чуж­дую ему ро­ман­ную фор­му. Не­уны­ва­ю­щий преж­де джинн Ев­ге­ний ибн Юрь­е­вич Лу­кин, став ра­бом лам­пы «АСТ», ут­ра­тил не­ма­лую часть при­род­ной ве­сё­ло­с­ти. Вос­хо­дя­щая звез­да те­ле­ка­пу­ст­ни­ков Лео Ка­га­нов, по­дав бы­ло на­деж­ды рас­ска­за­ми из сбор­ни­ка «Ком­му­та­ция», сам раз­ве­ял те на­деж­ды ба­наль­ной «Ха­риз­мой». Вя­че­слав Ры­ба­ков рас­тра­тил си­лы на не­смеш­но­го Холь­ма Ван Зай­чи­ка (в пер­вом же ро­ма­не цик­ла воз­ник­ли пер­со­на­жи с име­на­ми, чу­до­вищ­ны­ми да­же для эс­т­рад­ной юмо­ре­с­ки: Мо­кий Ни­ло­вич Ра­би­но­вич, Джа­ни­бек Греч­ко­вич Не­про­ли­вай­ко... вы уже по­ня­ли, что вто­рой – ко­с­мо­навт?). Олег Ди­вов, бу­ду­чи срав­ни­тель­но мо­ло­дым че­ло­ве­ком, хо­тел по­нра­вить­ся свер­ст­ни­кам, а по­то­му де­мон­ст­ри­ро­вал в рас­ска­зах от­вя­зан­ность – ка­ко­вая сво­ди­лась лишь к пре­об­ла­да­нию вы­ра­же­ний ти­па «страш­но до усе­ру» и «сор­тир­но­го юмо­ра» (при­ём до­сти­гал апо­гея в рас­ска­зе «Вред­ная про­фес­сия», где дей­ст­во­ва­ла сла­жен­ная ко­ман­да ас­се­ни­за­то­ров). Да­же, ка­за­лось бы, не­о­бра­ти­мо ос­т­ро­ум­ный Ми­ха­ил Ус­пен­ский, сдал свои по­зи­ции, вы­са­див «бе­лый хрен в ко­ноп­ля­ном по­ле».

Кто за­нял об­ра­зо­вав­шие пу­с­то­ты? Бо­д­рый «Пе­т­ро­сян-от-фан­та­с­ти­ки» Дми­т­рий Емец («ЭКС­МО») и ор­га­ни­за­тор сы­с­ка при Ца­ре Го­ро­хе Ан­д­рей Бе­ля­нин – они и сей­час бьют ре­кор­ды по ти­ра­жам. Од­на­ко се­ри­ал Еме­ца о Ме­фо­дии Бус­ла­е­ве, по­хо­же, уто­ми­ла уже не толь­ко чи­та­те­ля, но и со­зда­те­ля, а се­рия «Юмо­ри­с­ти­че­с­кая фан­та­с­ти­ка» в «Аль­фа-кни­ге» (Бе­ля­нин там – но­мер пер­вый) ти­ра­жи­ру­ет en masse не­при­тя­за­тель­ные «са­мо­дель­ные» хох­мы – как ес­ли бы Да­рья Дон­цо­ва рас­про­ст­ра­ни­ла своё вли­я­ние и на фан­та­с­ти­че­с­кий жанр.

Про­сма­т­ри­ва­ют­ся ли ны­не иные, свет­лые пер­спек­ти­вы? Я их не ви­жу: по­ка пра­вит бал па­тен­то­ван­ная ли­те­ра­тур­ная ве­се­лу­ха, ук­ра­шен­ная фе­неч­ка­ми вро­де ска­фан­д­ров, се­ро-бу­ро-ма­ли­но­вых бра­ть­ев по ра­зу­му или бо­д­рых ведьм. Всё это спо­соб­но вы­звать у вме­ня­е­мо­го чи­та­те­ля ли­бо раз­ли­тие жел­чи, ли­бо при­ступ то­с­ки.

«Во­об­ра­же­ние да­но че­ло­ве­ку, что­бы уте­шить его в том, че­го у не­го нет, а чув­ст­во юмо­ра – что­бы уте­шить в том, что у не­го есть», – го­во­рил ве­ли­кий па­ра­док­са­лист Ос­кар Уайльд. Дру­гой зна­ме­ни­тый бри­та­нец, Джордж Бер­нард Шоу, од­наж­ды за­ме­тил: «Ино­гда на­до рас­сме­шить лю­дей, что­бы от­влечь их от на­ме­ре­ния вас по­ве­сить». Та­ким об­ра­зом, зна­ме­ни­тый ан­г­лий­ский юмор рас­по­ла­га­ет­ся в этом про­ме­жут­ке, от «уте­шить» до «от­влечь». Где пря­чет­ся юмор у те­пе­реш­них рос­сий­ских фан­та­с­тов и по­мо­жет ли он им из­бе­жать не­при­ят­но­с­тей в слу­чае че­го – боль­шой во­прос.


Роман АРБИТМАН,
г. САРАТОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования