Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 09.10.2009

Где потрясения ?

 «Зна­мя»: ше­де­в­ры рай­он­но­го мас­шта­ба

 

Ос­нов­ную часть сен­тябрь­ско­го но­ме­ра «Зна­ме­ни» со­став­ля­ют раз­но­го ка­че­ст­ва сти­хи и про­за. Сре­ди ав­то­ров – Ин­на Лис­нян­ская, Эр­га­ли Гер, Ма­ри­на Виш­не­вец­кая, Ан­д­рей Гри­ша­ев и дру­гие. При­чём Виш­не­вец­кая со сво­и­ми рас­ска­за­ми из цик­ла «Ве­ще­ст­вен­ные до­ка­за­тель­ст­ва» за­мет­но вы­де­ля­ет­ся на фо­не ос­таль­ных, и вы­де­ля­ет­ся да­ле­ко не в луч­шем зна­че­нии это­го сло­ва – оби­лие не­цен­зур­ной бра­ни и от­кро­вен­но ко­щун­ст­вен­ное (ви­ди­мо, по мне­нию ав­то­ра, ори­ги­наль­ное) обы­г­ры­ва­ние сло­ва «Бог» от­тал­ки­ва­ет и вы­гля­дит не­уме­ст­ным для пуб­ли­ка­ции да­же в ка­кой-ни­будь рай­он­ной га­зе­те, не го­во­ря уж про со­лид­ное из­да­ние, ка­ко­вым се­бя по­зи­ци­о­ни­ру­ет «Зна­мя». Хо­тя по­доб­ные «ше­де­в­ры» (и про­за­и­че­с­кие, и сти­хо­твор­ные) пуб­ли­ку­ют­ся в этом жур­на­ле до­воль­но ча­с­то. Сре­ди ин­те­рес­ных тек­с­тов – рас­сказ Ге­ор­гия Да­вы­до­ва «Как из­ба­вить­ся от сверч­ков», пу­те­вая про­за Ве­ни­а­ми­на Сме­хо­ва, от­рыв­ки из за­пис­ных кни­жек Кон­стан­ти­на Ван­шен­ки­на. В ру­б­ри­ке «Кни­га как по­вод» чи­та­те­лю пред­ла­га­ет­ся бе­се­да ис­то­ри­ка, жур­на­ли­с­та и пе­ре­вод­чи­ка Га­ли­ны Ак­кер­ман с ав­то­ра­ми но­вых книг о Ста­ли­не – ан­г­ли­ча­ни­ном Сай­мо­ном Мон­те­фи­о­ре и фран­цу­зом Ни­ко­лой Вер­том. Ру­б­ри­ка «Дваж­ды» зна­ко­мит с дву­мя раз­ны­ми взгля­да­ми на скан­даль­ную кни­гу Ал­лы Мар­чен­ко об Ан­не Ах­ма­то­вой, в ко­то­рой на пер­вое ме­с­то ста­вит­ся не твор­че­ст­во по­эта, а лич­ная жизнь со все­ми пи­кант­ны­ми по­дроб­но­с­тя­ми. Об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние ста­тья Сер­гея Ганд­лев­ско­го о Ба­бе­ле, на­пи­сан­ная им для так на­зы­ва­е­мо­го «аль­тер­на­тив­но­го» учеб­ни­ка по ли­те­ра­ту­ре для стар­ших клас­сов, в ко­то­ром о пи­са­те­лях про­шло­го рас­ска­зы­ва­ют со­вре­мен­ные ав­то­ры. В ру­б­ри­ке «На­блю­да­тель» со­бра­ны раз­но­об­раз­ные об­зо­ры и ре­цен­зии – на книж­ные но­вин­ки и те­а­т­раль­ные по­ста­нов­ки.

 

«Друж­ба на­ро­дов»: ни го­ря­чо ни хо­лод­но

 

Све­жий но­мер «Друж­бы на­ро­дов» от­кры­ва­ет под­бор­ка пе­ре­во­дов с ук­ра­ин­ско­го ла­у­ре­а­тов Меж­ду­на­род­но­го ли­те­ра­тур­но­го Во­ло­шин­ско­го кон­кур­са, сре­ди ко­то­рых, как мне ка­жет­ся, сле­ду­ет от­ме­тить Ва­ле­рию Бо­гу­слав­скую, пе­ре­вед­шую по од­но­му сти­хо­тво­ре­нию Ли­ны Ко­с­тен­ко и Ми­ко­лы Вин­г­ра­нов­ско­го, за не­о­быч­ную ин­то­на­цию и об­раз­ность. Сре­ди дру­гих по­эти­че­с­ких пуб­ли­ка­ций – вер­ли­б­ры ар­мян­ско­го по­эта За­хра­та, под­час удач­но за­риф­мо­ван­ные, но всё же до­воль­но стран­но­ва­тые сти­хи Юрия Ря­шен­це­ва (на­при­мер, та­кие стро­ки: «А нам сей­час хо­те­лось ох­ры, / хоть пят­ныш­ка, хоть ос­т­ров­ка!.. / Но брю­хом вверх, по­сколь­ку – дох­лы, / по не­бу плы­ли об­ла­ка») и под­бор­ка сти­хов ла­тыш­ских по­этов та­ко­го при­мер­но ка­че­ст­ва: «боль­шая урод­ли­вая аи­с­ти­ха на кры­ше / вы­си­дит де­ток / и об­кор­на­ет им ду­ши / как бо­я­рыш­ник в пар­ке / блед­ной не­мо­чью чуть свет на но­гах / в уга­ре, в за­па­ре к ве­че­ру на ро­гах / па­да­ет на­вз­ничь в свои ог­ни / бра­нит­ся, блю­ёт и плю­ёт­ся ими» (это от­ры­вок из до­воль­но боль­шо­го сти­хо­твор­но­го тек­с­та, речь в ко­то­ром идёт о го­ро­де). В раз­де­ле «Про­за» по­ме­ще­ны ма­ло­ин­те­рес­ная по­весть Ни­ко­лая Ве­рё­воч­ки­на «Ме­с­то сбо­ра при зем­ле­тря­се­нии», сен­ти­мен­таль­но-тра­ги­че­с­кий, с ин­те­ре­сом и лёг­ко­с­тью чи­та­ю­щий­ся рас­сказ Ана­то­лия Кры­ма «Пись­мо Бо­гу» – о по­сле­во­ен­ной жиз­ни од­но­го из не­мно­гих вы­жив­ших по­сле не­мец­кой ок­ку­па­ции ев­ре­ев, рас­ска­зы Сух­ба­та Аф­ла­ту­ни, Гра­чья Ма­те­во­ся­на и дру­гих. В ру­б­ри­ке «На­ция и мир» об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние очерк об Ар­ме­нии Пе­т­ра Алеш­ков­ско­го, а в раз­де­ле кри­ти­ки опуб­ли­ко­ва­ны ма­те­ри­а­лы «круг­ло­го сто­ла», про­шед­ше­го в кон­це мая в Моск­ве по по­во­ду пра­зд­но­ва­ния 70-ле­тия «Друж­бы на­ро­дов». В чис­ле за­тро­ну­тых кри­ти­ка­ми и пи­са­те­ля­ми из Рос­сии и стран СНГ про­блем – ста­тус пи­са­те­ля в об­ще­ст­ве, со­хра­не­ние еди­но­го куль­тур­но­го про­ст­ран­ст­ва, бы­то­ва­ние рус­ской ли­те­ра­ту­ры в мо­но­на­ци­о­наль­ных го­су­дар­ст­вах и ли­те­ра­тур на на­ци­о­наль­ных язы­ках – в Рос­сии, по­яв­ле­ние но­вых имён в про­зе и по­эзии и дру­гие во­про­сы, вол­ну­ю­щие со­вре­мен­ных ли­те­ра­то­ров.

 

«Ок­тябрь»: за­чем Дми­т­рий Бак рас­кру­чи­ва­ет по­сред­ст­вен­но­с­ти

 

В оче­ред­ном но­ме­ре «Ок­тя­б­ря» опуб­ли­ко­ва­ны пер­вая часть ро­ма­на Ана­то­лия Най­ма­на под на­зва­ни­ем «Гру­да, ко­лос и со­вок», рас­сказ Аса­ра Эп­пе­ля «Тёп­лый ми­азм с на­шей реч­ки» (со­дер­жа­ние рас­ска­за со­от­вет­ст­ву­ю­щее), под­бор­ка про­зы и по­эзии гру­зин­ских ав­то­ров и сти­хи Ма­рии Ва­ту­ти­ной. В раз­де­ле пуб­ли­ци­с­ти­ки и очер­ков при­вле­ка­ют вни­ма­ние эс­се Ан­д­рея Бал­ди­на «Зер­ка­ло и Алек­сандр» об Алек­сан­д­ре Пер­вом, ста­тья Ев­ге­ния Аб­дул­ла­е­ва «Фи­ло­соф – меж­ду клер­ком и кло­уном?», где ав­тор рас­суж­да­ет о ро­ли фи­ло­со­фии как на­уки и ме­с­те фи­ло­со­фа в со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве, очерк Алек­сан­д­ры До­б­рян­ской о судь­бе мос­ков­ско­го Му­зея ки­но. Хо­чет­ся осо­бо от­ме­тить ре­цен­зию Оль­ги Се­ре­б­ря­ной на две кни­ги Ки­рил­ла Ко­б­ри­на, на­пи­сан­ных в со­ав­тор­ст­ве с Оль­гой На­за­ро­вой в пер­вом слу­чае и Ан­д­ре­ем Ле­бе­де­вым во вто­ром. Лю­бо­пы­тен ре­пор­таж Али­сы Га­ни­е­вой о Пер­вом Все­мир­ном съез­де по­том­ков Пуш­ки­на ле­том это­го го­да и со­об­ще­ние Ма­рии Зе­ле­но­вой – о воз­вра­ще­нии в Моск­ву зна­ме­ни­той кол­лек­ции Фа­бер­же. Не­до­уме­ние вы­зы­ва­ет ру­б­ри­ка Дми­т­рия Ба­ка «Сто по­этов на­ча­ла сто­ле­тия». Где это, ин­те­рес­но, ав­тор хо­чет на­брать столь­ко со­вре­мен­ных рус­ско­языч­ных со­чи­ни­те­лей сти­хов, ко­то­рых не стыд­но бы­ло бы на­звать на­сто­я­щи­ми по­эта­ми? Но удив­ле­ние бы­с­т­ро про­хо­дит, ког­да на­чи­на­ешь чи­тать ма­те­ри­ал – ока­зы­ва­ет­ся, Бак аб­со­лют­но на пол­ном се­рь­ё­зе хва­лит та­ких из­ве­ст­ных ны­не (не в са­мом луч­шем ка­че­ст­ве) ав­то­ров, как Бу­ни­мо­вич и Фа­най­ло­ва (не­сколь­ко ди­ко в этом ря­ду вы­гля­дит раз­би­ра­е­мый кри­ти­ком-апо­ло­ге­том тре­тий по­эт – Олег Хлеб­ни­ков, чей уро­вень сти­хо­твор­но­го ма­с­тер­ст­ва всё же объ­ек­тив­но вы­ше, чем у вы­ше­наз­ван­ных). В оче­ред­ной раз под­тверж­да­ет­ся пе­чаль­ная ис­ти­на: в на­ше вре­мя за­ча­с­тую мощь по­эти­че­с­ко­го да­ра и гро­мо­глас­ность по­хвал пря­мо про­пор­ци­о­наль­ны рас­кру­чен­но­с­ти кон­крет­но­го ав­то­ра, а от­нюдь не его ре­аль­ным твор­че­с­ким спо­соб­но­с­тям. Что ж, очень жаль.

 

«Но­вый мир»: став­ка на ЖЗЛ

 

На стра­ни­цах это­го жур­на­ла тра­ди­ци­он­но пуб­ли­ку­ют­ся са­мые раз­ные по­эты и про­за­и­ки – от из­ве­ст­ных до на­чи­на­ю­щих. Стиль пись­ма и ка­че­ст­во тек­с­тов при этом то­же са­мые раз­но­об­раз­ные (что, впро­чем, не за­ви­сит от из­ве­ст­но­с­ти их ав­то­ров). В ны­неш­нем сен­тя­б­ре «Но­вый мир» пред­ла­га­ет сво­им чи­та­те­лям сти­хи Вла­ди­ми­ра Ган­дель­сма­на, Сан­д­жа­ра Яны­ше­ва, Вла­ди­ми­ра За­ха­ро­ва, Фа­и­ны Грим­берг и Сух­ба­та Аф­ла­ту­ни (или Ев­ге­ния Аб­дул­ла­е­ва, бо­лее из­ве­ст­но­го чи­та­ю­щей пуб­ли­ке в ка­че­ст­ве ли­те­ра­тур­но­го кри­ти­ка и эс­се­и­с­та). Из про­зы мож­но вы­де­лить по­весть Уль­я­ны Га­ма­юн «Без­молв­ная жизнь со ста­рым бо­тин­ком», а вот трип­тих Ва­ди­ма Му­рат­ха­но­ва «Три то­ва­ри­ща» сво­е­го столь уз­на­ва­е­мо­го на­зва­ния и че­рес­чур па­фос­но­го жа­н­ро­во­го оп­ре­де­ле­ния не оп­рав­ды­ва­ет – три­над­цать стра­ниц ни о чём на­вер­ня­ка ра­зо­ча­ру­ют лю­бо­го бо­лее-ме­нее на­чи­тан­но­го че­ло­ве­ка, от­крыв­ше­го жур­нал. За­то весь­ма ин­те­рес­но чи­тать от­рыв­ки из кни­ги Вла­ди­ми­ра Но­ви­ко­ва «Блок», го­то­вя­щей­ся к вы­хо­ду в се­рии «ЖЗЛ» из­да­тель­ст­ва «Мо­ло­дая гвар­дия». Фраг­мен­ты этой ра­бо­ты уже дваж­ды пе­ча­та­лись в «Но­вом ми­ре» – в про­шлом го­ду и бли­же к се­ре­ди­не го­да те­ку­ще­го; сен­тябрь­ская пуб­ли­ка­ция – оче­ред­ная пор­ция рас­ска­зов о жиз­ни и твор­че­ст­ве ве­ли­ко­го по­эта, вре­мя от вре­ме­ни раз­но­об­ра­зя­ща­я­ся слиш­ком лич­ной (и опять-та­ки па­фос­ной) оцен­кой этой са­мой жиз­ни ав­то­ром кни­ги. Од­на­ко по­ве­ст­во­ва­ние, по­жа­луй, не ста­но­вит­ся от это­го ме­нее глу­бо­ким, ум­ным и жи­вым. Го­во­ря о Бло­ке, Но­ви­ков упо­ми­на­ет и о вос­при­я­тии его твор­че­ст­ва на про­тя­же­нии все­го двад­ца­то­го ве­ка, и о со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном про­цес­се, а это очень важ­но, ког­да речь идёт о та­кой зна­чи­тель­ной фи­гу­ре. Мно­гие ны­неш­ние би­о­гра­фы (не кон­крет­но Бло­ка, а во­об­ще) па­рал­ле­лей с се­го­дняш­ним вре­ме­нем про­во­дить не удо­су­жи­ва­ют­ся.

Ещё од­на ру­б­ри­ка, пред­став­ля­ю­щая со­бой ин­те­рес для чи­та­те­ля – «Из на­сле­дия». На сей раз здесь впер­вые опуб­ли­ко­ва­на не­из­дан­ная кни­га сти­хов вид­но­го ли­те­ра­тур­но­го де­я­те­ля Се­ре­б­ря­но­го ве­ка Пе­т­ра По­тём­ки­на «Па­риж» (пуб­ли­ка­ция, под­го­тов­ка тек­с­та, всту­пи­тель­ная за­мет­ка и при­ме­ча­ния Но­ры Букс и Иго­ря Ло­щи­ло­ва). Сти­хи весь­ма не­за­тей­ли­вые, но очень хо­ро­шо пе­ре­да­ют ат­мо­сфе­ру опи­сы­ва­е­мо­го го­ро­да, а не­ко­то­рые из них при всей ка­жу­щей­ся про­сто­те по­ра­жа­ют яс­но­с­тью и не­о­бык­но­вен­ной ли­ри­че­с­кой си­лой: «Сно­ва гре­зишь, по-преж­не­му го­ришь, / Хоть и не быть бес­плод­ной смо­ков­ни­це / пыш­ной чи­на­рою. / Но­виз­ны ещё нет в по­ми­не, / Хо­тя не­ту и ста­ро­сти / В том, что бро­ше­но… / И силь­нее пле­ня­ет, вдвой­не, / Всё, что серд­цем в злой яро­с­ти / Бы­ло ско­ше­но. / Он в но­вой люб­ви есть все­гда, / При­вкус ста­ро­го, на­до­ев­ше­го / И бе­зы­с­ход­но­го! / Так и в те­бе, мой го­род-звез­да, / Слиш­ком мно­го пе­ре­го­рев­ше­го, / Но все­гда пре­вос­ход­но­го». В от­де­ле ре­цен­зий и об­зо­ров раз­би­ра­ют­ся кни­ги Алек­сан­д­ра Ге­ни­са, Ильи Бо­я­шо­ва (ре­цен­зен­ты – Сер­гей Ко­с­тыр­ко и Ки­рилл Глик­ман со­от­вет­ст­вен­но) и дру­гих, так­же вы­де­ля­ют­ся «Книж­ная пол­ка», по­до­б­ран­ная Пав­лом Крюч­ко­вым, и «Ху­до­же­ст­вен­ный днев­ник» Дми­т­рия Ба­виль­ско­го.

 

«Си­бир­ские ог­ни»: жут­кий про­вин­ци­а­лизм

 

Не­смо­т­ря на своё при­сут­ст­вие в «Жур­наль­ном за­ле», из­да­ние «Си­бир­ские ог­ни» не очень хо­ро­шо из­ве­ст­но ны­неш­не­му чи­та­те­лю. Меж­ду тем в мар­те это­го го­да жур­на­лу ис­пол­ни­лось аж 87 лет. За это вре­мя здесь пуб­ли­ко­ва­лись про­из­ве­де­ния Ас­та­фь­е­ва, Рас­пу­ти­на, Шук­ши­на и дру­гих из­ве­ст­ных пи­са­те­лей. Се­го­дня на стра­ни­цах из­да­ния пред­став­ле­ны со­вре­мен­ные ав­то­ры из раз­лич­ных си­бир­ских го­ро­дов. Сре­ди них – Алек­сандр Мед­ве­дев, Ста­ни­слав Ми­на­ков, Сер­гей Куз­не­чи­хин, Ар­мен Зу­ра­бов и дру­гие. Вот сти­хи вы­ше­упо­мя­ну­то­го Ста­ни­сла­ва Ми­на­ко­ва: «Ше­ле­с­те­ла тра­ва, ше­ле­с­те­ла тра­ва, / Ше­ле­с­те­ла тра­ва, ше­ле­с­те­ла тра­ва. / И над тою, ис­сох­шей, тра­вой-му­ра­вой / Свет Не­ви­дан­ный встал за­ре­вой, ми­ро­вой. / И на чёр­ный за­лив, и на скаль­ный раз­лом, / И на­прас­ный на­род, про­жи­ва­ю­щий злом, / На хмель­ные дво­ры про­зя­ба­ю­щих сёл / Этот Свет, этот Свет, сни­зо­шед, сни­зо­шёл». Та­ко­го ро­да «по­эзия» со­став­ля­ет це­лый раз­дел в жур­на­ле, с про­зой то­же де­ла об­сто­ят не­важ­но, хо­тя на фо­не этой не­вня­ти­цы рас­сказ Оле­га Бе­ло­ме­ст­ных «Дру­гой» вы­гля­дит бо­лее-ме­нее при­лич­но. В раз­де­ле кри­ти­ки и ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния с ин­те­ре­сом чи­та­ет­ся ис­сле­до­ва­тель­ская ра­бо­та Нел­ли Но­во­сё­ло­вой о фоль­к­ло­ре (в ча­ст­но­с­ти, о на­род­ной пес­не) ени­сей­ских ка­за­ков. Ро­ле­ну Рот­ма­ну, ав­то­ру ро­ма­на «По­лу­кров­ки», гла­вы из ко­то­ро­го опуб­ли­ко­ва­ны в этом же но­ме­ре из­да­ния, по­свя­ще­на об­шир­ная кри­ти­че­с­кая ста­тья Алек­сея Гор­ше­ни­на. В це­лом же «Си­бир­ские ог­ни», как и мно­гие дру­гие со­вре­мен­ные про­вин­ци­аль­ные жур­на­лы и га­зе­ты, силь­но­го впе­чат­ле­ния не про­из­во­дит – до Шук­ши­на и Ас­та­фь­е­ва ны­неш­ним ав­то­рам да­ле­ко.


Екатерина РАТНИКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования