Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 25.09.2009

Страх смерти

 В Рос­сии ни­ког­да не уме­ли эле­мен­тар­но до­ро­жить сво­ей жиз­нью. Уми­ра­ли обыч­но как-то лег­ко и да­же не­при­нуж­ден­но, с чем, ко­неч­но, со­гла­сят­ся не все.

 

С Т Р А Х

 

Жут­кое от­кры­тие маль­чи­ка

 

Глу­по бы­ло бы ка­сать­ся этой те­мы, ос­но­вы­ва­ясь толь­ко на чу­жом или ин­тер­не­тов­ском опы­те. Да у лю­бо­го че­ло­ве­ка сво­е­го столь­ко – хоть ков­шом вы­чер­пы­вай! И ещё важ­ная ого­вор­ка – те­ма эта су­гу­бо ме­ди­цин­ская, хо­тя есть гра­ни фи­ло­соф­ские, ре­ли­ги­оз­ные, би­о­ло­ги­че­с­кие, фи­зи­че­с­кие, ас­т­ро­ло­ги­че­с­кие...

Так вот, од­наж­ды я про­чи­тал рас­сказ ма­га­дан­ско­го про­за­и­ка Се­мё­на Лиф­ши­ца о пя­ти­лет­нем маль­чи­ке, ко­то­рый вдруг сде­лал для се­бя ве­ли­чай­шее от­кры­тие: ока­зы­ва­ет­ся, он ког­да-то то­же ум­рёт. Его ох­ва­тил без­мер­ный ужас, он не мог улыб­нуть­ся, не хо­тел есть, иг­рать. При­шлось об­ра­тить­ся к вра­чу.

При­мер­но в та­ком же воз­ра­с­те я, бы­ва­ло, вска­ки­вал сре­ди но­чи и со стра­хом спра­ши­вал шё­по­том ба­уш­ку (че­рез «у»): «А ско­ро ты ум­рёшь? Не ско­ро? Тог­да лад­но... ус­пею вы­ра­с­ти».

По­че­му-то счи­та­ет­ся не­скром­ным (это толь­ко для Рос­сии, где прин­ци­пи­аль­но не поль­зу­ют­ся, ска­жем, рем­ня­ми бе­зо­пас­но­с­ти) го­во­рить о соб­ст­вен­ных стра­хах смер­ти. Поч­ти 15 лет про­жил я на Чу­кот­ке, ра­бо­тая то охо­то­ве­дом, то па­с­ту­хом-оле­не­во­дом, то кол­хоз­ным ры­ба­ком, но боль­шей ча­с­тью разъ­е­зд­ным кор­ре­с­пон­ден­том. Страх смер­ти полз те­нью на­столь­ко ча­с­то, что, ка­за­лось, мож­но и по­при­вык­нуть. Ни чер­та! Это чув­ст­во про­тив­но да­же фи­зи­че­с­ки: вдруг за­но­ет вни­зу жи­во­та, пе­ре­хва­тит ды­ха­ние, за­ко­ло­тит серд­це. Как справ­лял­ся? Бу­ду­чи по при­ро­де край­не трус­ли­вым че­ло­ве­ком («Жил дро­жал, уми­рал – дро­жал»), я на­ме­рен­но ша­гал в эту про­пасть «стра­ха смер­ти», что­бы по­том ска­зать се­бе: ты всё же су­мел! Ну, ска­жем, до­би­рал­ся вплавь до бе­ре­га Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на, за­ле­зал в бер­ло­гу не до кон­ца обез­дви­жен­но­го бе­ло­го мед­ве­дя, пе­ре­жи­дал пур­гу под сне­гом в об­ним­ку с ез­до­вы­ми со­ба­ка­ми, ус­пе­вал вы­рвать ру­жьё у пья­но­го бра­ко­нь­е­ра...

Эти смер­тель­ные стра­хи всё же вы­бра­сы­ва­ли в ор­га­низм ад­ре­на­лин, ко­то­рый хоть не­мно­го по­дав­лял про­тив­ное чув­ст­во, рож­дал хлад­но­кро­вие и эфе­мер­ное ощу­ще­ние по­бе­ды.

Есть дру­гое уни­каль­ное яв­ле­ние в Рос­сии, я бы ска­зал, что оно на­ци­о­наль­но и су­гу­бо на­род­но...

 

На-пле-вать!

 

10-лет­няя жизнь в не­боль­шой смо­лен­ской де­рев­не Чёр­ная при­шлась как раз на пол­ный ра­зор во всех сфе­рах не­ког­да креп­ко­го сов­хо­за. Не так дав­но по те­ле­ви­зо­ру был по­ка­зан до­ку­мен­таль­ный сю­жет о том, как не­кий мо­ло­дой му­жик де­мон­ст­ра­тив­но пил яды ти­па ан­ти­фри­за, со­ляр­ки, стек­ло­очи­с­ти­те­ля и про­чей мер­зо­с­ти. Очень этим гор­дил­ся, а за­тем по­сле оче­ред­но­го при­ня­тия до­зы как-то лег­ко и не­при­нуж­дён­но умер.

На ма­нер это­го му­жи­ка впол­не осо­знан­но тра­вит­ся вся, по край­ней ме­ре, сель­ская Рос­сия. Са­мый цен­ный и хо­до­вой «то­вар» – рас­твор для очи­ст­ки ванн, он же и са­мый убой­ный. Смею ут­верж­дать, что это идёт не от от­ча­я­ния или ка­кой-то там то­с­ки по пре­крас­но­му, про­сто у лю­дей ат­ро­фи­ро­ва­но чув­ст­во стра­ха смер­ти – са­мо­го силь­ней­ше­го ин­стинк­та (ин­стинк­та са­мо­со­хра­не­ния) на зем­ле. Глу­бин­ные при­чи­ны кро­ют­ся в мен­та­ли­те­те на­ции: ес­ли в не­бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях рус­ский че­ло­век за­би­ра­ет­ся в «но­ру» и пе­ре­жи­да­ет «не­по­го­ду», то ев­ро­пе­ец ста­ра­ет­ся бо­роть­ся с ли­ше­ни­я­ми.

Твар­дов­ский вспо­ми­нал, что ра­но ут­ром в бу­фе­те на стан­ции Пе­ре­дел­ки­но все­гда опо­хме­лял­ся ок­руж­ной люд. Од­но­му му­жи­ку на поч­ве ал­ко­голь­ной ин­ток­си­ка­ции уда­ли­ли один глаз. Гро­зи­ли сле­по­той вто­ро­го, ес­ли вы­пьет хо­тя бы стоп­ку вод­ки. Твар­дов­ский ви­дел, как му­жик со сло­ва­ми «Про­щай, глаз!» оп­ро­ки­нул в се­бя ста­кан. В де­рев­не Чёр­ное я ви­дел, как ме­ст­ный бомж по про­зви­щу По­ми­дор (кста­ти, за­ме­ча­тель­ный че­ло­век, с фор­сом но­сив­ший мой не­ког­да вы­ход­ной пи­д­жак) вы­пил, по­ло­жил на стол «столь­ник» и ска­зал: «По­мя­ни­те, за­в­т­ра ме­ня не бу­дет». Так и вы­шло.

С точ­ки зре­ния учё­ных-пси­хи­а­т­ров фе­но­мен по­те­ри стра­ха смер­ти сви­де­тель­ст­ву­ет о рас­па­де лич­но­с­ти. Страх смер­ти есть важ­ней­ший фак­тор жиз­ни, так как за­став­ля­ет глу­бо­ко за­ду­мать­ся о смыс­ле жиз­ни, сти­му­ли­ру­ет де­я­тель­ность, а са­мое глав­ное – не по­та­ка­ет гу­би­тель­ным ощу­ще­ни­ям не­ко­то­рых лю­дей, во­зом­нив­ших се­бя бес­смерт­ны­ми. Но есть и дру­гие раз­мы­ш­ле­ния фи­ло­со­фов и пси­хо­те­ра­пев­тов: мол, страш­на не са­ма смерть, а та не­из­ве­ст­ность, не­зна­ко­мость, не­срав­ни­мость её с чем-ли­бо. У смер­ти есть од­но са­мое глав­ное ли­цо: страх пе­ред бо­лью. И уж по­том ду­ма­ет­ся о том, во что ты пре­вра­тишь­ся че­рез эн­ное вре­мя в сы­рой зе­мель­ке...

Что ка­са­ет­ся Рос­сии, то дав­ным-дав­но в Ев­ро­пе ут­вер­ди­лось её на­зва­ние – «ро­ди­на смер­ти», о чём мы прак­ти­че­с­ки да­же не зна­ем. По­че­му? По всем вы­ше­пе­ре­чис­лен­ным при­чи­нам и плюс ка­ким-то за­га­доч­ным дру­гим, что ро­ди­ло по­ня­тие «ам сляв» – сла­вян­ская ду­ша.

А те­перь по­яви­лось ещё од­но пре­лю­бо­пыт­ней­шее рас­суж­де­ние: яко­бы, пре­зрев страх смер­ти, ны­неш­ние рос­си­я­не (не все, ко­неч­но) до­стиг­ли выс­ше­го ду­хов­но­го про­свет­ле­ния, ведь не мо­жет быть стра­ха смер­ти, ес­ли ни­кто на зем­ле точ­но не зна­ет, что та­кое это на са­мом де­ле. «Ты го­во­ри­ла шё­по­том: а что по­том, а что по­том?» – это, прав­да, из дру­гой оперы.

Од­на­ко хва­тит о рос­си­я­нах. По­го­во­рим о су­гу­бо ме­ди­цин­ском ва­ри­ан­те это­го опи­сы­ва­е­мо­го чув­ст­ва.

 

Ис­то­рия бо­лез­ни – 1

 

Мо­ло­дая жен­щи­на, мед­се­с­т­ра по про­фес­сии, об­ра­ти­лась с жа­ло­ба­ми на ос­т­рое чув­ст­во стра­ха смер­ти. Сбо­ром ин­фор­ма­ции о жиз­ни жен­щи­ны за­ни­ма­лись пси­хо­те­ра­певт и пси­хи­атр. Опу­с­тим мно­гие не­ма­ло­важ­ные по­дроб­но­с­ти, вы­де­лим глав­ные: ран­няя смерть от­ца, смерть тёт­ки от ра­ка, смерть по­дру­ги, бо­лезнь дво­ю­род­но­го бра­та... Бы­ли вы­яв­ле­ны дру­гие ис­точ­ни­ки стра­ха смер­ти. Это – нар­цис­сизм, об­сес­сив­но-ком­пуль­сив­ная по­треб­ность в са­мо­кон­т­ро­ле, со­сре­до­то­чен­ность на се­бе и оза­бо­чен­ность иде­ей пре­вос­ход­ст­ва, де­фи­цит транс­цен­ден­ции, смыс­ла, за­да­ю­ще­го ка­кую-ли­бо зна­чи­мую со­ци­аль­ную на­прав­лен­ность её жиз­ни, на­ко­нец, мас­си­ро­ван­ный, не пе­ре­ра­бо­тан­ный опыт столк­но­ве­ния со смер­тью близ­ких.

И ка­ков итог? В про­цес­се ког­ни­тив­но-би­хе­ви­о­раль­ной те­ра­пии па­ци­ент­ка на­ча­ла ве­с­ти днев­ник и от­сле­жи­вать си­ту­а­ции, ког­да тре­во­га уси­ли­ва­лась. Она убе­ди­лась, что её тре­во­га не яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ной, она воз­ни­ка­ет до­ма, по­сле ра­бо­ты или в до­ро­ге, ког­да жен­щи­на ока­зы­ва­ет­ся на­еди­не с со­бой. Са­мо­ана­лиз по­мог пре­одо­леть глав­ный страх – страх смер­ти.

 

Ис­то­рия бо­лез­ни – 2

 

Муж­чи­на сред­них лет при­шёл к вра­чу-пси­хо­те­ра­пев­ту с жа­ло­бой, что его жизнь в ито­ге ока­за­лась гро­мад­ной про­па­с­тью пу­с­то­ты, и хо­чет­ся про­сто бро­сить­ся ту­да. То есть бес­смыс­лен­ность жиз­ни, на­обо­рот, при­ту­пи­ла страх смер­ти. Яс­но – на­ли­цо на­чаль­ный про­цесс воз­мож­но­го су­и­ци­да.

В этой си­ту­а­ции вра­чу труд­но из­вне при­дать смысл жиз­ни па­ци­ен­ту, то есть вве­с­ти в мозг ка­кую-то смыс­ло­со­дер­жа­щую идею. Но впол­не по си­лам при­звать па­ци­ен­та на по­ис­ки то­го, что мог­ло бы за­пол­нить эту пу­с­то­ту. Это мо­жет рез­ко пе­ре­ме­с­тить ло­кус вни­ма­ния на по­ис­ки, ведь сам ме­ха­низм по­ис­ка при­вле­ка­те­лен, за­га­до­чен, ин­три­гу­ющ.

Вот что пи­сал К.Юнг: «Важ­ней­шая за­да­ча пси­хо­те­ра­пии с па­ци­ен­та­ми, стра­да­ю­щи­ми тре­вож­ны­ми рас­ст­рой­ст­ва­ми с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем стра­ха смер­ти – вос­ста­нов­ле­ние их свя­зи с дру­ги­ми людь­ми. За­ча­с­тую мо­жет по­ка­зать­ся, что эта связь есть, что у них име­ет­ся оп­ре­де­лён­ный круг об­ще­ния. Од­на­ко уг­луб­лён­ная ра­бо­та вскры­ва­ет фор­маль­ность и не­под­лин­ность этих свя­зей, что поз­во­ля­ет го­во­рить о не­под­лин­но­с­ти бы­тия, так как на­ше бы­тие ста­но­вит­ся под­лин­ным лишь че­рез его под­тверж­де­ние дру­гим че­ло­ве­ком».

 

Каж­дый уми­ра­ет в оди­но­че­ст­ве

 

Оче­вид­цы ос­та­ви­ли мно­го­чис­лен­ные вос­по­ми­на­ния о по­след­них ми­ну­тах жиз­ни тех или иных лю­дей. На­сколь­ко они до­сто­вер­ны, труд­но ска­зать. Пуш­кин, ска­жем, об­вёл взгля­дом пол­ки с кни­га­ми и про­шеп­тал: «Про­щай­те, дру­зья мои». Че­хов по­про­сил бо­кал шам­пан­ско­го. И толь­ко Го­голь «вы­де­лил­ся» сре­ди всех по­след­ней фра­зой: «Как слад­ко уми­рать», хо­тя всю жизнь без­мер­но бо­ял­ся смер­ти и осо­бен­но – слу­чай­ной воз­мож­но­с­ти быть за­жи­во по­гре­бён­ным.

«Эк­зи­с­тен­ци­аль­ное оди­но­че­ст­во че­ло­ве­ка тре­бу­ет от не­го ид­ти сво­им пу­тём и, в кон­це кон­цов, од­но­му встре­тить соб­ст­вен­ную смерть. Сов­ме­ще­ние этой не­об­хо­ди­мо­с­ти с глу­бин­ной по­треб­но­с­тью каж­до­го че­ло­ве­ка в общ­но­с­ти с дру­ги­ми людь­ми – за­да­ча, ко­то­рую при­хо­дит­ся ре­шать всю жизнь, – пи­шет А.Хол­мо­го­ро­ва в «Мос­ков­ском Пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ком жур­на­ле» (№ 2, 2003 г.), – Как нам ка­жет­ся, имен­но в под­дер­жа­нии ба­лан­са этих двух мо­ду­сов су­ще­ст­во­ва­ния за­клю­чат­ся важ­ный ре­сурс для со­вла­да­ния со стра­хом смер­ти, а так­же один из се­к­ре­тов пси­хи­че­с­ко­го здо­ро­вья».

Так-то оно так, толь­ко лю­ди очень раз­ные, и да­ле­ко не вся­ко­му уда­ёт­ся по­бед­но пре­одо­леть это чув­ст­во. Но вот как здо­ро­во, что на по­мощь ме­ди­ци­не (пси­хо­те­ра­пев­ту) мо­жет прий­ти мо­гу­чая, со­здан­ная ци­ви­ли­за­ци­ей Её Ве­ли­че­ст­во Куль­ту­ра, о чём не ус­та­вал го­во­рить Карл Юнг.

 

Друг Го­ра­ций

 

Имен­но во вре­ме­на, ког­да про­по­ве­до­вал, а поз­же умер на кре­с­те Ии­сус Хри­с­тос («Смер­тию смерть по­прав»), в Ри­ме жил и тво­рил ан­тич­ный по­эт Квинт Го­ра­ций Флак­ка. Лейт­мо­ти­вом его по­эзии не­из­мен­но бы­ло вот что: страх пе­ред смер­тью и спо­со­бы его пре­одо­ле­ния. От кни­ги к кни­ге, из оды в оду в раз­ных, дей­ст­ви­тель­но пре­крас­ных с лю­бой точ­ки зре­ния и в выс­шей сте­пе­ни изящ­ных сти­хах по­эт ва­рь­и­ру­ет од­ну и ту же мысль: кто бы ты ни был, бед­ный по­се­ля­нин или по­то­мок древ­них ца­рей, всё рав­но ты ум­рёшь, всем при­дёт­ся сесть в лод­ку и вбли­зи уви­деть тём­ные во­ды Ко­ци­та (ле­дя­ная ре­ка, омы­ва­ю­щая че­ло­ве­че­с­кие серд­ца), всем суж­де­но плыть по этой вол­не, каж­до­го из нас ждёт этот час...

Сле­ду­ет на­пом­нить, что на­чи­ная с IV ве­ка до н.э. весь ан­тич­ный мир как по­жа­ром был ох­ва­чен стра­хом смер­ти. Фи­ло­со­фы му­чи­тель­но ис­ка­ли сред­ст­ва от это­го стра­ха, ме­ди­ци­на с пе­ча­лью кон­ста­ти­ро­ва­ла, что нет ле­карств от смер­ти. Го­ра­ций пред­ла­гал по­гру­жать­ся в ис­кус­ст­во и в со­зер­ца­ние пре­крас­но­го. Сей­час Го­ра­ция не чи­та­ют. Мо­жет быть, и зря. Из по­след­них по­этов, кто его обо­же­ств­лял, был ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии Ио­сиф Брод­ский.

 

Да­но мне петь вак­ха­нок

не­ис­тов­ст­во,

Ви­но и мле­ко ре­ки стру­я­щие

В ши­ро­ких бе­ре­гах, и мё­да

Кап­ли, со­ча­щи­е­ся из ду­пел.

 

Ну, ес­ли при­дёт ми­ну­та уми­рать:

 

...И за­ве­щал он, уми­рая,

Что­бы на юг пе­ре­нес­ли

Его то­с­ку­ю­щие ко­с­ти,

И смер­тью – чуж­дой сей зем­ли

Не ус­по­ко­ен­ные гос­ти!

 

К сло­ву ска­зать, сред­няя про­дол­жи­тель­ность жиз­ни в ан­тич­ном ми­ре бы­ла ужас­но ко­рот­ка. Ес­ли ве­рить не­ко­то­рым ут­верж­де­ни­ем, че­ло­век в сред­нем жил 22 го­да. Сколь­ко сей­час – всем из­ве­ст­но. И мы до­стиг­ли фан­та­с­ти­че­с­ко­го дол­го­ле­тия (по срав­не­нию с ан­тич­ным ми­ром) во мно­гом бла­го­да­ря стра­ху смер­ти. На­уки, име­ю­щие де­ло с со­хра­не­ни­ем и про­дле­ни­ем жиз­ни, со­вре­мен­ное ме­ди­цин­ское зна­ние, все до­сти­же­ния ци­ви­ли­зо­ван­но­го ком­фор­та – всё это рож­де­но на ба­зе стра­ха смер­ти, ут­верж­да­ют со­вре­мен­ные фи­ло­со­фы. Че­ло­ве­че­ст­во вы­жи­ва­ет, ис­пы­ты­вая этот кол­лек­тив­ный страх...


Владимир ХРИСТОФОРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования