Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 09.10.2009

Три в одном – это очень круто

 В Коктебеле состоялся VII Международный литературный фестиваль имени М.А. Волошина. Мы задали его участникам несколько вопросов:

 

1. Что вам больше всего запомнилось на VII Волошинском фестивале?

2. Чем, на ваш взгляд, Волошинский фестиваль отличается от множества других литературных фестивалей?

3. Что хотелось бы пожелать Волошинскому фестивалю – какие проекты в рамках фестиваля продолжать, что можете предложить нового, каких авторов хотелось бы видеть на фестивале?

 


Оль­га ЕР­МО­ЛА­Е­ВА,

зав. от­де­лом по­эзии жур­на­ла «Зна­мя»

 

1. Гро­мад­ный при­ток са­мо­го раз­но­об­раз­но­го та­лант­ли­во­го на­ро­ду. Ощу­ще­ние се­рь­ёз­но­с­ти про­ис­хо­дя­ще­го, важ­но­с­ти этих чте­ний, ма­с­тер-клас­сов, по­лу­ча­е­мых на­град – для всех без ис­клю­че­ния... Это хо­ро­ший при­знак, – зна­чит, всё вос­при­ни­ма­ет­ся так, как и за­ду­мы­ва­лось, на­ра­с­ти­лась не­об­хо­ди­мая ау­ра...

2. Веч­ным и без­бреж­ным ощу­ще­ни­ем пра­зд­ни­ка, род­ст­вом вся и всех, со­вер­шен­но не­о­фи­ци­аль­ны­ми ме­ро­при­я­ти­я­ми, и – ди­кой, ка­кой-то дет­ской то­с­кой при рас­ста­ва­нии с дра­го­цен­ным Кок­те­бе­лем – слов­но мы уда­ля­ем­ся из не­го на дру­гую пла­не­ту!..

3. Хо­те­лось бы ви­деть Оле­га Чу­хон­це­ва, Сер­гея Ганд­лев­ско­го, Ми­ха­и­ла Ква­д­ра­то­ва, Кон­стан­ти­на Ру­па­со­ва, Оль­гу Ро­ди­о­но­ву, жи­ву­щую за оке­а­ном, Ка­тю Гор­бов­скую, жи­ву­щую в Лон­до­не... Сер­гея Круг­ло­ва из Ми­ну­син­ска!


Ми­ро­сла­ва МЕТ­ЛЯ­Е­ВА,

по­эт, Ки­ши­нёв

 

1. Не бу­ду ори­ги­наль­ной, ес­ли ска­жу, что за­бо­ле­ла Во­ло­шин­ским фе­с­ти­ва­лем на­всег­да.

За­пом­ни­лось всё: и об­щая твор­че­с­кая ат­мо­сфе­ра, и ма­с­тер-клас­сы, и пре­зен­та­ции книг и жур­на­лов, и кон­кур­сы по­эзии и ко­рот­кой про­зы, и жиз­не­ра­до­ст­ность всей пи­шу­щей бра­тии и т.д., и ог­ром­ная ра­бо­та Во­ло­шин­ско­го му­зея вме­с­те с Ан­д­ре­ем Ко­ро­ви­ным.

2. А от­ли­ча­ет­ся Во­ло­шин­ский фе­с­ти­валь от­сут­ст­ви­ем фор­ма­лиз­ма и офи­ци­о­за: и ве­ли­кие, и на­чи­на­ю­щие чув­ст­ву­ют се­бя здесь как ры­ба в во­де. Кто хо­чет глот­ка на­сто­я­щей сво­бо­ды, а не её сур­ро­га­та, при­ез­жай в Кок­те­бель!

3. На бу­ду­щее: ос­та­ви­ла бы все про­ек­ты, а «Дет­ский день» сде­ла­ла бы бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ным. Се­бе же­лаю сно­ва при­нять уча­с­тие в фе­с­ти­ва­ле. А для уве­се­ле­ния и бо­лее глу­бо­ко­го ис­сле­до­ва­ния «фе­но­ме­на» вклю­чить в про­грам­му «День гра­фо­ма­на» (или хо­тя бы ве­чер).


Та­ть­я­на АЛ­ФЁ­РО­ВА,

по­эт, Санкт-Пе­тер­бург

 

1. Из офи­ци­аль­но­го – сов­ме­ст­ное вы­ступ­ле­ние по­этов с му­зы­кан­та­ми. Из не­о­фи­ци­аль­но­го – по­си­дел­ки с Ка­ба­но­вым и Ос­ту­ди­ным.

2. Ме­с­том про­ве­де­ния, са­мо со­бой – и со­от­вет­ст­вен­но воз­мож­но­с­тью об­ще­ния лю­бо­го чис­ла по­этов, сво­бод­но пе­ре­ме­ща­ю­щих­ся по бе­ре­гу мо­ря, а не по­си­дел­ка­ми 12-15-ти при­выч­ных лиц, на­бив­ших­ся в гос­ти­нич­ный но­мер или ка­фе.

3. Хо­ро­шо бы пред­ста­вить раз­ные лит­про­ек­ты – до­пу­с­тим, мос­ков­ские «По­лю­са» и ещё не­сколь­ко из дру­гих го­ро­дов. Про удач­ный ва­ри­ант с джа­зом уже на­пи­са­ла в п. 1. Ес­ли в иде­а­ле – про­сто но­вых, ма­ло­зна­ко­мых ав­то­ров; что­бы «Ива­нов» не вы­сту­пал пять дней под­ряд с не­боль­шим пе­ре­ры­вом.

А в це­лом фе­с­ти­валь ос­тав­ля­ет ощу­ще­ние пра­зд­ни­ка и не­ча­ян­ной сво­бо­ды.


Ле­о­нид БАХ­НОВ,

зав. от­де­лом про­зы жур­на­ла «Друж­ба на­ро­дов»

 

1. По­сколь­ку по­след­ний раз в Кок­те­бе­ле я был в 95-м го­ду, а пред­по­след­ний – в 79-м, а до то­го бы­вал до­воль­но ча­с­то, то бо­лее все­го мне за­пом­ни­лось то об­сто­я­тель­ст­во, что Дом Во­ло­ши­на, зна­ко­мый мне с дет­ст­ва, я в но­вом тор­го­во-ку­ша­тель­ном ан­ту­ра­же су­мел оты­с­кать не сра­зу.

За­пом­ни­лось и то, что – во вся­ком слу­чае, на вре­мя фе­с­ти­ва­ля – этот вро­де бы за­те­ряв­ший­ся сре­ди раз­но­об­раз­ной «по­псы» Дом стал од­ним из са­мых по­се­ща­е­мых ку­рорт­ной пуб­ли­кой мест Кок­те­бе­ля.

2. Во­ло­шин­ский фе­с­ти­валь, соб­ст­вен­но, со­сто­ял из трёх «ме­ро­при­я­тий». Од­но из них – сам фе­с­ти­валь – вы­ступ­ле­ния по­этов, про­за­и­ков, из­да­те­лей и т.п. Вто­рое – Во­ло­шин­ский ли­те­ра­тур­ный кон­курс: с жю­ри, ре­ша­ю­щим, ко­му стать по­бе­ди­те­ля­ми в этом кон­кур­се, с пред­ва­ри­тель­ным чте­ни­ем ру­ко­пи­сей и об­суж­де­ни­ем кан­ди­да­тур. И, на­ко­нец, тре­тье – ма­с­тер-клас­сы или, го­во­ря про­ще, твор­че­с­кие се­ми­на­ры по про­зе, по­эзии, кри­ти­ке, дет­ской ли­те­ра­ту­ре.

Три в од­ном – это не про­сто кру­то, а очень кру­то! При этом ме­ня как пред­се­да­те­ля жю­ри по про­зе при­ят­но уди­вил в об­щем-то весь­ма вы­со­кий уро­вень тек­с­тов, при­слан­ных на кон­курс, от­че­го и по­бе­ди­те­лей бы­ло вы­брать очень труд­но. Как ру­ко­во­ди­те­ля ма­с­тер-клас­са – то, что раз­го­вор с са­мо­го на­ча­ла по­шёл то­же на уров­не. А как уча­ст­ни­ка фе­с­ти­ва­ля – та теп­ло­та, с ко­то­рой ор­га­ни­за­то­ры от­но­си­лись бук­валь­но к каж­до­му из нас. И, ра­зу­ме­ет­ся, их изо­б­ре­та­тель­ность и жи­вой от­клик на на­ши ини­ци­а­ти­вы – но­вые кон­кур­сы, как, на­при­мер, кон­курс ко­рот­кой про­зы, рож­да­лись пря­мо на гла­зах.

3. Во­ло­шин­ский фе­с­ти­валь – вид­но не­во­ору­жён­ным гла­зом – де­ло жи­вое и раз­ви­ва­ю­ще­е­ся. Как раз во вре­мя на­ше­го фе­с­ти­ва­ля на­чал­ся фе­с­ти­валь джа­за. Бы­ло ре­ше­но объ­е­ди­нить чте­ние сти­хов с джа­зом. Экс­пе­ри­мент удал­ся. А по­сколь­ку ли­те­ра­ту­ра (не толь­ко по­эзия) и джаз име­ют очень глу­бо­кие об­щие кор­ни, я на­де­юсь, что экс­пе­ри­мент бу­дет иметь про­дол­же­ние. И ещё – хо­те­лось бы ви­деть сре­ди уча­ст­ни­ков фе­с­ти­ва­ля, или хо­тя бы кон­кур­са, боль­ше пи­са­те­лей из ре­с­пуб­лик быв­ше­го СССР. И не­ко­то­рые ша­ги в этом на­прав­ле­нии, как я знаю, уже де­ла­ют­ся.


Ан­на МА­ТА­СО­ВА,

по­эт, Пит­кя­ран­та, Ка­ре­лия

 

1. За­пом­ни­лось штор­мо­вое мо­ре и по­эты, по­ющие хо­ром на бе­ре­гу. Ещё от­кры­тие фе­с­ти­ва­ля «Ку­ри­ный Бог» в гро­зу, тро­па на мыс Ха­ме­ле­он, по­ис­ки со­кро­вищ на «дет­ском дне».

2. В Во­ло­шин­ском фестивале при­ни­ма­ют уча­с­тие не толь­ко пи­са­те­ли-по­эты, но и Чёр­ное мо­ре, дом Мак­са, вул­кан Ка­ра-Даг, лу­на над Ка­ра-Да­гом и все вин­ные за­во­ды Кры­ма.

3. Хо­те­лось бы про­дол­жить «дет­ские дни», сде­лать фо­то-про­ект. На­до­ели «обя­за­тель­ные ве­че­ра», на ко­то­рые при­хо­дят пол­то­ра че­ло­ве­ка. Луч­ше по­си­деть и по­чи­тать на бе­ре­гу – или с джа­зом на сце­не. Боль­ше экс­пе­ри­мен­тов и мень­ше шаб­ло­нов.


 На­та­лья БЕЛЬ­ЧЕН­КО,

по­эт, Ки­ев

 

1. Боль­ше все­го за­пом­ни­лось вы­ступ­ле­ние Ев­ге­ния Рей­на, ве­чер про­ек­та «По­лю­са» – чте­ние Ан­д­рея По­ля­ко­ва и Ви­та­лия Пу­ха­но­ва.

2. Во­ло­шин­ский фе­с­ти­валь от­ли­ча­ет­ся от мно­же­ст­ва дру­гих на­ли­чи­ем ге­ния ме­с­та – Мак­си­ми­ли­а­на Во­ло­ши­на, ин­тен­ци­ей «се­ре­б­ря­но­веч­ной» пре­ем­ст­вен­но­с­ти, воз­мож­но­с­тью слить­ся со сти­хи­ей.

3. Хо­те­лось бы по­же­лать фе­с­ти­ва­лю даль­ней­ше­го про­цве­та­ния; хо­ро­шо бы ох­ва­ты­вать по­эти­че­с­ки­ми вы­ступ­ле­ни­я­ми раз­ные угол­ки Кры­ма, из­да­вать не­что вро­де «Ве­ст­ни­ка фе­с­ти­ва­ля», боль­ше со­труд­ни­чать с ук­ра­ин­ски­ми по­эта­ми, вру­чать ла­у­ре­а­там ка­кой-то экс­клю­зив­ный пред­мет плюс пред­ла­гать для уго­ще­ния гос­тей толь­ко для фе­с­ти­ва­ля изо­б­ре­тён­ное блю­до; из ав­то­ров ин­те­рес­но бы­ло бы уви­деть То­ма­са Венц­ло­ву, Оле­га Юрь­е­ва, а так­же по­том­ков тех, кто лич­но знал Во­ло­ши­на, ес­ли для них не «пре­рва­лась связь вре­мён».

Сти­хо­тво­ре­ние как от­го­ло­сок кок­те­бель­ско­го бы­то­ва­ния:

 

      ***

Оты­щет­ся но­вое имя

Для пря­ных по­хо­дов го­рой.

Как в ку­кол­ке, спит в ано­ни­ме

На вре­мя бес­кры­лый Дру­гой.

Под­звё­зд­ным те­ле­сным

све­че­нь­ем

Он крым­скую го­ру со­грел,

По­ка вез­де­су­щие те­ни

Ус­т­ра­и­ва­ли пе­ре­дел

Сти­хий. И сти­хии про­си­лись

На го­ры дру­гие, ко мне,

Где ки­ев­ский веч­ный Оси­рис

Же­нил­ся на здеш­ней лу­не;

По име­ни влаж­ное ло­но,

При­ль­нув, на­зы­ва­ла ре­ка,

И кры­лья шур­ша­ли

со скло­на,

И да­же штор­ми­ло слег­ка.


 

Ири­на РАШ­КОВ­СКАЯ,

по­эт, Дорт­мунд, Гер­ма­ния

 

1. Вну­ши­тель­ное ко­ли­че­ст­во пер­во­класс­ных тек­с­тов.

2. Фе­с­ти­валь не за­жат в рам­ки оп­ре­де­лён­но­го жа­н­ра. Есть ме­с­то и по­эзии, и про­зе, и кри­ти­ке. Бу­дем на­де­ять­ся, что де­ло дой­дёт и до дра­ма­тур­гии.

3. Но­вым про­ек­том мо­жет стать Кни­га уча­ст­ни­ков, не­что вро­де «Чу­кок­ка­лы», на­пол­нен­ной экс­пром­та­ми тех, кто при­ехал на фе­с­ти­валь.

Так­же, на мой взгляд, бы­ло бы по­лез­но из го­да в год ме­нять со­став жю­ри Во­ло­шин­ско­го кон­кур­са, ибо в по­след­нее вре­мя по­беж­да­ют по­эты, пи­шу­щие в по­хо­жем клю­че. Имен­но тот факт, что ка­че­ст­во тек­с­тов оп­ре­де­ля­ют од­ни и те же лю­ди, за­ра­нее ис­клю­ча­ет уча­с­тие в фе­с­ти­ва­ле по­этов, тек­с­ты ко­то­рых ни­ког­да «тол­сто­жур­наль­ным» ре­дак­то­рам не по­нра­вят­ся. Ес­ли же жю­ри в раз­ные го­ды бу­дет эс­те­ти­че­с­ки раз­ным, тог­да и на фе­с­ти­валь при­едут бле­с­тя­щие ав­то­ры, ко­то­рые ещё ни ра­зу не при­ни­ма­ли уча­с­тия в Во­ло­шин­ском.



Подготовил Андрей ЛУЧНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования