Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 25.09.2009

Тараканы в головах, скелеты в шкафах...

 Пе­ре­вод­ной де­тек­тив: на при­ёме у пси­хо­ана­ли­ти­ка

 

Роман АРБИТМАН
Роман АРБИТМАН

В те са­мые вре­ме­на, ког­да по Рос­сии во­всю бро­дил при­зрак марк­сиз­ма-ле­ни­низ­ма, Ев­ро­пу и Аме­ри­ку за­во­ё­вы­ва­ло иное бес­смерт­ное уче­ние – фрей­дизм. Пси­хо­ана­ли­ти­ки, раз­мно­жа­ясь как кро­ли­ки, ти­хой са­пой за­хва­ты­ва­ли не поч­ту, те­ле­граф и те­ле­фон, но не­что бо­лее цен­ное: моз­ги. Ко вто­рой по­ло­ви­не ми­нув­ше­го ве­ка ты­ся­чи по­сле­до­ва­те­лей вен­ско­го ку­дес­ни­ка при­бра­ли к ру­кам кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное и без боя за­ня­ли глав­ную твер­ды­ню США, Гол­ли­вуд, – впо­ру пе­ре­име­но­вы­вать «Ос­ка­ра» в «Зиг­мун­да».

В аме­ри­кан­ском и за­пад­но­е­в­ро­пей­ском де­тек­ти­ве ма­нь­як с та­ра­ка­на­ми в го­ло­ве стал глав­ным от­ри­ца­тель­ным пер­со­на­жем. Он был удо­бен тем, что спектр кро­ва­вых фан­та­зий зло­дея мог быть прак­ти­че­с­ки не­объ­ят­ным – в то вре­мя как мо­ти­ви­ров­ки ду­ше­губств осо­бой фан­та­зии от ав­то­ра не тре­бо­ва­ли. Всё бы­ло по­нят­но за­ра­нее: ро­до­вые трав­мы, труд­ное дет­ст­во, Эди­пов и про­чие ком­плек­сы, пе­ре­чис­лен­ные про­вод­ни­ка­ми уче­ния Фрей­да в мас­сы...

Пе­ре­вод­ной де­тек­тив в Рос­сии на­ча­ла тре­ть­е­го ты­ся­че­ле­тия да­ле­ко не все­гда ли­ди­ру­ет по ти­ра­жам, од­на­ко за­ни­ма­ет свою эко­ло­ги­че­с­кую ни­шу. В каж­дом ува­жа­ю­щем се­бя из­да­тель­ст­ве есть спе­ци­аль­ные книж­ные се­рии (в «Ино­ст­ран­ке», ска­жем, – «Ле­кар­ст­во от ску­ки», в «ЭКС­МО» – «Top-де­тек­тив» и «Mystery Line», в «АСТ» – «The International Bestseller», и так да­лее), в каж­дом вто­ром пе­ре­ве­дён­ном ро­ма­не не­пре­мен­но есть ма­нь­як.

Сре­ди срав­ни­тель­но не­дав­но из­дан­ных по-рус­ски де­тек­тив­ных со­чи­не­ний упо­мя­нем, к при­ме­ру, ро­ман фран­цу­жен­ки Фред Вар­гас «Веч­ность на дво­их». Глав­но­му ге­рою, ко­мис­са­ру уго­лов­но­го ро­зы­с­ка Жа­ну-Ба­ти­с­ту Адам­бер­гу, про­ти­во­сто­ит ум­ный и чер­тов­ски опас­ный пси­хо­пат, одер­жи­мый сверх­иде­ей – изы­с­кать элик­сир бес­смер­тия. И, как во­дит­ся у ма­нь­я­ков, про­цесс при­го­тов­ле­ния сна­до­бья со­про­вож­да­ет­ся убий­ст­ва­ми. Две дев­ст­вен­ни­цы уже мерт­вы, жизнь тре­ть­ей под уг­ро­зой. Си­ту­а­ция усу­губ­ля­ет­ся тем, что и сам Адам­берг да­ле­ко не ан­гел. По-сво­е­му он то­же ма­нь­як, за­став­ля­ю­щий под­чи­нён­ных ра­бо­тать на из­нос, да и в лич­ном шка­фу ко­мис­са­ра с преж­них вре­мён за­ле­жа­лось не­сколь­ко ске­ле­тов. Вер­ная «шко­ле Си­ме­но­на», Вар­гас по­на­ча­лу ве­дёт по­ве­ст­во­ва­ние не­то­роп­ли­во, но с каж­дой но­вой гла­вой всё убы­с­т­ря­ет темп. На по­след­них стра­ни­цах по­ве­ст­во­ва­ние ле­тит, как с гор­ки. Ав­тор не иг­ра­ет с чи­та­те­лем в под­дав­ки, а по­то­му шан­сы по­ли­цей­ско­го и пре­ступ­ни­ка пер­вым до­стичь фи­ни­ша и от­пра­зд­но­вать по­бе­ду при­бли­зи­тель­но рав­ны.

Ещё при­мер. Ге­ро­и­ня ро­ма­на нор­веж­ской пи­са­тель­ни­цы Ан­не Хольт «Что моё, то моё» Ин­гер Йо­хан­не Вик (раз­ве­дён­ная, мать де­воч­ки-ау­ти­ст­ки) слу­чай­но уз­на­ёт о том, кто не­кто Ак­сель Сай­ер, мно­го лет на­зад об­ви­нён­ный в убий­ст­ве ре­бён­ка, от­си­дев­ший часть сро­ка и вне­зап­но вы­пу­щен­ный на сво­бо­ду, не­ви­но­вен. Но тог­да кто же был убий­цей? Тай­на. Тем вре­ме­нем по­ли­цей­ский ин­спек­тор Ин­гвар Стю­бё (со­ро­ка­пя­ти­лет­ний вдо­вец, один вос­пи­ты­ва­ю­щий вну­ка) бьёт­ся над за­гад­кой по­ве­де­ния уже со­вре­мен­но­го по­хи­ти­те­ля де­тей, у ко­то­ро­го есть ка­кой-то ад­ский план, но вот ка­кой? Не­яс­но. В фи­на­ле оба рас­сле­до­ва­ния, ар­хив­ное и те­пе­реш­нее, пе­ре­се­кут­ся. Чем ком­пакт­ней стра­на, тем при­хот­ли­вей мо­гут ока­зать­ся спле­те­ны судь­бы раз­ных лю­дей. Ведь каж­дый ко­му-то род­ст­вен­ник, зна­ко­мый, со­сед, кли­ент... В об­щем, на­ме­ка­ет ав­тор кни­ги чи­та­те­лям, будь­те бди­тель­ны: по­ку­пая хлеб или дро­ва, од­наж­ды при­смо­т­ри­тесь к бу­лоч­ни­ку или дро­во­се­ку. Ну так, на вся­кий слу­чай.

Как и Нор­ве­гия, Ка­на­да – стра­на с не­вы­со­ким уров­нем пре­ступ­но­с­ти. Де­тек­тив­ный жанр тут за­хи­рел бы на кор­ню, но вновь вы­ру­ча­ют ма­нь­я­ки. Да­же в ти­хом ка­над­ском ому­те, убеж­да­ет чи­та­те­лей Джайлс Блант, ав­тор ро­ма­на «Со­рок имён скор­би», мо­гут во­дить­ся та­кие мон­ст­ры, на фо­не ко­то­рых сам Ган­ни­бал Лек­тер вы­гля­дит ве­ге­та­ри­ан­цем. Глав­ный ге­рой ро­ма­на, по­ли­цей­ский Джон Кар­ди­нал, рас­сле­дуя убий­ст­ва под­ро­ст­ков, убеж­да­ет­ся: всё это – зве­нья од­ной це­пи. В про­вин­ции Он­та­рио по­се­лил­ся ду­ше­губ с по­ехав­шей кры­шей, и на­до най­ти его, по­ка спи­сок жертв не по­пол­нил­ся но­вым име­нем. Про­бле­ма в том, что здеш­ний охот­ник за ма­нь­я­ка­ми (как и пер­со­наж ро­ма­на Вар­гас) да­ле­ко не иде­а­лен: за­по­до­зрен­ный в кор­руп­ции, он на­хо­дит­ся под на­блю­де­ни­ем. По­про­буй­те-ка от­ло­вить зло­дея, ес­ли ва­ша же на­пар­ни­ца Лиз Де­лорм – кста­ти, оча­ро­ва­тель­ная жен­щи­на! – со­би­ра­ет ули­ки про­тив вас и до­кла­ды­ва­ет по на­чаль­ст­ву о ва­ших пред­по­ла­га­е­мых гре­хах...

«Се­рий­ные убий­цы во­все не та­ко­вы, ка­ки­ми их изо­б­ра­жа­ют в филь­мах, – от­нюдь не вы­зы­ва­ю­щие вос­хи­ще­ние ге­нии, лос­ня­щи­е­ся от пе­ре­пол­ня­ю­ще­го их зла и не­су­щие в мир своё кро­ва­вое ис­кус­ст­во. Ку­да боль­ше они на­по­ми­на­ли ал­ко­го­ли­ков или лю­дей со слег­ка съе­хав­шей кры­шей. С ни­ми не­воз­мож­но бы­ло раз­го­ва­ри­вать...» Не­воз­мож­но, а при­дёт­ся! Про­ци­ти­ро­ван­ный ро­ман аме­ри­кан­ца Май­к­ла Мар­шал­ла «Со­ло­мен­ные лю­ди» со­сто­ит из трёх ча­с­тей, и в двух пер­вых из них обе сю­жет­ные ли­нии вро­де бы меж­ду со­бой не свя­за­ны. С од­ной сто­ро­ны, де­тек­ти­вы Ни­на и Джон ищут ма­нь­я­ка, ко­то­рый в оче­ред­ной раз по­хи­тил де­воч­ку-под­ро­ст­ка и дер­жит её в под­ва­ле. С дру­гой сто­ро­ны, быв­ший агент ЦРУ Уорд вме­с­те со сво­им кол­ле­гой Боб­би ра­зы­с­ки­ва­ют убийц ро­ди­те­лей Уор­да и на­ты­ка­ют­ся на за­кон­спи­ри­ро­ван­ную ор­га­ни­за­цию че­ло­ве­ко­не­на­ви­ст­ни­ков. Бли­же к кон­цу кни­ги две па­ры сы­щи­ков встре­ча­ют­ся, и ста­но­вит­ся яс­но: «идей­ный» по­хи­ти­тель и та­ин­ст­вен­ные тер­ро­ри­с­ты «Со­ло­мен­ные лю­ди» свя­за­ны меж­ду со­бой. О том, что пси­хо­па­тов слов­но маг­ни­том при­тя­ги­ва­ет друг к дру­гу, чи­та­те­лям рас­ска­зал ещё Джеймс Пат­тер­сон в ро­ма­не «Це­луй де­во­чек». Но до то­го, что пси­хо­па­ты, обу­ре­ва­е­мые бе­зум­ные сверх­иде­я­ми, со­зда­дут не­кий под­поль­ный ин­тер­на­ци­о­нал, не до­ду­мал­ся да­же из­ве­ст­ный адепт «те­о­рии за­го­во­ра» Ро­берт Лад­лэм. Майкл Мар­шалл, най­дя вдруг зо­ло­тую жи­лу, со­чи­нил ещё два сик­ве­ла «Со­ло­мен­ных лю­дей». Так что не­че­го и на­де­ять­ся на по­им­ку глав­но­го зло­дея в пер­вой же кни­ге цик­ла...

Об­зор наш не мо­жет обой­тись без упо­ми­на­ния ро­ма­на пло­до­ви­то­го – он и фан­таст, и са­ти­рик, и ки­но­сце­на­рист – бри­тан­ца Бе­на Эл­то­на «До по­след­не­го звон­ка». Вновь се­рий­ные убий­ст­ва, но те­перь за­га­доч­ный ма­нь­як вы­сту­па­ет в ро­ли мсти­те­ля за уни­жен­ных и ос­кор­б­лён­ных: он на­ка­зы­ва­ет тех, кто в школь­ные го­ды же­с­то­ко из­де­вал­ся над од­но­класс­ни­ка­ми. От­ны­не му­чи­те­ли пла­тят той же мо­не­той, что и не­ког­да объ­ек­ты их из­де­ва­тельств, – прав­да, це­на воз­рос­ла, и ис­ход уже смер­те­лен. Трид­ца­ти­т­рёх­лет­не­му ам­би­ци­оз­но­му ин­спек­то­ру Скот­ленд-Яр­да, ры­же­му сек­су­аль­но оза­бо­чен­но­му ко­ро­тыш­ке Эду Нью­со­ну, пред­сто­ит вы­чис­лить убий­цу и од­но­вре­мен­но са­мо­му не по­пасть под по­до­зре­ние. Ведь пре­ступ­ник, раз за ра­зом вы­скаль­зы­ва­ю­щий из се­ти, – яв­но хо­ро­шо зна­ком не толь­ко уби­тым, но и са­мо­му ин­спек­то­ру. Но кто он (или она)? И по­че­му жерт­вы мсти­те­ля без бо­яз­ни впу­с­ка­ют его в свои квар­ти­ры? Ав­тор пре­ду­преж­да­ет, что «ти­хое», «до­маш­нее», «школь­ное» ти­ран­ст­во, рас­про­ст­ра­нён­ное и в са­мых раз­ви­тых стра­нах, ра­но или по­зд­но мо­жет при­ве­с­ти к не­пред­ска­зу­е­мым по­след­ст­ви­ям: сам док­тор Фрейд не спо­со­бен пре­ду­га­дать, в ка­ко­го Мон­те-Кри­с­то с брит­вой или с то­по­ром мо­жет од­наж­ды пре­вра­тить­ся вче­раш­ний за­би­тый шибздик...

Кста­ти! Сам ос­но­ва­тель пси­хо­ана­ли­за, пред­ставь­те, то­же по­бы­вал сре­ди де­тек­тив­ных пер­со­на­жей – на­при­мер, у аме­ри­кан­ца Дже­да Ру­бен­фель­да, чей ро­ман в рус­ском пе­ре­во­де на­зван «Убий­ст­вом по Фрей­ду» (ори­ги­наль­ное на­зва­ние – The Name of Action – усе­чён­ная ци­та­та из «Гам­ле­та»). За­глав­ный ге­рой ед­ва не ста­но­вит­ся жерт­вой за­го­во­ра и спа­са­ет своё ре­но­ме толь­ко чу­дом. Ос­нов­ное дей­ст­во раз­во­ра­чи­ва­ет­ся во­круг та­ин­ст­вен­ной фи­гу­ры ма­нь­я­ка-эро­то­ма­на, убив­ше­го од­ну де­вуш­ку в нью-йорк­ском не­бо­скрё­бе и по­ку­шав­ше­го­ся на жизнь дру­гой – да так, что бед­няж­ка по­те­ря­ла па­мять. Уз­нав о га­с­т­ро­лях Фрей­да в Шта­тах, мэр Нью-Йор­ка про­сит по­мочь в рас­сле­до­ва­нии. Гость пе­ре­по­ру­ча­ет де­ло аме­ри­кан­ско­му адеп­ту, и вплоть до са­мо­го фи­на­ла чи­та­тель га­да­ет, чья имен­но бла­го­об­раз­ная ли­чи­на скры­ва­ет ос­кал ма­нь­я­ка...

Впро­чем, чи­та­тель де­тек­ти­вов за­ра­нее пре­ду­преж­дён и на­сто­ро­же. Он, ко­неч­но, по­ни­ма­ет, что гре­че­с­кое psyche (то есть ду­ша) са­мо по се­бе ни в чём не ви­но­ва­то, и всё же... Слу­чай­но ли у слов «пси­хо­ана­лиз» и «пси­хо­пат» об­щий ко­рень? Нет ли тут умыс­ла? 


Роман АРБИТМАН,
г. САРАТОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования