Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 11.09.2009

Рудалёв и Пустота

 – Ва­дим, а в чём при­кол у Де­неж­ки­ной?

– Да ты по­ни­ма­ешь, у неё нет ни од­ной ме­та­фо­ры.

 

CONTRA

Кри­ти­ка Ан­д­рея Ру­да­лё­ва по­хо­жа на дру­гие кри­ти­ки: мно­го при­ла­га­тель­ных и длин­ные пред­ло­же­ния. Тех­ни­ка про­ста, как «но­вый ре­а­лизм» Ва­ле­рии Пу­с­то­вой. При­ду­мать бренд. Как на при­зыв­ной за­гнать в эту «пу­с­ты­ню» «по­ко­ле­ние». Не на­до осо­бо во­зить­ся с тек­с­та­ми, раз. При­кро­вен­но на­ста­вить пи­шу­чую мо­ло­дёж как на­да пи­сать, два. Ста­тья Ан­д­рея Ру­да­лё­ва сво­дит­ся к: «уда­лись в пу­с­ты­ню и пи­шы». Ну или в квар­ти­ре за­прись.

 

Тав­то­ло­гии и со­ле­циз­мы.

Из пу­с­то­го в по­рож­нее.

«Пу­с­ты­ня ча­с­то, осо­бен­но в хри­с­ти­ан­ской тра­ди­ции, вос­при­ни­ма­ет­ся как при­бе­жи­ще ин­фер­наль­ных, ха­о­ти­че­с­ких, де­с­т­рук­тив­ных сил» – пе­ре­во­жу на про­стой рус­ский: «ин­фер­наль­ных, ха­о­ти­че­с­ких, де­с­т­рук­тив­ных сил» зна­чит по­про­с­ту «бе­сов».

Во­об­ще люб­лю пе­ре­во­дить со сла­вян­ско­го на рус­ский: раб­ст­во – ра­бо­та, пра­зд­ник – по­рож­няк, дрем­лю­щий – дре­му­чий, нрав – но­ров, мрак – мо­рок и т.д.

«Из­ли­я­ние этой ин­тим­но-лич­но­ст­ной сфе­ры рав­но­силь­но ак­ту­а­ли­за­ции вну­т­рен­ней бо­ли» – Шиш­ков, про­сти, не знаю, как пе­ре­ве­с­ти. Ка­кая-то эк­зи­с­тен­ци­аль­ная крип­то­э­ро­ти­ка.

«Пу­с­ты­ня и есть ла­би­ринт, в ней ты блуж­да­ешь, еже­час­но под­бра­сы­ва­ешь мо­нет­ку, гра­ня­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся жизнь и смерть». У мо­не­ты нет гра­ней. Есть орёл, реш­ка и ре­б­ро-гурт. «– А ес­ли в воз­ду­хе за­вис­нет, то пой­дём на лек­цию».

«Об­раз “пу­с­ты­ни” креп­ко за­кре­пил­ся в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре». «Креп­ко за­кре­пил­ся» – это слиш­ком.

«Жи­вое пе­ре­жи­ва­ние то­таль­но­го тек­то­ни­че­с­ко­го про­ло­ма ста­ло прак­ти­че­с­ки об­щим ме­с­том в ли­те­ра­ту­ре». «Жи­вое пе­ре­жи­ва­ние» – это ти­па «креп­ко за­кре­пить­ся». Две та­ких ого­вор­ки в ко­рот­кой ста­тье – это го­во­рит о том, что по­ло­же­ние дей­ст­ви­тель­но край­не хе­ро­вое.

«…В ви­х­ре­вом ха­о­се му­со­ра вос­по­ми­на­ний нет по­ряд­ка...», по­то­му что мно­го ро­ди­тель­но­го па­де­жа.

«Вос­по­ми­на­ния лишь бе­ре­дят но­ю­щую ра­ну, уси­ли­ва­ют тот про­вал, ко­то­рый воз­ник меж­ду по­ло­же­ни­ем до и по­сле бли­зо­с­ти с лю­би­мым че­ло­ве­ком» – тут не­об­хо­ди­мо мно­же­ст­вен­ное чис­ло, «по­ло­же­ни­я­ми», а то по­лу­ча­ет­ся ка­кой-то status quo.

«Хо­чешь не хо­чешь» пи­шет­ся без ти­ре.

Сло­во «ак­цен­та­ция» мне во­об­ще не­из­ве­ст­но («ак­цен­ту­а­ция» – да). Но пусть это ми­нус мне.

 

Скво­зя­щая пу­с­то­та versus трух­ля­вая пу­с­то­та

«Блуж­да­ю­щая в пу­с­тын­ных кру­гах ге­ро­и­ня ро­ма­на пре­одо­ле­ва­ет тяж­кие сту­пе­ни по­ис­ка лич­но­ст­ной гар­мо­нии, до тех пор по­ка…» – за­чем «блуж­да­ю­щая в пу­с­тын­ных кру­гах»? – про­сто «за­блу­див­ша­я­ся в пу­с­ты­не». За­чем «ге­ро­и­ня ро­ма­на» – про­сто «ге­ро­и­ня» раз­ве не до­ста­точ­но?.. «Тяж­кие сту­пе­ни», «лич­но­ст­ной гар­мо­нии» – за­чем при­ла­га­тель­ные? Вы­ки­нуть.

Хо­чет­ся кста­ти за­дать во­прос: «А чем соб­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся «лич­ное» от «лич­но­ст­но­го»?.. За­чем «пре­одо­ле­ва­ет тяж­кие сту­пе­ни по­ис­ка»? – По­про­с­ту «ищет». А най­ти не мо­жет из-за чу­до­вищ­но­го син­так­си­са Ан­д­рея Ру­да­лё­ва с его кру­га­ми и сту­пе­ня­ми. Ес­ли Ан­д­рей Ру­да­лёв хо­тел сти­ли­зо­вать «пу­с­тын­ный дис­курс», то ему это уда­лось. Ва­ле­рии Пу­с­то­вой, прав­да, это уда­лось ещё луч­ше и да­же как-то бой­чее.

«Про­бле­ма ещё в том, что в этой си­ту­а­ции ты ста­вишь се­бя в по­зи­цию…» – «про­бле­ма», «си­ту­а­ция» и «по­зи­ция» – это од­но и то же. Мно­го­ва­то в од­ном пред­ло­же­нии. По-рус­ски есть толь­ко «де­ло» и «те­ло». Или Сло­во и Де­ло.

«Од­на­ко в ка­кой-то мо­мент ты уже не мо­жешь се­бя пе­ре­си­лить пе­ред тя­гой к осо­зна­нию про­стых ве­щей». «Пе­ре­си­лить се­бя пе­ред тя­гой» – это Ко­с­тя Лё­вин, ко­то­рый в раз­гар сель­ских ра­бот уд­рал на тя­гу со Сте­па­ном Ар­ка­дь­е­ви­чем стре­лять ду­пе­лей.

«…Де­рев­ня есть про­ек­ция, ми­к­ро­об­раз цен­т­раль­но­го по­ня­тия ак­си­о­ло­гии ге­роя – Ро­ди­ны». Мно­го ро­ди­тель­но­го па­де­жа. «Из-за ощу­ще­ния ус­коль­за­ю­щей Ро­ди­ны у ге­роя…» – оби­лие з, с и щ на­пом­ни­ли польш­чыз­ну (по­ло­нез Огинь­ско­го и т.д.) Ро­ман Не­умо­ев ко­ро­че фор­му­ли­ро­вал: «Ро­ди­на – смерть».

«Да­же лич­ная, ин­тим­ная дра­ма про­еци­ру­ет­ся…» – хо­чет­ся на­ко­нец спро­сить, ка­кая раз­ни­ца меж­ду «лич­ным» и «ин­тим­ным», а?.. Ка­кая «дра­ма», к чёр­ту?.. Это из рас­ска­зов Зо­щен­ки?.. Ку­да про­еци­ру­ет­ся?.. Это ки­но­те­атр, что ли?.. Это про­сто впол­не по­нят­ное же­ла­ние, ког­да мне хе­ро­во, что­бы и во­круг бы­ло всем хе­ро­во, вот и всё.

«…На­гне­та­ни­ем ощу­ще­ния все­по­дав­ля­ю­щей пу­с­то­ты…» Тут ок­сю­мо­рон, я так по­ни­маю. Ту­пой, ту­пой, да ос­т­рый. Как пу­с­то­ту мож­но на­гне­тать? Да, кис­ло­ро­ду не ­хва­та­ет, где воз­дух раз­ре­жен­ный. Глу­бо­ко­вод­ных рыб раз­ры­ва­ет, ес­ли их на­верх вы­та­щить. Раз­ры­ва­ет, а не плю­щит. Ан­д­рей Ру­да­лёв упу­с­тил Пуш­ки­на «Сво­бо­ды се­я­тель пу­с­тын­ный…» Пу­с­ты­ня, пу­с­тынь, и Ан­д­рей Ру­да­лёв дол­жен это знать, это не Ка­ра­ку­мы, а про­сто без­люд­ное ме­с­то. Пу­с­тын­ный – оди­но­кий. Пу­с­ты­ня – это сво­бо­да, в чём Ан­д­рей Ру­да­лёв бо­ит­ся при­знать­ся.

 

PRO

На­по­ло­ви­ну пуст = на­по­ло­ви­ну по­лон

 

Ди­кое По­ле, пан­нон­ская Puszta, аф­ри­кан­ские и ав­ст­ра­лий­ские пу­с­ты­ни – это ве­щи очень ру­ко­твор­ные. «Сколь­ко ве­ры и ле­су по­ва­ле­но», а??.. Ан­д­рей Ру­да­лёв не пол­но­стью ис­поль­зу­ет ме­та­фо­ру «пу­с­ты­ни». В пу­с­ты­не мож­но во­дить ка­ра­ва­ны, ко­че­вать (home is what you can carry). Нефть ис­кать… Най­ти нефть!

В пу­с­ты­не-па­у­зе-пу­с­то­те че­ло­век пе­ре­пи­сы­ва­ет свою лич­ную ис­то­рию. Ос­та­но­вил­ся – по­ду­мал – даль­ше по­шёл, толь­ко в за­мед­лен­ной съём­ке, у нас лю­бят тя­нуть вре­мя на слу­чай, ес­ли авось. Ну или ис­то­рия са­ма се­бя пе­ре­пи­сы­ва­ет под че­ло­ве­ка, чтоб даль­ше ко­по­ши­лось. Ву­а­ля ту.

 

Лес и степь

Не­смо­т­ря на то, что Ва­ле­рия Пу­с­то­вая объ­ек­тив­но бой­чее, Ан­д­рей Ру­да­лёв всё-та­ки прав. В «Свя­то и тать» Пу­с­то­вая пред­ла­га­ет язы­че­ст­во, «ка­нон­ный лес» и всё та­кое. В ле­су Бо­га най­ти нель­зя, по­то­му что за де­ре­вь­я­ми не­ба не вид­но. Бо­га мож­но най­ти толь­ко ког­да не­бо об­ни­мет те­бя.

 

Ан­д­рей Ру­да­лёв хо­чет свя­зать «И ни­кто нам не по­мо­жет – и не на­до по­мо­гать» с «Де­ло по­мо­щи уто­па­ю­щим – де­ло рук са­мих уто­па­ю­щих». Это на­до де­лать бы­с­т­рее. А то они сов­сем уто­нут.


Василий ШИРЯЕВ,
п. ВОЛКАНЫЙ,
Камчатка




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования