Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 09.10.2009

На обочине сетевого поля

 Ящи­ки из-под ба­на­нов

 

Од­но вре­мя в на­шей сель­ской биб­ли­о­те­ке сто­я­ло не­сколь­ко боль­ших кар­тон­ных ящи­ков, до­вер­ху на­пол­нен­ных ста­ры­ми кни­га­ми – их при­но­си­ли чи­та­те­ли из до­ма, скла­ды­ва­ли в эти ящи­ки. Ведь кни­га та­кая вещь: её и вы­бро­сить жаль, и де­вать не­ку­да – она дав­но про­чи­та­на, ме­ша­ет­ся в до­ме, со­би­ра­ет пыль… Вот и не­сли не­ко­то­рые чи­та­те­ли ста­рые фо­ли­ан­ты в ящи­ки. Про­ща­лись с не­ког­да кни­га­ми, взды­ха­ли.

…По­ко­пав­шись в ящи­ках, я уви­дел не­сколь­ко «Эм­ма­ну­э­лей», из­дан­ных в раз­ные го­ды и в раз­ных го­ро­дах, де­сят­ка два дам­ских ро­ма­нов, мно­же­ст­во де­тек­ти­вов, че­ты­ре кни­ги «Три муш­ке­тё­ра», па­роч­ку книг «Ко­ро­ле­ва Мар­го»…

Бы­ла и рус­ская клас­си­ка. Увы, эти кни­ги то­же ста­ли в не­ко­то­рых до­мах лиш­ни­ми. Хо­ро­шо, что хоть на по­мой­ку не вы­бро­си­ли, а при­нес­ли в эти «ма­ку­ла­тур­ные» ящи­ки…

Воз­мож­но, её по­том за­бра­ли, рус­ская клас­си­ка в ос­нов­ном бы­ла до­б­рот­но из­да­на: од­но­том­ни­ки, двух­том­ни­ки и т.д.

А ещё мно­же­ст­во де­тек­ти­вов и фэн­те­зи не­дав­них лет – эти кни­ги то­же, ви­ди­мо, ус­та­ре­ли, при­чём стре­ми­тель­но по срав­не­нию с клас­си­кой.

 

Ста­рость на­уч­ной фан­та­с­ти­ки

 

Я то­же, поль­зу­ясь мо­мен­том, на­та­с­кал из до­ма в эти ящи­ки мно­го раз­ных книг, сам же взял пе­ре­чи­тать аме­ри­кан­ский сбор­ник фан­та­с­ти­ки.

Про­бе­жав на­ско­ро два-три рас­ска­за, при­нёс кни­гу об­рат­но в ящик. Увы, чу­дес­ная фан­та­с­ти­ка 60-х, на ко­то­рой вос­пи­ты­ва­лось моё по­ко­ле­ние, на­всег­да уш­ла от ме­ня. Рас­ска­зы о Мар­се и за­бав­ных уро­дах с дру­гих пла­нет ка­за­лись те­перь на­ив­ны­ми, да и со­вре­мен­ная тех­ни­ка за­ча­с­тую пре­вос­хо­дит вы­мыс­лы фан­та­с­тов про­шло­го по­ко­ле­ния.

 

Кни­га бы­ла чле­ном се­мьи

 

Кни­га пе­ре­ста­ла быть да­же ча­с­тью ин­те­рь­е­ра ком­на­ты – как то бы­ло в эпо­ху крат­ко­вре­мен­но­го де­фи­ци­та да­же не книг, но со­бра­ний со­чи­не­ний раз­лич­ных клас­си­ков в раз­но­цвет­ных об­лож­ках. На ко­реш­ке каж­до­го то­ма сто­ял зо­ло­чё­ный но­мер.

Од­на­ко кни­ги до­ка­за­ли свою не­воз­мож­ность быть про­сто ук­ра­ше­ни­ем, у них иное пред­наз­на­че­ние – вос­пи­ты­вать ду­ши лю­дей.

Мне все­гда бы­ло поч­ти без­раз­лич­но, ка­кие у мо­ей кни­ги об­лож­ки – кар­тон­ные или бу­маж­ные. Де­шё­вая кни­га бы­ла до­сти­же­ни­ем со­ци­а­лиз­ма, её при же­ла­нии мож­но бы­ло при­об­ре­с­ти за ко­пей­ки. В мо­ло­до­с­ти я про­чёл мно­го раз­ных де­шё­вых и за­ме­ча­тель­ных книг.

По­ход в книж­ный ма­га­зин все­гда пред­став­лял со­бой ма­лень­кое пу­те­ше­ст­вие, поч­ти ло­те­рею – вдруг най­ду кни­гу, ко­то­рую дав­но меч­тал про­честь? А как ра­до­вал­ся, ког­да на­хо­дил све­жее, пусть и де­шё­вое, из­да­ние!

Те­перь во мно­гих квар­ти­рах дру­гая про­бле­ма: кни­ги, ока­зы­ва­ет­ся, за­ни­ма­ют мно­го ме­с­та, они до­воль­но тя­жё­лые, от книг по­сте­пен­но про­гну­лись пол­ки ста­рых сер­ван­тов.

Не­ко­то­рые быв­шие чи­та­те­ли (сей­час мно­гим чи­тать, а тем бо­лее пе­ре­чи­ты­вать по­лю­бив­ши­е­ся кни­ги про­сто не­ког­да) из­бав­ля­ют­ся от ста­рых «дру­зей» сов­сем про­сто – от­но­сят их в му­сор­ные ба­ки.

А ведь ещё с де­ся­ток лет боль­шин­ст­во вы­бро­шен­ных на по­мой­ку книг счи­та­лись де­фи­ци­том. Их за­ка­зы­ва­ли про­дав­цам, по­ку­па­ли втри­до­ро­га у книж­ных спе­ку­лян­тов.

 

Сказ­ка о по­те­рян­ной гру­с­ти

 

Да, она бы­ла, она ца­ри­ла… Как бы её там ни на­звать – «со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кая» или «де­ка­дент­ская», грусть Бу­ни­на, Ка­за­ко­ва, со­вет­ских ли­ри­че­с­ких пе­сен. И вот она ис­чез­ла. Ку­да де­лась во­ис­ти­ну ли­ри­че­с­кая грусть – не­по­нят­но.

Хо­чет­ся, что­бы кто-то вла­ст­ный, уве­рен­но стро­я­щий но­вую жизнь, вер­нул нам преж­ние че­ло­ве­че­с­кие чув­ст­ва: ощу­ще­ние то­с­ки по крат­ко­сти жиз­ни, по не­сбыв­шей­ся люб­ви, грусть от раз­лу­ки с близ­ки­ми.

А в зре­лом воз­ра­с­те при­хо­дит ощу­ще­ние не­воз­мож­но­с­ти пол­но­стью ре­а­ли­зо­вать се­бя в этом ми­ре.

Со­вет­ский мо­ло­дой че­ло­век то­мил­ся раз­но­об­раз­ны­ми чув­ст­ва­ми, ко­то­рым и сам по­рой не мог дать на­зва­ния, он слу­шал пес­ни о люб­ви, меч­тал на за­ка­те, под­жи­дая свою скром­но оде­тую де­вуш­ку.

Тог­да бы­ло имен­но время для гру­с­ти люб­ви. Вре­мя ощу­ще­ния все­об­ще­го не­от­вра­ти­мо­го сча­с­тья на фо­не об­щей скром­ной жиз­ни.

Сей­час ду­ши мно­гих лю­дей це­ли­ком от­да­ны де­лам, биз­нес-пла­нам, про­ек­там и во­об­ще до­бы­че де­нег: гру­с­тить че­ло­ве­ку не­ког­да, ра­до­вать­ся то­же ча­ще все­го не­че­му. Со­хра­ня­ет­ся сред­нее со­сто­я­ние со­сре­до­то­чен­но­с­ти, ра­бо­че­го на­ст­роя. Кри­зис ли­шил не­ко­то­рых и ощу­ще­ния ста­биль­но­с­ти, у без­ра­бот­ных по­яв­ля­ет­ся сво­бод­ное вре­мя... Уж не для чте­ния ли его пре­до­став­ля­ет в оче­ред­ной раз судь­ба?

Но уже не вер­нуть сказ­ку о по­те­рян­ной гру­с­ти, о ли­ри­че­с­ком чув­ст­ве со­вет­ско­го че­ло­ве­ка, вы­рос­ше­го на сти­хах ше­с­ти­де­сят­ни­ков, ког­да в каж­дом сти­хо­тво­ре­нии о люб­ви и о при­ро­де ви­де­лось не­что сверх­че­ло­ве­че­с­кое, ра­зум­ное, ко­с­ми­че­с­кое.

 

Сеть – спа­си­тель­ни­ца?

 

Сеть, да­же в сво­ём не­из­ме­ри­мом объ­ё­ме, не бо­лее как ин­ст­ру­мент, с по­мо­щью ко­то­ро­го её поль­зо­ва­те­ли вос­соз­да­ют соб­ст­вен­ное ощу­ще­ние ми­ра.

С её по­мо­щью мно­гие поль­зо­ва­те­ли пы­та­ют­ся до­брать­ся до са­мо­го та­ин­ст­вен­но­го, что су­ще­ст­ву­ет в ми­ре. Пы­та­ясь бы­с­т­ро до­стиг­нуть все­го и вся, се­те­вой ав­тор то­ро­пит­ся, не­воль­но «рас­те­ка­хо­ся мыс­лию» ес­ли не «по дре­ву», то по бес­чис­лен­ным сай­там. «Дре­во» Се­ти раз­ве­си­с­тое, как клюк­ва, ве­ток и ве­то­чек в Се­ти не­ме­рен­ное мно­же­ст­во.

Од­на­ко се­го­дняш­ний мир всё-та­ки дви­жут впе­рёд не про­грам­ми­с­ты, хо­тя они и за­да­ют тон мно­гим из­ме­не­ни­ям, а, как и преж­де, не­ви­ди­мые те­че­ния на­род­но­го ду­ха, ко­то­рый дей­ст­ву­ет и в Се­ти – в ней так­же воз­ни­ка­ет об­лик масс, те­перь уже не «бун­ту­ю­щих», а про­сто са­мо­вы­ра­жа­ю­щих­ся.

Сеть по­ка, ви­ди­мо, ещё не пре­тен­ду­ет на ин­ст­ру­мент той или иной иде­о­ло­гии, хо­тя ча­с­то опе­ре­жа­ет бу­маж­ные из­да­ния по опе­ра­тив­но­с­ти и за­ди­ри­с­то­с­ти.

Од­но лишь ощу­ще­ние, что текст, ко­то­рый ты толь­ко что на­пи­сал, мо­жет спу­с­тя час сде­лать­ся до­ступ­ным мно­гим чи­та­те­лям, в пер­вый миг вол­ну­ет и ок­ры­ля­ет. По­том ду­ма­ешь: «Да кто же там ме­ня бу­дет чи­тать?»

По­ка что глав­ное пре­иму­ще­ст­во Се­ти пе­ред дру­ги­ми СМИ – это от­сут­ст­вие цен­зу­ры.

Сеть – не­из­ве­дан­ный оке­ан, на кар­те ко­то­ро­го лишь на­ме­че­ны кон­ту­ры бу­ду­щих ду­хов­ных ма­те­ри­ков. В ней по­ка ещё мно­го му­со­ра, гра­фо­ман­ских ра­бот, ни­чтож­ных кар­ти­нок, не­ле­пых фраз, свал­ка ус­та­рев­ших ста­тей и за­ме­ток, «мно­го­зна­чи­тель­ные» ро­ма­ны, ва­ля­ю­щи­е­ся в вир­ту­аль­ных «му­сор­ных ящи­ках»... Кто их про­чёл? Ка­кая па­мять о них ос­та­лась?

У эле­к­трон­но­го ав­то­ра нет ощу­ще­ния ле­то­пис­ца, ко­то­рое все­гда по­до­гре­ва­ет из­ну­т­ри «бу­маж­но­го» ав­то­ра.

Не ме­нее за­га­доч­на тай­на и смысл эле­к­трон­ных пи­сем, ко­то­рые поч­ти пол­но­стью за­ме­ни­ли «бу­маж­ный» эпи­сто­ляр­ный жанр. Но эле­к­трон­ные пись­ма слиш­ком де­ло­ви­ты, ли­ше­ны ду­шев­но­го теп­ла, в них нет по­чер­ка, со­зда­ю­ще­го осо­бую ат­мо­сфе­ру это­го жа­н­ра…

Всё со­тво­рён­ное в Се­ти ра­но или по­зд­но ухо­дит в чер­но­ту по­гас­ше­го эк­ра­на. В то же вре­мя бу­маж­ные тек­с­ты су­ще­ст­ву­ют как бы са­ми по се­бе, от­дель­но от тех­ни­ки, они «не го­рят», не сти­ра­ют­ся, их «не вы­ру­бишь то­по­ром».

 

Мёрт­вый гля­нец об­лож­ки

 

Иду к пол­ке со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры: те же дам­ские ро­ма­ны, толь­ко бо­лее све­же­го раз­ли­ва, те же де­тек­ти­вы... Ху­до­же­ст­вен­ной про­зы поч­ти нет. Ку­да де­нут­ся эти кни­ги с глян­це­вы­ми об­лож­ка­ми по­сле то­го, как их про­чтут на­ши чи­та­тель­ни­цы?

Да, эти ро­ма­ны бу­дут жить до по­ры до вре­ме­ни, по­ка не ля­гут в «брат­ские мо­ги­лы» ма­ку­ла­тур­ных ящи­ков, уже не раз­де­лён­ные ни жа­н­ра­ми, ни спе­ци­фи­кой, ни по­ли­гра­фи­че­с­ким ис­пол­не­ни­ем.

Те­перь в на­шей биб­ли­о­те­ке ящи­ков со ста­ры­ми кни­га­ми нет, их уб­ра­ли, они ме­ша­ли, пор­ти­ли вид. Ос­та­лась сте­риль­ная чи­с­то­та по­ме­ще­ния, цве­ты в кад­ках. Вез­де гля­нец – на ли­но­ле­у­ме, на сте­нах, на жур­наль­ных и книж­ных пол­ках, где сто­ят но­вые «жи­вые тру­пы» – де­тек­ти­вы, жен­ские ро­ма­ны, фэн­те­зи. По­сле ко­рот­кой жиз­ни им пря­мая до­ро­га в му­сор­ный ящик.

По ве­че­рам в до­мах го­рят эк­ра­ны мо­ни­то­ров, мно­же­ст­во лю­дей с вол­не­ни­ем вчи­ты­ва­ют­ся в но­вые тек­с­ты. Все мы че­го-то ждём, ищем, ма­ши­наль­но щёл­кая по кла­ви­а­ту­ре...


Александр ТИТОВ,
с. КРАСНОЕ,
Липецкая обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования