Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 09.10.2009

У меня двенадцать подмастерьев

 Искусство Николая Никогосяна, выдающегося скульптора, лауреата Государственной премии –  одно из интереснейших и значительных в России. Он родился в 1918 году в армянском селе Шабрад, но почти всю жизнь прожил в Москве. Ученик Александра Терентьевича Матвеева. Известен своими многочисленными скульптурными портретами деятелей армянской и российской культуры: Евгения Симонова, Тамары Макаровой, Майи Плисецкой… Его творчеству заслуженно приписывают сочетание живописности лепки с обобщённостью формы. «Я всегда боготворил скульптуру греческой архаики и воспринимал её как выражение извечных свойств живой природы.

В этом она остаётся вечно современной», – признаётся мастер.

 

Николай НИКОГОСЯН
Николай НИКОГОСЯН

– Вам нра­вит­ся, как сей­час ра­бо­та­ют мо­ло­дые ху­дож­ни­ки?

– Ча­с­то нет. Их ис­пор­ти­ло но­вое ис­кус­ст­во. Мне ка­жет­ся, что оно долж­но быть ре­зуль­та­том боль­шо­го тру­да, а ра­бо­тать на­до всю жизнь. Ху­же все­го, что га­ле­рей­щи­ки ещё и ку­пят пло­хую кар­ти­ну, а ис­кус­ст­во­вед про неё что-то на­пи­шет, и вот – имя есть. Но с дру­гой сто­ро­ны, мож­но про­ра­бо­тать всю жизнь, но ни­че­го не най­ти. Как Паб­ло Пи­кас­со го­во­рил: «Они ищут, а я на­хо­жу».

– Ни­ко­лай Ба­г­ра­то­вич, мо­ло­дые ещё счи­та­ют, что еже­днев­ные шту­дии не нуж­ны, ри­со­вать не хо­тят….

– Ну-ка, при­не­си мой аль­бом, у зер­ка­ла ле­жит… Ког­да на­ри­со­ва­но?

– Се­го­дня ут­ром.

– А это?

– Вче­ра. И вот ещё ри­сун­ки вче­раш­ние… У вас нет ни од­но­го дня без ка­ран­да­ша и ки­с­ти?

– Ни од­но­го. Вот ак­ва­рель: в мо­ей ма­с­тер­ской ра­бо­та­ет уче­ни­ца, а я в это вре­мя ри­сую её…

– Ни­ко­лай Ба­г­ра­то­вич, в по­след­ние го­ды вы за­ни­ма­е­тесь жи­во­пи­сью. Ска­жи­те, вам снит­ся ка­мень, как вы к не­му при­ка­са­е­тесь, про­сту­ки­ва­е­те?

– Ко­неч­но. Сей­час я ду­маю, что по-на­сто­я­ще­му по­ни­маю ду­шу кам­ня, толь­ко сил на не­го нет. Я очень ску­чаю по этой ра­бо­те, хо­тя она бы­ла тя­жё­лой. Шут­ка ли ска­зать, при­хо­ди­лось ру­бить по де­вять ча­сов в день. Но я не раз при­зна­вал­ся, что ка­мень – это моя сти­хия. Ведь я ро­дил­ся в Ар­ме­нии, в ка­мен­ной стра­не. Каж­дый ма­с­тер дол­жен со­зда­вать ещё и свой язык. Не­до­пу­с­ти­мо, что­бы моя скульп­ту­ра бы­ла по­хо­жа на ра­бо­ту ко­го-то дру­го­го. Ведь мы тво­рим толь­ко из люб­ви. А лю­бовь у каж­до­го своя, не­по­хо­жая, не­по­вто­ри­мая. Ис­кус­ст­во – это как лю­бовь. Ведь от­да­вать кам­не­тё­су то, что ты мо­жешь сде­лать сво­и­ми ру­ка­ми, очень боль­но. Это как в жиз­ни: ты лю­бишь жен­щи­ну, уха­жи­ва­ешь за ней, а по­том при­хо­дит дру­гой муж­чи­на и за­би­ра­ет её.

– Но ведь ва­ши скульп­ту­ры, ук­ра­ша­ю­щие фа­сад пра­ви­тель­ст­вен­но­го двор­ца в Вар­ша­ве и зна­ме­ни­той вы­сот­ки на Ку­д­рин­ской пло­ща­ди в Моск­ве, бы­ли об­ра­бо­та­ны имен­но кам­не­тё­са­ми…

– Я тог­да ра­бо­тал как ди­ри­жёр! У ме­ня бы­ло две­над­цать под­ма­с­те­рь­ев. Я по­сто­ян­но на­хо­дил­ся ря­дом и го­во­рил, где уб­рать, как об­то­чить. Ко­неч­но, ког­да есть за­каз на две­над­цать скульп­тур, и его нуж­но вы­пол­нить за два го­да, скульп­тор не мо­жет сде­лать всё это соб­ст­вен­но­руч­но. Дру­гое де­ло, ког­да речь идёт о един­ст­вен­ной, уни­каль­ной скульп­ту­ре….

– Та­кой, как гра­нит­ная тру­же­ни­ца Ара­рат­ской до­ли­ны или из­ве­ст­ная на всю Моск­ву скульп­ту­ра Мов­се­са Хо­ре­на­ци?

– Да. Ког­да скульп­тор вы­став­ля­ет свою ра­бо­ту, вид­но сра­зу: де­лал он её сам или нет. Ка­мень тре­бу­ет ог­ром­ных ду­шев­ных и фи­зи­че­с­ких за­трат. Мож­но срав­нить и с жен­щи­ной, ро­жа­ю­щей ре­бён­ка. Но это не зна­чит, что я за то, что из брон­зы нуж­но от­ли­вать по пять ста­туй в год. Я не мо­гу се­бе это да­же пред­ста­вить! Мно­гие мои из­ве­ст­ные ра­бо­ты, та­кие как па­мят­ник пи­са­те­лю и фи­ло­со­фу Ми­ка­э­лу Нал­бан­дя­ну, я со­зда­вал око­ло де­ся­ти лет.

– На­вер­ное, по­это­му он са­мый лю­би­мый ере­ван­ца­ми….

– В Ар­ме­нии есть ма­с­те­ра, ко­то­рых я ува­жаю и бес­ко­неч­но люб­лю. Я с дет­ст­ва дру­жу с Ха­ча­ту­ром Ис­кан­да­ря­ном, он на пять лет ме­ня млад­ше. Со­зда­ёт ма­лень­кие те­ма­ти­че­с­кие этю­ды, они не по­тря­са­ют сво­им мо­ну­мен­таль­ным ве­ли­чи­ем. Ис­кан­да­рян как бы скры­ва­ет­ся за сво­им тво­ре­ни­ем. Он на­блю­да­ет на­род­ные обы­чаи и уме­ет пре­тво­рить уви­ден­ное в скульп­ту­ре, со­здать ху­до­же­ст­вен­ные цен­но­с­ти. Од­на из его лю­би­мых тем – ста­рый Ере­ван: он с удо­воль­ст­ви­ем ле­пит влюб­лён­ных, еду­щих на те­леж­ке, улич­ных му­зы­кан­тов… Его ис­кус­ст­во не­на­ду­ман­ное, объ­ек­тив­ное, на­род­ное, хо­тя он по­че­му-то до сих пор не име­ет зва­ния на­род­но­го ху­дож­ни­ка Ар­ме­нии.

У по­эта Морд­ви­но­ва есть за­ме­ча­тель­ное сти­хо­тво­ре­ние про во­ду. Он пи­шет о чи­с­той, про­зрач­ной во­де, где ви­ден каж­дый ка­му­шек, но где зе­ле­ни нет и жиз­ни нет. Ес­ли ты ко­го-то лю­бишь, де­лай так, что­бы лю­ди это чув­ст­во­ва­ли, не будь мёрт­вой во­дой.  


Беседовала Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования