Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 23.10.2009

Хорошая проза денег не приносит

 От­рад­но, что «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» со сво­их сто­лич­ных вы­сот хо­ро­шо ви­дит рос­сий­скую глу­бин­ку и по­свя­ща­ет ей боль­шую часть сво­их стра­ниц. Ин­тер­вью Ка­пи­то­ли­ны Кок­ше­нё­вой с кур­ским пи­са­те­лем Бо­ри­сом Аге­е­вым, на­пе­ча­тан­ное в «ЛР» 25 сен­тя­б­ря, так­же впи­сы­ва­ет­ся в рус­ло воз­рож­де­ния ис­тин­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Во­про­сы кон­крет­ны, от­ве­ты пре­дель­но точ­ны.

Бо­рис Аге­ев – мой од­но­каш­ник по ВЛК, мы дру­жим за­оч­но, хо­тя и со­сто­им в «раз­ных» со­ю­зах пи­са­те­лей (кто и за­чем нас раз­де­лил – до сих пор не­по­нят­но…).

Рис. В. Розанцева
Рис. В. Розанцева

Го­тов под­пи­сать­ся под каж­дым сло­вом Бо­ри­са. Это че­ст­ные пря­мые от­ве­ты на во­про­сы, и глав­ный из этих во­про­сов – чем ды­шит со­вре­мен­ный про­вин­ци­аль­ный пи­са­тель? Мне ка­жет­ся, Аге­ев на­шёл пра­виль­ное сло­во для оп­ре­де­ле­ния жа­н­ра сво­их от­ве­тов – ис­по­ведь.

«Поч­вен­ни­ки» и «ко­с­мо­по­ли­ты» – ус­лов­ные по­ня­тия вре­мён эпо­хи по­зд­не­го со­ци­а­лиз­ма и пе­ре­ст­рой­ки. Уп­ро­щён­но счи­та­лось, что пер­вые – за со­хра­не­ние СССР, вто­рые – про­тив. Вот и раз­де­ли­лись… Ду­ма­ли, что бу­дем пи­сать о чём угод­но, тво­рить по соб­ст­вен­ным мер­кам, а но­вое го­су­дар­ст­во бу­дет нас под­дер­жи­вать. Но не ус­пе­ли об этом да­же по­меч­тать, как из­да­тель­ст­ва ста­ли сплошь ком­мер­че­с­ки­ми.

Бо­рис жи­вёт в ду­бо­вом до­ме дет­ст­ва, я то­же встре­тил свой пен­си­он­ный воз­раст в до­ми­ке от­ца. Ждём пен­сию как ман­ную не­бес­ную, ду­ма­ем: вот сра­зу и ста­нем про­фес­си­о­наль­ны­ми пи­са­те­ля­ми, а на са­мом де­ле при­бав­ля­ют­ся дру­гие хло­по­ты: ого­род, без ко­то­ро­го не про­жи­вёшь, де­ти, пусть и взрос­лые, вну­ки, ко­то­рым ну­жен при­смотр…

«Был от­бор в чле­ны пи­са­тель­ско­го со­ю­за по пуб­ли­ка­ци­ям, по кни­гам, за член­ст­вом сле­до­ва­ло при­зна­ние твор­че­с­кой со­сто­я­тель­но­с­ти ли­те­ра­то­ра, но оно ещё и при­да­ва­ло ему об­ще­ст­вен­ный ста­тус. Те­перь это­го нет.

На со­вет­ские скром­ные го­но­ра­ры мож­но бы­ло не­ко­то­рое вре­мя про­жить... Власть по­мо­га­ла с по­ис­ком ра­бо­ты, с про­пи­с­кой, с по­лу­че­ни­ем жи­лья. И это ис­чез­ло».

К сча­с­тью, ли­те­ра­ту­ра как та­ко­вая жи­ва – пи­шут сей­час мно­гие и мно­го, и на­сто­я­щих пи­са­те­лей ещё пре­до­ста­точ­но, не­ко­то­рые ещё, как го­во­рит­ся, не­пло­хо «со­хра­ни­лись» с со­вет­ских вре­мён.

СССР был для пи­са­те­лей в ма­те­ри­аль­ном смыс­ле ра­ем, об этом мно­го уже ска­за­но и пи­са­но… Го­раз­до силь­нее тре­во­жит се­го­дняш­ний день, по­ка­зав­ший не­нуж­ность пи­са­тель­ско­го це­ха, его не­вос­тре­бо­ван­ность.

Это не толь­ко ре­зуль­тат без­раз­ли­чия об­ще­ст­ва к ис­кус­ст­ву, эта си­ту­а­ция ис­под­воль со­зда­лась са­ма со­бой. Ли­те­ра­ту­ра ме­ша­ет «де­ло­вым» от­но­ше­ни­ям, ли­ри­ка и по­эзия уво­дят в сто­ро­ну от ма­те­ри­а­лиз­ма че­ло­ве­ка воз­вы­шен­но­го, про­буж­да­ют в нём со­весть и т.д. А это со­вре­мен­но­му де­ло­во­му клас­су не нуж­но. Об­ще­ст­ву ну­жен по­ку­па­тель, по­тре­би­тель, а не мыс­ля­щая пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ная лич­ность.

Так что де­нег в се­го­дняш­ней ли­те­ра­ту­ре нет, сла­вы то­же нет, пуб­ли­ка ли­те­ра­ту­ру вос­при­ни­ма­ет как то­вар, но не как жанр.

И всё же пи­са­тель­ское со­об­ще­ст­во не пе­ре­ста­ёт меч­тать об из­ме­не­ни­ях к луч­ше­му. Не мень­шее зна­че­ние име­ет го­но­рар. Он дол­жен быть нор­маль­ным, хо­тя бы на уров­не со­вет­ско­го, что­бы ху­дож­ник мог на не­го про­жить. И тог­да пи­са­тель вновь бу­дет ра­бо­тать на своё род­ное го­су­дар­ст­во, ко­то­рое от­но­сит­ся к не­му по-че­ло­ве­че­с­ки.

Со­вет­ская ли­те­ра­ту­ра сла­ви­лась сво­им го­но­ра­ром. Его мож­но бы­ло по­лу­чить да­же в рай­он­ной га­зе­те, па­с­порт лишь ино­гда тре­бо­ва­ли толь­ко на поч­те, при за­пол­не­нии блан­ка. Но сей­час у боль­шин­ст­ва ре­дак­ций, как пра­ви­ло, нет де­нег на го­но­ра­ры. По со­вет­ским мер­кам – ес­ли га­зе­та или жур­нал не пла­тит го­но­рар, зна­чит здесь ка­кой-то нон­сенс, а то и жуль­ни­че­ст­во.

Те­перь всё на­обо­рот. Ес­ли пи­са­те­лю не хо­чет­ся дер­жать своё тво­ре­ние дол­гие го­ды в сун­ду­ке, он спе­шит его опуб­ли­ко­вать без го­но­ра­ра, вый­ти к бу­маж­но­му чи­та­те­лю хо­тя бы ма­лень­ким ти­ра­жом.

По­слав в га­зе­ту или тол­стый жур­нал ру­ко­пись, от­ве­та со­вре­мен­ный ав­тор, ско­рее все­го, не дож­дёт­ся – ни по эле­к­трон­но­му ад­ре­су, ни при­выч­ной ког­да-то поч­то­вой от­крыт­кой. Де­ло опять, ви­ди­мо, упи­ра­ет­ся в день­ги. Ведь поч­то­вый кон­верт ра­вен сто­и­мо­с­ти бу­хан­ки чёр­но­го хле­ба.

В на­ше вре­мя на­до зво­нить в ре­дак­цию, и там, воз­мож­но, в спи­с­ке поч­то­вых по­ступ­ле­ний най­дут ва­шу по­весть или рас­сказ. От­вет кра­ток – ча­ще все­го «нет». И на этом, как го­во­рит­ся, спа­си­бо!

«Са­мо­тёч­ный» пи­са­тель и в со­вет­ские го­ды был не­же­лан­ной пер­со­ной. Ча­ще все­го ав­то­рам при­сы­ла­ли стан­дарт­ные от­пи­с­ки, ино­гда ре­цен­зент иро­ни­зи­ро­вал, вы­сме­и­вал тво­ре­ния про­вин­ци­а­лов, за­то ав­тор знал, что его текст хоть кто-то про­смо­т­рел.

Пи­са­те­лям мож­но объ­е­ди­нить­ся хо­тя бы на кор­по­ра­тив­ных ос­но­вах. Но объ­е­ди­нить их смо­жет толь­ко од­на лишь креп­кая го­су­дар­ст­вен­ная ру­ка. Мы о ней не то­с­ку­ем, а по­рой про­сто во­пи­ём к ней, на­блю­дая за бес­пре­де­лом в не­ко­то­рых сфе­рах об­ще­ст­ва, раз­де­лён­но­го по иму­ще­ст­вен­ным, со­ци­аль­ным и про­чим от­но­ше­ни­ям…

Пи­са­те­ли, осо­бен­но в про­вин­ции, ста­ли мень­ше об­щать­ся друг с дру­гом. Я рад, что мне ино­гда пи­шет Бо­рис Аге­ев. Дру­гих дру­зей в пи­са­тель­ской сре­де у ме­ня прак­ти­че­с­ки нет…

Лад­но, пусть нет в пи­са­тель­ской сре­де друж­бы, но пусть бу­дут хо­тя бы кор­по­ра­тив­ные от­но­ше­ния – чи­с­то прак­ти­че­с­кие, де­ло­вые. Толь­ко так мож­но бу­дет по­мочь кол­ле­гам из­да­вать­ся, за­ра­ба­ты­вать на жизнь ли­те­ра­тур­ным тру­дом. На­до ува­жать се­бя и кол­лег, а пер­вое ус­ло­вие это­го – спо­соб­ность за­бы­вать про­шлые оби­ды.

Вза­мен иде­о­ло­гии и цен­зу­ры го­су­дар­ст­вен­ная кни­го­из­да­тель­ская по­ли­ти­ка при оцен­ке каж­дой бу­ду­щей кни­ги долж­на вклю­чать в се­бя сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

– об­ще­ст­вен­ная зна­чи­мость про­из­ве­де­ния

– по­ло­жи­тель­ный ге­рой на­ше­го ве­ка

– са­ти­ри­че­с­кие про­из­ве­де­ния так­же мо­гут стать дви­га­те­лем мо­ра­ли и про­грес­са, та­ки­ми, на­при­мер, в своё вре­мя ста­ли не­увя­да­е­мые про­из­ве­де­ния Иль­фа и Пе­т­ро­ва («12 сту­ль­ев», «Зо­ло­той те­лё­нок»), А.Пла­то­но­ва («Го­род Гра­дов», «Усом­нив­ший­ся Ма­кар»), М.Бул­га­ко­ва («Ро­ко­вые яй­ца») и т.д.

– це­ле­вая те­ма­ти­ка бу­ду­щих книг: вос­пи­та­ние мо­ло­дё­жи, ре­ше­ние про­блем ис­че­за­ю­щих де­ре­вень, со­зда­ние но­вых го­су­дар­ст­вен­ных, ста­биль­ных в со­ци­аль­ном от­но­ше­нии про­мы­ш­лен­ных цен­т­ров.

«Да это же гос­за­каз! – вос­клик­нет уму­д­рён­ный жиз­нью чи­та­тель. – Это мы уже про­хо­ди­ли...».

Но да­же в шко­ле в раз­ные эпо­хи пред­ме­ты «про­хо­дят» по-раз­но­му. Ес­ли го­су­дар­ст­во хо­чет воз­дей­ст­во­вать на умы и пси­хо­ло­гию граж­дан, у не­го долж­на быть своя, го­су­дар­ст­вен­но­го зна­че­ния ли­те­ра­ту­ра, го­су­дар­ст­вен­ные из­да­тель­ст­ва, го­су­дар­ст­вен­ные книж­ные ма­га­зи­ны и дру­гие спо­со­бы рас­про­ст­ра­не­ния пе­чат­ных из­да­ний, СМИ, ви­део-ау­дио и про­чей про­дук­ции, не­су­щей в се­бе вос­пи­та­тель­но-ин­фор­ма­ци­он­ный за­ряд.

Но­вое – это хо­ро­шо за­бы­тое ста­рое. Вос­пи­тать че­ло­ве­че­с­кую лич­ность толь­ко лишь те­ле­ви­де­ни­ем, рок-му­зы­кой и поп-зре­ли­ща­ми не­воз­мож­но.

Пи­шу это, и мне са­мо­му ка­жет­ся стран­ным, что я вновь воз­вра­ща­юсь к иде­о­ло­ги­че­с­ким штам­пам чер­нен­ков­ских вре­мён... В своё вре­мя до нас до­во­ди­ли эти штам­пы в при­ну­ди­тель­ном по­ряд­ке на парт­со­б­ра­ни­ях, за­то те­перь они мо­гут, как ни стран­но, при­го­дить­ся и стать клю­чом к но­вой ху­до­же­ст­вен­но-ин­фор­ма­ци­он­ной по­ли­ти­ке го­су­дар­ст­ва, «встав­ше­го с ко­лен».

А ещё нуж­ны кни­ги для де­тей – без вам­пи­ров и уро­дов, за­по­ло­нив­ших ужас­ные раз­ма­лё­ван­ные об­лож­ки. Но­вые кни­ги долж­ны так­же вос­пи­ты­вать де­тей, не­сти им ра­дость и от­кры­тие но­во­го, их мож­но про­да­вать от­дель­но в шко­лах, го­су­ч­реж­де­ни­ях, с лот­ков на ули­цах. И ещё од­но важ­ное ус­ло­вие – дет­ские кни­ги долж­ны быть де­шё­вы­ми.

Увы, на­ших преж­них «со­вет­ских», гра­мот­ных во всех от­но­ше­ни­ях чи­та­те­лей боль­ше нет, не­ко­то­рые по­ста­ре­ли, боль­шин­ст­во из них пре­одо­ле­ва­ют кри­зис, при­чём каж­дый сам по се­бе.

А ведь пи­са­тель, где бы он ни жил, дол­жен быть по ме­ре соб­ст­вен­ных сил и воз­мож­но­с­тей те­о­ре­ти­ком и со­ав­то­ром еди­но­го пла­на ду­хов­но­го раз­ви­тия всех граж­дан стра­ны, вос­пи­та­те­лем и уте­ши­те­лем.

Он дол­жен за­ло­жить ос­но­вы но­вой иде­о­ло­гии по стро­и­тель­ст­ву но­во­го об­ще­ст­ва.

И в этом пла­не ли­те­ра­то­рам на­до ор­га­ни­зо­вать­ся (с по­мо­щью го­су­дар­ст­ва), толь­ко в этом я ви­жу ус­пех пи­са­тель­ско­го со­об­ще­ст­ва, его до­стой­ное пред­ста­ви­тель­ст­во в со­вре­мен­ном ми­ре.


Александр ТИТОВ,
село КРАСНОЕ,
Липецкая область




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования