Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 30.10.2009

Липа в Липках

Капитолина КОКШЕНЁВА
Капитолина КОКШЕНЁВА

 Де­вя­тый фо­рум мо­ло­дых пи­са­те­лей Рос­сии с уча­с­ти­ем мо­ло­дых пи­са­те­лей из стран СНГ и За­ру­бе­жья за­вер­шил ра­бо­ту 24 ок­тя­б­ря в под­мо­с­ков­ных Лип­ках.

Жизнь Фо­ру­ма бы­ла ак­тив­ной. По­ми­мо еже­днев­ных ма­с­тер-клас­сов, ру­ко­во­ди­тель Фон­да со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ких и ин­тел­лек­ту­аль­ных про­грамм С.А. Фи­ла­тов, яв­ля­ю­щий­ся ор­га­ни­за­то­ром ме­ро­при­я­тия, все­гда мак­си­маль­но воз­мож­но на­сы­ща­ет вре­мя фо­ру­ма «ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми ус­лу­га­ми», как при­ня­то сей­час го­во­рить. Это обя­за­тель­но две, а то и три лек­ции-встре­чи, спек­такль, филь­мы, дис­кус­сии. И мож­но толь­ко при­вет­ст­во­вать на­ли­чие та­кой ин­тел­лек­ту­аль­ной пло­щад­ки, где так не­ус­тан­но сла­вят сво­бо­ду, де­мо­кра­тию, куль­ту­ру.

В до­ве­ри­тель­ном то­не, при весь­ма де­мо­кра­тич­ном (и да­же про­стом) сти­ле об­ще­ния с ау­ди­то­ри­ей, мо­ло­дым и не­о­креп­шим та­лан­там го­во­рят о рус­ском язы­ке (лек­ция Ма­ри­эт­ты Чу­да­ко­вой), об «осо­бен­но­с­тях лич­но­с­ти в со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве» (д. м. н. З.Ке­ке­лид­зе), о «со­сто­я­нии эко­но­ми­ки в Рос­сии» (д.ф.н. Пётр Авен); о «ме­с­те ха­о­са в со­ци­аль­ном по­ряд­ке» (Ге­ор­гий Са­та­ров), о кни­го­из­да­нии в Рос­сии (Вл. Гри­го­рь­ев, зам. рук. Мин­пе­ча­ти), о «пра­во­за­щит­ном дви­же­нии в Рос­сии» (пра­во­за­щит­ник Лев По­но­ма­рёв) и др. Я со­ста­ви­ла этот ре­естр ин­тел­лек­ту­аль­ных ус­луг толь­ко по­то­му, что­бы чи­та­тель был аб­со­лют­но уве­рен в том, что он, так ска­зать, все­о­хва­тен и на­це­лен не столь­ко на рас­ши­ре­ние куль­тур­но-твор­че­с­ко­го го­ри­зон­та мо­ло­дых пи­са­те­лей (хо­тя и не без это­го), сколь­ко на по­вы­ше­ние соб­ст­вен­но их об­ще­ст­вен­но­го, граж­дан­ско­го уров­ня со­зна­ния, что то­же по­нят­но – за мо­ло­дые умы все­гда сто­ит бо­роть­ся.

Во­об­ще, долж­на ска­зать, та­кие ме­с­та встре­чи важ­ны и для са­мой мо­ло­дё­жи – по­лез­но ви­деть своё твор­че­ст­во гла­за­ми свер­ст­ни­ков. Да, на фо­ру­ме бук­валь­но встре­ча­ет­ся и об­ща­ет­ся «вся» Рос­сия, а в фойе мож­но ку­пить от­лич­ные кни­ги – от Вик­то­ра Ли­хо­но­со­ва и Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на до рус­ских клас­си­ков всех вре­мён. В Лип­ках, что и го­во­рить, мно­го сде­ла­но для мо­ло­дых.

Спра­вед­ли­во­с­ти ра­ди ска­жу, что сре­ди ор­га­ни­за­то­ров офи­ци­аль­но чис­лят­ся и ли­те­ра­тур­ные жур­на­лы. Мне труд­но су­дить об их ор­га­ни­за­ци­он­ном со­уча­с­тии толь­ко по­то­му, что жур­нал «Моск­ва» (ко­то­рый я име­ла честь пред­став­лять на фо­ру­ме) ни­кто ни­ког­да не про­сил пред­ла­гать фо­ру­му те­мы лек­ций и на­зы­вать име­на лек­то­ров. Но, ви­ди­мо, это мы в та­ком осо­бом по­ло­же­нии – нас так бе­реж­ли­во не «гру­зят». А вот Н.Ива­но­ва (жур­нал «Зна­мя») пред­ло­жи­ла С.А. Фи­ла­то­ву по­ка­зать мо­ло­дым фильм Пав­ла Бар­ди­на «Рос­сия-88», а явив­ший­ся с филь­мом ре­жис­сёр был го­тов по­сле про­смо­т­ра к дис­кус­сии.

Вот тут-то я со­вер­шен­но не­о­жи­дан­но по­па­ла в слу­чай, как го­во­ри­ли в XVIII ве­ке. И сов­сем не хо­чу мол­чать и де­лать «ин­тел­ли­гент­ное ли­цо», по­сколь­ку речь идёт о том, что зна­ме­ни­тая лип­кин­ская сво­бо­да бы­ла под­верг­ну­та се­рь­ёз­но­му ис­пы­та­нию.

И… сво­бо­да рух­ну­ла пря­мо под но­ги… Фо­рум не вы­дер­жал да­же ма­лой её то­ли­ки (ка­кая уж тут, в жи­вой дис­кус­сии, вы­ст­ро­ен­ная и ос­но­ва­тель­ная ар­гу­мен­та­ция?). Не вы­дер­жал ина­ко­мыс­лия, со­сто­я­ще­го в дру­гой, чем у ре­жис­сё­ра Бар­ди­на, цен­но­ст­ной кар­ти­не ми­ра. Сво­бо­да па­ла как раз сре­ди тех, кто боль­ше дру­гих го­во­рил о «то­ле­рант­но­с­ти» и «муль­ти­куль­тур­но­с­ти»…

 

Итак, все со­бра­лись в до­ста­точ­но об­жи­том уже за­ле за­се­да­ний на ки­но Пав­ла Бар­ди­на «Рос­сия-88». С.А. Фи­ла­тов со­об­щил что-то ти­па то­го, что фильм «за­пре­щён» (?! – кем?), а ре­жис­сёр, на­про­тив, ска­зал, что филь­мом за­ин­те­ре­со­ва­лась про­ку­ра­то­ра (я так по­ня­ла, что имен­но этот фильм спро­во­ци­ро­вал про­ку­рор­ский ин­те­рес к «ге­ро­ям филь­ма» – скин­хе­дам и те­ма­ти­ке его – о «рус­ском фа­шиз­ме»). В об­щем, кон­цы с кон­ца­ми не схо­ди­лись. Не по­ня­ла я, и по ка­ким па­ра­ме­т­рам счи­тать его «за­пре­щён­ным», ес­ли он де­сят­ка­ми пи­рат­ских ко­пий ви­сит в Ин­тер­не­те. Ска­чи­вай и смо­т­ри до оду­ре­ния или оди­ча­ния… Тут уж всё де­ло в ти­пе лич­но­го вос­при­я­тия…

Кадр из фильма «Россия – 88»
Кадр из фильма «Россия – 88»

Фильм, по­вто­рю, о скин­хе­дах, ско­ло­чен­ных в груп­пу «Рос­сия-88» (но мне по­ка­за­лось, что есть там и сим­во­ли­ка НБП, и есть ка­д­ры, где ге­рои оде­ты в ис­то­ри­че­с­кие ко­с­тю­мы и в них «сра­жа­ют­ся»). Та­ким об­ра­зом, всё это вме­с­те сли­ва­ет­ся в один об­раз под на­зва­ни­ем уль­т­ра­пра­вые зве­ри, фа­ши­с­ты-на­ци­с­ты-не­лю­ди. Фильм снят не­бреж­но и не­ря­ш­ли­во, но это да­же по-сво­е­му и вы­иг­рыш­но, ведь сде­лан он под до­ку­мен­таль­ное ки­но (то есть с эф­фек­том мак­си­маль­ной сте­пе­ни до­сто­вер­но­с­ти), снят, как кто-то ска­зал на об­суж­де­нии, да­же в эс­те­ти­ке лю­би­тель­ско­го филь­ма, что рас­по­ла­га­ет к вос­при­я­тию его как кар­ти­ны под­лин­ной жиз­ни. Ре­жис­сёр ис­поль­зо­вал при­ём ки­но в ки­но: скин­хед-ев­рей-по­лу­кров­ка (опе­ра­тор и ны­тик) со сво­ей лю­би­тель­ской ка­ме­ры сни­ма­ет «жизнь скин­хе­дов» с их кру­ты­ми пьян­ка­ми, по­гро­ма­ми на рын­ках, жи­вот­ны­ми удо­воль­ст­ви­я­ми, улич­ны­ми дра­ка­ми, из­на­си­ло­ва­ни­ем де­ви­цы, при этом он (зо­вут Аб­рам) к ме­с­ту и не к ме­с­ту спра­ши­ва­ет бо­е­вое со­об­ще­ст­во о том, как они ста­ли фа­ши­с­та­ми…

Как ста­ли они фа­ши­с­та­ми, по­че­му? – мы так и не уз­на­ем. Суть их не­об­ре­ме­ни­тель­ной иде­о­ло­гии и вся «про­грам­ма» жиз­ни за­клю­че­на ре­жис­сё­ром в про­стой ло­зунг: «Рос­сия для рус­ских». Тут, как го­во­рит­ся, и вся фиш­ка, по­сколь­ку с этим во­про­сом (по­ве­рим ре­жис­сё­ру) ак­тё­ры об­ра­ща­лись к про­стым обы­ва­те­лям пря­мо на ули­цах, и яко­бы все они так или ина­че со­гла­ша­лись с дан­ным ут­верж­де­ни­ем. В об­щем, глав­ный ге­рой Саш­ка Штык зай­дёт в сво­ей зо­о­ло­ги­че­с­кой не­на­ви­с­ти так да­ле­ко, что убь­ёт «ли­цо кав­каз­ской на­ци­о­наль­но­с­ти», с ко­то­рым его се­с­т­ра кру­тит лю­бовь, убь­ёт се­с­т­ру, а по­том и се­бя. Соб­ст­вен­но, в филь­ме нет ни пси­хо­ло­гиз­ма, ни ана­ли­за – но толь­ко го­лые фак­ты. Ино­гда слиш­ком и бук­валь­но го­лые… А «де­ко­ра­ция» все­го дей­ст­ва – бес­про­свет­ная, ту­пая, тём­ная Рос­сия за­дво­рок и пя­ти­эта­жек, длин­ных и гряз­ных до­рог, тя­ну­щих­ся вдоль то ли га­ра­жей, то ли не­по­нят­но что ог­раж­да­ю­щих за­бо­ров. Фак­тур­но, что и го­во­рить, но… боль­ше о «рус­ском на­ци­о­на­лиз­ме» ре­жис­сё­ру ска­зать не­че­го.

За­то фильм снаб­жён суб­ти­т­ра­ми на ан­г­лий­ском – пря­мо бе­ри и по­ку­пай ка­кое-ни­будь Би-би-си! А за­вер­ша­ют его фи­наль­ные ти­т­ры, – длин­ный спи­сок по­гиб­ших от рук «на­ци­с­тов». Прав­да, на по­ка­зе их ни­кто не про­чи­тал, да я и не по­ня­ла, на рус­ском или ан­г­лий­ском бы­ли по­име­но­ва­ны по­гиб­шие… За­чем их бы­ло ту­да по­ме­щать, ес­ли ни­кто ни­че­го не про­чи­ты­ва­ет – не счи­тать же это про­сто эс­те­ти­че­с­ким при­ёмом? Ци­нич­но по­лу­ча­ет­ся…

В об­щем, об­суж­де­ние бы­ло весь­ма не­од­но­знач­ным как сре­ди ру­ко­во­ди­те­лей ма­с­тер-клас­сов, так и са­мих се­ми­на­ри­с­тов. Го­во­ри­ли о том, что та­ких ста­рых скин­хе­дов не бы­ва­ет, что скин­хе­ды ста­но­вят­ся по­том хо­ро­ши­ми от­ца­ми и не уби­ва­ли они столь­ко, сколь­ко им при­пи­сы­ва­ют… Го­во­ри­ли, что на­до­ели эти стра­шил­ки, пре­вра­щён­ные в пи­ар. Кто-то по­ла­гал, что это ис­кус­ст­вен­ное раз­ду­ва­ние про­бле­мы, что нуж­но ви­деть здесь не на­ци­о­наль­ный ас­пект, а про­сто уго­лов­ный и бан­дит­ский… Но бы­ли и дру­гие ре­чи: о том, что фильм «страш­но ва­жен», по­сколь­ку он го­во­рит о том, что «мы до сих пор не пе­ре­жи­ли фа­шизм» (то есть по­бе­ди­те­ли над фа­шиз­мом то ли са­ми за­ра­зи­лись им, то ли ещё что-то та­кое про­изо­ш­ло, что мы долж­ны его в се­бе из­жи­вать…), что мы не по­ка­я­лись в гре­хах XX ве­ка и пр. Нет. Не бы­ло тех, кто про­пел бы гимн на­си­лию и про­ли­тию кро­ви. Но нель­зя бы­ло не уви­деть стран­ной тен­ден­ции, в том чис­ле и в ком­мен­та­ри­ях са­мо­го ре­жис­сё­ра. Имен­но эта но­вая тен­ден­ция и за­ста­ви­ла ме­ня ви­деть ти­пи­че­с­кое и на­сто­ра­жи­ва­ю­щее в лип­кин­ской си­ту­а­ции.

Глав­ный па­фос та­кой – у нас нет боль­ше то­та­ли­тар­но­го строя, но то­та­ли­тар­ность в лю­дях ос­та­лась и ни­ку­да не де­лась. Иде­о­ло­гию на­си­лия скин­хе­дов под­пи­ты­ва­ют те са­мые рус­ские обы­ва­те­ли (по­мни­те, я го­во­ри­ла об оп­ро­се в филь­ме?), ко­то­рые тем са­мым и яв­ля­ют­ся пи­та­тель­ной сре­дой скин­хе­дов-фа­ши­с­тов, их, так ска­зать, иде­о­ло­ги­че­с­кой ба­зой.

Всех, же­ла­ю­щих не по­те­рять цен­ней­ше­го да­ра – сво­бод­но­го мы­ш­ле­ния, я про­шу об­ра­тить вни­ма­ние на эти мои рас­суж­де­ния. В этом филь­ме и в ря­де пуб­ли­ка­ций по­след­не­го вре­ме­ни я ви­жу рож­де­ние осо­бен­но­го иде­о­ло­ги­че­с­ко­го про­цес­са – фор­ми­ро­ва­ние но­во­го ан­ти­то­та­ли­тар­но­го фрон­та, ещё од­но­го лик­ви­да­тор­ско­го про­ек­та, но те­перь уже в об­ла­с­ти тон­ких ма­те­рий. Те­перь про­яв­ле­ни­ем не­жиз­нен­но­с­ти (стаг­на­ции, мерт­ве­чи­ны, ме­ша­ю­щим мо­дер­ни­за­ции стра­ны) объ­яв­ля­ет­ся не «то­та­ли­тар­ное го­су­дар­ст­во» и «то­та­ли­тар­ный ре­жим» с «то­та­ли­тар­ной иде­о­ло­ги­ей», но сам рус­ский тип куль­ту­ры. Но­вая то­та­ли­тар­ность ищет­ся в фун­да­мен­таль­ных, ба­зо­вых цен­но­ст­ных си­с­те­мах: та­ких как хри­с­ти­ан­ское ми­ро­по­ни­ма­ние, как на­ро­до­со­хра­ня­ю­щая обя­зан­ность го­су­дар­ст­ва, как че­ло­ве­ко­с­бе­ре­га­ю­щий фор­мат куль­ту­ры. То есть их стра­те­ги­че­с­кая за­да­ча мне ви­дит­ся так: объ­я­вить эти фун­да­мен­таль­ные цен­но­с­ти про­яв­ле­ни­ем гу­ма­ни­тар­но­го (не из­жи­то­го) то­та­ли­та­риз­ма.

Те­перь по­нят­но, по­че­му я взя­ла ми­к­ро­фон. По­след­ним по­во­дом к пуб­лич­но­му вы­ска­зы­ва­нию ста­ла реп­ли­ка ре­жис­сё­ра о том, что рус­ские – это эт­ни­че­с­кая груп­па...

Я ска­за­ла, что не счи­таю фильм све­жим и ори­ги­наль­ным – в нём мно­го аг­рес­сии, мерз­ких об­ра­зов, на­ту­ра­лиз­ма; что для ме­ня он на­пол­нен штам­па­ми и иде­о­ло­ги­че­с­ки­ми кли­ше. Глав­ное, ска­за­ла я, не за­дан во­прос – а по­че­му они при­шли к этой иде­о­ло­гии си­лы и не­на­ви­с­ти? Что они ви­де­ли – ни­ще­ту и уни­же­ние от­цов? Их мо­ло­дость ли­ши­ли боль­ших це­лей и идей – быть мо­жет, и в этом де­ло? ФИЛЬМ, ЕС­ЛИ ОН ЧЕ­СТ­НЫЙ, дол­жен от­ве­чать на эти во­про­сы.

И ТУТ МЫ И ПО­ДО­ШЛИ К ОПАС­НОЙ ЧЕР­ТЕ. В Лип­ках ру­ко­во­ди­те­ли поч­ти еди­но­душ­но лю­бят 90-е го­ды – го­ды драй­ва и энер­гии, азар­та в раз­ру­ше­нии то­та­ли­тар­но­го го­су­дар­ст­ва и та­кой же куль­ту­ры. А по­то­му моё об­ра­ще­ние к по­ис­ку кор­ней иде­о­ло­гии на­си­лия в той эпо­хе не по­нра­ви­лось, охот­но до­пу­с­каю, мно­гим. Быть мо­жет, ис­то­ки ны­неш­не­го куль­та си­лы и зло­бы в тех са­мых – ли­хих 90-х? В го­дах страш­но­го уни­же­ния рус­ских лю­дей? Быть мо­жет, про­бле­ма в том, что тог­да луч­шие и ак­тив­ные муж­чи­ны шли в брат­ки, а те­перь ле­жат по клад­би­щам… Рас­кол, раз­лом, ре­во­лю­ция все­гда во­вле­ка­ют и гу­бят луч­ших. Это за­кон. Мо­ло­до­с­ти же хо­чет­ся под­лин­но­го – ис­пы­тать се­бя, а им ре­аль­ность пред­ла­га­ла или брат­ка­ми стать (пред­ла­га­ла псев­до­ис­пы­та­ние), или «груп­па­ми си­лы» (в филь­ме, кста­ти, есть на­мёк, что ку­ри­ру­ют эти бо­е­вые ор­га­ни­за­ции не­кие гос­струк­ту­ры), – стать, что­бы хоть ка­ким-то ощу­ти­мым смыс­лом на­пол­нить свою жизнь.

Да, «Рос­сия для рус­ских» – это из об­ла­с­ти не­воз­мож­но­го и не­про­дук­тив­но­го (на­пом­ню, что ни один на­род не ис­чез в Рос­сии цар­ской и со­вет­ской, но это не сни­ма­ет с по­ве­ст­ки дня во­про­са о со­сто­я­нии рус­ско­го на­ро­да). За­да­вая на ули­це во­прос «Рос­сия для рус­ских?», во­про­ша­ю­щие ни­ко­го не спро­си­ли, что они под ним по­ни­ма­ют. И по­че­му ре­жис­сёр так за­ра­нее уве­рен, что их рус­ский от­вет обя­за­тель­но и ап­ри­о­ри со­дер­жит пре­зре­ние к дру­гим на­ро­дам?

Да, на та­кие филь­мы и об­суж­де­ния по­доб­ных про­блем всё же нуж­но при­гла­шать спе­ци­а­ли­с­тов. Тем бо­лее что ком­мен­ти­ро­ва­ние идёт в мо­ло­дой ау­ди­то­рии, ко­то­рая из­на­чаль­но ве­рит сво­им ма­с­те­рам. В Лип­ках же по­лу­чи­лось, что экс­пер­том по­че­му-то вы­сту­пал ре­жис­сёр, на­гло­ва­тая са­мо­уве­рен­ность ко­то­ро­го ни­чуть не скры­ла про­фан­но­го уров­ня по­ни­ма­ния им мно­гих слож­ных про­блем. Он весь – «ди­тя» штам­па.

А ког­да я его по­пра­ви­ла и ска­за­ла, что рус­ские – это не эт­ни­че­с­кая груп­па, а на­род; что мы со­став­ля­ем боль­ше 80 про­цен­тов на­се­ле­ния Рос­сии, а это по всем меж­ду­на­род­ным нор­мам сви­де­тель­ст­ву­ет о мо­но­эт­ни­че­с­ком го­су­дар­ст­ве, что НИ­ЧУТЬ НЕ ИС­КА­ЖА­ЕТ РЕ­АЛЬ­НОЙ ИС­ТО­РИ­ЧЕ­С­КОЙ КАР­ТИ­НЫ ВАЖ­НО­С­ТИ ДЛЯ РОС­СИИ СУДЬ­БЫ КАЖ­ДО­ГО НА­РО­ДА, – ког­да я го­во­ри­ла всё это, ре­жис­сёр, пе­ре­би­вая, об­ви­нял ме­ня в ан­ти­кон­сти­ту­ци­он­но­с­ти. А на­по­ми­на­ние об уни­жен­но­с­ти рус­ско­го на­ро­да, о его труд­ной до­ле (за­ме­тим, и это в ли­те­ра­тур­ной сре­де, ко­то­рая все­гда буд­то бы скор­бит об уни­жен­ных и ос­кор­б­лён­ных!) – на­по­ми­на­ние о бо­ли и горь­кой до­ле рус­ских му­жи­ков вы­зва­ло… не знаю, как и ска­зать…

В об­щем, сво­бо­да па­ла.

Пе­ре­шли на мою лич­ность.

Ре­жис­сёр ты­кал ми­к­ро­фо­ном в мою сто­ро­ну и с на­слаж­де­ни­ем во­пил: «Вот, смо­т­ри­те, пе­ред ва­ми рус­ская на­ци­о­на­ли­ст­ка… ей не­сколь­ко ша­гов (или ме­т­ров, не по­ня­ла) ос­та­лось до скин­хе­дов… они бы её при­вет­ст­во­ва­ли (тут то­же не ру­ча­юсь за точ­ность, мо­жет быть, ещё что-то ра­до­ст­ное они бы де­ла­ли)…».

Че­ст­но ска­зать, я тут от­вле­клась. И зря. Про­дол­же­ние по­сле­до­ва­ло…

Муж­чи­на силь­но зре­ло­го воз­ра­с­та уже кри­чал в ми­к­ро­фон о мо­ей «под­лой» ре­чи. Я не зна­ла, что это пи­са­тель А.Дми­т­ри­ев, ко­то­рый яро­ст­но и уг­ро­жа­ю­ще по­обе­щал мне, «рус­ской на­ци­о­на­ли­ст­ке», пре­до­ста­вить своё «пол­ное до­сье» (в его во­об­ра­же­нии я, ви­ди­мо, по­сле та­кой экс­пер­ти­зы ре­жис­сё­ра Бар­ди­на, уже вы­рос­ла до чле­на бо­е­вой ор­га­ни­за­ции)… Я, пря­мо ска­зать, от­ка­за­лась от столь не­ин­те­рес­но­го чте­ния и вы­шла из за­ла. За мной вы­шло не­сколь­ко че­ло­век се­ми­на­ри­с­тов, и мы про­дол­жи­ли раз­го­вор о филь­ме… Но не тут-то бы­ло. Разъ­я­рён­ный г. Дми­т­ри­ев вы­ско­чил сле­дом, во­зо­пил, что я ни­кто, а он рус­ский пи­са­тель и ещё со­об­щил, что он ме­ня не­на­ви­дит. Так и ска­зал – «Я вас не­на­ви­жу», близ­ко под­не­ся своё ли­цо к мо­е­му… От­лич­ное чув­ст­во, – очень под­хо­дя­щее для «рус­ско­го пи­са­те­ля» и ру­ко­во­ди­те­ля се­ми­на­ра са­мо­го про­грес­сив­но­го жур­на­ла «Зна­мя».

…А ещё я по­ду­ма­ла, что, ви­ди­мо, очень силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­вёл при­зван­ный яко­бы для «из­жи­ва­ния» не­на­ви­с­ти и зло­бы фильм «Рос­сия-88» на пи­са­те­ля Дми­т­ри­е­ва. Ес­ли уж та­кой взрос­лый че­ло­век так за­бо­лел зло­бой, то где га­ран­тия, что сла­бые юно­ши пре­одо­ле­ют его аг­рес­сив­ное воз­дей­ст­вие, его жё­ст­кий драйв?

Ес­ли ру­ко­во­ди­тель се­ми­на­ра мо­ло­дых пи­са­те­лей поз­во­ля­ет се­бе пуб­лич­ные ос­кор­б­ле­ния кол­ле­ги, то, про­сти­те, ли­па ка­кая-то по­лу­ча­ет­ся… Что-то не­пра­виль­ное про­ис­хо­дит в этом де­мо­кра­ти­че­с­ком лип­кин­ском ко­ро­лев­ст­ве.

 

Капитолина КОКШЕНЁВА


 

КТО ДУ­МА­ЕТ ИНА­ЧЕ?





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования