Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 11.09.2009

В моей истории важна художественность

 «Каж­дый че­ло­век про­жи­ва­ет свою жизнь по-сво­е­му. Чем-то она по­хо­жа на дру­гие, чем-то от­ли­ча­ет­ся. В каж­дом из нас при­та­и­лось зло, но в каж­дом жи­вёт и до­б­ро. Мно­гие пред­по­чи­та­ют вы­рвать от­дель­ные стра­ни­цы сво­ей жиз­ни, что­бы ни­ког­да не вспо­ми­нать об ис­пы­тан­ных уни­же­ни­ях, оби­дах, го­ре­чи. Мно­гие от­кры­то при­зна­ют­ся, что с удо­воль­ст­ви­ем пе­ре­пи­са­ли бы це­лые го­ды сво­ей жиз­ни, что­бы ни­ког­да в па­мя­ти не воз­ни­ка­ло ни кап­ли сты­да, но я не от­ка­зы­ва­юсь ни от од­но­го дня, ни от од­но­го мгно­ве­ния из тех, что вы­па­ли на мою до­лю»

Алим­жан Тох­та­ху­нов «Мой шёл­ко­вый путь»

 

– Хо­чет­ся за­дать Вам не­сколь­ко во­про­сов о ва­ших ме­му­а­рах «Мой шёл­ко­вый путь». Во-пер­вых, ка­кие бы­ли у Вас ожи­да­ния от этой кни­ги? Мно­го ли на­па­док при­шлось вы­дер­жать со сто­ро­ны кри­ти­ков?

– Ни­ка­ких. Я про­сто рас­ска­зал о мо­ей жиз­ни. Ка­кие мог­ли быть ожи­да­ния? Ко­неч­но, я по­ни­мал, что моё имя вы­зо­вет не­од­но­знач­ную ре­ак­цию, так как мно­гие за­ви­ду­ют мне. Но ни­ка­ких на­па­док, ни­ка­кой гром­кой кри­ти­ки я всё-та­ки не ждал. О том, что я пи­шу вос­по­ми­на­ния, ни­кто дол­го не знал, по­это­му кни­га ста­ла не­о­жи­дан­но­с­тью поч­ти для всех. Знаю, что ин­те­рес к мо­ей кни­ге боль­шой, и ни­ка­ких на­па­док со сто­ро­ны кри­ти­ков я не слы­шал.

– Что вы ис­пы­та­ли, ког­да взя­ли в ру­ки уже из­дан­ную кни­гу?

– По­на­ча­лу ни­че­го не ис­пы­тал. Во вре­мя ра­бо­ты над кни­гой уди­вил­ся, что ма­те­ри­а­ла на­би­ра­ет­ся до­воль­но мно­го. А ког­да кни­га вы­шла, я да­же не осо­знал это­го: вот она в ру­ках, но я не по­чув­ст­во­вал её, она ведь ни­как не про­яви­ла се­бя на тот мо­мент. По­том, поз­же, че­рез не­де­лю-дру­гую, ког­да мне ста­ли зво­нить ото­всю­ду и хва­лить, я ощу­тил, что кни­га есть, что она жи­вёт. Мне­ния вы­ска­зы­ва­лись толь­ко хо­ро­шие. Ни­кто не ру­гал. Её не за что ру­гать. Как-то мне по­зво­ни­ла Ма­рия Ар­ба­то­ва и ска­за­ла, что со мной хо­тят встре­тить­ся не­сколь­ко жен­щин, что­бы об­су­дить кни­гу. Долж­ны бы­ли прий­ти че­ло­век двад­цать, и я арен­до­вал ка­фе для встре­чи. Но при­шли че­ло­век сто пять­де­сят! Боль­шин­ст­во из них не чи­та­ли кни­гу, но хо­те­ли со мной по­зна­ко­мить­ся. Вот там, по­мню, не­ко­то­рые пы­та­лись за­дать мне кол­кие во­про­сы, кто-то спро­сил о за­ви­с­ти – по­че­му мне за­ви­ду­ют. Я не ус­пел от­ве­тить, как вста­ла Люд­ми­ла Гур­чен­ко (она при­шла, что­бы пред­ста­вить пуб­ли­ке сле­по­го маль­чи­ка-му­зы­кан­та, ко­то­ро­му она ока­зы­ва­ет под­держ­ку) и очень жё­ст­ко ска­за­ла: «Алим­жан уме­ет по­мо­гать, уме­ет как ни­кто дру­гой. Кро­ме то­го, ког­да он бе­рёт­ся за де­ло, он вы­пол­ня­ет по­став­лен­ную пе­ред со­бой за­да­чу луч­ше дру­гих. Это вы­зы­ва­ет за­висть». Я не к то­му вспо­ми­наю её сло­ва, что­бы в хо­ро­шем све­те вы­ста­вить се­бя, а по­то­му, что за­да­ют мне поч­ти все­гда од­ни и те же во­про­сы. В кни­ге я на­ри­со­ван не ан­ге­лом, а со все­ми мо­и­ми плю­са­ми и ми­ну­са­ми по­ка­зан. Ес­ли я что-то не на­пи­сал, то по той толь­ко при­чи­не, что ка­са­ет­ся это не толь­ко ме­ня, но и лич­ной жиз­ни или биз­не­са дру­гих лю­дей. Они пусть са­ми о се­бе рас­ска­зы­ва­ют.

– По­че­му вы взя­лись за вос­по­ми­на­ния?

– Про­жив шесть­де­сят лет, хо­чет­ся по­де­лить­ся жиз­нен­ным опы­том. У каж­до­го свой опыт, свой путь, свои ошиб­ки. Пусть чи­та­те­ли зна­ют, пусть по­ни­ма­ют, как мож­но и как нель­зя жить, за что судь­ба на­ка­зы­ва­ет же­с­то­ко и за что про­ща­ет. Хо­те­лось рас­ска­зать о мо­их дру­зь­ях, о мо­ей стра­не, о том, как нас вос­при­ни­ма­ют за гра­ни­цей, по­че­му лю­бят и по­че­му бо­ят­ся. Рань­ше мне не при­хо­ди­лось за­ни­мать­ся ли­те­ра­ту­рой, и я не был уве­рен, что у ме­ня по­лу­чит­ся. Вос­ста­нав­ли­вать в па­мя­ти со­бы­тия да­лё­ких лет – де­ло слож­ное, всё в од­ну ку­чу не сва­лишь, каж­дый эпи­зод про­се­и­вать, взве­ши­вать – ну­жен он или нет, ин­те­ре­сен или ску­чен. Впер­вые мне ста­ло по­нят­но, на­сколь­ко не­лёг­кий пи­са­тель­ский труд. Я не сам пи­сал, толь­ко на­го­ва­ри­вал на дик­то­фон, а ли­те­ра­тур­ной за­пи­сью за­ни­мал­ся Ан­д­рей Ве­тер.

– И вы не скры­ва­е­те, что пи­са­ли не са­ми?

– За­чем скры­вать? Се­го­дня мно­гие хо­тят на­зы­вать­ся пи­са­те­ля­ми, на­ни­ма­ют лю­дей, а по­том ста­вят на кни­ге своё имя. Это об­ман. Я не пи­са­тель, не умею это­го и счи­таю, что каж­дый дол­жен за­ни­мать­ся сво­им де­лом. У ме­ня есть моя жизнь, я рас­ска­зы­вал о ней, а что­бы рас­сказ по­лу­чил­ся глад­ким, ли­те­ра­тур­ным, этим дол­жен за­ни­мать­ся про­фес­си­о­наль­ный пи­са­тель.  

– Го­во­рят, что лю­бой че­ло­век, на­пи­сав од­ну кни­гу, не­пре­мен­но хо­чет на­пи­сать ещё. У вас есть дру­гие ли­те­ра­тур­ные за­мыс­лы?

– Есть. У ме­ня дав­но зре­ют не­сколь­ко ин­те­рес­ных сю­же­тов: и де­тек­тив, и кое-что ро­ман­ти­че­с­кое, и да­же фан­та­с­ти­ка. Сей­час я на­чал ра­бо­тать над кни­гой о люб­ви.

– О люб­ви? Это не­о­жи­дан­но!

– Раз­ве люб­ви не все под­вла­ст­ны? Хо­чет­ся рас­ска­зать о том, как лю­бовь за­рож­да­ет­ся, как про­ры­ва­ет­ся вдруг, за­пол­ня­ет со­бой всё.

– Это лич­ная ва­ша ис­то­рия? Лич­ный опыт?

– Нель­зя всё со­чи­нить, на­до опи­рать­ся на ре­аль­ные си­ту­а­ции. Ге­ро­и­ня мо­е­го ро­ма­на, де­вят­над­ца­ти­лет­няя де­вуш­ка, ра­бо­та­ет в мо­дель­ном биз­не­се и влюб­ля­ет­ся в зре­ло­го муж­чи­ну. Я хо­ро­шо знаю этот биз­нес из­ну­т­ри, но ма­ло кто име­ет пред­став­ле­ние о том, что это та­кое. О де­вуш­ках, ра­бо­та­ю­щих мо­де­ля­ми, сло­жи­лось пре­врат­ное пред­став­ле­ние. Мно­гим ка­жет­ся, что они толь­ко хо­дят по по­ди­у­му ту­да-сю­да, ни­че­го боль­ше не де­лая и по­лу­чая день­ги про­сто так. Уве­ряю, что нет та­кой про­фес­сии, где че­ло­век по­лу­чал бы день­ги про­сто так, всю­ду нуж­но за­тра­чи­вать ог­ром­ные си­лы, нуж­но учить­ся, что­бы ов­ла­деть ма­с­тер­ст­вом.

– Зна­чит, эта кни­га о мо­дель­ном биз­не­се?

– Нет, это кни­га о люб­ви. Но так как рас­сказ идёт о де­вуш­ке-мо­де­ли, то о её про­фес­сии то­же пой­дёт речь.

– Прав­да ли, что вы хо­те­ли сна­ча­ла сде­лать сце­на­рий, а не кни­гу?

– Да, мне хо­те­лось бы уви­деть эту ис­то­рию на эк­ра­не. Но по­том я по­ду­мал, что ли­те­ра­ту­ра важ­нее ки­но. За по­след­ние двад­цать лет в на­шем ки­не­ма­то­гра­фе не по­яви­лось но­во­го Ге­ра­си­мо­ва или но­вой Ли­оз­но­вой. Они де­ла­ли в сво­их филь­мах ре­ль­еф­ные пер­со­на­жи, а в се­го­дняш­нем ки­но все как из кар­то­на вы­ре­за­ны. Мно­го мел­кой су­е­ты, филь­мы си­ю­ми­нут­ные, ско­ро­спе­лые, ре­жис­сё­ры не уме­ют со­здать глу­бо­кое ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние. А в мо­ей ис­то­рии важ­на ху­до­же­ст­вен­ность. Я хо­чу, что­бы бы­ли пе­ре­да­ны чув­ст­ва, а не про­сто по­ка­за­ны встре­чи и по­це­луи. Ма­ло кра­си­вой кар­тин­ки, нуж­но вну­т­рен­нее на­пол­не­ние.

– Вы ста­ви­те пе­ред со­бой слож­ную за­да­чу.

– Хо­чет­ся сде­лать хо­ро­шую кни­гу, с раз­мы­ш­ле­ни­я­ми о жиз­ни, о люб­ви, судь­бе.  

– План­ка вы­со­кая. А что ес­ли не одо­ле­е­те?

– По­ста­ра­юсь. По­это­му не то­роп­люсь.

– Не опа­са­е­тесь, что ли­те­ра­ту­ра за­тя­нет, ото­дви­нет всё ос­таль­ное? Вдруг за­хо­чет­ся це­ли­ком по­свя­тить се­бя ли­те­ра­тур­но­му твор­че­ст­ву?

– Не за­хо­чет­ся. Ли­те­ра­ту­ра – это ин­те­рес­но, но ли­те­ра­ту­ра – не вся жизнь, а толь­ко её часть. Мне нра­вит­ся за­ни­мать­ся твор­че­ст­вом. Чем даль­ше, тем нра­вит­ся боль­ше. Мне ка­жет­ся, я да­же вну­т­рен­не ме­ня­юсь.

– В ка­кую сто­ро­ну?

– В луч­шую. Раз­ве мо­жет ис­кус­ст­во из­ме­нить че­ло­ве­ка к худ­ше­му?


Беседу вёл Фёдор ХМЕЛЕВСКИЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования