Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 18.09.2009

НОВОСТИ – ЭТО АД

Лицо телеканала «Россия» Мария СИТТЕЛЬ
Лицо телеканала «Россия» Мария СИТТЕЛЬ

 Тру­сов, но­с­ков и ру­ба­шек долж­но быть до­ста­точ­но, ког­да едешь в ко­ман­ди­ров­ку дней на пять. Ещё нуж­ны пи­д­жа­ки, ког­да со­би­ра­ешь­ся в ко­ман­ди­ров­ку на те­ле­ви­зи­он­ный фе­с­ти­валь. Кро­ме то­го, нуж­ны тёп­лые и про­стые ве­щи, сви­те­ра, крос­сов­ки и джин­сы, по­то­му что фе­с­ти­валь про­хо­дит в Си­би­ри, в Тю­ме­ни, в се­ле Уват, и слу­чить­ся мо­жет всё что угод­но. По опы­ту спец­ко­ра знал, к га­дал­ке не хо­ди, всё при­го­дит­ся. А ещё нуж­ны за­пас­ные гла­за, свин­цо­вая го­ло­ва, чу­гун­ная зад­ни­ца, креп­кий же­лу­док. Од­ним сло­вом – ко­ман­ди­ров­ка.

В Тю­ме­ни жар­ко. Сен­тябрь, ба­бье ле­то – гра­ду­сов 25–30. Солн­це яр­кое, лес – жёл­тый. На­зва­ние те­ле­фе­с­ти­ва­ля под стать – «Ба­бье ле­то в Ува­те». И, ко­неч­но же, он – фе­с­ти­валь – удал­ся. Гос­тей и чле­нов жю­ри, ме­ня в том чис­ле, встре­ти­ли, кор­ми­ли, по­или, во­зи­ли смо­т­реть То­боль­ский Кремль, с ми­т­ро­по­ли­том по­зна­ко­ми­ли и ры­бал­ку на Ир­ты­ше ор­га­ни­зо­ва­ли... Бла­го­дать. Ра­бо­той то­же за­гру­зи­ли. Член жю­ри – это ещё и обя­зан­ность смо­т­реть до оду­ри и от­би­рать кон­курс­ные ра­бо­ты, ло­мать го­ло­ву над рас­пре­де­ле­ни­ем при­зов и пре­мий в но­ми­на­ци­ях. Ра­бот ре­ги­о­наль­ные ком­па­нии при­сла­ли на во­семь ча­сов эфир­но­го вре­ме­ни око­ло ше­с­ти­де­ся­ти. По­ко­пать­ся при­шлось, не так что­бы очень, но хва­ти­ло. При­го­ди­лись и за­пас­ные гла­за, и свин­цо­вая го­ло­ва, и всё ос­таль­ное.

Но ра­зо­бра­лись, от­смо­т­ре­ли и на­гра­ди­ли. Ни­ко­го не оби­де­ли. На­де­юсь. Тор­же­ст­вен­ный ужин под ша­т­ра­ми, кон­церт, тан­цы с буб­на­ми ко­рен­ных, ма­ло­чис­лен­ных и не очень, на­ро­дов с гран­ди­оз­ным фей­ер­вер­ком в фи­на­ле. Тэ­фи от­ды­ха­ет.

И вот сей­час, уже в Моск­ве, я пой­мал се­бя на мыс­ли, что ре­ги­о­наль­ная но­во­ст­ная те­ле­жур­на­ли­с­ти­ка – это ад. Точ­нее, она ста­но­вит­ся адом, и этот ад ру­ко­твор­ный. От Кав­ка­за до Санкт-Пе­тер­бур­га и от Смо­лен­ска до Ана­ды­ря.

 Взры­ва­ю­щих мозг ре­пор­та­жей мы, я имею в ви­ду жю­ри в це­лом, так и не уви­де­ли. По­яс­ню про­сто – твор­че­с­ких удач, как го­во­ри­ли лет двад­цать на­зад, ко­то­рых лич­но я ждал, не бы­ло, хоть убей­ся. Ма­те­ри­а­лы встре­ча­лись не­пло­хие, бы­ли на­ход­ки и удач­ные ви­део­ка­д­ры, сня­тые не то ка­ме­рой мо­биль­но­го те­ле­фо­на, не то на лю­би­тель­скую «ци­ф­ру», но звез­до­пад так и не слу­чил­ся, хо­тя в не­бе что-то мель­ка­ло. С од­ной сто­ро­ны, ко­неч­но, мож­но воз­ра­зить – спе­ци­фи­ка. Но­во­сти есть но­во­сти. Те­ле­ре­пор­таж как та­ко­вой при­вя­зан к со­бы­тию, к ин­фор­ма­ци­он­но­му по­во­ду, и ес­ли го­рит дом или про­рва­ло тру­бу теп­ло­цен­т­ра­ли – об этом и рас­ска­зы­ва­ем, и да­же с это­го на­чи­на­ем вы­пуск но­во­стей. А это сво­е­го ро­да ру­ти­на. Но­во­сти, как бы ни бы­ли ин­те­рес­ны, как бы ни бы­ли ин­три­гу­ю­щи для тех, кто их де­ла­ет изо дня в день, к со­жа­ле­нию, ста­но­вят­ся ру­ти­ной. Да­же ску­кой. По­сев­ная и убо­роч­ная, на­ча­ло ото­пи­тель­но­го се­зо­на и его за­вер­ше­ние, ме­ст­ные пар­ла­мен­ты пе­ре­ти­ра­ют де­фи­цит ме­ст­но­го бю­д­же­та, оха­ют-аха­ют и в ито­ге уре­за­ют. Чи­нов­ни­ки уез­жа­ют и при­ез­жа­ют. Бес­ко­неч­ное бла-бла. По­лу­чи за­да­ние, кор­ре­с­пон­дент, по­ез­жай на съём­ку, нет за­да­ния – ку­ри. Жур­на­лист по­сле не­сколь­ких лет та­кой «упор­ной» ра­бо­ты пре­вра­ща­ет­ся в опыт­но­го и не­за­ме­ни­мо­го без­дель­ни­ка, в обыч­ный вин­тик. Мозг и мыш­цы ат­ро­фи­ру­ют­ся. Ко­неч­но, ес­ли что-то слу­ча­ет­ся ахо­вое – это драйв. Это на­зы­ва­ет­ся, как бы ци­нич­но ни зву­ча­ло, жур­на­лист­ская уда­ча. На этом мож­но за­све­тить­ся и да­же сде­лать ка­рь­е­ру. Так и про­ис­хо­дит. Но та­кое мо­жет слу­чить­ся, а мо­жет и не слу­чить­ся. Как вы­яс­ня­ет­ся, мно­гим это да­же нра­вит­ся – ок­лад на­чис­ля­ют (го­но­рар­ная си­с­те­ма – в про­шлом), те­ле­ви­де­ние – за­ня­тие не пыль­ное. Ку­ри, друг, ко­ро­че, до пен­сии.

Мно­гое в ра­бо­те но­во­ст­но­го кор­ре­с­пон­ден­та за­ви­сит от уда­чи. И вот что на­сто­ра­жи­ва­ет – это я опять вспо­ми­наю о фо­ру­ме в Ува­те – те­ле­жур­на­ли­с­ты, кор­ре­с­пон­ден­ты, а это, как пра­ви­ло, мо­ло­дые лю­ди, с ни­ми я раз­го­ва­ри­вал мно­го и ча­с­то, не­сколь­ко оза­да­чи­ли ме­ня сво­им ви­де­ни­ем. Они все – в ко­ман­де. По­нят­но, что в но­во­стях так и бы­ва­ет, без ко­ман­ды, при­чём сла­жен­ной, из опе­ра­то­ров, ре­жис­сё­ров, ре­дак­то­ров, про­дюс­се­ров и ко­ор­ди­на­то­ров вы­пуск не сле­пишь. Но вот здесь и есть риск стать тем са­мым вин­ти­ком в са­мом при­ми­тив­ном и уни­зи­тель­ном смыс­ле это­го сло­ва или, как у нас го­во­рят, – пре­вра­тить­ся в под­став­ку для ми­к­ро­фо­на.

У во­ен­ных есть та­кое по­ня­тие – «от­дель­но взя­тая бо­е­вая еди­ни­ца». Это тот, кто, по­пав, до­пу­с­тим, в ок­ру­же­ние, не на­ло­жит в шта­ны, со­ри­ен­ти­ру­ет­ся на ме­ст­но­с­ти, вы­жи­вет, су­ме­ет прой­ти че­рез за­са­ды и па­т­ру­ли, до­бе­рёт­ся до сво­их и ещё язы­ка при­ве­дёт. И на­ли­чи­ем та­ких бо­е­вых еди­ниц, про­сти­те за ар­мей­ский стиль, ре­ги­о­наль­ные те­ле­ком­па­нии по­хва­с­тать не мо­гут. Нет их. Во вся­ком слу­чае, на фе­с­ти­ва­ле в Ува­те я та­ких не встре­чал. Те­ле­ви­зи­он­ная ту­сов­ка чи­с­той во­ды. Ми­лые лю­ди. Най­ти свою те­му, раз­ра­бо­тать и про­бить съём­ку, нуж­ных лю­дей по­до­брать и до­ве­с­ти де­ло до эфи­ра, то есть ло­ги­че­с­ко­го кон­ца… Та­ко­го под­хо­да нет. Или дру­гой ва­ри­ант – по­лу­чить за­да­ние, уй­ти в ав­то­ном­ное пла­ва­ние без лиш­них слов, со­ри­ен­ти­ро­вать­ся на ме­ст­но­с­ти, к вы­пу­с­ку до­ста­вить го­то­вый ре­пор­таж. Все в вос­хи­ще­нии. Фо­кус удал­ся. Та­ко­го то­же нет.

Про­бле­ма в том, что сей­час схе­ма под­го­тов­ки ре­пор­та­жа та­ко­ва – те­мы ищет и раз­ра­ба­ты­ва­ет спе­ци­аль­но обу­чен­ный че­ло­век или груп­па, до­го­ва­ри­ва­ет­ся о встре­че с нью­с­мей­ке­ра­ми дру­гой че­ло­век (или груп­па), а кор­ре­с­пон­дент по­лу­ча­ет в па­ке­те на­бор ввод­ных – ад­ре­са, те­ле­фо­ны, спи­сок лю­дей, у ко­то­рых нуж­но взять ин­тер­вью по те­ме, и да­же во­про­сы, ко­то­рые нуж­но за­дать. Вни­кать – не обя­за­тель­но. Опе­ра­тор сни­ма­ет сам, а кор­ре­с­пон­дент – та са­мая под­став­ка для ми­к­ро­фо­на. Мож­но, в прин­ци­пе, да­же мозг не вклю­чать. Фор­маль­но снял, фор­маль­но на­пи­сал. В эфир вы­да­ли и – сла­ва бо­гу. Эфир – он как сквоз­няк – всё уно­сит.

Но­во­сти с их пе­ри­о­дич­но­с­тью – не спо­рю – струк­ту­ра же­лез­ная, жё­ст­кая. На­пи­са­но в про­грам­ме – вы­пуск в 14, в 17 или в 20, зна­чит – бу­дет. Зри­тель – на­ше всё. Эфир­ная сет­ка рас­пи­са­на. «В ка­туш­ке» ра­бо­таю мно­го лет, был и спец­ко­ром, и вы­пу­с­ки вер­стаю. И тем цен­нее для ме­ня ак­тив­ные кор­ре­с­пон­ден­ты. В ре­ги­о­наль­ных те­ле­ком­па­ни­ях та­ких встре­ча­ешь ред­ко. Есть на то и объ­ек­тив­ные при­чи­ны. Это, ко­неч­но, и не­вы­со­кие зар­пла­ты – глав­ный ар­гу­мент, и се­рь­ёз­ное дав­ле­ние, ко­то­рое ока­зы­ва­ют ме­ст­ные ад­ми­ни­с­т­ра­ции на те­ле­ком­па­нии, и, на­ко­нец, ес­те­ст­вен­ный от­бор: шу­с­т­рые и ак­тив­ные на­хо­дят ра­бо­ту на цен­т­раль­ных ка­на­лах.

Я все­гда счи­тал, что каж­дый во­лен вы­би­рать сте­пень соб­ст­вен­ной сво­бо­ды. На­ша про­фес­сия од­на из са­мых сво­бо­до­лю­би­вых. Все­гда есть пра­во уй­ти, а ещё есть по ны­неш­ним вре­ме­нам не ме­нее важ­ное пра­во для твор­че­с­ко­го че­ло­ве­ка – не при­хо­дить, то есть не со­вать­ся ту­да, где нет хо­тя бы ми­ни­маль­ной воз­мож­но­с­ти пи­сать так, как ты счи­та­ешь нуж­ным, за­да­вать во­про­сы, ко­то­рые ты счи­та­ешь важ­ны­ми, да про­сто, в кон­це кон­цов, де­лать так, как хо­чет­ся. И по­хо­же, та­лант­ли­вые лю­ди этим пра­вом поль­зу­ют­ся ак­тив­но.

И опять я вер­нусь к Ува­ту. Имен­но та­ко­го ро­да те­ле­ви­зи­он­ные фе­с­ти­ва­ли и за­став­ля­ют взгля­нуть на ве­щи ина­че. Они кон­цен­т­ри­ру­ют взгляд не толь­ко на уда­чах, но и на про­бле­мах. И это цен­но. Си­ту­а­ция в но­во­ст­ной те­ле­жур­на­ли­с­ти­ке ни­чем не от­ли­ча­ет­ся, до­пу­с­тим, от си­ту­а­ции в ки­но или ли­те­ра­ту­ре. Сни­ма­ют и пи­шут до­ста­точ­но, как бы ме­ня ни убеж­да­ли в об­рат­ном, при­зы на ки­но­фе­с­ти­ва­лях (имею в ви­ду оте­че­ст­вен­ные) вру­ча­ют, пре­мии в об­ла­с­ти ли­те­ра­ту­ры при­суж­да­ют. Ше­де­в­ры толь­ко встре­ча­ют­ся край­не ред­ко.


Владимир ТРУШКОВСКИЙ,
шеф-редактор
телепрограммы «Вести плюс»,
УВАТ – МОСКВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования