Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 11.09.2009

Казымская Мадонна

Киносценарий

 

«Вся страна, весь советский народ готовится к XYII-му съезду партии. Строятся новые заводы и фабрики, прокладываются железные дороги и судоходные каналы… Ликвидирован последний эксплуататорский класс – кулачество. Завершена коллективизация сельского хозяйства. Крепнет колхозный строй. Развиваются социалистическая культура и искусство. Ушло в прошлое религиозное мракобесие. Социализм в нашей стране победил полностью. И только на Крайнем Севере среди туземских народностей и племён ещё сохраняются феодально-родовые пережитки и шаманизм – вера в существование духов.

Из офи­ци­аль­ной хро­ни­ки 1930-х го­дов

 

17 ян­ва­ря 1934 го­да, Моск­ва, Лу­бян­ка. Ка­би­нет 1-го зам­пре­да ОГ­ПУ СССР Ге­н­ри­ха Яго­ды.

 

Полковник ФСБ Александр ПЕТРУШИН
Полковник ФСБ
Александр ПЕТРУШИН

Яго­да (в по­лу­во­ен­ном, от­лич­но сши­том мун­ди­ре; пет­ли­цы без зна­ков раз­ли­чия, ор­де­на Ле­ни­на и два Крас­но­го Зна­ме­ни на ле­вой сто­ро­не гру­ди, на пра­вой – знак «15 лет ВЧК-ОГ­ПУ») и Здо­ров­цев (вы­ше сред­не­го рос­та, с уса­ми под­ко­вой, в во­ен­ной фор­ме, в пет­ли­цах ма­ли­но­вый ромб, что со­от­вет­ст­ву­ет зва­нию ком­бри­га Крас­ной Ар­мии) сто­ят у кар­ты СССР.

Яго­да, как школь­ный учи­тель с указ­кой:

– По­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК об­ра­зо­ва­на Об­ско-Ир­тыш­ская об­ласть с цен­т­ром в го­ро­де Тю­ме­ни, – ты­чет указ­кой в кар­ту.

– Вы, то­ва­рищ Здо­ров­цев, на­зна­че­ны в эту об­ласть Пол­но­моч­ным пред­ста­ви­те­лем ОГ­ПУ. Не­об­хо­ди­мо сов­ме­ст­но с пар­тий­ны­ми и со­вет­ски­ми ор­га­на­ми в крат­чай­ший срок осу­ще­ст­вить обоб­ще­ств­ле­ние все­го име­ю­ще­го­ся там оле­нь­е­го ста­да и пе­ре­ход ту­зем­но­го на­се­ле­ния с ко­че­во­го об­ра­за жиз­ни на осед­лый. Оле­не­во­ды там на­хо­дят­ся в силь­ной за­ви­си­мо­с­ти от ме­ст­ных ку­ла­ков и ша­ма­нов. В вер­хо­вь­ях Ка­зы­ма, вот здесь, – ты­чет указ­кой в кар­ту, – они ока­за­ли во­ору­жён­ное со­про­тив­ле­ние ра­бот­ни­кам со­здан­ной там два го­да на­зад культ­ба­зы, за­хва­ти­ли чет­ве­рых за­лож­ни­ков, сре­ди ко­то­рых пред­се­да­тель Бе­рё­зов­ско­го рай­и­с­пол­ко­ма Ас­т­ра­хан­цев.

Со­дер­жа­ли их в хо­ро­шо ук­реп­лён­ном «свя­том ме­с­те» на озе­ре Нум­то, – ещё один ты­чок указ­кой в кар­ту, – здесь!

– Стран­ное на­зва­ние у озе­ра…

– Пе­ре­во­дит­ся как «Бо­жье озе­ро». Счи­та­ет­ся, что ту­да спу­с­ка­ет­ся с не­ба Вер­хов­ный бог ос­тя­ков и нен­цев – То­рум.

– Ка­ко­вы же тре­бо­ва­ния по­встан­цев?

– Ос­та­вить их в по­кое… (По­сле па­у­зы) Ос­во­бож­де­ние за­лож­ни­ков, по­дав­ле­ние вос­ста­ния або­ри­ге­нов и на­ка­за­ние за­чин­щи­ков по­ру­че­но то­ва­ри­щу Чуд­нов­ско­му.

– Чуд­нов­ский? Тот са­мый, ко­то­рый Кол­ча­ка?

– Он. По­сле рас­ст­ре­ла Кол­ча­ка Чуд­нов­ский был пред­губ­че­ка в Ир­кут­ске и Том­ске. Хо­ро­шо зна­ет нра­вы и обы­чаи ту­зем­цев. К то­му же до ре­во­лю­ции от­бы­вал ссыл­ку здесь, на Ир­ты­ше, – указ­ка вновь утк­ну­лась в кар­ту. – Сей­час Чуд­нов­ский воз­глав­ля­ет Ура­лобл­суд. На­до же при­дать на­шей опе­ра­ции за­кон­ность. На дво­ре не 18-й год.

– Ка­ко­ва же моя роль в этой опе­ра­ции?

– Не до­пу­с­тить, что­бы вос­ста­ние на Ка­зы­ме рас­про­ст­ра­ни­лось на дру­гие се­вер­ные рай­о­ны Об­ско-Ир­тыш­ской об­ла­с­ти, что­бы к ос­тя­кам и лес­ным нен­цам не при­мк­ну­ли рус­ские ссыль­ные ку­ла­ки – их там око­ло 30 ты­сяч, а все­го на Се­вер­ном Ура­ле – поч­ти пол­мил­ли­о­на.

На­до так­же опе­ра­тив­но изъ­ять ро­до­во­го кня­зя и ша­ма­на Ла­рь­як­с­кой тун­д­ры Ефи­ма Ку­ни­на по клич­ке «Ша­та» и вы­ве­дать у не­го лю­бым спо­со­бом се­к­рет «ме­ре­че­ния». Слы­ша­ли о та­ком яв­ле­нии?

– На­чаль­ник спе­цот­де­ла ОГ­ПУ то­ва­рищ Бо­кий рас­ска­зал, что это древ­ний спо­соб ша­ма­нов воз­дей­ст­во­вать на мас­со­вое со­зна­ние.

– Глеб Ива­но­вич Бо­кий и его спе­цот­дел с 1924 го­да по ука­за­нию тов. Дзер­жин­ско­го и по­ста­нов­ле­нию кол­ле­гии ОГ­ПУ за­ни­ма­ют­ся изу­че­ни­ем всех за­га­доч­ных и ми­с­ти­че­с­ких яв­ле­ний. При «ме­ре­че­нии» лю­ди те­ря­ют кон­троль над сво­и­ми дей­ст­ви­я­ми, склон­ны к кол­лек­тив­ным са­мо­убий­ст­вам, не чув­ст­ву­ют бо­ли, спо­соб­ны чи­тать чу­жие мыс­ли, пред­ска­зы­вать бу­ду­щее и, глав­ное, мо­гут вы­зы­вать при­род­ные ка­та­клиз­мы – бу­ри, ура­га­ны, гро­зы…

– Гро­зы зи­мой? Не­ве­ро­ят­но!

– Не­ве­ро­ят­но, но факт: на­чаль­ник Ос­тя­ко-Во­гуль­ско­го ок­рот­де­ла ОГ­ПУ Пе­т­ров дваж­ды до­кла­ды­вал о по­яв­ле­нии зи­мой ги­гант­ских ша­ро­вых мол­ний. Се­к­рет «ме­ре­че­ния» в ро­ду Ку­ни­ных пе­ре­да­ёт­ся по на­след­ст­ву и тща­тель­но обе­ре­га­ет­ся. Но «Ша­та», ви­ди­мо, на­учил при­ёмам па­ра­пси­хо­ло­гии од­ну из сво­их жён.

– Их, что, у не­го не­сколь­ко?

– Две: ос­тяч­ка и рус­ская – дочь ме­ст­но­го пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, ко­то­рый не­дав­но сбе­жал из вну­т­рен­ней тюрь­мы Бе­рё­зов­ско­го рай­от­де­ла ОГ­ПУ. Кста­ти, сбе­жал во вре­мя зим­ней гро­зы. Ско­рее все­го, сей­час он скры­ва­ет­ся в стой­би­ще сво­е­го зя­тя «Ша­ты». Этот брак ро­до­во­го ту­зем­но­го кня­зя-языч­ни­ка с пра­во­слав­ной кра­са­ви­цей по-сво­е­му ди­на­с­ти­че­с­кий. «Ша­та» при­нял хри­с­ти­ан­ст­во и со­вер­шил об­ряд вен­ча­ния, по­лу­чил в ка­че­ст­ве при­дан­о­го ико­ну Аба­лац­кой Бо­жь­ей Ма­те­ри, весь­ма по­чи­та­е­мую в тех ме­с­тах и счи­та­ю­щу­ю­ся ут­ра­чен­ной по­сле Си­бир­ско­го вос­ста­ния 21-го го­да. Но и от ве­ры в ду­хов «Ша­та» не от­ка­зал­ся. Дочь свя­щен­ни­ка по­ш­ла за не­го яв­но не по люб­ви и не по сво­ей во­ле. По опе­ра­тив­ным дан­ным, к ней ис­пы­ты­ва­ли неж­ные чув­ст­ва и дру­гие соп­ле­мен­ни­ки «Ша­ты». Один из них, по фа­ми­лии Спи­ри­до­нов, воз­глав­ля­ет сей­час Ка­зым­ский на­ци­о­наль­ный со­вет. Дру­гой со­пер­ник – По­со­хов – стал пер­вым из ос­тя­ков че­ки­с­том. Так что ис­поль­зуй­те при про­ве­де­нии опе­ра­ции ста­рые как мир спо­со­бы: лю­бовь и не­на­висть, рев­ность и за­висть. Се­вер­ные ту­зем­цы, не­смо­т­ря на су­ро­вый кли­мат и тя­жё­лые ус­ло­вия жиз­ни, весь­ма чув­ст­вен­ны. Ско­ро вы са­ми в этом убе­ди­тесь. Опе­ра­цию на­зо­вём «Ман­да­ла», по-рус­ски пе­ре­во­дит­ся как «груп­па лю­дей» или «ку­ча сне­га». Ма­те­ри­а­лы на Ку­ни­на-Ша­ти­на, его жён и де­тей стар­ше 12-ти лет про­ве­ди­те че­рез «трой­ку» ва­ше­го пол­пред­ст­ва или Осо­бое со­ве­ща­ние ОГ­ПУ по 1-й ка­те­го­рии.

– Лик­ви­ди­ро­вать весь род?

– Из­бав­ляй­тесь, товарищ Здо­ров­цев, от ре­во­лю­ци­он­но-ка­ра­тель­ной ри­то­ри­ки. На­по­ми­наю, сей­час не 18-й год и не 20-й, а 1934-й, че­рез 10 дней здесь, в Моск­ве, нач­нёт­ся XVII-й съезд на­шей пар­тии – съезд по­бе­ди­те­лей! В слу­жеб­ных раз­го­во­рах и пе­ре­пи­с­ке упо­треб­ляй­те толь­ко опе­ра­тив­ную тер­ми­но­ло­гию. Не до­ве­ряй­те ни­ко­му – да­же Чуд­нов­ско­му. Не ис­клю­че­но, что он свя­зан с троц­ки­с­та­ми и по­пы­та­ет­ся со­рвать по их за­да­нию опе­ра­цию. И по­след­нее: в фоль­к­ло­ре ос­тя­ков и лес­ных нен­цев осо­бое ме­с­то за­ни­ма­ет ска­за­ние о боль­шой же­лез­ной пти­це – «Лу­лы». По­ста­рай­тесь все­лить в них ужас тя­жё­лым бом­бар­ди­ров­щи­ком кон­ст­рук­ции Ту­по­ле­ва. Этот са­мо­лёт ба­зи­ру­ет­ся в Сверд­лов­ске на во­ен­ном аэ­ро­дро­ме и про­хо­дит лёт­ные ис­пы­та­ния на При­по­ляр­ном Ура­ле. Ка­жет­ся, всё! Иди­те и до­кла­ды­вай­те о хо­де опе­ра­ции «Ман­да­ла» ши­ф­ром.

Здо­ров­цев идёт к две­ри. Как буд­то что-то вспом­нив, обо­ра­чи­ва­ет­ся… Яго­да рас­ки­нув ру­ки, при­ль­нул к кар­те Со­вет­ско­го Со­ю­за. Слыш­но, как он хри­пит: – Моё! Всё это моё!

Здо­ров­цев, пя­тясь, не сво­дя глаз с Яго­ды по­ки­да­ет ка­би­нет 1-го зам­пре­да ОГ­ПУ.

 

В этот же день юго-вос­точ­нее се­ла Бе­рё­зо­во

 

Яс­ная мо­роз­ная по­го­да. В бе­зоб­лач­ном не­бе ТБ-3. Его тень сколь­зит по снеж­ным про­сто­рам ле­со­тун­д­ры, на­кры­ва­ет ме­чу­щих­ся от стра­ха оле­ней.

В ка­би­не бом­бар­ди­ров­щи­ка чет­ве­ро: ко­ман­дир воз­душ­но­го суд­на, вто­рой пи­лот, штур­ман и борт­ме­ха­ник, он же бор­т­ра­дист и стре­лок. Все в зим­них ком­би­не­зо­нах по­ляр­ных лёт­чи­ков. Ме­хо­вой рег­лан ко­ман­ди­ра у гор­ла рас­стёг­нут; на пет­ли­цах гим­на­с­тёр­ки го­лу­бой ромб – ком­бриг ВВС РККА.

Слы­шен треск ра­дио­стан­ции.

– Но­вы­ми до­сти­же­ни­я­ми встре­ча­ют съезд ВКП(б) тру­же­ни­ки… Про­дол­жа­ет­ся ге­ро­и­че­с­кий дрейф па­ро­хо­да «Че­лю­с­кин»…

Сло­ва пес­ни:

 

Всё вы­ше, и вы­ше, и вы­ше

стре­мим мы по­лёт на­ших птиц,

и в каж­дом про­пел­ле­ре слы­шим

спо­кой­ст­вие на­ших гра­ниц…

 

Рисунок А.Мухаметовой
Рисунок А.Мухаметовой

Штур­ман пре­ду­преж­да­ю­ще под­ни­ма­ет ру­ку. Бор­т­ра­дист вы­клю­ча­ет ра­дио­стан­цию.

Штур­ман в ти­ши­не:

– Ко­ман­дир, мы над це­лью. Под на­ми озе­ро Нум­то.

Ко­ман­дир:

– Стран­ное ме­с­то! Где я толь­ко не ле­тал – ни­ког­да не ви­дел гор по­сре­ди озе­ра.

Вто­рой пи­лот:

– Ос­тя­ки счи­та­ют, что здесь был сбро­шен на зем­лю за ка­кую-то про­вин­ность сын не­бес­но­го бо­га Ну­ма. Он и пре­вра­тил­ся в озе­ро. Смо­т­ри­те, один из за­ли­вов – Ух­лор, это его го­ло­ва, две го­ры-ос­т­ро­ва – его гла­за, впа­да­ю­щие в озе­ро и вы­те­ка­ю­щие из не­го ре­ки – ру­ки и но­ги бо­га­ты­ря…

Ко­ман­дир:

– А эта го­ра-ос­т­ров в се­ре­ди­не озе­ра – долж­но быть, серд­це это­го про­ви­нив­ше­го­ся сы­на их­не­го бо­га. Здесь ос­тя­ки, ско­рее все­го, и пря­чут за­хва­чен­ных за­лож­ни­ков.

Штур­ман:

– Ес­ли уже не при­нес­ли их в жерт­ву сво­им бо­гам или ду­хам, чёрт их раз­бе­рёт.

Вто­рой пи­лот:

– Чёрт по-их­не­му зо­вёт­ся шай­тан.

Борт­ме­ха­ник:

– Ко­ман­дир, го­тов­ность к бом­бо­ме­та­нию!

Ко­ман­дир:

– Груз, по­шёл!

Штур­ман:

– Что за груз?

Вто­рой пи­лот:

– Пор­т­ре­ты то­ва­ри­ща Ста­ли­на и Во­ро­ши­ло­ва…

Ко­ман­дир:

– И ли­с­тов­ки с уль­ти­ма­ту­мом то­ва­ри­ща Чуд­нов­ско­го.

Штур­ман:

– Но они же по-рус­ски – ни чи­тать, ни го­во­рить….

Вто­рой пи­лот:

– Хоть один гра­мот­ный всё рав­но сре­ди них най­дёт­ся…

Штур­ман:

– Что тре­бу­ет от них то­ва­рищ Чуд­нов­ский?

Ко­ман­дир:

– Ос­во­бо­дить за­лож­ни­ков и сдать­ся вла­с­тям.

Борт­ме­ха­ник:

– А ес­ли они не сда­дут­ся?

Вто­рой пи­лот:

– Тог­да мы сбро­сим на это «Бо­жье озе­ро» дру­гой груз!

Борт­ме­ха­ник:

– Бом­бы?

Ко­ман­дир:

– Ну, не ман­ну же не­бес­ную…

ТБ-3 де­ла­ет над озе­ром раз­во­рот. Вниз ле­тят сот­ни пор­т­ре­тов и ли­с­то­вок. Пор­т­ре­ты с изо­б­ра­же­ни­ем Ста­ли­на и Во­ро­ши­ло­ва и ли­с­тов­ки, где круп­но чёр­ным шриф­том сло­ва: свер­ху «уль­ти­ма­тум», ни­же – «рас­ст­рел», ло­жат­ся на ос­т­ров Серд­ца, меж­ду де­ре­вян­ных фи­гур ду­хов-ка­хе, об­ра­щён­ных к вос­хо­ду солн­ца.

Из су­г­ро­ба сне­га под­ни­ма­ет­ся ос­тяк в бе­лой ма­ли­це, ко­то­рая де­ла­ет его не­раз­ли­чи­мым на снеж­ном фо­не. Он от­ки­ды­ва­ет ка­пю­шон ма­ли­цы, под­ни­ма­ет не­сколь­ко пор­т­ре­тов и ли­с­то­вок, су­ет их за па­зу­ху и ска­ты­ва­ет­ся с воз­вы­шен­но­с­ти – там ждут его оле­ни, за­пря­жён­ные в нар­ты. Он вска­ки­ва­ет на них, под­ги­ба­ет пра­вую но­гу и са­дит­ся на неё, упи­ра­ясь ле­вой в по­ло­зья. Под­ни­ма­ет хо­рей, нар­ты сры­ва­ют­ся с ме­с­та и спе­шат на вос­ток.

 

Че­рез три дня. Се­ве­ро-вос­точ­нее се­ла Ла­рь­як. Ро­до­вое стой­би­ще Ку­ни­на-Ша­ти­на.

 

Про­стор­ный чум. Боль­шая же­лез­ная печь. Пол и лав­ки уст­ла­ны оле­нь­и­ми шку­ра­ми. В од­ном ме­с­те Аба­лац­кая чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние». В дру­гом – пор­т­ре­ты Ста­ли­на и Во­ро­ши­ло­ва. В цен­т­ре – не­вы­со­кий стол. На нём боль­шой, на­чи­щен­ный до зо­ло­то­го бле­с­ка са­мо­вар. За сто­лом двое: Ефим Ку­нин, муж­чи­на не стар­ше 35 лет, фи­зи­че­с­ки раз­вит, энер­ги­чен, ка­рие ум­ные гла­за, чи­с­то вы­брит, длин­ные хо­ро­шо рас­чё­сан­ные во­ло­сы. Одет в тём­ную с про­стым ор­на­мен­том по во­ро­ту ру­ба­ху, под­по­я­сан­ную ши­ро­ким, бо­га­то ук­ра­шен­ным рем­нём, на ко­то­ром нож в ко­жа­ных нож­нах. Ме­хо­вые брю­ки за­прав­ле­ны в ме­хо­вые же ки­сы.

Он бо­гат, здо­ров и уве­рен в се­бе. Все со­ро­ди­чи зо­вут его «кан», что зна­чит «царь».

Его со­бе­сед­ник – пра­во­слав­ный свя­щен­ник отец Вис­са­ри­он. 50-лет­ний муж­чи­на, креп­кий, рос­лый, ти­пич­ный мис­си­о­нер-кон­кий­а­дор, длин­ные, тро­ну­тые се­ди­ной ру­сые во­ло­сы, ру­сая ухо­жен­ная бо­ро­да. Одет в чёр­ный под­ряс­ник с боль­шим се­ре­б­ря­ным кре­с­том и в та­кие же, как у хо­зя­и­на чу­ма, ме­хо­вые шта­ны и ки­сы.

Пьют чай из тон­ких ки­тай­ско­го фар­фо­ра ча­шек. В чу­ме у Ку­ни­на мно­го не­о­быч­ных для ос­тяц­ко­го бы­та пред­ме­тов – грам­мо­фон с боль­шой тру­бой, зер­ка­ло и др.

Рус­ская же­на Ку­ни­на и дочь от­ца Вис­са­ри­о­на Ве­ра, свет­ло­во­ло­сая кра­са­ви­ца с креп­кой гру­дью, тон­кой та­ли­ей и ши­ро­ким за­дом – этих пре­ле­с­тей не скры­ва­ет да­же про­стор­ная на­ци­о­наль­ная одеж­да, пла­тье и рас­паш­ная шу­ба из шку­рок бел­ки, – по­да­ёт на стол в боль­шом де­ре­вян­ном блю­де стро­га­ни­ну (мо­ро­же­ная ры­ба у ос­тя­ков и рус­ских, дол­го про­жи­ва­ю­щих на Се­ве­ре, счи­та­ет­ся ла­ком­ст­вом).

Ку­нин:

– Лю­ди ви­де­ли «Лу­лы» – боль­шую же­лез­ную пти­цу. Ле­те­ла на Ка­зым. Над Нум­то сбро­си­ла но­вые ико­ны, – по­ка­зы­ва­ет на пор­т­ре­ты Ста­ли­на и Во­ро­ши­ло­ва.

Вис­са­ри­он:

– Это не ико­ны, а пор­т­ре­ты.

Ку­нин:

– И пись­мо глав­но­го су­дьи Чуд­нов­ско­го ша­ма­нам Ка­зы­ма Ван­ды­мо­ву и Мол­да­но­вым – «Боль­шо­му» и «Хро­мо­му».

Вис­са­ри­он:

– Не пись­мо, а уль­ти­ма­тум.

Ку­нин:

– Ша­ма­ны Ка­зы­ма «по­ры» со­зва­ли, со­бра­ние по-ва­ше­му. Кам­лать бу­дут. Со­ве­та у Лун­ха бо­га про­сить, как с за­хва­чен­ным Ас­т­ра­хан­це­вым и его людь­ми по­сту­пить. Как с рус­ски­ми даль­ше жить: за­ми­рить­ся или во­е­вать.

Вис­са­ри­он:

– Я то­же рус­ский.

Ку­нин:

– А я кто?

– Ты ос­тяк.

Ку­нин:

– А ка­кая раз­ни­ца меж­ду на­ми?

Вис­са­ри­он:

– Ве­ра раз­ная.

Ку­нин:

– Я же твою ве­ру при­нял. По пра­во­слав­ным за­ко­нам кре­с­тил­ся и вен­чал­ся. Ты мне ико­ну Чу­до­твор­ную от­дал, ко­то­рую от но­вой вла­с­ти пря­тал.

Вис­са­ри­он:

– Ска­жи че­ст­но, Ефим, не по сво­ей во­ле ты хри­с­ти­ан­ст­во при­нял, а из-за Вер­ки?

Ку­нин:

– Че­ст­но? Из-за неё! К ней, ведь, сва­тал­ся кре­щё­ный ос­тяк Вась­ка Спи­ри­до­нов. Кем он у те­бя в при­хо­де был?

Вис­са­ри­он:

– Пса­лом­щи­ком. А сей­час пред­се­да­тель ту­зем­но­го Со­ве­та на Ка­зы­ме – власть!

Ку­нин:

– А оле­ней у не­го всё рав­но нет. И де­нег нет. А власть без де­нег – не власть. По­это­му хо­чет Вась­ка ото­брать у ме­ня оле­ней и Вер­ку от­бить. Но не пой­дёт она за не­го. Ско­рее ум­рёт.

Вис­са­ри­он:

– За­кол­до­вал те­бя ша­ман (об­ра­ща­ясь к Вер­ке).

Ве­ра (за­дор­но и звон­ко):

– За­кол­до­вал, про­кля­тый. (Смо­т­рит на му­жа влюб­лён­но.) Так за­кол­до­вал, что са­ма раз­ре­ши­ла ему же­нить­ся ещё на Зой­ке из ро­да Ай­пи­на с Тро­ма­га­на.

Вис­са­ри­он:

– По­че­му её не вид­но? Где она?

Ве­ра:

– С де­ть­ми во­зит­ся. Один­над­цать их у нас. Ше­с­те­ро от стар­ше­го бра­та Ефи­ма Ива­на ос­та­лись. Са­мо­го-то мед­ведь за­драл.

Вис­са­ри­он:

– Ду­маю, Вась­ка сам му­тит ка­зым­ских му­жи­ков. Хо­чет вме­с­то Ас­т­ра­хан­це­ва глав­ным на­чаль­ни­ком в Бе­рё­зо­во си­деть.

Ку­нин:

– Да ещё и Федь­ка По­со­хов. То­же один из Вер­ки­ных уха­жё­ров. Стал но­вым уряд­ни­ком. На­зы­ва­ет­ся «че­кист» и при­слу­жи­ва­ет Чуд­нов­ско­му. А ты вот сов­сем не­дав­но кре­с­тил их. Учил – «не убий!»

Вис­са­ри­он:

– Ког­да ми­т­ро­по­лит Си­бир­ский Фи­ло­фей Ле­щин­ский со­шёл на Кон­де с об­ла­са на бе­рег, то во­гу­лы хо­те­ли в не­го стре­лять. Но он ико­ну вот эту (по­ка­зы­ва­ет) впе­рёд вы­ста­вил: «Не в ме­ня стре­ля­е­те, а в ма­терь Бо­га мо­е­го!» И во­гу­лы опу­с­ти­ли свои ру­жья.

Ку­нин:

– Чуд­нов­ский и его лю­ди не опу­с­тят, не на­дей­ся. И Вась­ка с Федь­кой не опу­с­тят, по­это­му на­до нам с Вер­кой ехать на Ка­зым. Спа­сать Ас­т­ра­хан­це­ва от рас­пра­вы. До­го­ва­ри­вать­ся бу­ду с но­вой вла­с­тью, что­бы мир­но жить. По­ко­рюсь но­вым ца­рям (ки­ва­ет в сто­ро­ну пор­т­ре­тов), толь­ко бы род свой и его по­кро­ви­тель­ни­цу (смо­т­рит на ико­ну) спа­с­ти.

Вис­са­ри­он:

– А ес­ли они об­ма­нут те­бя, как ме­ня? Об­ма­ном схва­тят, в тюрь­му по­са­дят или убь­ют.

Ку­нин:

– Тог­да Вер­ка и ты с Зой­кой лю­дей и оле­ней на Толь­ку, на Ени­сей уве­дё­те.

Вис­са­ри­он:

– А ес­ли и там до­ста­нут?

Ку­нин:

– В дру­гой мир уй­дё­те. Я с их ду­ха­ми до­го­во­рюсь.

Вис­са­ри­он:

– А он есть, дру­гой-то мир?

Ку­нин:

– Есть! Я там был!

В чум вхо­дит мо­ло­дой ос­тяк, тот, что со­брал на Нум­то сбро­шен­ные с ТБ-3 пор­т­ре­ты и ли­с­тов­ки.

Ос­тяк: «Кан!» – , об­ра­ща­ясь к Ку­ни­ну, – «Тём­ный чум по­став­лен».

– Вер­ка! – кри­чит Ку­нин. – Не­си ут­варь. Кам­лать бу­ду!

Ве­ра вы­но­сит на свет ко­с­тюм ва­хов­ско­го ша­ма­на: чёр­ный каф­тан без ру­ка­вов, со склад­ка­ми на спи­не, шап­ку в ви­де вен­ца с ши­ро­ким око­лы­шем из гру­бой тка­ни и мно­же­ст­вом под­ве­сок из бус и ко­жи змей, яще­риц; ру­ка­ви­цы из шку­ры, сня­той с лап мед­ве­дя, та­кие же чул­ки с ког­тя­ми. Об­мак­нув па­лец в чёр­ные чер­ни­ла, Ве­ра на­но­сит пра­во­слав­ный крест на лоб му­жа.

Ве­ра:

– Я то­же Бо­жи­ей Ма­те­ри по­мо­люсь за те­бя и за всех нас: пра­во­слав­ных и языч­ни­ков.

Вис­са­ри­он, об­ра­ща­ясь к Ку­ни­ну и вста­вая из-за сто­ла:

– Мне с то­бой ид­ти?

Ку­нин:

– В мо­ей встре­че с Бо­гом сви­де­те­ли не нуж­ны. Да и Вер­ке при её мо­лит­вах ты лиш­ним бу­дешь. Иди к Зой­ке и зай­мись де­ть­ми.

Ку­нин в пол­ном об­ла­че­нии ша­ма­на вы­хо­дит из чу­ма и, дер­жа в од­ной ру­ке бу­бен, а в дру­гой ко­ло­туш­ку, на­прав­ля­ет­ся к сто­я­ще­му по­одаль чёр­но­му (тём­но­му) чу­му. На его пу­ти – де­ти в на­ряд­ных ма­ли­цах. Ку­нин шут­ли­во при­се­да­ет, рас­то­пы­ри­ва­ет ру­ки и «гроз­но» на­дви­га­ет­ся, по­лу­при­се­дая, страш­но ры­ча по-мед­ве­жьи, на них. Де­ти, ра­до­ст­но пу­га­ясь, за­ли­ва­ясь звон­ким сме­хом, раз­бе­га­ют­ся в раз­ные сто­ро­ны.

Отец Вис­са­ри­он про­топ­тал до­рож­ку в сне­гу меж­ду дву­мя чу­ма­ми. При­ль­нёт ухом к па­рад­но­му чу­му и слы­шит го­лос до­че­ри: «Спа­си и со­хра­ни ра­ба тво­е­го Ефи­мия… Мир оби­те­ли Тво­ей да­руй и ду­шам на­шим ве­лию ми­лость». По­дой­дёт к тём­но­му чу­му, а от­ту­да зву­ки буб­на: бум-бум, бум-бум…

 

Тот же день. Ка­зым­ская культ­ба­за.

 

На аэ­ро­са­нях при­ез­жа­ет Здо­ров­цев. (Аэ­ро­са­ни не сни­ма­лись в ки­но с 50-х го­дов. Един­ст­вен­ный раз в филь­ме «Же­с­то­кость» по по­ве­с­ти Ни­ло­ва).

Здесь Здо­ров­цев встре­ча­ет­ся с Чуд­нов­ским. Они про­во­дят со­ве­ща­ние со Спи­ри­до­но­вым и По­со­хо­вым, что­бы пе­ре­хва­тить Ку­ни­на на пу­ти из Ла­рь­я­ка в Нум­то. Ор­га­ни­зу­ет­ся за­са­да во гла­ве с По­со­хо­вым. На аэ­ро­са­нях Чуд­нов­ский про­во­дит смотр бой­цов 55-го ди­ви­зи­о­на войск ОГ­ПУ. Все бой­цы оде­ты в чёр­ные по­лу­шуб­ки и зим­ние утеп­лён­ные бу­дё­нов­ки с на­ши­ты­ми на них крас­ны­ми звёз­да­ми, а обу­ты бой­цы в се­рые ва­лен­ки. Чуд­нов­ский в вол­чь­ей до­хе, в ки­сах, на го­ло­ве, не­смо­т­ря на мо­роз, ма­тер­ча­тая фу­раж­ка «ста­лин­ка». Здо­ров­цев в ши­не­ли, по­верх неё ту­луп, го­ло­вной убор – ка­ра­ку­ле­вая круг­лая шап­ка-ку­бан­ка, на но­гах ки­сы. Спи­ри­до­нов в на­ци­о­наль­ной одеж­де: ма­ли­ца с ка­пю­шо­ном, со­вик, гу­си. По­со­хов в че­кист­ской фор­ме, по­верх ту­луп.

Чуд­нов­ский про­ве­ря­ет мет­кость стрель­бы. Бой­цы стре­ля­ют по двум ми­ше­ням: ку­лак-оле­не­вод и ша­ман с буб­ном. Один из бой­цов «ма­жет». Чуд­нов­ский сры­ва­ет с его го­ло­вы бу­де­нов­ку, ста­вит на ма­куш­ку боль­шую ке­д­ро­вую шиш­ку, вин­тов­ку бой­ца от­да­ёт од­но­му из ос­тя­ков. Же­с­том по­ка­зы­ва­ет на шиш­ку и де­ре­во, сто­я­щее от бой­ца в ме­т­рах 150-и. Ос­тяк по­нят­ли­во ки­ва­ет и, смеш­но пе­ре­ва­ли­ва­ясь в сво­ей оле­нь­ей пар­ке, спе­шит к по­зи­ции. Дой­дя до неё, рез­ко по­во­ра­чи­ва­ет­ся, вски­ды­ва­ет вин­тов­ку и стре­ля­ет. Пу­ля по­ра­жа­ет цель – шиш­ку. Ке­д­ро­вые оре­хи из раз­би­той шиш­ки сып­лют­ся бой­цу по ли­цу, за во­рот­ник по­лу­шуб­ка.

Раз­го­вор Здо­ров­це­ва с Чуд­нов­ским. Це­лью по­след­не­го, кро­ме по­дав­ле­ния вос­ста­ния, яв­ля­ет­ся за­хват Аба­лац­кой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» как сим­во­ла со­про­тив­ле­ния ав­то­ном­ной Си­би­ри. До­быть её он по­ру­чил Спи­ри­до­но­ву, по­обе­щав ему за это долж­ность пред­се­да­те­ля Бе­рё­зов­ско­го рай­и­с­пол­ко­ма. В свою оче­редь, Здо­ров­цев при­ка­зал че­ки­с­ту По­со­хо­ву, иг­рая на его чув­ст­ве рев­но­с­ти, сле­дить за Спи­ри­до­но­вым.

 

Пе­ре­ст­рел­ка

 

Мар­ш­рут пу­ти к Нум­то про­ле­гал по за­мёрз­ше­му рус­лу Оби. Мчат­ся две оле­нь­их уп­ряж­ки. На од­ной Ку­нин с Ве­рой, на дру­гой – два ох­ран­ни­ка (один из ко­то­рых мо­ло­дой ос­тяк-раз­вед­чик). В точ­ке сли­я­ния Ка­зы­ма с Обью из-за мы­са на­пе­ре­рез оле­нь­е­му ка­ра­ва­ну вы­ско­чи­ли аэ­ро­са­ни. На­ча­лась по­го­ня. Уп­ряж­ка Ку­ни­на вы­ры­ва­ет­ся впе­рёд. Пе­ре­ст­рел­ка. С аэ­ро­са­ней стре­ля­ет По­со­хов из ка­ра­би­на. Со вто­рых нарт ва­лит­ся на лёд сра­жён­ный его пу­лей воз­ни­ца. Ос­тяк-раз­вед­чик вска­ки­ва­ет на но­ги и из вин­че­с­те­ра по­па­да­ет в во­ди­те­ля аэ­ро­са­ней. По­те­ряв­шие уп­рав­ле­ние аэ­ро­са­ни на всей ско­ро­сти вре­за­ют­ся в от­кос бе­ре­га. Взрыв. Пла­мя. Из ог­ня вы­ска­ки­ва­ет По­со­хов, сбра­сы­ва­ет го­ря­щий ту­луп и с раз­бе­гу ны­ря­ет в снеж­ный су­г­роб.

 

Страш­ные жерт­во­при­но­ше­ния

 

Ос­т­ров Нго-яй (ос­т­ров Серд­це на озе­ре Нум­то) – ме­с­то пе­ри­о­ди­че­с­ких жерт­во­при­но­ше­ний ос­тя­ков. «По­ры» – со­бра­ние – уже за­кон­чи­лось, ос­тя­ки и лес­ные нен­цы по­еда­ют мя­со за­би­тых ри­ту­аль­ных оле­ней. Ас­т­ра­хан­цев и его спут­ни­ки (упол­но­мо­чен­ная Ураль­ско­го об­ко­ма ВКП(б) Шней­дер, пом. зав. Ка­зым­ской культ­ба­зой Смир­нов, зав. Ам­нин­ским ин­те­г­раль­ным то­ва­ри­ще­ст­вом Не­сте­ров и упол­но­мо­чен­ный Бе­рё­зов­ско­го рай­от­де­ла ОГ­ПУ За­ха­ров) уже каз­не­ны – при­не­се­ны в жерт­ву бо­гу Ну­ми-то­ру­му – «вер­хов­но­му бо­гу»). Ку­нин опоз­дал. Он спо­рит с ша­ма­на­ми Ка­зы­ма Ван­ды­мо­вым и Мол­да­но­вы­ми. Те ут­верж­да­ют, что, ког­да они ша­ма­ни­ли (кам­ла­ли), то Лунх (бог) при­ка­зал им убить за­лож­ни­ков и на­чать с рус­ски­ми вой­ну. Ку­нин го­во­рит, что то­же кам­лал, но Лунх дал ему со­вет не во­е­вать с рус­ски­ми и не уби­вать Ас­т­ра­хан­це­ва с его людь­ми. «У нас с то­бой раз­ные бо­ги», – кри­чит Ван­ды­мов. На что Ку­нин от­ве­ча­ет: «Бог у всех один, но кам­ла­ем мы по-раз­но­му».

 

Штурм

 

Штурм бой­ца­ми 55-го ди­ви­зи­о­на войск ОГ­ПУ ле­до­вой кре­по­с­ти на ос­т­ро­ве Серд­це. На­вер­ху ле­дя­но­го ва­ла в пол­ном ша­ман­ском оде­я­нии кам­ла­ет Ку­нин, вы­зы­вая у на­сту­па­ю­щих бой­цов со­сто­я­ние «ме­ре­че­ния». Его бу­бен – свое­­б­раз­ный ге­не­ра­тор низ­ко­ча­с­тот­ных ко­ле­ба­ний (уда­ры ко­ло­туш­кой по буб­ну по­хо­жи на аз­бу­ку Мор­зе), ко­то­рые дей­ст­ву­ют уг­не­та­ю­ще на пси­хи­ку бой­цов войск ОГ­ПУ. Сре­ди них на­чи­на­ет­ся па­ни­ка: од­ни стре­ля­ют, но ви­дят пе­ред со­бой не од­но­го, а де­сят­ки – це­лую ше­рен­гу ша­ма­нов; дру­гие бро­са­ют вин­тов­ки и, за­жи­мая ла­до­ня­ми уши, са­дят­ся на снег, мо­но­тон­но рас­ка­чи­ва­ясь; тре­тьи бе­гут на­зад. Здо­ров­цев и Чуд­нов­ский пы­та­ют­ся их ос­та­но­вить, стре­ля­ют по­верх го­лов из ре­воль­ве­ров. Всё тщет­но. Штурм ос­т­ро­ва про­ва­лил­ся.

Казымская культбаза, где начался первый этап восстания. 1931 г.
Казымская культбаза, где начался первый этап восстания. 1931 г.

 

Пле­не­ние ша­ма­нов

 

Здо­ров­цев по ра­дио­стан­ции, ус­та­нов­лен­ной на Ка­зым­ской культ­ба­зе, вы­зы­ва­ет эки­паж ТБ-3 и при­ка­зы­ва­ет на­не­с­ти бом­бо­вый удар по ле­до­вой кре­по­с­ти по­встан­цев. Боль­шая же­лез­ная пти­ца по­яв­ля­ет­ся над озе­ром Нум­то. Всё по­вто­ря­ет­ся с точ­но­с­тью до на­обо­рот: ос­тя­ки и лес­ные нен­цы в ужа­се па­да­ют на снег и за­жи­ма­ют свои уши ру­ка­ми. Бом­бы на­кры­ва­ют ос­т­ров Серд­це. Сып­лет­ся во все сто­ро­ны ле­дя­ное кро­ше­во стен и ва­лов, взле­та­ют вверх об­лом­ки идо­лов и ос­тат­ки чу­мов. Ме­чут­ся лю­ди, оле­ни, со­ба­ки. В раз­бом­б­лен­ный ла­герь по­встан­цев вры­ва­ют­ся ка­ра­те­ли. Ку­нин, его же­на Ве­ра и ка­зым­ские ша­ма­ны за­хва­че­ны в плен.

 

До­прос

 

Здо­ров­цев и Чуд­нов­ский в при­сут­ст­вии Спи­ри­до­но­ва до­пра­ши­ва­ют Ку­ни­на. Его, ра­не­но­го, на гла­зах Ве­ры пы­та­ет Спи­ри­до­нов. Но ро­до­вой князь и ша­ман как бы не чув­ст­ву­ет бо­ли от рас­ка­лён­но­го на ог­не вин­то­воч­но­го шом­по­ла. Здо­ров­цев и Чуд­нов­ский, ни­че­го не до­бив­шись от плен­ни­ка, ухо­дят, ос­тав­ляя Ве­ру на рас­тер­за­ние Спи­ри­до­но­ва. Тот, уже на гла­зах Ку­ни­на, пы­та­ет­ся из­на­си­ло­вать Ве­ру. Сры­ва­ет с неё одеж­ду и ва­лит на шку­ры. Не­о­жи­дан­но на лбу на­силь­ни­ка по­яв­ля­ет­ся пу­ле­вое от­вер­стие, брыз­ги кро­ви па­да­ют на об­на­жён­ную грудь Ве­ры. Слы­шен вы­ст­рел. По­яв­ля­ет­ся По­со­хов. В ру­ке на­ган. Это он за­ст­ре­лил Спи­ри­до­но­ва. Его ли­цо обо­жже­но, он стра­шен. Ве­ра об­ра­до­ван­но смо­т­рит на не­го, не при­кры­вая сво­ей на­го­ты. Трое: Ку­нин (свя­зан и ле­жит на по­лу), Ве­ра и По­со­хов гля­дят друг на дру­га – кто с на­деж­дой, кто с лю­бо­вью, кто с не­на­ви­с­тью. Меж­ду ни­ми труп Спи­ри­до­но­ва. По­со­хов мед­лен­но под­ни­ма­ет на­ган и стре­ля­ет в Ку­ни­на – тот ро­ня­ет на грудь про­ст­ре­лен­ную го­ло­ву. «Ты сво­бод­на, Ве­ра! Бе­ги» (ди­а­лог о люб­ви и вер­но­с­ти). По­со­хов тре­бу­ет от­дать ему чу­до­твор­ную ико­ну для их вен­ча­ния. Ве­ра от­ка­зы­ва­ет. Тог­да По­со­хов вы­бе­га­ет из из­бы, са­дит­ся в аэ­ро­са­ни и при­ка­зы­ва­ет во­ди­те­лю гнать в ро­до­вое стой­би­ще Ку­ни­на.

Ве­ра бро­са­ет­ся к Ку­ни­ну. Тот из по­след­них сил шеп­чет: «Ухо­ди на Ени­сей, спа­сай де­тей и весь род. Най­ди и со­хра­ни мой бу­бен – он спа­сёт вас. А ме­ня… им не ос­тав­ляй». Ве­ра пе­ре­во­ра­чи­ва­ет пы­шу­щую жа­ром же­лез­ную печь, вы­бе­га­ет из из­бы и спе­шит к ко­че­во­му стой­би­щу, где они ос­та­ви­ли оле­ньи уп­ряж­ки.

 

Ра­с­пра­ва

 

Пы­ла­ет по­до­жжён­ная Ве­рой из­ба. Здо­ров­цев и Чуд­нов­ский не на­хо­дят аэ­ро­са­ней. Вы­зы­ва­ют по ра­дио ТБ-3 и при­ка­зы­ва­ют сбро­сить бом­бы на ро­до­вое стой­би­ще Ку­ни­на. Кто до­бе­рёт­ся до не­го пер­вым? По­со­хов на аэ­ро­са­нях, Ве­ра на оле­нь­ей уп­ряж­ке или бом­бар­ди­ров­щик? На­чи­на­ет­ся гон­ка. ТБ-3 на­сти­га­ет Ве­ру. Борт­с­тре­лок бьёт из пу­ле­мё­та – оче­редь взби­ва­ет снег на пу­ти Ве­ры. Она ос­та­но­ви­лась. Тог­да Ве­ра вы­та­с­ки­ва­ет из-под шкур свя­щен­ный бу­бен, ко­ло­туш­ку и ша­ма­нит, при­зы­вая на по­мощь ду­хов. По­ка бом­бар­ди­ров­щик де­ла­ет раз­во­рот, не­бо рез­ко тем­не­ет, гре­мит гром, свер­ка­ет мол­ния – на­ча­лась зим­няя гро­за. Ги­гант­ская ша­ро­вая мол­ния про­ни­ка­ет в ка­би­ну са­мо­лё­та. Ог­ром­ный све­тя­щий­ся шар по­яв­ля­ет­ся за спи­на­ми эки­па­жа. Раз­да­ёт­ся ос­ле­пи­тель­но-ог­лу­ши­тель­ный взрыв – бом­бар­ди­ров­щик раз­ле­та­ет­ся вдре­без­ги. Ве­ра пря­чет бу­бен и про­дол­жа­ет путь.

 

Про­пав­шая ико­на

 

По­со­хов опе­ре­дил Ве­ру. Аэ­ро­са­ни, рас­пу­ги­вая лю­дей, вле­та­ют на тер­ри­то­рию стой­би­ща, тор­мо­зят у па­рад­но­го чу­ма. По­со­хов бро­са­ет­ся в чум. Же­на Ку­ни­на Зой­ка-ос­тяч­ка за­сло­ня­ет со­бою ма­лень­ких де­тей. Отец Вис­са­ри­он за­мер, при­крыв­шись Аба­лац­кой чу­до­твор­ной ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­со­хов под­сту­па­ет к не­му, под­ни­мая на­ган:

– От­дай ико­ну, свя­той отец. От­дай! И Ве­ра бу­дет мо­ей.

Вис­са­ри­он:

– Не на ме­ня ору­жие под­ни­ма­ешь, а на ма­терь Бо­га на­ше­го…

По­со­хов стре­ля­ет. Пу­ля про­би­ва­ет ико­ну, по­ра­жа­ет в серд­це свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Ещё вы­ст­рел. В про­ёме чу­ма по­яв­ля­ет­ся Ве­ра, опу­с­кая вин­тов­ку.

– Ни­ког­да я не бу­ду тво­ей!

По­со­хов па­да­ет на ко­ле­ни, за­тем ва­лит­ся на те­ло Вис­са­ри­о­на, под ни­ми ико­на. Ве­ра вы­та­с­ки­ва­ет её, об­ти­ра­ет ру­ка­вом шу­бы с ли­ка ико­ны кровь уби­тых.

Ко­ман­ду­ет Зой­ке со­би­рать де­тей, а ос­тя­ку-раз­вед­чи­ку раз­би­рать и скла­ды­вать на нар­ты чу­мы, сго­нять оле­ней. Ка­ра­ван скры­ва­ет­ся в снеж­ной кру­го­вер­ти.

 

Вме­с­то по­сле­сло­вия

 

Фильм ос­но­ван на ре­аль­ных со­бы­ти­ях. По де­лу «Ман­да­ла» бы­ло аре­с­то­ва­но 83 че­ло­ве­ка. Их су­ди­ли с 25 ию­ня по 26 ию­ля 1934 го­да в Ос­тя­ко-Во­гуль­ске. 11 ру­ко­во­ди­те­лей Ка­зым­ско­го вос­ста­ния при­го­во­ри­ли к рас­ст­ре­лу. 52 уча­ст­ни­ка – к раз­ным сро­кам ли­ше­ния сво­бо­ды.

7 де­ка­б­ря 1934 го­да Обь-Ир­тыш­ская об­ласть бы­ла уп­ра­зд­не­на, её тер­ри­то­рия во­шла в со­став Ом­ской об­ла­с­ти.

Ге­н­рих Яго­да и Са­му­ил Чуд­нов­ский рас­ст­ре­ля­ны в 1937 го­ду.

Сер­гей Здо­ров­цев умер в 1940 го­ду по­сле пы­ток в за­стен­ках НКВД.

Озе­ро Нум­то и при­ле­га­ю­щая к не­му тер­ри­то­рия объ­яв­ле­ны за­по­вед­ни­ком Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го ок­ру­га. У по­се­ща­ю­щих ос­т­ро­ва на озе­ре вре­ме­на­ми воз­ни­ка­ют стран­ные ви­де­ния и гал­лю­ци­на­ции.

Пред­ста­ви­те­ли ро­да Ку­ни­на жи­вут в се­ле Кор­ли­ки Ниж­не­вар­тов­ско­го рай­о­на.

Свя­щен­ный бу­бен Ефи­ма Ку­ни­на хра­нит­ся в Хан­ты-Ман­сий­ске, в ок­руж­ном му­зее при­ро­ды и че­ло­ве­ка, но се­к­рет «ме­ре­че­ния» всё ещё не раз­га­дан.

Аба­лац­кая чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» по-преж­не­му счи­та­ет­ся ут­ра­чен­ной.


Полковник ФСБ
Александр ПЕТРУШИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования