Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 30.10.2009

Находки сентябрьских номеров

 Ис­то­ри­о­со­фия ар­хи­ва­ри­у­са

Ти­ли-ти­ли-ти­ли-бом.

Му­зы­ка дво­рян­ской жиз­ни, да­же ес­ли эта му­зы­ка –

толь­ко ны­тьё пар­кет­ных пла­шек под но­га­ми.

Ге­ор­гий Да­вы­дов. Как из­ба­вить­ся от сверч­ков.

Рас­сказ. «Зна­мя», № 9

 

Дол­го ду­мал, ка­кую из пуб­ли­ка­ций сен­тябрь­ско­го «Зна­ме­ни» по­ме­с­тить в своё «Бю­ро жур­наль­ных на­хо­док».

По­на­ча­лу хо­тел рас­ска­зать об ум­ной, точ­ной и страш­ной по­ве­с­ти Эр­га­ли Ге­ра «Ко­ма». По­том ре­шил, что она тре­бу­ет ино­го кон­тек­с­та рас­смо­т­ре­ния. О ней на­до ли­бо го­во­рить дол­го и все­рьёз, ли­бо не го­во­рить ни­как.

По­се­му ос­та­нов­люсь на рас­ска­зе Ге­ор­гия Да­вы­до­ва «Как из­ба­вить­ся от сверч­ков». Это – ку­да бо­лее лёг­кий слу­чай.

С не­ко­то­ро­го вре­ме­ни Ге­ор­гий Да­вы­дов стал обиль­но пе­ча­тать­ся в «тол­стых жур­на­лах»; его рас­ска­зы рав­но при­ве­ча­ют и «Но­вый мир», и «Зна­мя». По­доб­но мод­ным жи­во­пис­цам XIX ве­ка, прак­ти­ко­вав­шим­ся на чём-то един­ст­вен­ном – на ко­тя­тах или на ита­ль­ян­ских пей­за­жах, Да­вы­дов спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на од­ной и той же те­ма­ти­ке; эта те­ма­ти­ка – «судь­ба лю­дей ста­рой Рос­сии и их ве­щей в кош­мар­ных со­вет­ских ус­ло­ви­ях». В двад­ца­тые-трид­ца­тые го­ды бы­ло ха­рак­тер­ное сло­веч­ко – «быв­шие». Вот Да­вы­дов и пи­шет о тех са­мых «быв­ших». До­пу­с­тим, жил-был ин­же­нер (или док­тор) бла­го­род­ных кро­вей, знав­ший пят­над­цать язы­ков и лю­бив­ший иг­рать в бу­ри­ме с ку­зи­ной и ку­зе­ном. Ку­зи­ну по­са­ди­ли в 1936 го­ду, ку­зе­на и во­все рас­ст­ре­ля­ли в 1946 го­ду, ин­же­не­ра (или док­то­ра) вы­се­ли­ли в ужас­ную ком­му­нал­ку, ему ста­ло не с кем иг­рать в бу­ри­ме, и он по­мре – но от не­го ос­тал­ся бре­гет уди­ви­тель­ной кра­со­ты (да­лее – на три стра­ни­цы – по­дроб­ное опи­са­ние бре­ге­та). Ан­тик­вар­ная про­за, од­ним сло­вом.

На сей раз Ге­ор­гий Да­вы­дов по­ве­дал про не­кое «Об­ще­ст­во изу­че­ния рус­ской усадь­бы», по­явив­ше­е­ся в 1929 го­ду. Всех чле­нов это­го об­ще­ст­ва, ра­зу­ме­ет­ся, пе­ре­са­жа­ли в трид­ца­тые. А ко­му они ме­ша­ли – ми­лые сверч­ки за­печ­ные! Со­би­ра­лись на ча­ст­ных квар­ти­рах, стре­ко­та­ли вво­лю о бы­лом дво­рян­ском бы­те, чи­та­ли до­кла­ды, по­свя­щён­ные грот-ру­и­нам, ко­ти­ль­о­нам, жи­ран­до­лям, кла­ви­кор­дам и кси­ло­гра­фи­ям. Пред­се­да­тель «Об­ще­ст­ва» – и во­все умел оп­ре­де­лять год вы­пу­с­ка ли­мож­ско­го фар­фо­ра – по его зву­ча­нию. И по всей этой бе­зо­бид­но-хруп­кой уса­деб­ной ми­ло­те, по ли­мож­ско­му фар­фо­ру – са­по­гом, са­по­гом эн­ка­ве­дист­ским!

Мне пред­став­ля­ет­ся, что в дан­ном слу­чае рас­то­роп­ный ан­тик­вар Да­вы­дов не­на­ро­ком за­брёл на по­сто­рон­нюю тер­ри­то­рию. Хо­тя бы по­то­му, что ре­аль­ные «пас­се­и­с­ти­че­с­кие круж­ки двад­ца­тых го­дов» пред­став­ля­ли ку­да бо­лее се­рь­ёз­ное яв­ле­ние. То есть там, ко­неч­но, рас­ска­зы­ва­ли о жи­ран­до­лях и бук­ве ять. А по­том, мно­гие де­ся­ти­ле­тия спу­с­тя уце­лев­шие-по­ста­рев­шие спе­ци­а­ли­с­ты по усадь­бам и ятю вдруг ста­но­ви­лись цен­т­раль­ны­ми иде­о­ло­ги­че­с­ки­ми фи­гу­ра­ми край­не ин­те­рес­ных со­ци­аль­ных и куль­тур­ных про­цес­сов. До­ста­точ­но вспом­нить ака­де­ми­ка Дми­т­рия Ли­ха­чё­ва (кста­ти, уго­див­ше­го на Со­лов­ки за уча­с­тие в та­ком вот «круж­ке рев­ни­те­лей ста­ри­ны»). Или Ми­ха­и­ла Бах­ти­на.

Бо­лее то­го, те­ма со­от­но­ше­ния «ста­рой бла­го­род­ной куль­ту­ры» и «но­вой ре­аль­но­с­ти» бы­ла глав­ной в ли­те­ра­ту­ре двад­ца­тых–на­ча­ла трид­ца­тых го­дов ХХ ве­ка. О ней на­пря­жён­но раз­мы­ш­ля­ли Юрий Оле­ша, Ва­ги­нов, До­бы­чин, Осип Ман­дель­ш­там. Как все они ужас­ну­лись бы, уз­нав, что в сле­ду­ю­щем ве­ке за­хо­жий ан­тик­вар от ли­те­ра­ту­ры све­дёт эту важ­ней­шую и тра­гич­ней­шую те­му – к сверч­ко­во-жи­ран­доль­ным сте­на­ни­ям.

Кста­ти, итог те­ме под­ве­ли Ильф и Пе­т­ров – «Две­над­ца­тью сту­ль­я­ми». Вот они-то как раз све­ли всё к ан­тик­ва­ри­а­ту, сту­ль­ям Гамб­са и брю­ли­кам. Име­ли пра­во – на­ме­рен­но хо­те­ли дис­кре­ди­ти­ро­вать всю па­ра­диг­му и тем са­мым «на­всег­да снять во­прос». Но у Да­вы­до­ва-то про­ти­во­по­лож­ные на­ме­ре­ния вро­де бы…

Меж­ду про­чим, был в «Две­над­ца­ти сту­ль­ях» вто­ро­сте­пен­ный пер­со­наж – ста­рый ар­хи­ва­ри­ус Вар­фо­ло­мей Ко­ро­бей­ни­ков, со­ста­ви­тель по­дроб­ней­шей опи­си иму­ще­ст­ва «быв­ших» и то­же сво­е­об­раз­ный ис­то­ри­о­соф («…Всё мо­жет про­изой­ти… Ки­нут­ся тог­да лю­ди ис­кать свои ме­бе­ля, а где они, ме­бе­ля?»).

Не мо­гу из­ба­вить­ся от мыс­ли, что стиль­ным пе­ром Ге­ор­гия Да­вы­до­ва во­дит тот са­мый ста­рик Ко­ро­бей­ни­ков.

 

Се­рый ква­д­рат

Это по­то­му, что мы, мы ук­ла­ды­ва­ем всё,

на что гля­дят на­ши гла­за, в ли­нии, фи­гу­ры и те­ла.

В дей­ст­ви­тель­но­с­ти это бес­фор­мен­ные куч­ки

или гру­ды ос­кол­ков и об­рыв­ков ма­те­рии.

Ана­то­лий Най­ман. Гру­да, ко­лос и со­вок.

Ро­ман. «Ок­тябрь», № 9

 

Ана­то­лия Най­ма­на в ли­те­ра­тур­ных жур­на­лах лю­бят.

И не­бе­зос­но­ва­тель­но: Най­ман – че­ло­век с яр­кой би­о­гра­фи­ей (се­к­ре­тарь Ан­ны Ах­ма­то­вой), ли­бе­рал, хри­с­ти­а­нин, ос­т­ро­умец, джентль­мен. Не пе­ре­во­дил сти­хи Турк­мен­ба­ши, не на­ез­жал на звё­зд­но­го дру­га Осю Брод­ско­го (по­ку­сы­вал его ис­под­тиш­ка, но это – не в счёт). И глав­ное – все­гда и вез­де спо­со­бен со­хра­нить бла­го­род­ное вы­ра­же­ние ли­ца. Как не при­ве­тить та­ко­го ре­с­пек­та­бель­но­го гос­по­ди­на!

Най­ма­на лит­жур­на­лы раз­ба­ло­ва­ли. На­пи­шет Най­ман ку­ли­нар­ную кни­гу – опуб­ли­ку­ют ку­ли­нар­ную кни­гу, при­пом­нит ис­то­рию о «чу­дес­ных сов­па­де­ни­ях» – тис­нут и «чу­дес­ные сов­па­де­ния». А меж­ду тем про­за Най­ма­на (ум­ная по ме­ло­чам) со­вер­шен­но ли­ше­на ос­но­вы, стерж­ня, фор­мы, су­ти. Сти­хи Най­ма­на то­же из­ряд­но бес­фор­мен­ны, но они, по край­ней ме­ре, не за­ни­ма­ют сот­ню стра­ниц.

Де­вя­тый но­мер «Ок­тя­б­ря». Но­вый ро­ман Ана­то­лия Най­ма­на «Гру­да, ко­лос и со­вок» (пер­вая часть). Най­ман как Най­ман. К сча­с­тью, на сей раз он не сво­дит счё­ты с дру­зь­я­ми и зна­ко­мы­ми – но не­ту­ти и за­нят­ных идей, ка­ко­вые вре­ме­на­ми име­ли ме­с­то в «По­эзии и не­прав­де». Зо­ло­тая най­ма­нов­ская се­ре­ди­на.

Не­скон­ча­е­мое ква­зи­эс­се без на­ча­ла и кон­ца, без фа­бу­лы и це­ли. Пер­вая часть на­пи­са­на от име­ни вы­мы­ш­лен­но­го пер­со­на­жа – ин­же­не­ра Иго­ря Чер­кас­ско­го, «кра­сав­ца, по­да­вав­ше­го на­деж­ды». Вя­лые лю­бов­ные ин­триж­ки, уны­лые со­вет­ские по­лу­пре­да­тель­ст­ва – осен­ний ма­ра­фон, ти­по­вая судь­ба. По­бли­зо­с­ти на фо­не до­мо­ро­щен­ной бо­ге­мы кру­тит­ся-вер­тит­ся, ма­я­чит, по­зи­ру­ет, ос­т­рит и во­вре­мя по­ми­на­ет­ся Иго­рем Чер­кас­ским не­кто Ана­то­лий Най­ман. Вто­рая часть – от ли­ца ав­то­ра. И по­то­му чуть по­жи­вее. Но­с­таль­гия по ухо­дя­щей мо­ло­до­с­ти, «на­ша ком­па­ния – луч­шая в ми­ре», тём­ная ис­то­рия о том, как од­на ком­со­моль­ская ду­ра на­сту­ча­ла на ос­т­ро­ум­ца Ми­тень­ку Уру­со­ва и по­гу­би­ла его (те­ма сту­ка­че­ст­ва ста­ла в про­зе Най­ма­на на­вяз­чи­вой). В двух­ты­сяч­ный раз ре­ша­ет­ся «за­гад­ка Ста­ли­на». Её раз­гад­ка (по Най­ма­ну) в том, что Ста­лин, ока­зы­ва­ет­ся, был «об­раз­цо­вой по­сред­ст­вен­но­с­тью». Ну и, ко­неч­но же, раз­ли­ван­ные мо­ря «по­ис­ков ут­ра­чен­но­го вре­ме­ни» (вот толь­ко за­ме­с­то пи­рож­но­го «Мад­лен» – тош­но­твор­ные де­ли­ка­те­сы со­вет­ских сто­ло­вок).

Вновь не по­вез­ло Алек­сан­д­ру Со­пров­ско­му и все­му «Мос­ков­ско­му вре­ме­ни» – они по­па­ли в «зо­ну Иго­ря Чер­кас­ско­го» и опи­са­ны от ли­ца брюз­ги Чер­кас­ско­го. Со­пров­ский (вы­ве­ден­ный под про­зрач­ным ге­те­ро­ни­мом) – не­пло­хой па­рень, но не орёл («Сти­хи Со­ко­лов­ско­го… об­да­ва­ли рых­ло­ва­то­с­тью. Эти­че­с­кие эс­се… не пре­вос­хо­ди­ли хо­ро­ших ев­ро­пей­ских и луч­ших на­ших об­раз­цов»). И ре­бя­та из «Мос­ков­ско­го вре­ме­ни» (не на­зы­ва­е­мые по име­нам, но уга­ды­ва­е­мые) – не ор­лы («уме­рен­но ода­рён­ные»). Ещё бы, ведь это толь­ко на­ша ком­па­ния – луч­шая в ми­ре. А все не на­ши ком­па­нии – не луч­шие в ми­ре... Не Най­ма­ну бы су­дить и су­да­чить о Со­пров­ском, от­кро­вен­но го­во­ря…

Про­за Най­ма­на все­гда про­из­во­дит на ме­ня од­но и то же впе­чат­ле­ние: ког­да я её чи­таю, мне чу­дит­ся, что я за­клю­чён в не­скон­ча­е­мое и бе­зы­с­ход­ное ква­д­рат­но-ку­би­че­с­кое сту­де­ни­с­тое про­ст­ран­ст­во, по­гре­бён в ед­ком се­ром студ­не, и это – на­всег­да.

По­то­му-то я взял сме­лость су­дить о пер­вой по­ло­ви­не най­ма­нов­ско­го ро­ма­на, не оз­на­ко­мив­шись со вто­рой. Ведь я же знаю: что в на­ча­ле студ­ня, то и в кон­це студ­ня. Как ни режь его, как ни ешь его – тот же вкус.

 

Чер­но­мор­ский пе­ре­бор

Все мы но­сим на го­ло­ве ог­ром­ные кор­зи­ны

с лу­ко­вич­ной ше­лу­хой, но толь­ко ис­тин­ный ху­дож­ник

уме­ет вы­ло­вить от­ту­да про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва.

Я знаю о кор­зи­не. Но лу­ко­ви­цы от ме­ня ус­коль­за­ют.

Уль­я­на Га­ма­юн. Без­молв­ная жизнь со ста­рым бо­тин­ком.

По­весть. «Но­вый мир», № 9

 

Дне­про­пе­т­ров­ская пи­са­тель­ни­ца Уль­я­на Га­ма­юн пы­та­ет­ся под­ра­жать «юж­ной (чер­но­мор­ской) про­зе» – при­воль­ной, жиз­не­лю­би­вой, ро­ман­тич­ной, зем­ной, кра­соч­ной, го­ря­чей и гу­с­той, слов­но ук­ра­ин­ский борщ.

Де­ло хо­ро­шее. Вот толь­ко от сло­ва «борщ» про­ис­хо­дит гла­гол «пе­ре­бор­щить».

Нач­ну с то­го, что по­весть Уль­я­ны Га­ма­юн «Без­молв­ная жизнь со ста­рым бо­тин­ком» на­пи­са­на от ли­ца взрос­ло­го (и смер­тель­но боль­но­го) че­ло­ве­ка, вспо­ми­на­ю­ще­го о сво­ём при­мор­ском дет­ст­ве – но уз­на­ём мы об этом лишь на по­след­них стра­ни­цах. До са­мо­го фи­на­ла по­ве­ст­во­ва­ние как бы идёт из уст де­вя­ти­лет­не­го ре­бён­ка.

Со­зна­ние де­тей млад­ше­го школь­но­го воз­ра­с­та име­ет од­ну осо­бен­ность: из трёх ти­пов ре­чи – по­ве­ст­во­ва­ния, опи­са­ния, рас­суж­де­ния – де­ти это­го воз­ра­с­та на­уча­ют­ся вла­деть толь­ко по­ве­ст­во­ва­ни­ем. На­вы­ки ре­че­во­го опи­са­ния при­хо­дят к ним поз­же.

Мо­но­лог же ма­ло­лет­не­го ге­роя Уль­я­ны Га­ма­юн – не­прав­до­по­доб­но опи­са­те­лен на 90 про­цен­тов. Уль­я­на во­всю ста­ра­ет­ся по­ка­зать, что вла­де­ет пе­ром не ху­же Ба­бе­ля и Ва­лен­ти­на Ка­та­ева: в каж­дом её пред­ло­же­нии не ме­нее пя­ти-ше­с­ти «ка­та­ев­ских» эпи­те­тов – и плюс к то­му по два-три смач­ных срав­не­ния «под Ба­бе­ля». Но у Ка­та­ева с Ба­бе­лем яр­кая ме­та­фо­ри­ка бы­ла к ме­с­ту, она не от­сла­и­ва­лась от сю­же­та. У Уль­я­ны Га­ма­юн от­сло­е­ние сти­ли­с­ти­ки от сю­же­та пря­мо-та­ки ка­та­ст­ро­фич­но.

Соб­ст­вен­но го­во­ря, сю­же­та как та­ко­во­го в её по­ве­с­ти поч­ти нет. Есть за­хо­лу­ст­ный при­мор­ский го­ро­док. Есть не­сколь­ко групп пер­со­на­жей, не­связ­но раз­бро­сан­ных по про­ст­ран­ст­ву тек­с­та (вот три дру­га-ма­лы­ша – Дюк, Ка­ра­сик и рас­сказ­чик; вот лю­бов­ный тре­у­голь­ник за­ез­жих жи­во­пис­цев – Дыл­да, Ро­бин и Ли­за; вот ко­ло­рит­ная па­роч­ка «го­род­ских вла­с­тей» – при­дур­ко­ва­тый мэр Илю­ша и его уш­лый по­мощ­ник До­б­рень­кий; вот – та­ин­ст­вен­ная глу­хо­не­мая Ста­ру­ха). В фи­на­ле по­ве­с­ти тро­и­ца ма­лы­шей вдруг ока­зы­ва­ет­ся в бу­шу­ю­щем мо­ре (вы­жи­ва­ет лишь рас­сказ­чик – его вы­та­с­ки­ва­ет на бе­рег Ста­ру­ха), Илю­ша с До­б­рень­ким то­же гиб­нут ни с то­го ни с се­го (сго­ра­ют в пу­с­том до­ме Ста­ру­хи). В об­щем, все умер­ли…

Сия хи­лая за­ча­точ­ная фа­бу­ла на­прочь за­дав­ле­на тор­же­ст­ву­ю­щей, мно­го­слой­ной, мас­сив­но-мя­си­с­той, из­ну­ри­тель­ной, хищ­ной, са­мо­до­ста­точ­ной опи­са­тель­но­с­тью. По­ве­ст­во­ва­тель бес­пре­с­тан­но опи­сы­ва­ет всё, на что упа­дёт взгляд. От­то­го его об­раз тра­ги­ко­мич­но ис­ка­жа­ет­ся: мы слы­шим (и ви­дим) не бес­ша­баш­но­го га­в­ри­ка-га­в­ро­ша, а не­сча­ст­но­го ре­бён­ка, стра­да­ю­ще­го тя­же­лей­шей фор­мой ау­тиз­ма. Уль­я­на Га­ма­юн хо­чет на­пи­сать «Бе­ле­ет па­рус оди­но­кий», а вме­с­то это­го у неё не­по­пра­ви­мо вы­хо­дит «Шко­ла для ду­ра­ков».

Уль­я­на Га­ма­юн очень та­лант­ли­ва. Две тре­ти об­ра­зов и срав­не­ний Уль­я­ны Га­ма­юн – снай­пер­ски точ­ны; сам мэтр Ка­та­ев не от­ка­зал­ся бы от них (жаль, что пи­са­тель­ни­ца не на­хо­дит си­лы вы­ки­нуть ос­тав­шу­ю­ся сор­ную треть – два ки­ло по­вид­ла и ки­ло му­со­ра об­ра­зу­ют в сум­ме три ки­ло му­со­ра).

Но сам по се­бе та­лант ма­ло что даст. Та­лант без уме­ния уме­ст­но им рас­по­ря­дить­ся – всё рав­но что бом­ба без за­па­ла или пи­с­толь с хо­ло­с­ты­ми па­тро­на­ми. Уль­я­на Га­ма­юн ри­с­ку­ет по­вто­рить твор­че­с­кий путь Алек­сан­д­ра Или­чев­ско­го, ве­ду­щий к «Бу­ке­ру», а не к Пар­на­су.


Кирилл АНКУДИНОВ,
г. МАЙКОП




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования