Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44-45. 13.11.2009

Кто пытается писателю заткнуть рот

Ольга ИЖЕНЯКОВА
Ольга ИЖЕНЯКОВА

 С дет­ст­ва я хо­те­ла быть жур­на­ли­с­том, о дру­гой про­фес­сии и мыс­ли не до­пу­с­ка­ла. Пер­вая пуб­ли­ка­ция в ше­ст­над­цать лет, по­том по­сле­до­ва­ло ак­тив­ное со­труд­ни­че­ст­во с «рай­он­кой» «Го­лос Кон­ды». Вско­ре меч­та ста­ла про­фес­си­ей, под­креп­лён­ная дип­ло­мом и по­ко­рив­шей эк­за­ме­на­ци­он­ную ко­мис­сию ра­бо­той на 200 стра­ни­цах по те­ме: «Ав­тор­ская по­зи­ция в пе­чат­ных СМИ».

С про­фес­си­о­наль­ной за­да­чей – до­не­с­ти со­бы­тия до чи­та­те­ля – я обыч­но справ­ля­лась на «от­лич­но». На­ча­ло мо­ей де­я­тель­но­с­ти при­шлось на 90-е го­ды, ког­да ра­бо­та жур­на­ли­с­та под­вер­га­лась толь­ко кор­рек­тор­ской прав­ке, сло­ва вро­де «иде­о­ло­гия» мы слы­ша­ли из уст стар­ших кол­лег и удив­ля­лись, как здра­во­мыс­ля­ще­му, об­ра­зо­ван­но­му че­ло­ве­ку мож­но за­пре­тить пи­сать прав­ду? Ну, в са­мом де­ле, как та­кое воз­мож­но? Ес­ли су­дят, к при­ме­ру, ялу­то­ров­скую бан­ду, на со­ве­с­ти ко­то­рой бо­лее де­ся­ти че­ло­ве­че­с­ких жиз­ней, а им по­та­ка­ет про­ку­рор – это вид­но по хо­ду про­цес­са не­во­ору­жён­ным взгля­дом. Зна­чит, так об этом и пи­шем, а ре­дак­тор, со­от­вет­ст­вен­но, всё про­пу­с­ка­ет. Про­цесс за­тя­ги­ва­ет­ся, убий­цы по­лу­ча­ют боль­шие сро­ки. Ес­ли по­став­ка про­дук­тов в рай­о­ны Край­не­го Се­ве­ра на­ру­ше­на, лю­ди ме­ся­ца­ми жи­вут без са­мо­го не­об­хо­ди­мо­го – пи­шем об этом. Чи­нов­ни­ки про­во­дят со­ве­ща­ния од­но за дру­гим, и уже че­рез не­де­лю по­сле вы­хо­да ста­тьи – к се­ве­ря­нам по­сту­па­ют про­дук­ты. Так бы­ло мно­го раз. И, ка­за­лось, бу­дет все­гда. Но од­наж­ды к нам в ко­ман­ди­ров­ку при­ехал жур­на­лист из Би-Би-Си, впол­не снос­но го­во­рив­ший на рус­ском. Мы от­кро­вен­ни­ча­ли с ним, и он про­ро­че­с­ки про­из­нёс: «Че­рез ка­ких-ни­будь пять-де­сять лет вы не смо­же­те так же от­кры­то ра­бо­тать… Сво­бо­да сло­ва? Вы же за неё не бо­ро­лись. Да­ром по­лу­чи­ли – и лег­ко от­да­ди­те». Я так и не по­ня­ла это­го «вы за неё не бо­ро­лись» – ско­рее все­го, эта фра­за ад­ре­со­ва­на лич­но мне, я дей­ст­ви­тель­но по­лу­чи­ла её да­ром, как са­мо со­бой ра­зу­ме­ю­щий­ся факт. Бо­лее то­го, я ис­крен­не счи­та­ла, что бу­ду все­гда жить при де­мо­кра­ти­че­с­ком строе и с мо­им чув­ст­вом со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­с­ти смо­гу при­не­с­ти мак­си­маль­ную поль­зу об­ще­ст­ву…

В 2000 го­ду ус­ло­вия ра­бо­ты на­ча­ли рез­ко ме­нять­ся. Нам ста­ли бук­валь­но «за­ты­кать рот». Нель­зя ста­ло пи­сать об оче­вид­ном, на­при­мер, о том, что Тю­мен­ская об­ласть – ме­с­то, где до­бы­ва­ет­ся 90 про­цен­тов рос­сий­ско­го га­за – бо­лее чем на­по­ло­ви­ну не­га­зи­фи­ци­ро­ва­на… Ре­ги­он, яв­ля­ю­щий­ся до­но­ром, оп­ре­де­ля­ю­щий неф­тя­ную по­ли­ти­ку в Рос­сии и ми­ре, име­ет са­мых ни­щих жи­те­лей. По­мню, как при­еха­ла не­мец­кая де­ле­га­ция в Ишим, а на до­ро­ге как раз ава­рия, и я, как че­ло­век зна­ю­щий ме­ст­ность, пред­ло­жи­ла во­ди­те­лю объ­е­хать че­рез со­сед­ние де­рев­ни. Едем с нем­ца­ми, нам то тут, то там по­па­да­ют­ся ту­а­ле­ты «а-ля со­ба­чьи буд­ки», один са­мый вы­ра­зи­тель­ный, ще­ли раз­ме­ром с ла­донь, а вну­т­ри че­ло­век си­дит. Нем­цы сна­ча­ла го­ло­ва­ми вер­те­ли, фо­то­гра­фи­ро­ва­ли, а ког­да в том са­мом уви­де­ли че­ло­ве­ка – про­сто за­хло­па­ли в ла­до­ши! Мне стыд­но, глаз не под­нять, а наш фо­то­кор мо­ло­дой уви­дел ре­ак­цию нем­цев и го­во­рит: «Это ещё что! Вон в Аб­бат­ском рай­о­не в не­ко­то­рых из­бах во­об­ще ту­а­ле­тов нет, там в по­лу в сен­ках до­сок не­ту, ту­да и хо­дят». Кста­ти, на со­ве­ща­нии, ку­да еха­ли нем­цы, наш гу­бер­на­тор до­кла­ды­вал о том, что уро­вень жиз­ни в об­ла­с­ти в це­лом вы­ше об­ще­рос­сий­ско­го…

Вско­ре нель­зя ста­ло пи­сать да­же об от­кры­том про­из­во­ле, да­же ес­ли это ка­са­ет­ся лич­но те­бя. Си­ту­а­ция не­ве­ро­ят­ная: ког­да у ме­ня ро­дил­ся ре­бё­нок, мы, мо­ло­дые ро­ди­те­ли, тут же вста­ли в оче­редь в дет­ский сад. Каж­дый год хо­ди­ли, от­ме­ча­лись, ди­тё вос­пи­ты­ва­лось в се­мье, и вот сы­ну уже шесть лет, идём про­сить ме­с­то, а нам го­во­рят: «Ва­ша оче­редь 11 346. Как дой­дёт – так и при­гла­сим». Бе­ру каль­ку­ля­тор и под­счи­ты­ваю ско­рость этой оче­ре­ди, ока­зы­ва­ет­ся, она до нас дой­дёт че­рез двад­цать де­вять лет…

Всё же я на­хо­ди­ла да­же в та­кие вре­ме­на воз­мож­ность пуб­ли­ко­вать­ся, про­во­ди­ла жур­на­лист­ские рас­сле­до­ва­ния, ак­тив­но со­труд­ни­ча­ла со все­ми га­зе­та­ми Тю­мен­ской об­ла­с­ти, где нет-нет, но вы­хо­ди­ли ста­тьи, кру­то ме­ня­ю­щие судь­бу от­дель­ных лю­дей. Век не за­бу­ду, как вра­чи но­чью бук­валь­но вы­гна­ли пен­си­о­нер­ку-ин­ва­лид­ку из боль­ни­цы из-за то­го, что у неё де­нег не бы­ло.

Я изу­чи­ла ди­а­гноз, взя­ла ком­мен­та­рий у вра­ча, по­дроб­но рас­спро­си­ла обо всём ба­буш­ку, по­сле это­го на­пи­са­ла в га­зе­ту «Ком­со­моль­ская прав­да в Тю­ме­ни». На сле­ду­ю­щий день по­сле вы­хо­да ста­тьи глав­врач боль­ни­цы лич­но при­ехал к боль­ной, взял её на об­сле­до­ва­ние, а мне в ре­дак­цию по­зво­ни­ла врач из об­ла­ст­ной боль­ни­цы, пред­ста­вив­шись гос­по­жой Зуй­ко­вой, и обо­зва­ла та­ки­ми сло­ва­ми, что да­же сей­час, спу­с­тя мно­го лет, вздра­ги­ваю, но тог­да, усом­нив­шись в том, что гос­по­жа Зуй­ко­ва во­об­ще су­ще­ст­ву­ет, я по­зво­ни­ла в боль­ни­цу и по­про­си­ла ме­ня с ней со­еди­нить (ска­за­лась жур­на­лист­ская при­выч­ка всё про­ве­рять), ме­ня со­еди­ни­ли, и да­ма под­твер­ди­ла, что от сво­их слов не от­ка­зы­ва­ет­ся. Ни от од­но­го!

Ме­ня все­гда (да­же в 90-е!) уми­ля­ла тен­ден­ция чи­нов­ни­ков «при­карм­ли­вать» жур­на­ли­с­тов и пи­са­те­лей, мяг­ко го­во­ря, не са­мых про­фес­си­о­наль­ных, к это­му, ка­жет­ся, уже при­вык­ли все, но ког­да я про­чи­та­ла, что ав­то­ру строк: «Есть в Си­би­ри яго­да-мо­рош­ка. / Пуш­кин, уми­рая, съел не­множ­ко…» – во-пер­вых, да­ли грант на из­да­ние соб­ст­вен­ной кни­ги, во-вто­рых, при­сво­и­ли зва­ние за­слу­жен­но­го ра­бот­ни­ка куль­ту­ры РФ, в-тре­ть­их, сня­ли про не­го фильм – мне по­ка­за­лось, что ти­хонь­ко схо­жу с ума.

В то же вре­мя про­зу та­лант­ли­во­го пуб­ли­ци­с­та Вик­то­ра Его­ро­ва не уда­лось из­дать, за­то вся Тю­мень его ска­чи­ва­ла из Ин­тер­не­та и чи­та­ла. В по­ве­с­ти «Чер­нец» под вы­мы­ш­лен­ны­ми име­на­ми раз­во­ра­чи­ва­ют­ся ре­аль­ные со­бы­тия, точ­но и уме­ло опи­сан­ные. И ни­ко­му из чи­та­те­лей не на­до бы­ло объ­яс­нять, кто тот или иной ге­рой. Всё про всех зна­ли. Что при­шлось за это ав­то­ру пе­ре­тер­петь – от­дель­ная ис­то­рия. Се­го­дня он по­сто­ян­ный ав­тор оп­по­зи­ци­он­но­го сай­та, кста­ти, един­ст­вен­но­го в об­ла­с­ти и осо­бо при­тес­ня­е­мо­го вла­с­тя­ми. Од­но­му из ав­то­ров это­го сай­та в подъ­езд под­ло­жи­ли взрыв­ное ус­т­рой­ст­во… На­до ли го­во­рить, что ми­ли­ция де­ло не воз­бу­ди­ла.

В на­ча­ле 2000-х «за­кру­чи­ва­ние га­ек» по­ш­ло пол­ным хо­дом. Ес­ли рань­ше нам ба­наль­но «за­ты­ка­ли рот», то те­перь пе­ре­шли к ак­тив­ным дей­ст­ви­ям. Лич­но мне за­па­и­ва­ли же­лез­ную дверь, и что­бы вой­ти в дом, при­шлось вы­зы­вать свар­щи­ка. Изу­ро­до­ва­ли ма­ши­ну, а по­том и во­все на­ло­жи­ли арест и от­вез­ли на штраф­сто­ян­ку, да­же не­смо­т­ря на тот факт, что юри­ди­че­с­ки она мне не при­над­ле­жит. Су­деб­ным при­ста­вам ска­за­ли «фас», и они, не ра­зо­брав­шись в до­ку­мен­тах, за­бра­ли. При­шлось це­лый год до­ка­зы­вать, что ка­ра­тель­ные ор­га­ны не пра­вы. «Ва­ше сча­с­тье, что прав­да на ва­шей сто­ро­не, – ска­за­ли мне в рай­он­ном су­де Цен­т­раль­но­го рай­о­на г. Тю­ме­ни, – ина­че са­ми зна­е­те что»…

За­то! По ито­гам мо­их пуб­ли­ка­ций, мно­гие он­ко­боль­ные по­лу­чи­ли ме­ди­цин­скую по­мощь, в ко­то­рой им рань­ше от­ка­зы­ва­ли, а се­ля­не де­рев­ни Ни­ход­ская Упо­ров­ско­го рай­о­на – свои за­кон­ные зе­мель­ные паи.

Грань бы­ла пе­рей­де­на, ког­да я на­пи­са­ла, как тю­мен­ские де­пу­та­ты от­би­ра­ют квар­ти­ры у «доль­щи­ков». По­сле это­го ста­ли от­кры­то уг­ро­жать мо­е­му ма­ло­лет­не­му ре­бён­ку и да­же бра­ту, ко­то­рый с на­ми не жи­вёт.

Вла­с­ти со мной ни­ког­да не су­ди­лись, по­сколь­ку к каж­дой ста­тье, к каж­дой ма­лю­сень­кой за­мет­ке бы­ла по­до­б­ра­на мощ­ная до­ка­за­тель­ная ба­за, со­сто­я­щая из се­рь­ёз­ных до­ку­мен­тов, ком­мен­та­ри­ев долж­но­ст­ных лиц, ви­део­за­пи­сей и пр. По­то­му од­наж­ды к мо­е­му сы­ну, ко­то­рый иг­рал со щен­ком во дво­ре, по­до­шёл уча­ст­ко­вый и в упор стал стре­лять в щен­ка, на виз­ги де­тво­ры он от­ве­тил: «С то­бой и тво­ей ма­мой бу­дет то же са­мое»…

 

Оль­га ИЖЕ­НЯ­КО­ВА,

г. ТЮ­МЕНЬ


Оль­га Пе­т­ров­на Иже­ня­ко­ва ро­ди­лась в 1975 го­ду в по­сёл­ке Кон­дин­ский Тю­мен­ской об­ла­с­ти. Окон­чи­ла Выс­ший тех­ни­че­с­кий ли­цей и Тю­мен­ский уни­вер­си­тет. В 2006 го­ду вы­пу­с­ти­ла в Моск­ве пер­вую кни­гу про­зы «Об­рат­ная сто­ро­на». Рас­ска­зы Иже­ня­ко­вой по­лу­чи­ли вы­со­кую оцен­ку Ле­о­ни­да Бо­ро­ди­на, Сер­гея Ганд­лев­ско­го и дру­гих из­ве­ст­ных ли­те­ра­то­ров.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования