Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 11.09.2009

Идеологическая графомания

 В опуб­ли­ко­ван­ной в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» ста­тье Ген­на­дия Му­ри­ко­ва «Гра­фо­ма­ния как ли­те­ра­тур­ный прин­цип» нуж­но вы­де­лить в ка­че­ст­ве ос­нов­но­го ас­пек­та кри­ти­ку яв­ле­ния, на­зван­но­го ав­то­ром «иде­о­ло­ги­че­с­кой гра­фо­ма­ни­ей». При­хо­дит­ся с со­жа­ле­ни­ем кон­ста­ти­ро­вать, что на­ча­ло ХХI ве­ка оз­на­ме­но­ва­лись в оте­че­ст­вен­ной об­ще­ст­вен­ной жиз­ни про­ник­но­ве­ни­ем РПЦ во все сфе­ры на­шей жиз­ни.

На­до ска­зать, что твор­че­с­кая ин­тел­ли­ген­ция (или псев­до­ин­тел­ли­ген­ция?), дер­жа­щая ухо вос­тро, тут же от­клик­ну­лась на но­вые иде­о­ло­ги­че­с­кие ве­я­ния мас­со­вой «пра­во­сла­ви­за­ци­ей» со­зна­ния. А ес­ли к это­му же до­ба­вить по­ток пре­мий и без­де­неж­ных ла­у­ре­ат­ских дип­ло­мов, ор­де­нов, ще­д­ро раз­да­ва­е­мых РПЦ де­я­те­лям «куль­ту­ры» за умиль­но-мо­лит­вен­ное сла­во­сло­вие в ад­рес От­ца на­ше­го, сто­ит ли удив­лять­ся то­му, что ла­ви­на конъ­юнк­тур­ных гра­фо­ма­нов бро­си­лась на­си­ло­вать му­зу. Учи­те­ля и про­фес­су­ра со­вет­ско­го вре­ме­ни во­вре­мя схва­ти­ли све­чи в ру­ки и вы­ве­си­ли на все­об­щее обо­зре­ние тот сим­вол, ко­то­рый ра­нее на­зы­вал­ся на­тель­ным (!) кре­с­том.

Чуть от­влёк­шись в сто­ро­ну, не мо­гу не при­ве­с­ти объ­яс­не­ние в люб­ви к это­му «рус­ско­му» сим­во­лу:

Не при­ем­лю гром­ких слов,

Сев­ших на на­сест.

По­лю­бил я Крест Хри­с­тов.

По­лю­бил я Крест. (…)

 

Нын­че мно­го раз­ных слов.

Зря лю­ту­ет бес…

С на­ми –

Веч­ный Крест Хри­с­тов.

Све­то­зар­ный

Крест.

(М.Ани­кин «Рус­ский крест»,

в сб. «Пе­тер­бург­ские стро­фы»,

Изд. МИРС, СПб.: 2009 г.).

Не бу­дем за­да­вать­ся во­про­сом о том, от­ку­да ав­тор зна­ет, что этот крест все­гда с на­ми. А где же он был в пе­ри­од со­вет­ской вла­с­ти, ког­да его весь­ма дез­аву­и­ро­ва­ли?

Пред­се­да­тель Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии В.Га­ни­чев тут на днях с гор­до­с­тью со­об­щил, что не кто-ни­будь, а имен­но СПР стал од­ним из уч­ре­ди­те­лей Все­мир­но­го Рус­ско­го на­род­но­го со­бо­ра, а сам он стал за­ме­с­ти­те­лем его гла­вы – па­т­ри­ар­ха Ки­рил­ла. Сто­ит ли удив­лять­ся то­му, что в на­сто­я­щее вре­мя счи­та­ет­ся не толь­ко хо­ро­шим то­ном, но да­же обя­за­тель­ным для лю­бо­го твор­че­с­ко­го че­ло­ве­ка как ми­ни­мум при­сесть в поч­ти­тель­ном ре­ве­ран­се, а ещё луч­ше пасть ниц пе­ред этой офи­ци­аль­ной иде­о­ло­ги­ей.

Рисунок С. Тюнина
Рисунок С. Тюнина

Не­дав­но в но­вом До­ме пе­тер­бург­ских пи­са­те­лей три­бу­на бы­ла пре­до­став­ле­на ин­тер­не­тов­ской мо­ло­дё­жи, объ­е­ди­нив­шей­ся для из­да­ния сбор­ни­ка «ду­хов­ных сти­хов». Пре­зен­та­ции сбор­ни­ка «От­зву­ки не­бес» (СПб.: Нев­ская ла­в­ра, 2009) пред­ше­ст­во­ва­ло по­яв­ле­ние на сто­ле пре­зи­ди­у­ма ико­ны и за­жжён­ных (во­пре­ки пра­ви­лам по­жар­ной бе­зо­пас­но­с­ти) све­чей. Со­ста­ви­те­ли – мо­ло­дёжь – В.Па­на­рин, Е.Ка­пу­с­тин, Е.Тро­фим­чук. Из­да­но по бла­го­сло­ве­нию Епи­с­ко­па Вы­борг­ско­го На­за­рия, ко­то­рый по­ра­до­вал­ся то­му, что «…ещё ос­та­лись лю­ди уме­ю­щие по­ста­вить са­мые обыч­ные сло­ва в та­ком по­ряд­ке, что­бы они ста­ли воз­вы­шен­ной по­эзи­ей. По­эзи­ей не толь­ко для уха, а по­эзи­ей для ду­ши…». Что­бы быть точ­ным, о. На­за­рий не сам бла­го­сло­вил по­этов, а вы­сту­пил от име­ни Бо­га, по­слав им «Бо­жие бла­го­сло­ве­ние», так что…

Но со­ста­ви­те­лям сбор­ни­ка по­ка­за­лось ма­ло Бо­жь­е­го бла­го­сло­ве­ния, оз­ву­чен­но­го о. На­за­ри­ем, – сбор­ни­ку пред­ше­ст­ву­ют ещё две всту­пи­тель­ные ста­тьи: Ан­д­рея Грун­тов­ско­го, с хри­с­ти­ан­ской скром­но­с­тью и сми­ре­ни­ем пе­ре­чис­лив­шего все свои ипо­с­та­си – и по­эта, и про­за­и­ка, и дра­ма­тур­га, и ли­те­ра­ту­ро­ве­да. И хо­тя как ли­те­ра­ту­ро­вед он не мог не от­ме­тить «…где-то раз­рыв с тра­ди­ци­ей, да… все ог­ре­хи, что свой­ст­вен­ны мо­ло­дой му­зе», но он уви­дел «…тут ис­тин­ность ве­ры… под­лин­ность по­ка­я­ния…», а по­то­му и «по­эзию» (? – Т.Л.), и со­бор­ность. Ну, что ка­са­ет­ся со­бор­но­с­ти, то здесь со­мне­вать­ся не при­хо­дит­ся, пра­во­слав­ная те­ма­ти­ка сбор­ни­ка не­со­мнен­на. А вот с оп­ре­де­ле­ни­ем по­эзии толь­ко как ве­ры и по­ка­я­ния, вряд ли мог­ли бы со­гла­сить­ся и Пуш­кин, и Есе­нин, и Ма­я­ков­ский, и Хармс, и… Раз­ве толь­ко сам А.Грун­тов­ский, ищу­щий спа­се­ния в сти­хах, ко­то­рый за­кан­чи­ва­ет эту ста­тью сво­и­ми от­кро­ве­ни­я­ми: «… Гос­по­ди Ии­су­се, ре­чи твои ти­хи… / Как же я сам спа­су­ся? / Раз­ве что вот.. сти­хи. Ес­ли они спа­сут­ся, – мо­жет, за­мол­вят Там… / Мо­жет быть, воз­не­сут­ся / К са­мым Его сто­пам…». Бо­юсь, что при та­ких сти­хах как мэ­т­ра – Грун­тов­ско­го, а тем па­че его по­до­печ­ных из сбор­ни­ка «От­зву­ки не­бес», на­деж­ды на спа­се­ние ма­ло­ва­то: хо­те­лось бы ду­мать, что Бо­гу свой­ст­вен­но ес­ли не зна­ние по­эзии, то хо­тя бы вкус.

А вот что ка­са­ет­ся «риф­мо­твор­че­ст­ва», от­ме­чен­но­го о. На­за­ри­ем, то штам­по­ван­ны­ми риф­ма­ми сбор­ник дей­ст­ви­тель­но изо­би­лу­ет. Но это, по-ви­ди­мо­му, объ­яс­ни­мо мно­го­ве­ко­вой ис­то­ри­ей хри­с­ти­ан­ст­ва. И, воз­мож­но, ре­ли­ги­оз­ны­ми пра­во­слав­ны­ми по­эта­ми уже всё ска­за­но.

Всту­пи­тель­ная ста­тья про­фес­со­ра, ком­мер­че­с­ки ори­ен­ти­ро­ван­ной Ака­де­мии Рос­сий­ской сло­вес­но­с­ти – Ди­а­ны Ра­дес (Ива­но­вой Ди­а­ны Пе­т­ров­ны), кста­ти, од­но­го из ав­то­ров это­го «мо­ло­дёж­но­го» сбор­ни­ка (воз­раст дам, ещё не по­чив­ших в бо­зе, не при­ня­то на­зы­вать пуб­лич­но, хо­тя со­ста­ви­те­ли это­го, по-ви­ди­мо­му, не зна­ли), на­пи­са­на в вос­тор­жен­ных то­нах. Ре­цен­зен­та вос­хи­ща­ет как ге­о­гра­фи­че­с­кая ши­ро­та ох­ва­та ав­то­ров от – Фин­лян­дии, Рос­сии и Ук­ра­и­ны до Из­ра­и­ля, – так и «по­эти­че­с­кое про­ст­ран­ст­во этой кни­ги, не­за­бы­ва­е­мое про­ст­ран­ст­во ра­до­с­ти и све­та».

Но по­ра об­ра­тить­ся и не­по­сред­ст­вен­но к «ду­хов­ным сти­хам». Ав­то­ры за­ма­хи­ва­ют­ся на весь­ма жи­во­т­ре­пе­щу­щие идеи на­ше­го бы­тия. Их вол­ну­ет не что-ли­бо, а Рус­ская на­ци­о­наль­ная идея. Ка­ко­ва же она? От­вет дан в сти­хо­тво­ре­нии, кста­ти, весь­ма ти­пич­ном для сбор­ни­ка по уров­ню по­эти­че­с­ко­го ма­с­тер­ст­ва, Со­фро­на Бур­ко­ва «Рус­ская на­ци­о­наль­ная идея»:

Как, ска­жи, це­нить ду­хов­ность,

Ес­ли власть про­кля­тых сил

По­ощ­ря­ет раз­вра­щён­ность,

Что­бы ум се­бя взбе­сил?..

(кур­сив мой. – Т.Л.).

 

И да­лее:

Дух Свя­то­го Пра­во­сла­вья

Са­мо­дер­жец на Ру­си.

Хо­чешь знать своё при­зва­нье –

Вот его и во­про­си.

Хо­ро­ша на­ци­о­наль­ная идей­ка! Ав­тор, прав­да, не из мо­ло­дых – ему 56 лет, так что за пле­ча­ми, на­до по­ла­гать, есть не­ма­лый опыт «во­про­ша­ния» Свя­то­го Ду­ха. Но, мо­жет быть, он мо­лод как по­эт?

А вот 42-лет­ний Ни­ко­лай Ерё­мин в сти­хо­тво­ре­нии «Ми­хай­лов день» «юро­ди­во» воз­ра­до­вал­ся:

Уж к Ми­хай­ло­ву дню за­по­го­ди­ло,

В Ла­в­ре – служ­ба, а до­ма – пи­рог.

И бла­жен­но стою, и юро­ди­во:

Не ос­та­вил Рас­се­юш­ку Бог.

И толь­ко про­фес­сор Ди­а­на Ра­дес из этой же 3-й груп­пы «зре­лых ав­то­ров» пре­бы­ва­ет в ду­шев­ном раз­но­гла­сии с Бо­гом:

К Но­во-Ие­ру­са­ли­му

От Ивер­ской – мой по­лёт.

Са­ма не на­де­ну схи­му,

Не смею – Бог не да­ёт.

По­этес­су тя­нет в мо­на­ше­ст­во, а Бог её не слы­шит, увы! Ну, уж на та­кие ме­ло­чи, как то, что схи­му нель­зя на­деть, а мож­но толь­ко при­нять, об­ра­щать вни­ма­ния не бу­дем. Ре­дак­тор дол­жен был про­чи­тать текст, да, вид­но, вы­со­кие ти­ту­лы ус­т­ра­ши­ли со­ста­ви­те­лей, ес­ли, ко­неч­но, они са­ми зна­ли, что схи­ма – это фор­ма по­свя­ще­ния, а не одеж­да.

Но это ав­то­ры 3-й ка­те­го­рии, на­чав­шие тво­рить ещё в со­вет­ское без­бож­ное вре­мя. По­смо­т­рим, чем же по­ра­ду­ет мо­ло­дёжь. Один из со­ста­ви­те­лей сбор­ни­ка 23-лет­ний Па­на­рин на­чи­на­ет своё по­эти­че­с­кое твор­че­ст­во весь­ма на­зи­да­тель­но: он пря­мо-та­ки про­дик­то­вал пра­во­слав­ным су­пру­гам не­что вро­де мо­раль­но­го ко­дек­са стро­и­те­ля ком­му­низ­ма, в его пред­став­ле­нии, ко­неч­но, ко­то­рый за­кон­чил сло­ва­ми:

Не при­ка­сай­тесь к лжи, об­ма­ну ле­с­ти,

Сми­ре­нь­ем из­бе­гай­те вра­жью сеть.

И да спо­до­бит вас Все­выш­ний вме­с­те

В па­с­халь­ный день (!!!) при­нять за БО­ГА

смерть.

И не по­ни­ма­ет юный ав­тор в «ду­хов­ных» яко­бы сти­хах, что при­нять смерть за Бо­га нель­зя. Со­глас­но ре­ли­ги­оз­ной ор­то­док­сии, на­обо­рот, Бог при­нял смерть за че­ло­ве­че­ст­во со все­ми его гре­ха­ми. Или ав­то­ру по­сле то­го, как он ра­до­ст­но от­ме­тил пра­зд­ник, при­шло от­кро­ве­ние, что «бе­лая с ко­сой» – это и есть Бог? Ну, не­множ­ко «при­нял», да и при­нял од­но за дру­гое этот сту­дент ро­ма­но-гер­ман­ско­го от­де­ле­ния Че­ля­бин­ско­го уни­вер­си­те­та? Бы­ва­ет.

А вот ещё бо­лее юная сту­дент­ка фил­фа­ка СПБгу Алек­сан­д­ра Ка­ли­ни­чен­ко в «...ви­т­ра­жах / икон ста­рин­ных и пе­чаль­ных» ви­дит рус­скую ду­шу, ко­то­рая пред­став­ля­ет­ся ей од­ной, но не­зыб­ле­мой тай­ной. Как-то не свой­ст­вен­ны ви­т­ра­жи рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви, это ско­рее ка­то­ли­че­ст­во. Но ес­ли и в ви­т­ра­жах Нотр-Дам или Шартрско­го со­бо­ра скры­та тай­на рус­ской ду­ши – это долж­но по­ра­до­вать не толь­ко ка­то­ли­ков, но, по­ла­гаю, и всех рус­ских па­т­ри­о­тов, вклю­чая и ате­и­с­тов, ко­то­рые «край пы­та­ли без­бож­ни­ки – вол­чи­ща» «кош­ма­ри­щем тя­го­ст­ным» (там же, «Оп­ти­на Пу­с­тынь»). Ну, пред­став­ля­ют­ся по­этес­се ате­и­с­ты эда­ки­ми чу­до­ви­ща­ми. Так это хоть ка­кой-то, но всё же по­эти­че­с­кий об­раз. У дру­гих ав­то­ров и это­го нет! Ко­неч­но, нель­зя тре­бо­вать от сту­дент­ки, изу­ча­ю­щей фран­цуз­скую фи­ло­ло­гию, глу­бо­ко­го зна­ния бо­го­сло­вия, но вот этим стро­кам нет дру­го­го на­зва­ния, кро­ме как ересь. Речь идёт о Ру­си.

И да­же при­гвож­дён­ная к кре­с­ту вре­мён

Стер­пе­ла пле­ти на Гол­го­фе ми­ра.

Но враг (???) не­дол­го за­ни­мал

Гос­под­ний (!!! )трон,

Ве­че­рю пра­зд­нуя шаль­но­го пи­ра.

Не го­во­ря уже о том, что вся власть от Бо­га (это­го по­этес­са, воз­мож­но, ещё не зна­ет), но, во-пер­вых, сле­ду­ет сра­зу за­дать во­прос: что это за враг за­ни­мал Гос­под­ний трон? Не­уж­то Са­та­на соб­ст­вен­ной пер­со­ной? И ку­да тог­да смо­т­рел Бог? А так­же как мог Епи­с­коп На­за­рий бла­го­сло­вить сию ересь?

Ос­ме­люсь вы­ска­зать кра­моль­ную мысль о том, что по­доб­ная «ду­хов­ная по­эзия», одо­б­рен­ная вы­со­ко­по­с­тав­лен­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми кли­ра, при­но­сит боль­ше вре­да для РПЦ, чем поль­зы от по­яв­ле­ния в со­бо­рах не­сколь­ких де­сят­ков не­о­фи­тов ры­ноч­но­го вре­ме­ни. Но, воз­мож­но, я оши­ба­юсь. И в бли­жай­шее вре­мя мы уви­дим, что эта кни­га на­граж­де­на ор­де­ном ка­ко­го-ли­бо свя­то­го, а её ав­то­ры, все без ис­клю­че­ния, ста­нут ла­у­ре­а­та­ми оче­ред­но­го пра­во­слав­но­го кон­кур­са. Как го­во­рит­ся, ка­ков поп, та­ков и при­ход. Но мож­но ли эту иде­о­ло­ги­че­с­кую гра­фо­ма­нию счи­тать по­эзи­ей? Ду­маю, что от­вет од­но­зна­чен.


Татьяна ЛЕСТЕВА,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования