Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 09.10.2009

Главное – рискнуть

 Данилу Гурьянову всего 32 года, но он уже успел стать лауреатом драматургических конкурсов «Евразия» и «Хрустальная роза Виктора Розова». Добавлю, что Гурьянов – автор разработки известного телесериала «Однажды будет любовь». Он же написал сценарий для телепостановки «Ты – это я». Кроме того, его пьесу «Запах лёгкого загара» поставил в своём театре Роман Виктюк. И это ещё не полный перечень достижений Гурьянова. Признаюсь, мы с Данилом друзья, и на правах товарища я взял у него интервью.

 

Данил ГУРЬЯНОВ
Данил ГУРЬЯНОВ

– Куз­ни­цей мо­ло­дых пи­са­те­лей по пра­ву счи­та­ют «Де­бют» под па­тро­на­том Ан­д­рея Ско­ча и фо­рум мо­ло­дых пи­са­те­лей в под­мо­с­ков­ных Лип­ках под эги­дой Сер­гея Фи­ла­то­ва. Да­нил, ты был уча­ст­ни­ком не­сколь­ких лип­кин­ских фо­ру­мов. Я чи­тал не­од­но­знач­ную ре­ак­цию на этот «мо­ло­дёж­ный меж­ду­со­бой­чик». Что те­бе лич­но да­ли Лип­ки, что по­со­ве­ту­ешь тем мо­ло­дым ре­бя­там, ко­то­рые в ок­тя­б­ре по­едут на этот фо­рум?

– А что со­ве­то­вать? Твор­че­с­кий че­ло­век все­гда сам зна­ет (чув­ст­ву­ет), что ему нуж­но. Пусть де­ла­ют что хо­тят. В Лип­ках до­воль­но стро­гое рас­пи­са­ние – до обе­да за­ня­тия в се­ми­на­рах, за­тем сра­зу не­сколь­ко лек­ций до ужи­на. Эта ма­ши­на ра­бо­та­ет бе­зу­преч­но. А как в ней «про­кру­тят­ся» мо­ло­дые пи­са­те­ли – это уже лич­ное де­ло каж­до­го. Это был пер­вый круп­ный ли­те­ра­тур­ный се­ми­нар, в ко­то­ром я уча­ст­во­вал. Он ме­ня твор­че­с­ки воз­бу­дил. Я вер­нул­ся до­мой и на од­ном ды­ха­нии на­пи­сал пье­су «За­пах лёг­ко­го за­га­ра». Впос­лед­ст­вии она не­од­но­крат­но при­но­си­ла мне уда­чу. В дру­гой раз я при­ехал на Лип­ки, пла­ни­руя сра­зу по­сле се­ми­на­ра ос­тать­ся жить в Моск­ве. Я пло­хо пред­став­лял кон­кре­ти­ку сво­е­го бли­жай­ше­го бу­ду­ще­го. На се­ми­на­ре мне по­со­ве­то­ва­ли по­дой­ти к пи­са­те­лю Ан­д­рею Дми­т­ри­е­ву, ибо он пи­сал сце­на­рии и мог что-то под­ска­зать. Я по­до­шёл к не­му, пред­ста­вил­ся, и он вдруг ска­зал, что сей­час чи­тал «За­пах лёг­ко­го за­га­ра», ко­то­рый опуб­ли­ко­ва­ли в сбор­ни­ке по ито­гам пре­ды­ду­щих Ли­пок. Пье­са ему по­нра­ви­лась, и он по­мо­жет мне с ра­бо­той, есть воз­мож­ность. Че­рез па­ру не­дель я уже был при де­ле, мне вы­пла­ти­ли аванс, я снял квар­ти­ру, и на­ча­лась но­вая жизнь.

– Один мой зна­ко­мый пи­са­тель ска­зал, что пи­са­тель­ст­во – это ре­мес­ло. Ты со­гла­сен?

– Пи­са­тель­ст­во – это за­ме­ни­тель жиз­ни. Рав­но как и чте­ние, на­вер­но, то­же. Не­да­ром за­хва­ты­ва­ю­щая кни­га – не­важ­но, чи­та­ешь ты её или пи­шешь, – вы­клю­ча­ет че­ло­ве­ка из ок­ру­жа­ю­щей дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Не­дав­но я встре­тил в Ин­тер­не­те ка­кое-то ис­крен­нее вы­ска­зы­ва­ние пар­ня лет двад­ца­ти: «Не­на­ви­жу чи­тать!» У ме­ня это сов­сем не вы­зва­ло ни­ка­ко­го пра­вед­но­го гне­ва или огор­че­ния. На­обо­рот, я вдруг по­ду­мал, что жизнь это­го пар­ня, на­вер­но, впол­не ин­те­рес­на ему и не нуж­да­ет­ся в до­пол­ни­тель­ных фан­та­зи­ях, ок­ра­с­ках. Де­ло в том, что сча­с­тье не за­ви­сит от ин­тел­лек­та. А глав­ное в жиз­ни – быть сча­ст­ли­вым, вот и всё. Сча­с­тье – это са­мо­ощу­ще­ние. А са­мо­ощу­ще­ние – это и есть на­ша жизнь.

– Не­дав­но у те­бя вы­шла твоя пер­вая кни­га «За­пах лёг­ко­го за­га­ра». По­че­му она не вы­дви­ну­та ни на од­ну пре­мию?

– По­то­му что боль­шая часть рас­ска­зов в кни­ге бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ра­нее, в пе­ри­о­ди­ке. А нуж­но, что­бы поч­ти всё пуб­ли­ко­ва­лось впер­вые. Од­на­ко мне со­ве­то­ва­ли от­пра­вить кни­гу на кон­курс, ибо о не­ко­то­рых ред­ких из­да­ни­ях, где я пе­ча­тал­ся, вряд ли уз­на­ют в жю­ри. Я пред­ста­вил, что по­лу­чу пре­мию, и за­тем вскро­ет­ся прав­да. Скан­дал, ко­неч­но, по­мог бы пи­а­ру – и это бы­ло бы хо­ро­шо. Но вот воз­вра­щать день­ги – это уже пло­хо.

– У од­но­го пи­са­те­ля вы­чи­тал ин­те­рес­ную фра­зу: «Нель­зя быть ху­дож­ни­ком, ес­ли не уме­ешь ви­деть». Ре­зон­ный во­прос, что дол­жен уви­деть мо­ло­дой со­вре­мен­ный ху­дож­ник сло­ва?

– Он дол­жен ви­деть из­ме­не­ния. Но­вые штри­хи в кар­ти­не на­ше­го ми­ра. Фор­му­ла кни­ги та­ко­ва: ин­ди­ви­ду­аль­ность ав­то­ра, ре­а­лии се­го­дняш­не­го дня и веч­ные те­мы. Вот та­кой кок­тейль.

– Все во­круг толь­ко и твер­дят, что на­ше­му вре­ме­ни не хва­та­ет ге­ро­ев. А нуж­ны ли они во­об­ще, и что та­кое ге­рой на­ше­го вре­ме­ни в тво­ём по­ни­ма­нии?

– Ме­ня тош­нит, ког­да из­да­те­ли и не­ко­то­рые кри­ти­ки пы­та­ют­ся впа­рить мне, что ге­рой на­ше­го вре­ме­ни – это ци­нич­ный топ-ме­не­д­жер или жур­на­лист, ко­то­рый пьёт ви­с­ки, поль­зу­ет фо­то­мо­де­лей и сно­ва пьёт ви­с­ки. Во всём этом есть по­зёр­ст­во и дур­ной вкус. Де­ло в том, что Оне­гин не су­ще­ст­во­вал бы без Та­ть­я­ны Ла­ри­ной. Пусть бег­бе­де­ры и ми­на­е­вы со­зда­дут об­раз но­вой Ла­ри­ной, и тог­да я бу­ду чи­тать про их «оне­ги­ных». Ге­рой – это все­гда оди­ноч­ка, ко­то­рый с чем-то бо­рет­ся. Дон Ки­хот бо­рол­ся с ве­т­ря­ны­ми мель­ни­ца­ми, Скар­летт О’Ха­ра – с раз­ру­хой. Се­го­дняш­ний ге­рой – это оди­ноч­ка, ко­то­рый бо­рет­ся с оди­но­че­ст­вом. Он, ко­неч­но, со­вер­ша­ет ошиб­ки, по­то­му что дей­ст­ву­ет, но он ду­хов­но раз­вит и ду­хов­но жив.

– Сей­час очень мно­го ры­ноч­но­го книж­но­го хла­ма, те­бя это не пу­га­ет?

– Егор, ме­ня это не пу­га­ет. Это нор­маль­ный би­о­ло­ги­че­с­кий про­цесс – что-то ра­ди че­го-то, что-то пи­та­ет­ся чем-то, всё свя­за­но. Вспом­ним Квен­ти­на Та­ран­ти­но, он в ог­ром­ном ко­ли­че­ст­ве смо­т­рел де­шё­вые вос­точ­ные бо­е­ви­ки (про­сто по­то­му что лю­бил их), а по­том всё это пе­ре­ос­мыс­лил, и в со­еди­не­нии с его та­лан­том по­лу­чи­лось уди­ви­тель­ное зна­ме­ни­тое ки­но «Убить Бил­ла». Но ме­ня пу­га­ет дру­гое… Я ча­с­то ви­жу как, та­лант­ли­во, стиль­но, с хо­ро­шим вку­сом оформ­ле­ны кни­ги сла­бые, а по­рой ни­чтож­ные, на­пи­сан­ные бес­та­лан­но, при­ми­тив­но­го пу­с­то­го со­дер­жа­ния. Что по­лу­ча­ет­ся? До­б­ро об­слу­жи­ва­ет зло. Ра­ди че­го? Про­дать то­вар. Это по­тре­би­тель­ский об­ман. Кра­си­вая об­лож­ка, та­лант­ли­вый пи­ар – и го­ло­ву по­тре­би­те­лю уже за­мо­ро­чи­ли. То же са­мое про­ис­хо­дит и в те­а­т­рах, и в су­пер­мар­ке­тах, вез­де, где вы ис­поль­зу­е­те кре­дит­ку или де­неж­ные ку­пю­ры. Мир по­де­лён на жертв и охот­ни­ков, вол­ков и овец – и поч­ти все­гда это из-за де­нег. Ибо се­го­дня день­ги да­ют боль­ше воз­мож­но­с­тей, чем рань­ше.

– Что про­ис­хо­дит в со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре? Мно­гие ду­ма­ют, что её штор­мит. Речь со­вре­мен­но­го школь­ни­ка пе­с­т­рит та­ки­ми сло­веч­ка­ми: та­ра­ка­нит, кол­ба­сить­ся, тор­моз, ко­сяч­ки и т.д. Ве­ли­кий и мо­гу­чий уми­ра­ет или что?

– Он обо­га­ща­ет­ся. Не­дав­но я ку­пил сло­варь мо­ло­дёж­но­го слен­га – я не мог ото­рвать­ся от не­го! Не­ко­то­рые вы­ра­же­ния во­шли в мой лек­си­кон. На­при­мер, «от­бить­ся в го­ри­зон­таль» – лечь спать. И не­сколь­ко за­ме­ча­тель­ных не­при­лич­ных. Ме­ня рас­ст­ра­и­ва­ет толь­ко, что ко­фе те­перь мож­но на­зы­вать в сред­нем ро­де. Как это мож­но бы­ло до­пу­с­тить? Ко­фе муж­ско­го ро­да – это бы­ло ис­клю­че­ние. А ис­клю­че­ния ино­гда так ук­ра­ша­ют на­шу жизнь… Это пер­вое. И вто­рое: мо­ло­дёжь все­гда пра­ва. По­то­му что на её сто­ро­не при­ро­да. При­ро­да пу­с­ти­ла на по­лез­ные ис­ко­па­е­мые да­же ве­ли­чай­ших лю­дей, ге­ни­ев. (При­ро­да – ге­ний бе­зот­ход­но­го про­из­вод­ст­ва.) Че­ло­век ин­те­ре­су­ет при­ро­ду, по­ка он да­ёт что-то но­вое. Каж­дые де­сять лет по­яв­ля­ет­ся но­вая ге­не­ра­ция лю­дей, у них есть лет пят­над­цать, что­бы дви­нуть мир впе­рёд, по­том их ме­ня­ют сле­ду­ю­щие. Ес­ли вы хо­ти­те до­стичь на­сто­я­ще­го ус­пе­ха, будь­те ин­те­рес­ны мо­ло­дё­жи. Под­тверж­де­ние мо­им сло­вам – фе­но­мен пе­ви­цы Ма­дон­ны.

– В жиз­ни, го­во­рят, у нас три пу­ти: быть хо­ро­шим, стать хо­ро­шим или сдать­ся. Ка­кой путь ты вы­би­ра­ешь, или есть свой?

– Не слы­шал об этом. Да и не за­ду­мы­вал­ся. Ибо я все­гда знал и знаю свой путь. Пи­сать и жить. Это вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие по­ня­тия. Но чем слож­нее цель, тем силь­нее му­с­ку­лы. Я люб­лю жизнь. Сей­час мы жи­вём луч­ше, чем на­ши пред­ки, а в бу­ду­щем лю­ди бу­дут жить луч­ше, чем мы. Мне очень хо­чет­ся по­смо­т­реть на Моск­ву лет че­рез сто, две­с­ти. Ес­ли цер­ковь сдер­жит обе­ща­ние и на том све­те опять бу­дет жизнь, я сде­лаю всё, что­бы вы­рвать­ся не­на­дол­го, сле­тать об­рат­но и всё по­смо­т­реть.

– Од­наж­ды Пу­ха­нов на­пи­сал обо мне, что я мно­го­ста­ноч­ник. Я бы те­бя так­же на­звал мно­го­ста­ноч­ни­ком: сце­на­рист, дра­ма­тург, пи­са­тель, и всё это в од­ном ли­це. Над чем сей­час ра­бо­та­ешь?

– Сей­час все ко­му не лень пи­шут пье­сы, и пра­виль­но де­ла­ют, а по­том идут пи­сать се­ри­а­лы, и то­же пра­виль­но де­ла­ют – оп­ла­та там при­мер­но как у про­сти­ту­ток, и мож­но бо­лее-ме­нее снос­но жить. А глав­ное ри­ск­нуть, про­ве­рить се­бя и уз­нать, мож­но ли по­сле это­го кон­вей­е­ра сно­ва на­пи­сать жи­вую пье­су? Это нор­маль­но, это ес­те­ст­вен­ный от­бор. Я пи­шу но­вый сбор­ник рас­ска­зов. Это моё но­вое пу­те­ше­ст­вие, мои но­вые жиз­ни.

– По­мнишь зна­ме­ни­тое: «ху из ми­с­тер Пу­тин?» Ана­ло­гич­ный во­прос: «ху из ми­с­тер Гу­рь­я­нов»?

– На­де­юсь, что я не от­ве­чу на этот во­прос ещё дол­го. 


Беседу вёл Егор МОЛДАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования