Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 25.09.2009

Изумляемся вместе с Аалександром Трапезниковым

Я бу­ду кап­лей и лу­чом…

 

Есть в Рос­сии по­эт, чьё твор­че­ст­во и судь­бу нель­зя пред­ста­вить ни в ка­кой дру­гой стра­не, на­столь­ко креп­ка его связь с род­ной зем­лёй, с пре­да­ни­ем ста­ри­ны, с куль­тур­ным на­сле­ди­ем от­цов на­ших. И да­же имя у не­го су­гу­бо рус­ское, ко­рен­ное – Иван Ива­но­вич Ива­нюк. Мо­жет быть, не столь из­ве­ст­ное, как, ска­жем, у ка­ко­го-ни­будь Рез­ни­ка, но на то­го ра­бо­та­ет вся рек­лам­но-ин­фор­ма­ци­он­ная ин­ду­с­т­рия и по­ши­воч­ные ма­с­тер­ские, где кро­ят то­ги по­этов, а по­эзи­ей-то там и не пах­нет. Так, пе­сен­ки для сы­то­го и ле­ни­во­го ра­зу­мом обы­ва­те­ля. А в твор­че­ст­ве Ива­ню­ка – си­ла ду­ха и боль серд­ца, вы­ст­ра­дан­ные стро­ки, ко­то­рым при­су­щи глу­бо­кие мыс­ли, яр­кие, за­по­ми­на­ю­щи­е­ся об­ра­зы, при­сталь­ные на­блю­де­ния и оцен­ки про­ис­хо­дя­ще­го. И ещё – свой взгляд на судь­бу стра­ны, чёт­кая граж­дан­ская по­зи­ция, са­мо­быт­ный стиль. Всё это бы­ло бы не­воз­мож­но без хра­ни­мой им офи­цер­ской че­с­ти и люб­ви к Рос­сии: «…Сквозь тре­во­ги и бо­ли / Ты в се­бе сбе­ре­ги / Бо­ро­дин­ское по­ле, / Пла­мя Кур­ской ду­ги. / Пек­ло юж­ных пред­го­рий, / Шо­рох ста­рых зна­мён, / Не­из­быв­ную го­речь / По­за­бы­тых имён. / Офи­цер­ская до­ля – / Не на за­висть дру­гим: / Не­бо­га­то за­сто­лье / И к по­луч­ке – дол­ги. / Нет ни де­нег, ни сла­вы, / Толь­ко смо­т­рит в гла­за / Не бы­лая дер­жа­ва – / Мать-Рос­сия в сле­зах».

За пле­ча­ми у не­го, ес­ли уж ка­сать­ся би­о­гра­фии, юность в ге­ро­и­че­с­ком го­ро­де-кре­по­с­ти Брест, Мос­ков­ский энер­ге­ти­че­с­кий ин­сти­тут, Рос­сий­ская ака­де­мия уп­рав­ле­ния, 20 лет ра­бо­ты во­ен­ным жур­на­ли­с­том, в том чис­ле в га­зе­те «Крас­ная звез­да», где он был чле­ном ред­кол­ле­гии. Во­ин­ское зва­ние пол­ков­ни­ка. Он ла­у­ре­ат пре­мии Ге­не­раль­но­го шта­ба Во­ору­жён­ных сил Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Со­ю­за жур­на­ли­с­тов, пре­мии «Луч­шие пе­рья Рос­сии», за­слу­жен­ный ра­бот­ник куль­ту­ры. В на­сто­я­щее вре­мя – глав­ный ин­спек­тор Счёт­ной па­ла­ты РФ, за­ме­с­ти­тель пред­се­да­те­ля МОО «Спец­наз-АС», член Цен­т­раль­но­го со­ве­та РОС­ТО – ДО­СА­АФ, член Ака­де­мии про­блем во­ен­ной эко­но­ми­ки и фи­нан­сов. И, ко­неч­но же, мно­же­ст­во пуб­ли­ка­ций – сти­хи, рас­ска­зы, очер­ки, афо­риз­мы. Кни­ги «Рож­да­ет­ся ве­тер», «Де­ре­вья», «Пе­ре­крё­с­ток», «Сны», «Аз­буч­ные ис­ти­ны», «Афо­риз­мы». Его про­из­ве­де­ния пуб­ли­ко­ва­лись бо­лее чем в ста сбор­ни­ках, и не толь­ко в на­шей стра­не, но и за ру­бе­жом. Есть что пред­ста­вить на чи­та­тель­ский суд, да и на Суд Бо­жий – нет лу­кав­ст­ва и за­уми в его твор­че­ст­ве, нет спе­си и пре­зре­ния к лю­дям, рав­но­ду­шия и на­смеш­ки, а есть Сло­во прав­ды и ве­ры.

Ито­гом поч­ти со­ро­ка­лет­ней твор­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти по­эта явил­ся сбор­ник сти­хов «При­тя­же­ние», вы­пу­щен­ный МОО «Спец­наз-АС» как при­ло­же­ние к аль­ма­на­ху «Мы – из спец­на­за». Мож­но счи­тать, что сю­да во­шли из­бран­ные сти­хо­тво­ре­ния Ива­ню­ка. При­чём кни­га про­ил­лю­с­т­ри­ро­ва­на фо­то­гра­фи­я­ми са­мо­го ав­то­ра. Эти пей­заж­ные фо­то­ра­бо­ты уди­ви­тель­но хо­ро­ши, они за­пе­чат­ле­ли не­под­ра­жа­е­мые кар­ти­ны рус­ской при­ро­ды – ос­ве­щён­ную солн­цем ро­щу, зим­ний лес с на­кло­нив­ши­ми­ся де­ре­вь­я­ми, из­гиб сли­ва­ю­щей­ся с го­ри­зон­том ре­ки, ве­чер­нее гро­зо­вое на­вис­шее над зем­лёй не­бо, от­ра­жа­ю­щу­ю­ся в пру­ду по­лу­раз­ру­шен­ную усадь­бу, ста­рую цер­ковь в бла­го­рас­тво­ре­нии чи­с­то­го воз­ду­ха. Эти сним­ки слов­но до­пол­ня­ют по­эзию Ива­ню­ка, про­дол­жа­ют её фи­ло­соф­ские и ли­ри­че­с­кие смыс­лы, яв­ля­ют са­ми по се­бе вы­со­кую сте­пень про­фес­си­о­на­лиз­ма. А по­эти­че­с­кие стро­ки об­ре­та­ют жи­во­пис­ный кон­тур, на­по­ён­ные све­том и цве­том. И ме­та­фи­зи­че­с­ки зри­мо, оча­ми ду­ши осо­зна­ёшь вот это сти­хо­тво­ре­ние:

 

Мой го­лос уне­сёт ре­ка,

Раз­бив его о пе­ре­ка­ты,

А взгляд за­дер­жат об­ла­ка,

Чтоб с не­ба он блес­нул

ког­да-то.

Но чу­де­са здесь

ни при чём,

И чтоб ме­ня не по­за­бы­ли,

Я бу­ду кап­лей и лу­чом,

И не­бы­ва­ло свет­лой

пы­лью…

 

Так мог на­пи­сать по­эт-во­ин на при­ва­ле, поз­во­лив се­бе ли­ри­че­с­кие раз­ду­мья. Ког­да пе­ред то­бой вдруг на миг при­от­кры­ва­ет­ся веч­ность, и всё си­ю­ми­нут­ное уно­сят во­ды ре­ки. Не в этом ли уг­луб­лён­ном со­зер­ца­нии бы­тия и не­ус­тан­ной борь­бе за ис­ти­ну – суть твор­че­ст­ва Ива­на Ива­ню­ка?

Пост­скрип­тум. Все мы в этом ми­ре лишь кап­ли в жи­тей­ском мо­ре и пыль зем­ли, что по­след­ний че­ло­век, что пер­вый, но от на­сто­я­щих по­этов дей­ст­ви­тель­но рас­хо­дят­ся лу­чи све­та. Да толь­ко не вся­кий хо­чет и мо­жет их уви­деть, гля­дя лишь се­бе под но­ги в по­ис­ках кор­ма.


 Свет­ская ли­ри­ка в под­лун­ном ми­ре

 

Стран­ный Ме­сяц взо­шёл на по­эти­че­с­ком не­бо­с­кло­не. Как и по­ло­же­но ноч­но­му све­ти­лу, он при­тя­ги­ва­ет вни­ма­ние, вы­зы­ва­ет при­ли­вы и от­ли­вы, то есть вос­хи­ще­ние и ра­зо­ча­ро­ва­ние чи­та­те­лей, а то и то­с­к­ли­вый вол­чий вой стаи кри­ти­ков, при­ни­ма­ю­щих его за ку­сок бес­плат­но­го сы­ра. Он и ми­с­тик, и ме­та­фи­зик, и те­о­ре­тик, и фан­та­зёр, и прак­тик, и из­да­тель в од­ном ли­це. Не то си­би­ряк, не то аме­ри­ка­нец. Сей­час за­нят из­да­тель­ским про­ек­том «Рус­ский Гул­ли­вер» и пи­шет грандж-эпос «Но­рум­бе­га», счи­тая его от­ра­же­ни­ем ин­до­ев­ро­пей­ско­го про­то­гим­на. Сло­вом, Ва­дим Ме­сяц и впрямь фи­гу­ра за­га­доч­ная в со­вре­мен­ной рус­ско­языч­ной ли­те­ра­ту­ре, та­ин­ст­вен­ная да­же, сто­я­щая как-то особ­ня­ком, вне кла­нов и те­че­ний. Вот и но­вая его кни­га сти­хов «Цы­ган­ский хлеб» (из­да­тель­ст­во «Во­до­лей») вы­зы­ва­ет стран­ные, про­ти­во­ре­чи­вые чув­ст­ва, как Лу­на, об­ра­щён­ная к нам все­гда од­ной сто­ро­ной. А что на дру­гой, скры­той от глаз? Пу­с­то­та или не­ве­до­мый, на­се­лён­ный ино­пла­нет­ны­ми су­ще­ст­ва­ми мир? По­про­бу­ем ра­зо­брать­ся, при­звав на по­мощь са­мо­го ав­то­ра и апо­ло­ге­тов его твор­че­ст­ва. С них и нач­нём.

Ио­сиф Брод­ский: «…сти­хи… по­нра­ви­лись мне чрез­вы­чай­но – как ма­ло что в жиз­ни мне нра­ви­лось. Они – сти­хи эти – вы­зы­ва­ют во мне за­висть не столь­ко да­же к то­му, как они на­пи­са­ны (хо­тя и к это­му то­же), сколь­ко к вну­т­рен­ней жиз­ни, за ни­ми про­ис­хо­дя­щей и их же к жиз­ни внеш­ней вы­зы­ва­ю­щей…» Юрий Куб­ла­нов­ский: «Сти­хи Ва­ди­ма Ме­ся­ца столь кру­то за­ме­ша­ны на об­ра­зе, сло­ве и да­же фо­не­ти­че­с­кой пе­ре­клич­ке, что по­эти­че­с­кое по­ве­ст­во­ва­ние его – суть кон­цен­т­ра­ция ме­та­фо­ри­че­с­ко­го мы­ш­ле­ния. Оно вби­ра­ет в се­бя ра­зом и ли­ри­ку, и па­те­ти­ку, яв­ля­ясь не­пре­хо­дя­щей су­тью его гар­мо­нии». Алек­сей Пар­щи­ков: «Что за­би­ра­ет в этих тек­с­тах – не­пред­ска­зу­е­мость по­во­да. Для ме­ня это жанр «пу­те­ше­ст­вий». В опи­сан­ных пе­ре­ме­ще­ни­ях есть уг­рю­мая на­сто­ро­жен­ность бег­ле­ца, пе­ре­да­ёт­ся кон­цен­т­ра­ция ори­ен­ти­ров­ки в ме­с­тах, ди­зайн ко­то­рых осу­ще­ств­ля­ет­ся на гла­зах… Есть це­лый за­по­вед­ник си­ту­а­ций, при­над­ле­жа­щих толь­ко Ме­ся­цу и ни­ког­да до это­го не по­па­дав­ших в чьё-ли­бо по­ле зре­ния…» По­жа­луй, до­ста­точ­но, а то мож­но и в лу­на­тизм впасть. По­слу­ша­ем луч­ше са­мо­го ав­то­ра:

«По­эт в иде­а­ле – ме­ди­ум, ре­т­ран­с­ля­тор. Мо­жет, я пло­хо знаю пси­хо­ло­гию или не мо­гу это чёт­ко сфор­му­ли­ро­вать, но глав­ное всё-та­ки от­ку­да-то от­ту­да… Не бу­ду пу­чить гла­за, вспо­ми­ная о ша­ма­низ­ме и жре­че­ст­ве, но по­эт для ме­ня ско­рее «лес­ной царь», чем «го­род­ской су­мас­шед­ший». Вы­ра­зи­тель не­вы­ра­зи­мо­го, пе­ре­вод­чик с не­бес­но­го на че­ло­ве­че­с­кий… Ес­ли по­пы­тать­ся вы­ра­зить­ся по-дет­ски, то рань­ше по­эты вла­де­ли вол­шеб­ным язы­ком, мог­ли вы­зы­вать дождь, пред­ска­зы­вать бу­ду­щее, пре­вра­щать де­ре­вья в во­и­нов и т.д. Они бы­ли по­лез­ны лю­дям и по­это­му ува­жа­е­мы. По­сле ут­ра­ты свя­зи с при­род­ны­ми си­ла­ми пре­вра­ти­лись в пу­с­то­зво­нов (я про се­бя в пер­вую оче­редь). За­ча­с­тую их сло­ва зву­чат кра­си­во, но по су­ти де­ла – бес­смыс­лен­ны. Ос­та­ёт­ся опи­рать­ся на страсть, под­лин­ность, ма­с­тер­ст­во, на­де­ясь по­пасть в по­ле за­бы­тых ин­то­на­ций и фор­мул, – они где-то в тай­ни­ках но­о­сфе­ры ещё есть». На­до от­ме­тить, что пред­став­лен­ные в этой кни­ге сти­хи впол­не со­от­вет­ст­ву­ют пре­ды­ду­ще­му вы­ска­зы­ва­нию ав­то­ра – они слов­но бы на­хо­дят­ся вне вре­ме­ни и ге­о­гра­фии. Но это то­же при­род­ное яв­ле­ние в под­лун­ном ми­ре, ни­ку­да не деть­ся:

 

Про­хо­жая уро­нит

по­ми­дор.

Пе­тух про­гло­тит ка­мень и

за­молк­нет.

По­ка па­па­ша пьёт

пи­ра­ми­дон,

Ре­бё­нок ви­дит жен­щи­ну

в би­нок­ле…

 

Объ­яс­не­ние сво­им сти­хам как свет­ской ли­ри­ке да­ёт сам ав­тор: «Эта кни­га не столь­ко от­чёт, сколь­ко про­ща­ние с про­дол­жи­тель­ным эта­пом мо­ей ли­те­ра­тур­ной жиз­ни, поз­во­ля­ю­щим жить и су­ще­ст­во­вать «без ца­ря в го­ло­ве», бо­лее то­го, оп­ре­де­ляя этот спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния как са­мый че­ст­ный по от­но­ше­нию к се­бе и дру­гим».

Пост­скрип­тум. Что ж, ка­ко­ва на не­бе из­мен­чи­вая Лу­на – та­ков и Ме­сяц.


На пу­ти к Бо­гу

 

В За­бай­ка­лье в се­ле Ак­ша жи­вёт по­эт и жур­на­лист Вик­тор Тро­фи­мо­вич Ко­бис­ский, в про­шлом – ге­о­ло­го­раз­вед­чик, ав­тор не­сколь­ких сти­хо­твор­ных и очер­ко­вых сбор­ни­ков. Пер­вые пуб­ли­ка­ции от­но­сят­ся ещё к 1963 го­ду. Дет­ст­во вы­па­ло на су­ро­вое во­ен­ное ли­хо­ле­тье, да и по­том жизнь его не ба­ло­ва­ла – он стал ин­ва­ли­дом, ра­но по­хо­ро­нил же­ну и сы­на. Мо­жет быть, по­то­му и сам ос­т­ро ощу­ща­ет боль дру­гих лю­дей. Ос­нов­ная те­ма его сти­хов и кра­е­вед­че­с­ких ис­сле­до­ва­ний – судь­бы ре­прес­си­ро­ван­ных, ко­то­ры­ми пол­нят­ся про­ст­ран­ст­ва Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка. Но и иные его сти­хо­тво­ре­ния, на­при­мер, пей­заж­ная ли­ри­ка, по­ко­ря­ют сво­ей по­эти­че­с­кой про­ник­но­вен­но­с­тью, сво­им ду­хов­ным бо­гат­ст­вом.

В по­след­нем сво­ём сбор­ни­ке «На пу­ти к веч­но­с­ти» (ООО «Экс­пресс-из­да­тель­ст­во») ав­тор, на мой взгляд, вы­шел на но­вую труд­ную до­ро­гу, тре­бу­ю­щую не­имо­вер­ных ду­хов­ных уси­лий и ду­хов­но­го же про­свет­ле­ния – по­эзию ре­ли­ги­оз­но­со­дер­жа­тель­ную.

 

В ду­ше ти­ши­на и по­кой,

но му­зы­ка свет­лая льёт­ся.

Я знаю, Гос­подь

все­бла­гой,

за­чем эта ра­дость да­ёт­ся…

……………………………...

За­мер­ла в ожи­да­ньи

Все­лен­ная:

Где он, ве­ры и бла­го­сти

путь?

Сло­во Бо­жие – се­мя

не­тлен­ное,

По­сти­гай со­кро­вен­ную

суть…

 

Че­ло­век в этих сти­хах на­чи­на­ет об­ра­щать гла­за к Не­бу, в ду­ше его по­яв­ля­ет­ся ти­хая ра­дость уми­ро­тво­ре­ния, он на­ко­нец-то осо­зна­ёт своё пред­наз­на­че­ние, Бо­жию за­бо­ту и ми­лость, ви­дит всю сквер­ну со­де­ян­ных гре­хов и скор­бит о бес­цель­но про­жи­том вре­ме­ни, о рас­тра­чен­ных впу­с­тую го­дах. Вот ка­ки­ми сло­ва­ми на­пут­ст­во­вал эту не­боль­шую, но цен­ную книж­ку ми­т­ро­фор­ный про­то­и­е­рей Алек­сий (Су­хих) из Вят­ской епар­хии: «Мно­гие сти­хи ав­то­ра су­гу­бо лич­ные, но и они за­став­ля­ют нас за­ду­мать­ся над смыс­лом жиз­ни. Ведь дав­но из­ве­ст­но, что без Бо­га жиз­ни нет ни на­сто­я­щей, ни бу­ду­щей, и толь­ко в Нём от­кры­ва­ет­ся вся пол­но­та на­ше­го бы­тия. И при по­мо­щи Гос­по­да пре­об­ра­зит­ся че­ло­век и стра­на на­ша – Дом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и ис­чез­нут вся­кие бе­сы, тер­за­ю­щие нас».

Эти сти­хи не­со­мнен­но ста­нут не­ким ма­яч­ком, све­чеч­ка­ми, за­жжён­ны­ми в се­ле Ак­ша та­лант­ли­вым че­ло­ве­ком, на пу­ти к Бо­гу. Рос­сия силь­на не неф­тью, а вот та­ки­ми людь­ми.

Пост­скрип­тум. Вслед за о. Алек­си­ем хо­чу по­вто­рить: «Сча­ст­ли­во­го те­бе, книж­ка, пла­ва­ния по мо­рю жи­тей­ско­му, спа­сай ко­го смо­жешь, да­вай опо­ру, си­лу для пре­об­ра­же­ния че­ло­ве­ка, ука­зы­вай тот един­ст­вен­ный путь, ве­ду­щий к Ра­до­с­ти встре­чи со Хри­с­том».


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования