Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 02.10.2009

ГАМЛЕТ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ

 А.Че­хов. Три го­да. Сту­дия Те­а­т­раль­но­го Ис­кус­ст­ва. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик – Сер­гей Же­но­вач. Де­ко­ра­ции и ко­с­тю­мы ху­дож­ни­ка А.Бо­ров­ско­го. Ху­дож­ник по све­ту Д.Ис­ма­ги­лов. Му­зы­ка Г.Го­бер­ни­ка.

 

По­весть «Три го­да», опуб­ли­ко­ван­ная в 1895 го­ду, по­жа­луй, од­но из са­мых лич­ных тво­ре­ний ве­ли­ко­го рус­ско­го пи­са­те­ля. И хо­тя де­та­ли би­о­гра­фии ав­то­ра и ли­ри­че­с­ко­го ге­роя раз­ли­ча­ют­ся (ес­ли отец пи­са­те­ля был мел­ким тор­гов­цем в про­вин­ци­аль­ном Та­га­н­ро­ге, то ро­ди­тель ге­роя Фё­дор Сте­па­но­вич Лап­тев – за­мо­ск­во­рец­кий мил­ли­о­нер), мно­го у них и об­ще­го. Че­хо­ву в по­ру на­пи­са­ния по­ве­с­ти бы­ло трид­цать че­ты­ре го­да, как Алек­сею Лап­те­ву. Та­кая же, как у пер­со­на­жа, не­ус­т­ро­ен­ность лич­ной жиз­ни, бо­лез­ни род­ст­вен­ни­ков, раз­ду­мья о соб­ст­вен­ном здо­ро­вье, о смыс­ле жиз­ни.

По­весть на­сы­ще­на фи­ло­соф­ски­ми раз­мы­ш­ле­ни­я­ми и раз­го­во­ра­ми, раз­го­во­ра­ми… Раз­го­во­ры эти и лег­ли в ос­но­ву ин­сце­ни­ров­ки С.Же­но­ва­ча.

Сра­зу удив­ля­ет сце­но­гра­фия. По­на­ча­лу труд­но по­нять, ка­кую кон­цеп­цию вы­ра­жа­ет мно­же­ст­во пан­цир­ных ме­тал­ли­че­с­ких кро­ва­тей, на ко­то­рых ле­жат в ис­под­нем пер­со­на­жи, под­ни­ма­ю­щи­е­ся и ла­за­ю­щие по же­лез­ным пру­ть­ям лишь за­тем, что­бы при­нять уча­с­тие в ди­а­ло­гах. Воз­мож­но, это – ме­та­фо­ра «сон­но­го цар­ст­ва», ко­то­рое пред­став­ля­ли со­бой Моск­ва и рос­сий­ская про­вин­ция в ожи­да­нии бурь сле­ду­ю­щих де­ся­ти­ле­тий.

Ин­те­рес­но, что в сце­не по­хо­рон се­с­т­ры ге­роя Ни­ны Фё­до­ров­ны (А.Има­мо­ва) по­ста­нов­щи­ки с по­мо­щью удач­но­го ос­ве­ще­ния до­би­лись уди­ви­тель­но­го эф­фек­та: кон­ст­рук­ция из кро­ва­тей про­из­во­дит впе­чат­ле­ние церк­ви, в ко­то­рой лю­ди со­бра­лись на от­пе­ва­ние.

Ста­тич­ные и в то же вре­мя вы­ра­жа­ю­щие не­ус­той­чи­вость ми­зан­сце­ны под­чёр­ки­ва­ют на­сы­щен­ность спек­так­ля ду­хов­ным со­дер­жа­ни­ем, жиз­нью ду­ши че­ло­ве­ка. Мо­но­ло­ги пер­со­на­жей на­пря­мую до­хо­дят до зри­те­лей. По­ра­до­ва­ло, что в этой по­ста­нов­ке, в от­ли­чие от мно­гих пря­мо­ли­ней­ных ин­сце­ни­ро­вок, ма­ло про­го­ва­ри­ва­ют­ся ис­пол­ни­те­ля­ми по­ве­ст­во­ва­тель­ные ку­с­ки – впро­чем, и оби­лие ди­а­ло­гов и вну­т­рен­них мо­но­ло­гов в про­из­ве­де­нии А.Че­хо­ва спо­соб­ст­во­ва­ло это­му.

Ак­тёр­ская ра­бо­та вы­гля­дит до­б­рот­ной, от­то­чен­ной. Чув­ст­ву­ет­ся тща­тель­ная ре­пе­ти­ци­он­ная под­го­тов­ка. Са­мая боль­шая на­груз­ка – на ис­пол­ни­те­ле глав­ной ро­ли Алек­сея Лап­те­ва А.Верт­ко­ве. Ак­тёр до­сти­га­ет в сво­ём во­пло­ще­нии «Гам­ле­та За­мо­ск­во­ре­чья» ба­лан­са меж­ду глу­би­ной вну­т­рен­них мо­но­ло­гов и стра­ст­но­с­тью пе­ре­жи­ва­ний оди­но­ко­го и за­комп­лек­со­ван­но­го че­ло­ве­ка. Ге­роя мож­но бы­ло бы на­звать alter ego ав­то­ра по­ве­с­ти, ес­ли бы та­лант пи­са­те­ля не был за­ме­щён у Лап­те­ва ог­ром­ным ма­те­ри­аль­ным бо­гат­ст­вом.

Убе­ди­тель­ны все муж­ские об­ра­зы – и фа­на­тич­но­го и жё­ст­ко­го пре­ста­ре­ло­го дель­ца Фё­до­ра Сте­па­но­ви­ча Лап­те­ва (С.Ка­ча­нов), и та­лант­ли­во­го ди­ле­тан­та Яр­це­ва (Г.Слу­жи­тель), и мо­ло­до­го ин­тел­ли­ген­та Ко­с­ти Ко­че­во­го (А.Ши­бар­шин), и эго­ис­тич­но­го бон­ви­ва­на, зя­тя Лап­те­вых Па­на­у­ро­ва (А.Об­ла­сов), и без­дар­но­го док­то­ра Бе­ла­ви­на (С.Пир­няк).

Фё­до­ра Фё­до­ро­ви­ча, бра­та глав­но­го ге­роя, А.Аб­ро­с­кин иг­ра­ет так, что уже с пер­вых сцен вид­ны за­чат­ки ду­шев­ной бо­лез­ни, ко­то­рая сгу­бит это­го не­сча­ст­но­го чу­да­ка.

Мно­гое в спек­так­ле вы­гля­дит пре­одо­ле­ни­ем со­зна­тель­но вы­ст­ро­ен­ных пре­пят­ст­вий: ху­до­же­ст­вен­ное впе­чат­ле­ние как буд­то до­сти­га­ет­ся во­пре­ки, а мо­жет быть, и бла­го­да­ря па­ра­док­саль­ным, вро­де бы не­ло­гич­ным сред­ст­вам. Так, в на­гро­мож­де­нии го­лых же­лез­ных кро­ва­тей зри­те­ли уди­ви­тель­ным об­ра­зом ви­дят и ули­цу про­вин­ци­аль­но­го го­ро­да, и мос­ков­ские квар­ти­ры, и да­чу в Со­коль­ни­ках, и пре­сло­ву­тый «ам­бар» (тор­го­вый «офис» Лап­те­вых, с ко­то­рым у глав­но­го ге­роя свя­за­но мно­же­ст­во горь­ких дет­ских вос­по­ми­на­ний). Вот и роль идей­ной По­ли­ны Рас­су­ди­ной, по по­ве­с­ти – длин­но­но­сой дур­нуш­ки, пре­до­став­ле­на М.Ша­ш­ло­вой – при­ме труп­пы, обыч­но во­пло­ща­ю­щей ро­ли кра­са­виц. Тем не ме­нее ак­т­ри­са по­ка­зы­ва­ет имен­но те чер­ты пер­со­на­жа, что обыч­но при­су­щи пря­мо­ли­ней­ным дур­нуш­кам с тя­жё­лым ха­рак­те­ром, и за­став­ля­ет по­ве­рить со­здан­но­му ею об­ра­зу.

По­ка­за­лось, прав­да, что на ста­дии ста­нов­ле­ния ещё на­хо­дит­ся роль до­че­ри док­то­ра Бе­ла­ви­на Юлии Сер­ге­ев­ны – не­ве­с­ты, а по­том и же­ны Алек­сея Лап­те­ва. Со­здан­ный О.Ка­лаш­ни­ко­вой об­раз, на наш взгляд, тре­бу­ет боль­шей объ­ём­но­с­ти и раз­ви­тия от про­сто­душ­ной де­вуш­ки к уму­д­рён­ной жен­щи­не, об­рет­шей лю­бовь к му­жу.

Но уже се­го­дня спек­такль, по­ст­ро­ен­ный на ску­пых, эко­ном­ных сред­ст­вах, сы­г­ран­ный ак­тё­ра­ми бук­валь­но в ноч­ных пи­жа­мах, до­сти­га­ет глав­но­го – до­но­сит до зри­те­лей глу­би­ну и боль че­хов­ской про­зы, а вме­с­те с тем – глу­би­ну и боль че­ло­ве­че­с­ко­го бы­тия.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования