Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 11.09.2009

Секретарь Бога

 Из 100 000 жителей 99 999 не знают Эсхила.

Из 10 000 читателей 9 999 не читали Эсхила.

У вас другие данные? Давайте проверим. Но, догадываюсь, мои всё же ближе к истине.

Правда, что Эсхилу до этого, если нам – не до Эсхила?

Об Эсхиле нет мифа, он даже не отравил себя цикутой и не бедовал в бочке.

Я как-то беседовал с группой внимательно читающих людей. К чему мы пришли, когда постарались определить наследие наших властителей умов? Что определяет их в нынешнем человеческом сознании, что главное о них закрепилось во времени и памяти, предполагается – народной?

Любопытная картинка. Мистический ужас!

Шекспир. Его не было. Или: а был ли он?

«Наше всё» – Пушкин. Арап и не очень удачный муж.

Лермонтов: погиб поэт.

Чехов: сердобольный чахотошный доктор.

Шолохов: украл – не украл? Украл речку Тихий Дон? Но охотник знатный.

Маяковский: не успешный любовник.

Есенин: забулдыга.

Фадеев: любимец Сталина.

Всеволод Кочетов: последовательный антисемит.

Иосиф Бродский: нобелевский тунеядец.

Ужасная картина? Но ведь – совершеннейшая правда. Не опровергнуть.

И хорошо ведь: хотя бы помнят, если даже помнят – только это.

Есть ли она, сокровищница народной читательской памяти?

Я пришёл после некоторого размышления к такому выводу: писателя не существует. Отдельно. Отдельно писателя не существует.

Для рождения писателя, как для зачатия ребёнка, требуются двое.

Очевидные истины. Но другое невозможно.

Нет читателя – нет писателя. Хотя бы единственного читателя.

Писатель рождается, когда он прочтён.

Если мы ищем ответ на актуальные вопросы: грозит ли смерть литературе? существует ли вообще литература? Ответ возможен, если принимается роль этого неразрывного единства.

Смерть литературы начинается не со смерти писателя, не писателя, а со смерти читателя, точнее – с уходом читателя.

Качество литературы, попутно: не имеет никакого отношения к существованию литературы.

 

Рисунок Андрея Бильжо
Рисунок Андрея Бильжо

Что та­кое пи­са­тель? Я ду­маю, пи­са­тель – это по­мощ­ник Бо­га или, ес­ли по­точ­нее, – се­к­ре­тарь Бо­га. Че­ло­ве­че­ст­во ос­мыс­ля­ет са­мо се­бя пи­са­те­ля­ми, че­рез пи­са­те­лей. Пи­са­те­ли бы­ва­ют раз­ные: ге­ни­аль­ные, не ге­ни­аль­ные, тот же Эс­хил, Пе­ле­вин. Не су­ще­ст­вуй пи­са­те­лей – не бы­ло бы че­ло­ве­че­ст­ва. Об­раз че­ло­ве­че­ст­ва мы уз­на­ём ис­клю­чи­тель­но че­рез ли­те­ра­ту­ру. В ли­те­ра­ту­ре есть вер­ши­ны, гро­мад­ные впа­ди­ны, бо­ло­та, но всё это по­мо­га­ет че­ло­ве­че­ст­ву ос­мыс­ли­вать са­моё се­бя. Толь­ко ли­те­ра­ту­ра. Не­множ­ко ис­то­рия. Воз­мож­но, чуть-чуть фи­ло­со­фия. На хруп­ких пле­чах школь­ной ли­т­ры яв­ст­вен­ный об­раз че­ло­ве­че­ст­ва.

Мой лю­би­мый пи­са­тель – Ан­д­рей Пла­то­нов. Ког­да я го­во­рю, что пи­са­тель – се­к­ре­тарь Бо­га, то Ан­д­рей Пла­то­нов – ге­ни­аль­ный се­к­ре­тарь Бо­га. Или, по край­ней ме­ре, Ге­не­раль­ный се­к­ре­тарь Бо­га. Мо­жет быть, вре­ме­на­ми он Твор­цу адек­ва­тен.

Это воз­мож­но, по­то­му что не­воз­мож­но.

«Ко­нец ли­те­ра­ту­ры».

«Смерть кни­ги».

Мы – сви­де­те­ли, со­вре­мен­ни­ки и оче­вид­цы не­ких зна­ко­вых яв­ле­ний, ко­то­рые и поз­во­ля­ют, и за­став­ля­ют про­из­но­сить та­кие страш­ные сло­ва.

Ко­неч­но, с нас не спро­сит­ся – по­че­му мы это до­пу­с­ти­ли? Не­ко­му бу­дет спро­сить, да и не ин­те­рес­но ни­ко­му.

Слож­но, на­хо­дясь в гу­ще, в пек­ле со­бы­тия, оп­ре­де­лять, оп­ре­де­лить су­ще­ст­во со­бы­тия. Но, на­вер­ное, са­мим се­бе, встре­тясь с чем-то тре­во­жа­щим, ка­кие-то во­про­сы мы се­бе мо­жем доз­во­лить, или обя­за­ны поз­во­лить.

Для на­ча­ла: пи­са­тель – для че­го? по­че­му? за­чем?

Яс­но, что пи­са­тель – это ин­ст­ру­мент, бо­же­ст­вен­ный ин­ст­ру­мент, тон­кий и вы­ра­зи­тель­ный, с по­мо­щью ко­то­ро­го имен­но че­ло­ве­че­ст­во (не че­ло­ве­че­с­кое ста­до) ос­мыс­ли­ва­ет се­бя. На пер­вич­но-об­раз­ном уров­не. Как че­ло­ве­че­ст­во, уни­каль­ная и ге­ни­аль­ная слу­чай­ность в веч­но­с­ти Все­лен­ной.

Че­ло­ве­че­ст­во – ге­ний слу­чая.

При чём мы при­сут­ст­ву­ем?

Ес­ли пи­са­тель не ну­жен, не ну­жон, оче­ред­ной на­пра­ши­ва­ю­щий­ся во­прос: зна­чит, че­ло­ве­че­ст­ву уже нет не­об­хо­ди­мо­с­ти ос­мыс­ли­вать се­бя?

Так?

И это при том, что че­ло­ве­че­ст­ву гро­зит участь пре­вра­тить­ся имен­но в сло­во. Я о ки­бер­не­ти­че­с­кой пер­спек­ти­ве пре­вра­ще­ния че­ло­ве­че­ст­ва.

В на­ча­ле бы­ло сло­во.

В кон­це то­же бу­дет сло­во. Толь­ко. И ис­клю­чи­тель­но.

Из сло­ва вы­шли – в сло­во при­дём. Ис­че­зая как ге­ни­аль­ная со­во­куп­ность.

Те­ма: пи­са­тель – есть чи­та­тель

Как – не­вос­тре­бо­ван­ная лю­бовь: есть – стра­да­ние! так пи­са­те­ля – без чи­та­те­ля не су­ще­ст­ву­ет. Не су­ще­ст­ву­ет.

О су­ще­ст­во­ва­нии Шек­с­пи­ра мы уз­на­ли толь­ко по­то­му, что кто-то один, (хо­тя бы один) его про­чел.

Нет хо­тя бы од­но­го чи­та­те­ля – пи­са­те­ля не су­ще­ст­ву­ет.

Это оче­вид­но? Это не­о­че­вид­но.

Из это­го вы­те­ка­ет, что пи­са­тель – не про­сто: плюс чи­та­тель, а не­что не­раз­рыв­но це­лое.

Пи­са­тель есть ре­пу­та­ция. Пред­те­ча ми­фа. Ска­жем, На­бо­ков. Да­же ес­ли свер­гать, нис­про­вер­гать его ре­пу­та­цию – уже из­на­чаль­но эта ре­пу­та­ция су­ще­ст­ву­ет.

Пи­са­тель как стиль – ла­ком­ст­во для гур­ма­нов.

Ко­неч­но, че­ло­ве­че­ст­во по­сле­до­ва­тель­но стре­мит­ся в ки­бер­не­ти­че­с­кую сущ­ность, что­бы в кон­це кон­цов пе­рей­ти (и су­ще­ст­во­вать!) в не­ма­те­ри­аль­ное со­сто­я­ние, знак, ин­фор­ма­цию, ин­фор­ма­ци­он­ное по­ле.

Все фи­ло­ло­ги изу­ча­ют уэн­тэ.

Чи­та­тель­ское унт

пи­са­тель – это миф, чи­та­тель­ский миф

осо­бая ра­дость ли­те­ра­ту­ро­ве­да: без че­го все­гда не­воз­мож­на ли­те­ра­ту­ра?

ли­те­ра­тур­ный кри­тик = ли­те­ра­тур­ный ми­фо­тво­рец

нет лит.кри­ти­ка – нет пи­са­те­ля

осо­бо лю­бо­пыт­но.

чи­та­тель­ское ли­би­до: се­к­рет. Но со­вер­шен­но яс­но, чте­ние, чи­та­тель­ст­во – вож­де­ле­ние, воз­буж­де­ние, страсть. К сек­су и юмо­ру, вы­де­ля­ю­щих че­ло­ве­ка из жи­вот­но­го ста­да, на­до до­ба­вить не­о­буз­дан­ное чте­ние. Для пер­вич­ной клас­си­фи­ка­ции: ви­ды и под­ви­ды –

чи­та­тель – про­фес­си­о­нал

чи­та­тель – по долж­но­с­ти

оп­ла­чен­ный чи­та­тель

чи­та­тель – эн­ту­зи­аст

сле­по­ша­рый кни­го­чей

слу­чай­ный чи­та­тель

чи­та­тель – ди­ле­тант

лит.кри­тик

Взры­вы раз­да­ют­ся ря­дом. Мы их не слы­шим и не ви­дим.

Ис­чез­ли се­вер­ные ли­те­ра­ту­ры. Как фе­но­мен. Ка­кие име­на! Рыт­хэу, Сан­ги. Пётр Ки­ле, Ты­ко Выл­ко. Юван, Ере­мей. Юрий Вэл­ло. Не­нец­кий Пруст Ни­ко­лай Выл­ко. Ле­о­нид Лап­цуй. Ан­на. Ог­до. Али­тет.

Ос­та­ют­ся пи­са­те­ли, из­да­ют­ся кни­ги. Ве­ли­кой се­вер­ной ли­те­ра­ту­ры – нет.

пи­са­тель­чи­та­тель

ПИ­СА­ТЕЛЬ­ЧИ­ТА­ТЕЛЬ

есть ком­плекс, еди­ный ор­га­низм

нет чи­та­те­ля – нет пи­са­те­ля

Ка­кие вре­ме­на пе­ре­жи­ва­ет этот еди­ный цель­ный ор­га­низм?

Про пи­са­те­лей анек­до­тов не хо­дит.

Есть са­мый глу­бо­кий ли­те­ра­тур­ный анек­дот.

Он ко­рот­кий. Как и по­ло­же­но: все глу­би­ны – в ла­ко­нич­но­с­ти.

Чук­ча – не чи­та­тель. Чук­ча – пи­са­тель.

По­хва­ла кри­ти­ке.

И здесь мы уяс­ня­ем ве­ли­кую и ужас­ную роль ли­те­ра­тур­но­го кри­ти­ка, от­ча­с­ти ли­те­ра­ту­ро­ве­да.

Кто со­здал ве­ли­кую рус­скую ли­те­ра­ту­ру?

Пуш­кин? Тол­стой? Че­хов? Ре­бя­та не го­дят­ся…

Ве­ли­кую рус­скую ли­те­ра­ту­ру со­зда­ва­ли, по тер­ми­но­ло­гии Алек­сан­д­ра Сер­ге­е­ви­ча, ис­клю­чи­тель­но все эти «зо­и­лы» ти­па не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на, не­до­б­ро­го До­б­ро­лю­бо­ва, желч­но­го Пи­са­ре­ва, раз­бу­ше­вав­ше­го­ся Ро­за­но­ва и де­сят­ков, со­тен, ты­сяч бе­зы­мян­ных эй­хен­ба­у­мов, за­слав­ских, ер­ми­ло­вых.

По­нят­но, всё – от пло­хой те­ку­щей ли­те­ра­ту­ры, и от то­го, что че­ло­ве­че­ст­во те­ря­ет се­бя как чи­та­те­ля, ос­мыс­ли­ва­ю­ще­го с пи­са­те­лем своё бы­тие.

пи­са­тель ищет ис­ти­ну

а кри­тик уже дав­но на­шёл: он зна­ет – как на­до!

про­ку­рор!

не­нуж­ную пло­хую кни­гу про­чи­тать мож­но, но за­чем же тра­тить на неё свои пыл па­фос и раз­мы­ш­ле­ние?

кри­ти­ка (?) – раз­мы­ш­ле­ние о смыс­лах бы­тия, улов­лен­ных ду­ра­ко­ва­тым ав­то­ром

 

Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка – тво­ре­ние ми­фов в те­ку­щем ре­жи­ме, не обя­за­тель­но о су­щем, на­сущ­ном, но су­ще­ст­ву­ю­щем.

Нет ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки – не бу­дет ли­те­ра­ту­ры.

Ли­те­ра­тур­ный кри­тик – это спе­ци­аль­но вы­ра­щен­ный вид (под­вид) осо­бо ак­тив­но­го, да­же – аг­рес­сив­но­го, яро­ст­но при­ст­ра­ст­но­го чи­та­те­ля, тво­ря­ще­го и рас­про­ст­ра­ня­ю­ще­го ми­фы.

Для на­гляд­но­с­ти: вот в на­шем крае-ре­ги­о­не нет ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки. Прак­ти­че­с­ки за­кон­чи­лась: за­кон­чи­лись при­ст­ра­ст­но чи­та­ю­щие. Мож­но ли го­во­рить, вы во­об­ще что-ни­будь слы­ша­ли, зна­е­те о су­ще­ст­во­ва­нии тю­мен­ской ли­те­ра­ту­ры? До­га­ды­ва­е­тесь…

Ос­мыс­ле­ние ли­те­ра­тур­ных про­цес­сов уров­ня пи­са­тель – чи­та­тель – мир­миф – это не су­гу­бо спе­ци­фи­че­с­кое кор­по­ра­тив­ное за­ня­тие для уз­ко­го кру­га от­вер­жен­ных по­свя­щён­ных – это мас­штаб­ный про­ект ос­мыс­ле­ния бы­тия че­ло­ве­че­ст­ва (от­нюдь не – че­ло­ве­че­с­ко­го бы­тия!) в его веч­но­с­ти. Это он­то­ло­гия – во­про­сы жиз­ни и смер­ти че­ло­ве­че­ст­ва во Все­лен­ной, бес­смыс­лен­ной не­уме­лой жиз­ни и не­из­беж­ной кон­чи­ны.

Хо­тя пи­са­те­ли ещё ос­та­лись, не пе­ре­ве­лись, и не­кая – не мо­гу­чая куч­ка чи­та­те­лей ос­та­лась, но ска­зать о тю­мен­ской ли­те­ра­ту­ре, хо­тя бы о фан­то­ме ут­ра­чен­ной но­ги тю­мен­ской ли­те­ра­ту­ры, мо­жет лишь осо­бо от­ча­ян­ный фан­та­зёр-иде­а­лист-ве­ру­ю­щий. Тю­мен­ский при­мер чёт­ко пе­ре­но­сит­ся на об­ще­рос­сий­скую поч­ву и тер­ри­то­рию.

А ка­за­лось бы! Кри­ти­ка – не­из­беж­ное зло, до­сад­ли­вая му­ха, на­зой­ли­вый ко­мар. Ещё не од­на са­мая то­таль­ная кри­ти­ка не по­хо­ро­ни­ла ни од­но­го на­сто­я­ще­го пи­са­те­ля.

Ка­кие пу­с­тя­ки – ну нет при­лич­но­го ли­те­ра­тур­но­го кри­ти­ка!

Ока­зы­ва­ет­ся, ос­но­во­по­ла­га­ю­ще.

Не кри­тик су­ще­ст­ву­ет – по­ка су­ще­ст­ву­ет ли­те­ра­ту­ра. А ли­те­ра­ту­ра су­ще­ст­ву­ет, по­ка су­ще­ст­ву­ет кри­тик. Ми­фо­тво­рец. Чёр­ст­вый хлеб твор­че­ст­ва обес­пе­чи­ва­ет он. На кор­ку хле­ба при нём все­гда мож­но рас­счи­ты­вать. Мож­но бы­ло

Пи­са­тель не зна­ет це­ли: ему на­до хо­ро­шо, класс­но на­пи­сать или до­ве­с­ти до­вер­чи­во­го чи­та­те­ля до нрав­ст­вен­но­го экс­та­за.

Тот, кто пи­ша, пи­ся – не слу­чай­но нет при­лич­но­го дее­при­ча­с­тия – ду­ма­ет о ре­ак­ции (ско­рее по­ло­жи­тель­ной) чи­та­те­ля – обя­за­тель­но на­пи­шет пло­хо.

Вос­ста­ние чи­та­те­лей.

Ге­нии оша­ра­ше­ны?

Фе­но­мен чи­та­те­ля не ис­сле­до­ван, не изу­чен, не по­нят, не осо­знан. Всё вни­ма­ние уде­ля­лось пи­шу­ще­му, а не вос­при­ни­ма­ю­ще­му.

Чи­та­тель под­ра­зу­ме­вал­ся ав­то­ма­ти­че­с­ки. В обя­за­тель­ном по­ряд­ке. Как во­ин­ская по­вин­ность.

Ге­ни­ев же пе­ра со­тво­ри­ли кон­ге­ни­аль­ные чи­та­ю­щие. Без­ве­ст­ные и не­о­по­знан­ные.

Бунт был не­из­бе­жен.

Чи­та­тель ухо­дит кра­си­во. Веч­ный джентль­мен. Не про­ща­ясь.


Анатолий ОМЕЛЬЧУК,
г. ТЮМЕНЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования