Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 30.10.2009

Изумляемся вместе с Юрием Архиповым

 Сто­ли­ца ми­ро­вой му­зы­ки

 

Мар­сель Бри­он. По­всед­нев­ная жизнь Ве­ны во вре­ме­на Мо­цар­та и Шу­бер­та. – М.: Мо­ло­дая гвар­дия, 2009.

 

Ес­ли вы­ст­ра­и­вать пи­ра­ми­ду выс­ших до­сти­же­ний ми­ро­вой му­зы­ки, то боль­шин­ст­во спе­ци­а­ли­с­тов на са­мую вер­ши­ну по­ме­с­тят, вер­но, нем­ца Ба­ха.

За­то сра­зу под ним ока­жут­ся сра­зу трое ве­ли­ких вен­цев – Мо­царт, Бет­хо­вен и Шу­берт. Прав­да, не­мец Бет­хо­вен до­б­ро­воль­но пе­ре­ме­с­тил­ся сю­да (при­тя­ну­ло как маг­ни­том!) с бе­ре­гов Рей­на, и, ви­ди­мо, по­это­му из­ве­ст­ней­ший фран­цуз­ский эс­се­ист-ис­кус­ст­во­вед Мар­сель Бри­он ис­клю­чил его из на­зва­ния сво­ей кни­ги – «По­всед­нев­ная жизнь Ве­ны во вре­ме­на Мо­цар­та и Шу­бер­та». Хо­тя он в ней, ко­неч­но, при­сут­ст­ву­ет. Как и наш дип­ло­мат граф Ра­зу­мов­ский, из­ве­ст­ней­ший ме­це­нат куль­тур­ной Ве­ны и, преж­де все­го, этой ве­ли­кой тро­и­цы. Квар­те­ты Бет­хо­ве­на, по­свя­щён­ные Ра­зу­мов­ско­му, до сих пор, мо­жет быть, на­и­бо­лее вы­да­ю­ще­е­ся со­зда­ние это­го струн­но­го жа­н­ра. А са­мое боль­шое, воз­мож­но, куль­тур­ное упу­ще­ние пе­тер­бург­ско­го дво­ра со­сто­ит в том, что он не внял уго­во­рам сво­е­го вен­ско­го по­слан­ни­ка при­ис­кать в се­вер­ной сто­ли­це хо­тя бы ка­кое-ни­будь скром­ное ме­с­теч­ко ка­пель­мей­сте­ра для «вы­со­ко­ода­рён­но­го му­зы­кан­та» Мо­цар­та.

Та­кая те­ма на­пра­ши­ва­лась в этой по­пу­ляр­ной из­да­тель­ской се­рии са­ма со­бой. В ми­ре нет го­ро­да с та­ких ко­ли­че­ст­вом ге­ни­аль­ных ком­по­зи­то­ров (срав­нить мож­но толь­ко с Фло­рен­ци­ей или Ам­стер­да­мом по ча­с­ти изо­б­ра­зи­тель­ных ис­кусств). А ведь преж­де ве­ли­кой тро­и­цы бы­ли ещё Глюк и Гайдн, а по­сле них – Брук­нер, Ма­лер, Шён­берг, Ве­берн, Берг. Да ещё мно­го­чис­лен­ное, как ути­ный вы­во­док, се­мей­ст­во под об­щей «стра­у­си­ной» фа­ми­ли­ей Штра­ус…

По­хо­же, что в му­зы­ке Бри­он всё же не так под­на­то­рел, как в жи­во­пи­си. Вни­кать в ню­ан­сы вну­т­рен­не­го раз­ви­тия ве­ли­чай­ше­го или за­га­доч­ней­ше­го из ис­кусств – не его де­ло. За­то он ма­с­тер то­го, в чём дав­но пре­ус­пел, – в изо­б­ра­же­нии эпо­хи. Не вся­кий ис­то­ри­че­с­кий ро­ма­нист спо­со­бен с та­кой на­гляд­но­с­тью пе­ре­дать её скры­тые пру­жи­ны и че­рез край бью­щие внеш­ние им­пуль­сы. Ге­рой этой эпо­хи – ко­неч­но, На­по­ле­он, и это имя по­сто­ян­но мель­ка­ет на её стра­ни­цах. Ведь он и тут, под Ве­ной, по­во­е­вал, одер­жал свои бли­с­та­тель­ные по­бе­ды (бит­ва при Ва­г­ра­ме – важ­ная ве­ха в его по­служ­ном спи­с­ке). Здесь под гром пу­шек не раз про­гар­це­ва­ли его гу­са­ры, сю­да он «по­са­дил» на прав­ле­ние и корм­ле­ние сво­е­го мар­ша­ла Бер­тье, ко­то­рый вы­нуж­ден был – бла­го­да­ре­ние рус­ским! – ус­ту­пить го­род и стра­ну не ме­нее зло­коз­нен­но­му, за­то ме­ст­но­му кня­зю Мет­тер­ни­ху.

Ес­ли са­ма му­зы­ка вы­те­ка­ет из по­доб­ных ис­то­ри­че­с­ких со­бы­тий в на­шем вос­при­я­тии не все­гда, то по­всед­нев­ная жизнь твор­цов этой му­зы­ки, де­тей эпо­хи, оп­ре­де­ля­лась ими все­це­ло. Так что ав­тор впол­не ис­прав­но и как все­гда при­леж­но дер­жит­ся сво­ей те­мы. И де­ла­ет это с боль­шим пи­са­тель­ским оба­я­ни­ем, во мно­гом объ­яс­ня­ю­щим, по­че­му в по­след­нее вре­мя та­кие «на­уч­но-по­пу­ляр­ные» со­чи­не­ния ока­зы­ва­ют­ся у пуб­ли­ки в за­мет­ном фа­во­ре по срав­не­нию со вся­кой вы­ду­ман­но­с­тью и на­ду­ман­но­с­тью псев­до­ху­до­жеств на ис­то­ри­че­с­кую те­му. Ну­жен сверх­ге­ний, как на­ши Тол­стые, что­бы об­раз­ность пре­взо­ш­ла до­ку­мент. Ви­ди­мо, за про­шед­шие ве­ка са­ма пред­мет­ность ис­то­рии на­ко­пи­ла та­кой мо­гу­чий эс­те­ти­че­с­кий по­тен­ци­ал, что уме­ло и точ­но по­дан­ный до­ку­мент за­го­во­рил с эф­фек­том бы­лой эпи­че­с­кой по­эмы.

Ещё од­на кни­га азарт­но­го в не­ус­тан­ном пись­ме сво­ём Бри­о­на (со­пер­ни­ча­ю­ще­го в мно­го­ст­рель­но­с­ти и с са­мим Мо­руа) – ещё од­но то­му под­тверж­де­ние. Кто толь­ко не кля­нёт­ся у нас Мо­цар­том, срав­ни­вая с ним и Пуш­ки­на, у ко­го толь­ко из ин­тел­ли­ген­тов не­дав­не­го про­шло­го, по уве­ре­ни­ям Ан­д­рея Би­то­ва («Пуш­кин­ский дом»), не сле­та­ла с губ шу­бер­то­ва «Ро­за­мун­да»! Ес­ли не вы­мер­ли окон­ча­тель­но в на­шей при­дав­лен­ной биз­не­сом стра­не эти куль­тур­ные ма­с­то­дон­ты, то жи­вой ин­те­рес к этой кни­ге обес­пе­чен не ме­нее, чем все­ми воз­люб­лен­ная ны­не ва­лю­та.


 

Эн­цик­ло­пе­ди­я тан­ца

 

С. Ху­де­ков. Все­об­щая ис­то­рия тан­ца. – М.: ЭКС­МО, 2009.

 

Ба­лет, бе­зус­лов­но, – са­мый уни­вер­саль­ный вид те­а­т­раль­но­го дей­ст­ва. Мо­жет быть, по­это­му он так лю­бим во всём ми­ре. Че­ты­ре ты­ся­чи та­ких лю­би­те­лей те­перь смо­гут сде­лать се­бе за­ме­ча­тель­ный по­да­рок в ви­де этой кни­ги. Прав­да, он мог быть ещё за­ме­ча­тель­нее, ес­ли бы из­да­тель­ст­во «ЭКС­МО» смог­ло оси­лить бу­ма­гу сор­том по­вы­ше и ви­део­ряд бо­лее ка­че­ст­вен­но­го ис­пол­не­ния. Вре­мя, од­на­ко, та­кое, что по одёж­ке при­хо­дит­ся про­тя­ги­вать нож­ки. Спа­си­бо и на том.

Бла­го сам текст кни­ги вы­зы­ва­ет од­ни вос­тор­ги, ни­ка­ких на­ре­ка­ний. Мы-то ду­ма­ли, что с та­ким «им­прес­си­о­ни­с­ти­че­с­ким» бле­с­ком о ба­ле­те спо­со­бен пи­сать один толь­ко при­выч­ный нам за пол­ве­ка обо­зре­ва­тель ба­лет­ной про­дук­ции Ва­дим Га­ев­ский. Ока­зы­ва­ет­ся, у не­го бы­ли по­ис­ти­не ве­ли­кие пред­ше­ст­вен­ни­ки. И, преж­де всех, ав­тор этой кни­ги – рус­ский дво­ря­нин и круп­ный зем­ле­вла­де­лец, ос­но­ва­тель «изящ­но­го са­до­вод­ст­ва», а за­од­но и глав­ный ре­дак­тор «Пе­тер­бург­ской га­зе­ты» Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич Ху­де­ков (1837–1928).

Здесь, в его зна­ме­ни­той не­ког­да кни­ге, не один «им­прес­си­о­низм», но и ос­но­ва­тель­ней­шие эн­цик­ло­пе­ди­че­с­кие зна­ния и све­де­ния о пред­ме­те. На­до бы­ло быть се­рь­ёз­ным ис­то­ри­ком, со­би­ра­те­лем – ред­чай­ших ри­сун­ков, ли­то­гра­фий, фо­то­гра­фий и дру­гих до­ку­мен­тов, име­ю­щих от­но­ше­ние к ис­то­рии ба­ле­та, плюс к это­му и та­лант­ли­вым очер­ки­с­том, что­бы со­здать та­кой про­ст­ран­ный опус, ко­то­рый про­чи­ты­ва­ет­ся на од­ном ды­ха­нии. Уни­каль­ное ико­но­гра­фи­че­с­кое со­бра­ние Ху­де­ко­ва и лег­ло в ос­но­ву из­да­ния, впер­вые вы­шед­ше­го (в не­сколь­ких то­мах) в Рос­сии ещё в на­ча­ле ХХ ве­ка.

Так что труд этот – при всём ос­т­ро­ум­ном бле­с­ке и по­ве­ст­во­ва­тель­ной лёг­ко­с­ти из­ло­же­ния – клас­си­че­с­кий. Будь он ина­че по­ст­ро­ен, он впол­не мог бы на­зы­вать­ся и «Эн­цик­ло­пе­ди­ей тан­ца». Чи­та­тель най­дёт здесь по­дроб­ные и весь­ма жи­во­пис­ные опи­са­ния на­и-­бо­лее при­ме­ча­тель­ных, эпо­халь­ных яв­ле­ний в мно­го­ве­ко­вой ис­то­рии тан­ца – от ри­ту­аль­ных хра­мо­вых действ Древ­не­го Егип­та, Ва­ви­ло­на, Ки­тая до ан­тич­но­с­ти, от сред­не­ве­ко­вых пля­сок свя­то­го Вит­та и ше­ст­вий фла­гел­лан­тов до кар­на­валь­ных гу­ля­ний Воз­рож­де­ния, от це­ре­мон­ных ба­лов при дво­ре «Ко­ро­ля-солн­ца» до ка­фе-шан­та­нов Па­ри­жа и Ве­ны кон­ца де­вят­над­ца­то­го ве­ка. К со­жа­ле­нию, в по­жа­ре 1917 го­да, ког­да гро­ми­ли ря­зан­ское по­ме­с­тье Ху­де­ко­ва, по­гиб­ла за­клю­чи­тель­ная часть тру­да всей его жиз­ни – опи­са­ние «дя­ги­лев­ско­го взры­ва» рус­ско­го ба­ле­та, ев­ро­пей­ских три­ум­фов Ни­жин­ско­го, Пав­ло­вой и Кар­са­ви­ной. Об­руб­лен­ной ока­за­лась, та­ким об­ра­зом, на­и­бо­лее ин­те­рес­ная для нас – рус­ская часть ка­пи­таль­ной ис­то­рии тан­ца.

За­то вся­кий ин­те­ре­су­ю­щий­ся пред­ме­том чи­та­тель об­ре­тёт в этой кни­ге изящ­ные очер­ки-пор­т­ре­ты о са­мых зна­ме­ни­тых хо­рео­гра­фах и тан­цов­щи­ках про­шло­го – от Но­ве­ра и До­бер­ви­ля до Та­ль­о­ни, Фа­ни Эль­слер и Фа­ни Чер­ри­то. Кро­ме то­го, от­дель­ных гла­вок удо­с­то­е­ны опи­са­ния тех­ни­ки не­ко­то­рых тан­цев, по­пу­ляр­ных в раз­ные эпо­хи, – та­ких как па­ва­на, га­ль­яр­да, ку­ран­та, ме­ну­эт, са­ра­бан­да, га­вот, ша­ко­на, там­бу­рин и мно­гие дру­гие.

В це­лом – зна­чи­тель­ное и при­вле­ка­тель­ное куль­тур­ное де­я­ние, ко­то­рое долж­но быть при­ме­ром и для дру­гих на­ших из­да­тельств, еже­ли они не же­ла­ют сво­дить свою де­я­тель­ность к на­ва­ри­ва­нию ба­ры­шей на низ­ко­проб­ной ли­те­ра­ту­ре. Сколь­ко по­доб­ных пе­ре­из­да­ний мог­ли бы ещё по­ра­до­вать взы­с­ка­тель­но­го со­вре­мен­но­го чи­та­те­ля, от­лу­чён­но­го от книж­ных со­кро­вищ про­шло­го!


 

Ме­та­фи­зи­че­с­кий экс­тракт

 

И.Н. Шу­мей­ко. Го­ли­цы­ны и вся Рос­сия. – М.: Ве­че, 2008.

 

Июль 1984 го­да. С дву­мя при­яте­ля­ми-ис­то­ри­ка­ми си­дим на вы­со­чен­ном об­ры­ве над Клязь­мой, лю­бу­ясь зе­ле­но­доль­ным пей­за­жем. Вни­ма­ем рез­вя­щим­ся ла­с­точ­кам и пу­ле­мёт­ной дро­би: спра­ва, от Ко­в­ро­ва, до­но­сят­ся зву­ки ис­пы­ту­е­мых об­раз­цов. Ждём кня­зя Сер­гея Ми­хай­ло­ви­ча Го­ли­цы­на – в роб­кой на­деж­де, что по­да­рит свои ра­ри­тет­ные вос­по­ми­на­ния, «За­пи­с­ки уце­лев­ше­го». Князь, се­до­вла­сый строй­ный кра­са­вец, ушёл в пи­о­нер­ла­герь рас­ска­зы­вать от­ро­кам и от­ро­ко­ви­цам об Ан­д­рее Бо­го­люб­ском и его ар­хи­тек­тур­ном чу­де – По­кро­ве на Нер­ли.

На­ко­нец, князь яв­ля­ет­ся и ода­ри­ва­ет – не толь­ко кни­гой, но и аро­мат­ным ча­ем с мя­той под не­скон­ча­е­мую бе­се­ду. То­же про­мель­ки па­мят­но­го – из чис­ла са­мых дра­го­цен­ных…

Об этом кня­зе Го­ли­цы­не речь то­же идёт в кни­ге Иго­ря Шум­ско­го. Как и о мно­гих дру­гих слав­ных пред­ста­ви­те­лях это­го ро­да. Сре­ди ко­то­рых и фа­во­ри­ты го­су­да­рынь, по су­ти, пра­вив­шие Рос­си­ей в иные го­ды, и важ­ные чи­нов­ни­ки – канц­ле­ры, ми­ни­с­т­ры и гу­бер­на­то­ры, и пол­ко­вод­цы, и, бли­же к на­шим вре­ме­нам, из­ве­ст­ные все­му ми­ру учё­ные, пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки. Ес­ли со­брать ны­не всех от­пры­с­ков пло­до­нос­но­го се­мей­ст­ва, на­бе­рёт­ся ку­да бо­лее сот­ни душ. Об­шир­ней­шая ди­на­с­тия, на­всег­да врос­шая в ис­то­рию от­чиз­ны. Слав­но ей по­слу­жив­шая на са­мых раз­ных пу­тях и пе­ре­пу­ть­ях, хо­тя и на­тал­ки­ва­ясь по­рой на са­мую чёр­ную не­бла­го­дар­ность. Что ж, по­то­му и на­зва­на кни­га «…и вся Рос­сия» – в Рос­сии во все ве­ка и впрямь хва­та­ет вся­ко­го.

Фа­ми­лия слав­но­го ро­да про­изо­ш­ла от про­зви­ща од­но­го из ра­то­бор­цев сред­них ве­ков: «го­ли­ца» – это же­лез­ная бо­е­вая ру­ка­ви­ца по-тог­даш­не­му. Во­об­ще-то они – Ге­ди­ми­но­ви­чи, из ве­ли­ких ли­тов­ских кня­зей. В пе­ри­од оче­ред­но­го ис­то­ри­че­с­ко­го раз­ло­ма пра­во­слав­ные по­том­ки Ге­ди­ми­на, Оль­гер­да и Ви­тов­та ока­за­лись на ле­ген­дар­ном рас­пу­тье. Как и по­ла­га­ет­ся в ми­фе, пе­ред ни­ми бы­ли три до­ро­ги: дви­нуть­ся на За­пад (в Поль­шу), ос­тать­ся в опо­ля­чен­ной Лит­ве или от­пра­вить­ся на Вос­ток – в Мос­ко­вию. Те Го­ли­цы­ны, что со­ста­ви­ли сла­ву Рос­сии (и про­дол­жа­ют её сво­им тру­дом про­слав­лять), по­том­ки как раз тех, что сде­ла­ли свой «мос­ков­ский вы­бор». Да так ос­но­ва­тель­но, что сре­ди пя­ти уч­ре­ди­те­лей рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва, за­пе­чат­лён­ных на па­мят­ни­ке ты­ся­че­ле­тия Ру­си в Нов­го­ро­де, их, Ге­ди­ми­но­ви­чей, це­лых трое!

Кни­га Иго­ря Шум­ско­го убе­ди­тель­но объ­яс­ня­ет, по­че­му так по­пу­ля­рен стал в по­след­ние го­ды ис­то­ри­че­с­кий жанр. Про­сто мно­гие на­ши ис­то­ри­ки на­учи­лись из­ла­гать свой ма­те­ри­ал, как за­прав­ские, иной раз весь­ма не­о­рди­нар­ные пи­са­те­ли. Вот и Шум­ский: фра­зу стро­ит уп­ру­го, на­по­ри­с­то, не пре­не­бре­гая изящ­ным афо­ри­с­ти­че­с­ким фор­сом. А уж сю­же­тов и при­клю­че­ний рос­сий­ская ис­то­рия пред­ла­га­ет столь­ко, что по­за­ви­ду­ют лю­бые, пусть и са­мые изо­б­ре­та­тель­ные де­тек­тив­щи­ки.

Под­стать ав­то­ру ис­сле­до­ва­ния Иго­рю Шум­ско­му и ав­тор пре­дис­ло­вия Лев Ан­нин­ский: то­же не да­ёт со­ску­чить­ся, хо­тя и взял на се­бя вро­де бы не та­кую уж ве­сё­лую мис­сию – из­ло­жить «ме­та­фи­зи­че­с­кий» экс­тракт ты­ся­че­лет­ней рос­сий­ской ис­то­рии, как она от­ра­зи­лась в пре­лом­ле­ни­ях вид­ней­ше­го ари­с­то­кра­ти­че­с­ко­го се­мей­ст­ва в тех или иных ис­то­ри­че­с­ких «уз­лах» и «за­кру­тах» на про­тя­же­нии ве­ков.

Так что не­ма­лый по на­шим вре­ме­нам ти­раж не удив­ля­ет: кни­га об­ре­че­на стать оче­ред­ным ис­то­ри­че­с­ким бест­сел­ле­ром мо­ло­до­го, но уже слав­но за­ре­ко­мен­до­вав­ше­го се­бя ав­то­ра.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Юрий АРХИПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования