Архив : №36. 11.09.2009
Казымская Мадонна
Киносценарий
«Вся страна, весь советский народ готовится к XYII-му съезду партии. Строятся новые заводы и фабрики, прокладываются железные дороги и судоходные каналы… Ликвидирован последний эксплуататорский класс – кулачество. Завершена коллективизация сельского хозяйства. Крепнет колхозный строй. Развиваются социалистическая культура и искусство. Ушло в прошлое религиозное мракобесие. Социализм в нашей стране победил полностью. И только на Крайнем Севере среди туземских народностей и племён ещё сохраняются феодально-родовые пережитки и шаманизм – вера в существование духов.
Из официальной хроники 1930-х годов
17 января 1934 года, Москва, Лубянка. Кабинет 1-го зампреда ОГПУ СССР Генриха Ягоды.
|
Полковник ФСБ Александр ПЕТРУШИН |
Ягода (в полувоенном, отлично сшитом мундире; петлицы без знаков различия, ордена Ленина и два Красного Знамени на левой стороне груди, на правой – знак «15 лет ВЧК-ОГПУ») и Здоровцев (выше среднего роста, с усами подковой, в военной форме, в петлицах малиновый ромб, что соответствует званию комбрига Красной Армии) стоят у карты СССР.
Ягода, как школьный учитель с указкой:
– Постановлением ВЦИК образована Обско-Иртышская область с центром в городе Тюмени, – тычет указкой в карту.
– Вы, товарищ Здоровцев, назначены в эту область Полномочным представителем ОГПУ. Необходимо совместно с партийными и советскими органами в кратчайший срок осуществить обобществление всего имеющегося там оленьего стада и переход туземного населения с кочевого образа жизни на оседлый. Оленеводы там находятся в сильной зависимости от местных кулаков и шаманов. В верховьях Казыма, вот здесь, – тычет указкой в карту, – они оказали вооружённое сопротивление работникам созданной там два года назад культбазы, захватили четверых заложников, среди которых председатель Берёзовского райисполкома Астраханцев.
Содержали их в хорошо укреплённом «святом месте» на озере Нумто, – ещё один тычок указкой в карту, – здесь!
– Странное название у озера…
– Переводится как «Божье озеро». Считается, что туда спускается с неба Верховный бог остяков и ненцев – Торум.
– Каковы же требования повстанцев?
– Оставить их в покое… (После паузы) Освобождение заложников, подавление восстания аборигенов и наказание зачинщиков поручено товарищу Чудновскому.
– Чудновский? Тот самый, который Колчака?
– Он. После расстрела Колчака Чудновский был предгубчека в Иркутске и Томске. Хорошо знает нравы и обычаи туземцев. К тому же до революции отбывал ссылку здесь, на Иртыше, – указка вновь уткнулась в карту. – Сейчас Чудновский возглавляет Уралоблсуд. Надо же придать нашей операции законность. На дворе не 18-й год.
– Какова же моя роль в этой операции?
– Не допустить, чтобы восстание на Казыме распространилось на другие северные районы Обско-Иртышской области, чтобы к остякам и лесным ненцам не примкнули русские ссыльные кулаки – их там около 30 тысяч, а всего на Северном Урале – почти полмиллиона.
Надо также оперативно изъять родового князя и шамана Ларьякской тундры Ефима Кунина по кличке «Шата» и выведать у него любым способом секрет «меречения». Слышали о таком явлении?
– Начальник спецотдела ОГПУ товарищ Бокий рассказал, что это древний способ шаманов воздействовать на массовое сознание.
– Глеб Иванович Бокий и его спецотдел с 1924 года по указанию тов. Дзержинского и постановлению коллегии ОГПУ занимаются изучением всех загадочных и мистических явлений. При «меречении» люди теряют контроль над своими действиями, склонны к коллективным самоубийствам, не чувствуют боли, способны читать чужие мысли, предсказывать будущее и, главное, могут вызывать природные катаклизмы – бури, ураганы, грозы…
– Грозы зимой? Невероятно!
– Невероятно, но факт: начальник Остяко-Вогульского окротдела ОГПУ Петров дважды докладывал о появлении зимой гигантских шаровых молний. Секрет «меречения» в роду Куниных передаётся по наследству и тщательно оберегается. Но «Шата», видимо, научил приёмам парапсихологии одну из своих жён.
– Их, что, у него несколько?
– Две: остячка и русская – дочь местного православного священника, который недавно сбежал из внутренней тюрьмы Берёзовского райотдела ОГПУ. Кстати, сбежал во время зимней грозы. Скорее всего, сейчас он скрывается в стойбище своего зятя «Шаты». Этот брак родового туземного князя-язычника с православной красавицей по-своему династический. «Шата» принял христианство и совершил обряд венчания, получил в качестве приданого икону Абалацкой Божьей Матери, весьма почитаемую в тех местах и считающуюся утраченной после Сибирского восстания 21-го года. Но и от веры в духов «Шата» не отказался. Дочь священника пошла за него явно не по любви и не по своей воле. По оперативным данным, к ней испытывали нежные чувства и другие соплеменники «Шаты». Один из них, по фамилии Спиридонов, возглавляет сейчас Казымский национальный совет. Другой соперник – Посохов – стал первым из остяков чекистом. Так что используйте при проведении операции старые как мир способы: любовь и ненависть, ревность и зависть. Северные туземцы, несмотря на суровый климат и тяжёлые условия жизни, весьма чувственны. Скоро вы сами в этом убедитесь. Операцию назовём «Мандала», по-русски переводится как «группа людей» или «куча снега». Материалы на Кунина-Шатина, его жён и детей старше 12-ти лет проведите через «тройку» вашего полпредства или Особое совещание ОГПУ по 1-й категории.
– Ликвидировать весь род?
– Избавляйтесь, товарищ Здоровцев, от революционно-карательной риторики. Напоминаю, сейчас не 18-й год и не 20-й, а 1934-й, через 10 дней здесь, в Москве, начнётся XVII-й съезд нашей партии – съезд победителей! В служебных разговорах и переписке употребляйте только оперативную терминологию. Не доверяйте никому – даже Чудновскому. Не исключено, что он связан с троцкистами и попытается сорвать по их заданию операцию. И последнее: в фольклоре остяков и лесных ненцев особое место занимает сказание о большой железной птице – «Лулы». Постарайтесь вселить в них ужас тяжёлым бомбардировщиком конструкции Туполева. Этот самолёт базируется в Свердловске на военном аэродроме и проходит лётные испытания на Приполярном Урале. Кажется, всё! Идите и докладывайте о ходе операции «Мандала» шифром.
Здоровцев идёт к двери. Как будто что-то вспомнив, оборачивается… Ягода раскинув руки, прильнул к карте Советского Союза. Слышно, как он хрипит: – Моё! Всё это моё!
Здоровцев, пятясь, не сводя глаз с Ягоды покидает кабинет 1-го зампреда ОГПУ.
В этот же день юго-восточнее села Берёзово
Ясная морозная погода. В безоблачном небе ТБ-3. Его тень скользит по снежным просторам лесотундры, накрывает мечущихся от страха оленей.
В кабине бомбардировщика четверо: командир воздушного судна, второй пилот, штурман и бортмеханик, он же бортрадист и стрелок. Все в зимних комбинезонах полярных лётчиков. Меховой реглан командира у горла расстёгнут; на петлицах гимнастёрки голубой ромб – комбриг ВВС РККА.
Слышен треск радиостанции.
– Новыми достижениями встречают съезд ВКП(б) труженики… Продолжается героический дрейф парохода «Челюскин»…
Слова песни:
Всё выше, и выше, и выше
стремим мы полёт наших птиц,
и в каждом пропеллере слышим
спокойствие наших границ… |
|
Рисунок А.Мухаметовой |
Штурман предупреждающе поднимает руку. Бортрадист выключает радиостанцию.
Штурман в тишине:
– Командир, мы над целью. Под нами озеро Нумто.
Командир:
– Странное место! Где я только не летал – никогда не видел гор посреди озера.
Второй пилот:
– Остяки считают, что здесь был сброшен на землю за какую-то провинность сын небесного бога Нума. Он и превратился в озеро. Смотрите, один из заливов – Ухлор, это его голова, две горы-острова – его глаза, впадающие в озеро и вытекающие из него реки – руки и ноги богатыря…
Командир:
– А эта гора-остров в середине озера – должно быть, сердце этого провинившегося сына ихнего бога. Здесь остяки, скорее всего, и прячут захваченных заложников.
Штурман:
– Если уже не принесли их в жертву своим богам или духам, чёрт их разберёт.
Второй пилот:
– Чёрт по-ихнему зовётся шайтан.
Бортмеханик:
– Командир, готовность к бомбометанию!
Командир:
– Груз, пошёл!
Штурман:
– Что за груз?
Второй пилот:
– Портреты товарища Сталина и Ворошилова…
Командир:
– И листовки с ультиматумом товарища Чудновского.
Штурман:
– Но они же по-русски – ни читать, ни говорить….
Второй пилот:
– Хоть один грамотный всё равно среди них найдётся…
Штурман:
– Что требует от них товарищ Чудновский?
Командир:
– Освободить заложников и сдаться властям.
Бортмеханик:
– А если они не сдадутся?
Второй пилот:
– Тогда мы сбросим на это «Божье озеро» другой груз!
Бортмеханик:
– Бомбы?
Командир:
– Ну, не манну же небесную…
ТБ-3 делает над озером разворот. Вниз летят сотни портретов и листовок. Портреты с изображением Сталина и Ворошилова и листовки, где крупно чёрным шрифтом слова: сверху «ультиматум», ниже – «расстрел», ложатся на остров Сердца, между деревянных фигур духов-кахе, обращённых к восходу солнца.
Из сугроба снега поднимается остяк в белой малице, которая делает его неразличимым на снежном фоне. Он откидывает капюшон малицы, поднимает несколько портретов и листовок, сует их за пазуху и скатывается с возвышенности – там ждут его олени, запряжённые в нарты. Он вскакивает на них, подгибает правую ногу и садится на неё, упираясь левой в полозья. Поднимает хорей, нарты срываются с места и спешат на восток.
Через три дня. Северо-восточнее села Ларьяк. Родовое стойбище Кунина-Шатина.
Просторный чум. Большая железная печь. Пол и лавки устланы оленьими шкурами. В одном месте Абалацкая чудотворная икона Божией Матери «Знамение». В другом – портреты Сталина и Ворошилова. В центре – невысокий стол. На нём большой, начищенный до золотого блеска самовар. За столом двое: Ефим Кунин, мужчина не старше 35 лет, физически развит, энергичен, карие умные глаза, чисто выбрит, длинные хорошо расчёсанные волосы. Одет в тёмную с простым орнаментом по вороту рубаху, подпоясанную широким, богато украшенным ремнём, на котором нож в кожаных ножнах. Меховые брюки заправлены в меховые же кисы.
Он богат, здоров и уверен в себе. Все сородичи зовут его «кан», что значит «царь».
Его собеседник – православный священник отец Виссарион. 50-летний мужчина, крепкий, рослый, типичный миссионер-конкийадор, длинные, тронутые сединой русые волосы, русая ухоженная борода. Одет в чёрный подрясник с большим серебряным крестом и в такие же, как у хозяина чума, меховые штаны и кисы.
Пьют чай из тонких китайского фарфора чашек. В чуме у Кунина много необычных для остяцкого быта предметов – граммофон с большой трубой, зеркало и др.
Русская жена Кунина и дочь отца Виссариона Вера, светловолосая красавица с крепкой грудью, тонкой талией и широким задом – этих прелестей не скрывает даже просторная национальная одежда, платье и распашная шуба из шкурок белки, – подаёт на стол в большом деревянном блюде строганину (мороженая рыба у остяков и русских, долго проживающих на Севере, считается лакомством).
Кунин:
– Люди видели «Лулы» – большую железную птицу. Летела на Казым. Над Нумто сбросила новые иконы, – показывает на портреты Сталина и Ворошилова.
Виссарион:
– Это не иконы, а портреты.
Кунин:
– И письмо главного судьи Чудновского шаманам Казыма Вандымову и Молдановым – «Большому» и «Хромому».
Виссарион:
– Не письмо, а ультиматум.
Кунин:
– Шаманы Казыма «поры» созвали, собрание по-вашему. Камлать будут. Совета у Лунха бога просить, как с захваченным Астраханцевым и его людьми поступить. Как с русскими дальше жить: замириться или воевать.
Виссарион:
– Я тоже русский.
Кунин:
– А я кто?
– Ты остяк.
Кунин:
– А какая разница между нами?
Виссарион:
– Вера разная.
Кунин:
– Я же твою веру принял. По православным законам крестился и венчался. Ты мне икону Чудотворную отдал, которую от новой власти прятал.
Виссарион:
– Скажи честно, Ефим, не по своей воле ты христианство принял, а из-за Верки?
Кунин:
– Честно? Из-за неё! К ней, ведь, сватался крещёный остяк Васька Спиридонов. Кем он у тебя в приходе был?
Виссарион:
– Псаломщиком. А сейчас председатель туземного Совета на Казыме – власть!
Кунин:
– А оленей у него всё равно нет. И денег нет. А власть без денег – не власть. Поэтому хочет Васька отобрать у меня оленей и Верку отбить. Но не пойдёт она за него. Скорее умрёт.
Виссарион:
– Заколдовал тебя шаман (обращаясь к Верке).
Вера (задорно и звонко):
– Заколдовал, проклятый. (Смотрит на мужа влюблённо.) Так заколдовал, что сама разрешила ему жениться ещё на Зойке из рода Айпина с Тромагана.
Виссарион:
– Почему её не видно? Где она?
Вера:
– С детьми возится. Одиннадцать их у нас. Шестеро от старшего брата Ефима Ивана остались. Самого-то медведь задрал.
Виссарион:
– Думаю, Васька сам мутит казымских мужиков. Хочет вместо Астраханцева главным начальником в Берёзово сидеть.
Кунин:
– Да ещё и Федька Посохов. Тоже один из Веркиных ухажёров. Стал новым урядником. Называется «чекист» и прислуживает Чудновскому. А ты вот совсем недавно крестил их. Учил – «не убий!»
Виссарион:
– Когда митрополит Сибирский Филофей Лещинский сошёл на Конде с обласа на берег, то вогулы хотели в него стрелять. Но он икону вот эту (показывает) вперёд выставил: «Не в меня стреляете, а в матерь Бога моего!» И вогулы опустили свои ружья.
Кунин:
– Чудновский и его люди не опустят, не надейся. И Васька с Федькой не опустят, поэтому надо нам с Веркой ехать на Казым. Спасать Астраханцева от расправы. Договариваться буду с новой властью, чтобы мирно жить. Покорюсь новым царям (кивает в сторону портретов), только бы род свой и его покровительницу (смотрит на икону) спасти.
Виссарион:
– А если они обманут тебя, как меня? Обманом схватят, в тюрьму посадят или убьют.
Кунин:
– Тогда Верка и ты с Зойкой людей и оленей на Тольку, на Енисей уведёте.
Виссарион:
– А если и там достанут?
Кунин:
– В другой мир уйдёте. Я с их духами договорюсь.
Виссарион:
– А он есть, другой-то мир?
Кунин:
– Есть! Я там был!
В чум входит молодой остяк, тот, что собрал на Нумто сброшенные с ТБ-3 портреты и листовки.
Остяк: «Кан!» – , обращаясь к Кунину, – «Тёмный чум поставлен».
– Верка! – кричит Кунин. – Неси утварь. Камлать буду!
Вера выносит на свет костюм ваховского шамана: чёрный кафтан без рукавов, со складками на спине, шапку в виде венца с широким околышем из грубой ткани и множеством подвесок из бус и кожи змей, ящериц; рукавицы из шкуры, снятой с лап медведя, такие же чулки с когтями. Обмакнув палец в чёрные чернила, Вера наносит православный крест на лоб мужа.
Вера:
– Я тоже Божией Матери помолюсь за тебя и за всех нас: православных и язычников.
Виссарион, обращаясь к Кунину и вставая из-за стола:
– Мне с тобой идти?
Кунин:
– В моей встрече с Богом свидетели не нужны. Да и Верке при её молитвах ты лишним будешь. Иди к Зойке и займись детьми.
Кунин в полном облачении шамана выходит из чума и, держа в одной руке бубен, а в другой колотушку, направляется к стоящему поодаль чёрному (тёмному) чуму. На его пути – дети в нарядных малицах. Кунин шутливо приседает, растопыривает руки и «грозно» надвигается, полуприседая, страшно рыча по-медвежьи, на них. Дети, радостно пугаясь, заливаясь звонким смехом, разбегаются в разные стороны.
Отец Виссарион протоптал дорожку в снегу между двумя чумами. Прильнёт ухом к парадному чуму и слышит голос дочери: «Спаси и сохрани раба твоего Ефимия… Мир обители Твоей даруй и душам нашим велию милость». Подойдёт к тёмному чуму, а оттуда звуки бубна: бум-бум, бум-бум…
Тот же день. Казымская культбаза.
На аэросанях приезжает Здоровцев. (Аэросани не снимались в кино с 50-х годов. Единственный раз в фильме «Жестокость» по повести Нилова).
Здесь Здоровцев встречается с Чудновским. Они проводят совещание со Спиридоновым и Посоховым, чтобы перехватить Кунина на пути из Ларьяка в Нумто. Организуется засада во главе с Посоховым. На аэросанях Чудновский проводит смотр бойцов 55-го дивизиона войск ОГПУ. Все бойцы одеты в чёрные полушубки и зимние утеплённые будёновки с нашитыми на них красными звёздами, а обуты бойцы в серые валенки. Чудновский в волчьей дохе, в кисах, на голове, несмотря на мороз, матерчатая фуражка «сталинка». Здоровцев в шинели, поверх неё тулуп, головной убор – каракулевая круглая шапка-кубанка, на ногах кисы. Спиридонов в национальной одежде: малица с капюшоном, совик, гуси. Посохов в чекистской форме, поверх тулуп.
Чудновский проверяет меткость стрельбы. Бойцы стреляют по двум мишеням: кулак-оленевод и шаман с бубном. Один из бойцов «мажет». Чудновский срывает с его головы буденовку, ставит на макушку большую кедровую шишку, винтовку бойца отдаёт одному из остяков. Жестом показывает на шишку и дерево, стоящее от бойца в метрах 150-и. Остяк понятливо кивает и, смешно переваливаясь в своей оленьей парке, спешит к позиции. Дойдя до неё, резко поворачивается, вскидывает винтовку и стреляет. Пуля поражает цель – шишку. Кедровые орехи из разбитой шишки сыплются бойцу по лицу, за воротник полушубка.
Разговор Здоровцева с Чудновским. Целью последнего, кроме подавления восстания, является захват Абалацкой чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» как символа сопротивления автономной Сибири. Добыть её он поручил Спиридонову, пообещав ему за это должность председателя Берёзовского райисполкома. В свою очередь, Здоровцев приказал чекисту Посохову, играя на его чувстве ревности, следить за Спиридоновым.
Перестрелка
Маршрут пути к Нумто пролегал по замёрзшему руслу Оби. Мчатся две оленьих упряжки. На одной Кунин с Верой, на другой – два охранника (один из которых молодой остяк-разведчик). В точке слияния Казыма с Обью из-за мыса наперерез оленьему каравану выскочили аэросани. Началась погоня. Упряжка Кунина вырывается вперёд. Перестрелка. С аэросаней стреляет Посохов из карабина. Со вторых нарт валится на лёд сражённый его пулей возница. Остяк-разведчик вскакивает на ноги и из винчестера попадает в водителя аэросаней. Потерявшие управление аэросани на всей скорости врезаются в откос берега. Взрыв. Пламя. Из огня выскакивает Посохов, сбрасывает горящий тулуп и с разбегу ныряет в снежный сугроб.
Страшные жертвоприношения
Остров Нго-яй (остров Сердце на озере Нумто) – место периодических жертвоприношений остяков. «Поры» – собрание – уже закончилось, остяки и лесные ненцы поедают мясо забитых ритуальных оленей. Астраханцев и его спутники (уполномоченная Уральского обкома ВКП(б) Шнейдер, пом. зав. Казымской культбазой Смирнов, зав. Амнинским интегральным товариществом Нестеров и уполномоченный Берёзовского райотдела ОГПУ Захаров) уже казнены – принесены в жертву богу Нуми-торуму – «верховному богу»). Кунин опоздал. Он спорит с шаманами Казыма Вандымовым и Молдановыми. Те утверждают, что, когда они шаманили (камлали), то Лунх (бог) приказал им убить заложников и начать с русскими войну. Кунин говорит, что тоже камлал, но Лунх дал ему совет не воевать с русскими и не убивать Астраханцева с его людьми. «У нас с тобой разные боги», – кричит Вандымов. На что Кунин отвечает: «Бог у всех один, но камлаем мы по-разному».
Штурм
Штурм бойцами 55-го дивизиона войск ОГПУ ледовой крепости на острове Сердце. Наверху ледяного вала в полном шаманском одеянии камлает Кунин, вызывая у наступающих бойцов состояние «меречения». Его бубен – своебразный генератор низкочастотных колебаний (удары колотушкой по бубну похожи на азбуку Морзе), которые действуют угнетающе на психику бойцов войск ОГПУ. Среди них начинается паника: одни стреляют, но видят перед собой не одного, а десятки – целую шеренгу шаманов; другие бросают винтовки и, зажимая ладонями уши, садятся на снег, монотонно раскачиваясь; третьи бегут назад. Здоровцев и Чудновский пытаются их остановить, стреляют поверх голов из револьверов. Всё тщетно. Штурм острова провалился.
|
Казымская культбаза, где начался первый этап восстания. 1931 г. |
Пленение шаманов
Здоровцев по радиостанции, установленной на Казымской культбазе, вызывает экипаж ТБ-3 и приказывает нанести бомбовый удар по ледовой крепости повстанцев. Большая железная птица появляется над озером Нумто. Всё повторяется с точностью до наоборот: остяки и лесные ненцы в ужасе падают на снег и зажимают свои уши руками. Бомбы накрывают остров Сердце. Сыплется во все стороны ледяное крошево стен и валов, взлетают вверх обломки идолов и остатки чумов. Мечутся люди, олени, собаки. В разбомбленный лагерь повстанцев врываются каратели. Кунин, его жена Вера и казымские шаманы захвачены в плен.
Допрос
Здоровцев и Чудновский в присутствии Спиридонова допрашивают Кунина. Его, раненого, на глазах Веры пытает Спиридонов. Но родовой князь и шаман как бы не чувствует боли от раскалённого на огне винтовочного шомпола. Здоровцев и Чудновский, ничего не добившись от пленника, уходят, оставляя Веру на растерзание Спиридонова. Тот, уже на глазах Кунина, пытается изнасиловать Веру. Срывает с неё одежду и валит на шкуры. Неожиданно на лбу насильника появляется пулевое отверстие, брызги крови падают на обнажённую грудь Веры. Слышен выстрел. Появляется Посохов. В руке наган. Это он застрелил Спиридонова. Его лицо обожжено, он страшен. Вера обрадованно смотрит на него, не прикрывая своей наготы. Трое: Кунин (связан и лежит на полу), Вера и Посохов глядят друг на друга – кто с надеждой, кто с любовью, кто с ненавистью. Между ними труп Спиридонова. Посохов медленно поднимает наган и стреляет в Кунина – тот роняет на грудь простреленную голову. «Ты свободна, Вера! Беги» (диалог о любви и верности). Посохов требует отдать ему чудотворную икону для их венчания. Вера отказывает. Тогда Посохов выбегает из избы, садится в аэросани и приказывает водителю гнать в родовое стойбище Кунина.
Вера бросается к Кунину. Тот из последних сил шепчет: «Уходи на Енисей, спасай детей и весь род. Найди и сохрани мой бубен – он спасёт вас. А меня… им не оставляй». Вера переворачивает пышущую жаром железную печь, выбегает из избы и спешит к кочевому стойбищу, где они оставили оленьи упряжки.
Расправа
Пылает подожжённая Верой изба. Здоровцев и Чудновский не находят аэросаней. Вызывают по радио ТБ-3 и приказывают сбросить бомбы на родовое стойбище Кунина. Кто доберётся до него первым? Посохов на аэросанях, Вера на оленьей упряжке или бомбардировщик? Начинается гонка. ТБ-3 настигает Веру. Бортстрелок бьёт из пулемёта – очередь взбивает снег на пути Веры. Она остановилась. Тогда Вера вытаскивает из-под шкур священный бубен, колотушку и шаманит, призывая на помощь духов. Пока бомбардировщик делает разворот, небо резко темнеет, гремит гром, сверкает молния – началась зимняя гроза. Гигантская шаровая молния проникает в кабину самолёта. Огромный светящийся шар появляется за спинами экипажа. Раздаётся ослепительно-оглушительный взрыв – бомбардировщик разлетается вдребезги. Вера прячет бубен и продолжает путь.
Пропавшая икона
Посохов опередил Веру. Аэросани, распугивая людей, влетают на территорию стойбища, тормозят у парадного чума. Посохов бросается в чум. Жена Кунина Зойка-остячка заслоняет собою маленьких детей. Отец Виссарион замер, прикрывшись Абалацкой чудотворной иконой Божией Матери. Посохов подступает к нему, поднимая наган:
– Отдай икону, святой отец. Отдай! И Вера будет моей.
Виссарион:
– Не на меня оружие поднимаешь, а на матерь Бога нашего…
Посохов стреляет. Пуля пробивает икону, поражает в сердце священнослужителя. Ещё выстрел. В проёме чума появляется Вера, опуская винтовку.
– Никогда я не буду твоей!
Посохов падает на колени, затем валится на тело Виссариона, под ними икона. Вера вытаскивает её, обтирает рукавом шубы с лика иконы кровь убитых.
Командует Зойке собирать детей, а остяку-разведчику разбирать и складывать на нарты чумы, сгонять оленей. Караван скрывается в снежной круговерти.
Вместо послесловия
Фильм основан на реальных событиях. По делу «Мандала» было арестовано 83 человека. Их судили с 25 июня по 26 июля 1934 года в Остяко-Вогульске. 11 руководителей Казымского восстания приговорили к расстрелу. 52 участника – к разным срокам лишения свободы.
7 декабря 1934 года Обь-Иртышская область была упразднена, её территория вошла в состав Омской области.
Генрих Ягода и Самуил Чудновский расстреляны в 1937 году.
Сергей Здоровцев умер в 1940 году после пыток в застенках НКВД.
Озеро Нумто и прилегающая к нему территория объявлены заповедником Ханты-Мансийского автономного округа. У посещающих острова на озере временами возникают странные видения и галлюцинации.
Представители рода Кунина живут в селе Корлики Нижневартовского района.
Священный бубен Ефима Кунина хранится в Ханты-Мансийске, в окружном музее природы и человека, но секрет «меречения» всё ещё не разгадан.
Абалацкая чудотворная икона Божией Матери «Знамение» по-прежнему считается утраченной.
Полковник ФСБ
Александр ПЕТРУШИН