Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 11.09.2009

Изумляемся вместе с Романом Сенчиным

 РОС­СИЯ В МИ­РЕ НО­ВО­ГО ФОР­МА­ТА

 

Не пре­кра­ща­ю­щий­ся ми­ро­вой эко­но­ми­че­с­кий кри­зис стал по­ис­ти­не зо­ло­той жи­лой для кни­го­из­да­те­лей. С по­ра­зи­тель­ной бы­с­т­ро­той пи­шут­ся и вы­хо­дят из пе­ча­ти и объ­ё­ми­с­тые ра­бо­ты по эко­но­ми­ке, и ме­то­дич­ки вро­де «Как за­ра­бо­тать на кри­зи­се», и раз­но­об­раз­ные «ан­ти­кри­зис­ные» ро­ма­ны.

Сре­ди это­го по боль­шей ча­с­ти пу­с­то­го по­то­ка вы­де­ля­ет­ся на­пи­сан­ная эко­но­ми­с­том Ми­ха­и­лом Де­ля­ги­ным и биз­не­с­ме­ном Вя­че­сла­вом Ше­я­но­вым кни­га «Мир на­из­нан­ку. Чем за­кон­чит­ся эко­но­ми­че­с­кий кри­зис для Рос­сии?». Об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние и из­да­тель­ст­во, вы­пу­с­тив­шее кни­гу – ИД «Ком­мер­сантъ» (при тех­ни­че­с­ком уча­с­тии «ЭКС­МО»), – ко­то­рое, как пра­ви­ло, к уров­ню сво­ей про­дук­ции от­но­сит­ся очень стро­го.

Кни­га «Мир на­из­нан­ку», дей­ст­ви­тель­но, и по­лез­на, и свое­вре­мен­на. Се­го­дня, ког­да нас уси­лен­но пу­га­ют бли­зо­с­тью ка­та­ст­ро­фы, она спо­соб­на не толь­ко вну­шить на­деж­ду, что не всё так ужас­но, но и на­ме­ча­ет не­ко­то­рые пу­ти вы­хо­да из кри­зи­са, за­гля­ды­ва­ет в по­сле­кри­зис­ное бу­ду­щее Рос­сии.

На пер­вых же стра­ни­цах да­ёт­ся оп­ре­де­ле­ние то­го, что про­ис­хо­дит сей­час в ми­ро­вой эко­но­ми­ке – «на­до го­во­рить не о кри­зи­се, а о де­прес­сии – дли­тель­ном пе­ри­о­де не­хват­ки ком­мер­че­с­ко­го спро­са для нор­маль­но­го раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва, что уг­не­та­ю­ще дей­ст­ву­ет на все без ис­клю­че­ния сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни». Ны­неш­няя де­прес­сия, пе­ре­рос­шая в си­с­тем­ный кри­зис, по­вле­чёт за со­бой ко­рен­ное из­ме­не­ние не толь­ко эко­но­ми­че­с­кой сфе­ры, но и «все­го вну­т­рен­не­го ус­т­рой­ст­ва со­вре­мен­ных че­ло­ве­че­с­ких об­ществ».

С этим труд­но не со­гла­сить­ся – на За­па­де эти из­ме­не­ния уже на­ча­лись. Рос­си­ян же по-преж­не­му пы­та­ют­ся убе­дить, что они на­хо­дят­ся в «ти­хой га­ва­ни», и боль­шие по­тря­се­ния Рос­сию обой­дут сто­ро­ной. Но это сов­сем не так – ес­ли ни­че­го не пред­при­ни­мать, кри­зис в Рос­сии, по мне­нию ав­то­ров, бу­дет бо­лее дли­тель­ным и бо­лез­нен­ным, чем в раз­ви­тых стра­нах. При­чи­на это­го в сла­бой эко­но­ми­ке, раз­ру­шен­ной ин­фра­ст­рук­ту­ре, не­эф­фек­тив­но­с­ти уп­рав­ле­ния, «де­гра­да­ции глав­но­го бо­гат­ст­ва вся­ко­го го­су­дар­ст­ва – че­ло­ве­че­с­ко­го ка­пи­та­ла». По су­ти, «Мир на­из­нан­ку» и об­ра­щён к это­му са­мо­му че­ло­ве­че­с­ко­му ка­пи­та­лу, тем его пред­ста­ви­те­лям, что чув­ст­ву­ют в се­бе си­лы дей­ст­во­вать, бо­роть­ся за до­стой­ную жизнь, за про­цве­та­ние стра­ны.

Од­ной из дей­ст­вен­ных мер по пре­одо­ле­нию кри­зи­са, как по­ла­га­ют Ми­ха­ил Де­ля­гин и Вя­че­слав Ше­я­нов, долж­на стать ав­то­ри­тар­ная мо­дер­ни­за­ция. Не­об­хо­ди­мо очи­с­тить го­сап­па­рат от кор­руп­ци­он­ной куль­ту­ры, при ко­то­рой «соб­ст­вен­ность по­рож­да­ет­ся вла­с­тью, а не на­обо­рот»; чи­ст­ка сре­ди со­труд­ни­ков го­су­дар­ст­вен­но­го уп­рав­ле­ния и по­этап­ная сме­на го­сап­па­ра­та, фак­ти­че­с­кое объ­е­ди­не­ние по­стов пре­зи­ден­та и пре­мьер-ми­ни­с­т­ра, ко­то­рое ус­т­ра­нит по­роч­ную прак­ти­ку раз­де­ле­ния ре­ше­ний и от­вет­ст­вен­но­с­ти. Но ав­то­ри­тар­ная власть без об­рат­ной свя­зи с об­ще­ст­вом об­ре­че­на на по­ра­же­ние. Знать мне­ние граж­дан по­лез­но и важ­но. Это по­мо­жет не толь­ко кор­рек­ти­ро­вать го­су­дар­ст­вен­ную по­ли­ти­ку, но и «вы­де­лить слой лю­дей, ин­те­ре­су­ю­щих­ся со­от­вет­ст­ву­ю­щи­ми во­про­са­ми и при этом де­мон­ст­ри­ру­ю­щих ра­зум­ность и спо­соб­ность к со­труд­ни­че­ст­ву». При­ток «све­жей кро­ви» в го­су­дар­ст­вен­ные струк­ту­ры, со­зда­ние ка­д­ро­во­го ре­зер­ва, не­об­хо­ди­мы.

Об­рат­ную связь с об­ще­ст­вом в век Ин­тер­не­та со­здать не так уж слож­но. Бы­ло бы же­ла­ние у го­сап­па­ра­та.

Го­су­дар­ст­во долж­но вли­ять на ры­ноч­ные от­но­ше­ния, на биз­нес. По­лу­чив в поль­зо­ва­ние на­ци­о­наль­ные ре­сур­сы, биз­нес обя­зан ра­бо­тать на стра­ну. В ус­ло­ви­ях гло­баль­ной де­прес­сии го­су­дар­ст­во не мо­жет не ре­гу­ли­ро­вать эко­но­ми­ку, до­пу­с­ти­ма и на­ци­о­на­ли­за­ция, осо­бен­но ког­да речь идёт о стра­те­ги­че­с­ких и со­ци­аль­но зна­чи­мых пред­при­я­ти­ях. Жиз­нен­но ва­жен и кон­троль го­су­дар­ст­ва за при­род­ны­ми ре­сур­са­ми – нуж­но ста­рать­ся из­бе­гать ввя­зы­ва­ния в так на­зы­ва­е­мые «тран­зит­ные вой­ны», то есть в осо­знан­но раз­жи­га­е­мые кон­флик­ты, це­лью ко­то­рых яв­ля­ет­ся пе­ре­ори­ен­та­ция по­то­ков энер­го­но­си­те­лей.

Эко­но­ми­че­с­кий кри­зис не дол­жен по­вли­ять на уро­вень жиз­ни рос­сий­ских граж­дан. При ра­зум­ной по­ли­ти­ке это впол­не ре­а­ли­с­тич­но. Для это­го, во-пер­вых, нуж­но со­здать но­вую мо­дель фор­ми­ро­ва­ния про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма – он не мо­жет яв­лять­ся еди­ным для всех ре­ги­о­нов стра­ны. «Ма­те­ри­аль­ная со­став­ля­ю­щая про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма долж­на быть диф­фе­рен­ци­ро­ва­на по кли­ма­ти­че­с­ким зо­нам, а его де­неж­ное вы­ра­же­ние – ещё и по це­но­вым». При­чём не­об­хо­ди­мо иметь в ви­ду, что це­ны в круп­ных го­ро­дах и на ос­таль­ной тер­ри­то­рии об­ла­с­ти, ре­с­пуб­ли­ки, края су­ще­ст­вен­но раз­ли­ча­ют­ся.

Диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный про­жи­точ­ный ми­ни­мум сде­ла­ет фе­де­раль­ную по­мощь то­му или ино­му ре­ги­о­ну бо­лее эф­фек­тив­ной. А это, в свою оче­редь, по­вы­сит уро­вень жиз­ни лю­дей, уве­ли­чит рож­да­е­мость, сред­нюю про­дол­жи­тель­ность жиз­ни, что при­ве­дёт к при­ро­с­ту че­ло­ве­че­с­ко­го ка­пи­та­ла.

Рос­сия долж­на от­ка­зать­ся от пре­тен­зий на гла­вен­ст­ву­ю­щую роль в со­вре­мен­ном ми­ре, ста­рать­ся не быть во­вле­чён­ной в гло­баль­ные меж­ду­на­род­ные кон­флик­ты. «Что­бы стать сверх­дер­жа­вой в бу­ду­щем, в ме­ня­ю­щих­ся ус­ло­ви­ях, по­на­до­бит­ся по­сле­до­ва­тель­ный и со­зна­тель­ный от­каз от тех её ат­ри­бу­тов, ко­то­рые по инер­ции всё ещё ка­жут­ся не­отъ­ем­ле­мы­ми, в том чис­ле и от пре­сло­ву­то­го “ве­ли­чия”». В этой свя­зи ав­то­ры не раз при­во­дят в при­мер Ма­лай­зию, ко­то­рая, не ввя­зы­ва­ясь в кон­флик­ты, пре­вра­ти­лась в од­но из са­мых ус­пеш­но раз­ви­ва­ю­щих­ся го­су­дарств…

Мо­дель по пре­одо­ле­нию Рос­си­ей кризиса, пред­став­лен­ная Де­ля­ги­ным и Ше­я­но­вым, не бес­спор­на. Ведь че­ло­ве­че­ст­во, в том чис­ле и Рос­сия, пе­ре­хо­дит в ка­че­ст­вен­но но­вое со­сто­я­ние, и в ка­кое имен­но – по­ка не­по­нят­но. Про­цесс этот мо­жет за­кон­чить­ся ка­та­ст­ро­фой, ес­ли опу­с­тить ру­ки и по­ло­жить­ся на во­лю судь­бы. Нуж­но дей­ст­во­вать, и ны­неш­ний кри­зис – шанс про­явить се­бя спо­соб­ным, твор­че­с­ким лю­дям. Прав­да, в Рос­сии ак­тив­ность масс ред­ко ког­да при­вет­ст­ву­ет­ся те­ми, кто на­хо­дит­ся на вер­ши­не вла­с­ти.


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖЕНСКОЙ ДУШЕ

 

На мой взгляд, кол­лек­тив­ные сбор­ни­ки се­го­дня нуж­ны как ни­ког­да: при оби­лии ав­то­ров в раз­ва­ле книг слож­но най­ти то, что те­бе по ду­ше, и со­бра­ние не­сколь­ких про­из­ве­де­ний раз­ных пи­са­те­лей под од­ной об­лож­кой впол­не спо­соб­но об­лег­чить чи­та­те­лю по­иск.

Сбор­ник «Три­над­цать фан­та­зий о люб­ви», вы­пу­щен­ный из­да­тель­ст­ва­ми «Олимп» и «Ас­т­рель», ду­маю, бу­дет ин­те­ре­сен не толь­ко сво­им по­ст­ро­е­ни­ем (по­ве­с­ти и рас­ска­зы три­над­ца­ти пи­са­тель­ниц в ито­ге со­зда­ют прак­ти­че­с­ки еди­ное про­из­ве­де­ние), но и с точ­ки зре­ния зна­ком­ст­ва с тем, что се­го­дня про­ис­хо­дит в «жен­ской про­зе», ка­кие но­вые ав­то­ры её по­пол­ня­ют.

Кста­ти ска­зать, Оль­га Слав­ни­ко­ва, од­на из уча­ст­ниц сбор­ни­ка и ав­тор пре­дис­ло­вия, ни­че­го про­тив это­го тер­ми­на – «жен­ская про­за» – не име­ет: «В обы­ден­ной жиз­ни жен­щи­на от­ли­ча­ет­ся от муж­чи­ны тем, что по­сле крат­кой сво­бо­ды в мо­ло­до­с­ти об­на­ру­жи­ва­ет се­бя в ту­пи­ке бы­та. На­до ли на­по­ми­нать, что обед го­то­вит­ся пол­дня, а съе­да­ет­ся за пол­ча­са? <...> Воз­мож­но, жен­щи­на имен­но че­рез быт под­хо­дит очень близ­ко к по­ни­ма­нию ка­та­ст­ро­фич­но­с­ти бы­тия. Есть и дру­гая осо­бен­ность. Зло­дей­ка-при­ро­да ус­т­ро­и­ла так, что жен­щи­не на би­о­ло­ги­че­с­ком уров­не вме­не­на лю­бовь: к ре­бён­ку, к от­цу ре­бён­ка, к по­жи­лой ма­те­ри, в ко­то­рой жен­щи­на ви­дит се­бя в бу­ду­щем. В жиз­ни каж­дой жен­щи­ны есть не­сколь­ко че­ло­век, чьи бо­лезнь и смерть ей страш­нее соб­ст­вен­ных бо­лез­ни и смер­ти. Эти лю­ди да­ле­ко не все­гда от­ве­ча­ют жен­щи­не вза­им­но­с­тью. Поч­ти вся­кая жен­щи­на мо­жет вы­ра­ба­ты­вать лю­бовь ав­то­ном­но – и это дра­ма, до­стой­ная пи­са­тель­ско­го пе­ра. Че­рез ка­кое-то вре­мя вы­ра­бот­ка люб­ви пре­кра­ща­ет­ся, ис­точ­ник пе­ре­сы­ха­ет – и это тра­ге­дия, из ко­то­рой мо­жет вы­ра­с­ти боль­шая про­за».

Сре­ди ав­то­ров «Три­над­ца­ти фан­та­зий...» пи­са­тель­ни­цы как дав­но и хо­ро­шо из­ве­ст­ные – Свет­ла­на Ва­си­лен­ко, Ма­ри­на Па­лей, Оль­га Та­та­ри­но­ва, Ва­ле­рия Нар­би­ко­ва, так и те, кто де­бю­ти­ро­вал от­но­си­тель­но не­дав­но – Ека­те­ри­на До­нец, На­та­лья Клю­ча­ре­ва, На­та­лья Ру­ба­но­ва, Майя Ку­чер­ская. Есть и те, ко­го я, на­при­мер, от­крыл для се­бя бла­го­да­ря этой кни­ге – Ал­ла Юрь­е­ва, Али­са Па­ни­ка­ров­ская, Ири­на Го­рю­но­ва. С удо­воль­ст­ви­ем пе­ре­чи­тал пре­крас­ный, дав­ний уже рас­сказ Мар­га­ри­ты Ша­ра­по­вой «Как кры­лья ба­боч­ки осен­ней».

Раз­нит­ся не толь­ко воз­раст ав­то­ров, но и эмо­ци­о­наль­ная на­сы­щен­ность по­ве­с­тей и рас­ска­зов. При­чём аг­рес­сив­ность и ли­рич­ность не­ред­ко со­еди­ня­ют­ся в од­ном тек­с­те, что так ха­рак­тер­но для «жен­ской про­зы». И цен­но...

В чём ещё, на мой взгляд, плюс кол­лек­тив­ных сбор­ни­ков: мне, при­знать­ся, не­про­сто оси­лить кни­гу, к при­ме­ру, На­та­льи Ру­ба­но­вой или Ва­ле­рии Нар­би­ко­вой, а ког­да чи­та­ешь один их рас­сказ, тем бо­лее в кон­тек­с­те рас­ска­зов дру­гих пи­са­тель­ниц, та­ких раз­ных, но и од­но­вре­мен­но близ­ких, рас­сказ этот вос­при­ни­ма­ет­ся сов­сем ина­че. Пол­нее, яс­нее и по-хо­ро­ше­му про­ще, что ли... Объ­яс­не­ние это­му опять же на­хо­жу в пре­дис­ло­вии Оль­ги Слав­ни­ко­вой: «Ес­ли вы муж­чи­на <...> уве­ряю вас – пой­мё­те про жен­щин боль­ше, чем это воз­мож­но из лич­но­го жи­тей­ско­го опы­та».


ПО КРАЮ БЕЗДНЫ

 

По срав­не­нию с боль­шин­ст­вом сво­их свер­ст­ни­ков-пи­са­те­лей, ко­то­рых при­ня­то на­зы­вать «двад­ца­ти­лет­ни­ми», чьи име­на дав­но на слу­ху, у ко­го ста­биль­но вы­хо­дят кни­ги, о чьей про­зе спо­рят, Да­нил Гу­рь­я­нов шёл к сво­е­му чи­та­те­лю дол­го и не­про­сто. Пер­вые его рас­ска­зы я про­чи­тал ещё в кон­це 90-х в са­ран­ском жур­на­ле «Стран­ник», по­том бы­ли пуб­ли­ка­ции в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», в аль­ма­на­хах «Про­лог» и «Ли­т­рос», жур­на­лах «Урал», «Коль­цо А», но осо­бой ре­ак­ции у кри­ти­ков эти пуб­ли­ка­ции не вы­зы­ва­ли, – ско­рее все­го, по­про­с­ту бы­ли не­ за­ме­че­ны.

И вот, для ме­ня дол­го­ждан­но, но и вне­зап­но (по-хо­ро­ше­му, про­зу Гу­рь­я­но­ва нуж­но бы­ло бы со­брать ещё лет пять на­зад), по­яви­лась пер­вая его кни­га – «За­пах лёг­ко­го за­га­ра» (из­да­тель­ст­во «ОЛ­МА Ме­диа Групп»), ку­да во­шли по­ве­с­ти и рас­ска­зы, а так­же пье­са, дав­шая на­зва­ние сбор­ни­ку.

На­вер­ня­ка бла­го­да­ря этой пье­се и со­сто­я­лось из­да­ние кни­ги – «За­пах лёг­ко­го за­га­ра» по­ста­вил на сце­не ре­жис­сёр Ро­ман Вик­тюк, и спек­такль стал со­бы­ти­ем те­а­т­раль­ной жиз­ни; Гу­рь­я­но­вым за­ин­те­ре­со­ва­лись, ста­ли ис­кать его про­из­ве­де­ния. «ОЛ­МА» от­клик­ну­лась на этот ин­те­рес. (Не се­к­рет, что не­рас­кру­чен­но­му ав­то­ру, тем бо­лее ра­бо­та­ю­ще­му в «ма­лой фор­ме», уви­деть кни­гу се­го­дня прак­ти­че­с­ки не­воз­мож­но, – у из­да­те­лей спрос на рас­ска­зы и по­ве­с­ти поч­ти ну­ле­вой.)

Сра­зу ска­жу, чем мне до­ро­га про­за и дра­ма­тур­гия Гу­рь­я­но­ва: то­с­кой по ка­кой-то на­сто­я­щей, пол­но­кров­ной жиз­ни, ко­то­рая ни­как не на­сту­па­ет. Ге­рои Да­ни­ла Гу­рь­я­но­ва, на пер­вый взгляд, лю­ди со­сто­яв­ши­е­ся, бла­го­об­раз­ные, урав­но­ве­шен­ные. (По­мню, в дав­ней уже ста­тье о Гу­рь­я­но­ве я на­звал ге­роя его са­мой, по­жа­луй, страш­ной по­ве­с­ти «Глу­пая улит­ка» – ли­ри­че­с­ким; та­ков он внеш­не и есть, но за этой «ли­рич­но­с­тью» скры­ва­ет­ся чу­до­ви­ще.) Да, эти лю­ди внеш­не не вы­де­ля­ют­ся из об­щей мас­сы, но в их ду­шах про­ис­хо­дит страш­ная сму­та, их ис­та­чи­ва­ет то­с­ка по на­сто­я­ще­му, и по­рой это про­ры­ва­ет­ся на­ру­жу. И тог­да ста­но­вит­ся жут­ко.

Осо­бен­но по­ка­за­тель­ны в этом от­но­ше­нии пье­са «За­пах лёг­ко­го за­га­ра» и по­весть «Глу­пая улит­ка». Но ес­ли фи­нал пье­сы ещё с на­тяж­кой мож­но на­звать бла­го­по­луч­ным (оди­но­кие ге­рои влюб­ля­ют­ся, точ­нее – об­ре­та­ют друг дру­га), то в «Глу­пой улит­ке» эк­зи­с­тен­ци­аль­ный кош­мар на­ра­с­та­ет, и в кон­цов­ке пре­вра­ща­ет­ся в на­сто­я­щую тра­ге­дию.

Прав­да, со­бы­тия в «Глу­пой улит­ке» на­чи­на­ют­ся поч­ти как иг­ра. У глав­но­го ге­роя по­ве­с­ти, мо­ло­до­го вра­ча, всё не­пло­хо: же­на-кра­са­ви­ца Эле­о­но­ра, уют­ная и про­стор­ная квар­ти­ра, есть ка­кой-ни­ка­кой, но до­ста­ток. Но ге­роя тя­го­тит эта раз­ме­рен­ная, спо­кой­ная жизнь: «Я умею не­пло­хо го­то­вить, люб­лю смо­т­реть те­ле­ви­зор – се­ри­а­лы, иг­ры, филь­мы о ди­кой при­ро­де или что по­па­дёт­ся. Эле­о­но­ре нра­вит­ся чи­тать – осо­бен­но «эль­ку» и «ко­с­мо», она ча­с­то бе­реж­но пе­ре­би­ра­ет свой шкаф и обо­жа­ет сти­рать в «Ин­де­зи­те». За­гру­зив бе­льё и вклю­чив про­грам­му, она мо­жет ми­нут двад­цать си­деть око­ло ма­ши­ны и гля­деть, как тряп­ки вра­ща­ют­ся за ил­лю­ми­на­то­ром. Ког­да на­чи­на­ет­ся пер­вый слив, она зо­вёт ме­ня, и мы вдво­ём смо­т­рим, на­сколь­ко гряз­ная во­да идёт из шлан­га в ван­ную». Тош­но­твор­ная идил­лия. Тош­нит от неё и ге­роя: «Я дав­но жду но­вой люб­ви. Мне нуж­на бу­ря. Мне нуж­на Кле­о­па­т­ра. Я хо­чу кар­ди­наль­ных пе­ре­мен». И пе­ре­ме­ны на ге­роя на­ва­ли­ва­ют­ся, и в ито­ге его гу­бят.

«Глу­пая улит­ка» – очень силь­ная по­весть. По­рой в до­сто­вер­но­с­ти про­ис­хо­дя­ще­го в ней на­чи­на­ешь со­мне­вать­ся (слиш­ком уж страш­но), но вспо­ми­на­ешь ис­то­рии из жиз­ни не­ко­то­рых зна­ко­мых (уве­рен, что у каж­до­го чи­та­те­ля име­ет­ся по­доб­ный ге­рою по­ве­с­ти опыт, сла­ва бо­гу, ес­ли не лич­ный), сю­же­ты мно­гих про­из­ве­де­ний Че­хо­ва, где ге­рои как-то про­сто – со ску­ки, с до­са­ды – раз­ру­ша­ют свою жизнь и жизнь ближ­них, и по­ни­ма­ешь, что про­ис­хо­дя­щее в «Глу­пой улит­ке» – прав­да. Та­кая же страш­ная прав­да, в ко­то­рую ста­ра­ешь­ся не по­ве­рить, – рас­сказ «Зо­луш­ка».

Впро­чем, я бы не на­звал Да­ни­ла Гу­рь­я­но­ва пев­цом без­дны. Ско­рее, он ро­ман­тик, но ро­ман­тик, ви­дя­щий, ку­да мо­жет за­ве­с­ти ро­ман­ти­ка в ре­аль­ной жиз­ни. Ведь всё на гра­ни, всё зыб­ко, и все­го один шаг до то­го, что­бы вос­тор­жен­ная де­воч­ка ста­ла без­душ­ной пор­но­ма­ши­ной («Зо­луш­ка»), все­го один миг, что­бы про­слав­лен­ная ак­т­ри­са по­ня­ла, что она без­дарь («Чу­жое ме­с­то»). Ино­гда ге­рои Гу­рь­я­но­ва на­хо­дят в се­бе си­лы бо­роть­ся с об­сто­я­тель­ст­ва­ми, с се­ро­с­тью по­всед­нев­но­с­ти, со ста­ро­стью («Один раз на сто лет», «Фо­то­са­лон “Ми­рей”», «Жен­щи­на в “По­лё­те”», «Ве­ли­чай­шие стра­да­ния ко­с­ми­че­с­ких по­слан­ниц»).

Есть в кни­ге и по-на­сто­я­ще­му свет­лая вещь – в об­щем-то, поч­ти бес­сю­жет­ная, но очень тон­кая, очень пси­хо­ло­ги­че­с­ки до­сто­вер­ная по­весть «Ту­да и об­рат­но». Ге­рой её, Ан­тон Ра­зы­г­ра­ев, окон­чив шко­лу и по­сту­пив в ин­сти­тут, по на­сто­я­нию ро­ди­те­лей едет в дом от­ды­ха. Как боль­шин­ст­во лю­дей в 16 – 17 лет, Ан­тон кри­ти­чен к лю­дям, за­мк­нут, пе­ре­пол­нен ком­плек­са­ми. Со­се­ди по до­му от­ды­ха ка­жут­ся ему ту­пы­ми, по­ш­лы­ми, су­мас­шед­ши­ми. Но по­сте­пен­но он по­ни­ма­ет, что они не та­кие, что каж­дый ин­те­ре­сен и пре­кра­сен; Ан­тон влюб­ля­ет­ся в них, и в фи­на­ле про­ща­ет­ся как с луч­ши­ми дру­зь­я­ми... Не­сколь­ко не­дель вне до­ма, в ок­ру­же­нии но­вых лю­дей, рас­цве­чи­ва­ет для не­го мир по-но­во­му.

Я рад, что эта кни­га уви­де­ла свет. Это та са­мая про­за, от­лич­но, яс­но на­пи­сан­ная, ла­ко­нич­ная и об­раз­ная, ко­то­рая пред­наз­на­че­на не для фи­ло­ло­гов-спе­ци­а­ли­с­тов, а для так на­зы­ва­е­мо­го мас­со­во­го чи­та­те­ля – для лю­дей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования